Научная статья на тему 'СЛАВЯНСКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ФАКТОР В СТАНОВЛЕНИИ МОЛДАВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ'

СЛАВЯНСКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ФАКТОР В СТАНОВЛЕНИИ МОЛДАВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Византия / Русское государство / Молдавское княжество / славянское право / византийское право / Byzantium / Russian state / Moldavian Principality / Slavic law / Byzantine law

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татьяна Анатольевна Демина, Ирина Ивановна Погорлецкая

Целью статьи является анализ влияния славянско-византийского фактора на государственно-правовые процессы молдавского государства в период своего становления и развития. Отличительной чертой молдавской государственности являлось то, что национальное молдавское право возникло намного позже образования самого государства. Сильное влияние на государственно-правовую культуру Молдавского государства оказал славянский мир, который проникал посредством торговых, дипломатических контактов с Москвой, а также посредством каждодневного общения с молдавско-русинской этнокультурной общиной. В последние десятилетия оценки тех или иных исторических процессов зависят от современных политических реалий. В Республике Молдова оформились два основных направления в изучении истории и формирования государственной идеологии: «румынизм» и «молдовенизм», которые, используя одни и те же источники, по-разному подходят к освещению исторического прошлого своей страны. Различия у представителей указанных направлений касаются и вопроса о византийском и славянском наследии молдавской культуры, государственности и правовой системы. «Румынисты» в большей степени заинтересованы в развитии темы римского влияния, тогда как византийское влияние склонны выдавать за отдельные политические и правовые заимствования средневекового государства. «Молдавенисты» поднимают вопрос о преемственности мировоззрения «Второго Рима» в условиях Молдавского государства, что помогает восстановить влияние идеологической и политической практики России XVI в., хотя пока и в рамках византийского наследия. Методология исследования включает методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования. В качестве научных результатов можно сделать вывод о том, что славянский и византийский факторы оказали влияние на становление и развитие как самого Молдавского государства, так и его правовой системы. При этом влияние византийского права следует рассматривать лишь в совокупности с другими факторами, в частности славянским фактором. В целом особенностью молдавской духовности является ее продолжительное культурное взаимодействие со славянским миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SLAVIC-BYZANTINE FACTOR IN THE FORMATION OF MOLDOVAN STATEHOOD

The purpose of the article is to analyze the influence of the Slavic-Byzantine factor on the state-legal processes of the Moldovan state during its formation and development. A distinctive feature of the Moldovan statehood was that the national Moldovan law arose much later than the formation of the state itself. A strong influence on the state-legal culture of the Moldovan state was exerted by the Slavic world, which penetrated through trade, diplomatic and contacts with Moscow, as well as through everyday communication with the Moldovan-Rusyn ethno-cultural community. In recent decades, assessments of various historical processes depend on modern political realities. In the Republic of Moldova, two main directions have taken shape in the study of history and the formation of state ideology: «Romanianism» and «Moldovenism», which, using the same sources, approach the coverage of the historical past of their country in different ways. The differences among the representatives of these trends also concern the issue of the Byzantine and Slavic heritage of Moldovan culture, statehood and the legal system. The «Romanians» are more interested in developing the theme of Roman influence, whereas the Byzantine influence tends to be presented as separate political and legal borrowings of the medieval state. The Moldavenists raise the question of the continuity of the worldview of the «Second Rome» in the conditions of the Moldovan state, which helps to restore the influence of the ideological and political practices of Russia of the XVI century, although so far within the framework of the Byzantine heritage. The research methodology includes methods of analysis and synthesis, comparative legal and historical-legal research methods. As scientific results, it is concluded that the Slavic and Byzantine factors influenced the formation and development of both the Moldovan state itself and its legal system. At the same time, the influence of Byzantine law should be considered only in conjunction with other factors, in particular the Slavic factor. In general, the peculiarity of Moldovan spirituality is its long-lasting cultural interaction with the Slavic world.

Текст научной работы на тему «СЛАВЯНСКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ФАКТОР В СТАНОВЛЕНИИ МОЛДАВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ИДЕЙ И ИНСТИТУТОВ

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ДЕМИНА

Государственное образовательное учреждение «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко» 3300, Молдавия, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 128 E-mail: tagen809@rambler.ru SPIN-код: 2169-7398

ИРИНА ИВАНОВНА ПОГОРЛЕЦКАЯ

Государственное образовательное учреждение «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко» 3300, Молдавия, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 128 E-mail: begass.iren@mail.ru SPIN-код: 2489-7160

DOI: 10.35427/2073-4522-2024-19-2-demina-pogorletskaya

СЛАВЯНСКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ФАКТОР В СТАНОВЛЕНИИ МОЛДАВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Аннотация. Целью статьи является анализ влияния славянско-византий-ского фактора на государственно-правовые процессы молдавского государства в период своего становления и развития. Отличительной чертой молдавской государственности являлось то, что национальное молдавское право возникло намного позже образования самого государства. Сильное влияние на государственно-правовую культуру Молдавского государства оказал славянский мир, который проникал посредством торговых, дипломатических контактов с Москвой, а также посредством каждодневного общения с молдавско-русинской этнокультурной общиной.

В последние десятилетия оценки тех или иных исторических процессов зависят от современных политических реалий. В Республике Молдова оформились два основных направления в изучении истории и формирования государственной идеологии: «румынизм» и «молдовенизм», которые, используя одни и те же источники, по-разному подходят к освещению исторического прошлого своей страны. Различия у представителей указанных направлений касаются и вопроса

о византийском и славянском наследии молдавской культуры, государственности и правовой системы. «Румынисты» в большей степени заинтересованы в развитии темы римского влияния, тогда как византийское влияние склонны выдавать за отдельные политические и правовые заимствования средневекового государства. «Молдавенисты» поднимают вопрос о преемственности мировоззрения «Второго Рима» в условиях Молдавского государства, что помогает восстановить влияние идеологической и политической практики России XVI в., хотя пока и в рамках византийского наследия.

Методология исследования включает методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования.

В качестве научных результатов можно сделать вывод о том, что славянский и византийский факторы оказали влияние на становление и развитие как самого Молдавского государства, так и его правовой системы. При этом влияние византийского права следует рассматривать лишь в совокупности с другими факторами, в частности славянским фактором.

В целом особенностью молдавской духовности является ее продолжительное культурное взаимодействие со славянским миром.

Ключевые слова: Византия, Русское государство, Молдавское княжество, славянское право, византийское право

TATIANA A. DEMINA

State Educational Institution «T.G. Shevchenko Pridnestrovian State University»

Moldova, 3300 Tiraspol, October 25, 128 E-mail: tagen809@rambler.ru SPIN-code: 2169-7398

IRINA I. POGORLETSKAYA

State Educational Institution «T.G. Shevchenko Pridnestrovian State University»

Moldova, 3300 Tiraspol, October 25, 128 E-mail: begass.iren@mail.ru SPIN-code: 2489-7160

THE SLAVIC-BYZANTINE FACTOR IN THE FORMATION OF MOLDOVAN STATEHOOD

Abstract. The purpose of the article is to analyze the influence of the Slavic-Byzantine factor on the state-legal processes of the Moldovan state during its formation

and development. A distinctive feature of the Moldovan statehood was that the national Moldovan law arose much later than the formation of the state itself. A strong influence on the state-legal culture of the Moldovan state was exerted by the Slavic world, which penetrated through trade, diplomatic and contacts with Moscow, as well as through everyday communication with the Moldovan-Rusyn ethno-cultu-ral community.

In recent decades, assessments of various historical processes depend on modern political realities. In the Republic of Moldova, two main directions have taken shape in the study of history and the formation of state ideology: «Romanianism» and «Moldovenism», which, using the same sources, approach the coverage of the historical past of their country in different ways. The differences among the representatives of these trends also concern the issue of the Byzantine and Slavic heritage of Moldovan culture, statehood and the legal system. The «Romanians» are more interested in developing the theme of Roman influence, whereas the Byzantine influence tends to be presented as separate political and legal borrowings of the medieval state. The Moldavenists raise the question of the continuity of the worldview of the «Second Rome» in the conditions of the Moldovan state, which helps to restore the influence of the ideological and political practices of Russia of the XVI century, although so far within the framework of the Byzantine heritage.

The research methodology includes methods of analysis and synthesis, comparative legal and historical-legal research methods.

As scientific results, it is concluded that the Slavic and Byzantine factors influenced the formation and development of both the Moldovan state itself and its legal system. At the same time, the influence of Byzantine law should be considered only in conjunction with other factors, in particular the Slavic factor.

In general, the peculiarity of Moldovan spirituality is its long-lasting cultural interaction with the Slavic world.

Keywords: Byzantium, Russian state, Moldavian Principality, Slavic law, Byzantine

law

1. Введение

Современные процессы глобализации оказывают серьезное влияние на развитие национальной культуры в целом, национальной государственности и правовой системы в частности. Особенно в условиях многонациональных государств. Поэтому для успешного развития государства необходимо сохранять исторический опыт государственности, традиции, культурные, религиозные, языковые потребности каждого народа, а также учитывать политические интересы, правовые заимствования и подражания и иные субъективные факторы.

Исследованию отдельных факторов, оказавших влияние на процесс становления молдавского государства и правовой системы, посвящена настоящая статья.

Молдавское феодальное государство как самостоятельное государственное образование возникло в середине XIV в. и располагалось между Карпатами, Днестром и Черным морем. В нем постепенно закладывались основы молдавской государственности, структура власти, правовые механизм управления страной и т.д.

Упоминания «Земля Молдавская», «Цара Молдовей» («Страна Молдовы») относятся к концу XIV в., а в XVII и начале XVIII в. упоминались молдавскими летописцами Мироном и Николаем Костин1. Молдавское княжество возникает как монархическое государство феодального типа во главе с господарем.

Историческое название «Молдова» представляет собой область, которая объединяла территорию современной Республики Молдова (без левобережья Днестра), восток Румынии, юго-запад Украины (Белгород-Днестровский, Килия, Измаил) и Буковину.

Географическое расположение государства, соседство с Венгрией, Польшей, русскими княжествами способствовали сохранению интереса к данным территориям со стороны европейских и азиатских государств. Однако, несмотря на геополитические условия, государство остается в границах славяно-византийской цивилизации. И на протяжении столетий не только сохраняет, но и развивает связь с русским государством.

Формирование средневекового Молдавского княжества проходило в два основных периода: первый охватывает XIV в., а второй приходится на практически весь XV в.

Первый период связан с «собиранием земель» и зарождением фактической независимости как прямой и непосредственной тенденции суверенитета2.

На этом этапе сохраняются вассальные связи молдавских земель вначале с Венгрией, а затем Польшей и Болгарским Тырновским царством.

В первой трети XV столетия Молдавия становится государством, у которого четко обозначились реальные границы. Это было зафиксировано в ряде договоров с соседними державами — Польшей, Венгрией и др. Исследователи полагают, что утверждение титулатуры верховного правителя Молдовы было обусловлено укреплением внешнеполитических позиций на такой ступени исторического развития,

1 Costin N. Scrieri. Vol. I. Chi§inau, 1990. P. 61.

2 См.: Мищенко А. Становление государственного суверенитета раннефеодальной Молдовы // Закон и жизнь. 1998. № 2. С. 15—19.

когда и само феодальное княжество превратилось в централизованное государство при господаре Александре I Добром. Это стало результатом признанного государственного суверенитета, экономическую основу которого составляла «...феодальная земельная собственность, сконцентрированная в масштабах всей страны»3.

Однако факт существования централизованного Молдавского государства признается далеко не всеми исследователями. Так, по мнению О.И Чистякова, «образовавшееся в сер. XIV в. Молдавское феодальное княжество не было централизованным», хотя «тенденции к этому в развитии политической власти Молдавии были»4.

В годы правления Петра Рареша (1527—1538; 1541—1546) возобновляется военно-политическое соглашение с Россией. В 1533 г. воевода Петр просил Московского великого князя, чтобы его великий государь жаловал и берег от короля польского и Великого князя Литовского.

На протяжении XVI в. молдавские господари регулярно искали поддержки у Москвы и получали ее. Можно с уверенностью сказать, что значение русско-молдавских связей этого периода до сих пор не оценено. П. Панаитеску писал: «.влияние Московской Руси в конце правления Стефана Великого и при его преемниках вплоть до 1550 г. было много большим, чем это отмечалось до сих пор в нашей истории», и что борьба Молдавии из-за Покутья всегда велась «.в соответствии с тайными переговорами Молдавии с Россией.»5.

Особое значение связь с Россией приобретает для Молдавского княжества в период османского владычества. Османское правительство всячески стремилось воспрепятствовать развитию любых политических контактов между подвластными ей православными народами и Россией.

В конце 20-х — середине 30-х гг. XVI в. Молдавия возобновила политические отношения с Россией и вместе с ней участвовала в рамках антиягеллонской коалиции в борьбе с Польшей6. С середины XVI в., со времени правления господаря Петра Рареша, связи Молдавского княжества с Россией продолжают укрепляться. Кроме того, «Молдавия окончательно утвердилась в стремлении при помощи русского

3 См.: Мищенко А. Указ. соч.

4 История отечественного государства и права: В 2 ч. / Под ред. О.И. Чистякова. Ч. 1. М., 1996. С. 162.

5 Panaitescu P. Petru Rares si Moscova. Buc, 1934. P. 3.

6 См.: Очерки внешнеполитической истории Молдавского княжества (последняя треть XIV — начало XIX в.) / Отв. ред. Д.М. Драгнев. Кишинев, 1987. С. 113.

оружия прекратить даннические отношения с Турцией, а сам Рареш породнился с Рюриковичами»7.

Тяжелое положение Молдавского княжества в период османского господства послужило толчком для борьбы с Турцией, где не последнюю роль играли дружественные связи Молдавии и русского государства. Господари Петр Рареш, Богдан и Стефаница поддерживали отношения с московскими великими князьями Василием III и Иваном IV.

Господарь Георгий Стефан весной 1656 г. просил через своего посла в Москве о принятии Молдавии в русское подданство. В ответ на это царь Алексей Михайлович дал свое согласие на переход Молдавии в русское подданство. Летом того же 1656 г. между русскими и молдавскими представителями было достигнуто соглашение, согласно которому в Молдавском княжестве сохранялись прежние порядки, господарем может быть только коренной житель страны, из княжества изгонялись турки и татары, а крепости, захваченные ими, должны быть возвращены Молдавскому государству. Кроме этого, княжество освобождается от уплаты дани и принимает участие в походах русского войска против турок и татар.

Вновь вопрос о переходе Молдавского княжества в русское подданство был поднят в 1674 г. Господари просили Алексея Михайловича помощи в деле избавления от османского господства. Несмотря на то что царь Алексей Михайлович дает свое согласие на принятие княжества в русское подданство, эти переговоры не привели к избавлению от турок.

К концу XVII — началу XVIII в. не было ни одного молдавского господаря, который бы не обращался за помощью и покровительством к России. Господари Антиох Кантемир, Константин Дука и Михаил Раковица неоднократно обращались к русскому правительству с просьбой принять их «под свою милость»8.

2. Славяно-византийский фактор в истоках молдавской государственности

Влияние Рима и Византии в становлении молдавской государственности является одним из актуальных. Современная молдавская историография нацелена на обоснование идеи римского влияния на процесс основания молдавской государственности, начиная с за-

7 Меркулов В. Русско-молдавские связи с древности до наших дней // Русин. 2006. № 2 (4). С. 106-107.

8 Там же. С. 107.

воевания Дакии императором Траяном и превращения ее в римскую провинцию. При этом отмечаются такие итоги романизации, как: урбанизация, появление рабовладения, местного варианта латинского языка и римских традиций во всех сферах общественной жизни.

Тема славянского влияния у румынистов не так популярна, хотя факт расселения с VI в. на территорию будущей Молдовы славянских племен уличей и тиверцев не отрицается. Равно как и вхождение данной территории в сферу влияния Киевской Руси с X в. В большей степени этот период предпочитают связывать с византийским влиянием. Прежде всего, это влияние вызвано распространением христианства, кириллицы и основ церковного богослужения, что привело к заимствованию «некоторых византийских элементов в организации государственных институтов, в том числе "домини" ("княжения") по образцу греческих "басилевсов" и болгарских "царей"»9.

В X—XI вв. молдавские земли находились в сфере влияния киевских князей, затем вошли в состав Галицкого княжества. Эти этапы связаны с возникновением торговых путей из русских княжеств в Византию и другие земли, что приводит к появлению важных торговых центров — Романов торг, Малый Галич, Серет, Яссы, Сучава и др.

В XIII в. Прутско-Днестровское междуречье разделило судьбу русских княжеств, попав под монголо-татарское владычество, которое завершилось в 1362 г. вследствие победоносного похода литовского князя Ольгерда.

Таким образом, византийско-славянское влияние прослеживается уже на этапе создания феодального Молдавского княжества в 1359 г. Как отмечает О. Дзярнович, «наряду с "автохтонной" традицией "Народных Романий", известную роль сыграли как византийско-южносла-вянское влияние, так и присутствие "алтайских" племен-мигрантов»10.

Средневековое Молдавское княжество изначально формировалось как православное государство. На раннем этапе богослужения проводили священники Галицкого княжества. К XIV в. отдельная Молдавская митрополия на правах автономии добровольно была включена в состав Константинопольского патриархата, что также наложило отпечаток византийских традиций на государственные институты, в том числе институт господарства и придворной службы.

9 Драгнев Д., Драгнев Е., Мискевка В., Варта И., Шишкану И. История румын: С древнейших времен до наших дней. Кишинэу, 2001. С. 37.

10 Дзярнович О. В поисках гармонии: новейшая молдавская историография и проблема византийского наследия. URL: https://pandia.ru/text/77/302/25860.php (дата обращения: 31.03.2024).

Развивая тему византийского влияния, молдавский исследователь В. Степанюк отмечает, что «подобно византийским императорам-автократам, господарь Молдовы распоряжался жизнью и смертью своих подданных — будь то крестьянин, боярин малый или великий»11.

Закрепление начиная с конца XIV в. в титулах молдавских господарей таких характеристик, как «самодержавный господин Земли Молдавской», также свидетельствует о византийском влиянии и позволяет молдавским исследователям проводить сравнение с московской идеологией. Причем в этом случае встречаются ошибочные суждения о том, что идея самодержавия распространилась в молдавском государстве на 100 лет ранее, чем в Москве.

В отличие от закрепившихся в русской государственной традиции идей богоизбранности княжеской власти и идеалов православного «Царства Ромейского» монаха Филофея, молдавские исследователи суть самодержавного правления видят в признании господарей верховными владельцами или собственниками территориального пространства страны.

Как отмечает А. Карташев, в русской идеологии термин «самодержец» представляет собой «оттиск с титула византийских василевсов ... звучащий радостью полного освобождения от татарской неволи» и означает «совершенно ничем не связанного, свободного от всякого подданства, независимого» правителя12.

Таким образом, применение в конце XIV в. в титулах молдавских господарей такой характеристики, как «самодержавный господин», означало прежде всего освобождение от вассальной зависимости. Хотя в полной мере этого не произошло, и Молдавское княжество повторило судьбу небольших государств средневекового периода.

В целом распространение идеологии самодержавия в Молдавском княжестве считают проявлением византийского и южнославянского влияния13.

Переплетение исторических судеб Византии, Московского и Молдавского княжеств приходится на правление Ивана III и Штефана III. Сын Ивана III Иван Молодой был женат на дочери Штефана Елене Волошанке, и их сын Дмитрий был коронован дедом на Московское

11 Степанюк В. Государственность молдавского народа: Исторические, политические и правовые аспекты. Кишинев, 2006. С. 59—60.

12 Карташев А. Очерки по истории Русской церкви. Париж, 1959. С. 388—389.

13 См.: Алексеев В. Роль церкви в создании Русского государства. СПб., 2003. С. 260.

княжение. Причем церемонию этой коронации сопоставляют с коронацией первого русского царя. В свою очередь, сам Иван III был женат на наследнице византийского императорского дома Софье Палеолог, и уже их внук станет первым русским царем. Второй брак Штефана III с Марией Мангупской, также представительницей императорского дома, позволил вести речь о том, что именно Молдавское государство стало идеалом православного царства после падения Византии, т.е. тем самым «Третьим Римом». Подтверждением этому называют сохранившиеся фрески с изображением Штефана III в короне как наследника Византийской империи.

Указанные факты позволили исследователям вести речь о передаче Москве византийских политических концепций через средневековое Молдавское княжество14.

Однако роль России в качестве «Третьего Рима» является общепризнанной. Так, по утверждению С. Бабурина, после падания Римской империи «центр Европейской цивилизации переместился в Византий (Константинополь). Тысячу лет просуществовала Византийская империя. дав толчок многих национальных культур и государств в Европе и Азии, но и она в силу комплекса причин погибла. православные народы потеряли свой Центр и Опору. Цивилизационное знамя Священного Рима подхватило Московское царство. Неслучайно, уже Ивана III Великого стали величать Царем (Кесарем), а его внук Иван IV Грозный вступил на престол обрядом помазания на царство, духовного венчания с государством. Москва заняла в христианском мире место "Третьего Рима"»15.

Пересечение византийской, русской и молдавской политической идеологии проявляется в воспринятой православными государствами концепции взаимоотношения Церкви и государства. Большинство исследователей склоняется к тому, что и Молдавское, и Московское государства восприняли от Византии идею симфонии властей. В. Томпсинов, в свою очередь, полагает, что русское государство построило более совершенную модель взаимоотношения Церкви и государства, которую в отличие от византийской симфонии именует симбиозом Церкви и государства16.

Дошедшая до Молдавского государства византийская модель гармоничного союза Православной церкви и Царя, защитника и покро-

14 См.: Алексеев В. Указ. соч. С. 265.

15 Бабурин С.Н. Россия между Римом и Цинь: о духовно-нравственной трансформации государств // Труды Института государства и права РАН. 2022. Т. 17. № 1. С. 62.

16 См.: История политико-правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2000.

вителя православной веры и православных народов, была реализована через взаимодействие Молдавского государства и Молдавской митрополии по сохранению независимости страны и защиты подданных. При этом государство проявляло заботу о церкви, включая защиту православной веры, а церковь направляла «всю общественную жизнь по путям, угодным Богу»17.

Византийская христианская идеология, перенесенная на почву Русского государства, привела к очередному переплетению судеб Молдавского и Русского государств. Именно Государство российское, восприняв идеал «Царства Ромейского», проявило себя в последующие исторические эпохи в роли защитника и покровителя православных народов, в том числе молдавского.

В этой связи необходимо упомянуть о двух памятных датах: 9 января 1792 г. был заключен Ясский мирный договор, а 28 мая 1812 г. — Бухарестский мирный договор, закрепившие итоги русско-турецких войн, в которых в полной мере проявилась высокая миссия России.

По итогам Ясского мирного договора в состав Российской империи вошла наряду с прочими территориальными приобретениями граничащая с Молдавским государством область Левобережья Днестра (Южное Приднестровье), которая станет частью Новороссии. Именно в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. проявился так называемый греческий проект — воссоздание оплота православия Византии, в ходе реализации которого вновь тесно переплелись исторические судьбы Балканских государств и России. Греческий проект, так же как задачу обретения независимости Молдавского государства, на этом этапе реализовать не удалось. Отзвуки проекта проявились в названиях городов, построенных на вновь присоединенных территориях: Тирасполь, Григориополь, Одессос, Овидиополь.

1812 г. связан с вхождением части Молдавского княжества — Бессарабии, в состав Российской империи. Остальная территория княжества осталась под османским владычеством.

И это итоги только двух этапов совместной многолетней борьбы молдавского и русского народов против османского владычества, в которой Россия выступала в качестве оплота православной веры.

Молдавская земля имеет глубокую православную историю и самостоятельную церковную иерархию.

Со времени правления Петра Мушата, а затем Александра Доброго молдавские господари добиваются права назначать митрополитов

17 Алексеев В. Указ. соч. С. 268. Труды Института государства и права РАН. 2024. Том 19. № 2

из числа местных представителей Церкви, правда, с последующим утверждением Константинопольским патриархом. С этого времени взаимодействие Церкви и государства укрепляется, главный церковный иерарх зачастую выступает в качестве близкого доверенного лица и советника господаря.

Фигура самого знаменитого молдавского господаря Штефана Великого, которого исследователи сравнивают с византийским императором Константином, выступает в качестве объединительного элемента не только для политической системы страны, но и для всего общества в целом. Этот период рассматривается как период расцвета средневековой молдавской государственности. Знаковая роль Штефана Великого была признана Православной церковью, в 1992 г. он был канонизирован.

Духовная связь между Константинополем, Молдавским и Русским государствами устанавливается благодаря православным паломничествам из русских земель через Молдавию к святыням Византии, в том числе на Афон. Причем паломники из числа духовенства оставили подробное описание путешествий через город Белгород в устье Днестра (Аккерман, Четате Албу).

Внешнеполитические связи устанавливались и посредством династических браков. В качестве примера, наряду с уже упомянутыми, можно указать брак внучки Дмитрия Донского Анны с сыном императора Мануила Палеолога — будущим византийским императором Иоанном V. С именем сопровождавшего княжну дьякона Троице-Сер-гиева монастыря Зосимой связаны составленные так называемые хо-жения, т.е. путевые записки паломничества из Троице-Сергиевой лавры через Киев и Молдавское княжество в Царьград, которые содержат последние описания столицы Второго Рима перед его завоеванием османами и подробного пути18.

Подобные записки, по мнению Е.И. Малето,«подтверждают интенсивность использования этого пути в XIV—XV вв. для достижения Святой земли, свидетельствуют о добрососедских отношениях, взаимном интересе друг к другу, тесных торговых, дипломатических, церковных и культурных связях русских земель с Молдавией... о хорошем знании русскими путешественниками приграничного района Дне-стровско-Прутского междуречья»19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Книга хожений: Записки русских путешественников XI—XV вв. М., 1984. С. 120-121, 162.

19 Малето Е.И. Молдавское княжество — Удельная Русь — Святая Земля: внешнеполитический контекст. М., 2016. URL: https://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-i-dostizheniya-v-obshchestvennykh-naukakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-

Что, в свою очередь, иллюстрирует многообразие форм взаимодействия и взаимовлияния Византийского, Русского и Молдавского государств.

3. Славянско-византийские истоки молдавской правовой системы

Формирование права в Молдавии происходило «в раннесредне-вековый период, в ситуации этнокультурных контактов Дунайских княжеств между собой (с Трансильванией и Валашским княжеством) и с сильными романскими и славянскими соседями почти в самом сердце европейского континента. Именно здесь, на перекрестке восточнославянской, греко-римской и мусульманской (османской) правовых традиций, зарождалась особенная правовая культура Молдавского княжества»20.

Сильное влияние на правовую культуру Молдавского княжества оказал славянский мир, который проникал «посредством торговых, дипломатических и иных контактов с Болгарией, Сербией, Киевом, Москвой, а также через повседневное общение с молдавско-русинской этнокультурной общиной»21.

Начиная со Штефана III Великого (1457—1504 гг.) происходит усиление общекультурной ориентации на Московское царство и славянскую правовую культуру22. Как отмечает Е.Н. Трикоз, «в XIV—XVI вв. двуэтничное молдавско-славянское государство состояло почти на треть из русинов, компактно проживавших на севере княжества. Они посредством каждодневного общения влияли своими правовыми обычаями на юридическую жизнь местных жителей. В значительной степени под влиянием славянского писаного и обычного права, а также славянской терминологии и живой правоприменительной практики с участием русинских обычаев складывалась раннесредневековая правовая система Молдовы»23.

mezh/sektsiya-6-istoriya-mezhdunaгodnykh-otnosheniy-i-vneshney-politiki-spetsiaInost 07-00-15/moldavskoe-knyazhestvo-udelnaya-rus-svyataya-zemlya-vneshnepoliticheskiy-kontekst (дата обращения: 31.03.2024).

20 Трикоз Е.Н. «Уложение» Василия Лупу 1646 г.: На перекрестке правовых культур // Русин. 2018. Т. 51. Вып. 1. С. 116.

21 Там же.

22 См.: Шорников П. Стефан Великий и формирование Молдавского геополитического проекта // Мысль. 2004. № 2 (24). С. 53.

23 Трикоз Е.Н. Указ. соч. С. 117.

Русинское влияние прослеживалось и в языке источников молдавского права вплоть до XVII в. Многочисленный актовый материал в Х^—ХШ1 вв. писался на западнорусском (южнорусском) языке, языке местного русинского населения; языком церкви — церковнославянским. С момента образования Молдавского княжества на славянском языке велось государственное, церковное и хозяйственное делопроизводство. Рукописные славянские и библейские книги, сочинения «отцов церкви», юридическая, естественно-научная и другая литература органически вошли в раннюю молдавскую письменность и оказали влияние на формирование молдавской духовности24.

Как было установлено филологами, «в основу актового языка Молдавии XIV — XVII вв. был положен русский: с одной стороны, официальный западнорусский, с другой — живой галицко-волын-ский говор. При этом не обошлось ни без влияния болгарского языка, книжного, точнее нормированного тырновскими правилами, ни без влияния польского или белорусского и в слабой степени — румын-ского»25.

А. Золтан указывает, что к началу XVI в. существовало два русских государственных языка — великорусский и западнорусский, к которому принадлежал и язык молдавской канцелярии26.

Исследователь А.И. Яцимирский (1873—1925) указывал, что в основу актового языка Молдавии XIV—XVII вв. был положен русский: с одной стороны, официальный западнорусский, с другой — живой галицко-волынский говор. А.И. Яцимирский также обратил внимание на влияние болгарского книжного языка тырновской редакции, влияние польского (или белорусского) и в слабой степени румынско-го27. В статье «Молдавские грамоты в палеографическом и дипломатическом отношениях» А.И. Яцимирский пишет: «Язык молдавских грамот не представляет чего-нибудь устойчивого; в основе его — западнорусский официальный с заметным преобладанием галицко-во-лынских черт и книжных болгарских форм, и написаний. В более древних грамотах сильно польско-белорусское влияние, в поздних —

24 См.: История литературий молдовенешть. Вол. 3. Де ла орижинь пынэ ла 1840. Кишинэу, 1986. П. 43-44.

25 Яцимирский А.И. Язык славянских грамот молдавского происхождения. СПб., 1909. С. 1.

26 См.: Золтан А. Исследования по межславянским языковым и культурным контактам. М., 2014. С. 26.

27 См.: Яцимирский А.И. Язык славянских грамот молдавского происхождения. С. 155-177.

живое румынское». Представляя обзор «формул и терминов молдавских грамот», он сделал вывод, что молдавские грамоты «более устойчивы в этом отношении, чем валашские»28.

Польский славист Э. Калужняцкий (1845-1914) также указывает на то, что на Буковине исторически проживает русский народ и что официальные документы молдавской господарской канцелярии до половины XVI в. постоянно писались на русском языке29.

Один из немногих молдавских исследователей, придерживающийся теории молдавенизма, В.Н. Стати также не отрицал славянское влияние на культуру Молдавии: «В Молдове, как правило, религиозные тексты были распространены на славянском языке среднеболгар-ской редакции, а в господарской канцелярии использовался славянский в русинско-украинской редакции»30.

Русинское влияние на молдавское право прослеживается практически во всех документах XIV—XVII вв., в частности, в господарских грамотах (жалованных, дарственных, подтвердительных, иммунитет-ных, судных, охранных), межевых грамотах, судных записях и других документах господарской администрации. Оно прослеживается также и в обычаях волошской общины, которые схожи с нормами «Русской правды» (например, «гнать след», наименование глав).

В числе факторов влияния на молдавское право почти общепринятым является фактор византийского влияния.

Раскрывая сущность византийского права, В.М. Грибовский пишет: «Под этим термином необходимо понимать право римское переработанное, видоизмененное и дополненное в теле византийского государства»31. Интересно замечание М.Ф. Владимирского-Будано-ва, что сами византийские законы были составлены под славянским влиянием. Он пишет: «Возможность заимствования (византийских законов российским государством. — Примеч. автора) облегчалась тем, что византийские кодексы (особенно иконоборческой эпохи) состав-

28 Яцимирский А.И. Молдавские грамоты в палеографическом и дипломатическом отношениях // Русский филологический вестник. 1906. Т. 55. № 1-2. С. 177-198.

29 См.: Ка-Ш^аеШ Е. БокитеШа Moldawskie 1 МикаЛвке г агсЫуто ш1а$1а

■№а // АИа яго<М!е 1 г1етвк1е г cгas6w ИгесгуровроШ^ РокИд г archiwum 1ак zwanego ЬегпаМуйвЫеяо we Lwowie w вк^ек &Масу1 £р. А1екваМга^. Stadnickiego. Wyd. гашет Galicyjskiego Wydziatu Krajowego. Т.7. Lw6w, 1878. S. 195-252.

30 Стати В.Н. За наш молдавский язык: Историческое, социолингвистическое исследование. Тирасполь, 2009. С. 72.

31 Грибовский В.М. Древнерусское право: Краткий обзор чтений по истории русского права. Вып. 1: Древнейший земско-княжеский период. Пг., 1915. С. 20.

лены под явным влиянием славянского элемента в самой Византии»32. В процессе рецепции византийского права немаловажную роль сыграло установление турецко-фанариотского режима, когда господари были выходцами из района Константинополя — Фанара.

Однако отнести в полной мере рецепцию римско-византийского права в Молдавии можно лишь к XVШ—XIX вв. Если в XVII в. памятники византийского права брались выборочно, то в XVПI—XIX вв. они заимствовались целиком.

Активное заимствование византийских источников права можно отнести к середине XVII в., когда происходит непосредственное усвоение памятников византийского права. До XVI в. знакомство с памятниками византийского права происходит посредством славянских переводов с греческого, нередко сопровождавшиеся славянскими со-чинениями33.

Процесс рецепции византийского права был подготовлен рядом факторов.

Во-первых, как указывает А.И. Галбен, «византийскому правопо-ниманию были чужды идеи политической раздробленности. Поэтому те, кто выступал за усиление господарской власти, нашли опору в рецепции византийского права»34.

Во-вторых, формальное основание рецепции византийского права молдавские господари видели в преемственности власти от византийских императоров.

Начало XVI в. знаменуется установлением политической зависимости молдавского княжества от Османской империи. При этом османы не препятствовали распространению в Молдавии византийского права, рассчитывая заручиться поддержкой православных государств.

Основой для рецепции византийского права послужили и развитость его основных правовых институтов, четкость и ясность правовых формулировок по сравнению с архаичными нормами местного обычного права. При этом византийское право не находило отклика среди широких масс не только крестьянского населения, но и феодальной верхушки ввиду того, что памятники византийского права им были непонятны. Это выступило основной причиной противоборства

32 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. 7-е изд. Пг.; Киев, 1915. С. 92.

33 См.: Галбен А.И. Из истории феодального права Молдовы конца XVIII — начала XIX века (турецко-фанариотский период). Кишинев, 1998. С. 63.

34 Там же. С. 18.

между «молдавским обычным правом и рецепцией византийского законодательства, вплоть до начала XIX века»35.

При этом заимствование римско-византийских законов не свидетельствует об отсталости молдавского законодательства. Данные процессы на протяжении XГV—XIX вв. происходили на территории всей тогдашней Европы. Например, закон Анастасия I (491—518), регулировавший некоторые случаи наследования, действовал в германских княжествах до 1830-х гг.; Шестикнижие Арменопула в 1830 г. было принято в качестве основы действующего права и в Греции.

При этом следует отметить, что в XVI—XVII вв. памятники византийского права брались лишь выборочно и только начиная с XVШ в.

целиком36.

В числе других оснований для рецепции византийского права отмечают и другие причины: высокий уровень византийского права и наличие в нем развитых частноправовых институтов, четкость, ясность и разработанность правовых норм37. Следует обратить внимание на тот факт, что византийское право было непонятным для широкой массы населения — крестьян, а зачастую и верхушки молдавского общества, за исключением греков-фанариотов. Памятники византийского права были написаны на греческом языке, и это при том, что в целом средневековое крестьянское общество оставалось безграмотным, крестьяне и большая часть феодалов не умело читать и писать даже на родном языке. Нормы византийского права не только противоречило сложившимся местным обычаям и традициям, но и способствовало разложению крестьянской общины, зарождению буржуазных отношений38.

При этом влияние византийского права следует рассматривать лишь в совокупности с другими факторами, в частности славянским фактором (Л. Бога, П. Богдан, К. Диссеску, П. Негрулеску). По мнению данных исследователей, значительную роль в этом играла православная церковь. П. Негрулеску и К. Диссеску «выявили ряд нитей, связывающих нормы молдавского феодального права с восточнославянским, валашским и южнославянским»39. А.И. Галбен также указывает на то, что «существенное влияние на эволюцию молдавской юриспруденции

35 Галбен А.И. Указ. соч. С. 20.

36 См.: там же. С. 18.

37 См.: там же. С. 19.

38 См.: там же. С. 20.

39 См.: там же. С. 25.

сыграли правовые институты южных и восточных славян, которые еще на заре принятия христианской религии фактически целиком воспринимали византийское законодательство — более совершенное и отвечающее интересам и чаяниям господствующего класса»40.

И хотя римско-византийское право было более развито, чем славянское, уровень развития Молдавского княжества более соответствовал положению вещей в славянских государствах. В полной мере рецепцию римско-византийского права можно отнести частично к XVII и в полной мере к XVIII в. До этого времени исследователи отмечают явные следы славянского влияния на молдавское право. Так, Л.А. Кас-со указывает на следы от общения румын с болгарами и южными славянами. В подтверждении этого он пишет: «Князь называется пер-воночально "воеводой", позднее "господарем", именуемым иногда "самодержавным"; он окружен "боярами", которые носят славянские придворные звания: "стольники", "постельники", "ворники" и др. Правовой порядок охраняется писаными законами, называемыми "ргауНа", и устными нормами, выросшими в народном правосознании, которые и поныне называются у Румын "оЪюеГ', т.е. обычаями»41. Долгое время в волошской общине сохранялись нормы, близкие к «Русской правде»42. Например, институт гонения следа, который нашел отражение в молдавских иммунитетных грамотах. Институт гонения следа, правда, с иной терминологией, существовал в Молдавии до XVI—XVII вв.43 Этот и другие обычаи, характерные для «Русской правды», долго сохранялись и в волошских общинах Галичины44. До перехода молдавской канцелярии на молдавский язык с середины XVII в. преступление именуется славянским термином «вина», а позднее — «грех». Молдавский перевод со славянского термина «грех» — «грешалэ» — со временем стал означать преступление, совершенное без умысла, «ошибку».

А.Н. Егунов указывает на славянский фактор при формировании обычного права. А.Н. Егунов пишет, что во время правления Алексан-

40 См.: ГалбенА.И. Указ. соч. С. 67.

41 Кассо Л.А. Византийское право в Бессарабии. М., 1907. С. 15—16.

42 См.: Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма (От древнейших времен до начала XIX в.). Кишинев, 1964. С. 110-111.

43 См.: Костэкел В. Общность терминологии «Русской правды» и румынских средневековых памятников // Romanoslavica. 1958. Т. I. С. 85-86.

44 См.: Шандра Р. Здшснення судами волоського права судочинства у кримь нальних справах (XIII—XVIII ст.) // Вюник Львiвського ушверситету. Сер1я юри-дична. 2009. Вип. 48. С. 81—83.

дра Доброго «от частых столкновений молдаван с славянами, в особенности же с болгарами, образовывалось. основанное на обычаях и известное под названием "обычая", законодательство; в состав его преимущественно входили следующие статьи: наследство, раздел наследства, завещания, повинности и некоторые правила, относящиеся до вотчинного права и до межевания»45.

Славянское писаное и обычное право, славянская терминология оказывали влияние посредством правоприменительной практики на формирование раннесредневековой правовой системы молдавского государства.

4. Заключение

Молдавское государство с момента его образования в середине XIV в. вплоть до присоединения к России в 1812 г. и создания Бессарабской области находилось в тесной связи с Русским государством. Молдавские господари заключали военно-политические союзы с Русским государством, молдавские господари регулярно искали и находили поддержку у Москвы. Особое значение для Молдавского княжества приобретает связь с Россией в период османского господства. Именно при помощи Русского государства Молдавское княжество утвердилось в стремлении прекратить даннические отношения с Турцией. К концу XVII — началу XVIII в. не было ни одного молдавского господаря, который бы не обращался за помощью и покровительством к России.

На правовую культуру Молдавского княжества сильное влияние оказал славянский мир. Это прослеживается в языке источников молдавского права вплоть до XVII в., которые писались на славянском языке. На славянском языке также велось государственное, церковное и хозяйственное делопроизводство.

Русинское влияние на молдавское право прослеживается практически во всех документах XГV—XVП вв., в частности, в господарских грамотах (жалованных, дарственных, подтвердительных, иммунитет-ных, судных, охранных), межевых грамотах, судных записях и других документах господарской администрации. Уровень развития Молдавского княжества более соответствовал положению вещей в славянских государствах. Вплоть до XVII в. исследователи отмечают явные следы славянского влияния на молдавское право. Это проявляется в общ-

45 ЕгуновА.Н. Местные гражданские законы Бессарабии. 2-е изд. СПб., 1881. С. 196.

ности терминологии: князь называется первоночально «воеводой», позднее «господарем»; он окружен «боярами», которые носят славянские придворные звания: «стольники», «постельники», «ворники» и др. Долгое время в волошской общине сохранялись нормы, близкие к «Русской правде». До середины XVII в. преступление именуется славянским термином «вина», а позднее — «грех». Славянское писаное и обычное право, славянская терминология оказывали влияние посредством правоприменительной практики на формирование ран-несредневековой правовой системы молдавского государства.

На становление молдавского права оказали влияние и памятники римско-византийского права, однако значительно позже, лишь к XVIII-XIX в. Если в XVII в. памятники византийского права брались выборочно, то в XVIII-XIX вв., в период турецко-фанариотского режима, они заимствовались целиком. Заимствование памятников византийского права было подготовлено рядом факторов, в том числе стремлением к усилению господарской власти.

В числе других оснований для рецепции византийского права отмечают и другие причины: высокий уровень византийского права и наличие в нем развитых частноправовых институтов, четкость, ясность и разработанность правовых норм. При этом влияние византийского права следует рассматривать лишь в совокупности с другими факторами, в частности славянским фактором.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Алексеев В. Роль церкви в создании Русского государства. СПб.: Бельведер, 2003.

Бабурин С.Н. Россия между Римом и Цинь: о духовно-нравственной трансформации государств // Труды Института государства и права РАН. 2022. Т. 17. № 1. С. 57-76.

Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. 7-е изд. Пг.; Киев: Издание книжного магазина Н.Я. Оглоблина, 1915.

Галбен А.И. Из истории феодального права Молдовы конца XVIII — начала XIX века (турецко-фанариотский период). Кишинев: Ruxanda, 1998.

Грибовский В.М. Древнерусское право: Краткий обзор чтений по истории русского права. Вып. 1: Древнейший земско-княжеский период. Пг.: Тип. «Двигатель», 1915.

Дзярнович О. В поисках гармонии: новейшая молдавская историография и проблема византийского наследия. URL: https://pandia.ru/text/77/302/25860.php (дата обращения: 31.03.2024).

Драгнев Д., Драгнев Е., Мискевка В., Варта И., Шишкану И. История румын: С древнейших времен до наших дней. Кишинэу: Civitas, 2001.

ЕгуновА.Н. Местные гражданские законы Бессарабии. 2-е изд. СПб.: Тип. М. Эттингера, 1881.

Золтан А. Исследования по межславянским языковым и культурным контактам. М.: Индрик, 2014.

История отечественного государства и права: В 2 ч. / Под ред. О.И. Чистякова. Ч. 1. М.: Бек, 1996.

История политико-правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2000.

История литературий молдовенешть. Вол. 3. Де ла орижинь пынэ ла 1840. Ки-шинэу: Ед. де стат. Молдовей, 1986.

Карташев А. Очерки по истории Русской церкви. Париж: УМСА-ргевв, 1959.

Кассо Л.А. Византийское право в Бессарабии. М.: Типография Московского Университета, 1907.

Книга хожений: Записки русских путешественников ХТ—ХУ вв. М.: Сов. Россия, 1984.

Костэкел В. Общность терминологии «Русской правды» и румынских средневековых памятников // Кошапо81ауюа. 1958. Т. I. С. 73—86.

Малето Е.И. Молдавское княжество — Удельная Русь — Святая Земля: внешнеполитический контекст.иКЬ: Ь11р8://12гоп.ги/аП1с1е8/ак1иа1пуе-ргоЬ1ешу-1-ёо8112Ьеп1уа-¥-оЬ8ЬсЬе81уеппукЬ-паикакЬ-8Ьогп1к-паисЬпукЬ-1гиёо¥-ро-11ояаш-ше2Ь/8ек181уа-6-181ог1уа-ше2ЬёипагоёпукЬ-о1по8Ьеп1у-1-упе8Ьпеу-ро1й1к1-8ре181а1по81 07-00-15/шo1davskoe-knyazhestvo-ude1naya-rus-svyataya-zeш1ya-vneshnepo1iticheskiy-коШекв! (дата обращения: 31.03.2024).

Меркулов В. Русско-молдавские связи с древности до наших дней // Русин. 2006. № 2 (4). С. 105-110.

Мищенко А. Становление государственного суверенитета раннефеодальной Молдовы // Закон и жизнь. 1998. № 2. С. 15-19.

Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма (От древнейших времен до начала XIX в.). Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1964.

Очерки внешнеполитической истории Молдавского княжества (последняя треть XIV — начало XIX в.) / Отв. ред. Д.М. Драгнев. Кишинев: Штиинца, 1987.

Стати В.Н. За наш молдавский язык: Историческое, социолингвистическое исследование. Тирасполь: ГУИПП «Бендерская типография "Полиграфист"», 2009.

Степанюк В. Государственность молдавского народа: Исторические, политические и правовые аспекты. Кишинев: Tipografia Сепйа1а, 2006.

Трикоз Е.Н. «Уложение» Василия Лупу 1646 г.: На перекрестке правовых культур // Русин. 2018. Т. 51. Выпуск 1. С. 113-133.

Шандра Р. Здшснення судами волоського права судочинства у кримшальних справах (XШ—XVШ ст.) // Вюник Львiвського ушверситету. Сер1я юридична. 2009. Вип. 48. С. 77-87.

Шорников П. Стефан Великий и формирование Молдавского геополитического проекта // Мысль. 2004. № 2 (24). С. 50-53.

Яцимирский А.И. Язык славянских грамот молдавского происхождения. СПб.: Тип. Императорской. Академии наук, 1909.

Яцимирский А.И. Язык славянских грамот молдавского происхождения // Статьи по славяноведению. Вып. 3 / Под ред. В.И. Ламанского. СПб.: Тип. Императорской. Академии наук, 1910.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яцимирский А.И. Молдавские грамоты в палеографическом и дипломатическом отношениях // Русский филологический вестник.1906. Т. 55. № 1—2. С. 177—198.

Costin N. Scrieri. Vol. I. Chi§inau: Editura Hyperion, 1990.

Katuiniacki E. Dokumenta Moldawskie i MultaAske z archivuw miasta Lwowa // Akta grodzkie i ziemskie z czas6w Rzeczypospolitej Polskiej z archiwum tak zwanego ber-nardyAskiego we Lwowie w skutek fundacyi £p. Aleksandrahr. Stadnickiego. Wyd. Stara-niem Galicyjskiego Wydziatu Krajowego. T. 7. Lw6w: Lw6w W Drukarni Zakadu Narod. im. Ossoliskich, 1878.

Panaitescu P Petru Rares si Moscova. Extras din volumul in memoria lui Vasile Par-van. Bucuresti, 1934.

REFERENCES

Alekseev, V. (2003). Rol' tserkvi v sozdanii Russkogo gosudarstva [The role of the Church in the creation of the Russian state]. St. Petersburg: Bel'veder. (in Russ.).

Baburin, S.N. (2022). Rossiya mezhdu Rimom i Tsin': o dukhovno-nravstvennoi transformatsii gosudarstv[Russia between Rome and Tsin: on the spiritual and moral transformation of states]. Trudy Instituta gosudarstva iprava RAN [Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences], 17 (1), pp. 57—76. (in Russ.).

Chistyakov, O.I. ed. (1996). Istoriya otechestvennogogosudarstva iprava [The History of the national state and law]. Part 1. Moscow: Beck. (in Russ.).

Costin, N. (1990). Scrieri. Vol. I. Chi§inau: Editura Hyperion. (in Roman).

Dragnev, D., Dragnev, E., Miskevka, V., Varta, I., ShishkanuI. (2001). Istoriya rumyn: Sdrevneishikh vremen do nashikh dnei [History of Romanians: From ancient times to the present day]. Chisinau: Civitas. (in Russ.).

Dragnev, D.M. ed. (1987). Ocherki vneshnepoliticheskoi istorii Moldavskogo knyazhest-va (poslednyaya tret' XIV— nachalo XIX v.) [Essays on the foreign policy history of the Moldavian Principality (the last third of the XIV — the beginning of the XIX century). Chisinau: Stiinza. (in Russ.).

Dzjarnovich, O. V poiskakh garmonii: noveishaya moldavskaya istoriografiya i problema vizantiiskogo naslediya [In search of harmony: the newest Moldavian historiography and the problem of the Byzantine heritage] (online). Available at: https://pandia.ru/ text/77/302/25860.php [Accessed: 31.03.2024]. (in Russ.).

Egunov, A.N. (1881). Mestnye grazhdanskie zakony Bessarabii [Local civil laws of Bessarabia]. 2nd ed. Saint Petersburg: M. Ettinger's type. (in Russ.).

Galben, A.I. (1998). Izistorii feodal'nogoprava Moldovy kontsa XVIII —nachala XIX veka (turetsko-fanariotskii period) [From the history of feudal law of Moldova of the late XVIII — early XIX century (Turkish-Phanariot period)]. Chisinau: Ruxanda. (in Russ.).

Gribovsky, V.M. (1915). Drevnerusskoepravo: Krat. Obzor chteniipo istorii rus. prava. Vyp. 1: Drevneishii zemsko-knyazheskiiperiod) [Old Russian Law: (Brief. review of readings on the history of Russian law). Iss. 1: (The oldest zemsko-princely period)]. Petrograd: type. «Engine», 1915. (in Russ.).

(1986). Istoriya literaturii moldovenesht'. [The history of the literatures of Moldo-venesti]. Vol. 3. De la originepyne la 1840. Chisinau: Ed. of state Moldova. (in Roman.).

Katuiniacki, E. (1878). Dokumenta Moldawskie i Multariske z archivuw miasta Lwowa // Akta grodzkie i ziemskie z czas6w Rzeczypospolitej Polskiej z archiwum tak zwanego bernardyriskiego we Lwowie w skutek fundacyi Sp. Aleksandra hr. Stadnickiego. Wyd. Staraniem Galicyjskiego Wydzialu Krajowego. T. 7. Lw6w: Lw6w W Drukarni Zaka-du Narod. im. Ossoliskich. (in Polish).

Kartashev, A. (1959). Ocherki po istorii Russkoi tserkvi [Essays on the History of the Russian Church]. Paris: YMCA-press. (in Russ.).

Kasso, L.A. (1907). Vizantiiskoepravo v Bessarabii [Byzantine law in Bessarabia]. Moscow: Printing House of Moscow University. (in Russ.).

(1984). Kniga khozhenii: Zapiski russkikh puteshestvennikov Xl—XVvv. [The Book of Walks: Notes of Russian travelers of the XI-XV centuries]. Moscow: Sov. Russia. (in Russ.).

Kostekel, V. (1958). Obshchnost' terminologii «Russkoi pravdy» i rumynskikh sred-nevekovykh pamyatnikov [The commonality of terminology of «Russian Truth» and Romanian medieval monuments]. Romanoslavica [Romanoslavica], I, pp. 73-86 (in Russ.).

Leist, O.E. ed. (2000). Istoriyapolitiko-pravovykh uchenii [The history of political and legal doctrines]. Moscow: Zertsalo. (in Russ.).

Maleto, E.I. (2016). Moldavskoe knyazhestvo — Udel'naya Rus' — Svyataya Zemlya: vneshnepoliticheskii kontekst [Moldavian Principality — Specific Rus — Holy Land: foreign policy context]. (online). Available at: https://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-i-dostizheniya-v-obshchestvennykh-naukakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-6-istoriya-mezhdunarodnykh-otnosheniy-i-vneshney-politiki-spetsialnost 07-00-15/moldavskoe-knyazhestvo-udelnaya-rus-svyataya-zemlya-vneshnepoliticheskiy-kontekst [Accessed: 31.03.2024]. (in Russ.).

Merkulov, V. (2006). Russko-moldavskiye svyazi s drevnosti do nashikh dney [Rus-sian-Moldovan connections from antiquity to the present day]. Rusin [Rusin], 2 (4). pp. 105-110. (in Russ.).

Mishchenko, A. (1998). Stanovlenie gosudarstvennogo suvereniteta rannefeodal'noi Moldovy [Formation of state sovereignty of early feudal Moldova]. Zakonizhizn' [Law and life], 2, pp. 15-19. (in Russ.).

Mokhov, N.A. (1964). Moldaviya epokhi feodalizma (Ot drevneishikh vremen do na-chala XlXv.) [Moldavia of the era of feudalism (From ancient times to the beginning of the XIX century)]. Chisinau: Kartya Moldovenyaske. (in Russ.).

Panaitescu, P. (1934). Petru Raressi Moscova. Extras din volumul in memoria lui Va-sile Parvan. Bucuresti. (in Roman).

Shandra, R. (2009). Zdiisnennya sudami volos'kogo prava sudochinstva u kriminal'nikh spravakh (XIII-XVIII st.) [Zdiysnennya by the courts of volosky law

of sudochinstvo at criminal spravakh (XIII—XVIII art.)]. Visnik L'vivs'kogo universi-tetu. Seriya yuridichna [Visnik Lvivskyuniversitetu. The series is legal], 48, pp. 77—87. (in Ukrainian).

Shornikov, P. (2004). Stefan Velikii i formirovanie Moldavskogo geopoliticheskogo proekta [Stefan the Great and the formation of the Moldovan geopolitical project]. Mysl' [Thought], 2 (24), pp. 50—53. (in Russ.).

Stati, V.N. (2009). Za nash moldavskii yazyk: Istoricheskoe, sotsiolingvisticheskoe issledovanie [For our Moldovan language: Historical, sociolinguistic research]. Tiraspol: GUIPP «Benderskaya tipografiya "Poligrafist"». (in Russ.).

Stepanyuk, V. (2006). Gosudarstvennost' moldavskogo naroda: Istoricheskie, politi-cheskieipravovye aspekty [Statehood of the Moldovan people: Historical, political and legal aspects]. Chisinau: Tipografia Centrala. (in Russ.).

Trikoz, E.N. (2018). «Ulozhenie» VasiliyaLupu 1646 g.: Na perekrestke pravovykh kul'tur [«The Code» by VasilyLupu in 1646: At the crossroads of legal cultures]. Rusin [Rusin], 51 (1), pp. 113—133. (in Russ.).

Vladimirsky-Budanov, M. F. (1915). Obzor istoriirusskogoprava [Review of the history of Russian law]. 7th ed. Pg.; Kiev: Izdanie knizhnogo magazina N. Ya. Ogloblina, 1915. (in Russ.).

Yatsimirsky, A.I. (1909). Yazyk slavyanskikh gramot moldavskogo proiskhozhdeniya [The language of Slavic letters of Moldovan origin]. Saint Petersburg: Tip. Imperatorskoj Akademii nauk. (in Russ.).

Yatsimirsky, A.I. (1910). Yazyk slavyanskikh gramot moldavskogo proiskhozhdeniya [The language of Slavic letters of Moldovan origin]. In: Lamansky, V.I. ed. Stat'i po slavyanovedeniyu [Articles on Slavic studies]. Issue 3. Saint Petersburg: Tip. Imperatorskoj Akademii nauk. (in Russ.).

Yatsimirsky, A.I. (1906). Moldavskie gramoty v paleograficheskom i diplomatiches-kom otnosheniyakh [Moldavian letters in paleographic and diplomatic relations]. Russkii filologicheskii vestnik [Russian Philological Bulletin], 55 (1—2), pp. 177—198. (in Russ.).

Zoltan, A. (2014). Issledovaniyapo mezhslavyanskim yazykovymi kul'turnym kontak-tam [Studies on inter-Slavic linguistic and cultural contacts]. Moscow: Indrik. (in Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Демина Татьяна Анатольевна — доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права, ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко», Тирасполь, Молдавия; кандидат юридический наук.

Погорлецкая Ирина Ивановна — старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса, ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко», Тирасполь, Молдавия.

AUTHORS INFO:

Tatiana A. Demina — Associate Professor of the Department of Constitutional, Administrative and Municipal Law, State Educational Institution T.G. Shevchenko Pridnestrovian State University, Tiraspol, Moldova, Candidate of Law.

Irina I. Pogorletskaya — Senior Lecturer of the Department of Civil Law and Civil Procedure, T.G. Shevchenko Pridnestrovian State University, Tiraspol, Moldova.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Демина Т.А., Погорлецкая И.И. Славянско-византийский фактор в становлении молдавской государственности // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2024. Т. 19. № 2. С. 11-34. DOI: 10.35427/2073-4522-2024-19-2-demina-pogorletskaya

FOR CITATION:

Demina, T.A., Pogorletskaya, I.I. (2024). The Slavic-Byzantine Ffactor in the Formation of Moldovan Statehood. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 19(2), pp. 11-34 DOI: 10.35427/2073-4522-2024-19-2-demina-pogorletskaya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.