Научная статья на тему 'Следы пребывания раннепалеолитического человека на северо-западе украинской ССР'

Следы пребывания раннепалеолитического человека на северо-западе украинской ССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А. П. Черныш, А. Б. Богуцкий, В. С. Артюх

В статье опубликованы результаты обследования карьера у с. Ростань Любомльского района Волынской области, где обнаружены следы галечной культуры. На дне этого карьера на меловом цоколе собраны нуклеусы, орудия типа чоппингов, скребло, отщепы. Учитывая особенности залегания этих находок в нижних слоях отложений днепровско-московского времени и технику их обработки, материал предварительно можно отнести к ашельскому периоду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — А. П. Черныш, А. Б. Богуцкий, В. С. Артюх

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Следы пребывания раннепалеолитического человека на северо-западе украинской ССР»

БЮЛЛЕТЕНЬ КОМИССИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ЧЕТВЕРТИЧНОГО ПЕРИОДА

N 56 1987

НАУЧНЫЕ НОВОСТИ И ЗАМЕТКИ

УДК 930.26 (477.82)

А.П. ЧЕРНЫШ, А.Б. БОГУЦКИЙ, B.C. АРТЮХ

СЛЕДЫ ПРЕБЫВАНИЯ РАННЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ УКРАИНСКОЙ ССР

В течение ряда лет межфакультетская студенческая экспедиция "Шельф" Львовского государственного университета им. Ив. Франко проводила комплексные исследования Шацкого природного парка на территории Любомльского района Волынской области с целью его охраны и рационального использования. В составе этой экспедиции работала археологическая группа, задачей которой являлось составление археологической карты древних памятников в районе Шацких озер (Стойко, Ященко, 1984).

В июле 1983 г. начальник экспедиции "Шельф-83" доц. В.А. Хмелевский на дороге, ведущей к оз. Песочное, нашел грубо обработанную галечную заготовку. Удалось установить у местных жителей, что гравий для дороги привозили из карьера у с. Ростань того же Любомльского района.

Село Ростань расположено на возвышенности, представляющей собой конечную морену. Рельеф окрестностей с. Ростань грядовый, холмисто-грядовый. Гряды, вытянутые в основном с северо-запада на юго-восток, имеют относительную высоту 20—30 м, редко больше.

Это Волынский-пояс краевых ледниковых образований днепровского возраста, морфология которого детально освещена в работах П.А. Тутковского, А.М. Мари-нича, Э. Рюле, Л.М. Дорофеева и др. Для него характерно, что изолированные гряды и холмы занимают командные высоты в рельефе и хорошо выделяются на фоне плоских, нередко заболоченных, зандровых равнин.

На одном из таких холмов на западной окраине с. Ростань на площади около 3—4 га расположен гравийно-галечный карьер глубиной до 10—15 м. В геологическом строении холма выделяется цоколь, сложенный верхнемеловыми мергельными породами, на котором залегают деформированные днепровским ледником водно-ледниковые и моренные отложения общей мощностью до 10—12 м и больше. Порой они залегают в виде чешуй длиной 10—15 м и высотой 2—3 м. Литологи-чески это серые, желтовато-серые, суглинисто-супесчаные, песчаные, гравийные и галечные породы с включениями валунов гранитов, гнейсов, кварцитов, порфири-тов, пегматитов, кремней и других пород с максимальными размерами до 1 —1,5 м. Геологическое строение холмов и гряд окрестностей с. Ростань позволяет уверенно относить их к конечноморенным холмам напорного типа.

По всей площади карьера был произведен сбор подъемных кремневых находок, которые тяготеют главным образом к поверхности мелового цоколя. В связи с эти возникает предположение об их залегании под толщей ледникового комплекса. Встречаются они также в ледниковых (моренных) и водно-ледниковых образованиях, куда, возможно, были втянуты движущимся ледником и его талыми водами.

Здесь были собраны многочисленные кремневые предметы типа эолитов, и

среди них небольшое количество кремневых находок со следами обработки. Из собранных кремней сделаны шлифы, позволяющие получить представление о характере пород, здесь обнаруженных. Всего сделано шесть шлифов'. Опишем их данные.

А-1. Структура органогенная, детритусовая (встречаются обломки фауны и микрофауны), немоген-но-гелевая цементизация, редкие обломки губок. В шлифе порода бесцветная. Кремень очень однородный, преимущественно халцедоновый.

А-2. Халцедонолит. Структура гелевая, текстура микропятнистая, образованная микрообразованиями лимонитов. Порода в шлифе бесцветная.

А-3. Кремень пестропятнистый, лимонитизированный (ожелезненный). Слабо заметна неправильная слоистость. Структура гелевая.

А-4. Кремень белесовога цвета; гетерокристаллическая глобулярная структура. Очень редко имеются включения микрофауны, которая скреплена полностью. Равномерная примесь пслитоморфного глинистого вещества. Структура пелито-гелевая. Текстура массивная.

А-5. Кремень чуть желтоватого цвета. Кремнистая порода однороднозернистая. Характерна субмикроскопическая зернистость. Текстура массивная. Структура гелево-пелнтовая. Имеются очень редкие рудные точечные включения.

А-6. Кремень халцедоновый. Структура микроглобулярная, включает редкие точечные включения пирита. Текстура микропятнистая.

Подобные кремни характерны для полесской серии верхнего протерозоя, отложения которого местами выходят на поверхность. Возможно, что органогенные кремни связаны с более молодыми породами.

Среди большой массы кремневых галек, собранных в данном пункте, было выделено 25 предметов со следами обработки древним человеком. Среди них можно выделить нуклеусы, отщепы, нуклевидные обломки. На всех предметах сохранились остатки корки, находки окатанны, хотя степень окатанности различная, что свидетельствует о различиях в условиях их переотложения. Размеры изделий колеблются от 40 до 170 мм.

Кратко опишем указанные предметы.

В первую очередь следует отметить крупную удлиненную гальку овальной формы с приостренным концом размерами 170X80X40 мм. Она имеет следы окатанности и многочисленных ударов на поверхности, особенно на ее концах. На гальке прослеживаются следы одного скола на нижнем конце и следы нескольких сколов на верхнем, образующих верхний сужающийся конец, где наблюдаются сколы с трех сторон: один скол нанесен в направлении к нижнему концу (негативы скола имеют длину 50 мм, ширину 28 мм), несколько сколов нанесено поперечно по отношению к оси предмета, они стесывают поверхность на этом конце с другой и третьей сторон. Эти сколы образуют рабочий конец клинообразного орудия, которое, возможно, обрабатывалось на наковальне при вертикальном его расположении. О последнем свидетельствует наличие на нижнем конце скола, возникшего в результате отражения наковальней удара, нанесенного по верхнему концу. Возможно, что это не совсем готовое орудие, так как верхний конец еще не имеет необходимого заострения. На данном предмете корка наблюдается на всей поверхности, кроме плоскостей нанесенных сколов (рисунок, /)■

Вторым предметом является галька размерами 80X65X45 мм, имеющая шаровидно-овальную форму. Следы обработки наблюдаются на верхнем конце, где прослеживаются следы поперечной по отношению к оси предмета ударной площадки, образованной поперечным сколом, и следы нескольких (трех) сколов, нанесенных с края ударной площадки по направлению к нижнему концу. Вся поверхность гальки, кроме плоскостей сколов, покрыта коркой. Наличие следов оббивки и форма предмета позволяют заключить, что данная галька является одноплоща-дочным нуклеусом (см. рисунок, 4).

Следующим предметом является крупный уплощенный желвак овальной формы,

1 Определение Е.П. Рыбачка.

со следами известковой корки белого цвета, размерами 110X80X50 мм, со следами окатанности. На этом предмете, как и на предшествующем, наблюдаются следы ударной площадки, сформированной поперечным сколом по отношению к оси предмета, двух сколов, нанесенных с этой площадки в направлении к нижнему концу, и одного скола, нанесенного поперечно к предшествующим сколам. Форма этого предмета со следами обработки дает основание заключить, что данная находка является также начальным нуклеусом (см. рисунок, 5).

Здесь же была поднята треугольной формы массивная галька со слеДами окатанности, остатками коры, следами многочисленных ударов на выступающих

частях предмета, имеющего размеры 80X60X50 мм. На поверхности наблюдаются следы сколов на одном крае с двух сторон, образующих извилистое лезвие со следами сбитости. На противоположной стороне имеется спинка с коркой. Это, возможно, орудие типа чоппинга.

Аналогичное изделие было изготовлено из круглой гальки размерами 60Х50Х Х35 мм. Оно имеет рабочий извилистый край, образованный путем двухсторонней оббивки. На остальной поверхности гальки, кроме участков со следами сколов, имеется корка. Несмотря на небольшие размеры, изделие является массивным предметом, который было удобно захватывать рукой при рубке небольших предметов (см. рисунок, б).

На этом же местонахождении был поднят уплощенный желвак дисковидной формы размерами 65X50X12 мм со следами сколов по краям с двух сторон, позволяющий заключить, что это нуклеус, напоминающий дисковидные нуклеусы, но в начальной стадии использования, так как корка наблюдается на всей поверхности, кроме участков сколов (см. рисунок, 2).

Небольшой нуклеус пирамидальной формы размерами 44X30X22 мм со сколами по окружности был изготовлен из раздробленной гальки темно-серого кремня.

Кроме этих предметов, здесь были найдены отщепы и пластинчатые отще-пы. Так, был встречен массивный, широкий, короткий по высоте первичный отщеп со следами корки на верхней поверхности, имеющий размеры 75X50X25 мм. Отщеп сколот под тупым углом. На нем прослеживаются следы от трех сосцеобразных выступов, крупный ударный бугорок и следы от трех крупных широких фасеток на краю ударной площадки. Края отщепа со стороны брюшка имеют следы обработки, свидетельствующие о том, что отщеп мог использоваться в качестве режущего орудия. Этот отщеп несколько меньше окатан по сравнению с остальными находками (см. рисунок, 10).

Следующий массивный, широкий, но короткий (72X43X20 мм) по высоте отщеп овальной формы с остатками корки на спинке был сколот под прямым углом от ударной площадки. На брюшке отщепа прослеживаются крупный ударный бугорок, занимающий 2/3 поверхности брюшка, и следы ретуши, нанесенной по краю спинки отщепа, свидетельствующие о возможности использования этого орудия в качестве поперечного скребла. На поверхности края ударной площадки на отщепе наблюдаются две крупные фасетки (см. рисунок, 13).

Еще один массивный, широкий, короткий по высоте, овальный отщеп с остатками корки на спинке имеет размеры 75X50X20 мм. На отщепе наблюдается крупный ударный бугорок, занимающий половину брюшка отщепа. На нем прослеживаются следы обработки по краю с ретушью выемчатого облика. Это орудие типа зубчатого скребла с поперечным рабочим краем, так как выемки наблюдаются на крае отщепа, противоположном ударном бугорку, но со стороны спинки (см. рисунок, 12).

Здесь же был поднят массивный, короткий, широкий отщеп размерами 55Х Х40Х15 мм с остатками корки на спинке. На крае отщепа на спинке прослеживаются несколько широких фасеток от краевых сколов и следы ретуши. Возможно, что это также орудие типа скребла, но оно имеет повреждение: часть была сколота в древности (см. рисунок, 11).

Встречен также небольшой отщеп размерами 32X22X5 мм с остатками корки на спинке и точечной ударной площадкой. Другой массивный пластинчатый отщеп со следами корки на спинке, с крупным ударным бугорком и следами изьянца на брюшке, сколотый под прямым углом от ударной площадки, имеет размеры 50X30X10 мм. Этот предмет носит следы вторичной обработки: остатки выемок по краю. Таким образом, возможно, что это также орудие.

Среди поднятых на карьере предметов следует отметить массивный односторонний дисковидный нуклеус из кремня черного цвета, размерами 80X80X38 мм, изготовленный из гальки. На рабочей поверхности этого нуклеуса наблюдаются

следы трех сколов, нанесенных в направлении от краев к центру, где они сходятся, по краям гальки и на выступающих точках наблюдаются следы многочисленных ударов (см. рисунок, 5).

Следующим интересным экземпляром является удлиненный односторонний нуклеус с поперечным рабочим краем, имеющий размеры 95X40X30 мм. Рабочий край наблюдается на боковой стороне нуклеуса, нижний конец также имеет следы обработки. Возможно, этот предмет употреблялся в качестве орудия (см. рисунок, 8).

Во время разведочных работ на площади карьера у с. Ростань поднято также массивное поперечное скребло с дугообразным рабочим краем, изготовленное на массивном кремневом сколе из черного кремня, имеющее размеры 80X40X25 мм (см. рисунок, 9).

Все указанные предметы, как отмечалось выше, имеют следы окатанности, что является показателем их переотложения.

Для определения возраста этих материалов необходимо обратиться к данным о местонахождениях предметов, близких по технике обработки и находящихся в сходных условиях залегания.

Среди местонахождений Восточной Европы одним из наиболее известных является местонахождение на левом берегу Днестра у с. Лука Врублевецкая Каменец-Подольского района Хмельницкой области УССР, открытое в 40-х годах П.И. Борисковским и С.Н. Бибиковым (Борисковский, 1953). Здесь в галечниках бечевника р. Днестр среди многочисленных кремневых галек были встречены в переотложенном состоянии 50 предметов со следами обработки человеком, датировавшихся шелльским и ашельским временем. Несколько позже А.П. Чернышом в данном пункте было собрано еще 10 изделий со следами обработки (Черныш, 1965). Здесь были обнаружены нуклеусы, рубилообразные изделия, отщепы. Предметы из района Шацких озер аналогичны некоторым материалам коллекции из с. Лука Врублевецкая.

На Днестре у с. Пояна Резинского района Молдавской ССР в аналогичных условиях залегания, т.е. на бечевнике, среди галечников был обнаружен во время разведочных работ массивный отщеп с признаками клектонской техники, аналогичный отщепам, собранным у с. Лука Врублевецкая (Черныш, 1965, с. 26).

Значительно больше местонахождений аналогичного характера было прослежено на Кубани и ее притоках.

Коллекции галечных изделий были обнаружены в таких пунктах, как Саратовская, Цимбал, Богоровикова гора, Имеретинская, Карпово, Армавир, Абаздех, Игнатенков Куток, устье Курджипса, Фортепьянка, Костромская, Губская, Мостовое, Мешоко, Гирей и др. (Формозов, 1965). По поводу некоторых из этих месторождений были высказаны предположения об их древнем возрасте в границах ант-ропогена. Однако, по мнению И.К. Ивановой (1982), имеющиеся данные недостаточны и вопрос о геологическом возрасте находок пока остается открытым.

Существуют указания на находки подобного характера и на территории Польской Народной Республики. Так, в пунктах Рацибор-Студзенна, Контрадовское, Маков встречены галечные изделия ашельского типа, датируемые миндель-рис-ским возрастом (Ког1о\У5к1, 1977).

На территории ГДР, в Гундисбурге, в галечниках между двумя моренами (миндельской и рисской) были обнаружены галечные изделия (отщепы). В Карлихе гальки со следами обработки встречены в линзе рисских отложений. В Барле-гене в карьере в аллювиальных отложениях на глубине 10—11 м были встречены находки, сходные с предметами из карьера возле Шацких озер (ТоерГег, 1963; Воэт-вкь 1963; Воет!« « а1„ 1983).

Некоторые местонахождения с галечными изделиями связаны с эемскими (т.е. рисс-вюрмскими) отложениями (Веймар, Таубах, Эрингсдорф), другие — с рис-скими, миндель-рисскими или миндельскими, что является показателем сущест-

вования галечных нндустрнй в Европе на протяжении значительного отрезка времени (Feustel, 1963). Общим для всех этих галечных комплексов является широкое использование в качестве сырья разнообразных горных пород, находящихся в аллювиальных отложениях речных долин и морских пляжей. Употреблялись такие породы, как кремень, песчаник, кварцит, обсидиан, андезит и др. (Матю-хин, 1983).

Некоторые предметы находились на значительных глубинах в карьерах для добывания песка и гравия, что является показателем их значительной древности.

В отношении техники обработки эти комплексы характеризуются наличием галечных нуклеусов; отщепов с широкой гладкой упорной площадкой, сколотых под тупым углом; отщепов со следами подправки; крупных ударных бугорков; сосцеобразных выступов на брюшке, часто двойных или даже тройных; массивных скреблообразных и выемчатых орудий с извилистым рабочим краем и в ряде пунктов орудий с двухсторонней обработкой типа рубил, чопперов и чоппингов. Иногда они сопровождаются находками древней фауны.

Учитывая особенности техники обработки галечных находок из карьера возле Шацких озер, а также условия залегания этих находок и наличие ряда аналогий с другими местонахождениями галечных комплексов, можно предполагать, что материалы из данного местонахождения следует отнести к среднему плейстоцену, а археологически предварительно — к ашельскому времени. Дальнейшее обследование этого местонахождения позволит уточнить датировку обнаруженных материалов. Однако, несмотря на небольшое пока количество собранных здесь находок, они являются первым сигналом для постановки вопроса о наличии следов пребывания древнего человека в этом районе.

Авторы выражают благодарность Ю.Р. Карпенчуку за активное участие в обследовании описанного местонахождения.

ЛИТЕРАТУРА Борисковский П.И. Палеолит Украины // МИА СССР. 1953. N 40. 463 с.

Иванова И.К. Ископаемый человек и его культура // Стратиграфия СССР: Четвертичная система. М.:

Недра. 1982. Полутом 1. С. 382—412. Матюхин А.Е. Орудия раннего палеолита / / Технология в эпоху палеолита. Л.: Наука, 1983. С. 134—187. Стойко С.М., Ященко П.Т. Шацький природный иашональный парк: Приэначення та заедания //

Bich. АН УССР. 1984. N 4. С. 71—78. Формозов A.A. Каменный век и энеолит Прикубанья. М.: Наука, 1965. 158 с. Черныш А.П. Ранний и средний палеолит Приднестровья. М.: Наука, 1965. 137 с.

Bosinski G. Norddeutschland und angrenzende Gebiete im Eiszeitalter // Paläolithikum und Mesolithikum.

Stuttgart, 1963. Bd. 23. S. 1—30. Bosinski G.. Brunnacker K., Turner E. Ein sidlungsbefund der Frohen Mittelpaläolithikums von Ariendorf,

kr. Neuwieder// Archäol. Korrespondenzbl. 1983. Bd. 13, H. 2. S. 157—168. Feustel R. Zur zeitlichen und kulturellen Stellung des Paläolithikums von Weimar-Ehrindorf // Alt-Thüringen.

Weimar, 1963. Bd. 19. S. 16—42. Kozlowski J .et S. Epoka kamienia na ziemia Polski, Panstwowe wydawnictwo naukowe. Warszawa, 1977. S. 5—388.

Toepfer V. Bemerkungen zum geologischenen Alter und zu den Kernsteinen Paläolithischen Kulturen aus dem Eem-interglazial in Mitteldeutschland // Ibid. Bd. 6. S. 42—56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.