Научная статья на тему 'Словесные технологии в правотворчестве'

Словесные технологии в правотворчестве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЛОВЕСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / VERBAL TECHNIQUES / ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ЗАКОНА / LINGUISTIC QUALITY OF LAW / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / LEGAL METHODS / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА ПРАВОТВОРЧЕСТВА / LAW-MAKING / HERMENEUTICAL PROCEEDINGS OF LAW-MAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сердюк Н.В.

В статье раскрывается понятие словесных технологий в правотворческом процессе, характеризуются их особенности, определяющие лингвистическое качество закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VerbalTechniquesinLaw-Making

VerbalTechniquesinLaw-Making The paper elucidate the concept of verbal techniques in Law-making, describes their features determining linguistic quality of Law.

Текст научной работы на тему «Словесные технологии в правотворчестве»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ

обеспечение деятельности правоохранительных органов

Н.В. СЕРДЮК,

заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Словесные технологии в правотворчестве

В статье раскрывается понятие словесных технологий в правотворческом процессе, характеризуются их особенности, определяющие лингвистическое качество закона.

Словесные технологии, правотворческий процесс, лингвистическое качество закона, юридическая технология, юридическая техника, герменевтическая процедура правотворчества.

Для того чтобы право стало эффективным инструментом управления обществом, общепризнанные идеи и ценности должны получить письменное закрепление в законах и иных официальных источниках. Они приобретают юридическую силу в результате правотворчества, под которым следует понимать особую деятельность государства, направленную на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Правотворчество осуществляется с соблюдением установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативных правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

Правотворческий процесс можно представить в виде непрерывного движения, преобразования социально значимой информации. Информационная модель правотворчества состоит из нескольких стадий: сбор необходимых данных о состоянии конкретной сферы общественных отношений, оценка полученных сведений с точки зрения целей правового регулирования, выработка альтернативных вариантов законодательного решения проблемы, выбор одного из

таких вариантов и документальное его оформление в тексте нормативного правового акта.

По содержанию и конечным результатам правотворческая деятельность подобна любой про-ектно-конструкторской работе. Устанавливая правовые обязанности, дозволения и запреты, законодатель выступает в роли проектировщика, который вносит изменения в реальный мир, влияет на сложившуюся систему социальных связей. Дело в том, что специализированный и точный правовой порядок никогда не дается в готовом виде. Это — достижение многовековой культуры, результат усилий многих профессионалов, знатоков права — теоретиков и практиков, которые трудились над созданием законов, формулировали и уточняли юридические понятия, анализировали содержание и действие правовых норм. В таком аспекте правоведение и является «техникой» общественной жизни, юристы — «инженерами» социума, а их инструментом — произнесенное и записанное слово.

Искусство законодателя состоит в том, чтобы корректно описать социальные потребности на языке права и сотворить «юридический мир» — ту самую словесно-символическую реальность, в пределах которой определена равная мера свободы субъектов, предписаны формы должного поведения и установлены принципы решения спорных вопросов. И этот «мир права» закреплен в словах постольку, поскольку словесные технологии имеют важнейшее значение для правотворчества.

Составной термин «технология» имеет греческое происхождение и в буквальном смысле обозначает разумное основание, объяснение ка-

кого-либо умения, искусства, мастерства. Технологию обычно рассматривают в связи с конкретными вилами деятельности, акцентируя внимание на возможных способах обработки некоего исходного материала и получении качественно нового продукта (6. с. 495].

Что качается юридической технологии, то это — система знаний о средствах, приемах и методах наиболее эффективной и планомерной юридической практики [5. с. 22]. Важнейшая часть юридической технологии — юридическая техника, с помощью которой достигается совершенство законодательства и всей правовой системы. Если юридическая технология позволяет определить способ и последовательность воспроизведения тех или иных юридических операций, то юридическая техника демонстрирует конкретные приемы и средства . необходимые для действия [5. с. 22].

Словесные технологии в правотворчестве — это совокупность рационально обоснованных лингвистических правил и требований, в соответствии с которыми осуществляется отбор и организация исходного языкового материала (слов, грамматических форм и конструкций) в целях точного выражения законодательной воли в тексте нормативного правового акта [2. с. 72]. В таком понимании правотворческие словесные технологии рассматриваются как важная часть законодательной техники — системы правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона.

В широком смысле правотворческими словесными технологиями можно назвать также и описание соответствующих лингвистических правил, и сами операции выбора языковых ресурсов, их сочетания и обработки в процессе создания текста правовой нормы.

Законодатель пользуется теми же словами, что и любой носитель языка в своей повседневной речи. Так. например, в Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» в гл. 6 «Правовое положение сотрудника полиции» ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции» закреплено такое положение: «Сотрудник полиции обязан ... сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта» [1]. В этой фразе все слова и словосочетания предстают достаточно понятными. Тем не менее, чтобы корректно применить данную норму, следует знать, что именно представляет собой конфликт интересов и каковы меры по его профилактике.

В отличие от обычной речи, смысл нормативного высказывания строго формализован. Под каждым обычным словом в тексте правовой нормы подразумевается строго определенное юридическое понятие со своим, особым содержанием. Идеальный словесный образ нормы права — это логически безупречная модель правомерного или неправомерного поведения, закрепленная в однозначных и ясных словах. Они с относительной точностью устанавливают пределы юридического пространства и ориентиры для права. Применяя специальные словесные технологии, законодатель преобразует исходный языковой материал так, чтобы получить не просто связное предложение, но развернутую нормативную формулу, способную ясно указать людям обязательное для них, причем лучшее поведение.

Эффект использования таких словесных технологий удачно иллюстрирует английская притча о том. как привыкли изъясняться юристы. Вместо обычной фразы «Я даю тебе этот апельсин» они скажут: «Настоящим я даю, дарю и передаю тебе в соответствии с моими интересами, правом, статусом и требованием этот апельсин вместе с кожурой, цедрой, соком и мякотью и со всеми правами на кусание, резание или иное употребление указанного апельсина, или избавление от него, или передачу указанного апельсина в распоряжение третьей стороне с кожурой, цедрой, соком и мякотью или без кожуры, цедры, сока и мякоти в соответствии со всеми поправками, прилагаемыми впоследствии к настоящему соглашению». Пример комический, но он убедительно демонстрирует, в какой степени могут быть развернуты исходные языковые структуры, если они предназначены для формирования юридических текстов.

Правотворческие словесные технологии в их совокупности — это своеобразная инструкция, которая показывает, как следует пользоваться словом в процессе создания норм права, их изменения и совершенствования. В частности, посредством известных лингвистических приемов достигается следующее:

- точное обозначение общих и специальных правовых понятий, находящихся в определенном подчинении друг к другу;

- материальное закрепление результатов, полученных на том или ином этапе правотворческой деятельности (например, определение составных частей проектируемого нормативного правового акта и формулирование соответствующих заголовков);

- грамотная фиксация законодательной воли: надлежащее применение словесных технологий гарантирует корректное обращение с нормативным текстом после его созда-

ния, т. е. чем выше лингвистическое качество закона, тем меньше вероятность, что смысл его предписаний будет искажен. Правотворческие словесные технологии относительно стабильны, так как основаны на языковой норме, а эта система правил словоупотребления и грамматики довольно консервативна — словари фиксируют ее изменения не ранее чем через 10—20 лет.

Вместе с тем словесные технологии постоянно развиваются и совершенствуются под влиянием возрастающего объема теоретических знаний о праве, сведений о правотворческой практике зарубежных стран и других факторов. В современных условиях, когда в правотворческую деятельность широко внедряются новейшие информационные системы, все более актуальной становится унификация словес-

ных технологий правотворчества и герменевтическая процедура их подготовки и принятия [3, с. 105]. По выражению выдающегося мыслителя И.А. Ильина: «Нелеп и опасен такой порядок жизни, когда смысл права выражается слишком сложно, запутанно и непонятно» [4, с. 160]. Напротив, ясная словесная форма — обязательная предпосылка высокого качества законов и необходимое условие внедрения четких юридических начал в жизнь общества. На наш взгляд, целесообразно было бы разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации единые правила использования терминологии, иных элементов словесно-документальной формы нормативных правовых актов. Тем самым будут заложены основы общепризнанной системы подготовки законодательных текстов.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 фев- 5. раля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2. Губаева ТВ. Язык и право. М., 2003.

3. Зарецкая E.H. Риторика: Теория и практика 6. речевой коммуникации. М., 2002.

4. Ильин И.А. О сущности правосознания. В 10-ти т. М„ 1994. Т. 4.

Карташов В.Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология // Проблемы юридической техники. М., 2003. Се.гевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. М., 2006. Т. 1.

E-mail: natalyaserduk@inbox.ni

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.