Научная статья на тему 'Словесный экстремизм как явление: истоки, признаки, интерпретациии формы проявления в тексте'

Словесный экстремизм как явление: истоки, признаки, интерпретациии формы проявления в тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1222
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / СЛОВЕСНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / VERBAL EXTREMISM / РЕЧЕВЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / SPEECH ACTS / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАС-НОСТЬ / LINGUISTIC SECURITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Игисенов Базарбай Каирбаевич

Статья посвящена проблеме проявления словесного экстремизма в современном обществе. В работе дано понятие и происхождение словесного экстремизма, указаны характерные особенности. Перечислены речевые стратегии и тактики, приведены примеры анализа ситуаций с точки зрения лингвистической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL EXTREMISM AS A PHENOMENON: ORIGINS, FEATURES, INTERPRETATIONS AND FORMS OF EXPRESSION IN TEXTS

The article is devoted to the problem of verbal extremism expression in the modern society. The author gives the concept, the origin of verbal extremism and the characteristic features. He lists out speech strategies and tactics and gives examples of case analysis from the linguistic security point of view.

Текст научной работы на тему «Словесный экстремизм как явление: истоки, признаки, интерпретациии формы проявления в тексте»

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 800 ГРНТИ 16.01.11

СЛОВЕСНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ: ИСТОКИ, ПРИЗНАКИ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ В ТЕКСТЕ

Б.К. Игисенов

Омский государственный технический университет Россия, 644050, г. Омск, просп. Мира, 11

Статья посвящена проблеме проявления словесного экстремизма в современном обществе. В работе дано понятие и происхождение словесного экстремизма, указаны характерные особенности. Перечислены речевые стратегии и тактики, приведены примеры анализа ситуаций с точки зрения лингвистической безопасности.

Ключевые слова: экстремизм, словесный экстремизм, речевые высказывания, лингвистическая безопасность.

VERBAL EXTREMISM AS A PHENOMENON: ORIGINS, FEATURES, INTERPRETATIONS AND FORMS OF EXPRESSION IN TEXTS

B.K. Igisinov

Russia, Omsk State Technical University, Omsk Russia, 644050, Omsk, prosp. Mira, 11

The article is devoted to the problem of verbal extremism expression in the modern society. The author gives the concept, the origin of verbal extremism and the characteristic features. He lists out speech strategies and tactics and gives examples of case analysis from the linguistic security point of view.

Keywords: extremism, verbal extremism, speech acts, linguistic security.

Актуальность исследования понятия экстремизма является важнейшим аспектом межкультурной коммуникации. Многие учёные изучают данный феномен, обращаясь к политическим и социальным факторам, однако реальные причины проявления экстремизма исходят из языковой культуры и коммуникативной сферы. Поэтому в данной работе мы рассмотрим особый вид экстремистской деятельности - словесный экстремизм.

Цель работы - анализ происхождения словесного экстремизма и его проявление в повседневной жизни. Задачи: раскрыть понятие и происхождение словесного экстремизма; описать его характерные особенности; привести примеры проявления в повседневной жизни.

Сегодня проблема словесного экстремизма затронула большинство стран на планете. Мы живём в демократическом обществе, в котором процветает свобода слова, но это не означает, что мы можем говорить всё, что угодно. Язык часто обсуждаемых тем секса, политики, значимых социальных событий и

© Игисенов Б.К., 2018

явлений продолжает регламентироваться законодательством и всё же находится под контролем правительства, начиная с книг, фильмов, телепередач, переписок в социальных сетях и заканчивая обычным разговором.

Для начала разберёмся, что же такое экстремизм? Экстремизм является явным фанатизмом по отношению к идеологии, религиозным взглядам, ценностям. Для достижения своих целей экстремисты используют крайние меры: нарушают стабильность существующих общин, структур и институтов, занимаются ликвидацией, совершают свои действия, применяя в основном силу. Экстремизм - это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление.

Данный феномен насилия, обусловленный дискриминацией к другому человеку или обществу, появился довольно-таки давно и сопровождался трагическими событиями. Колониальное прошлое стран являлось причиной конфликтов на религиозной и расовой почве,

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2018. № 2 (29)

определяли в них правовой статус человека или общества. Так как экстремизм - явление социальное, он появился с возникновением государственности.

Экстремизм, как известно, может быть идеологическим, политическим, классовым, религиозным, расовым, этническим, национальным, социальным и т.д. Особой формой проявления данного феномена, объединяющей все вышеперечисленные виды, является словесный экстремизм. Словесный экстремизм есть целенаправленный акт передачи сообщений в форме устных или письменных речевых высказываний, направленных в массу посредством СМИ и сети Интернет [7].

Наиболее подходящим объяснением словесному экстремизму является статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Здесь под словесным экстремизмом понимаются действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекомму-никационных сетей, в том числе сети Интернет [2].

Проявляется словесный экстремизм, по словам экспертов, в текстах, содержащих «пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан в силу социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности» [1].

По поводу происхождения словесного экстремизма можно сказать, что он появился вместе с экстремизмом, поскольку приверженность к идеологии, религиозным взглядам, ценностям должна была какими-то способами передаваться в массы, а очевидным способом являлась передача информации посредством устной или письменной речи.

К словесному экстремизму относятся [3] те речевые или текстовые высказывания в адрес какой-либо национальной, этнической, конфессиональной или иной социальной группы, которые, с одной стороны, имеют враждебный, агрессивный или уничижительный характер, а также направленную провокацию, подталкивание к насилию; с другой, - содержат какие-либо утверждения о возложении ответственности за поступки отдельных представителей на всю этническую группу; изна-

чальную неприязнь какой-либо нации, этноса, расы или иной социальной группы по отношению к другой и т.д.

Признаки словесного экстремизма рассматривают через определённые речевые стратегии и тактики. Так, в частности, стратегия первого уровня подразумевает дискредитацию по национальности, где заметно выражено противостояние одной нации по отношению к другой; создание благоприятного образа какой-либо нации, объяснение бедствий и несчастья одной нации целенаправленными уничижительными действиями другой и одобрение экстремистских действий. Эти стратегии реализуются с помощью следующих тактик: угрозы, запугивания, оскорбления, драматизации, «навешивания ярлыков».

Стратегии второго уровня (с точки зрения обобщения) включают насмешки, риторическое влияние, создание негативного образа какой-либо нации, реализующееся посредством тактик обвинения, оскорбления, иронии, оправдания, драматизации, покушения на ценности другой, а также «навешивания ярлыков», сравнения, аллюзии, пропаганды и т.д.

В декабре 2004 г. в городе Верхняя Пышма (Южный Урал) на зданиях почты, парикмахерской, а также на территории рынка были расклеены листовки с провокационным текстом: «Братья славяне! Оглянитесь вокруг! Что происходит с нашей страной и городом? Нас захлестнула волна незаконной эмиграции! Сотни приезжих к нам начинают захватывать и порабощать Русь! Давайте прекратим этот террор белого населения, выгоним их из нашего города» [4]. По данному факту правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Примечательно, что виновником в этом деле была признана организация «Хизбут-Тахрир Аль Ислами», запрещённая в России, представители которой лица, не являющиеся гражданами РФ.

Примеры словесного экстремизма можно видеть и в творческой деятельности. Так, в ноябре 2006 года в Омске экстремистским материалом был признан музыкальный альбом «Музыка белых» рок-группы Order [5]. Лидер группы А. Гаврилов, написавший большую часть текстов и музыки, пытался распространить тираж альбома через продавцов аудиозаписей. Заключением лингвистической экспертизы было признано, что песни альбома «Музыка белых» содержат все вышеперечис-

ленные характерные особенности словесного экстремизма. Сам лидер группы был внесён в список личностей-экстремистов с условием того, что никогда не сможет принять участие (членство или руководство) в любом общественном объединении.

На сегодняшний день Интернет становится площадкой, где весьма заметно проявления осознанного / неосознанного словесного экстремизма. Например, жителем Бердска (Новосибирская область) были размещены в социальной сети «ВКонтакте» фотографии купающихся в проруби православных из сообщества «Двач» с последующим комментарием: «Умственное состояние людей, которые жертвуют своим здоровьем ради религии». Данный человек был осуждён за резкое высказывание, направленное на оскорбление чувств верующих, признан виновным по части 1 статьи 282 УК, устанавливающей ответственность за разжигание ненависти по религиозному признаку. В этом случае, анализируя ситуацию, стоит помнить, что в современном обществе сфера религии - это не только часть духовной культуры, но и ценностный выбор

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Галяшина Е.И. Лингвистика vs экстремизма. В помощь судьям, следователям, экспертам // Русская речь. 2006. № 3. С. 124.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

3. Артемьева О.В. Языковые и речевые средства реализации словесного экстремизма (по материалам региональных СМИ) // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. 2010. Т. 1, № 3. С. 8-14.

4. Ксенофобия наказуема [Электронный ресурс] // Прокуратура Свердловской области : интернет-портал. 2005. 26 октября. URL : http://www.prokurat-so.ru/news.php?id=302.

5. Экстремистским признан альбом «Музыка белых» омской рок-группы Order [Электронный ресурс] // Новости шоу-бизнеса и музыки : интернет-портал. 2007. 16 июля. URL : https://newsmuz.com/ news_5_6300.htm.

6. Романова Т.В. Манипулятивные речевые технологии экстремистских текстов // Журналистика и культура русской речи. 2012. Т. 62, № 2. С. 56-68.

7. Линкер Г.Р., Никулина Ю.А. Лингвистическая экспертиза материалов экстремистского характера: основные понятия // Культура, духовность, общество. 2015. № 17. С. 73-77.

Игисенов Базарбай Каирбаевич - магистрант, ОмГТУ.

Научный руководитель: Владимирова Наталья Васильевна - кандидат филологических наук, доцент, ОмГТУ.

каждого. Поэтому одна из задач социализации личности - умение быть толерантным. Поскольку именно оно становится залогом мировоззренческой безопасности.

Таким образом, словесный экстремизм -это, в первую очередь, жонглирование сознанием современной молодёжи в культурном и языковом аспектах, а также покушение на стереотипы и традиции [6]. Данный феномен сегодня присутствует во всех сферах жизни: духовной, экономической, политической, социальной, причём в последних двух наблюдается явное преобладание данного явления. Основными средствами проявления актов экстремизма, являются СМИ и сеть Интернет.

Культурная и языковая личность современного молодого человека строится на «концептосфере», на осноове всё тех же общечеловеческих принципов: духовных, социальных, политических и т. д. Национальная картина мира не стоит на месте, она с течением времени подвергается трансформации, но духовные ценности и традиции национальной и общечеловеческой культуры должны сохраняться.

REFERENCES

1. Galyashina E.I. Lingvistika vs ekstremizma. V pomosch' sud'yam, sledovatelyam, ekspertam // Russkaya rech'. 2006. № 3. S. 124.

2. Ugolovnyy kodeks RF ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Fed-eratsii. 17 iyunya 1996 g. № 25. St. 2954.

3. Artem'eva O.V. Yazykovye i rechevye sredstva realizatsii slovesnogo ekstremizma (po materi-alam regional'nykh SMI) // Vestn. Chuvashskogo gos. ped. un-ta im. I.Ya. Yakovleva. 2010. T. 1, № 3. S. 8-14.

4. Ksenofobiya nakazuema // Prokuratura Sverd-lovskoy oblasti : internet-portal. 2005. 26 oktyabrya [Elektronny resurs]. URL : http://www.prokurat-so.ru/news.php?id=302.

5. Ekstremistskim priznan al'bom «Muzyka be-lykh» omskoy rok-gruppy Order [Elektronny resurs] // Novosti shou-biznesa i muzyki : internet-portal. 2007. 16 iyulya. URL : https://newsmuz.com/news_ 5_6300.htm.

6. Romanova T.V. Manipulyativnye rechevye tekhnologii ekstremistskikh tekstov // Zhurnalistika i kul'tura russkoy rechi. 2012. T. 62, № 2. S. 56-68.

7. Linker G.R., Nikulina Yu.A. Lingvistich-eskaya ekspertiza materialov ekstremistskogo kharak-tera: osnovnye ponyatiya // Kul'tura, dukhovnost', ob-schestvo. 2015. № 17. S. 73-77.

Igisenov Bazarbay Kairbaevich - Master, OmSTU.

Academic supervisor: Vladimirova Natalya Va-silievna - Cand. Sc. {Phylology}, Associate Professor, OmSTU.

Статья поступила в редакцию 12.05.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.