Научная статья на тему 'Словник дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения»'

Словник дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЗАУРУС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗНАНИЯ / ОЦЕНКА / КОНТРОЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Галина Ивановна

Представлен словник разработанного автором тезауруса учебной дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения». Тезаурус состоит из шести кластеров: «Качество образования», «Знания», «Оценка», «Контроль», «Педагогические измерения» и «Тестирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the glossary on the discipline "Modern instruments of learning outcome evaluation" developed by the author. The thesaurus is divided into the six categories: "Quality of education', "Knowledge", "Evaluation", "Control", "The conceptual structure of the pedagogical measurement theory" and "Testing".

Текст научной работы на тему «Словник дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения»»

Г. И. Смирнова

СЛОВНИК ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор Т. С. Анисимова

Представлен словник разработанного автором тезауруса учебной дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения». Тезаурус состоит из шести кластеров:«Качество образования», «Знания», «Оценка», «Контроль», «Педагогические измерения» и «Тестирование».

G. Smirnova

GLOSSARY ON THE DISCIPLINE

“MODERN INSTRUMENTS OF LEARNING OUTCOME EVALUATION”

The article describes the glossary on the discipline “Modern instruments oflearning outcome evaluation ” developed by the author. The thesaurus is divided into the six categories: “Quality of education’,

“Knowledge”, “Evaluation”, “Control”, “The conceptual structure of the pedagogical measurement theory” and “Testing”.

Тезаурус представлен шестью кластерами терминов. Каждый кластер определяется дескриптором. Дескриптор (descriptor) — единица языка информационно-поисковой системы, соответствующая определенному ключевому или базовому понятию, включенному в тезаурус этой системы [3]. Это термин со строго фиксированным значением, без синонимов.

В каждом кластере разработанного тезауруса термины и их определения расположены в алфавитном порядке, что облегчает навигацию по тезаурусу. Тезаурус дает возможность однозначного описания как содержания образования, определяемого образовательной программой, так и анализа возможных последствий реализации образовательной программы [4].

При составлении тезауруса реализуется несколько этапов. Во-первых, необходимо провести информационный поиск в конкретной предметной области (научные труды по педагогике, работы, обобщающие передовой педагогический опыт, нормативные документы и т. д.) для определения содержания, характера обучения в вузе, его условий и особенностей, объекта, предмета, целей и задач, тенденций

развития и т. д. Во-вторых, следует выделить ключевые понятия, которые в качестве основных структурных единиц — дескрипторов — составят терминополе тезауруса. В нашем случае дескрипторов шесть: «Качество образования», «Знания», «Оценка», «Контроль», «Педагогические измерения» и «Тестирование». В-третьих, дескрипторы следует представить в соответствующей, оптимальной для конкретных задач форме. Мы отдали предпочтение иерархическому представлению терминов как в словнике, так и в тезаурусе.

Тезаурус разработан в рамках педагогического исследования, целью которого являлась проверка целесообразности и эффективности применения тезаурусного подхода в преподавании учебной дисциплины в вузе. Кратко суть тезаурусного подхода можно описать следующим образом: изучая дисциплину, студенты составляли словник, а впоследствии и тезаурус каждого занятия. Новое занятие начиналось с повторения уже знакомых понятий и выработки общей структуры словника текущей темы. Затем студенты давали определения предложенным терминам. Одним из пунктов домашней подготовки являлось составление

словника следующего занятия. Таким образом, студенты имели конкретную систему понятий по теме каждого занятия, что облегчало усвоение этих понятий. Итогом работы стал тезаурус всей дисциплины.

Описанный подход реализован на примере учебного курса «Современные средства оценивания результатов обучения», входящего в содержание обучения студентов Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. Курс носит междисциплинарный характер, объединяя понятия педагогики, психологии, математики, и других наук. При этом системообразующими являются педагогические понятия.

Приведем словник разработанного тезауруса дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения».

Педагогические измерения

Критерии отбора содержания теста:

• непротиворечивость;

• обоснованность;

• определенность.

Педагогический тест:

• компьютерные тесты;

• место теста в образовательной системе;

• направленность теста;

• процесс создания;

• однородность теста;

• применимость теста;

• цели создания и использования теста.

Принципы отбора содержания теста:

• репрезентативность;

• системность;

• оптимальность;

• фасет;

• импликация;

• краткость.

Элементы задания в тестовой форме:

• варианты ответа;

• инструкция;

• оценочная схема;

• тестовое задание.

Этапы создания теста:

1) задания в тестовой форме:

а) формы заданий в тестовой форме:

• с выбором одного или нескольких правильных ответов;

• открытой формы;

• на установление правильной последовательности;

• на установление соответствия;

б) требования к заданиям в тестовой форме:

• адекватность использования;

• краткость;

• логичная форма высказывания;

• наличие места для ответов;

• одинаковость инструкции;

• одинаковость правил оценки ответов;

• правильность выбора;

• правильность расположения элементов задания;

2) тестовые задания:

а) требования к тестовым заданиям:

• дифференцирующая способность;

• кумулятивный эффект;

• положительная корреляция;

• трудность;

б) эмпирическая проверка заданий в тестовой форме;

в) математико-статистическая обработка результатов тестирования;

3) моделирование теста как системы заданий возрастающей трудности.

Обоснования дескриптора «педагогические измерения»

Первые научные труды по теории тестов появились в начале ХХ в., на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук (Behavioral Sciences). Зарубежные психологи называют эту науку психометрикой (Psychometrika), а педагоги — педагогическим измерением (Educational Measurements) [1]. Педагогические измерения призваны заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля подготовленности учащихся. В структуре подготовленности большое место занимают знания, умения, навыки и представления. Сюда же следует добавить интеллектуальное, физическое и культурное развитие, творческие способности, воспитанность и уровень развития эмоционально-чувственной сферы. Педагогические измерения — это прикладная теория научной педагогики [5]. И в структуре дисциплины «Современные средства оценивания ре-

зультатов обучения» понятия теории педагогических измерений занимают ключевые позиции.

Знания

Виды знания:

• нормативные;

• предлагаемые;

• приобретаемые;

• проверяемые.

Классификация знания:

• знание названий, имен;

• знание определений;

• знание смысла названий, имен;

• фактуальные знания;

• ассоциативные знания;

• знание противоположностей, противоречий, антонимов и т. д.;

• классификационные знания;

• сравнительные, сопоставительные знания;

• причинные знания, знания причинноследственных отношений;

• процессуальные, алгоритмические, процедурные знания;

• технологические знания;

• абстрактные знания;

• вероятностные знания;

• методологические знания;

Свойства знания:

• антисимметричность;

• рефлексивность;

• транзитивность.

Обоснования дескриптора «знания»

Для целей педагогического измерения концептуально можно выделить четыре основные сферы знаний: знание мира, знание людей, знание самого себя и знание способов деятельности. Далее эти четыре сферы полезно разделить на естественнонаучную и гуманитарную сферы знаний, а далее делить по отраслям практики, по наукам. Помимо них существует пласты донаучных и вненаучных знаний, объективных и субъективных. Знание может быть также объективно истинным и объективно ложным. Некоторые знания могут быть осмысленными или неосмысленными [1, с. 4]. Это общеизвестные формы знания. Представленная в дескрипторе классификация знаний

сформулирована исключительно для решения задач педагогического измерения.

Качество образования

Аспекты качества:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• аксиологический аспект;

• внешневнутренней обусловленности;

• динамичности;

• определенности;

• свойства;

• структурности.

Квалитология:

• теория качества;

• теория оценки качества;

• теория управления качеством.

Подходы к определению:

• дидактический;

• комплексный;

• методологический;

• многопараметрический;

• педагогический;

• процессуальный;

• психолого-дидактический;

• формально-отчетный;

• эмпирический.

Трактовка понятия «качество образования»:

• производственная;

• философская.

Обоснования дескриптора «качество образования»

Качество образования (в широком смысле) — сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) [6, с. 11]. Современное состояние проблемы качества образования отражает усиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими потребностями общества к нравственности и интеллекту человека и, с другой стороны, фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений, который часто оказывается ниже современных требований. В этих условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательными системами, особенно высшим образованием.

Контроль

Принципы педагогического контроля:

• научности и эффективности;

• объективности;

• связь контроля и образования;

• системности и всесторонности;

• справедливости и гласности.

Стадии самоконтроля:

• выборочный самоконтроль;

• отсутствие самоконтроля;

• полный самоконтроль;

• самоконтроль на основе прошлого опыта. Структура контроля:

• модель желаемого результата;

• принятие решения о продолжении или координации действия;

• процесс сличения образа и реального действия.

Оценка

Качества оценки:

• объективность;

• соответствие программе преподавателя;

• стабильность;

• экономическая выгода.

Ошибки педагогической оценки:

• близости;

• великодушия;

• контраста;

• логические оценки;

• ореола;

• центральной тенденции.

Параметры оценки:

• адекватность;

• объективность;

• справедливость.

Средства оценки результатов обучения:

а) инновационные:

• модульная система;

• мониторинг качества;

• рейтинговая система;

• тестирование;

• учебное портфолио;

б) традиционные:

• итоговый контроль;

• промежуточный контроль;

• текущий контроль.

Обоснования дескрипторов «контроль» и «оценка»

Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор его результатом безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования [2].

Тестирование

Виды теста:

• адаптивный;

• интегративный;

• критериально-ориентированный;

• нормативно-ориентированный;

• нетрадиционный;

• традиционный;

• гетерогенный;

• гомогенный.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ):

а) переход к ЕГЭ:

• родители — образовательное учреждение;

• ученик — образовательный процесс;

• ученик — учитель;

• учитель — администрация школы;

б) психологические аспекты ЕГЭ:

• атмосфера тестирования;

• объективный уровень знаний испытуемого;

• саморегуляция и самоконтроль;

• стрессоустойчивость испытуемого.

Шкалирование:

• интервальная (метрическая) шкала;

• номинальная шкала;

• нормированная шкала;

• порядковая шкала.

Обоснование дескриптора «тестирование»

Тестирование (от англ. test — опыт, проба) — метод проверки знаний, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений [2, c. 39]. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков и

знаний. Для эффективного использования тестирования в учебном процессе, полного использования потенциала творческого развития учащегося необходимо четко понимать его место в нем. При этих условиях задания в тесто-

вой форме становятся средством обучения, а тест — средством качественного контроля и самоконтроля. Тогда задания и тест имеют конкретную цель, смысл и свое место в учебном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов В. С. Теория и практика педагогических измерений (материалы публикаций в открытых источниках и Интернете). Подготовлено ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005. С. 3—4.

2. Бакай Е. П., Смирнова Г. И., Арсений А. С. Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения». Славянск-на-Кубани, 2007 г. 44 с.

3. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2003. 520 с.

4. Макарова Л. В. Преподаватель: методы деятельности и аттестация. М., 1992. 162 с.

5. Рыжова Н. И. Методическая теория: уточнение понятий // Проблемы и перспективы развития методики обучения математике: Сб. науч. работ / Под ред. В. В. Орлова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. С. 3-9.

6. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 6-е, стереотипное. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.