Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТОВ В МЕДИЙНОЙ ПОВЕСТКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТОВ В МЕДИЙНОЙ ПОВЕСТКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / СМИ / МЕДИАКОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАКОНТЕНТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЭКСПЕРТ / TELEGRAM / YOUTUBE / КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каминская Т.Л.

Рассматривается экспертная русскоязычная политическая коммуникация, которая осуществлялась на протяжении 2022 г. в медийных цифровых форматах. При выборе материала исследования автор исходила как из рейтингов и востребованности медийных каналов, так и из популярности самих экспертов (участие в многочисленных форматах федеральных СМИ в качестве эксперта, высокий социальный статус и цитируемость). Кроме того, экспертный медиаконтент отбирался по тематике: так или иначе он связан с ведением и возможными последствиями специальной военной операции на территории Украины в условиях информационного и экономического противостояния. В ситуации информационной войны очевиден запрос общества на экспертное знание гуманитариев, удовлетворение которого осуществляется посредством медийных форматов медийными личностями. Поскольку в условиях информационного противостояния возрастает роль экспертов в производстве смыслов для широкой аудитории, необходимо выявить те коммуникативные роли, которые они играют. Коммуникативная роль традиционно связывается лингвистами с коммуникативным статусом и коммуникативными функциями и объясняется чаще всего как ситуативная. В случае же с экспертной позицией лица эти параметры являются относительно постоянными, в связи с чем выявление коммуникативных ролей в данном случае актуально в долгосрочной перспективе как отражение состава всего экспертного медиаконтента в экстремальных социально-политических условиях. Методом контент-анализа экспертного медиаконтента (специальных интервью с экспертами на канале YouTube, комментариев эксперта, введенных в журналистский текст в ведущих общественно-политических СМИ, а также авторских выступлений экспертов на собственных каналах в Telegram) выявлены основные коммуникативные роли экспертов: эксперт-критик, эксперт-интерпретатор, эксперт-пророк. Эти роли определяются как словоупотреблением определенных повторяющихся речевых конструкций, так и ориентирующим речевым поведением других участников коммуникации (журналистов, аудитории).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Каминская Т.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE ROLES OF POLITICAL EXPERTS IN THE MEDIA OF INFORMATION CONFRONTATION

The article discusses expert political communication in Russia in digital media formats throughout the year of 2022. When choosing the research material, the author considered both the ratings and demand for certain media channels, and the popularity of the experts themselves (their participation in numerous formats of federal media as experts, high social status and citation index). In addition, expert media content was selected by subject: it is connected with the conduct and possible consequences of special military operation on the territory of Ukraine in the environment of information and economic confrontation. During the information warfare, the society's demand for the expertise of humanities scholars is obvious. This demand is met through media formats by media personalities. Since the role of experts in the production of meanings for a wide audience in the framework of information confrontation is increasing, it is necessary to identify the communicative roles they play. The communicative role is traditionally associated by linguists with the communicative status and communicative functions, and it is most often explained as a situational one. With regards to the person's expertise, these parameters are relatively constant. Therefore, the identification of communicative roles in this case is necessary in the long term as a reflection of the entire expert media content in extreme socio-political conditions. Content analysis of expert media content (special interviews with experts on YouTube; expert comments introduced into the journalistic text in the leading socio-political media, as well as the speeches of experts on their own channels in Telegram) has revealed the main communicative roles of experts. They are an expert critic, an expert interpreter, an expert prophet. These roles are determined both through the use of certain repetitive speech structures and guiding speech behavior of other communication participants (journalists, audience).

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТОВ В МЕДИЙНОЙ ПОВЕСТКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ»

УДК 070:004.9:316.77

DOI10.24147/2413-6182.2023.10(2).303-316

ISSN 2413-6182 elSSN 2658-4867

КОММУНИКАТИВНЫЕ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТОВ В МЕДИЙНОЙ ПОВЕСТКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Т.Л. Каминская1'2

1 Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Россия)

2 Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

(Великий Новгород, Россия)

Аннотация: Рассматривается экспертная русскоязычная политическая коммуникация, которая осуществлялась на протяжении 2022 г. в медийных цифровых форматах. При выборе материала исследования автор исходила как из рейтингов и востребованности медийных каналов, так и из популярности самих экспертов (участие в многочисленных форматах федеральных СМИ в качестве эксперта, высокий социальный статус и цитируемость). Кроме того, экспертный медиаконтент отбирался по тематике: так или иначе он связан с ведением и возможными последствиями специальной военной операции на территории Украины в условиях информационного и экономического противостояния. В ситуации информационной войны очевиден запрос общества на экспертное знание гуманитариев, удовлетворение которого осуществляется посредством медийных форматов медийными личностями. Поскольку в условиях информационного противостояния возрастает роль экспертов в производстве смыслов для широкой аудитории, необходимо выявить те коммуникативные роли, которые они играют. Коммуникативная роль традиционно связывается лингвистами с коммуникативным статусом и коммуникативными функциями и объясняется чаще всего как ситуативная. В случае же с экспертной позицией лица эти параметры являются относительно постоянными, в связи с чем выявление коммуникативных ролей в данном случае актуально в долгосрочной перспективе как отражение состава всего экспертного медиаконтента в экстремальных социально-политических условиях. Методом контент-анализа экспертного медиаконтента (специальных интервью с экспертами на канале YouTube, комментариев эксперта, введенных в журналистский текст в ведущих общественно-политических СМИ, а также авторских выступлений экспертов на собственных каналах в Telegram) выявлены основные коммуникативные роли экспертов: эксперт-критик, эксперт-интерпретатор, эксперт-пророк. Эти роли определяются как словоупотреблением определенных повторяющихся речевых конструкций, так и ориентирующим речевым поведением других участников коммуникации (журналистов, аудитории).

© Т.Л. Каминская, 2023

Ключевые слова: медиа / СМИ, медиакоммуникация, медиаконтент, политическая коммуникация, эксперт, Telegram, YouTube, коммуникативная роль, информационная война.

Для цитирования:

Каминская Т.Л. Коммуникативные роли политических экспертов в медийной повестке информационного противостояния // Коммуникативные исследования. 2023. Т. 10. № 2. С. 303-316. DOI: 10.24147/2413-6182.2023.10(2).303-316.

Сведения об авторе:

Каминская Татьяна Леонидовна, доктор филологических наук, доцент, 1 профессор Департамента массовой коммуникации и медиабизнеса, 2 заведующий кафедрой журналистики

ORCID: 0000-0002-8371-787Х

Контактная информация:

1 Почтовый адрес: 125993, Россия, Москва, Ленинградский пр., 51/1

2 Почтовый адрес: 173003, Россия, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-

Петербургская, 41

E-mail: tlkam1@mail.ru Финансирование:

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ

Дата поступления статьи: 23.01.2023

Дата рецензирования: 30.01.2023

Дата принятия в печать: 27.03.2023

Введение

Проблема данного исследования связана с возрастающей востребованностью экспертного знания в условиях политической нестабильности. Значимость экспертного медиаконтента объясняется такими обстоятельствами момента, как растущая фейковизация медиаконтента и переизбыток противоречивой информации, неизбежно возникающими в периоды военных операций и конфликтов. В такие моменты высвечиваются новые аспекты медийной реальности, которая, как отмечает О.С. Иссерс, «с ее практически неограниченным охватом массовой аудитории и сверхоперативностью, меняет форматы коммуникации, трансформирует жанры, диктует ранее недопустимые в публичном диалоге тональности, конструирует новые роли и соответствующие им речевые характеристики» [Иссерс 2020: 219].

Понятие медиаэксперт или эксперт для медиа отсутствует в толковых словарях и словарях для работников СМИ. Однако в последние годы вопросы, кого можно считать экспертом, как формировать и использовать экспертный медиаконтент, обсуждаются в научных дискуссиях, прежде всего англоязычных. Так, М. Хетмански указывает на важность субъективного опыта, предубеждений при формировании экспертных заключений. То есть, «экспертные знания - это не только знания и навыки, но и социальная роль тех, кто ими обладает» [Hetmanski 2018: 11]. Роль эксперта рассматривается в контексте исследований научной, политической и новостной журналистики. Подход М. Маккомбса [McCombs, Bell 1996; McCombs, Reynolds 2002], согласно которому СМИ играют решающую роль в определении новостной повестки, «высвечивая» общественно значимые темы и, что немаловажно, предлагая аудитории интерпретации происходящего, продолжен в работе коллектива авторов с его участием [McCombs, Chyi, Kiousis 2004]. Т. Гальвао с соавторами анализируют понятие «научной журналистики», функционирующей в пространстве диалога между медиа, образовательными и исследовательскими учреждениями с помощью экспертов, и останавливаются на возможностях, связанных с цифровиза-цией медиапространства [Galvao et al. 2020]. Дж. Джерит и соавторы отмечают, что для повышения общего уровня информированности о ключевых событиях и процессах, прежде всего политических, важно предоставлять гражданам информацию в наиболее доступном для понимания виде, учитывая возможности граждан с низким уровнем образования (положительно в этом смысле оценивается роль телевидения] [Jerit, Bara-bas, Bolsen 2006; Jerit 2009]. По Э. Альбеку, экспертный взгляд помогает в краткие сроки получить более глубокий анализ и уйти от излишнего упрощения изложения, а также подтвердить те выводы, к которым журналист мог прийти самостоятельно («компенсационная легитимность»] [Alb^k 2011: 338].

Интенсивность взаимодействия между журналистами и экспертами, роль тех и других в формировании контента могут варьироваться в зависимости от текущих социально-политических условий. В этом плане стоит отметить работу С. Карпентер и Д. Кенвера, в которой был предложен набор переменных для оценки экспертных знаний: профильное образование, предыдущий профессиональный опыт работы в журналистике, награды, специализация, технические навыки профессии и социальная роль автора, которая оценивается путем контент-анализа материалов открытых источников в социальных медиа. Авторы указывают на то, что самого журналиста можно считать экспертом, если он принадлежит к определенной организации (это маркер его авторитета и «экспертности» его суждений] [Carpenter, Kanver 2017: 204-205].

Важность авторства эксперта из сферы науки в условиях санкци-онного давления подчеркивает И.Н. Тельнова, отмечая, что сегодня «од-

ним из апробированных и эффективных способов является популяризация результатов исследований и экспертного мнения ученого на специализированных электронных платформах и публикация экспертного мнения в СМИ» [Тельнова 2022: 526]. Она также справедливо указывает, что спрос на мнение эксперта растет в ситуации неопределенности.

Отмечалась роль СМИ в политическом просвещении, осуществляемом посредством интерпретаций событий, в «политической социализации и политической мобилизации граждан» [Линь 2020: 445]. И.С. Душа-кова ставит вопрос о том, кто может считаться экспертом в медиа (определяя этот статус по внешней к событию позиции], а также «о границах экспертного влияния на конечный продукт в СМИ и, шире - вопрос о включенности эксперта в цепочку производства смыслов для широкой аудитории» [Душакова 2016: 9].

В.И. Карасик, рассматривая лингвокультурный типаж политического эксперта, предлагает считать экспертом «специалиста, выступающего с комментарием в средствах массовой информации по поводу актуальных вопросов современности» [Карасик 2019: 87].

Выбор фокусировки на политическом экспертном медиаконтенте определяет интерес к коммуникативным ролям именно политических экспертов. И в этом плане интересна статья В.В. Рубанова [Рубанов 2014], разграничивающего роли политического эксперта и политического аналитика (на основе процедур исследования политики], однако данная статья не касается медиакоммуникации.

Исследователями затрагиваются и вопросы о платформах, на которых можно найти экспертный политический медиаконтент. Так, О.И. Ля-ховенко рассматривает политические Telegram-каналы как экспертную коммуникацию, подчеркивая, что несмотря на очевидную манипулятив-ность, политические Telegram-каналы «формируют особую экспертную систему, своего рода "распределенный think tank", который в режиме реального времени анализирует внутриполитическую и международную повестку», при этом «эксперты и аналитические центры используют Tele-gram-каналы для донесения своей позиции как до политических субъектов и лиц, принимающих решения, так и до широкой общественности» [Ляхо-венко 2022: 115]. Экспертную коммуникацию автор связывает непосредственно с политической повесткой, понимая под ней «взаимный обмен профессиональной аналитической и прогностической информацией между экспертами, а также между экспертами и получателями экспертизы (политическими субъектами и общественностью]» [Ляховенко 2022: 118].

В научной литературе отмечается факт наличия коммуникативных ролей у всех участников медийной коммуникации. Роли участников он-лайн-коммуникации рассматривались с точки зрения функции (администратор, модератор, участник] и коммуникативного статуса (обычные, уникальные] [Патрушева 2011; Бочарова 2017]. В рамках исследований

построения телеэфиров классифицировались роли журналистов (исходя из профессиональных рамок и коммуникативных намерений] [Семакина 2019].

Для означенной в статье темы представляют интерес отдельные аспекты лингвистических исследований политической медиакоммуни-кации, в частности наблюдения лингвистов над лексикой политических медиатекстов и использование оценочности в субжанре - политическом комментарии адресатов к ним [Гималетдинова, Довтаева 2020].

Завершая обзор научной литературы, связанной с ролью политического эксперта в медиа, можно отметить, что сам экспертный медиакон-тент практически не рассматривается как самостоятельный научный объект ни в политических, ни в филологических исследованиях. При этом, говоря о коммуникативных ролях в медиакоммуникации, филологи фокусируются преимущественно на роли журналистов или аудитории. Однако рост внимания российской аудитории с начала специальной военной операции на территории Украины (далее - СВО] к политической повестке в медиа, фиксируемый, в частности, компанией «Медиаскоп», побуждает задаться вопросом о ролях, присущих экспертам в этой повестке.

Цель данного исследования - выявление коммуникативных ролей политических экспертов, которые реализуются в медиаформатах в ситуации информационного противостояния.

Описание материала и методов исследования

Автором статьи был проведен контент-анализ различного рода медийных проектов, насчитывающих аудиторию более 500 тыс. подписчиков. Прежде всего это общественно-политические федеральные СМИ, широко использующие экспертный контент («Известия», «КоммерсантЪ», «Ведомости»]1. В нашем случае поисковые запросы для контент-анализа осуществлялись на сайтах изданий по ключевым словам эксперт, СВО, санкции, мобилизация, а затем анализировались полученные медиатек-сты с комментариями экспертов. Всего было проанализировано более 1000 текстов.

Вторая база экспертных комментариев формировалась из мессенд-жера Telegram по следующим критериям. Во-первых, принимая во внимание мнение О.И. Ляховенко [Ляховенко 2022] про возможную «анонимную экспертность», в данной статье мы всё же рассматриваем тот медиакон-тент, который маркирован авторством эксперта и сопровождается указанием на его характеризующие как эксперта основания (научные степени, менеджерские должности, исследовательские компетенции и под.]. Во-вторых, учитывались рейтинги политических каналов мессенджера, в частности рейтинги «Медиалогии» (https://www.mlg.ru/ratings/socmedia/]

1 Исследуемые СМИ несколько лет подряд входят в топ-10 по версии компании «Медиаскоп», см.: URL: https://mediascope.net/data/ (дата обращения: 28.12.2022).

и «Медиаскопа», а также масштабное исследование - составленный Центром политической конъюнктуры (далее - ЦПК] рейтинг Те^гат-ка-налов (https://cpkr.ru/issledovamya/telegram/poHticheskie-eksperty-v-tele-gгam/], сделанный впервые по нескольким критериям. Среди критериев оценки каналов данного рейтинга не только и не столько статистические аудиторные показатели, а заметность в публичном поле и цитируемость контента, наличие базового политологического образования или ученой степени, наличие публикаций в рецензируемых научных журналах. Интересно, что вошедшие в топ-10 по этому рейтингу авторы каналов (Д. Орлов (ПолитологОрлов; https://t.me/poHtolog_Oгlov], А. Асафов (АСАФОВ; https://t.me/aasafov], С. Белковский (Белковский; https://t.me/SBelkovskiy] и др.] действительно заметны на всех других медиаплощадках, многократно привлекаются к комментированию в ведущих СМИ, а также активно ведут авторские каналы и дают экспертные интервью на YouTube.

Что касается YouTube, то анализировались видео с участием экспертов, связанных с темой СВО и санкций, набирающие более полумиллиона просмотров (всего десять интервью].

Поскольку цифровые платформы для привлечения экспертных мнений могут рассматриваться как новый технологичный путь к созданию качественного медиаконтента, был произведен мониторинг журналистских запросов платформы Pressfeed.ru (https://pressfeed.ru/], о своем эксперименте в качестве эксперта на которой автор писала ранее [Каминская, Ерохина 2022].

Представление результатов

Внимание к политической информации и значимость в ней экспертного контента демонстрируют рейтинги «Медиалогии»: за последние два года значительно выросло число подписчиков на политические Telegram-каналы, резко увеличилась аудитория политических теленовостей и экспертных интервью о политической повестке на YouTube. Особое место в современной медийной ситуации занимает политическая экспертиза.

Увеличение объемов экспертного медиаконтента в ведущих СМИ также выражена в цифрах: так, на сайте газеты «Известия» (https://iz.ru/] за год (январь 2022 - январь 2023] обнаружено 17 156 публикаций, включающих комментарий эксперта, годом ранее - менее 16 тыс., и далее - по убывающей: в 2020 г. - менее 12 тыс., в 2019 - не многим более 9 тыс. Большую часть публикаций, а именно 2 176 за 2022 г., можно прочитать на сайте «Известий» по запросу эксперт санкции СВО. Более чем две трети из них относятся к жанру новости, треть - статьи. Интересно, что в «Известиях» примерно в каждой пятой публикации слово эксперт стоит в сильной позиции (в заголовке или лиде]: Эксперт раскрыл влияние антироссийских санкций на экологическую повестку ЕС; Военный эксперт рассказал о страданиях французов от санкций против РФ; Эксперт оценил

обстановку с добычей нефти в России; Эксперт объяснил продление Канадой санкций по турбинам для «Северного потока».

Похожая ситуация с экспертным контентом в газетах «Ведомости» (https://www.vedomosti.ru/] и «КоммерсантЪ» (https://www.kommer-sant.ru/]. И хотя слово эксперт в них не так частотно в заголовках, в текстах без экспертного комментария по темам СВО и санкций не обходится ни одна публикация. Так, в «Ведомостях» экспертный комментарий присутствует в 6 076 публикациях за последний год, из них посвящены СВО и санкциям 1 119 публикаций.

Чаще всего коммуникативная роль экспертов здесь связана с интерпретацией произошедших событий или процессов, происходящих в данный момент, и определяется самим журналистом, автором текста, обозначаясь словами рассказал, отметил, объяснил, оценил: Эксперты HeadHunter в выводах по итогам своего последнего исследования рассказали, что из-за частичной мобилизации для кадровиков работа стала еще более сложной, чем ранее, после объявления специальной военной операции (КоммерсантЪ]; Эксперт объяснил неготовность стран ЕС лишиться импорта ряда продукции из России (Известия]; Эксперты также отмечают падения спроса на недвижимость на фоне санкций и политических страхов (Ведомости].

Гораздо реже в общественно-политических СМИ эксперты выступают с прогностических позиций, которая обозначается как пророческая -эксперты предрекают (в этом случае обозначаются возможные события будущего, периоды, относящиеся к будущему, либо используются слова с семантикой неуверенности типа возможно, допускает]: Эксперты назвали сценарные развилки в российской экономике в 2023 году; Эксперты предупреждают, что к концу декабря рубль ослабнет еще больше. Эксперты допустили начало глобально рецессии в 2023 году (Ведомости]; Эксперты предрекли рост российского рынка BNPL в 2023 году (Известия].

Экспертами в данных СМИ считаются преимущественно преподаватели вузов с ученой степенью, руководители исследовательских и бизнес-центров.

Если коммуникативную роль эксперта в топовых общественно-политических СМИ маркируют чаще всего журналисты при вводе комментария в свой текст, то в авторских Telegram- и YouTube-каналах эти же эксперты сами ее обозначают в своей прямой речи.

Анализ показал, что большинство авторов и аудитории этих площадок также отдают предпочтение именно интерпретации фактов и событий, касающихся повседневности. Такая ситуация в корне отличается от ситуации на платформах двухлетней давности, когда ценилась инсайдерская информация о селебрити. С точки зрения эмоциональной окраски большинство постов нейтральны, что в целом характерно для риторики экспертного сообщества, особенно научного. Очевиден фокус на внутреннюю повестку. Так, лидер рейтинга ЦПК Д. Орлов в Telegram-канале «По-

литологОрлов» объясняет тренды бюджетной политики регионов, строит рейтинги губернаторов.

Несмотря на то, что эксперты комментируют одни и те же события (мобилизация, принятие бюджетов, помощь семьям мобилизованных, инфляция, введение новых пакетов санкций], при нейтральной модальности постов наблюдается их различная стилистическая наполненность. Так, посты в Telegram-канале «Белковский» (в топе ЦПК], как и интервью С. Белковского на YouTube, отличаются высокой метафоричностью, использованием различных тропов, юмором: - экономика показала, что умеет приспосабливаться... - не просто, да, но и не смертельно... - есть такой термин в медицине, можно им процессы в экономике определять, прогрессивный паралич... - мы ощутили себя в абсолютно другой реальности... -больно всем. - мы выяснили, что российский рубль - это очень интересная субстанция... - ребята из Центробанка сработали филигранно...

При проведении интервью с политическими экспертами журналисты нередко провоцируют экспертов на прогнозы, задавая им вопросы о возможных сценариях будущего. Некоторые эксперты отрицают для себя роль пророка: ну это математики должны просчитывать... модели строить... у меня с математикой плохо (Н. Зубаревич в ответ на вопрос о финансовых прогнозах, интервью Forbes; https://www.youtube.com/channel/ UCr2LSro_9yZvng8HR2eDExA; 499 тысяч подписчиков]. Однако отказ от позиционирования себя прогнозистом не означает отсутствие прогностических элементов в речи: - Спад в 2023 году продолжится, и это официальные прогнозы Минэка и Центробанка; - Далее - пока работает всё оборудование, что мы закупили, но наступит срок ремонта. И всё же Н. Зубаревич, скорее, присуща роль интерпретатора открытых данных и происходящих на наших глазах процессов: - Мы же понимаем, что... потери невосполнимы. - Значит ли это, что выкрутились? Нет, не значит. - Уже сейчас понятно, что рушится газовый сектор... - Общее ощущение, что справились... Труба пониже и газ пожиже, но рынок не стал рушиться. - Вывод: помнить, что наша страна прошла через такое число ударов, что опыт уже наработан. - На них существенно сильнее повлиял не кризис, а мобилизация...

Вопрос журналиста: - Каким словом Вы бы назвали то, что происходит сейчас? Ответ Н. Зубаревич: адаптация к худшему. Слово «надрыв» уже пора перестать употреблять. Интересно, что коммуникативная роль эксперта определяется и в комментариях аудитории. Про Н. Зубаре-вич: @user-om6lv1bx6x: Отличное просвещение населения, разговор о будущем и настоящем страны гораздо лучше; политических прогнозов; @user-pp6kh3il9n: Главное, чтобы было желание рефлексии, смотреть на мир и думать, как он устроен; @user-jr3ik5es9o: Постоянно смотрю Наталью Васильевну.Умнейший и лучший анализ ситуации; @user-cn2ji5jb6i: Всегда искренне ВОСХИЩАЮСЬ, как ЭТА женщина умеет ОЧЕНЬ МУДРО и ГРАМОТНО вести диалог на ТАКУЮ опасную тему, как глубоки ее слова и

настроения!!!... БРАВО; @user-w1ef4ug5g: С каким упоением её слушаю! Не нужно платить деньги психологу, достаточно послушать Её и всё встаёт на свои места, всё становиться ясным и понятным. Супер; @user-fb1lc9ci2e: Профессор с жизненной позицией " будем наблюдать".........

Крайне редко политические эксперты осуществляют самопрезентацию пророка. Однако таковые имеют востребованность у аудитории и журналистов. Например, в авторском канале Валерия Соловья1, насчитывающем 508 тыс. подписчиков (@bonum_professor; https://www.you-tube.com/channel/UCtENsC_MhelLOW267K7aPfg], содержатся видео от первого лица под заголовком Что нас ждет в 2023? Прогноз Валерия Соловья. В собственном канале и в интервью на сторонних ресурсах эксперт не скупится на прогнозы, многократно подчеркивая, что получает инсайдерскую информацию, не доступную другим; предрекает крупные политические изменения, используя будущее время, указывая на свои предчувствия относительно будущего: - Это совершенно точно, не будет Путина как системы в 2024 году; - ...у меня самые тяжелые предчувствия; -Нас ждут три основных изменения... - Я много раз говорил, и еще раз с удовольствием повторю, что решающие военные события произойдут до конца 2023 года...

Коммуникативная роль критика связана с негативной оценкой происходящего, связанного с критикой системы в целом и конкретных аспектов и решений в частности: - система 20 лет продавала стабильность... стабильность и демобилизацию. стабильность и добровольный отказ от политических прав... ей трудно преобразиться, поэтому она пытается новое вино в старые бурдюки наливать, пытается продолжать быть собою, особенно это забавно на риторическом уровне и на кадровом... -Армия, Разведка и даже пропаганда. которые проявили себя достаточно дисфункционально. Те, кем больше всего гордились, во что больше всего вкладывались, оказалось иллюзией. а те, кого считали пятой колонной и либеральными предателями. служат им последние месяцы наилучшим образом. Ситуация оценивается как крайне невыгодная для всех, в ее оценке превалирует трагизм: Горя хватает на всех... никому не хорошо... зависит от того, что вы за человек (интервью #Forbes; https://www.you-tube.com/watch?v=VmWSOw3MMM0].

Интересно обратить внимание на спрос экспертного контента в цифровых форматах. Ежедневно на сервисе журналистских запросов Pressfeed.ru расположено несколько сотен запросов от СМИ на экспертный комментарий: чаще всего тематика запросов связана с бизнесом, здоровьем, промышленностью и финансами. Слово эксперт трактуется журналистами достаточно широко и не связано с высоким статусом. Так, «Комсомольская правда» запрашивает в январе 2023 г. эксперта для ответа

1 Внесен Министерством юстиции РФ в реестр физических лиц, признанных СМИ -иностранными агентами.

на вопросы и комментариев в сфере астрологии и Ищет эксперта для статьи об умных наушниках. Мониторинг платформы Pressfeed.ru и авторский опыт работы на ней автора статьи показывают, что в случае безличной коммуникации (при отсутствии прямого контакта «эксперт - журналист»] практически отсутствуют поиски ответов на вопросы политики, и уж тем более там не найти запросов по тематике СВО. Данный факт, а также мониторинг топовых федеральных СМИ говорят о том, что у общественно-политических российских медиа существует собственный пул политических экспертов (или они предпочитают обращаться к известным экспертам напрямую]. При этом авторский политический экспертный контент, связанный с новостной актуальной повесткой, располагается преимущественно на таких каналах, как Telegram и YouTube.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что каждый популярный политический медиаэксперт тяготеет к определенной коммуникативной роли. В последний год, характеризующийся военными событиями и санкциями, самой распространенной и востребованной у российской медиааудито-рии и политических журналистов является коммуникативная роль эксперта-интерпретатора. Роль интерпретатора состоит в том, чтобы на основе имеющихся открытых данных (часто статистических] осуществить логическую оценку, объяснить происходящее, что-то из них выделить, подчеркнуть, рассуждая о значимости имеющихся в распоряжении фактов. К такого рода экспертам можно, например, отнести С. Белковского, Н. Зубаревич, Д. Орлова и мн. др.

Спросом пользуется также коммуникативная роль пророка, которую (часто намеренно] играют такие эксперты, как В. Соловей, М. Хазин.

Коммуникативная роль критика характеризуется активным использованием оценочной лексики, стратегией солидаризации с адресатом, реализуется сегодня преимущественно теми экспертами, которые признаны Министерством юстиции РФ иностранными агентами, и связана с критикой как СВО в целом, так и связанных с ней отдельных политических решений власти.

Коммуникативные роли связаны с политическими позициями экспертов, а также теми ситуативными рамками, которые задаются обсуждаемой тематикой, коммуникативным поведением журналистов (навязывание роли] и реакцией аудитории. Определить коммуникативные экспертные роли можно по подбору лексических средств в оценке событий, глаголам говорения и характеристикам самопрезентаций. И хотя в целом коммуникативные роли у политических экспертов стабильны, в разных коммуникативных ситуациях они могут совмещаться и дополняться друг другом.

Список литературы

Бочарова Т.А. Виртуальная коммуникация: статусы и роли // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86), ч. 4. С. 45-48.

Гималетдинова Г.К., Довтаева Э.Х. Сентимент-анализ читательского интернет-комментария к политическому тексту // Политическая лингвистика. 2020. № 1 (79). С. 42-51. DOI: 10.26170/pl20-01-05.

Душакова И.С. Новостная грамотность: роль эксперта в новостных сообщениях // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1, № 3. С. 8-18.

Иссерс О.С. Грани «новой искренности» в современной политической коммуникации // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6: Журналистика. С. 216-227. DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-216-227.

Каминская Т.Л., Ерохина О.В. Медиакраудсорсинг и медиакраудфандинг в цифровой среде как факторы нового комьюнити для СМИ. Медиалингвистика. 2022. Т. 9, № 2. С. 96-112. DOI: 10.21638/spbu22.2022.202.

Карасик В.И. Политический эксперт как лингвокультурный типаж // Актуальные проблемы стилистики. 2019. № 5. С. 87-95.

Линь Ч. Роль журналистики в репрезентации политической сферы жизни // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 443-444. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00609.

Ляховенко О.И. Телеграм-каналы в системе экспертной и политической коммуникации в современной России // Медиабезопасность. 2022. Т. 4, № 1. С. 114144. DOI: 10.46539/gmd.v4i1.230.

Патрушева Л. С. Коммуникативные роли участников интернет-форума // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 10 (225): Филология. Искусствоведение. Вып. 52. С. 109-113.

Рубанов В.В. Политический эксперт: теоретическая сущность и методологические особенности профессиональной деятельности // Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук. 2014. № 7-8. С. 170-174.

Семакина О.Н. Коммуникативные роли журналиста на телевидении и их реализация (на примере ведущих новостной программы «Вести: Приморье») // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 1 (423): Филологические науки. Вып. 115. С. 118-122. DOI: 10.24411/1994-2796-2019-10118.

Тельнова И.Н. Экспертное мнение ученого в массмедиа как новая альтметрика в условиях санкционного давления // Медиалингвистика. СПб.: Медиапапир, 2022. Вып. 9: Язык в координатах массмедиа: материалы VI Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 30 июня - 2 июля 2022 г.) / науч. ред. Л.Р. Дус-каева. С. 524-528.

Albœk E. The interaction between experts and journalists in news journalism // Journalism. 2011. Vol. 12, iss. 3. P. 335-348. DOI: 10.1177/1464884910392851.

Carpenter S., Kanver D. Journalistic expertise: A communicative approach // Communication and the Public. 2017. Vol. 2, iss. 3. P. 197-209. DOI: 10.1177/2057047317720218.

Galvao T., Rayanne P., Noll S.E., Noll M. The contexts of science journalism in the Brazilian Federal Institutes: characterizing realities and possibilities of communication products // Heliyon. 2022. Vol. 8, iss. 1. Art. E08701. DOI: 10.1016/j.heliyon.2021.e08701.

Hetmanski M. Expert Knowledge: Its Structure, Functions and Limits // Studia Humana. 2018. Vol. 7, iss. 3. P. 11-20. DOI: 10.2478/sh-2018-0014.

Jerit J. Understanding the Knowledge Gap: The Role of Experts and Journalists // Journal of Politics. 2009. Vol. 71, iss. 2. P. 442-456. DOI: 10.1017/S0022381609090380.

Jerit J., Barabas J., Bolsen T. Citizens, Knowledge, and the Information Environment // American Journal of Political Science. 2006. Vol. 50, iss. 2. P. 266-282. DOI: 10.1111/j.1540-5907.2006.00183.x.

McCombs M., Bell T. The agenda-setting role of mass communications // An Integrated Approach to Communication Theory and Research / ed. by M.B. Salwen, D.W. Stacks. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1996. P. 93-110.

McCombs M., Chyi H., Kiousis S. How the news media set the agenda // Doxa Comunicación. 2004. No. 002. P. 217-223. DOI: 10.31921/doxacom.n2a13.

McCombs M., Reynolds A. News influence on Our Pictures of the World // Media Effects: Advances in Theory and Research / eds. J. Bryant, D. Zillmann. 2nd ed. New York: Routledge, 2002. P. 1-16.

References

Albœk, E. (2011), The interaction between experts and journalists in news journalism. Journalism, Vol. 12, iss. 3, pp. 335-348. DOI: 10.1177/1464884910392851.

Bocharova, T.A. (2017), Virtual communication: statuses and roles. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, No. 12 (86), pt. 4, pp. 45-48. (in Russian).

Carpenter, S., Kanver, D. (2017), Journalistic expertise: A communicative approach. Communication and the Public, Vol. 2, iss. 3, pp. 197-209. DOI: 10.1177/2057047317720218.

Duschakova, I.S. (2016), News literacy: the role of the expert in news messages. Communications. Media. Design, Vol. 1, no. 3, pp. 8-18. (in Russian).

Galvâo, T., Rayanne, P., Noll, S.E., Noll, M. (2022), The contexts of science journalism in the Brazilian Federal Institutes: characterizing realities and possibilities of communication products. Heliyon, Vol. 8, iss. 1, art. E08701. DOI: 10.1016/j.heliyon.2021.e08701.

Gimaletdinova, G.K., Dovtaeva, E.Kh. (2020), Sentiment Analysis of the Reader's Internet Commentary on a Political Text. Political Linguistics, No. 1 (79), pp. 42-51. DOI: 10.26170/pl20-01-05. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hetmanski, M. (2018), Expert Knowledge: Its Structure, Functions and Limits. Studia Humana, Vol. 7, iss. 3, pp. 11-20. DOI: 10.2478/sh-2018-0014.

Issers, O.S. (2020), Dimensions of a "New Sincerity" in Modern Political Communication. Vestnik NSU. Series: History and Philology, Vol. 19, no. 6: Journalism, pp. 216-227. DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-216-227. (in Russian).

Jerit, J. (2009), Understanding the Knowledge Gap: The Role of Experts and Journalists. Journal of Politics, Vol. 71, iss. 2, pp. 442-456. DOI: 10.1017/S0022381609090380.

Jerit, J., Barabas, J., Bolsen, T. (2006), Citizens, Knowledge, and the Information Environment. American Journal of Political Science, Vol. 50, iss. 2, pp. 266-282. DOI: 10.1111/j.1540-5907.2006.00183.x.

Kaminskaya, T., Erokhina, O. (2022), Media Crowdsourcing and Media Crowdfunding in the Digital Environment and Media Education Practices. Media Education, Vol. 18, no. 1, pp. 77-87. DOI: 10.13187/me.2022.1.77. (in Russian).

Karasik, V.I. (2019), Political expert as a linguocultural type. Aktual'nye problemy stil-istiki, No. 5, pp. 87-95. (in Russian).

Lin, Chuanzhao (2020), The role of journalism in representing the political life. The world of science, culture and education, No. 3 (82), pp. 443-444. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00609. (in Russian).

Lyakhovenko, O. (2022), Telegram Channels in the System of Expert and Political Communication in Modern Russia. Galactica Media: Journal of Media Studies, Vol. 4, iss. 1, pp. 114-144. DOI: 10.46539/gmd.v4i1.230. (in Russian).

McCombs, M., Bell, T. (1996), The agenda-setting role of mass communications. Sal-wen, M.B., Stacks, D.W., (eds.) An Integrated Approach to Communication Theory and Research, Mahwah, NJ, Lawrence Erlbaum Associates, pp. 93-110.

McCombs, M., Chyi, H., Kiousis, S. (2004), How the news media set the agenda. Doxa Comunicación, No. 002, pp. 217-223. DOI: 10.31921/doxacom.n2a13.

McCombs, M., Reynolds, A. (2002), News influence on our pictures of the world. Bryant, J., Zillmann, D. (eds.) Media Effects: Advances in Theory and Research, 2nd ed., New York, Routledge publ., pp. 1-16.

Patrusheva, L.S. (2011), Kommunikativnye roli uchastnikov internet-foruma [Communicative roles of Internet forum participants]. Bulletin of Chelyabinsk State University, No. 10 (225): Philology. Art History, iss. 52, pp. 109-113. (in Russian).

Rubanov, V.V. (2014), Political expert: theoretical essence and methodological specifics of professionals' activities. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, No. 7-8, pp. 170-174. (in Russian).

Semakina, O.N. (2019), Communicative roles of the journalist on TV and their implementation (based on the work of the leading news program "Vesti: Primorye"). Bulletin of Chelyabinsk State University, No. 1 (423): Philology Sciences, iss. 115, pp. 118-122. DOI: 10.24411/1994-2796-2019-10118. (in Russian).

Telnova, I. (2022), Expert scientist's opinion in mass media as a new altmetric during the period of sanctions. Duskaeva, L.R. (ed.) Media Linguistics, Spec. iss. 9: Yazyk v koordinatakh massmedia [Language in mass media coordinates], Proceedings of the VI International scientific conference (St. Petersburg, June 30 -July 2, 2022), St. Petersburg, Mediapapir publ., pp. 524-528. (in Russian).

COMMUNICATIVE ROLES OF POLITICAL EXPERTS IN THE MEDIA OF INFORMATION CONFRONTATION

T.L. Kaminskaya1'2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia)

2 Yaroslav-the-Wise Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia)

Abstract: The article discusses expert political communication in Russia in digital media formats throughout the year of 2022. When choosing the research material, the author considered both the ratings and demand for certain media channels, and the popularity of the experts themselves (their participation in numerous for-

mats of federal media as experts, high social status and citation index). In addition, expert media content was selected by subject: it is connected with the conduct and possible consequences of special military operation on the territory of Ukraine in the environment of information and economic confrontation. During the information warfare, the society's demand for the expertise of humanities scholars is obvious. This demand is met through media formats by media personalities. Since the role of experts in the production of meanings for a wide audience in the framework of information confrontation is increasing, it is necessary to identify the communicative roles they play. The communicative role is traditionally associated by linguists with the communicative status and communicative functions, and it is most often explained as a situational one. With regards to the person's expertise, these parameters are relatively constant. Therefore, the identification of communicative roles in this case is necessary in the long term as a reflection of the entire expert media content in extreme socio-political conditions. Content analysis of expert media content (special interviews with experts on YouTube; expert comments introduced into the journalistic text in the leading socio-political media, as well as the speeches of experts on their own channels in Telegram) has revealed the main communicative roles of experts. They are an expert critic, an expert interpreter, an expert prophet. These roles are determined both through the use of certain repetitive speech structures and guiding speech behavior of other communication participants (journalists, audience).

Key words: mass media, media communication, media content, political communication, expert, Telegram, YouTube, communicative role, information warfare.

For citation:

Kaminskaya, T.L. (2023), Communicative roles of political experts in the media of information confrontation. Communication Studies (Russia), Vol. 10, no. 2, pp. 303-316. DOI: 10.24147/2413-6182.2023.10(2).303-316. (in Russian).

About the author:

Kaminskaya, Tatiana Leonidovna, Prof., 1 Professor of the Department of Mass Communication and Media Business, 2 Head of the Department of Journalism

ORCID: 0000-0002-8371-787X Corresponding author:

1 Postal address: 51/1, Leningradskii pr., Moscow, 125993, Russia

2 Postal address: 41, Bol'shaya Sankt-Peterburgskaya ul., Veliky Novgorod,

173003, Russia

E-mail: tlkam1@mail.ru Acknowledgements:

The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budget funds for the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Received: January 23, 2023

Revised: January 30, 2023

Accepted: March 27, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.