УДК 81-26
«СЛОВЕСНЫЕ ДЕКОРАЦИИ» КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ МНОГОМЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ
Н.С. ГУМИЛЕВА
В.В. Сичинава,
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия.
Аннотация. В статье рассматривается термин «словесная декорация», анализируются особенности использования «словесной декорации» и ее связь с другими элементами сценографии, выявляется взаимосвязь двух художественных текстов Н.С. Гумилева - пьеса «Красота Морни» и стихотворение «Грёза ночная и темная» в процессе описания автором многомерного художественного пространства.
Ключевые слова: драматургический текст, «словесная декорация», художественное пространство, язык драмы.
Annotation. The article gives the définition of the term "verbal scenery", analyses usage of the "verbal scenery" and its connection with other elements of scenography, reveals the interrelation of two Gumelev works - play "Beauty of Morney" and poem "Night and Dark Dream" in the course of description of multidimensional art space.
Key words: verbal scenery, art space, drama language
Интерес Н.С. Гумилева к театру проявлялся на протяжении всей жизни: «посещение спектаклей для гимназистов в столичных театрах - Мариинском, Александринском, Малом или Суворин-ском» [5, с. 52], игра актером в любительских спектаклях, а затем в своем домашнем театре, переводы У. Шекспира, Р. Браунинга, работа в Малом театре в должности редактора театральной афиши и в целом вся жизнь Н.С. Гумилева - театрализация всего, к чему прикасалась рука автора. Драматургические тексты Н.С. Гумилева имеют множество художественных особенностей, которые украшают и в то же время затрудняют понимание произведений. Для ориентировки в художественном пространстве драмы вводятся такие элементы сценографии как афиша, ремарки и всевозможные виды декораций. Декорация не только и не столько изображает и разъясняет, сколько становится рабочим элементом. Ее наличие или отсутствие - это всегда знак к размышлению: декорация когда-то должна вступить в действие. Таким образом, декорация тесно связана не только с пространством, но и со временем: практически всегда декорацию начинают воспринимать в начале действа или прежде, чем она активно начнет функционировать. Декорация - «это инструмент и только потом уже образ, именно инструмент, а не украшение» [6, с. 123].
Декорации выполняют разные функции. П. Пави выделяет следующие виды декораций: звуковая, конструируемая, симультанная, словесная. В понимании П. Пави, «словесная декорация» связана с пустой сценой и отказом от декорации как особый художественный прием. В этом случае под декорацией понимается не конкретный предмет, находящийся/ не находящийся на сцене, а декорацией становится «изображаемая пластика актеров, их мимика или простое указание на невидимый предмет» [3, с. 69]. Отличие таких декораций в том, что они не сковывают, не ограничивают пространство, а делают его безграничным и образно расширенным. Такие декорации практически всегда невидимы, и зритель/читатель узнает о них из речи самого персонажа. «Техника словесной декорации возможна только на основании условности, принимаемой зрителем: ему самому предстоит вообразить место действия и немедленную его трансформацию, как только о ней будет объявлено» [3, с. 70]. Поэтому «словесная декорация» часто называется также устной. Р. Барт отмечает: «Речь идет о неотступной драматической игре в скрытые намерения, об искусстве взгляда и жеста, исполненных некоего смысла, подразумевающих тайну» [1, с. 82]. При таком понимании декорация перестает быть авторской: это плод воображения каждого, кто является читателем или зрителем. Ассоциативные ряды и интеллектуальный уровень также играет немаловажную роль.
Пьесы Н.С. Гумилева изобилуют подробными описаниями пространства в афишных вступлениях, ремарках, но еще большая информация содержится именно в репликах персонажей пьесы, в то время как о самих персонажах (внешность, история жизни) практически ничего не известно. В пьесе «Красота Морни» ремарки дают представления об оформлении сцены, описании социального статуса главных героев, но не о самом действии. Так, в первом акте дается ремарка: «Горное ущелье. В глубине пещера, завешанная оленьими шкурами, жилище Фрейкмора. Слуги кончают накрывать пиршественные
ISSN 2078-9661 • Гуманитарный научный журнал №1, 2015
17
столы. Куммал сидит на богатом сиденье в ожидании фениев» [2, с. 763]. Далее идет диалог, из которого можно узнать, что одновременно происходит другое действие, а, следовательно, создается второе пространство, которое на самом деле оказывается важнее диалога: «Куммал. Привет, Мальдун-Скиталец! Как идет охота?» [2, с. 763]. Из диалога Куммала и Мальдуна дается представление не только о действии, которое происходит с главным героем - Кухулином, традициях и обычаях фениев, но и о пространственных характеристиках самой Фианны (общины): дубовая роща, утёс, леса.
Из описания традиций и обрядов, которые существуют в Фианне, также можно сделать определенные представления о пространственных характеристиках: «Никто не допускается в Фианну, пока не вырыта широкая яма, в которой он должен стоять со своим щитом и ореховой палкой» [2, с. 763]. В данном случае даже определение ореховая может служить пространственным ориентиром таким же, как дубовая роща.
Далее из диалога Куммала и Мальдуна создается другое пространство - пространство поэтических образов, странных поэм и легенд. Здесь пространственные образы, несомненно, связаны с воображением и романтизацией: радуга, звезда, облако, замки, пустынный город, молнии.
Сам диалог между двумя героями раскрывает действие пьесы и создает множество пространств. Пространственное описание складывается иногда даже из незначительных, на первый взгляд, реплик персонажей: «Три года морских скитаний отняли резкость у моих ног. И мои глаза видели столько чудесного, что вид крови не порадует их» [2, с. 763].
В конце пьесы создается новое пространство - Долина Счастливой Страны Mog-Mell. Но новым пространством оно становится только в описательном плане, фактически — это поэтическое пространство (в сюжетном плане происходит повторение). Если рассмотреть все три типа пространства, то они соотносятся со временем: прошлое - это воспоминания Мальдуна, настоящее - это сам диалог и охота, которая происходит одновременно с диалогом и будущее, а точнее вечное - это поэтический мир, в котором всё повторяется и, являясь сюжетом для прошлого, становится основой для настоящего и будущего. Тесная взаимосвязь времени и пространства - это одна из типичных особенностей драматургического текста, что присутствует и в текстах Н.С. Гумилева.
Стоит отметить, что «драма из ирландской жизни в четырех действиях» является вольной интерпретацией автора на историю о Кухулине из поэм Оссиана. До пьесы Н.С. Гумилев написал стихотворение «Грёза ночная и темная» (или «Оссиан»), в котором речь идет о битве Кухулина с Сварана. В стихотворении в точности повторяются пространственные образы моря, деревьев, холма. Необходимо отметить, что эти ориентиры являются одними из основных символических пространственных ориентиров в драматургических текстах Н.С. Гумилева [4, с. 313-314]. В стихотворении также создается поэтическое пространство, которое, как уже известно, продолжит существовать и в пьесе: «И волны шептали сибиллы седой заклинанья / Шатались деревья от песен могучего вала» [2, с. 10], «И море грохочет свою вековечную сказку» [2, с. 10], «Я слышу, как воздух трепещет о гнева проклятий» [2, с. 10]. Поэтическое пространство создается именно благодаря соединению объектов пространства (волны, море, вал, воздух) и фольклорного, мифического, таинственного послания, передающегося этими объектами.
Таким образом, «словесная декорация» создает множество пространств, при этом соединяя их воедино и сопоставляя с временными планами. От лица персонажей звучит не их отношение к происходящему, а повествование о происходящем. Благодаря анализу поэтического текста можно говорить о том, что замысел Н.С. Гумилева в сюжетном плане был изменен (в пьесе не идет речь о смерти Кухули-на), а в функциональном плане было сохранены два типа пространства - физическое пространственное и поэтическое пространство. В пьесе «Красота Морни» происходит наслоение художественных пространств благодаря «словесным декорациям», которые обладают движущей силой развития сюжета и раскрывают пространственные характеристики художественного текста.
Библиографический список
1. Барт Р. Работы о театре. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. - 176 с.
2. Гумилев Н.С. Полное собрание в одном томе. - М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2011. - 1148 с.
3. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. — М.: Прогресс, 1991. — 504 с.
4. Сасина В.В. Пространственные ориентиры в драматургических текстах Н.С. Гумилева // Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК «Язык. Текст. Дискурс». - Ставрополь: Изд-во СГПИ. Выпуск 10, 2012. - С. 313-316.
5. Шубинский В. Зодчий. Жизнь Николая Гумилева. - Москва: АСТ: CORPUS, 2014. - 736 с.
6. Bablet D. Le mot decor est perime // Revue d'esthetique, tome XIII, fasc.1, 1960.
18
ISSN 2078-9661 • Humanitarian scientific journal №1, 2015