Научная статья на тему 'Словарь внешнеторговых терминов'

Словарь внешнеторговых терминов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
935
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Словарь внешнеторговых терминов»

Словарь внешнеторговых терминов

В.М. Шумилов

Доктор юридических наук (Всероссийская академия внешней торговли)

АНТИДЕМПИНОВЫЙ ПРОЦЕСС -

правила и процедуры применения административными органами государства антидемпинговых мер, т.е. мер, касающихся введения особых таможенных пошлин в случае демпинга -демпингового импорта товара.

Во внутригосударственном праве антидемпинговый процесс - часть административного процесса.

В международном праве на универсальном уровне нормы и принципы антидемпингового процесса установлены правом ВТО.

Антидемпинговый процесс можно подразделить на ряд стадий:

0 возбуждение антидемпингового дела (инициирование антидемпингового расследования);

0 стадия расследования и принятия решения по результатам расследования;

0 исполнение решения, принятого по результатам решения;

0 пересмотр решения о введении антидемпинговых мер в административном порядке;

0 процедуры обжалования решения в судебном порядке.

ВНЕШНЕТОРГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - законы и подзаконные акты, обеспечивающие регулирование отношений по международной купле-продаже товаров (включая услуги и права интеллектуальной собственности).

Внешнеторговое законодательство - крупный комплексный институт системы российского законодательства, состоящий из большого числа актов, касающихся таможенных тарифов, тарифного и нетарифного регулирования экспорта/импорта, субсидирования экспорта, заключения внешнеторговых сделок и т.п.

В данный законодательный массив входят, в частности:

0 законы: «Об экспорте газа» 2006 года; «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» 2005 года; «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 года; Таможенный кодекс РФ 2003 года; «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» 2003 года; «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 года; «О техническом регулировании» 2002 года; « Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 2002 года; «Об экспортном контроле» 1999 года; «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» 1999 года; «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 1999 года; «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» 1998 года; «О соглашениях о разделе продукции» 1995 года; «О таможенном тарифе» 1995 года; «О международном коммерческом арбитраже» 1993 года; «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 года; «О сертификации продукции и

услуг» 1993 года; «О товарных биржах и биржевой торговле» 1992 года;

0 подзаконные акты - постановления Правительства РФ. Так, были приняты постановления: в 2007 году - «О порядке реэкспорта товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами-членами Евразийского экономического сообщества» (№ 66); в 2006 году - «Таможенный тариф Российской Федерации» (№ 718) и «О мерах по защите российских производителей ламп накаливания» (№ 50); в 2005 году - «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах» (№ 732) и «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» (№ 364); в 1996 году - «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ» ( № 1461) и «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок» (№ 1300); в 1994 году - «Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций РФ (№ 1057)», - и др.

ВНУТРЕННИЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ

- порядок, условия, складывающиеся во внутренней правовой системе в результате реализации норм права в той или иной сфере отношений.

Режим - это «право в действии», совокупность типов и методов правового регулирования (режим импорта, режим экспорта, режим транзита, таможенные режимы, инвестиционный режим, иммиграционный режим, недискриминационный режим, преференциальный режим и т.п.).

Внутренние правовые режимы все чаще становятся предметом международных договоров. Цель таких договоров - унифицировать внутренние правовые режимы взаимодействующих государств, обеспечить на взаимной основе недискриминационные, наиболее благоприятные или преференциальные условия для лиц и вещей (товаров и операторов), происходящих из государств-партнеров.

ГЛОБАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - сфера всех правовых средств и мето-

дов воздействия на реальность в целях регулирования общественных отношений внутри государств и за пределами их территорий.

Глобальная правовая система обеспечивает упорядоченность отношений и системное функционирование всех государств и обществ мира, всего миропорядка. Она состоит из ряда компонентов: предметно-объектного, институционально-субъектного, регулятивного, функционального, идеологического.

Регулятивным компонентом Глобальной правовой системы выступает Глобальное право, под которым понимается качественное единство двух систем - внутригосударственного права и международного права. Взаимодействие, переплетение внутреннего права государств и международного права на современном этапе позволяет сделать вывод о таком качественном единстве.

Важными частями Глобальной правовой системы являются также транснациональное право и наднациональное право.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС -

это отношение государства к своим потребностям, путям и способам их удовлетворения. Если, например, какое-то государство не обладает собственными достаточными запасами энергоресурсов, то его государственный интерес состоит в том, чтобы обеспечить импорт таких ресурсов из-за рубежа, поставить под контроль их добычу и транспортировку, иметь долгосрочные договоры, сохранить стабильные цены и т.п.

Интересы современных государств невозможно удовлетворить без межгосударственного сотрудничества, в том числе в сфере международных экономических отношений.

Государственные интересы имеют определенную иерархию. Государства стремятся воплотить свои интересы в нормы внутреннего права и международного права.

Различают интересы: государственные (одного государства), групповые, интересы международного сообщества государств, общечеловеческие; экономические, политические, территориальные, правовые, социокультурные; тактические и стратегические; долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; закрепленные и не закрепленные в праве.

ДВУСТОРОННИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР - соглашение между двумя публичными лицами (государствами и/или международными организациями), заключенное в определенной форме, по поводу взаимных прав и обязанностей в соответствующей сфере. Наряду с многосторонними международными договорами, двусторонние международные договоры являются одним из основных источников международного права и всех его отраслей.

В зависимости от уровня сторон договора различают следующие виды двусторонних международных договоров: межгосударственные, межправительственные, межведомственные.

В зависимости от предмета регулирования различают, в частности, договоры по вопросам международной торговли, международных финансовых, инвестиционных, миграционных отношений, по вопросам международной экономической помощи и др.

В международных экономических отношениях распространены следующие виды двусторонних международных договоров: о мире, дружбе и сотрудничестве; об экономическом сотрудничестве; торговые; о взаимных платежах (расчетах); кредитные; о погашении (реструктуризации) государственных долгов; о поощрении и защите взаимных инвестиций; об избежании двойного налогообложения и др.

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА - свойство, в силу которого одно государство непод -властно другому государству; неприкосновенность; неподсудность государства, его органов, должностных лиц, государственной собственности (зарубежной недвижимости, финансовых средств на счетах в зарубежных банках) иностранному суду; изъятие из-под уголовной, гражданско-правовой, административной, налоговой, таможенной или иной юрисдикции иностранного государства.

Иммунитет государства закрепляется нормами внутреннего и международного права. Он проявляется в том, что государство нельзя привлечь в качестве ответчика к суду иностранного государства, государственная собственность не может быть подвергнута аресту, взысканию, в том числе в порядке обеспе-

чения судебных исков или их принудительного исполнения (кроме случаев согласия на это).

В международной практике применяется две концепции - абсолютного и ограниченного (функционального) иммунитета.

В силу концепции абсолютного иммунитета иммунитет государства презюмируется во всех случаях, в том числе в случае хозяйственной, экономической деятельности государства, участия государства в частноправовых отношениях (если государство само не откажется от иммунитета).

В силу концепции ограниченного (функционального) иммунитета иммунитет государства презюмируется, если оно вступает в частноправовые отношения для осуществления своих суверенных функций, и, наоборот, презюми-руется отсутствие иммунитета (отказ от него), если государство вступает в такие отношения с коммерческими целями.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ - образования в разнообразных организационно-правовых формах, создаваемые на межгосударственном уровне на различных этапах экономической интеграции. Привносят элемент управляемости в процессы интеграции. Правовой основой объединений является международный договор.

Различают следующие, в частности, формы интеграционных объединений государств: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, платежный союз, валютный союз, экономический союз, единое экономическое пространство.

В качестве организационной основы таких объединений выступает, как правило, соответствующая международная организация. На продвинутых этапах интеграции международная организация, являющаяся организационной основой интеграционного объединения, приобретает наднациональные черты.

Интеграционные объединения государств созданы практически на всех континентах: Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и др.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность всех компонентов (элементов, явлений), задействованных в обеспечение международной торговли, часть международной экономической системы.

В состав международной торговой системы входят следующие компоненты: предметно-объектный, институционально-субъектный, регулятивный, функциональный, идеологический.

Сердцевиной международной торговой системы является Всемирная торговая организация - ВТО, в рамках которой вырабатываются универсальные (глобальные) правила международной торговли.

Отношения в международной торговой системе регулируются нормами внутреннего права государств, международного права (а именно - международного торгового права), а также нормами «мягкого права» и др.

Заметны в международной торговой системе элементы наднационального и транснационального (lex mercatoria) регулирования.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВАЛЮТНОЕ ПРАВО - институт (подотрасль) международного финансового права; совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в международной финансовой системе: движение, обращение (куплю-продажу) национальных и мировых валют, вопросы их конвертируемости, валютных курсов, валютных корзин, резервов, создания валютных союзов и валютной интеграции и др.

Во внутреннем праве государства регулируют эти вопросы внутренним валютным законодательством. Внутреннее валютное право и международное валютное право находятся во взаимодействии. Заметны в международной финансовой системе элементы наднационального и транснационального (lex finanziaria) регулирования.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО - подотрасль международ -ного экономического права; совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в международной инвестиционной системе: трансграничное движение инвестиционных ресурсов, вопросы импорта/экспорта

инвестиций, инвестиционного режима (защита, гарантии), правового положения инвесторов, разрешения инвестиционных споров и др.

В состав международного инвестиционного права входят нормы международных обычаев, двусторонних и многосторонних договоров. Наиболее распространенные виды двусторонних договоров - договоры о поощрении, защите и гарантировании иностранных инвестиций; об избежании (устранении) двойного налогообложения инвестиций и др.

К многосторонним договорам инвестиционной проблематики относятся: Вашингтонская конвенция 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и иностранным частным лицом (на ее основе создан Международный центр по разрешению инвестиционных споров); Сеульская конвенция 1985 года, учредившая Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), действующее в рамках ВТО; Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 года, заключенное в рамках СНГ.

Во внутреннем праве государства регулируют эти вопросы преимущественно нормами административного, гражданского, процессуального права. В ряде стран (в том числе в России) имеется специальное законодательство.

Внутреннее право и международное инвестиционное право находятся во взаимодействии. Заметны в международной инвестиционной системе элементы транснационального регулирования (lex investionis).

МЕЖДУНАРОДНОЕ КРЕДИТНОЕ ПРАВО - институт (подотрасль) международного финансового права; совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в международной кредитной системе: трансграничное движение кредитных ресурсов, предоставление и погашение кредитов, режим кредитных инструментов и учреждений (например, иностранных банков), режим кредиторов и должников и др.

В состав международного кредитного права входят преимущественно нормы международных обычаев, двусторонних и многосторонних (реже) договоров.

Заметны в международной кредитной системе элементы «мягкого права», транснационального регулирования - lex finanziaria. В институциональной сфере важную роль играет Парижский клуб государств-кредиторов.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЛАТЕЖНОЕ (ПЛАТЕЖНО-РАСЧЕТНОЕ) ПРАВО - институт международного финансового права; совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в международной финансовой системе: режим расчетов по торговым и неторговым операциям, вопросы создания и функционирования платежных союзов, поддержания равновесия платежных балансов и др.

В состав международного платежного права входят преимущественно нормы международных обычаев, двусторонних и многосторонних (реже) договоров.

Заметны в платежно-расчетной сфере международной финансовой системы элементы «мягкого права», транснационального регулирования - lex finanziaria.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПРА -

ВО - подотрасль международного экономического права; совокупность международноправовых норм, регулирующих отношения в международной торговой системе: трансграничное движение товаров (включая услуги и права), правовые режимы импорта, экспорта, транзита; вопросы либерализации международной торговли, т.е. скоординированного снижения таможенных пошлин; устранения тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле; вопросы применения антидемпинговых и защитных мер, субсидирования экспорта; разрешения торговых споров; создания зон свободной торговли, таможенных союзов и др.

В состав международного торгового права входят нормы международных обычаев, двусторонних и многосторонних договоров. Среди двусторонних наиболее распространены торговые договоры, договоры о поставке отдельных видов товаров; к многосторонним, в частности, относятся международные товарные соглашения, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, соглашения пакета ВТО: Генеральное соглашение по

тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и др. Право ВТО - ядро международного торгового права.

Во внутреннем праве государства регулируют эти вопросы преимущественно нормами административного, гражданского, процессуального права.

Внутреннее право и международное торговое право находятся во взаимодействии. Заметны в международной торговой системе элементы транснационального (lex mercatoria) и наднационального регулирования.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - подотрасль международного экономического права; совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в международной финансовой системе: платежно-расчетные, валютные, кредитные, долговые, отношения по финансовой помощи; вопросы банковского надзора, отмывания неправомерных доходов, создания платежных, валютных союзов и т.п.

Соответственно международное финансовое право состоит из нескольких международно-правовых институтов: международного платежного (платежно-расчетного) права, международного валютного права, международного кредитного права, международного долгового права, права международной финансовой помощи и др.

Институционально-правовую основу международной (глобальной) финансовой системы составляют многосторонние (универсальные) международные организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Банк международных расчетов (БМР) и др. Большую роль играют региональные финансовые организации и параорганизации.

В состав международного финансового права входят нормы международных обычаев, двусторонних и многосторонних договоров. Среди двусторонних наиболее распространены договоры о платежах (расчетах), кредитные договоры; к многосторонним, в частности, от-

носятся учредительные соглашения (уставы) международных финансовых организаций -МВФ, МБРР и др.; договоры о создании платежных, валютных союзов. Важнейшей частью международного финансового права является право МВФ.

Во внутреннем праве государства регулируют эти вопросы преимущественно финансовым, валютным, банковским, административным, гражданским, процессуальным законодательством.

Внутреннее право и международное финансовое право находятся во взаимодействии. Заметны в международной финансовой системе элементы «мягкого права», а также наднационального регулирования и транснационального регулирования - lex finanziaria.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО - отрасль международного права; совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в международной экономической системе: трансграничное движение товаров (включая услуги и права), финансовых, инвестиционных и других ресурсов; предоставление экономической помощи; внутренние правовые режимы для вещей и лиц; различные аспекты экономической интеграции и др.

В состав международной экономической системы входят следующие компоненты: предметно-объектный, институционально-субъектный, регулятивный, функциональный, идеологический.

Международная экономическая система в свернутом виде содержит в себе: международную торговую, международную инвестиционную, международную финансовую и иные системы.

Соответственно международное экономическое право включает ряд подотраслей и институтов: международное торговое право, международное финансовое право, международное инвестиционное право, международное миграционное право (частично), право международной экономической помощи, право экономической интеграции, право экономического развития и др.

Международное экономическое право -лишь один из нормативных блоков, задейство-

ванных в регулирование отношений в международной экономической системе.

В состав международного экономического права входят нормы международных обычаев, двусторонних и многосторонних договоров. Среди двусторонних наиболее распространены договоры: торговые, о поставке отдельных видов товаров, о защите инвестиций, об избежании (устранении) двойного налогообложения инвестиций, кредитные, платежные и т.п. К многосторонним, в частности, относятся международные товарные соглашения, соглашения пакета ВТО, учредительные соглашения (уставы) международных финансовых организаций, договоры о создании платежных, валютных союзов. Важнейшими частями международного экономического права являются право ВТО, право МВФ, право ОЭСР и др.

В международной экономической системе проявляется тенденция перехода по расширяющемуся кругу вопросов от одностороннего и двустороннего регулирования к многостороннему, универсальному, наднациональному регулированию; от «мягкого права» и диспозитивного регулирования ко все более «жесткому» -императивному - регулированию.

Заметны в международной экономической системе элементы транснационального регулирования - lex mercatoria, lex finanziaria, lex investionis и т.п.

Во внутреннем праве государства регулируют эти вопросы преимущественно финансовым, валютным, банковским, административным, гражданским, процессуальным законодательством.

Внутреннее право и международное экономическое право регулируют экономическую сферу во взаимодействии и переплетении. Международное экономическое право находится на «переднем крае» формирования Глобального права и Глобальной правовой системы.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

- структурное образование, создаваемое государствами в целях обеспечения сотрудничества в различных сферах, решения общих проблем; субъект международного права; международное юридическое лицо. Создается преимущественно на основе международного учредительного договора (устава).

Международные организации, наряду с государствами, являются институциональносубъектной основой международно-правовой системы. Посредством международных организаций решение общих проблем и вопросов, представляющих взаимный интерес, переводится государствами на многосторонний, универсальный или наднациональный уровень.

Международные организации имеют, как правило, следующие органы: представительный (например, конференция), исполнительный (например, совет) и технический (секретариат).

Среди международных организаций выделяют группу международных экономических организаций. Примеры: ВТО, МВФ, МБРР, ОЭСР, ОПЕК, ЕврАзЭС, МАГИ и др.

Существует множество классификаций международных организаций. Одна из них -разделение организаций на организации, обеспечивающие сотрудничество, и организации, являющиеся институциональной основой экономической интеграции. Именно для последних чаще всего характерны элементы наднационального регулирования.

Значительному числу международных экономических организаций свойственны такие особенности, как практика «взвешенного подхода» при принятии решений («вес» голоса при голосовании определяется уровнем экономического развития государства-участника); принятие решений не путем обязательного единогласия, а большинством или квалифицированным большинством голосов; более широкие полномочия на создание правовых норм, их толкование; полномочия на разрешение споров в рамках организации и т.п.

Большую роль в международной экономической системе играют также международные неправительственные организации - МНПО (примеры: Международная торговая палата -МТП, Международная ассоциация авиаперевозчиков - ИАТА).

Международные неправительственные организации не являются субъектами международного права, хотя их роль и функции зачастую выходят за рамки государства, в котором они зарегистрированы. Можно считать такие организации субъектами транснационального права.

МНОГОСТОРОННИЕ ВАЛЮТНОФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ - договорные международно-правовые режимы, обеспечивающие согласованные на многосторонней основе стандарты оценки стоимости одной национальной валюты по отношению к другой. На основе таких стандартов осуществляется конвертируемость валют, поддержание курсовых соотношений, регулирование и сопоставимость платежных балансов государств.

Первой валютно-финансовой системой явилась Парижская валютно-финансовая система (1867-1922), при которой курс каждой национальной валюты фиксировался применительно к весовой единице золота («золотой стандарт»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй валютно-финансовой системой стала Генуэзская система (1922-1944), при которой в межгосударственные расчеты были задействованы не только золото, но и ценные бумаги - девизы: векселя, чеки и др. («золотодевизный стандарт»).

Третьей стала Бреттонвудская валютнофинансовая система (1945-1971), при которой в качестве «посредника» между национальными валютами оказался американский доллар, привязанный, в свою очередь, к определенному количеству золота: 35 долларов за тройскую унцию, т.е. 31,1 г («долларовый стандарт»). Институционально-правовой основой системы стал Международный валютный фонд (МВФ), а международно-правовой основой - его устав, т.е. учредительное соглашение.

Четвертой, ныне действующей, является Ямайская (или Кингстонская) валютно-финансовая система, при которой государства получили свободу самостоятельного выбора курсового стандарта под надзором МВФ («свободный стандарт»). В качестве коллективной резервной валюты была введена искусственная валютная единица надгосударственного характера - специальные права заимствования, СДР (SDR). Отдельные государства и группы государств «привязали» свои валюты к евро, доллару, СДР, корзинам валют или оставили свои валюты в режиме «независимого плавания».

МНОГОСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ - соглашение между тремя и более публичными лицами (госу-

дарствами и/или международными организациями), заключенное в определенной форме, по поводу взаимных прав и обязанностей в соответствующей сфере. Наряду с двусторонними, многосторонние международные договоры являются одним из основных источников международного права и всех его отраслей.

В зависимости от уровня сторон договора различают международные договоры: межгосударственные, межправительственные, межведомственные.

В зависимости от предмета регулирования различают, в частности, договоры по вопросам международной торговли, международных финансовых, инвестиционных, миграционных отношений, по вопросам международной экономической помощи и др.

В международных экономических отношениях наиболее заметную роль играют следующие, в частности, многосторонние договоры:

0 в международной торговой системе -Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), другие соглашения пакета ВТО; международные товарные соглашения; Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров;

0 в международной финансовой системе

- Соглашение о МВФ, Соглашение о МБРР, договоры о создании платежных, валютных союзов;

0 в международной инвестиционной системе - Вашингтонская конвенция 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и иностранным частным лицом (на ее основе создан Международный центр по разрешению инвестиционных споров); Сеульская конвенция 1985 года, учредившая Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), действующее в рамках ВТО; Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 года, заключенное в рамках СНГ

Многосторонние договоры являются средством (методом) перевода решения вопроса или проблемы с одностороннего или двустороннего уровня на многосторонний (а в последующем часто и на универсальный, наднациональный) уровни.

НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ (надгосударственное) ПРАВО - условное обозначение некоего институционально-правового явления в международной системе, суть которого состоит в том, что государства обязаны или вынуждены подчиняться нормам, созданным и/или вступившим в силу без их согласия.

Речь, как правило, идет о «вторичных» нормах, т.е. нормах, принятых международной организацией на основании ее уставной правосубъектности, например, большинством голосов (в такой ситуации государства, проголосовавшие «против», все равно обязаны выполнять решение). Часто принятые нормы подлежат прямому и приоритетному применению на территории государства как гражданами, так и государственными органами.

Подобные нормы свидетельствуют о некоей воле, которая стоит выше воли суверенного государства, о перераспределении функций и компетенции, свойственных суверенным государствам, в пользу международных организаций.

Признаки наднациональности присутствуют в деятельности ряда международных организаций регионального и универсального характера, в том числе в рамках интеграционных объединений государств, например в ЕС.

Наднациональными категориями в определенном смысле являются императивные нормы международного права (нормы jus cogens), искусственная коллективная резервная валюта в рамках МВФ - специальные права заимствования (СДР), идеи общемировой валюты и т.п.

Наднациональное право можно, таким образом, понимать двояко: либо как совокупность подобных норм, либо как некий метод правового регулирования. В любом случае наднациональное право - это явление, свидетельствующее о формировании Глобального права и Глобальной правовой системы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ - правовой режим, в котором находятся национальные вещи или лица (юридические, физические лица, другие субъекты права); условия, которые предоставлены им действующим законодательством; одна из разновидностей внутренних правовых режимов.

Национальный режим в одностороннем порядке и/или на договорной основе может предоставляться государством на условиях взаимности, с учетом взаимности или без взаимности в определенных сферах и объеме, с изъятиями или без них, иностранным вещам и лицам (гражданам, лицам без гражданства, юридическим лицам, другим субъектам иностранного права).

Количество изъятий из национального режима варьируется в зависимости от сферы отношений, а также от статуса иностранного лица: является он резидентом или нет.

Предоставление национального режима является одним из методов обеспечения равноправия и недискриминации в международной экономической системе. Зачастую национальный режим предоставляется одновременно с режимом наибольшего благоприятствования.

В соответствии с правом ВТО (ГАТТ, ГАТС, ТРИПС, ТРИМС и др.), например, национальный режим должен быть предоставлен государствами-участниками иностранному товару в части налогообложения и применения внутреннего права, интеллектуальной собственности, иностранным услугам и поставщикам услуг, иностранным инвесторам.

На основании международных договоров или без них национальный режим может предоставляться в вопросах доступа иностранных физических, юридических лиц в суды, наследования, социального обеспечения и др.

Значение принципа предоставления национального режима в международной системе возрастает.

ОПЕРАТОРЫ МЭО (МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ) - основные действующие лица, осуществляющие экономические (хозяйственные) отношения в международной системе: физи-

ческие, юридические лица, многонациональные предприятия, банки, биржи, международные неправительственные организации и др.

К операторам МЭО можно причислить и государства, международные организации (т.е. публичных лиц), когда они задействованы в хозяйственные частноправовые отношения международного характера, только при этом они одновременно являются еще и субъектами международного права. Частные лица субъектами международного права не являются.

Операторы МЭО вступают друг с другом в имущественные, неимущественные, хозяйственные, валютно-финансовые и иные правоотношения на основе внутреннего права своего государства. Коллизии между национальными системами права разрешаются посредством коллизионного права, именуемого международным частным правом (которое является частью внутреннего права).

Постепенно и статус операторов МЭО, и проблема коллизий, как и множество других вопросов МЭО, интернационализируются; их решение «поднимается» на уровень международного права и его отрасли - международного экономического права. Государства начинают договариваться о внутренних правовых режимах, взаимно удобных для операторов МЭО и тем самым унифицировать внутренние правовые режимы.

Некоторые доктрины причисляют операторов МЭО к субъектам международного права. Однако для этого международная правосубъектность операторов должна быть признана самими «творцами» международного права

- государствами и/или международными организациями, а нормы международного права распространяться на операторов непосредственно, напрямую. Реализация этих условий знаменовала бы собой дальнейшее продвижение в сторону Глобального права.

ОРГАН ПО РАЗРЕШЕНИЮ СПОРОВ

ВТО - орган Всемирной торговой организации, предназначенный для разрешения споров между государствами-участниками по торговым вопросам; прообраз международного торгового суда.

Правовой основой для деятельности Органа по разрешению споров (ОРС) служит Соглашение об учреждении ВТО 1994 года и приложенная к нему Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. Функции ОРС выполняет Генеральный совет ВТО.

Центральным звеном механизма по разрешению споров в ВТО являются так называемые специальные группы (panels). Можно выделить следующие процессуальные стадии разрешения споров:

0 учреждение специальной группы (группы экспертов, обычно из 3 человек) для каждого спора; работа группы;

0 представление специальной группой Органу по разрешению споров доклада с рекомендациями;

0 принятие доклада Органом по разрешению споров;

0 апелляционная стадия: обжалование решения, рекомендаций любой из сторон в Органе по апелляциям (создается ОРС в составе 7 человек, действующих в личном качестве); доклад Органа по апелляциям передается в ОРС;

0 реализация рекомендаций, сформулированных в докладах специальной группы и Органа по апелляциям;

0 запрос на осуществление реторсий (контрмер), если рекомендации не соблюдаются государством-правонарушителем;

0 предоставление со стороны ОРС пострадавшему государству разрешения на контрмеры в отношении государства-правонарушителя.

Функционирование процедурного механизма разрешения споров в ВТО фактически означает укрепление эффективности международного экономического права, дальнейшее развитие международного процессуального права применительно к сфере международной торговли.

ПАРАОРГАНИЗАЦИИ - образования, обладающие чертами организации, но не являющиеся таковыми с формально-юридической точки зрения.

Чаще всего используется термин «международные параорганизации». Такие организа-

ции не имеют уставов (учредительных актов) и некоторых других формальных признаков международной организации, являются своего рода «мягкими организациями».

На определенном этапе международная параорганизация фактически сложилась, например, на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле - ГАТТ. В 1994 году взамен «параорганизации» ГАТТ была учреждена юридически полноценная международная организация - ВТО.

К разряду международных параорганизаций можно отнести, в частности, Парижский клуб государств-кредиторов, а к международным неправительственным параорганизациям -Лондонский клуб кредиторов.

ПРАВО ВТО - крупный комплексный международно-правовой институт, составляющий ядро международного торгового права; совокупность норм, содержащихся в соглашениях пакета ВТО, решениях ВТО и ее органов и др.

В состав пакета ВТО входят договоры, приложенные к Соглашению об учреждении ВТО 1994 года. Среди них, в частности: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по защитным мерам, Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров, ряд «соглашений с ограниченным числом участников» (факультативных договоров): по торговле гражданской авиатехникой, по государственным закупкам.

Право ВТО обеспечивает правопорядок в международной торговой системе и знаменует собой переход к многостороннему регулированию международной торговли. Основным объектом права ВТО являются внутренние правовые режимы государств-членов, касающиеся торговли. Его главным результатом, эффектом и целью стало снижение административных/экономических границ государств на пути товаров (включая услуги и права), унифи-

кация в этой части систем внутреннего права государств-участников.

Право ВТО создает «общий правовой режим» и одновременно предусматривает определенную дифференциацию международно-правовых режимов (например, в рамках «многосторонних соглашений с ограниченным числом участников»). Дифференциация режимов имеет место не только по предметному, но и по субъектному составу: определенные преференции юридически закреплены, в частности, для развивающихся стран.

Системонесущую нагрузку в праве ВТО создают три принципа: недискриминации в торговле, наибольшего благоприятствования и предоставления национального режима, «работающие» в определенном «триединстве».

Принцип наибольшего благоприятствования (при определенных исключениях) распространяется, в частности, на экспортные, импортные, транзитные операции, платежи по экспортно-импортным операциям, таможенные пошлины, любые сборы в связи в внешнеторговыми операциями, на все правила и формальности, связанные с такими операциями, на торговлю услугами и правами интеллектуальной собственности.

Принцип предоставления национального режима распространяется, в частности, на область налогообложения, применения внутреннего права в части торговли, на финансовые, административные и некоторые иные сферы (в том числе на торговлю услугами и правами).

Принцип наибольшего благоприятствования вместе с принципом предоставления национального режима должны служить методами обеспечения недискриминационного режима в международной торговой системе.

В праве ВТО особое внимание уделено территориальной сфере действия, в частности, в федеративных государствах: оно применяется только к центральным (федеральным) органам власти, которые обязаны обеспечить применение норм права ВТО на всей территории страны; если право ВТО будет нарушаться в субъектах федерации, к ответственности за это будут привлекаться центральные (федеральные) органы власти.

Согласно праву ВТО, принятие решений по ряду вопросов возможно большинством или

квалифицированным большинством голосов государств-членов (в чем можно усмотреть некоторые элементы наднациональности).

В праве ВТО зарождается большой блок процессуальных норм, сильны элементы и техника прецедентного права (влияние англо-саксонского права). В него заложена разветвленная и гибкая система исключений, позволяющая найти правовое средство для защиты государственного интереса практически в любом необходимом случае.

Право ВТО обладает приматом над внутренним правом государств. При этом оно само по себе также является иерархичным. Многие нормы и институты права ВТО становятся императивными.

Право ВТО - наиболее динамично развивающийся компонент Глобальной правовой системы.

ПРАВОПОРЯДОК В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЕ - реальное состояние отношений в международной торговой системе, закрепленное международным торговым правом.

Юридически правопорядок строится на основе принципов и норм, содержащихся в двусторонних и многосторонних договорах, а также международно-правовых обычаев. Институционально-правовой основой правопорядка является право и система ВТО. Общая стратегия - выявить барьеры/препятствия на пути трансграничного движения товаров, остановить нарастание торговых барьеров, взять под контроль все барьеры и начать их ликвидацию -сначала в отдельных секторах международной торговли, а затем по максимально широкому фронту.

Объектом регулирования в международной торговой системе являются отношения по трансграничному движению, перемещению товаров (включая услуги и права), а именно отношения между публичными лицами (государствами и/или международными организациями):

а) по поводу товаров;

б) по поводу внутренних правовых режимов, включая статус вещей и лиц (операторов МЭО).

В рамках действующего правопорядка регулируются правовые режимы импорта, экспорта, транзита; вопросы либерализации международной торговли, т.е. скоординированного снижения таможенных пошлин; устранения тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле; вопросы применения антидемпинговых и защитных мер, субсидирования экспорта; разрешения торговых споров; создания зон свободной торговли, таможенных союзов и др.

При этом правопорядок основан преимущественно на методе многостороннего (универсального) регулирования международной торговли. Особое значение в поддержании правопорядка имеют принципы: взаимности, недис-криминации, наибольшего благоприятствования, предоставления национального режима, предоставления преференциального режима и др.

Большую роль в обеспечении правопорядка в международной торговой системе, помимо ВТО, играют такие международные организации, как ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, УНИД-РУА, региональные экономические комиссии ЭКОСОС ООН, МВФ, ОПЕК, интеграционные объединения государств, региональные международные экономические, финансовые организации, международные неправительственные организации, параорганизации и др.

Глобальный правопорядок состоит из множества правовых режимов: «общего» и «дифференцированных» международно-правовых режимов, основанных на нормах ВТО; режимов, вытекающих из международных товарных соглашений, договоров о создании и функционировании интеграционных объединений и т.п.

Во внутреннем праве государства регулируют вопросы внешней и международной торговли преимущественно нормами административного, гражданского, процессуального, конституционного права.

Внутреннее право и международное торговое право находятся во взаимодействии. Заметны в международной торговой системе элементы транснационального (lex mercatoria) и наднационального регулирования.

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ -

особо и исключительно благоприятный правовой режим, в котором могут находиться наци-

ональные и/или иностранные вещи, лица (юридические, физические лица, другие субъекты права) в производственной, торговой, финансовой, инвестиционной и иных сферах; условия, которые предоставлены им действующим законодательством в форме разного рода льгот, исключений из общего режима и т.п.; одна из разновидностей внутренних правовых режимов.

Преференциальный режим в одностороннем порядке и/или на договорной основе может предоставляться государством на условиях взаимности, с учетом взаимности или без взаимности в определенных сферах и объеме, с изъятиями или без них, иностранным вещам и лицам (гражданам, лицам без гражданства, юридическим лицам, другим субъектам иностранного права).

Зачастую преференциальный режим предоставляется как исключение из национального режима и/или из режима наибольшего благоприятствования - в целях создания условий для подготовки вещей и лиц к конкурентным условиям, для активизации экономической (хозяйственной) деятельности в соответствующих областях и направлениях. Таким образом, преференциальный режим является определенным отступлением от формального равноправия для того, чтобы обеспечить равноправие фактическое.

В соответствии с правом ВТО (ГАТТ, ГАТС, ТРИПС, ТРИМС и др.), например, преференциальный режим должен быть предоставлен развитыми государствами-участниками развивающимся странам, их вещам и лицам, в отдельных вопросах.

ПРИНЦИП ВЗАИМНОСТИ - один из международно-правовых принципов, специфика которого состоит в методе обеспечения равноправия и недискриминации в отношении взаимодействующих государств, их вещей и лиц.

Различают две формы взаимности: а) формальную (юридическую); б) материальную (фактическую).

Под формальной взаимностью понимается взаимное распределение прав и обязательств; под материальной - фактическое распределение выгод и материальных благ.

Взаимность в межгосударственных отношениях начинается с обоюдности интересов

взаимодействующих государств - с политической взаимности, выражающейся в направленности государственных воль на правовое регулирование одного и того же объекта.

Процесс согласования воль превращается в обмен «возмещениями» - в поиск взаимности: за каждую уступку, право, обязанность, преимущество и т.п. государство требует от другого государства либо предоставляет ему соответствующее «возмещение» (тоже в виде уступки, права, обязанности, преимущества и т.п.).

Результатом согласования воль и найденной взаимности является международно-правовая норма, воплощающая взвешенный баланс интересов.

Однако равенство (баланс) в правах и обязательствах еще не гарантирует равенство (взаимность) в распределении выгод и/или материальных благ.

Так, согласно Договору к Энергетической хартии, составленному ЕС и к присоединению к которому ЕС последовательно направляет Россию, стороны на взаимной основе предоставляют друг другу (имеется в виду - операторам соответствующих стран) свободный доступ к трубопроводным сетям. В данном случае при видимой взаимности обязательств нет взаимности в получаемых выгодах: у России имеются такие сети, а у Европы сопоставимых по масштабам сетей - нет; Россия должна допустить европейских операторов к своим трубопроводам, а к каким трубопроводам допустят российских операторов в Европе? Что Россия получит в качестве взаимовыгодного возмещения? Россия справедливо потребовала материальной взаимности в качестве условия присоединения к Договору к Энергетической хартии.

Формальную и материальную взаимность можно квалифицировать как методы обеспечения взаимной выгоды, которые используются государствами как порознь, так и в сочетании.

ПРИНЦИП НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИ-ЯТСТВУЕМОЙ НАЦИИ (наибольшего благоприятствования) - один из международноправовых принципов, специфика которого состоит в предоставлении иностранному государству, его вещам и/или лицам в определенных вопросах наиболее благоприятного режима, т.е.

наилучших условий из тех, которые предоставляются любому третьему государству («наиболее благоприятствуемой нации»), его вещам и лицам.

Данный принцип приводит к уравниванию условий для иностранных государств, их вещей и лиц, но только не в части общего режима (как принцип недискриминации), а в части наилучшего, наиболее благоприятного, режима.

Таким образом, существо этого принципа заключается в методе обеспечения равноправия и недискриминации для иностранных государств, их вещей и лиц на более высоком уровне взаимодействия и сотрудничества.

На основе ПНБ в международном праве сформировался целый институт, состоящий из комплекса международно-правовых норм, касающихся толкования и применения практики взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования.

Комиссия международного права ООН в 1978 году завершила работу над Проектом статей о клаузулах о наиболее благоприятству-емой нации - текстом, который задумывался как проект будущей международной конвенции о правилах толкования и применения механизма наибольшего благоприятствования. Проект остался без движения, тем не менее его статьи, по сути, обобщают имеющуюся договорную практику государств и служат свидетельством соответствующих международно-правовых обычаев.

Норма о наибольшем благоприятствовании приводится в действие в силу факта распространения благоприятного (особо льготного) режима на третье государство, его вещи и/или лица. Право требовать и пользоваться наиболее благоприятным режимом возникает у государства-партнера независимо от того:

0 проистекает ли распространение режима на третье государство в силу договора (двустороннего или многостороннего) либо в силу односторонних действий, в том числе одностороннего внутригосударственного акта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 является ли наиболее благоприятный режим национальным режимом или нет;

0 пользуется ли фактически третье государство, его вещи и лица предоставленным режимом или нет;

0 был ли предоставлен третьему государству, его вещам и лицам наиболее благоприятный режим под определенным условием или нет, - и др.

Существует ряд исключений из данного принципа, сложившихся обычно-правовым и/ или договорным путем: для торговых преференций в отношении развивающихся стран; в отношении правового режима, предоставляемого в рамках интеграционных объединений государств, приграничной торговли и др.

Не являются нарушением принципа ответные меры (реторсии), призванные обеспечить соблюдение норм права государством-нару-шителем, а также меры по защите внутреннего рынка и национальной экономики (если они применяются ко всем государствам в одинаковом положении).

Принцип наибольшего благоприятствования (ПНБ) как метод, механизм уравнивания условий применяется в широком диапазоне отношений: в вопросах доступа иностранных лиц к судам, признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений; деятельности дипломатических и консульских представительств; режима иностранных судов и грузов в портах; режима транспортных средств и грузов при транзите; в инвестиционной, валютно-финансовой сфере, в международной торговой системе и др.

В международном экономическом праве (МЭП) и в международном торговом праве этот принцип реализуется как одноименный специальный принцип.

В системе ВТО механизм наибольшего благоприятствования используется в безусловной форме, в частности, в отношении экспортных, импортных, транзитных операций, платежей по экспортно-импортным операциям, таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с внешнеторговыми операциями, всех правил и формальностей, связанных с внешнеторговыми операциями, а также в сфере международной торговли услугами (применительно к услугам и поставщикам услуг), в области прав интеллектуальной собственности и др.

Включение принципа наибольшего благоприятствования в право ВТО фактически и юридически делает этот принцип императивным (когентным) и универсальным в международной торговой системе.

Произошло своего рода «наложение» принципа недискриминации на принцип наибольшего благоприятствования. В этих условиях не только дискриминация является отрицанием ПНБ, но и отказ в предоставлении режима наибольшего благоприятствования представляет собой дискриминацию.

Принципы недискриминации, наибольшего благоприятствования и предоставления национального режима в определенном смысле представляют собой в международной экономической и торговой системах некое качественное триединство, посредством которого мир движется к созданию единого экономического пространства.

Окончание статьи см. в одном из следующих номеров журнала

Товарооборот с Венгрией растет высокими темпами

Президент России Владимир Путин доволен, что товарооборот с Венгрией вырос до “неприлично высокого” уровня. “Цели, которые мы ставили при нашей первой встрече несколько лет назад, достигнуты”, - сказал он на встрече с венгерским премьер-министром Ференцем Дюрчанем. “Объемы роста венгерского экспорта в Россию выросли просто неприлично”, - заметил В.Путин. “Объем товарооборота растет, и, по нашим данным, это 8,7 млрд”. “Что особенно приятно, мы все больше и больше диверсифицируем наши отношения”, -добавил он. В.Путин также отметил, что более половины венгерского экспорта в Россию составляют машины и оборудование. У двух стран есть хорошие проекты в высокотехнологичной сфере, включая нанотехнологии.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.