Научная статья на тему 'Словения 1930-х годов в неопубликованных мемуарах Е. В. Спекторского'

Словения 1930-х годов в неопубликованных мемуарах Е. В. Спекторского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
372
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СПЕКТОРСКИЙ / РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ / КОРОЛЕВСТВО ЮГОСЛАВИЯ / СЛОВЕНИЯ / ЖИЗНЬ В ЛЮБЛЯНАХ / ПРОФЕССУРА ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЛЮБЛЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЦИЗМ / КЛЕРИКАЛИЗМ / СЛОВЕНСКО-СЕРБСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / EUGENY SPEKTORSKY / RUSSIAN FIRST WAVE EMIGRATION / KINGDOM OF YUGOSLAVIA / SLOVENIA / LIVES IN LJUBLJANA / PROFESSORATE AT LAW FACULTY OF THE UNIVERSITY OF LJUBLJANA / ORTHODOXY / CATHOLICISM / CLERICALISM / SLOVENIAN-SERBIAN RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михальченко Сергей Иванович

Статья посвящена неопубликованным «Воспоминаниям» известного русского юриста и философа Е.В. Спекторского (1875-1951) из архива Института по изучению Восточной Европы Бременского университета (Германия). Рассмотрено освещение Спекторским этнорелигиозных и академических аспектов общественной жизни словенской части Королевства Югославия в 1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Slovenia of 1930s in Evgeny Spectorsky’s Unpublished Memoirs

History of Russian emigration is one of the priorities in modern historical scholarship both in Russian and in countries of exile. New sources identification and promotion is important aspect of this research. The subject of my study is writings of a famous Russian lawyer and philosopher Evgeny Spektorsky (1875-1951) lived in émigré in Slovenia (that time a part of Kingdom of Yugoslavia) in the 1930s (he was a professor at the Law Faculty of the University of Ljubljana) and his perception of Slovenian reality of those years (daily life, persons, culture, way of thinking). Using methods of archeographical study, historical reconstruction and textological method, I analyse unpublished Spektorsky’s ‘ Memoirs’ stored in the archives of the Research Centre for East European Studies at the University of Bremen. I have shown Spektorsky, in his memoirs, gives a wide panorama of the academic, ethnographic, social, and religious (but not political!) life of Slovenia after Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes transformation into Kingdom of Yugoslavia (in 1929). In his ‘ Memoirs’, Spektorsky paid special attention to problem ethno-religious relationships between Serbian (and Russian) Orthodoxies and Slovenian Catholics. I conclude Spektorsky’s ‘ Memoirs’ is a source that could throw light not only on the history of Russian academic émigré community of 1930s, but also on a problem of ethno-cultural roots of some acute modern social and political conflicts in former Yugoslavia.

Текст научной работы на тему «Словения 1930-х годов в неопубликованных мемуарах Е. В. Спекторского»

УДК 82-94:(497.1)Спекторский

Михальченко С.И.

Словения 1930-х годов в неопубликованных мемуарах Е.В. Спекторского 1

Михальченко Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор, директор НИИ фундаментальных и прикладных исследований Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

E-mail: [email protected]

Статья посвящена неопубликованным «Воспоминаниям» известного русского юриста и философа Е.В. Спекторского (1875-1951) из архива Института по изучению Восточной Европы Бременского университета (Германия). Рассмотрено освещение Спекторским этнорелигиозных и академических аспектов общественной жизни словенской части Королевства Югославия в 1930-е гг.

Ключевые слова: Евгений Васильевич Спекторский, русская эмиграция первой волны, Королевство Югославия, Словения, жизнь в Люблянах, профессура юридического факультета Люблянского университета, православие, католицизм, клерикализм, словено-сербские отношения.

Евгений Васильевич Спекторский (1875-1951) - выдающийся отечественный ученый и общественный деятель начала ХХ в. Его труды посвящены широкому спектру обществоведческих дисциплин: теории и истории права, истории России, культурологии, социологии, истории литературы2. Общественная и государственная деятельность Спекторского протекала, в основном, в рамках системы высшего образования - в дореволюционный период он прошел весь путь вузовского преподавателя от магистранта до ординарного профессора, ректора Университета св. Владимира в Киеве. В 1920 г., Спекторский эмигрировал. За границей он стал одним из организаторов исследовательской и учебной деятельности русской диаспоры - был среди основателей Русского научного института в Белграде, некоторое время руководил Русским юридическим факультетом в Праге. Научная и организаторская активность Спекторского не прекращалась вплоть до его кончины в США в 1951 г. В последнее время после длительного перерыва вновь начали привлекать внимание исследователей различные аспекты биографии, образовательной и общественной деятельности Спекторского3. Цель настоящей статьи - осветить некоторые аспекты словенского периода жизни и деятельности ученого по остающимся пока не опубликованным его «Воспоминаниям».

Мемуары были переданы в архив бывшим студентом Спекторского по Люблянскому университету Владимиром Боначем. Сейчас они хранятся в фонде 30.230 (Bonac, Vladimir). и представляют собой содержащиеся в пяти коробках листы (пагинация л. 42-929) тетрадного формата, причем заполнена рукописным текстом только левая половина каждого листа, правая сторона иногда содержит дополнения и исправления, оборот листа пустой. Текст хронологически охватывает всю жизнь Спекторского от рождения и происхождения его семьи до начала 1930-х гг., - причем обрывается на полуслове. Труд содержит множество как подробностей частной жизни Спекторского, так и сведений о событиях современной философу эпохи4.

Важное место занимает в мемуарах и описание Словении (входившей тогда в Королевство Югославию, еще недавно бывшее Королевством Сербии, Хорватии и Словении5), на работу в университет главного города которой, Любляны,

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 15-01-00209).

2 Ермичев А.А. Е.В. Спекторский (1875-1951): Биобиблиографическая справка // Спекторский Е.В. Проблема социальной физики в XVII столетии. Санкт-Петербург: Наука, 2006. Т. 2. С. 506-523.

См., напр.: Щеглов В.В., Щеглова Л.В. Философский портрет Е.В.Спекторского // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1997. № 4. С. 3-12; Бондарева Е.А Евгений Васильевич Спекторский // Историки-эмигранты: вопросы русской истории в работах 20-х - 30-х гг. Москва: Издательский центр Института российской истории РАН, 2002. С. 161-201; Корнилов С.В. Е.В. Спекторский - философ и культуролог // Проблемы русской философии и культуры. Сборник научных трудов. Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2002. С. 96-101; Ульяновський В., Короткий В., Скиба О. Останнш ректор ушверситету Святого Володимира Свген Васильович Спекторський. Кив: Кшвський уиверситет, 2007; Михальченко С.И., Ткаченко Е.В. Евгений Васильевич Спекторский // Вопросы истории. 2013. № 1.С. 31-53.

4 Михальченко С.И. Документы Е.В. Спекторского в Архиве Института Восточной Европы Бременского университета // Отечественные архивы. 2011. № 6. С. 64-68.

5 Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (Королевтво СХС), просуществовав 10 лет (1918-1928) тало именоваться Королевством Югославии после государственного переворота, совершенного королем сербов, хорватов и словенцев Алек-

Евгений Васильевич Спекторский (1875-1951), правовед, социальный философ

Спекторский переехал в 1930 г. из Белграда1.

Первые впечатления о Словении появились у Спектор-ского еще до окончательного переезда в нее. Как отмечал мемуарист, впервые оказавшийся в Любляне в 1923 г., она произвела на него впечатление «симпатичного городка тирольского типа». Позже Спекторский приезжал в Любляну еще два раза. «И тогда «югославянский Зальцбург» производил на меня впечатление, как на большинство лиц, проезжавших через Словению или приезжавших в нее на летний отдых, - отмечал он. - Страна казалась каким-то земным раем, населенным приветливыми людьми, которые в туристических костюмах с песнями отправляются в горные экскурсии. Поселившись в Словении, я ближе присмотрелся к стране и людям. Взятая с эстетической стороны, Словения производит впечатление сплошного парка с восхитительными альпийскими пейзажами. Экономической изнанкой этого является относительная бедность природных даров, тем более чувствительная, что у населения уровень жизненных потребностей несравненно выше, чем в Сербии»2. Спекторский отмечал отличный от столичного Белграда темп жизни: «Когда я переехал в Любляну, в ней насчитывали всего около 60 тысяч жителей. Темп и общий характер ее жизни были гораздо провинциальней, чем в Белграде, а в некоторых отношениях, даже в Мариборе: Ljubljana Zaspana. Там, где впоследствии выросли Дукичев блок шестиэтажных домов и "неботычник", т.е. небоскреб, были еще мирные невысокие дома с черепичными крышами и большими садами. Выйдя из дому прогуляться на полчаса, я попадал в парк, а оттуда в лес. В магазинах ко мне обращались «господ профессор», потому что отлично знали, кто я. Консулы заменяли дипло-магический корпус, начальник дивизии и бан3 - министров»4.

Спекторский оставил довольно меткие характеристики словенцев. Он отмечал, что «горы скорее разъединяют, чем соединяют», и поэтому словенцы разъединены. Вслед за профессором Рамовичем он насчитывал свыше тридцати словенских диалектов; различал штайерцев, т.е. жителей нижней Штирии от Марибора до Зиданого Моста, горенцев, доленцев, корошцев и приморцев. При этом, основываясь, в том числе, и на личных наблюдениях, подчеркивал, что «у них чувство различия нередко острее сознания общности. Штайерцы и горенцы не любят друг друга, но сходятся в антипатии к приморцам. Корошцы после войны по плебисциту добровольно предпочли Австрию Югославии. Примор-цы попали под власть Италии. И в Словении оказались только приморские эмигранты. Коренные жители Любляны не любят их и встречают с их стороны такое же отношение. Таким образом, расслоение словенцев вызвано не только природой, но и историей или культурой... К словенцам, как и к швейцарцам, можно применить замечание Гейне, что их чувства так же высоки, как их горы, но так же узки, как их долины. Они очень привязаны к своей земле, к «ожьей», т.е. более узкой домовине. Но это суживает их политический горизонт, тем более, что, в отличие от швейцарцев, они не образовали самостоятельного государства»5.

Спекторский подчеркивал, что даже «войдя в состав Югославии как совершенно полноправные граждане, многие из них продолжали считать себя в чужом государстве, судьба которого их непосредственно не касается и у кото-

Главное здание Люблянского университета. Фото 1929 г.

Любляны. Фото 1930-х гг.

сандром 6 января 1929 г. Ориентировавшийся в своей внешней политике на Францию король Александр оказывал покровительство русской белой эмиграции. (Прим. ред.).

1 О русской эмиграции в Югославии (в том числе в Словении) см.: Козлитин В.Д. Русская и украинская эмиграция в Югославии (1919-1945). Харьков: Книжно-рекламное агентство "РА", 1996; Pulko R. Ruski emigranti na Slovenskem. 1921-1941. Logatec: Vojni muzej, 2004; Йованович М. Русская эмиграция на Балканах. 1920-1940. М.: Русский путь, 2005.

2 Forschungsstelle Osteuropa an der Universität Bremen. Historisches Archiv. Ф. 01-30.230: Спекторский Е.В. Воспоминания. Д. II. Л. 840-841 (далее: Спекторский Е.В. Воспоминания).

Бан - начальник области у южно-славянских народов, а также в Молдавии и Валахии. Административной реформой 1929 г. Королевство Югославия делилось на 9 банов и один столичный округ. (Прим. ред.).

4 Спекторский Е.В. Воспоминания. Л. 841.

5 Там же. Л. 841-842.

рого они «отвоевывают» все то, что приходится на их долю. Всякое ассигнование на Словению из средств государственного казначейства прославлялось как победа над каким-то воображаемым неприятелем». Автор воспоминаний отмечал, что «словенцы считают себя самыми культурными южными славянами. Это имеет известные основания, если, например, взять число издаваемых и читаемых ими книг, процент грамотности и т.п. Они трудолюбивы, аккуратны, гораздо добросовестнее сербов. У них нет ничего балканского. И они до известной степени обезличены западной и притом католической культурой». Мемуарист подчеркивал, что «у старшего и среднего поколения словенцев сильно сказывалось австрийское воспитание. По-немецки они говорили как на родном языке. Более того, желая выразиться красочнее или рассказать анекдот, они переходили на немецкий язык»1. Из заметных ему недостатков Словении Спекторский отмечал первое место в Югославии по числу внебрачных детей и по потреблению алкоголя.

Спекторский всей душой полюбил Словению. Этому способствовал и активный образ жизни, который он вел. «Я завел себе туристический костюм, тяжелые, подбитые гвоздями ботинки («гойзеры»), которые смазывались тюленьим жиром, купил путеводитель по Словении Бадюры и стал делать горные экскурсии, - вспоминал ученый. - Я не мог... угнаться за туземцами, которые, совсем не отличаясь храбростью, проявляли безумную отвагу, карабкаясь по скалам над пропастью с помощью веревок и клиньев; по-словенски это называлось р^а^ при этом не проходило без жертв. Я не мог ходить даже по широким карнизам, если не было ограды сбоку. Со мной сделался припадок т.н. горной болезни, когда я проходил на Голице по хребту, отделявшему Югославию от Австрии. Но безопасные и покойные прогулки в горах доставляли мне огромное наслаждение. А Словения изобилует на редкость красивыми местами. Сравнительно недалеко от Любляны находился Блед с озером, отелями, ущельем, в котором бушует горный поток, с восхитительными прогулками. Летом туда съезжался двор, дипломатический корпус и множество иностранцев»2.

Провинциальный характер Любляны обусловил незначительное внимание мемуариста к ее политической жизни. В отличие от страстей, кипящих в Белграде, в Любляне как с иронией замечал Спекторский, были «бури, происходящие в том стакане воды, в котором плавает и наша лодочка»3. Политический класс в Словении был разделен на клерикалов и демократов. Из политиков Спекторский уделил внимание фактически лишь А. Корошецу, вождю клерикалов. Спекторский относился к нему скептически «Его противники не без основания упрекали его, что он вел двойную игру: в Белграде он стоял за единую Югославию, в Любляне он поддерживал сепаратистов. Впрочем, говорили, что они на него давили больше, чем он сам хотел». Лично Корошец был «властолюбивый, но жовиальный человек, весьма неравнодушный к радостям жизни и, особенно, к прекрасному полу»4.

В отличие от краткой характеристики политической активности, мемуары содержат сравнительно подробную характеристику церковной (преимущественно, католической) жизни этих мест. Как подчеркивал Спекторский, значительное влияние на религиозную жизнь Словении оказала Австрия - «австрийская традиция пользовалась симпатией католического духовенства, не могшего примирится с заменой апостолического величества Габсбургов схизматическими Караджорджевичами». При этом «православие считалось неприятелем № 1. Когда в Словении появились наши эмигранты, - продолжал Спекторский, - двух русских растерзали только за то, что они православные. Бем рассказал мне, как "жупник', т.е. приходской священник в Мирне, объяснил в церкви смысл образования королевства СХС: "прежде у нас был император, а теперь король; император был нашей веры, а король чужой". Должно быть, не без влияния духовенства словенское население Корошки высказалось за присоединение к Австрии. Многим клерикалам улыбалась мысль об автономной Словении в составе восстановленной Австрии с Оттоном Габсбургским на престоле и о католическом поясе, тянущемся от Польши через Словакию, Венгрию, Австрию, Словению и Хорватию к Италии и Ватикану. Ненависть к сербам питалась австрокатолицизмом, вдохновившим песню '^гЬе о угЬе" (повесить сербов на вербы), которую во время мировой войны распевали даже лица, сделавшие впоследствии в Югославии большую карьеру»5.

Спекторский оставил колоритный портрет Люблянского епископа А.Б. Еглича. «Когда я приехал в Любляну, - вспоминал Спекторский, - престарый knezoskof, т.е. князь епископ Еглич был уже на покое. Этот Еглич как-то скупил и уничтожил все издание книги Цанкара6 «Эротика». Но вышло ее второе издание. И оно распространилось довольно широко. Самого же его упрекали, что он написал «Советы молодоженам» порнографического содержания. ... Еглич был меценат. На свои средства он построил в Шент Виде гимназию с интернатом. И он же дал сто тысяч на издание роскошного тома по поводу десятилетия люблянского университета. Его преемником был бывший профессор церковного права Рожман, краснощекий, жизнерадостный человек, большой любитель альпийских восхождений»7. В целом же, по мнению автора воспоминаний, «словенское духовенство далеко не было однородно. И в его среде проявилась борьба отцов и детей. Как он отмечал, «стремление части молодого поколения

1 Там же. Л. 842-843.

2 Там же. Л. 917-918.

3 Там же. Л. 918.

4 Там же. Л. 846.

5 Там же. Л. 843-844.

6 Цанкар Иван (Ivan Cankar, 1876-1918) - классик словенской литературы, прозаик, драматург, публицист, представитель «словенского модерна». (Прим. ред).

7 Спекторский Е.В. Воспоминания. Л. 847

Антон Корошец (Anton Korosec, 1872-1940), один из лидеров клерикальной Словенской народной партии, католический священник, в 19351938 министр внутренних дел Югославии, проводик политику фашизации страны

Антон Бонавентура Еглич (Anton Bonaventura Jeglic, 1850-1937), епископ Любляны, общественный деятель

священников к социальной правде вылилось в большевизанство. Антагонизм обнаружился, когда был закрыт один католический журнал, выразивший симпатии к красной Испании»1.

Завершая характеристику религиозной жизни Словении, Спекторский отмечал: «Как и в других католических странах, население Словении резко делилось на "практикующих", как говорят французы, и атеистов, на клерикалов и ненавистников церкви ... Не было той добродушно-скептической и терпимой середины, которая характеризует православный, в частности и наш русский быт. В демократических люблянских газетах, также как и в пражских, крайне шокировало то, что слово «Бог» писалось с маленькой буквы. Вся религия сводилась к клерикализму и христианство - к папизму»2.

Преподавательская и научная деятельность Спекторского в Люблянском университете в 1930-1945 гг. подробно изучена в книге А. Брглез и М. Селяка «Россия в Словении: Русские профессора в Университете Любляны»3. Однако изучение мемуаров ученого позволяет привнести дополнительные штрихи в этот сюжет.

Впервые Спекторский оказался в местном университете в 1923 г., когда он приехал, чтобы посмотреть, в каких условиях проживали русские студенты этого учебного заведения. Условия показались ему плохими: «Неудовлетворительным оказалось предоставленное студентам помещение в бараках возле вокзала и, особенно, в темных и сырых казематах того замка, в котором некоторое время был заключен заинтересовавший Пушкина Сильвио Пеллико»4 Между тем, поток русских студентов в университет Любляны был хотя и меньший, чем в белградский, но постоянный, так как только в словенском вузе было горное отделение.

С 1930 до 1943 г. (когда университет был закрыт немецкими оккупационными властями), Спекторский преподавал конституционное право, церковное право, историю философии права, введение в социологию5. По свидетельству Н.Н. Алексеева, пользовался большой популярностью и любовью студентов6. Сам Спекторский отмечал, что «студенты нашего факультета учились старательно и были почтительны. Когда профессор входил в аудиторию, они все вставали». Правда, Спекторский самокритично сетовал, что пока он преподавал государственное право, ему «не удавалось так расшевелить участников моего семинара, чтобы заставить их представлять собственные рефераты. И я ограничился толкованием конституции и репетиториумом. Но, когда я стал преподавать первокурсникам введение в социологию, у меня появилась, как я выражался, гвардия. Нашлись студенты, Комар, Бонач и другие, которые обнаружили хорошее образование и большой интерес к научным, особенно к философским проблемам. Интерес гвардии воодушевлял и меня. И занятия на семинаре протекали очень живо»7. Один из этих студентов, Владимир Бонач, сыграет позднее выдающуюся роль в спасении текста «Воспоминаний» Спекторского.

«Воспоминания» ученого содержат характеристики многих русских профессоров юридического и других факультетов университета. Среди профессоров юридического факультета Спекторский, прежде всего, отмечал преподававшего политическую экономию его коллегу по университету св. Владимира Ал.Д. Билимовича8. «В науке он все более и более увлекался математическим методом, к чему его поощрял его белградский брат [Ан.Д. Билимович. -С.М.]. Его книга о конъюнктурах насыщена математическими формулами. В философии он довольствовался т.н. наивным реализмом. Я с ним часто и упорно, но совершенно бесплодно вел методологические споры, доказывая ему, что для него проблемы уже кончаются там, где по-настоящему они еще и не начинались». Велики были усилия Би-лимовича по комплектованию библиотеки факультета. «Для пополнения ее бюджета он не без успеха обращался к банкам, а также промышленным и торговым предприятиям и палатам»9.

Известным юристом был занимавший кафедру уголовного права А.В. Маклецов. «Он довольно много писал по теории своей науки и по криминологии. При этом в отличие от многих криминалистов, он не примыкал к крайностям модного социологизма и натурализма и не забывал этической природы проблемы преступления и наказания»10.

Работал в университете в качестве гонорарного (т.е. внештатного) профессора и известный киевский историк права М.Н. Ясинский11. Как отмечал Спекторский, «в отличие от других своих русских коллег по факультету, он в эмиграции должен был переменить или, вернее, расширить свою специальность, а именно перейти от истории одного только русского права к истории права всех славянских народов»12.

Среди преподавателей непрофильных дисциплин Спекторский вспоминал лектора русского языка выпускника Московского университета Н.Ф. Преображенского. «Он был прекрасный рассказчик, недурной лектор, хороший знаток русской литературы и словенского языка, на который он переводил русских авторов даже в стихах. Но его выступления портило то, что Щедрин называл Сеничкиным ядом. Он не был в России при большевиках и полностью, в замаринованном виде, сохранил понятия и выражения русского дореволюционного радикализма»13.

Русские профессора преподавали и на других факультетах университета. Так, несколько преподавателей было на техническом факультете, в частности, на его единственном во всей Югославии горном отделении. Например, «бывший профессор Варшавского и Новочеркасского техникума Д.В. Фрост преподавал "ямомерство", по-русски маркшейдерское искусство», а «коллега Фроста по Новочеркасску А.А. Копылов преподавал горное машиностроение». Однако далеко не все из них задерживались в Любляне. Так, ассистент Фроста В.А. Горский «перешел на службу в рудник сначала где-то

1 Там же. Л. 848.

2 Там же. Л. 849-850

3 Brglez A., Seljak M. Rusja na Slovenskem. Ruskiprofesorji na Univerzi v Ljubljani v letih 1920-1945. Ljubljana: Institut za civili-zacijo in kulturo, 2008.

4 Спекторский Е.В. Воспоминания. Л. 578.

5 Brglez A., Seljak M. Op. cit. S. 219-223.

6 Цит. по: Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М.: Наука, 1992. С. 220.

7 Спекторский Е.В. Воспоминания. Л. 867-868.

8 Билимович Александр Дмитриевич (1876-1963) - русский экономист, брат математика Антона Дмитриевича Билимовича (1879-1970). В 1920-1943 - профессор политэкономии в Люблянском университете. (Прим. ред.).

Спекторский Е.В. Воспоминания. Л. 856-857.

10 Там же. Л. 862

11 Ясинский Михаил Никитич (1862-1935) - историк русского права, декан юридического факультета Киевского университета в 1912-1917 гг. В Югославии изучал сербское и далматинское право. (Прим. ред).

12 Спекторский Е.В. Воспоминания. Л. 864

13 Там же. Л. 870.

на юге Югославии, а потом на острове Кипре. ... А.Н. Митинский перешел в 1924 году в Пржибранскую горную академию. Химик В. Исаев перекочевал в Америку»1.

Преподавали на факультете также бывший преподаватель военно-инженерной академии талантливый химик А.Н. Майдель, бывший директор Горного института, минералог В.В. Никитин, бывший преподаватель Киевского политехникума физик Ф.Ф. Грудин-ский. О последнем Спекторский отзывался скептически: «Говорят, что Гру-динский неплохо учил студентов решать задачи. Но наукой он совершенно не интересовался. В физике дальше Хвольсона он не пошел, так что его слушатели уже из гимназии выносили более современные знания. Его действительно занимали только две вещи: чревоугодие и рыбная ловля»2.

В целом, мемуарист очень тепло отзывался о взаимоотношениях русских профессоров с руководством университета. «Русские профессора люблянского университета не могли жаловаться на свое положение, - отмечал он. - Им не чинили никаких пакостей. И к ним точно, без подвохов, применяли все законы. Я читал лекции по-сербски. И это не вызывало никаких осложнений». В свою очередь, в большинстве случаев, «русские профессора честно старались в меру сил помочь молодому университету и отблагодарить его за академическое гостеприимство»3.

Довольно много говорит Спекторский о бытовой стороне жизни русских эмигрантов в Словении, характеризует русский театр, вспоминает о выступлениях русских писателей (К.Д. Бальмонта, И.В. Северянина) в Любляне.

К сожалению, текст «Воспоминаний» обрывается на полуслове, и потому большая часть информации относится к началу 1930-х гг. Несмотря на это, «Воспоминания», несомненно, являются ценнейшим источником как по истории Словении, так и по истории русской эмиграции в ней, включая жизнь и деятельность Е.В. Спекторского.

ЛИТЕРАТУРА

1. Билимович А.Д. Памяти профессора Е.В. Спекторского // Записки Русской академической группы в США. Т. IV. New

York & Montreal: Monastery Press, 1970. С. 148-157.

2. Бондарева Е.А. Евгений Васильевич Спекторский // Историки-эмигранты: Вопросы русской истории в работах 20-х -

30-х гг. М.: Издательский центр Института российской истории РАН, 2002. С. 161-201.

3. Ермичев А.А. Е.В. Спекторский (1875-1951): Биобиблиографическая справка // Спекторский Е.В. Проблема социаль-

ной физики в XVII столетии. Т. 2. СПб.: Наука, 2006. С. 506-523.

4. Зеньковский В.В. Е.В. Спекторский // Зеньковский В.В. Из моей жизни: Воспоминания. М.: Дом русского зарубежья

им. А. Солженицына; Книжница, 2014. С. 281-283.

5. Йованович М. Русская эмиграция на Балканах. 1920-1940. М.: Русский путь, 2005. 488 с.

6. Козлитин В.Д. Русская и украинская эмиграция в Югославии (1919-1945). Харьков: Книжно-рекламное агентство

«РА», 1996. 476 с.

7. Корнилов С.В. Е.В. Спекторский - философ и культуролог // Проблемы русской философии и культуры. Сборник науч-

ных трудов. Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 2002. С. 96-101.

8. Михальченко С.И. Документы русской эмиграции первой волны в архивах Словении // Русское наследие в странах Во-

сточной и Центральной Европы. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2010. С. 202-209.

9. Михальченко С.И. Документы Е.В. Спекторского в Архиве Института Восточной Европы Бременского университета //

Отечественные архивы. 2011. № 6. С. 64-68.

10. Михальченко С.И., Ткаченко Е.В. Евгений Васильевич Спекторский // Вопросы истории. 2013. № 1.С. 31-53.

11. Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М.: Наука, 1992. 400 с.

12. Ульяновский В., Короткий В., Скиба О. Останнш ректор ушверситету Святого Володимира Свген Васильович Спек-

торський. К.: Кшвський ун-т, 2007. 312 с.

13. Щеглов В.В., Щеглова Л.В. Философский портрет Е.В. Спекторского // Вестник Московского университета. Серия 7.

Философия. 1997. № 4. С. 3-12.

14. Brglez A., Seljak M. Rusja na Slovenskem. Ruski profesorji na Univerzi v Ljubljani v letih 1920-1945. Ljubljana: Institut za

civilizacijo in kulturo, 2008. 261 s.

15. Forschungsstelle Osteuropa an der Universität Bremen. Historisches Archiv. Ф. 01-30.230: Спекторский Е.В. Воспомина-

ния. Д. II. Л. 42-929.

16. History of Yugoslavia. New York: McGraw Book, 1974. 752 p.

17. Pulko R. Ruski emigranti na Slovenskem. 1921-1941. Logatec: Vojni muzej, 2004. 144 s.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Михальченко, С. И. Словения 1930-х годов в неопубликованных мемуарах Е.В. Спекторского / С.И. Михальченко // Пространство и Время. — 2015. — № 1—2(19—20). — С. 252—256. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271ргоу^ 1_2-19_20.2015.75._

1 Там же. Л. 871.

2 Там же. Л. 871-872.

3 Там же. Л. 880-881.

Титульные листы работ Спекторского, написанных в период его жизни в Словении. Слева направо: «Конт и Гегель» (Любляна, 1940, на словенском), «Государство и его жизнь» (Белград, 1933, на сербском, с посвящением П.Б. Струве), «Христианство и просвещение» (Сараево, 1934, на сербском). Фото автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.