Международное финансовое
право: понятие, предмет, система
В.М. Шумилов
Доктор юридических наук, профессор Всероссийской академии внешней торговли
Еще древнеримский государственный деятель и философ Марк Тулий Цицерон когда-то в древние времена сказал: "Мировой организм есть неразрывное целое”. Ни в какой другой сфере международного общения народов и государств эта старая истина не является сегодня столь очевидной, как в международной финансовой системе.
Международная финансовая система - это в каком-то смысле "кровеносная система” всей мировой экономики. Создается впечатление, что имевшие место на протяжении десятилетий, постепенные, незаметные для глаза простого обывателя изменения именно в финансовой сфере и подготовили в конечном итоге стремительную (по историческим меркам) глобализацию всех остальных сторон жизни человечества на исходе XX века.
С другой стороны, именно в финансовой сфере особенно жестко сталкиваются национальные и групповые интересы отдельных государств и их организаций. Эти интересы воплощаются в нормы международного финансового права, и оно превращается в инструмент глобальной политики и стратегии, в механизм поддержания правопорядка, быть может, не вполне справедливого...
К сожалению, российская международно-правовая наука на протяжении
долгого времени не обращала внимания на проблемы регулирования международных финансовых отношений. Пора восполнять этот серьезный пробел.
Двадцать с лишним лет назад вышла известная монография профессора Альтшулера А.Б. "Международное валютное право”1, которая все эти годы оставалась единственным пособием для студентов и преподавателей в углубленном изучении валютно-финансовой проблематики.
Однако книга была написана совсем в другую эпоху. Да и вряд ли можно признать правильным концептуальный взгляд автора монографии на предмет и систему изучаемого нормативного комплекса.
Современная международно-правовая наука далеко продвинулась в осмыслении правовых реалий, в разработке терминологического инструментария, по-другому смотрит на многие явления в международной финансовой системе. Итак, что же такое международное финансовое право?
О понятии международной
финансовой системы.
В самом общем плане все общественное пространство, в котором обита-
ют деньги, осуществляется трансграничное движение финансовых ресурсов и лиц (поставщиков/получателей финансовых ресурсов) в определенных правовых и международно-правовом режимах, называется международной финансовой системой (МФС).
Можно выделить следующие компоненты МФС:
р объектно-предметная сфера; это - сами международные финансовые отношения (МФО), т.е. объект нормативного регулирования в международной финансовой системе;
р институционально-субъектная сфера; к этой сфере относятся все участники МФО; частные и публичные лица, которые являются поставщиками и/или получателями финансовых ресурсов. Предлагается для их обозначения использовать термин "операторы” как наиболее удобный и употребляемый;
р регулятивная (или нормативная) сфера; к ней относятся все виды/ группы норм, задействованных в регулирование МФО, а именно: нормы внутреннего права государств, международноправовые нормы, нормы "мягкого права”, разного рода неправовые нормы;
р функциональная сфера; к этому компоненту МФС относятся все способы, приемы, методы, задействованные в управление ею, в обеспечение порядка и эффективности данной системы;
р идеологическая сфера; нет сомнения, что идеологический фон международной финансовой системе задают установки по вопросам суверенитета в отношении финансовой проблематики, на роль тех или иных мировых валют, обоснование конвертируемости или неконвертируемости валют и т.п.
"Денежное пространство” - многогранно, оно имеет много уровней, аспектов; оно связывает воедино физических, юридических лиц и государство; оно связывает воедино государства между собой; оно прямо касается проблематики международной торговли, инвестиций, экономики в целом, внутренних и внешних экономических функций государства и др.
МФС сама по себе - настолько сложное явление, что и в ней можно выделить отдельные подсистемы, компоненты, сферы: международные платежно-
расчетные отношения, международные валютные отношения, международные кредитные отношения и др.
В свою очередь, МФС является подсистемой более обширной международной экономической системы, а та, в свою очередь, - часть международной системы.
Соотношение МФС с
международной нормативной
системой.
Другой частью международной системы предстает международная нормативная система, которая состоит из норм
- правовых и неправовых, направленных на регулирование всех видов международных отношений.
Две главных составляющих этой системы - внутригосударственное право и международное право - образуют глобальную правовую систему2. Взаимное влияние, переплетение двух правовых систем в эпоху глобализации постепенно ведет к их новому качеству - неразрывному единству, в котором, тем не менее, эти системы сохраняются как самостоятельные и автономные.
В Глобальное право, однако, помимо внутреннего права и международного права, дополнительно входят два "вторичных явления”, которые нельзя не замечать, а именно: наднациональное право и
транснациональное право.
Вторичными и условными эти явления можно называть, поскольку они являются производными и неотъемлемыми от внутреннего права и международного права.
Элементы наднационального регулирования характерны для ряда международных организаций, преимущественно универсального характера (например, для Международного валютного фонда (МВФ), для интеграционных объединений (например, в рамках Европейского Союза). Наднациональным характером обладают мировые валюты - евро, специальные права заимствования (СДР).
Примерами норм транснационального права применительно к международной финансовой системе являются, в частности, нормы международных межбанковских соглашений, в которых банки договариваются о правовом режиме корреспондентских счетов, о порядке взаимного кредитования и т.п.
На многостороннем уровне существует серия "унифицированных правил” для некоторых видов банковских операций. Унифицированные правила синтезированы с учетом банковской практики неправительственной международной организацией - Международной торговой палатой (МТП).
Нормы транснационального права в международной финансовой системе можно было бы (по аналогии с lex mercatoria) называть lex finanziaria.
Международная финансовая система в различных ее секторах находится под регулированием всевозможных нормативных комплексов: внутригосудар-
ственного права, международного права, наднационального права, транснационального права, "мягкого права”, норм международной морали и прочих неправовых норм.
Общая задача всех этих норм -обеспечить порядок в международной финансовой системе, ее стабильное функционирование, избегать кризисов, предотвращать их, нейтрализовать их отрицательные последствия.
Система международно-правовых норм, регулирующих МФО, называется международны/м финансовым правом (МФП).
Следует обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, МФП - это только часть нормативного компонента международной финансовой системы.
Во-вторых, МФП - это лишь часть международного права, а именно подотрасль международного экономического права. МФП рассматривается как право публичное.
В-третьих, МФП имеет свой предмет регулирования и свои особенности.
В-четвертых, МФП тесно взаимодействует с другими нормативными комплексами, задействованными в регулирование внутригосударственных и международных финансовых отношений, и более того - переплетается с ними. В этом смысле МФП - часть международной нормативной системы и часть формирующегося Глобального права.
Предмет МФП.
Объектом регулирования посредством МФП являются международные финансовые отношения, но не вся совокупность этих отношений, а только часть их.
В эту часть МФО входят следующие основные группы отношений:
р отношения между государствами, международными организациями (условно для удобства называемыми "публичными лицами”) по поводу трансграничного движения финансовых ресурсов;
р отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в рамках которых вращаются финансовые ресурсы и взаимодействуют между собой частные операторы (и приравненные к ним, т.е., например, государства, которые совершают те же действия и преследуют в международной финансовой системе те же цели, что и частные операторы).
Примерами конкретных правоотношений, которые находятся в сфере регулирования посредством МФП, могут быть правоотношения, касающиеся:
р бюджетных дефицитов/профи-
цитов;
р форм международных расчетов;
р состояния платежного баланса;
р соотношения валют и принципов формирования валютного курса;
р предоставления кредитов;
р условия погашения или реструктуризации государственного долга;
р условия оказания финансовой помощи;
р надзора за деятельностью коммерческих банков;
р общих подходов борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем;
р изменение или унификация внутреннего законодательства по вопросам финансовой проблематики.
В международной финансовой системе, как ни в какой другой, наиболее заметно переплетение "публичного” уровня отношений с уровнем "частным”. Международные правоотношения, начинающиеся на "публичном” уровне, зачастую реализуются через частноправовые отношения, и наоборот, частноправовые финансовые отношения могут своими проблемами или масштабами так или иначе "выходить” на "публичный” уровень.
В рамках каждого уровня решаются свои задачи и проблемы. Так, например, международные платежно-расчетные отношения на частноправовом уровне осуществляются для обеспечения платежей между отдельными лицами на основе внутреннего права, а также с помощью транснационального права, обычаев делового оборота.
Платежно-расчетные отношения на межгосударственном уровне возникают, как правило, для обеспечения потребностей внешнеторгового оборота, в связи с платежными балансами государств или когда требуется унифицировать внутренние правовые платежно-расчетные режимы. Соответственно осуществляются такие отношения на основе, главным образом, международно-правовых норм - норм МФП.
Таким образом, МФО можно представить как отношения на микроуровне (между частными операторами и/или по отдельным вопросам) и на макроуровне (между публичными лицами и/или по общесистемным вопросам).
Возможно, полезным было бы введение специальной терминологии, которая позволяла отделять публичный уровень международной финансовой системы от уровня частноправового. Так, част-
ноправовой уровень международных финансовых отношений можно было бы обозначить термином "финансовые отношения международного характера".
Внутренние правовые режимы как
предмет МФП.
В международных финансовых отношениях одним из главных препятствий в установлении и развитии сотрудничества между государствами и частными лицами этих государств может стать внутреннее право, внутренние правовые режимы.
Как показывает практика, на состояние правопорядка в МФС, в частности, влияют:
р степень открытости внутренних (национальных) финансовых систем, отражаемая внутренним правом; другими словами, высота "административно-финансовых границ”, препятствующих проникновению "иностранного элемента”;
р правовой статус банков, бирж, других "операторов”, который установлен в государствах;
р правовой статус национальных и иностранных валют, прочих финансовых инструментов.
Задача международного финансового права - создать международно-правовой режим трансграничного движения финансов, совмещения национальных финансовых систем, в том числе путем унификации внутренних правовых режимов.
Метод МФП.
Проблематика метода регулирования в российской международно-правовой литературе, как представляется, недостаточно разработана.
МФП осуществляет целенаправленное воздействие на поведение государств и международных организаций в международной финансовой системе. Каким образом происходит такое целенаправленное воздействие? Если так посмотреть на проблематику метода МФП, то
обнаружится, что методов - много, набор методов - широк.
Можно говорить о методах централизованного и децентрализованного регулирования; методах координации и субординации целей и интересов сторон; методах жесткого и мягкого регулирования; методах регулирования посредством транснационального и наднационального права.
Выделяются методы односторонних действий государств и методы двустороннего, многостороннего и универсального регулирования отношений в международной финансовой системе.
Уже из этой неполной картины методов видно, что в современной международной финансовой системе прослеживается тенденция переключения, например, с мягкого на все более жесткое регулирование многих вопросов, с обычно-правового - на договорное, с односторонних действий - на многостороннее и универсальное регулирование.
При этом государства по мере развития осуществляют дерегулирование внутренних финансовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики и в то же время реструктурируют государственные функции, переключаясь на более активную защиту национальных интересов на макроуровне МФО.
О термине международное
финансовое право.
Выбор термина "международное финансовое право”, который используется для обозначения данной международно-правовой подотрасли, требует пояснений.
Строго говоря, этот термин, с экономической точки зрения, может показаться не вполне точным. Более точным названием было бы: " Международное валютно-финансовое и международное кредитное право", однако оно очень громоздко. В связи с этим термин "международное финансовое право” можно считать условным и наиболее удобным.
Кроме того, название "международное финансовое право” представляется более правильным, чем используемый зачастую в научной и учебной литературе термин "международное валютное право”.
Несмотря на то, что термины "финансы” и "валюта” можно считать в некоторых случаях синонимами, тем не менее это не всегда совпадающие по смыслу и содержанию понятия. Название "международное валютное право” было бы оправдано, если бы речь шла о правовом регулировании только международного валютного рынка. Однако подотрасль "МФП” направлена на регулирование всего комплекса вопросов финансовой проблематики, и в этом смысле "международное валютное право” - только часть МФП.
Государства в международной
финансовой системе.
К "естественным правам” государств в МФО можно отнести право:
р вводить национальные деньги
- металлические и бумажные, давать им название, устанавливать порядок и объемы их выпуска (эмиссии);
р вводить или не вводить конвертируемость национальной валюты;
р устанавливать и изменять курсовое соотношение национальных денег по отношению к иностранным валютам, определять пределы курсовых колебаний;
р проводить деноминацию национальной валюты, денежные реформы;
р вводить ограничения на вывоз/ввоз национальной и иностранной валюты;
р вводить валютную монополию;
р создавать валютные союзы, вступать или не вступать в них;
р вводить/применять любые финансовые инструменты, в том числе ценные бумаги, разрешать/запрещать их хождение, применение;
р определять структуру банковской системы, правовой режим функционирования банков, бирж, фондов;
р ограничивать иностранное присутствие в банковской сфере;
р использовать или устанавливать различные формы кредитования, процентные ставки по кредитам;
р определять структуру платежного баланса, его дефицитность, объем и состав резервов;
р определять размеры и структуру государственного долга (внешнего и внутреннего);
р проводить удобную финансовую политику внутри страны и вовне;
р регулировать цены, уровень инфляции и другие важные финансово-экономические показатели, а также пределы их колебаний и др.
В процессе правового обеспечения функционирования международной финансовой системы государства посредством, в частности, международно-правовых норм ограничивают, конкретизируют, изменяют свои права, передают часть своей суверенной компетенции международным организациям.
Более того, некоторые ограничения суверенных прав, свободы действий государств приобретают - опять же через механизмы международного права - наднациональный (надгосударственный) характер.
Так, например, во второй половине XX века государства-участники Международного валютного фонда (МВФ) на несколько десятилетий привязали свои валюты к доллару США, утратили право самостоятельно, по своему усмотрению, производить девальвацию/ревальвацию национальной валюты и т.п.
В условиях глобализации в международной финансовой системе особенно рельефно проявляется тенденция на противостояние между односторонними действиями ("правом”) наиболее экономически сильного государства (группы государств) и международно-правовым принципом государственного суверенитета.
Сильные государства "продавливают” посредством международно-правовых
механизмов нормы, которые так или иначе сужают сферу суверенной компетенции государств (по сути, ограничивают суверенитет). За этим может стоять как корыстные государственные интересы, так и объективная необходимость, общий интерес мирового сообщества.
Так, например, сегодня через механизм МВФ ограничена свобода государств осуществлять полномасштабное валютное регулирование на своей территории.
Объективно глобализация в МФС означает "снижение административных границ” для трансграничного движения валют, финансовых ресурсов и операторов. И такое снижение - благо для государств с рыночной экономикой и экономическим потенциалом.
Главная проблема современности заключается в том, чтобы соотнести суверенитет с требованием снижения административных границ в условиях, когда глобализация осуществляется при господстве финансово-экономической силы узкой группы государств западного цивилизационного типа.
В таких условиях суверенитет и глобализация представляют собой в МФС сущностное противоречие, которое будет разрешаться по мере вызревания необходимых предпосылок. Как известно, любое противоречие - это лишь этап развития.
Банки — основные операторы МФО.
Фигура менялы, ростовщика в конечном итоге привела к появлению банкирских домов и банков. Со временем расширялись их функции, шла специализация и универсализация банков. В XIX веке возникли государственные банки: Банк Франции, Австрийский банк, Русский государственный банк.
Всего в мире насчитывается несколько десятков тысяч банков (только в США их - порядка 14 тысяч, в том числе свыше 800 иностранных банковских учреждений из более 60 стран с активами, превышающими 1 трлн долларов; в Швейцарии - более 800 банков). Уста-
навливая между собой межбанковские отношения, банки в своей совокупности превращаются в глобальную систему.
Банки - не просто хранилища денег и кассы для их выдачи, или кредитования; они представляют собой главный регулятор денежного обращения, а через него -и всей хозяйственной деятельности.
Роль банков - специфична. Они являются своего рода финансовыми посредниками: привлекают свободные денежные средства у одних лиц (населения, предприятий) в форме банковских вкладов, депозитов и предоставляют их во временное пользование другим лицам в форме кредитов - на условиях срочности, возвратности, возмездности.
Аккумулируя свободные денежные средства в наличной и безналичной форме, выдавая кредиты, банки тем самым служат инструментом перераспределения капитала в стране и в мире.
По своему правовому статусу банки являются юридическими лицами, коммерческими предприятиями (организациями). Только эти предприятия производят
"особый” продукт - разнообразные фи-
нансовые услуги, а именно:
р предоставление кредитов;
р платежно-расчетное обслужи-
вание;
Р размещение вкладов;
Р выдача гарантий, поручи-
тельств;
р оказание консультационных ус-
луг;
р осуществление доверительных
операций, т.е. управление капиталами своих клиентов - и т.п.
Специфика деятельности банков состоит еще и в том, что, предоставляя кредит, банк как бы "вступает в зону риска”: должен контролировать заемщика, чтобы обеспечить возврат кредита. При обычной коммерческой сделке стороны могут разойтись в разные стороны. Банковская сделка предполагает поддержание контакта, устойчивость отношений.
При этом банк самостоятельно оценивает степень рисков при осуществлении банковских операций. Недооценка рисков может привести к краху банка, к банкротству. А степень взаимозависимости в банковской сфере такая, что банкротство одного банка может привести к кризису всей банковской системы страны. Подобный банковский кризис может "передаться” на другие страны.
Вопрос банковских рисков перестает быть односторонним делом одного государства и постепенно выносится на многостороннее международное регулирование (например, в рамках Банка международных расчетов - БМР).
На многостороннее регулирование выносятся также (в праве ВТО) вопросы внутренних правовых режимов оказания финансовых услуг.
Центральные (государственные) банки стали осуществлять контроль в отношении коммерческих банков. На коммерческие банки была возложена обязанность в качестве гарантии выполнения своих обязательств создавать и хранить резервные фонды в виде драгоценных металлов, а позднее - в виде вкладов в центральном банке.
Современные государства, кроме того, владеют крупными коммерческими банками. Зачастую государствами создаются специализированные государственные банки, например банки для внешней торговли.
Международное банковское право.
Несмотря на то, что собственно международно-правовых норм, регулирующих международные отношения с участием банков, не так уж много, тем не менее они все-таки есть. Эту совокупность международно-правовых норм можно называть международны/м банковским правом.
В таком понимании международное банковское право - правовой институт МФП. Причем нет сомнений, что нормативная сфера данного института в перс-
пективе будет расширяться. Государства и во внутреннем праве, и в международном праве объективно вынуждены сужать степень свободы банков. Расширение международного банковского права как международно-правового института в рамках МФП фактически будет означать сужение сферы lex finanziaria.
Следует, однако, иметь в виду, что термин международное банковское право может пониматься и понимается в правовой литературе по-разному, например как международное частное банковское право3.
Многие аспекты банковской деятельности уже интернационализированы и продолжают интернационализироваться, поскольку затрагивают интересы как международной банковской среды, так и госу-дарств-участников МФО.
Методы решения интернационализированных проблем и регулирования международной банковской сферы могут быть разными. Один из них - "включить” международно-правовой нормативный массив, вынести проблемы и вопросы на международно-правовое регулирование, при необходимости - создать нужные для регулирования международно-правовые нормы. И этот процесс идет, хотя и с определенной спецификой, которую можно объяснить специфичностью самой сферы регулирования.
Примером может служить деятельность Комитета регулирования и надзора за банковской деятельностью (Committee on Banking Regulation and Supervisory Practices), который был создан в 1975 году под эгидой Банка международных расчетов (БМР) и известен под именем "Базельский комитет”.
В Комитет входят руководители (уполномоченные представители) органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Швейцарии, Швеции.
Создание Комитета стало своеобразным откликом на общие проблемы международных межбанковских отношений и всей международной финансовой системы.
Дело в том, что в 60-ые годы XX века многие банки (преимущественно развитых европейских стран) стали активно выходить на международный кредитный рынок: привлекая финансовые средства на депозитные счета, банки выдавали огромные кредиты, которые не были обеспечены резервами. В результате во второй половине 60-ых - первой половине 70ых годов прошла волна банкротств крупных банков.
Таким образом, на первый план в международном межбанковском сотрудничестве вышла проблема устойчивости банковской системы, ликвидности банковских активов, достаточности резервов. Понадобилось выработать общие подходы, стандарты в вопросах банковского кредитования, усилить контроль за коммерческими банками со стороны центральных банков государств.
Базельский комитет стал инструментом системы многостороннего (а сегодня - практически универсального) регулирования банковского дела. В 1986 году он предложил план введения единых стандартов для банков стран-участниц. Речь шла о требовании к размеру капитала многонациональных банков и соотношению между капиталом и размером выдаваемых кредитов.
К 1988 году ведущие страны-участницы Базельского комитета согласовали текст соглашения по данному вопросу, получившего название Базельского соглашения (Basle Capital Accord). Оно стало первым в истории многосторонним соглашением, утвердившим взаимно согласованные стандарты по банковскому капиталу.
В июле 2002 года в Базельском комитете было достигнуто принципиальное решение: поменять начиная с 2006 года стандарты регулирования мировой банковской системы. Главное в них - предоставление коммерческим банкам большей свободы в оценках рисков своей деятельности. Тем самым международная банковская система переходит на более тонкие и эффективные механизмы борьбы с рисками.
В результате через систему Комитета банковского надзора и БМР обеспечивается ответственность государств, банки которых участвуют в международных финансовых операциях, за надзор в отношении банков, в том числе иностранных и в том числе в части "оффшорной” деятельности. Происходит многостороннее скоординированное усиление государственного контроля за деятельностью банков.
Система МФП.
Международное финансовое право обладает признаками системности. Оно представляет собой комплекс международно-правовых норм, объединенных единством и взаимосвязями, внутренней организацией, состоящей из различных компонентов, - норм, институтов и субинститутов.
Взаимосвязанность структурных элементов превращает МФП в целостное правовое явление, в часть международного права, а точнее - в подотрасль МП.
Вместе с некоторыми другими подотраслями (международным торговым правом, международным инвестиционным правом и т.п.) и институтами/сбинститута-ми МФП входит в международно-правовую отрасль - международное экономическое право (МЭП).
Система МФП - явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается "под давлением” экономических, культурных, национальных, глобальных и иных факторов.
В то же время объективная природа МФП не означает, что государства не могут управлять развитием этой системы. Государства (каждое государство - в определенной степени) вносят свой вклад в становление и эволюцию МФП. Многие институты и субинституты МФП возникли под осознанным влиянием или "с подачи” крупных развитых государств западного цивилизационного типа, отдельных групп государств.
Более того, управляемое воздействие на развитие МФП со стороны госу-
дарств вообще и развитых государств в особенности - усиливается.
В структуру МФП входят все виды институтов и субинститутов. В составе МФП имеются институты/субинституты материальные и процессуальные; простые и сложные; целиком относящиеся к МФП как подотрасли и смешанные (т.е. состоящие из норм двух и более отраслей, подотраслей МП); регулятивные, охранительные и учредительные.
Ядро МФП составляет право МВФ, которое, по сути, в значительной своей части универсально и императивно. МВФ представляет собой механизм, сопоставимый с функциями мирового министерства финансов. В то же время система и право МВФ требуют корректировки.
В увязке с правом МВФ создаются и существуют нормы, институты и субинституты многосторонних соглашений, касающихся финансовой проблематики и охватывающих различное количество государств.
Кроме того, в МФП существуют нормативные комплексы, задействованные в регулирование МФО на региональном уровне (например, в ЕС). Наконец, в состав МФП входит большое количество норм, институтов и субинститутов, регулирующих двусторонние МФО.
МФП тесно переплетается с подотраслями, институтами/субинститутами международного процессуального права, международного административного права и некоторых других отраслей МП.
При систематизации МФП его нормы, по образцу МП в целом, вполне можно подразделить на общую и особенную (или специальную) части. В Общую часть входят нормы, институты и субинституты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все МФО, а в Особенную
- нормы, институты и субинституты, которые регулируют лишь отдельные вопросы, "срезы”, группы МФО.
Следовательно, в Общую часть МФП можно включить нормы и институты, касающиеся "лиц и вещей”, т.е. закрепляющие:
р правовое положение субъектов
МФП;
р статус операторов МФО (например, "международное банковское право”; имеется в виду "международное публичное банковское право”);
р правовой режим финансовых ресурсов, - и некоторые другие.
В Особенную часть МФП входят следующие институты:
р "международное платежное право” (или: "международное платежно-
расчетное право”);
р "международное валютное пра-
во”;
р "международное кредитное
право”;
р право международной финан-
совой помощи;
р институт международных фи-
нансовых услуг;
р "международное долговое пра-
во”;
р институт, регулирующий борьбу
с отмыванием "грязных денег”,- и другие.
В международной финансовой системе прослеживается тенденция создания региональных платежных, валютных союзов. Соответственно в составе МФП можно выделить институт, регулирующий интеграционные процессы и связи в финансовой сфере.
МФП очень тесно переплетается с международным инвестиционным правом. Между этими двумя подотраслями МЭП имеются общие институты/субинституты, например институт, регулирующий транснациональное движение инвестиций в финансовой форме.
Принципы МФП.
"Структуродержащим” компонентом системы МФП являются его принципы. Специальные ("подотраслевые”) принципы МФП - это наиболее общие нормы, обладающие всеобщим признанием и высокой
юридической силой. Принципы МФП вытекают из общих принципов МП и специальных принципов МЭП.
Принципы МФП закрепляют основные права и обязанности субъектов МП в международной финансовой системе, служат основой для создания других норм, обеспечивают единство системы МФП, помогают восполнять пробелы и т.п. По сути, каждый принцип является одновременно своеобразным международно-правовым институтом/субинститутом, поскольку содержит в себе (в свернутом виде) нормы, раскрывающие, детализирующие принцип.
В российской правовой литературе нет единства подходов к составу и содержанию принципов МФП. Думается, что можно говорить о существовании в МФП (как и в МП в целом и, соответственно, в МЭП - в частности) двух категорий принципов:
р принципов, имеющих материальное или процессуальное содержание (наполнение);
р принципов, выполняющих роль метода сопоставления и уравнивания условий, предоставляемых одним субъектом МП другому субъекту МП, его "лицам и вещам”.
К первой категории относятся следующие принципы МФП, имеющие конвенционную или обычно-правовую природу:
р принцип государственного суверенитета в отношении национальных финансов и финансовой системы;
р принцип свободы участия частных лиц на международном валютном рынке в соответствии с национальным законодательством;
р принцип равновесия платежных балансов;
р принцип свободы выбора валютного курса под контролем МВФ;
р принцип запрета на использование девальвации (смены валютного курса) в качестве средства конкурентной борьбы на товарных рынках;
р принцип свободы выбора платежно-расчетных систем в двусторонних отношениях при ненанесении ущерба международной финансовой системе;
р принцип возврата (погашения) государственных внешних долгов;
р принцип льготного кредитования развивающихся стран;
р принцип совместных действий по недопущению финансовых кризисов (в том числе путем взаимодействия с МВФ);
р принцип оказания финансовой помощи в случае финансового кризиса;
р принцип гарантирования в отношении финансовых рисков и др.
Набор указанных принципов представляется достаточно произвольным. Он может быть скорректирован или расширен. Безусловно, в содержании каждого из этих принципов возникают и будут возникать (и легализовываться) определенные исключения, которые сами по себе могут быть принципами.
Ко второй категории принципов относятся так называемые принципы-стандарты, которые помогают, в частности, уравнивать внутригосударственные правовые режимы или условия "вхождения” иностранных лиц и вещей в "чужую правовую среду”. Тем самым все эти принципы "служат” одному "богу” - равноправию, не-дискриминации.
Такие принципы не имеют собственного содержательного наполнения. Они могут быть применены ("приложимы”) к любой сфере международного сотрудничества. Субъекты МП в силу обычая или международного договора используют эти принципы в различных сочетаниях применительно к различным (широким или узким) сферам правоотношений.
В круг таких принципов включаются:
р принцип недискриминации (в МФП он приобретает форму принципа не-дискриминации в МФО, например недис-криминации при предоставлении кредитов, недискриминации при освобождении от двойного налогообложения);
р принцип предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации;
р принцип предоставления национального режима;
р принцип преференций;
р принцип взаимности.
Международные организации в
МФС.
Важную роль в обеспечении правопорядка в мировой финансовой (и экономической) системе играют международные финансовые организации.
Можно даже утверждать, что метод регулирования посредством международных организаций, метод многостороннего регулирования в международной финансовой системе оказался наиболее востребованным.
Международные (межправительственные/межгосударственные) финансовые организации являются субъектами МП и, соответственно, международного финансового права (МФП).
Следует сразу же подчеркнуть: международные финансовые организации
- понятие условное. Под международной финансовой организацией понимается такая организация, которая наделена ее участниками компетенцией осуществлять деятельность в валютно-финансовой сфере, в той или иной степени задействована в функционирование международной финансовой системы.
Другими словами, международной финансовой организацией можно считать практически любую международную организацию, присутствие которой в международной финансовой системе заметно. Существует множество классификаций МФО
- в зависимости от различных критериев.
По критерию "углубленности в финансовую проблематику" можно разделить международные организации на две категории:
а) организации, у которых финансовая сторона деятельности не является главной, преобладающей, а является тех-
нической, вспомогательной; финансовая сторона лишь обслуживает основную деятельность такой международной организации (ООН);
б) организации, у которых финансовая сторона деятельности является главной (МВФ) или преобладающей. Именно такие организации можно отнести к разряду МФО.
По критерию количественного состава МФО можно подразделить на:
- универсальные (МВФ, МБРР);
- многосторонние (или условно универсальные);
- региональные (ограниченного состава) или межрегиональные;
- двусторонние.
По компетенции МФО делятся на:
р МФО специальной финансовой компетенции; МФО с компетенцией в сфере валютных, или долговых, или расчетных, или "противоотмывочных” отношений и т.п. Отдельные подгруппы составляют международные банки, фонды;
р широкой (или смешанной) компетенции, в том числе общефинансовые; сюда можно отнести МФО, которые действуют по двум или более направлениям, несут две и более функций в международной финансовой системе.
По степени участия государств в МФО все такого рода организации можно подразделить на:
р межгосударственные/межправительственные (публичные);
р неправительственные.
По степени участия в процессах интеграции и сотрудничества МФО подразделяются на:
р МФО интеграционного характера (являющиеся основой/опорой финансовой стороны интеграции). Такие МФО являются основой платежных и валютных союзов;
р МФО координационного характера (нацеленные, главным образом, на
координацию различных аспектов сотрудничества).
По организационному (институциональному) началу МФО делятся на:
р собственно организации;
р параорганизации.
Можно было бы также выделить такое явление, которое условно обозначается как "группы интересов”. Как правило, это неоформленные образования, носящие политический характер. "Группы интересов” могут быть глобальными ("Большая восьмерка”), локальными и др. Они могут быть автономными, а могут существовать в рамках международных организаций. Словом, "группы интересов”
- это, если использовать известный термин, "мягкие организации”.
Приведенные классификации помогают понять природу той или иной международной финансовой организации, ее роль и место в международной финансовой системе.
Наиболее заметной и значимой международной финансовой организацией является, конечно же, Международный валютный фонд.
Соотношение внутренних
правовых режимов и
международно-правового режима.
Международное финансовое право, находясь в действии, образует соответствующий международно-правовой режим, состоящий, в свою очередь, из множества режимов с разным сочетанием способов, методов, типов правового регулирования.
Так, например, взаимоотношения государств с Международным валютным фондом строятся на одном сочетании способов, методов и типов правового регулирования. А взаимоотношения в рамках региональных валютных союзов или в рамках двусторонних кредитных договоров - совсем на других сочетаниях. Это разные международно-правовые режимы.
Точно также во внутригосударственных правовых системах в рамках общего правового режима можно вычленить множество режимов, например, таможенный режим, валютный режим, пограничны/й режим, режим хождения ценны/х бумаг и т.п.
Так, например, в 90-ых гг. XX века в России действовал правовой режим лишь внутренней конвертируемости рубля (т.е. только для резидентов). С 1996 года (когда Россия приняла на себя обязательства по статье VIII Устава МВФ, требующей введения конвертируемости национальных валют) в стране был введен режим частичной конвертируемости рубля по международным текущим операциям (с распространением сферы конвертируемости и на нерезидентов). Поставлена задача перехода перевода российского рубля на режим полной конвертируемости.
В международной финансовой системе международно-правовое регулирование очень сильно влияет на характер и содержание внутригосударственных правовых режимов. Внутригосударствен-
ные правовые режимы в финансовой сфере заметно унифицируются.
В настоящее время Россия активно встраивается в международную экономическую систему - торговую, инвестиционную, финансовую. Системный взгляд на МФП как на явление реальности и международно-правовой комплекс, имеющий свою специфику, должен помочь России занять достойное место в международной финансовой системе, осознать государственные интересы применительно к МФС, решить имеющиеся проблемы (например, вопросы погашения внешнего долга или обеспечения конвертируемости рубля), своевременно принять эффективное законодательство.
Примечания:
1 А.Б. Альтшулер. Международное валютное право. М.: ИМО, 1984
2 В.М. Шумилов. Концепция глобальной правовой системы. Журнал "Юрист - международник”, № 3, 2003
3 Н.Ю. Ерпылева. Международное банковское право. М.: 2004
Р.А. Шепенко
Налоговое право Китая: источники и субъекты.
- М.: Статут, 2004. - 414 с.
К Китаю ныне обращены взгляды многих экономистов и политиков. Особенно, когда появляются книги на относительно редкие и важные темы по Китаю. Именно такой повышенный интерес вызывает монография постоянного и активного автора журнала “Внешнеэкономический бюллетень” P.A. Шепенко.
В книге два больших раздела и одиннадцать глав. Первый раздел посвящен правовым основам налогообложения в Китае, второй - участникам налоговых правоотношений, в том числе таможне. В книге много новых фактов из налоговой сферы континентального Китая, Гонконга, Макао и Тайваня. Эти факты относятся к современным явлениям и к далёкому прошлому страны, о чем полезно помнить и сегодня.
Книга рассчитана на юристов и экономистов, находится как бы в пограничном слое между этими двумя специальностями. Чтобы разобраться во всех тонкостях изложения, нужно иметь определенную предварительную подготовку. Читатель получил возможность ознакомиться с необычным, уникальным по форме и содержанию, глубоким исследованием одной из важнейших проблем экономики Китая.