Научная статья на тему 'Проектирование тестов для оценки сформированности профессиональных компетенций обучающихся в системе непрерывного агроинженерного образования на основе интегративного тезауруса'

Проектирование тестов для оценки сформированности профессиональных компетенций обучающихся в системе непрерывного агроинженерного образования на основе интегративного тезауруса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ТЕЗАУРУС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ / INTEGRATIVE THESAURUS / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONALLY ORIENTED TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Галина Михайловна, Родыгина Тамара Александровна, Черепанов Вячеслав Сергеевич

Приведена методика определения содержательной области тестов для оценки сформированности профессиональных компетенций на основе интегративного тезауруса учебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Галина Михайловна, Родыгина Тамара Александровна, Черепанов Вячеслав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of tests for an assessment of creation of professional competences trained in system of a continuous agroengineering education on a basis integrative thesaurus

The procedure of definition of informative range of tests for an assessment of creation of professional competences on a basis интегративного the subject matter thesaurus is resulted.

Текст научной работы на тему «Проектирование тестов для оценки сформированности профессиональных компетенций обучающихся в системе непрерывного агроинженерного образования на основе интегративного тезауруса»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.14

Г.М. Белова, ст. преподаватель Т.А. Родыгина, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

В.С. Черепанов, доктор пед. наук, профессор

ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет»

проектирование тестов для оценки сформированности профессиональных компетенций обучающихся в системе непрерывного агроинженерного образования на основе интегративного тезауруса

Непрерывное образование рассматривается как педагогическая система в виде целостной совокупности путей, средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, социальной зрелости и профессиональной компетентности будущих специалистов. В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения требования к профессии превращаются в своего рода «пакеты компетенций» [1], а на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста выполнять определенные функции.

Современная педагогическая наука рассматривает компетентность как интегральную характеристику личности, отражающую готовность и способность человека принимать решения в производственной деятельности на основе имеющихся знаний, умений, опыта и активной жизненной позиции. Поэтому показателем качества высшего профессионального образования является готовность специалиста к решению того класса профессиональных задач, которые ему предстоит вы-

полнить в трудовой деятельности. При оценивании уровня сформированности компетенций у выпускников вузов обращают внимание именно на наличие этой теоретической готовности к выполнению производственных операций. Диагностика профессиональных компетенций на различных этапах обучения в учреждениях профессионального образования разного уровня может быть проведена на основе тестовых технологий [2].

Проведенный анализ работ по образовательной тестологии позволил сделать вывод, что для этих целей наиболее подойдут критериально-ориентированные тесты. В качестве критерия может выступать уровень сформированности профессиональных знаний и умений, составляющих основу компетентности. Применение тестов в оценивании уровня компетентности выпускников вузов вызывает определенные сложности, поскольку компетенции являются многоплановыми характеристиками качества подготовки, которые трудно в полной мере стандартизировать, и компетентность нельзя рассматривать только как сумму предметных знаний и умений. В процессе обучения

формируются новые способности, связанные с применением полученных знаний в решении практических профессиональных задач, которые, как правило, носят межпредметный и надпредметный характер. Поэтому для определения компетентности целесообразно использовать интегративные профессионально ориентированные тесты. Преимущества интегративных тестов перед гетерогенными заключается в большей содержательной информативности каждого тестового задания, позволяющих выявить межпредметные связи меньшим числом заданий.

Для определения содержательной основы таких тестов для диагностики профессиональных компетенций перспективно использование интегративных тезаурусов, разработанных на основе метода групповых экспертных оценок [3].

При построении интегративного тезауруса совмещаются учебные тезаурусы курса электротехники (ЭТ) СПО; ЭТ ВПО и специальных дисциплин, базирующихся на курсе ЭТ. По результатам экспертизы выделяется адаптивная часть интегративного тезауруса — дескрипторы ЭТ ВПО, которые изучались в курсе ЭТ СПО и вариативная часть — дескрипторы ЭТ ВПО, которые используются при изучении специальных дисциплин. Вариативная часть интегративного тезауруса зависит от направления подготовки (табл. 1).

По мнению экспертов, в тест для входного контроля предложено включить дескрипторы из адаптивной части тезауруса, для итогового — дескрипторы из вариативной части тезауруса.

При математической обработке анкеты по отбору диагностируемого материала определялись

частотные коэффициенты дескрипторов, уровни их усвоения (согласно коллективной экспертной оценке), весовые коэффициенты и рейтинг (табл. 2) [1].

При составлении тестов для диагностики сформированности профессиональных компетенций учитывалось, что ГОС нового поколения предусматривает сформированность следующих компетенций: социально-личностных; экономических и организационно-управленческих; общенаучных; общетехнических (инвариантные к профессиональной деятельности); общепрофессиональных (инвариантные к специальности); специальных.

Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции служат фундаментом, обеспечивающим выпускнику мобильность на рынке профессионального труда и подготовленность к продолжению образования.

Специальные компетенции отражают объективную и предметную ориентацию подготовки и являются необходимой базой для работы с конкретными объектами труда.

Основой формирования всех компетенций являются научные знания. Для обеспечения адаптации выпускника к запросам рынка труда он должен обладать общетехнической образованностью. Фундаментальные знания, определяющие общетехническую образованность, должны формироваться в результате освоения студентами естественно-научных и математических дисциплин, а также общих для направления подготовки знаний в области организационноуправленческой деятельности, информационных технологий, материаловедения, электротехники и др.

Общенаучные компетенции включают в себя способность к анализу и синтезу; базовые общие знания; способность применять знания на практике; исследовательские способности; способность к генерации новых идей (творчеству). Уровни сформиро-ванности общенаучных компетенций определяются при входном контроле по курсу ЭТ. Содержательную область теста составляют дескрипторы физики и математики, на которых базируются дескрипторы ЭТ (табл. 3).

Общепрофессиональные компетенции включают в себя способность и готовность использовать навыки расчета на основе знаний законов; умение разрабатывать и использовать графическую техническую документацию; способ-

Таблица 1

Структура интегративного тезауруса по курсу электротехники

Разделы курса электротехники Количество дескрипторов

всего в адаптивной части в вариативной части

1.1. Постоянный ток 36 19 17

1.2. Синусоидальный ток 83 61 22

1.3. Трехфазные цепи 30 19 11

Всего: 149 99 50

2.1. Магнитные цепи 20 12 8

2.2. Трансформаторы 47 32 15

2.3. Электрические измерения 35 23 12

Всего: 102 67 35

3.1. Асинхронные машины 70 27 43

3.2. Машины постоянного тока 35 9 26

3.3. Полупроводники 47 30 17

3.4. Источники вторичного питания 23 13 10

3.5. Импульсные устройства 36 20 16

Всего: 211 99 112

Итого по курсу 462 245 197

Таблица 2

Определение содержания тестов для различных видов контроля на основе интегративного тезауруса (фрагмент)

Дескрипторы ЭТ Уровни усвоения Использование дескрипторов в специальных дисциплинах Мнение экспертов о включении дескрипторов в тест

в СПО в ВПО Вход- ной Те- ку- щий Ито- го- вый

Модуль 1.1. Линейные электрические цепи постоянного тока

Базовые понятия

1. Понятия, характеризующие электрическую цепь постоянного

тока: (1,и,Е) 1 1 + + - -

2. Источники питания 2 3 + - + +

3. Баланс мощностей - 2 - - + -

4. Последовательное, параллельное и смешанное соединение

сопротивлений 2 3 + + + +

5. Активный и пассивный двухполюсник - 2 - - + -

6. Режимы работы электрической цепи - 2 + - - +

7. Нелинейные электрические цепи 1 1 + - - +

8. Преобразование треугольника сопротивлений в эквивалент-

ную звезду и наоборот - 2 - - + -

Законы электротехники

9. Закон Ома 2 3 + + + +

10. Законы Кирхгофа 2 2 + + + +

11. Закон Джоуля-Ленца 2 2 + + - +

12. Максимальная мощность в режиме согласованной нагрузки - 2 - - + -

Методы расчета

13. Метод эквивалентных преобразований схемы 3 3 + + - +

14. Метод контурных токов 2 3 - - + -

15. Метод двух узлов 2 3 - - + -

Принципы электротехники

16. Принцип суперпозиции и метод наложения - 3 + + +

17. Метод эквивалентного генератора - 3 - - + -

18. Принцип компенсации - 2 - - + -

19. Выбор сечений проводов 2 2 + - + +

20. Применение ЭВМ для расчета разветвленных электрических

цепей - 2 - - + -

Характеристики и диаграммы

21. Зависимость сопротивления от температуры 1 1 - - +

22. Химическое действие тока (гальванический элемент, акку-

мулятор) 1 1 + - - +

23. Внешняя характеристика источника эдс - 1 + - + +

24. Внешняя характеристика источника тока - 1 - - + -

25. Тепловое действие тока 1 2 + - - +

ность и готовность использовать навыки проведения измерительного эксперимента и оценки его результатов на основе знаний современных методик метрологии и стандартизации; готовность к использованию методов анализа и синтеза электрических цепей и устройств на основе знаний об электрических и магнитных явлениях в проводниках, электромагнитных устройствах и электрических машинах,

о микропроцессорных средствах, об электрических измерениях и приборах; владение современными средствами телекоммуникаций.

Специальные компетенции включают в себя способность правильно использовать методы и средства дисциплин; способность применять знания на практике; способность к генерации новых идей.

83

Уровни сформированности общепрофессиональных и специальных компетенций определяются при текущем и итоговом контроле с применением профессионально ориентированных тестовых заданий, которые разрабатываются на основе интегративного тезауруса курса ЭТ и тезаурусов специальных дисциплин, базирующихся на дескрипторах ЭТ (табл. 4).

Для диагностики профессиональных компетенций использовались как традиционные формы тестовых заданий (открытая, закрытая, на соответствие, на установление правильной последовательности), так и относящиеся к псевдотестовым — тематические и ситуационные задания [4].

Разработка тестовых заданий проводилась с учетом таксономической модели уровней сформиро-ванности компетенций, соотнесенных с моделью обучения (табл. 5).

Предлагаемая тестовая технология диагностики профессиональных компетенций вклю-

Таблица 5

Таксономическая модель уровней сформированности компетенций

Уровни сформированности компетенций Содержание уровней компетенций Уровни обученно- сти Содержание уровней обученности

1 2 3 4

Мини- мально допусти- мый Характеризуется отсутствием знаний о действиях, относящихся к реализации профессиональных функций 1-й — уровень узнавания и представления Репродуктивный с подсказкой предусматривает узнавание объектов, законов и формул, свойств, методов; знание констант и основных табличных данных

Базовый Предполагает наличие знаний о действиях, необходимых для выполнения профессиональных задач, способность и готовность использовать навыки расчета электрических цепей, электрических машин и аппаратов на основе знаний законов электротехники, умение разрабатывать и использовать графическую техническую документацию, владение стандартными программами 2-й — репродуктивного воспроизведения Уровень репродуктивного воспроизведения предусматривает умение формулировать и классифицировать понятия; давать качественную и количественную оценку свойств и явлений; воспроизводить законы и формулы по памяти; проводить типовые расчеты по формулам

Продви- нутый Характеризуется осознанностью выполняемых действий, способностью и готовностью использовать навыки проведения измерительного эксперимента, готовность к использованию методов анализа и синтеза электрических цепей и устройств; способностью решать общеинженерные задачи (например, диагностика автомобильных двигателей) 3-й — уровень продук- тивной деятель- ности Уровень продуктивной деятельности предполагает применение знания законов, свойств, явлений в практических условиях; решение задач, требующих аналитического мышления, умения самостоятельно разрабатывать алгоритм, использовать межпредметные связи

Таблица 3

Анкета по отбору учебного материала для диагностики сформированности общенаучных компетенций при изучении курса электротехники (фрагмент)

Дескрипторы электротехники Дескрипторы физики, на которых базируются дескрипторы электротехники Дескрипторы математики, на которых базируются дескрипторы электротехники

Метод контурных токов Законы Кирхгофа Электрическая мощность Система линейных уравнений Определители Правило Крамера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резонанс токов Индуктивность и емкость Колебательный контур Резонансная частота Решение квадратного уравнения Комплексные числа Сложение векторов

Таблица 4

Анкета по отбору учебного материала для итогового контроля по курсу электротехники (фрагмент)

Дескрипторы электротехники Дескрипторы специальных дисциплин, базирующихся на дескрипторах электротехники

Источники эдс Источники тока Диагностирование и обслуживание аккумуляторной батареи

Режимы работы электрической цепи Комплексная диагностика бензинового двигателя с контактной системой зажигания

Измерение электрических величин Расширение пределов измерений Проверка системы электроснабжения при диагностике с.-х. машин Диагностирование автомобильных двигателей

Окончание табл. 5

1 2 3 4

Углуб- ленный Предполагает устойчивую мотивацию к совершенствованию своей деятельности, обобщения опыта, вариативности и результативности действий, их творческому исполнению, способность прогнозировать ход и результат профессионального воздействия 4-й — уровень творческой деятельно-сти Продуктивная творческая деятельность на любом множестве объектов путем самостоятельного конструирования новой программы деятельности, в этом случае добывается объективно новая информация

Профес- сиональ- ный Позволяет осуществлять выбор наиболее эффективных методов решения профессиональной задачи, способность выполнять операции контроля качества, предполагает сформированность профессионального мировоззрения и мировоззрения гражданина, развитие всех компонентов профессиональной компетентности 5-й — уровень профес-сиональ-ной деятельно-сти Уровень профессиональной деятельности предполагает владение предметной областью на продвинутом уровне; знание новейших теорий и их интерпретации; владение методами исследования и умение объяснять его результаты

чалась в учебный процесс как инструмент преподавания и изучения предлагаемого содержания и как средство формирования профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Байденко, В.И. Проектирование федеральных образовательных стандартов ВПО / В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. — 157 с.

2. Белова, Г.М. Тезаурусный подход к диагностике уровней обученности в системе непрерывного профессионального образования / Г.М. Белова, Т.А. Родыгина // Среднее профессиональное образование. — М., 2007. — № 10. — С. 62-65.

3. Черепанов, В.С. Основы педагогической экспертизы: учеб. пособие / В.С. Черепанов. — Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. — 124 с.

4. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий: учебная книга / В.С Аванесов. — 3-е изд., доп. — М.: Центр тестирования, 2002. — 240 с.

УДК 37.013

Е.Е. Лысенко, канд. психол. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

формирование профессиональной направленности будущих агроинженеров в процессе обучения в вузе

В современных социально-экономических условиях развития России возрастают требования к качеству подготовки специалистов. Выпускники вузов должны не только владеть профессиональными знаниями и умениями, но и быть готовыми к постоянному повышению квалификации и проявлять интерес в области профессиональной деятельности.

В процессе высшего профессионального образования происходит, с одной стороны, становление профессиональной деятельности будущих специалистов, что проявляется в развитии ее приемов и способов, совершенствовании технологии, обогащении методологического инструментария и расширении области его применения, а с другой — профессиональное становление субъекта труда, что выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности [1].

Важнейшим показателем профессионального становления личности и деятельности будущего специалиста является его профессиональная направленность, которая включает в себя такие компоненты, как следующие:

• мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы);

• ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, карьера, благосостояние, квалификация, социальное положение и др.);

• профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидание и готовность к профессиональному развитию);

• социально-профессиональный статус [2].

При анализе профессиональной направленности принято выделять содержательную и динамическую стороны. Содержательная сторона характеризуется полнотой и уровнем направленности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов предпоч-

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.