Научная статья на тему 'СЛОВАРЬ МЕБЕЛЬНЫХ И РЕСТАВРАЦИОННЫХ ТЕРМИНОВ'

СЛОВАРЬ МЕБЕЛЬНЫХ И РЕСТАВРАЦИОННЫХ ТЕРМИНОВ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
383
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЛОВАРЬ МЕБЕЛЬНЫХ И РЕСТАВРАЦИОННЫХ ТЕРМИНОВ»

СЛОВАРЬ МЕБЕЛЬНЫХ И РЕСТАВРАЦИОННЫХ ТЕРМИНОВ

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

данный словарь отражает основные термины, обозначающие технологические процессы и операции при реставрации мебели. в качестве иллюстраций реставрационных процессов и материалов публикуются фотографии, сделанные в мастерских международного института антиквариата.

АНТИСЕПТИК - химическое вещество, применяемое для защиты древесных материалов от гниения, поражения дереворазрушающими и деревоокрашивающими плесневыми грибами, насекомыми-древоточцами, водорослями, мхами и лишайниками.

Антисептическая обработка мебели Большого собрания изящных искусств ASG

Поражсения ж^учком древоточцем резной композиции XVI века на поставце

БСИИ ASG, инв. № 17-2003

Поставец

Франция, XVI - XIX века Массив ореха, резьба 270x156x50 см БСИИ ASG, инв. № 17-2003

БУРАВ - реставрационный инструмент для сверления сквозных отверстий.

Процесс работы буравом

ВОСПОЛНЕНИЕ - изготовление утраченных элементов конструкции мебели из массива или фанеровки. Применяется для обеспечения прочности и дальнейшей сохранности мебели, а также в эстетических целях. Осуществляется путём копирования сохранившихся симметричных или аналогичных деталей.

Справа - вновь изготовленный элемент утраченного декора (мелкая пластика) кабинета «Stipo а ЬатЬоса» Слева - сохранившийся элемент декора, по которому был восполнен отсутствующий фрагмент

Процесс восполнения утраты резьбы на спинке стула второй половины XIX века БСИИ ASG, инв. № 11-2386 (1 - 6)

Кабинет «Stipo а ВатЬоса»

Италия (Генуя), XVI - начало XVII века

Тонированный кавказский орех, кап

и комельные срезы ореха, золоченая

бронза, резьба

89x86,5x43 см

БСИИ АБС, инв. № 18-1203

Стул из набора мебели

Франция, вторая половина XIX в. Дуб, резьба, точение 99x47x55 см БСИИ ASG,

инв. № 11-2386 (1 - 6)

ВОЩЕНИЕ - процесс нанесения на поверхность древесины восковых мастик с дальнейшим их растиранием. Восковую мастику готовят из пчелиного воска, который расплавляют на водяной бане и смешивают со скипидаром в соотношении 1:2 или 1:3. Перед вощением поверхность изделия тщательно зачищают и шлифуют. Вощение производят остывшим воском, который наносят на древесину тампоном или кистью с жесткой и короткой щетиной. Покрытие должно быть равномерным, без пропусков. Нанесенный восковой слой просушивают в течение 24 часов при температуре 18 - 20 °С, при этом поверхность становится темной и грязной, после чего её растирают суконкой до тех пор, пока поверхность не станет чистой, с ровным блеском.

Сундук

Испания (?), начало XVI века Массив ореха, кованое железо, резьба

66x177x56 см БСИИ ASG, инв. № 20-1278

Вощение древесины мебели Большого собрания изящных искусств ASG

Процесс вощения древесины сундука начала XVI века

БСИИ ASG, инв. № 20-1278

Процесс полировки вощёной поверхности древесины

ГРУНТОВКА - состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность древесины для создания надёжного сцепления (адгезии) верхних (кроющих) слоёв покрытия с обрабатываемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. Для грунтования чаще всего применяются шеллачные лаки, светлые нитроцеллюлозные лаки и натуральная олифа.

Секретер

Франция, 70 - 80-е годы XVIII века

Красное дерево, маркетри, золочёная бронза 130,5x67,5x41 см БСИИ ASG, инв. № 16-1343

Процесс грунтовки секретера XVIII века БСИИ ASG, инв. № 16-1343

ДРЕВЕСИНА - основной материал для работы при реставрации мебели. Реставратор должен использовать те же породы древесины, что и у восстанавливаемых вещей, правильно подбирать их по текстуре, цвету, плотности, направлению волокон, степени усушки, короблению и склонности к растрескиванию. Выделяют четыре основные породы древесины, используемые при реставрации: хвойные, твёрдые лиственные, мягкие лиственные, экзотические.

Рисунок древесины дуба на напольных часах конца XVIII - начала XIX веков БСИИ АSG, инв. № 08-3889

Напольные часы

Франция, конец XVIII - начало

XIX веков

Дуб, резьба; латунь, чеканка,

гравировка

221x44,5x41,5 см

БСИИ АSG, инв. № 08-3889

Скрибан

Германия (Ориген, земля Баден-Вюртенберг), XVIII век (около 1715 - 1720) Набор маркетри, сосна, орех, золочёная бронза, гравированная сталь, пьютер, бумажные обои

189x145x62,5 см БСИИ АSG, инв. № 12-1983

Рисунок древесины комеля ореха на фасаде скри-

бана XVIII века

БСИИ ASG, инв. № 12-1983

Рисунок древесины бука на стуле XVIII века БСИИ ASG, инв. № 11-1663

Рисунок древесины красного дерева на комоде XIX века БСИИ ASG, инв. № 12-1195

Стул

Мастер Луи Фалъконе Франция, XVIII век Бук, резьба, тростник плетение 93x49x50 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1663

Комод

Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование, золоченая бронза, темно-серый мрамор с прожилками и пятнами светло-серого цвета Petit granité

belge 87x128x61 см БСИИ ASG, инв. №12-1195

Рисунок древесины палисандра на тумбе XVIII века БСИИ ASG, инв. № 19-1795

Рисунок древесины розового дерева на комоде XVIII века БСИИ ASG, инв. № 12-0991

Рисунок спила эбенового дерева на кабинете XVII века БСИИ ASG, инв. № 18-2308

Тумба

Франция, начало XVIII века Палисандр, бронза, красный мрамор с прожилками светло-серого и белого цветов (Roya! rouge), маркетри 97x79x54 см БСИИ ASG, инв. № 19-1795

Комод

Мастер Жан-Жорж Шлихтиг Франция, 60-е годы XVIII века Палисандр, розовое дерево, самшит, окрашенный сикомор, маркетри, золоченая бронза, светло-серый мрамор с прожилками белого цвета (Sainte-Anne des Pyrenees) 86x111x49 см БСИИ ASG, инв. № 12-0991

Кабинет Португалия, XVII век Эбеновое дерево, слоновая кость, черепаха, бронза, инкрустация,

резьба 67x57x39 см БСИИ АSG, инв. № 18-2308

Рисунок древесины капа ясеня на столике для рукоделия XIX века БСИИ АSG, инв. № 13-1143

Столик для рукоделия Франция, первая треть XIX века Кап ясеня, точение, фанерование, золоченая бронза, зеркало 69x53x36,5 см БСИИ АSG, инв. № 13-1143

Рисунок древесины клёна (птичий глаз) на секретере XIX века БСИИ АSG, инв. № 16-2044

Секретер

Франция, первая треть XIX века Клён, интарсия, точение, золоченая бронза, серо-голубой мрамор с включениями и прожилками черной слюды (Bleu fleuri) 163,5x91x48 см БСИИ ASG, инв. № 16-2044

U/m ' S

да

в

г Se

ЕЛЬ - древесина имеет желтоватый или розовато-белый цвет; 'мягкая, малоусыхающая, легко загнивает. Легко обрабатывается, хорошо склеивается, но плохо окрашивается и отделывается. Используется для изготовления и реставрации задних стенок, ящиков и других деталей из массива.

Кабинет

Германия (?), основные фрагменты XVII в.

Ель, палисандр, тонирование, черепаха, слоновая кость, резьба, гравировка 115x110x44 см БСИИ ASG, инв. № 18-2078

Рисунок древесины ели на выдвижных ящиках кабинета, предположительно, немецкой работы XVII века БСИИ ASG, инв. № 18-2078

ЖАКАРАНД «ФИАЛКОВОЕ ДЕРЕВО» - род растений семейства Бигнониевые, произрастающего в тропической и субтропической зонах. Включает в себя 50 видов. Берёт своё начало в Бразилии. Данная древесина часто применялась при изготовлении «португальских» кабинетов и наборов маркетри во Франции в XVIII веке.

Древесина жакаранда в наборе маркетри комода середины XVIII века БСИИ ASG, инв. № 12-1999

Комод

Мастер Адриен Делорм Франция, середина XVIII века Палисандр, розовое дерево, жака-ранд (фиалковое дерево), маркетри, золочёная бронза, серый мрамор с пятнами и жилами красного и белого цветов (Gris des Ardennes) 89,5x102x53 см БСИИ ASG, инв. № 12-1999

ЗАБОЛОНЬ - наружные молодые, физиологически активные слои древесины стволов, ветвей и корней. Заболонь отличается от внутренней части (ядра) более светлой окраской, меньшей механической прочностью; содержит больше воды и менее стойка к поражениям грибами и насекомыми, чем ядро и спелая древесина.

БСИИ ASG, инв. № 16-1343

Процесс замазки трещины на секретере XVIII века

ЗАМАЗКИ - густые пасты, применяемые для заполнения мелких трещин и впадин на поверхности древесины в процессе её реставрации. В качестве связующих элементов в замазках используют клей, олифу, лак; в роли наполнителя -мел, древесную муку, мелкие опилки и др.

ИНСТРУМЕНТЫ СТОЛЯРНЫЕ - инструменты, используемые в столярном деле, для работы с древесиной и древесными материалами.

Выделяют несколько групп столярных инструментов, используемых в реставрационных работах:

Ручные пилы. К ручным пилам относятся лучковые, ножовки, лобзики, обушковые пилки, наградки, пилки для раскроя шпона.

Лучковые пилы применяют для распиливания материала поперёк, вдоль и под углом к волокнам древесины, запиливания шипов и проушин, спиливания концов «на ус», точной торцовки брусков.

Широкие ножовки применяют для пиления широких досок поперёк волокон, запиливания шипов и проушин, узкие - для выпиливания криволинейных заготовок.

Наградку используют главным образом для пропиливания пазов и прорезей на определенную глубину.

Лобзики разных размеров применяют для выпиливания мелких деталей из тонких дощечек, кости и других материалов, а также для выпиливания отверстий в центральной части доски или щита.

Строгальные инструменты. Применяют для получения точных размеров, требуемой формы и шероховатости поверхности древесины. Для первоначального строгания досок применяют шерхебель. После строгания шерхебелем на поверхности древесины остаются глубокие борозды, которые выравнивают одинарным рубанком. Для чистого строгания применяют двойной рубанок. Торцовые поверхности строгают шлифтиком - укороченным двойным рубанком, снимающим очень тонкую стружку. Если необходимо придать поверхности шероховатую фактуру используют цинубель. Большие поверхности обрабатывают фуганком, который отличается от рубанка большими размерами колодки и ножа. Горбатик служит для выстрагивания криволинейных поверхностей. Для отборки четверти вдоль волокон используют зензубель. Калевки - инструменты с фигурными лезвиями и соответствующим им профилем колодок, применяют для отборки различных фигурных профилей.

Долота и стамески. Эти инструменты относятся к наиболее часто используемым инструментам в процессе реставрации мебели. Необходимо иметь набор столярных долот с шириной резца от 3 до 16 мм. Для выполнения операций на мелких деталях и при требовании высокой точности используют плоские и полукруглые стамески. Кроме того, мастер-краснодеревщик должен иметь набор резчицких стамесок, чтобы восполнить при необходимости небольшие утраты резьбы.

Сверлильные инструменты. Для сверления отверстий применяют различные сверла. Винтовые сверла используют для сверления отверстий вдоль волокон древесины. Для сверления отверстий большого диаметра используют перку, для сверления сквозных отверстий - бурав. Для сверления неглубоких отверстий с высокой чистотой обработки поверхности применяют «сверла с круговыми или зубчатыми подрезателями». В наборе сверлильных инструментов полезно также иметь раззенковки для дерева и металла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструменты для зачистки поверхности древесины. Для зачистки плоских поверхностей применяют циклю, которую для удобства работы закрепляют в деревянном или металлическом корпусе. Рельефные поверхности зачищают циклями с профильной режущей кромкой. Окончательную форму резным элементам придают рашпилями с мелкой насечкой, которые дают шероховатую поверхность. Неровности сглаживают напильниками с мелкой насечкой и шлифовальными шкурками.

Вспомогательные инструменты и приспособления. Для выполнения в процессе реставрации мебели столярных и других работ необходимы контрольно-измерительные и разметочные инструменты: метр и рулетка, угольники металлические и деревянные, циркули различных видов (кронциркуль, штангенциркуль, нутромеры), рейсмусы, угломеры и др. Кроме того, реставратору следует иметь столярный молоток, киянки, клещи, плоскогубцы и круглогубцы, кусачки, отвертки, шило, ножи разной формы и размеров. Необходимо также иметь инструменты для гравирования, мозаичных, отделочных и обойных работ, обработки металлов; некоторые медицинские инструменты (скальпели, шпатели, шприцы и др.). Столярные работы, а также другие реставрационные операции выполняют на верстаке. Для сжатия (запрессовки) деталей при склеивании, а также закрепления и поддержания материала и деталей во время обработки применяют С-образные деревянные и металлические струбцины различных размеров. Для приклеивания облицовки необходимо иметь притирочный молоток и утюги.

Струбцины Цикли Резцы для токарной работы

КЛЕЙ - вещество, которое соединяет одну часть с другой, закрепляет или склеивает их. Существуют химический, минеральный или органический клей. В реставрации мебели применяют в основном натуральные клеи животного происхождения: костный, мездровый, рыбий, казеиновый. В некоторых случаях допускается применять дисперсию ПВА (поливинилацетат).

Клей костный (ГОСТ 2067-80) выпускается гранулированным и в плитках. В зависимости от сорта может быть от желтовато-коричневого до тёмно-коричневого цвета (светлый клей более качественный). Для приготовления рабочего раствора плиточный клей дробят на мелкие кусочки. Затем гранулированный или раздробленный плиточный клей заливают холодной водой в соотношении 1:1 по массе и оставляют для разбухания. После разбухания клей разогревают в клеянке на водяной бане. Температура воды не должна превышать 80°С. Разогревать клей на открытом огне без водяной бани не рекомендуется, так как при этом он теряет свои клеящие свойства. При большой пенистости сле-

дует прокипятить раствор в течение 2 - 3 минут и удалить пену. Приготовлять клей рекомендуется в количествах, необходимых на 1 - 2 дня. Повторное разогревание клея резко снижает его клеящие качества. Клей применяют при температуре не менее 50°С. При этом он должен стекать с кисти ровной непрерывной струйкой. Если клей капает, то он жидкий, если застывает на лету и падает сгустками -густой. Густой клей разбавляют горячей кипячёной водой.

Клей мездровый (ГОСТ 3252-80) выпускается в виде плиток, дробленый и в чешуйках. Добывается он из мездры - нижнего слоя шкуры животных, отделённой при выделке кожи, а также сухожилий и костей животных. Для приготовления рабочего раствора раздробленные плитки или чешуйки замачивают водой в соотношении 1:2 или 1:3 по массе и после 12-часового набухания разогревают на водяной бане, помешивая клей до получения однородного раствора. Мездровый клей отличается от костного более высокой клеящей способностью и светлой окраской. В то же время он обладает высокой вязкостью, которая может вызвать разрыв древесины по волокнам после склеивания. Целесообразно применять смесь мездрового клея с костным (последний в чистом виде обладает хрупкостью). Смешивают клеи после того, как они разбухнут и станут однородными. В клей следует вводить антисептик (пентахлорфенолят натрия в виде водного раствора).

Рыбий (осетровый) клей, получаемый из плавательных пузырей и плавников рыб осетровых пород, является лучшим по качеству, но дорогим и дефицитным материалом. Его применяют при особо ответственных работах: реставрации уникальной мебели, восстановлении маркетри, инкрустации, мозаики Буля, золочении, реставрации росписей. Клей выпускают в виде полупрозрачных эластичных чешуек. Предварительно из него готовят желатин. Чешуйки помещают в клеянку и заливают холодной водой так, чтобы она полностью их покрыла. Через 5 - 6 часов разбухший клей разминают руками до получения кашеобразной массы, затем помещают на водяную баню. В расплавленный клей вводят антисептик, клеевой раствор тщательно перемешивают и фильтруют через марлю. Затем выливают клей в широкую плоскую металлическую форму, на дно которой положена целлофановая пленка (для предотвращения прилипания клея). Клей высушивают и получают тонкую полупрозрачную пленку желатина, которая может храниться длительное время. По мере надобности из желатина готовят клей нужной концентрации (обычно 15 - 20%-ый) путём растворения его в горячей воде на водяной бане. Клей применяют при температуре 20°С - в этом его основное преимущество перед костным и мездровым клеями, которые нуждаются в подогреве. Кроме того, благодаря эластичности он хорошо склеивает разнородные по жесткости материалы, например, древесину и кость, древесину и металлы и др. Недостаток клея - низкая водостойкость, что в условиях повышенной влажности приводит к разрушению клеевых соединений.

Клей казеиновый (ГОСТ 3056-80) выпускается в виде порошка, в состав которого входят: казеин, гашеная известь, фтористый натрий, медный купорос и керосин. Рабочий раствор клея приготовляют путем смешивания порошка с водой в соотношении от 1:1 до 1:2 (в зависимости от породы древесины и вида склеивания). Количество клея должно быть рассчитано на работу в течение 3 - 4 часов - срок жизнеспособности клея. При приготовлении клей тщательно размешивают так, чтобы не было комков, дают ему отстояться в течение 10 -15 минут, после чего с его поверхности снимают образовавшуюся пенку. Загустевший клей, потерявший способность стекать с кисти, к дальнейшему употреблению не пригоден. Разбавлять клеевой раствор для снижения его вязкости не допускается. По сравнению с глютиновыми клеями казеиновый даёт более прочное склеивание. Он экономичнее и проще в приготовлении и применении, но обладает большой объемной усадкой, хрупкостью, кроме того, он может изменить цвет древесины, содержащей танниды (дуба, бука, ореха, клена, груши, красного дерева). Поэтому после склеивания все подтеки необходимо немедленно удалить.

Поливинилацетатная дисперсия (ГОСТ 18992-80) представляет собой вязкую белую однородную жидкость, являющуюся продуктом полимеризации винилацетата в водной среде в присутствии эмульгатора и инициатора реакции полимеризации. Она готова к употреблению, обладает практически неограниченной жизнеспособностью, нетоксична, отличается эластичностью и стабильностью клеевого шва, свето- и грибостойкостью. Поливинилацетатные клеи неводостойки, растворяются бу-тилацетатом, перхлорэтиленом и другими растворителями, т.е. не являются полностью необратимыми. Это служит основанием для применения их в реставрационных работах. Клей неконтактен, он не сразу схватывается, поэтому в процессе склеивания необходимо приложить значительное давление, величина которого зависит от формы детали, древесной породы, состояния склеиваемой поверхности,

температуры в помещении и других факторов. На процесс склеивания (полимеризацию) могут оказывать влияние кислотные красители и протравы, применяемые для крашения шпона, поэтому ПВАД не следует применять для облицовывания и мозаичных работ. Его используют в основном для ремонта шиповых соединений, склеивания брусковых элементов, упрочнения (с древесными опилками) мест при повторной постановке шурупов, футорок.

Секретер

Франция, конец XVIII века

Орех, розовое и лимонное дерево, маркетри, золочёная бронза, медь, розовый мрамор с красными прожилками и включениями серо-зелёного цвета (Breche de Tavira) 181x101,5x56,5 см БСИИ ASG, инв. № 151377

Поливинилацетатная дисперсия

Склейка шпона по кромкам секретера конца XVIII века БСИИ ASG, инв. № 15-1377

КОНСЕРВАЦИЯ - сохранение предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов. Основная задача консервации мебели - максимально сохранить оригинальный материал. Нередко для этого сохраняются даже следы повреждений. В этом случае, реставрация предполагает подготовку поврежденного древесного материала в качестве альтернативы для восполнения с учетом конструктивных и эстетических аспектов изделия. Главное отличие консервации от реставрации мебели в том, что изначальное состояние изделия всеми средствами «замораживается». Пример - пропитка пористого ветхого дерева специальными консервирующими веществами для его защиты и укрепления вместо удаления. Консервация применяется в тех случаях, когда ценность и историческая значимость предмета гораздо важнее, чем его внешний вид и удобство в эксплуатации.

ЛЕВКАС - тонкодисперсная пластичная масса, состоящая из смеси клея с мелом или каолином и образующая при высыхании твердый и гладкий грунтовочный слой под золотое покрытие.

Картинная рама XVIII века с золочением по левкасу и современная копия её фрагмента из левкаса

МОРИЛКА (бейц) - специальный материал, как правило, в виде жидкости, который наносится на обработанную древесину для пропитки составом и предотвращения гниения. Защита от плесени. Водные морилки, как и морилки на основе растворителей и спиртовые, обладают деревозащитными свойствами. Существуют бесцветные морилки (пропитки), не окрашивающие древесину и обладающие исключительно свойствами деревозащиты и грунтовки.

Морилка

Морение древесины сундука БСИИ ASG, инв. № 20-1278

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ - процесс после применения щелочи по дереву (или после тонирования), необходимый, чтобы уменьшить рН.

Процесс нейтрализации на дверке секретера XVIII века БСИИ ASG, инв. № 16-1343

НЕПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА МЕБЕЛИ - вид реставрационных работ, применяемый в тех случаях, когда необходимо восстановить окрашенную поверхность предмета из дерева, скрыть его дефекты, изменить текстуру. Такой способ применялся для отделки древесины с непривлекательной текстурой - некоторые лиственные и хвойные породы. Благодаря непрозрачной отделке можно придать деревянному изделию текстуру мрамора или создать однородное однотонное покрытие. При реставрации старинной мебели применяют художественные масляные и темперные краски, а также золочение.

Непрозрачная отделка красками по секретеру XVIII века БСИИ ASG, инв. № 16-1343

ОБРАТИМОСТЬ - один из основных принципов реставрации. Любой материал, который использует мастер при реставрации мебели, должен иметь обратимый характер (легко удаляться), чтобы в будущем, при более совершенных методах, в случае необходимости, могла быть возможной новая реставрация.

ОБОЙНЫЕ РАБОТЫ - цикл реставрации мягкой части и обивки мебели.

Обойные работы с парой кресел-бержер Франция, первая четверть XIX века

Красное дерево, резьба,

фанерование

89,5x63,5x66 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2814 (1, 2)

Обойные работы с парой кресел-бержер

БСИИ ASG, инв. № 11-2814 (1, 2)

Результат обойных работ с парой кресел-бержер БСИИ ASG, инв. № 11-2814 (1, 2)

ОЛИФА - пленкообразующее вещество, произведённое на основе натуральных растительных масел льна, сои, подсолнечника. Применяется для обработки деревянных поверхностей в качестве основы для масляных красок, как защитное средство от древесных паразитов, влаги и многое другое.

Покрытие олифой урны из гипса

ОТБЕЛИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ - способ подготовки к тонированию новой древесины, необходимой для восполнения утрат. Отбеливающие составы: хлорная известь, перекись водорода, щавелевая кислота и другие. Для ускорения процесса отбеливания поверхность предварительно обрабатывают 10%-ным раствором нашатырного спирта. Древесина ценных пород (палисандра, лимонного дерева и ряда других) не отбеливается.

ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - материалы, используемые мастерами-мебельщиками при проведении реставрационных работ. Делятся на следующие группы:

- материалы для подготовительных операций поверхности к отделке - отбеливатели, красители, порозаполнители, грунтовки, замазки, шпатлевки;

- основные материалы для создания отделочного покрытия - лаки, политуры, мастики, краски;

- вспомогательные материалы - шлифовальные шкурки, пасты и др.;

- декоративные отделочные материалы - применяемые в мозаичных наборах пластинки цветных металлов, кости, рога, панцирь черепахи и др.;

- при золочении, бронзировании и проч. - фольга, сусальное золото, поталь, бронзовая пудра.

Отделочные материалы, используемые в реставрационных мастерских

Международного института антиквариата

ОЧИСТКА - процесс удаления с поверхности стойких загрязнений: жиров, смол, копоти, окрашенных пятен, лаков, известковых наслоений, гипса - при помощи ряда химических веществ в сочетании с механическими средствами (кистями, тампонами, губками).

Процесс очистки древесины от лакового покрытия

ПОКРОВНЫЕ ТКАНИ - грубые технические ткани редкого полотняного переплетения из льно-джуто-кенафной пряжи, используемые для покрытия оснований и пружин, формирования настилов и бортов при обойных реставрационных работах.

Покровная ткань на стуле второй половины XIX века БСИИ ASG, инв. № 11-2386 (1-6)

ПОЛИТУРА - жидкость (шеллак), используемая в отделочных реставрационных работах. Политурой покрывают деревянные поверхности, чтобы добиться зеркального блеска, сохранить и чётко выявить текстуру древесины.

Политура (шеллак)

ПОРОЗАПОЛНИТЕЛИ - используются при отделке (заполнении пор или трещин) крупнопористой древесины (орех, дуб, ясень). Представляют собой суспензии наполнителей и пигментов в растворах смол и высыхающих масел с добавкой сиккативов (веществ, ускоряющих высыхание масел). Состав порозаполнителя: водный раствор буры служит эмульгатором состава, керосин необходим для лучшего удаления излишков. Порозаполнитель наливают в мелкую посуду и периодически размешивают, так как наполнитель оседает на дно. Наносят порозаполнитель круговыми движениями тампоном из плотной льняной ткани, затем втирают его в поры движениями поперек волокон древесины до тех пор, пока поры полностью не заполнятся.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ВЫДЕРЖКА ПРЕДМЕТОВ - процедура, осуществляемая с предметами мебели, ранее находившимися в сырых помещениях. В зависимости от состояния их следует выдержать при комнатной температуре от нескольких дней до месяца, прежде чем приступить к их реставрации. В противном случае усушка древесины может вызвать новые разрушения, которые появятся в процессе реставрации или вскоре после её завершения.

ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА МЕБЕЛИ - основной вид реставрационных работ, применяемый в тех случаях, когда текстура древесины или фанерованной поверхности изделия не покрывается какими-либо красящими составами или золочением. Процесс прозрачной отделки состоит из шлифования, отбеливания, грунтования или поро-заполнения, полирования шеллачной политурой или вощения.

Покрытие шеллаком секретера XVIII века БСИИ ASG, инв. № 16-1343

ПРОТРАВЫ - медный и железный купорос, двухромовокислый калий, марганцовокислый калий и ряд других - применяют для окрашивания древесины с целью имитации таких экзотических пород, как чёрное дерево, серый клён, атласное дерево и т.д.

РАЗБОРКА - демонтаж предмета мебели или его частей в случае потери жесткости соединений конструктивных узлов; обширной поврежденности лакового слоя; конструктивных утрат элементов и необходимости их восполнения; многочисленных отслоений, утрат фанеровки, коробления и сквозных трещин; для проведения дезинфекции и укрепления древесины.

Разборка (демонтаж) секретера Франция, первая треть XIX века Светлое дерево, интарсия, точение, золоченая бронза, серо-голубой мрамор с включениями и прожилками черной слюды (Bleu fleuri) 163,5x91x48 см БСИИ ASG, инв. № 16-2044

Выдвижные ящики секретера БСИИ ASG, инв. № 16-2044

РАСТВОРИТЕЛЬ - этиловый или нашатырный спирт - средство, применяемое реставраторами для очистки поверхности мебели от старых покрытий.

РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА - резьба, практически не имеющая плоской поверхности, с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефным узором.

Рельефная резьба на спинке стула второй половины XIX века БСИИ ASG, инв. № 11-2386 (1-6)

СМЫВКА - помогает удалить нежелательные красочные и иные слои на дереве - лак, красочную эмульсию, двухкомпонентные краски, акриловые и другие красители, нередко состоящие из смеси органических растворителей и других добавок. При реставрации, в случае, если состав красителя или лака не известен, лучше отказаться от этого способа, так как это может вызвать неблагоприятное воздействие на предмет (см. очистка).

ТЕМПЕРАТУРНО-ВЛАЖНОСТНЫЕ УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ МЕБЕЛИ - идеальными условиями для хранения мебели являются такие показатели, как влажность 50 - 60 %, температура 18 - 21 °С. Особенно это важно для фанерованной мебели. Под воздействием солнечного света происходит разрушение лаковой пленки отделочного покрытия мебели. Наиболее опасным для мебели является прямой солнечный свет, имеющий в своём составе ультрафиолетовые лучи. Важным фактором сохранности также является состав атмосферы, то есть помещение должно быть хорошо вентилируемым.

ТОНИРОВАНИЕ - вид окрашивания древесины, который призван не только изменить цвет, но и подчеркнуть структуру породы. Некоторые породы древесины могут быть сильно осветлены с помощью щелочи. При щелочном тонировании богатая дубильными веществами древесина образует под воздействием щелочи дубильные соли, которые дают тёмно-серую окраску.

УВЛАЖНИТЕЛИ - специальные приборы или открытые сосуды с водой, устанавливаемые в музеях и хранилищах предметов искусства с чрезмерной сухостью воздуха, для создания благоприятных условий относительной влажности.

Увлажнитель в хранилище мебели Международного института

антиквариата

УСАДКА - это процесс уменьшения размеров деревянных конструкций мебели, который происходит, в основном, в результате высыхания дерева.

ФАКТУРА - характер обработки поверхности мебели - шероховатый, гладкий, полированный и т.д.

ФАНЕРОВАНИЕ - соединение поверхности изделий из древесины, не имеющей высоких декоративных качеств, с натуральным шпоном из древесины ценных пород.

ФОЛЬГА - тончайшие листочки металлов, которые получают проковкой металлических пластинок с прокладками из пергамента и других материалов до тех пор, пока масса каждого листочка не станет равной эталонному, для золота - около 1 г/мм.

ФУРНИТУРА - вспомогательные части и детали, необходимые для изготовления мебели (направляющие для ящиков, защёлки, ручки, крючки, петли), а также её декорирования (накладки).

Фурнитура золочённой бронзы

ХВОЙНЫЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВА (сосна, ель) - древесные растения из отдела хвойных, обычно вечнозелёные, покрытые игловидными, линейчатыми или чешуйчатыми листьями - хвоей. Относятся к типу так называемых «мягких» пород и обладают хорошими механическими и внешними свойствами. При изготовлении и реставрации мебели используются для работ с массивом задних стенок, ящиков и других деталей мебели. В наборах маркетри и при фанеровании хвойные породы дерева не используются.

ЦИКЛЕВАНИЕ (циклёвка) - технология выравнивания деревянных поверхностей скоблением. Выполняется ручной циклей или механизированным оборудованием.

Процесс циклевания

ЧЕКАНКА - технологический процесс изготовления рисунка, надписи или изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.

ШПОН - древесный материал, представляющий собой тонкие листы древесины. В XVIII - XIX веках для облицовки использовали пиленый шпон толщиной 1,5 - 3 мм. В XVIII столетии его получали распиливанием вручную пилой, напоминающей лучковую, вертикально поставленного бревна или бруса на тонкие пластинки. В XIX веке для этой цели применяли специальные ленточнопильные станки. В настоящее время шпон получают строганием или лущением. Древесину предварительно пропаривают или проваривают, чтобы резание было более легким. При этом цвет её меняется - становится более тёмным. Толщина современного строганого шпона варьируется от 0,6 до 1 мм. Обычно реставраторы, используя строганый шпон для реставрации старой облицовки, склеивают его в несколько слоёв или наклеивают на лущёный шпон для компенсации разницы в толщине.

Шпон вишни, сапели и ореха в реставрационных мастерских Международного

института антиквариата

ШЕЛЛАК - смолистое вещество, синтезированное из насекомых и разбавленное спиртом. В его состав входят алеуретиновая кислота, дигидрооксификоцеролловоя кислота, шеллоловая кислота, шеллачный воск, вода и различные пигменты. Применяется в качестве финишного покрытия при реставрации мебели, позволяющего получить глянцевую прозрачную поверхность. Товарный шеллак в виде чешуек имеет цвет от желтого до коричневого. Он хорошо растворяется в спиртах и ацетоне, а также в растворах щелочей и солей борной кислоты. Политуру наносят на поверхность изделия с помощью тампона плавными непрерывными, спиралеобразными и зигзагообразными скользящими движениями. Её накладывают слой за слоем (до 50 слоёв), давая каждому из них просохнуть 2 - 3 минуты (см. политура).

ШЛИФОВАНИЕ - процесс выравнивания поверхности древесины с помощью шлифовальных инструментов.

Процесс шлифования древесины

ШПАТЛЁВКА - пастообразный или порошковый материал, применяемый для заполнения неровностей и сглаживания поверхности древесины при непрозрачной отделке (а также при заделке дефектов основы перед облицовыванием). Шпатлёвки представляют собой смесь минеральных наполнителей (мел, тальк, каолин и др.), пигментов и связующих веществ (лаки, клеи, олифы).

Шифоньер

Франция, вторая половина XIX

века

Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза БСИИ ASG, инв. № 19-2520

Шпатлёвка шифоньера БСИИ ASG, инв. № 19-2520

ЩЁЛОК - водный настой древесной золы, состоящий в основном из карбонатов калия (поташ) и натрия (сода). Применяется при работе с масляными красками и лаками, а также алкидными лаками; в современных лаках на водной основе (акриловые лаки) и эмульсионных красках щелок не используется.

Щёлок

ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ - одноатомный спирт с формулой С2Н50Н. Применяется для удаления старых лаковых покрытий на мебели, а также для очистки кожи (72%-ый этиловый спирт).

ЯДРОВАЯ ДРЕВЕСИНА (ядро) - название развивающейся у многих видов деревьев физиологически неактивной зоны в центре сечения ствола; обычно более тёмного цвета, чем внешняя светлая часть - заболонь. Возникает в результате вторичного метаболизма отмершей паренхимы во внутренней части заболони (см. заболонь).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.