Научная статья на тему 'СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ В КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ ТНК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА НА МИРОВОМ РЫНКЕ'

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ В КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ ТНК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА НА МИРОВОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ТНК / ТНК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долженко Олег Игоревич

В данной статье исследованы особенности слияний и поглощений ТНК потребительского сектора в современных условиях. Проанализированы причины обращения ТНК потребительского сектора к сделкам по слияниям и поглощениям в условиях динамичной и нестабильной внешней среды. Выделены факторы, приведшие к активному использованию поглощений при реализации корпоративных стратегий ТНК потребительского сектора. Выявлено влияние внутриотраслевых факторов. Рассмотрены черты крупнейших сделок, реализованных ТНК потребительского сектора в рамках реализуемых корпоративных стратегий. Проведено исследование причин увеличения среднего размера сделки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MERGERS AND ACQUISITIONS IN CORPORATE STRATEGIES OF TNCS IN THE CONSUMER SECTOR IN THE WORLD MARKET

This article examines the features of mergers and acquisitions of TNCs in the consumer sector in modern conditions. The reasons for the appeal of TNCs in the consumer sector to mergers and acquisitions in a dynamic and unstable external environment are analyzed. The factors that led to the active use of acquisitions in the implementation of corporate strategies of TNCs in the consumer sector are identified. The influence of intra-industry factors is revealed. The features of the largest transactions implemented by TNCs in the consumer sector as part of their corporate strategies are considered. A study was made of the reasons for the increase in the average transaction size.

Текст научной работы на тему «СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ В КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ ТНК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА НА МИРОВОМ РЫНКЕ»

УДК 339

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ В КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ ТНК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Долженко Олег Игоревич

Заместитель генерального директора ООО «ДЕЛЬТА КОНСАЛТИНГ» в г. Москве

В данной статье исследованы особенности слияний и поглощений ТНК потребительского сектора в современных условиях. Проанализированы причины обращения ТНК потребительского сектора к сделкам по слияниям и поглощениям в условиях динамичной и нестабильной внешней среды. Выделены факторы, приведшие к активному использованию поглощений при реализации корпоративных стратегий ТНК потребительского сектора. Выявлено влияние внутриотраслевых факторов. Рассмотрены черты крупнейших сделок, реализованных ТНК потребительского сектора в рамках реализуемых корпоративных стратегий. Проведено исследование причин увеличения среднего размера сделки.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, ТНК, ТНК потребительского сектора, глобализация, стратегии, стратегическое развитие, слияния и поглощения, корпоративные стратегии.

Под воздействием глобализации мировая экономика значительно трансформировалась за последние 30 лет, эти изменения отличаются чрезвычайной сложностью, глубиной, скоростью и масштабами.^] Масштабы деятельности крупнейших международных компаний колоссальны: так, в соответствии с 17-м ежегодным рейтингом Forbes Global 2000 в 2019 г. на 2000 крупнейших публичных компаний из 61 страны в сумме приходилось более 40 трлн долл. США годового дохода и более 186 трлн долл. активов.[1] Отрасль потребительских товаров и услуг, основными категориями товаров которой являются предметы домашнего обихода, средства личной гигиены, продукты питания и напитки, постоянно развивается в соответствии с рыночными тенденциями при доминировании не очень большой группы крупнейших международных компаний, ТНК(транснациональных корпораций). Крупнейшими международными компаниям потребительского сектора являются Procter & Gamble, Johnson & Johnson, Nestle, Unilever, JBS, Coca-Cola, PepsiCo и т.д. [3]

Результаты исследования

Сделки по слияниям и поглощениям занимают важное место в стратегиях ТНК потребительского сектора. Предпосылками к увеличению значения слияний и поглощений , как и стратегических альянсов стали глобализация, необходимость сохранения рыночных долей и увеличения конкурентоспособности на фоне растущей конкуренции в отраслях.[6]

Ряд отраслевых факторов способствуют интересу ТНК потребительского сектора к применению сделок по слияниям и поглощениям в своих стратегиях.

Во-первых, темпы роста ТНК потребительского сектора замедляются как на развитых, так и на развивающихся рынках примерно до 2-3 % годовых. Замедление роста выручки и операционной маржи ТНК потребительского сектора определяется рядом внешних факторов. Среди них рост цен на сырьевые товары, фрагментация потребительских вкусов, распространение альтернативных каналов (например, Whole Foods, Trader Joe's), рост цифровых каналов как способа охвата потребителей за пределами традиционных каналов коммуникаций, а также дезагрегирование цепочек создания стоимости, что позволяет мелким игрокам добиться крупных масштабов за счет аутсорсинга. В результате во многих категориях небольшие бренды, которые когда-то были незначительным раздражителем для крупных компаний, получили значительную поддержку и на их долю пришлась значительная доля роста.

Во-вторых, потребительские предпочтения, особенно миллениалов и представителей поколения Z, быстро меняются, и крупные компании реагируют медленнее,

чем их более гибкие и успешно осуществившие цифровую трансформацию конкуренты. [11] Барьеры для входа на рынок уменьшились, и фирмам-новичкам стало легче получить доступ к полкам и потребителям, и они могут передать на аутсорсинг свои производственные потребности и вопросы логистики. [8] Изменения в распределении, маркетинге и даже производстве значительно упрощают более мелким брендам, часто более популярным среди молодых покупателей, вхождение на потребительский рынок с более целевым предложением. Новые бренды, которые могут использовать такие ярлыки, как «ремесленный», «местный» и «аутентичный», с соответствующими премиальными ценами, вызывают зависть у традиционных операторов и становятся достойными конкурентами.

В-третьих, тенденцией в производстве продуктов массового спроса становится персонализация товаров. [7] Отмечено, что потребители больше ценят те продукты, в создании которых смогли принять участие. Глобальные рыночные тенденции свидетельствуют о растущем стремлении потребителей к контролю, самодостаточности, персонализации и прозрачности. [10] В связи с этим, компании потребительского сектора ищут новые способы, позволяющие потребителям вносить свой личный вклад в создание продуктов, которыми они пользуются и которые им нравятся.

В-четвертых, цифровые инновации радикально преобразуют потребительские отрасли: власть смещается с брендов на потребителей, ценность смещается с традиционных игроков на цифровых новаторов и ставит потребителя во главу трендов. [4] Тенденции в социальных сетях и мобильности, в дополнение к тенденциям в медиа, аналитике и облаках, коренным образом изменили то, как потребители покупают и используют продукты и услуги по всему миру. Трансформация потребительских отраслей также привела к некоторым важным инновациям, особенно на периферии потребительской экосистемы (в таких областях, как платежные технологии и доставка на последней миле).

Крупные, хорошо известные бренды и транснациональные компании потребительского сектора, которым они принадлежали, столкнулись с ослаблением своего господства на рынке, поскольку их бизнес подвергся атаке конкурентов со всех сторон. Крупные международные компании, занимающиеся производством потребительских товаров, ищут дополнительные способы повышения своей конкурентоспособности помимо сокращения расходов. [9]

Преимущества масштаба, ранее дававшие значительный рост эффективности производства и облегчавшие сбыт ТНК потребительского сектора исчерпали себя. [5] Более того, на фоне растущей персонализации спроса, масштаб становится обременением. В силу замедления органического роста и распыления слияний и поглощений производительность отрасли снизилась. С 2006 по 2011 год совокупная доходность акционеров крупных, ориентированных на рынок США международных компаний, производящих потребительские товары, опережала индекс S&P 500 на 6 процентов. Но с 2011 по середину 2019 года динамика этих компаний отставала от динамики S&P 500 примерно на 3 процента в год. [15]

Компании ищут новую модель операций на потребительском рынке, в которой слияния и поглощения станут жизненно важной частью возобновления роста.

Характерными чертами слияний и поглощений на потребительском рынке являются следующие.

Во-первых, активное участие в сделках частных инвесторов. Во-вторых, постоянный интерес агрессивных фондов прямых инвестиций к отрасли. Эти фирмы были активными инвесторами в компании потребительского сектора, стремясь создать компании-платформы в рамках консолидации отраслей.

В-третьих, изменения в денежной политике и налоговом законодательстве США в 2017-2020гг привели к росту корпоративной ликвидности на 4 трлн.долл, что создает предпосылки для слияний и поглощений. Рост корпоративной ликвидности и то, что при продаже нестратегических активов налоговая реформа позволяет экономить до 22% стимулируют крупные сделки.

Анализ позволяет выделить четыре основных типа сделок слияний и поглощений ТНК потребительского сектора: открытие новых возможностей роста, расширение возможностей или бизнес-моделей, объединение для преобразования и очистка портфеля.

Механизм сделок по слияниям и поглощениям также стал намного сложнее. [12] Мультипликаторы приобретения компаний, производящих потребительские товары, выросли: за шесть из последних восьми лет мультипликаторы прибыли превышали долгосрочное (11-летнее) среднее значение. Это симптом значительного усиления конкуренции за сделки, особенно со стороны сектора прямых инвестиций: на покупателей финансовых услуг (включая как выкупные, так и венчурные компании) приходилось 16 процентов от общей стоимости в 2015-2018 годах, по сравнению с 10 процентами десятилетием ранее. [13]

Несмотря на весь доступный капитал, сочетание более высоких мультипликаторов и кажущегося отсутствия привлекательных активов сдерживает объемы сделок. В 2007 году было приобретено более 2 300 компаний-производителей товаров народного потребления, в 2008-2112, в 2012-1704, в 2016-1603, а в 2020г - всего лишь 1098, что свидетельствует о снижении деловой активности. [14] Как и в других отраслях, многие осуществленные сделки по слияниям и поглощениям не всегда оправдывали ожидания. Некоторые крупные и громкие сделки разочаровали, после получения синергетического эффекта они перестали способствовать долгосрочному росту. По мере того как сочетание целей слияний и поглощений сместилось в сторону более «бросающих вызов» брендов (быстрорастущих новых компаний в основных категориях покупателя), многие ведущие ТНК потребительского сектора приобрели более мелкие компании бессистемным образом и без достаточного масштаба, чтобы придать импульс своим портфелям.

Посредством слияний и поглощений компании также реализуют стратегические задачи по диверсификации товаров и услуг. [9] Как правило после поглощения в компании-цели проводится сокращение управленческого персонала и реорганизация. Таким образом происходит распространение более совершенных технологий управления.

Кроме того, менеджеры могут предпочесть слияния, поскольку эмпирические данные свидетельствуют о том, что размер компании и вознаграждение менеджеров коррелируют.

Проведенный PwC анализ 115 мегасделок потребительского сектора (на сумму 3 миллиарда долларов и более), проведенных в период с января 2011 года по 14 октября 2016 года, показал, что из 20 крупнейших сделок 16 превысили 10 миллиардов долларов; шесть превысили 20 миллиардов долларов. В период с января 2014 года по октябрь 2016 года средний размер мегасделки увеличился более чем в три раза, с примерно 4 миллиардов долларов до более чем 14 миллиардов долларов.при этом количество мегасделок остается довольно постоянным из года в год. [13]

Учитывая тенденции, неудивительно, что девять из десяти недавних мегасделок с самыми высокими ценами относились к одному из двух типов сделок: консолидация или приватизация. На эти две ведущие группы сделок пришлось три четверти всей стоимости мегасделок (45 процентов и 27 процентов по стоимости сделок, соответственно) в течение периода выборки. Другие типы транзакций, такие как рост портфеля, географический рост и объединение небольших брендов, также были частью этого микса. Но такие сделки обычно заключаются по более низким абсолютным значениям.

Хотя сделок по консолидации было меньше, чем приватизационных сделок, сделки в рамках консолидации стоили дороже и в большей степени повлияли на рост стоимости сделок. На консолидации приходилось 45 процентов всех мегасделок по стоимости с 2011 года, включая три из четырех крупнейших мегасделок в выборке: SABMiller - Anheuser-Busch, Kraft Foods - H.J. Heinz и RAI - Lorillard. Эти три компании принадлежали к отраслевым категориям, в которых произошла наибольшая консолидация: пиво, продукты питания и табак. Можно также отметить такие крупные сделки как приобретение Haier бизнес GE Appliances за 5,6 млрд долларов в мае 2017; Coty Inc. купила косметическое направление Procter & Gamble за 14,9 миллиарда долларов; и компания по производству кухонной техники Newell (известная своими кофемашинами Mr. Coffee) заплатила 15,4 млрд долларов за конгломерат посуды Jarden.

Приватизация стала причиной наибольшего числа недавних мегасделок, на которую приходится около одной трети общего числа сделок и около одной трети суммы сделок. Приватизация может привести ко многим из тех же видов сокращения затрат, которые

очевидны при консолидации. Действительно, некоторые приватизационные сделки предполагают объединение публичной компании и существующей частной.

Консолидация и приватизация привели к более дорогостоящим сделкам, но другие типы сделок не были защищены от инфляции при осуществлении сделок. Это слияние Danone с WhiteWave Foods, на сумму 12,5 млрд долларов и приобретение Japan Tobacco International за 5 млрд.долл. бренда Natural American Spirit компании Reynolds American.

Выводы и заключение. ТНК потребительского сектора столкнулись с острыми и давними бизнес-проблемами, что сделало их привлекательными объектами для слияний. В целом в течение почти десятилетия отрасль демонстрировала рост только на уровне ВВП и почти неизменную рентабельность. В качестве тенденции на рынке корпоративного контроля в потребительском секторе можно отметить обострение конкурентной борьбы между крупными участниками рынка и увеличение размера сделок. В ответ на вялый органический рост и давление со стороны инвесторов, стремящихся увеличить стоимость, многие из крупнейших компаний потребительского сектора пытаются оптимизировать бизнес-портфели и активно сокращать затраты за счет сделок по слияниям и поглощениям.

Список использованных источников

1. Владимирова И.Г., Конина Н.Ю., Ефремов В.С. Транснационализация международных компаний: особенности и тенденции. Управленец. 2020. Т. 11. № 4. С. 70-81.

2. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Трансформация направлений развития глобализации. Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 9. С. 7-26.

3. Долженко И.Б. Цифровая трансформация ТНК потребительского сектора. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12-2 (58). С. 13-17.

4. Долженко И.Б. Информационные технологии изменения внешней среды ТНК потребительского сектора. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-2. С. 39-43.

5. Долженко И.Б. Управление рисками цепочек создания стоимости ТНК потребительского сектора. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-2 (42). С. 34-38.

6. Конина Н.Ю. Эволюция крупнейших германских ТНК. Современная Европа. 2018. № 2 (81). С. 49-59.

7. Конина Н.Ю., Ратушняк Е.С., Чернина М.М. Изучение и анализ деятельности международных компаний. Москва, 2021.

8. Международные экономические отношения: плюрализм мнений в эпоху перемен. Абдурахманова З.А., Адамчук Н.Г., Алексеев П.В., Алёшин Д.А., Афанасьев Д.Ю., Босич С., Волгина Н.А., Высоцкая А.А., Вязовская В.В., Галищева Н.В., Гончаров Ю.А., Гречков В.Ю., Григорук Н.Е., Гурова И.П., Дегтярева О.И., Джагитян Э.П., Долгова М.В., Захаров А.Н., Зубкова Я.Н., Исаченко Т.М. и др. Москва, 2017.

9. Менеджмент. Конина Н.Ю., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. Москва, 2016.

10. Современные международные экономические отношения в эпоху постбиполярности. Исаченко Т.М., Медведкова И.А., Ревенко Л.С., Платонова И.Н., Абдурахман Т.К.А., Абрамова А.В., Гаранина О.Л., Адамчук Н.Г., Бостоганашвили Е.Р., Бренделева Е.А., Василенко Е.П., Винокурова О.С., Воинов А.И., Высоцкая А.Н., Костюшина М.С., Газинцева Н.В., Галкин С.А., Герасимов Е.Л., Григорук Н.Е., Гурова И.П. и др.Москва, 2020.

11. Стратегии развития международных компаний. Гречков В.Ю., Конина Н.Ю., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И., Дементьева А.Г., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Шевелева А.В. Под редакцией Ноздревой Р.Б.. Москва, 2013.

12. Christopher, M.C., Peck, H., & Towill, D. (2006). A Taxonomy for Selecting Global Supply Chain Strategies. International Journal Of Logistics Management, 17 (2), 277-287.

13. Pursuing opportunities amid uncertainty Global C&R M&A Outlook 2020.KPMG Report .https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2020/03/consumer-and-retail-m-and-a-trends-2020-pursuing-opportunities-amid-uncertainty.pdf

14. Time to reset, reposition, and win.2020 Consumer and Retail M&A Kearney research Report.https://www.kearney.com/consumer-retail/article/-/insights/2020-consumer-and-retail-m-a-report

w IQ л<

15. Global M&A Trends in Consumer Markets:2022 Mid-Year Update.PwC analysis.

https://www.pwc.com/gx/en/services/deals/trends/consumer-markets.html

*****

MERGERS AND ACQUISITIONS IN CORPORATE STRATEGIES OF TNCS IN THE CONSUMER SECTOR IN THE WORLD MARKET

Dolzhenko O. I.

This article examines the features of mergers and acquisitions of TNCs in the consumer sector in modern conditions. The reasons for the appeal of TNCs in the consumer sector to mergers and acquisitions in a dynamic and unstable external environment are analyzed. The factors that led to the active use of acquisitions in the implementation of corporate strategies of TNCs in the consumer sector are identified. The influence of intra-industry factors is revealed. The features of the largest transactions implemented by TNCs in the consumer sector as part of their corporate strategies are considered. A study was made of the reasons for the increase in the average transaction size.

Key words: Transnational corporations, TNCs, TNCs in the consumer sector, globalization, strategies, strategic development, mergers and acquisitions, corporate strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.