Научная статья на тему 'Сланцевая смола и продукты ее переработки'

Сланцевая смола и продукты ее переработки Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
496
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нефтяное хозяйство
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Вальгис Владимир Карлович

(Доклад заведующего Химической Секции Сланцевого Комитета Северного Района В.К.Вальгиса в заседании Сланцевой Комиссии 02.12.19)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сланцевая смола и продукты ее переработки»

Сланцевая смола и продукты ее переработки.

(Доклад заведующего Химической Секции Сланцевого Комитета Северного Района

В. К. Вальгиса з заседании Сланцевой Комиссии S—XII—19).

Л[ш сухой перегонке органических веществ получается, как известно, маслообразна* жидкость, которая носит название то смолы, то дегтя. Б сую,пости, в смолокуренном производстве, смолою называется маслообразный продукт, получаемый пз соснового дерева п лиственницы, а дегтем—пз березовой п осиновой коры. Б нижеследующем изложении мы будем называть смолою тот маслообразный продукт, который получается при сухой перегонке некоторых видов органического топлива, как-тю: дерева, торфа, каменного и бурого углей н горючего сланца. Эти смолы получаются иногда в виде главного продукта при сухой перегонке данного топлива, а иногда в виде побочного. Из них классическою известностью пользуется смола, получающаяся в виде побочного продукта при сухой перегонке нале иною угля на газ или кокс, т. к. эта смола легла ь* основу целого ряда производств, получивших грандиозное развитие, каковы наир, производства искусственных пигментов п искусственных лекарственных веществ, а химическое теоретическое .изучение ее наполняет почти на 50°/0 содержание современной органической химии. Другие смолы мепое счастливы и занимают более скромнее .место в пауке л технике, потому ля, что в них сравнительно бедно содержание тех полезных составных частей, которые имеют* прочими и хороший спрос на рынке, или потому, что матерь ял а. из которого они получаются, вообще не много; но характерно для этих смол второго разряда, то, что оми непрестанно занимают умы техников и промышленников и обладают, так сказать, скрытой способностью быть носителями рыночных товаров, при чей эта способность проявляется при малейшей удобной конъюнктуре для эт<-го. Нужен большой нажим, чтобы держать их ниже уровня рынка, и малейшее ослабление этого нажима немедленно вызывает их появление над запретной чертой. Уда жизнеспособность обделяется тем, что смолы вообще приюлшы удовлетворять насущнейшим нуждам человека в спето, тепле,

л за последние годы и в движущей виде. Открытие Рсйхеибахом в 1830 г. парафина в древесной смоле и связанные е эти и перспективы замены неудовлетворительных сальных свечей и дорогих восковых отозвались немедленно на положении буроугодьнон и сланцевой промышленности. Германия стала добывать парафин из буроугольной смолы, а Франция обратила внимание на свои Отен-ские сланцы. Парафин ня сланцев был получен Леви (Lcwyj впервые в 1842 г. Первые попытки получения парафина из бурого угля быля неудачны. Б 1849 г. Фоль (VcIiO потерпел неудачи при попытках заводского получения его, и лишь в 1856 г. &то производство наладилось в Сакеошш благодаря трудам Гюбнера. Когда техника освещенья стала переходить к лампам, сначала масляным, и явилась иотребновть в осветительных маслах, то и тут стали добывать их иг смол, получающихся при перегонке ископаемых материалов, а именно кегшельского угля,бург-го угля, торфа и горючих сланцев. С этого собственно момента начинает выделяться по своему значению среди прочих второразрядных смол сланцевая смола, благодаря трудам Юнга п позднее Бейдьбп Гендерсона и других. поставивших перегонку горючих сланцев на смолу н обработку о7он смолы на осветительные масла п парафин па высокую ступень совершенства. Работы э'пгх тех леков непрерывно длятся с 1850 г. н с самого начала евоего возникновения стали служить примером для других стран. Так. вслед за Юнгом немедленно перегонкой сланцев занялись и в Германки, откуда и вышли первые все» известные осветительные масла «фотогея» н «соляровое масло», названное так до слову Sol—солнце. Эти осветительные масла, игравшие до появления керосина видную роль, добывались именно ив горючих сланцев Проф. Дюбаяпп в своей Те г л. Хям. (т. 5 ч.

I, стр. 242) говорит: «к России алого бурых углей и торфа; есть и горючие слан вы (до-

*) Люблянн. Тихи. Химии. т. V, ч. !, стр. :ДП-

мэннк); нпзможии, что со временем окажется выгодным v. известных местностях России производить их сухую перегонку».

Чтобы дать хоть некоторое понятие о размерах буроугольпой промышленности в Германии, и промышленности сланцевой в Шотландии. я приводу лишь нижеследующие данные.

По Шентхаузру fScliweltciye, пзд. 1911 г.) в 1909 г. буроугольного дегтя было переработано 0o.04S.092 килограмм. А в Шотландии по данным Home office Reports. Hines ami QHarris, относящимся к 1910 г., было получено из сланцев вырого масла 277.368.000 ал л о гр 1j.

В 1885 году в Германии, а именно в Дармштадт:.», в гор. Месссле возникает новая от, »а ел ь с м ол о го к н оП п ром ьтш л е н г i ост и, а и м е н но сухая перегонка особого сорта угля, встречающегося в отой местности, отличающегося, п: описанию Грефе, многозольностыо и большим количеством влаги, доходящей в свеже-д<(бытом угле до 44";'0. После многих трудов н неизбежных первых неудач была сконструирована удачная печь для перегонки итого матерьнла, и в настоящее время этот низкопробный во всех отношениях уголь все же используется с выгодой л дает газ. близкий ж водяному, водный дестпллат и легко очищающийся маслообразны)! погон, служащий исходным продуктом дтя получения легких, осветительных и смазочных масел, я также парафиновой массы, которая, однако, не .перерабатывается на твердый парафин Интересно отметить, что значительная часть легкого масла, а именно около 8°/0 по расчету на. сырое масло, получается от промывки газа, которая производится на подобие того, как 8?то делается в кокос сальных установках.

Добыванием древесной смолы и дегтя исно-кон .‘ сков занимаются богатые лесом страны Севера: Россия, Финляндия. Швеция, и эта смола имев г немалое значение в технике, хотя и не подвергается разгонке н переделке в таком масштабе н направлениях, какого практикуйся с другими смолами. Непрерывно, при утилизации торфа, возникает вопрос и об ].: j : юльзова ил и торфяной смолы, изучение которой, как будто, отстало сравнительно с изучением других смол. По за послсдпие годы

>) И Г. Яцешп.' ,.0 переработке горючих сланце» в Шотландии. Иа ]1:ш. Особ. Сог.ещ. ьо Топливу J\5 Я, Ш7. стр. 84.

мы видим, что в Германпи усиленно занимаются изучением этого рода смолы, очевидно, в предвидении того, что неизбежное широкое использование залежей торфа во всех направлениях в олижаишем же будущем выдвинет вопрос о возможно полной утилизации этого важного продукта.

Итак, мы видим, что всякая смола везде и во всяхое время рассматривается как продукт весьма ценный и полезный, и всякая смола получает свободный доступ на рынок, в особенности туда, куда почему-либо не заглядывают два такие гиганта, как каменноугольная смола и нефть.

После этих воображений, общего х&раятора перейдем к более близкому рассмотрению некоторых отдельных смол, их свойств и качеств. Эти свойства, насколько можно было получить необходимый цифровой матерьнл, изложены и Я-х таблицах. В одной приведены данные о смолах каменноугольной, буро-угольной, мессель-cKOii и торфяной. Древесная штата из рассмотрения, как имеющая совершенно специальный характер и не идущая в обработку но обычному для других смол способу. Г> другой таблице сведены данные об иностранных сланцевых смолах, а в третьей данные, полученные при исследовании, сланцевой смолы, полученной из русского горючего сланца. Несмотря на все пробелы и недостатки в собранных дан-пых, из этих таблиц видно, что все смолы как каменко-угольная, так и буро-угольная, так 7i торфяная и сланцевая добываются не ради них самих, и что ценность их обусловливается получающимися при дальнейшей переработке продуктами. Гее они подвергаются разгонке и все дают более или менее сходные продукты: легкие масла, нафты, из которых добываются «бензины»«тех или иных, свойств; осветительные масла, к которым причисляются и тяжелые нафты, которые сжигаются в специальных лампах и служат если не для освещения госгипых, то для освещения помещений с большим коэффициентом полезного действия, как то мастерских, маяков, шоров и т. и; наконец, получаются и смазочные масла, т. о. продукты, способные удовлетворить довольно высоким требованиям. Наиболее ценным продуктом является парафин. Некоторую ценность имеют и побочные продукты, получаемые ион фабрикации стих выигеморечпелеккых осипших; к ним относится креозотовые масла, кислотные смолы,

иски, иарафиновые майи. Б атом отношении слан ценно смолы, иолучаомые из иностранных сланцев различного происхождения, не только не отличаются от других, каковы буро-угольная и торфяная, но даже превосходят их. Так Шотландская сланцевая смола даст целый ряд рыночных продуктов. Прежде всего из нее изготовляется несколько сортов бензина. Наиболее легкие из них, уд. веса 0.600—0,690, служат для получения воздушного газа и для автомобилей. Обычная нафта, уд. веса 0,725—0,745, употребляется как осветительное масло и сжигается в особых лампах. Она применяется также как растворитель для различных веществ, как-то жиры, каучук, смолы и т. и. Бензины эти имеют низкие интервалы кипения и бесцветны.. В качестве осветительных масел употребляются масла уд. веса 0,785—0,830 и сжигаются в лампах различного устройства. Масла эти бесцветны и лишь более тяжелые имеют желтоватый оттенок. Темп, вспышки лежит при 52—53° и поэтому эти масла мало огнео-опзенк.

Наиболее легкое масло—Watcnvhitc oil— с уд. весом 0,7 S5—служит для освещения буев и сторожевых судов. Оно употребляется также как моторное масло. Другое осветительное масло—Lighthouse-oil—как показывает его название служит для освещения маяков.

Средние масла, отвечающие светлым и темным парафиновым маслам, получаемым при разгонке буро-угольной смолы, о которой мы скажем: ниже, окрашены в желтый и темнокрасный цвет с сильной зеленой флюоресценцией, имеют уд. вес 0,840—0,870. Темп, вспышки—68°. Более легко кипящие пз них употребляются в качестве масел для чистки различных предметов, но главное применение их в качестве газового масла для изготовления масляного газа. Они могут употребляться также для карбурирования водяного газа, в двигателях и как топливо. Масла этой категории называются Intermediate In IT Blue oil (синее масло) и* др.

Б качестве смазочных масел изготовляются масла с уд. весом 0,865 — 0,910/ Они желтого илл темного цвета. По качеству относятся к смазочным маслам среднего достоинства. Б продажу идут как в чистом виде, так и в смеси с растительными и животными маслами.

Парафин получается различных сортов, с темп, плавления от 43° до 59°. В небольших количествах поступает в продажу и ниэкоплавкий парафин с темп, плава. 39°. Шотландский парафин не имеет ясно выраженного кристаллического строения, не просвечивает и но обладает синеватым оттенком. Он липнет и при нагревании легко тянется: „тягучий парафин". Он употребляется преимущественно для выделки свечей, нр благодаря этому своему свойству трудно отделяется пз форм.

Он употребляется также и для всех прочих случаев применения, как-то: для пропитывания бумаги, полотна, кожи, как аппретурный матерьял для тканей, в качестве изоляционного матерьяла, в фармацевтике для изготовления мазей и т. д.

Мягкие парафины употребляются либо в сиичечпом производстве, либо служат как осветительный матерьял для корабельных и рудничных ламп.

Такой же богатый арсенал масел для pas-личных целей дает и буро-угольная смола. Так, и пз нее получается „ бензин “ уд. веса 0,780 — 0,810. Как видим, он значительно тяжелее шотландского бензина и по свойствам своим разительно отличается от нефтяного бензина. Так, по Шейтхауэру, он содержит следы креозота; теми, вспышки его 25 — 30° и выше. Интервалы кппенкя (начало при 100—120°) до 150° переходит 20/6, до 200—80 и 100%. Он бесцветен, по с синей флюоресценцией и употребляется в собственном же производстве для очистки парафина. Прежде он поступал в продажу под наименованием фотогена п служил как осветительное масло.

Соляровое масло изготовляется уд. веса 0,825—0,880. Обычно опо свободно от креозота и имеет темп, вспышки 45°—50°. По цвету оно схоже с бензином, т. о. бесцветно, с легкой желтизной.

При разгонке получается: начало кипения при 150— 170° 200° перегоняется

40—50%; до 250°—80—90%; остаток переходит при 260—-270°. Вязкость,—1.05—1,10. Это масло употреблялось прежде исключительно как осветительное. Ныне оно применяется вместо керосина в моторах (в двигателях). Оно может употребляться и в других производствах, заменяя керосин, так, наир..

для выделки сажи п как предохранительное сродство от вредных насекомых

К светлым парафиновым маслам относятся масла, поступающие в продажу под названием масел для чистки, желтого масла п красного масла. Эти масла застывают при 10°— «5° и содержат от 1/л до 1/2% парафина, но свободны от нафталина. Содержат также креозот от 0,1 до 1%. Уд. веса следующие:

Масло для чистки (PutzoJ) . 0,848 — 0,850

Желтое масло............... 0,870

Красное „.................. 0,870 — 0,880

Темп, кипения между ^00 — 30 0°; вязкость 1,2 и 1,5. Масло для чистки употребляется также для экстрагирования различных веществ, а желтое и красное служат для изготовления колесных мазей высших сортов, как примеси к смазочным маслам, главным же образом для получения масляного газа.

Этой же цели служит и газовое м. уд. в. 0,880—0.900, обладающее теплотворной способностью 10500— 10800 калор. Оно употребляется также для карбурации водяного газа и, наконец, за последнее время важное значение получило применение его в двигателях Дизеля и др. двигателях внутреннего сгорания.

В качестве топлива употребляется тяжелое парафиновое м. с уд. в. 0,905 — 0.920, содержащее 1—3% креозота. Но гораздо выгоднее употреблять его для других целей. Так, некоторые заводы изготовляют из него смазочное масло, которое хорошо оплачивается и находит сбыт, хотя оно и хуже, чем такие же нефтяные продукты.

Если мы перейдем теперь к рассмотрению того, что получается из русской сланцевой смолы, то мы сделаем большую ошибку, если станем просто сравнивать полученные при исследовании результаты с иностранными данными. Сланцевые иностранные смолы и те немногие образцы, которые были получены русскими исследователями, прежде всего отличается тем, что первые являются продуктами массового заводского производства, вторые же получены либо чисто лабораторным путем, либо I установках опытных, приближающихся к типу заводских.

Поскольку смолы иностранные нолнютен уже типичными и как бы штандартами,1 по-

стольку не установил сн еще wunj/ускии смолье, ело еще нет, а есть только'отдельные образцы. Про каждую иностранную сланцевую смолу можно сказать, что она содержит и дзет такие-то и такие продукты; про исследованные русские образцы можно лишь сказать, что полученные результаты дают основание утверГ ждать что русская сланцевая смола мож-т содержать ч будет содержать такие-то ч такие продукты. (Курсн-i Редакции).

С отой точки зрения я будет рассматриваться нами русская сланцевая смола.

Мы имеем данные различных исследователей, полученные в различного рода обстановках и, условиях, нс все они в копие ше-цов говорят одно и то же.

* Все полученные из русских сланцев смолы распадаются прежде всего на 2 тина: на смолу типа светильно-газового, полученную на газовом заводе при опытах полученги светильного газа из сланцев, п на смолу тиг.а, так сказать, обычного, получаемую при перегонке сланца при сравнительно невысок->й температуре в качестве главного продукт перегонки.

Газовых сланцевых смол иностранных совершенно неизвестно. Сведений об употреблении сланцев, для промышленного получения светильного газа, в литературе очень мало. Есть одно указание на работу, произведенную в Политехникуме в Карлсруэ 0140 в 1912 г. над получением светильного газа пз австралийских сланцев. Н«* нет никаких сведений о том, при каких условиях совершалось это получение, что получилось и каков результат: положительный пли отрицательный. Затем, Стюарт упоминает, что в Брокеберне добывали светильный газ пз сланцев и рассматривает этот случай' перегонки сланцев, как крайний случай.

Наша же газовая смолг{ из сланцев, довольно подробно охарактеризованная в специальной работе1), получилась по типу тождественной с каменно-угольной газовой смолой.

Это одно уже говорит. за то, что если б будущем сланцы войдут -в обиход гавош \ заводов, как матерьнл для получения светильного гава, для чего пх пригодность витспоил тожо в иоложитолыюм смысле, то газовав сланцевая смола явится таким же ценным п

‘) И. К. Нллм пс. СиоТ11ЛЬ>-(Ы,:Ш11;«.Ч I'anliUi > .V.

важным побочным продуктом, как и камонпо-угольная газовая.

Что касается других смол, то они рав-нятея по происхождению в том смысле, что некоторые из них подучены из эетляндского куккерсита, другие же из сланца, добытого в Петроградской губ. близь от. Веймарн.

К этим смолам были применены 2 различных способа исследования. Один из исследователей, Н. И. Демидов, применил шотландский способ разгонки, состоящий в том, что продукты первоначальной разгонки подвергаются очистке кислотой и щелочью, а затем перегоняются вновь. При этом получается ряд погонов различного уд. веса. Если среди них подучаются погоны уд. веса иди свойств, схожих с продуктами, уже ранее полученными, то этп схожие продукты соединяются вместе, вновь очищаются, перегоняются и дают опять ряд новых продуктов. Ищутся вновь схожие с ранее полученными, соединяются вместе, а выделяются лишь те, которые являются по своим свойствам, т. сказать, неразложимыми далогне, самостоятельными индивидами своего рода.

Другие же исследователи применяли способы разгонки п фракционирован, обычно принятые в нефтяной промышленности, в которой исходный продукт разгоняется на де-стиллаты, которые вновь после очистки не разгоняются; так работали Фокин, Вяхирев и так велись исследования я Химической Секцией Сланцевого Комитета. В некоторых случаях исследование ограничивалось только так называемой нормальной разгонкой но правилам, данным Энглером, в большинстве случаев вполне достаточной, чтобы в первом приближении судить о содержании тех или иных дсетидлатов в смоле.

Изучая полученные результаты, мы видим прежде всего, что, по внешнему виду, сланцевые смолы отличаются от буро-угольной и торфяной тем, чю они жидкой консистенции, между тем как то мазеобразные и д«же принимают консистенцию коровьего масла. Ста разница в консистенции должна быть отнесена на счет содержания парафина в смолах—буро-угольной, месссльской и торфяной, который почти отсутствует в смоле сланцевой русской. Шотландская сланцевая смола содержит его. но в русской до сггх пор ни

одним из исследователей он не был обнаружен в значительных количествах.1).

Затем мы видим, что по элементарному составу, поскольку он имеется для сланцевых смол, все они более пли менее сходятся, содержа в среднем 80% С, 9%Н2 и 7—8%02.

Точно также и разгонка их дает у всех исследователей в общем тождественные ре-вультаты. Все продукты разгонки указывают, на то, что даже самые тяжелые образцы смолы содержат в себе некоторые количества легких масел, затем тяжелых и остатка, который может дать смазочные масла. Более легкие • образцы, разумеется, дают больший выход легкого масла, схожего с „бензином".

В этом отношении интересна работа, произведенная Н. И. Деми вым. Он разгонял смолу, полученную из сланцев нм же, по шотландскому способу. Он имел 2 образца смолы: более легкий и более тяжелый. Более легкий образец дал почти все продукты, получаемые пз шотландской смолы, при чем выходы этих продуктов очень близко сходятся с выходами, полученными 8а последние годы в Шотландии. Так, выше было приведено, что по оффициальным данным, в 1910 г.2 3)

было получено 2‘ 77.368.000 килогр. сланце-

вой смолы. Из этой смолы было нолучено

продуктов следующее количество: Автомоби.тьы. масла 1.924.650 клгр. или 0,6%

Нафты .... . 14.114.100 я я я

Лампового мает . 72.000.000 я я ‘25,1,

Промежут. „ . 46.461.250 я « 1М,

Смазочного „ . 40.040.000 н я 14,4я

Парафина . . . 25.400.000 И „ 9,0 „

Разумеется, о совпадении выходов говорить не приходится. Но этого требовать и невозможно.

Из приведенных данных о разгонках смол, произведенных другими исследователями, тоже видно, что они обратили внимание на присутствие в смоле ценных легких масел; Эго видно пз работ Фокина, Вяхирева. За последнее время сотрудник Химич. Секции

1) Следует помнить, что автор говоря о незначительности содержания парафина if уцсско. сл \.ксаой смоле, все

время имеет ввиду лишь счалу прибалте^ них сланцев, месторождениями кохх долскс не исчерпываются современные сла'-щовыс рсссурсы России. Относительно сланцев других районов в настояхд''' время имеются гораздо болео благоприятные данные о содержании парафина с их смолах.- -Lb).

3) См. М. Яцовнч. О нерерабйтге горючих слаицяв в Шотландии. Пзв. Особ. Соиещ. по Топлнну №3.1‘Л 7, с«р- 84.

1 л. Оланц. Комитета инж. Зарембо обработал одпи из но го и о в, полученный из смолы, добытой при работе с опытной иечыо, построенной Сланцевым Комитетом па Газовом Заводе Петрогр. Политехнического Института, и получил из него продукт, который смело можно назвать „ бензином

Во всяком случае, он более оправдывает это название, чем тот продукт, который так * называется в буро-угольной промышленности. Уд. вес у того и у другого почти одни п тот же: буро-угольньтй бепзпн 0,780—0,810, русский сланцевый: 0,788. Темп, вспышки у буро-угольного 25 — 30° и выше, у русского сланцевого 2,5° С.

По цвету, правда, русский сланцевый отличается в невыгодную сторону,— он слегка желтый, и бесцветный лишь в тонком слое. Точно также к отрицательным качествам следует отнести и значительное содержание кислорода в русском сланцевом бензине. В этом отношении следует отметить, что, при всех технических совершенствах выделки, буроугольный бензин все же получался е некоторым содержанием креозота, т. е. кислородных соединений. Можно думать, что при дальнейших работах, при более однообразных продуктах и исходном материале, п русским химикам удастся улучшить качества нашего сланцевого „бензина".

Другой исследователь, и и ж. В. А. Кинд, еще год тому назад получил сланцевый керосин из образца смолы, подученной в печи с внутренним обогревом, построенной в Политехи. Ин-те по проекту инженера М. Г. Яцевича.

Этот „керосини тоже, конечно, не подлежит сравнению с нефтяным, но он практически показывает, что пригоден в качестве осветительного продукта, т. к. горит в .лампах самого простого тина, с пловкой горелкой, без копоти и дыма.

Правда, пламя при продолжительном горении спадает, что говорит о неравномерном составе порученного керосина, о недостаточной однородности его, но следует принять во внимание, что при изготовлении этого продукта п т было обрат,оно внимание на особ > тщательную отгонку и обработку полу-ч<**'Н'ТО достиллата, а было намерение узнать, воашпно ли вообще из данной смолы получить ламповое, гарное масло, и во неяш.м случае япю недостаток легко устраним.

Достиллатим, полученным, из русской сланцевой смолы, становится r минус большое содержание в них непредельных соединений которые делают продукты недостаточно стойкими.

Это правда: непредельных соединений по всех полученных русских сланцевых смолах очень много. Это заметил еще Фокин. Но он же по этой причине поставил русскую сл. смолу в близкое родство с шотландской. Что же касается последней, то есть указание в литературе, что в отдельных погонах шотландской смолы содержится до 70% ней j сдельных соединений.

Если принять во внимание, что, как указывает Редвуд, очистка дестиллатов в Шотландии производится минимальнымгт количествами кислоты и щелочи, к именно, десятыми долями процента, т. е. такими количествами, которые далеко недостаточны для удаления всего количества непредельных соединений, то несомненно, что шотландские рыночные товары богаты содержанием непредельных соединений, которые не делают их, однако, нестойкими!

По другим литературным указаниям видно, что очистка кислотами и щелочами в Шотландии производится преимущественно с целью удаления дурно-пахнущих веществ и веществ, мешающих получению бесцветных продуктов 1).

Повпдимому, и в русской сланцевой смоле эти непредельные соединения не столь губительно будут отзываться на стойкости товара. Так, образец „керосина*, полученного Б. А. Киндом, не изменился в течение года втояния, а „бензин", добытый' К. С. Зарембо, пока был наблюдаем в течение 4 месяцев. За эго время он тоже нимало не изменился.

Значительная чае!ъ сланцевой смолы плот и на получение смазочного матерьяла. Есть надежда, что и русская сланцевая смола даст тоже продукты, которые смогут служи «ь этой цели.

Химическая Секция Сланцевого Коми юта предоставила ужо к распоряжение управления но постройке Боешю Срочной жол. дороги Петроград—Рыбинск окола 12 нуда продукта, подходящего но своим свойствам к смазочным маслам. К. сожпдсчшю, спешность требо-

. - ' ■ —v

м 14‘troloum floviow IBM г, р. 1W0.

вания этого продукта не дала возможности Секции достаточно обработать полученный матерьял, и он был предоставлен в сыром виде. И тем по менее, инж. А. К. Зайцев, исследовавший его, находит, что он обладает, всеми положительными свойствами, требуемыми от смазочного масла. Надо лишь позаботиться о придании ему стойкости, большей однородности, и о тщательнейшем удалении влаги. Том же учреждением был взят сланцевый мазут, т. е. остаток после отгонки бензина п керосина, и испытан на подвижном составе в качестве смазочного матерьяла. По полученным сведениям, результаты полупились вполне удовлетворительные. Б течение двух месяцев вагоны ходили на этой смазке, нес?лотря на все несовершенства ее, с точки зрения нормального смазочного матерьяла.

Помимо исследования на содержание вышепоименованных продуктов, полученная Сланцевым Комитетом смола была, исследована в, как таковая, практически на двигателях внутреннего сгорания.

Эти исследования производились в Иоли-техыическ. Кн-те инж. В. 10. Гиттисом и в Технодогическ. Ин-те инж. Г. Л. Гольдом. Оба исследователя дают в иол не благоприятное заключение о пригодности нашей смолы для этих целей, что и засвидетельствовано ими в отчетах об этих опытах.

О пригодности нашей смолы служить прямо в виде топлива, я думаю, не может быть двух мнений. Но такое применение было бы, конечно, наименее желательным и, пожалуй, наименее выгодным. Я полагаю, что всем вышеприведенным мгперьялом русская сланцевая смола в .достаточной степени охарактеризована как ирод у к г, который подаст надежды стать на один уровень со своими иностранными собратьями, если ему суждено будет пережить младенческие годы п дожать до почтенного возраста их, насчитывающего без малого 70 лет. И оня не сразу выросли и окрепли. И они знавали неудачи и неуспехи, но упорство в "труде лиц, посвятивших себя этому делу, увенчалось успехом. Почему же и нам не может он улыбнуться, и, быть может, даже в ближайшем будущем?

В заключение я хотел бы указать, что мы несомненно будем иметь в значительном количестве еще один вид смолы, — а именно смолу, получаемую при употреблении сланца в гене-

раторе. Я продолжаю настаивать, что это применение сланца одно из важнейших.

Разрешение вопроса о правильной конструкции генератора для сланцев—краеугольный каме:-.:, всей будущности сланЦеяой промышленности.

Я не сомневаюсь, что этот вопрос в опытных руках специалистов уже близок в своему разрешению.

Тогда, при обширности 11рпменения генераторных установок в заводском деле, мы будем иметь и значительные количества генераторной сланцевой смолы, которая, несомненно, явится тоже полезным продуктом. Позволю себе, наконец, привести выдержку из статьи инж. Л. Ф. Фокина1), который говорит:

„Быстро возрастающее в технике значение жидкого топлива, в связи с кризисом нефтяной промышленности, заставляет обратить внимание на иные, кроме нефти, источники для получения горючих минеральных масел. Б настоящее время утилизация побочных продуктов газового и коксового производств доставляет уже значительное количество смолы и жидких углеводородов, находящих себе применение ео многих случаях наряду с нефтяными продуктами.

Кроме того, сухая перегонка богатых битуминозных ископаемых уже с давних времен составляет в Европе основание крупных отраслей промышленности, снабжающей рынки жидкими горючими матерьялаып. И в России в эпоху, предшествующую блестящему периоду развития нефтяного дела, были сделаны попытки получать минеральные .масла из ископаемых твердых пород; именно, в подмосковном районе, обладающем богатыми запасами битуминозных каменных углей, так называемых русских богхедов, был сооружен первый перегоночный завод.

Но в то время, когда единственным продуктом перегонки угля, имеющим промышленную ценность, являлись' осветительные масла, подобные предприятия были обречены, конечно, на гибель при шишлинии керосина из нефтяных фонтанов.

Экономическая и техническая эволюция в наши дни долает вполне своевременным снова обратиться к заброшенному делу и попытаться

‘) Горн. Журн. 1013 г. ч. 2 стр. 117.

Таблица !.

Характеристика некоторых промышленных смол.

Каменко-угольная смола.

Консистенция. Ж п д к а и.

Уд. вес. 1,1-3»-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ах Углерод с, - Водород - - St 3 S 5 Азот •* о 5 ° Сера —' Кислород « '7,53 £ 0,, 1 *< 1 я 1 ,0* о '■ 0,it «5 r-j 11 2-* 11 ,50 й о 85:s, g л- сЗ Cs* Н . О ~ ' 0 Гг. с! ’•R5 {=- ” О», Й " с WJO« %•

Снола с газового завода

Вода.

2 „7,

Буро-угольная смола.

Консистенции коровьего ыасла.

В, нлп — О

mo

Смола из Мессельскогс угля.

Мазеобразная масса.

Торфяная смол?..

Жидкая, по виз к а и.

81,«7

Ю,„

0,о*

Легкое т£.

до Э0.г . . %о7„

Ix'2'UO.T^. . . О,.%

Раствори ю-щаа нафта, п / /0

%%/,>

Крсозотиос масло . . . З.,;у0 1%%

Сырой нафталин . . . 7,4%

А игр а цеповое масло. 17,4%

Пен . ■ &3„°/о

Свободный углерод. 15~2и«7о

........

........ 27„7.

.......... 44,,70

...........6-87.

■г;-- ■ ■ '

Любавин. Тегип'г. Хим. ч. 5 т. I, стр. 4-ОИ.

1 коксоваль- #Г. КцПЗИП . .►-.... 2- Ь% Нафта • • • 4 % lie язи н . 4 - 87.

завода. Газовое масло .... . . . .03,%

90/ Соляровое масло . . 2- ?.•/. Фотоген . 10 -•"0%

(,‘upou параффин . . • • . V/o

;5 °/ •^т /о Светлое п а |)аффн но- Газ, кокс, потери . . • . . .2%% Соляровое масло . . 15 -30%

ма, ело ТО- 12% — Смазочное масло . . 15 - 45%.

1. "/

Газовое масло . . . М 85% Газовое масло . . уд. в 1. 0 865—872

Тялолое нараффнио-пос масло............10—15%

Твердый лараффнн .. 8—12%

Мягкий „ • 3— 6*/о

Побочные продукты . 4— 0%

Пода, газ и потери *) 20 -26%

*) Selieitliauer. !>ie Scbvel-t-uro стр. Пб.

Моторное масло . . . <).800

Масло для чистка . . . O.S25—0.835

Жирное масло..........0.800

Смазочное масло .... 0.890—0.802

Параффин воскообразный, не растирается *).

Параффин . . ■ • .0.0—30% Асфальт.........3 0 —25%

Газ

-Ю70

Иода.............*г>

i ?К

% Selieitliauer, ibid. стр. 125.

НЕФТЯНОЕ И СЛАНЦЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Элементарный

состав:

Таблица И.

Характеристика иностранных сланцевых с?лол.

Консиетепцпл. Уд. г.сс.

1 Углерод Водород Азот Серя Кислород

Шотландская. Французская.

Пеязв. происхождения. Из департ. Allicr.

Густая, красно-бурая с Мерная, флюоресцирую-

томно -зелси. отблеском щая жидкость с силь-

Г. плавления 20—30? ным чесночным запахом.

0,Рг.о““0,0оо и выше. Qjsto 9,П]0 •

— 81,W

— 9,7*

1 МО М 15°/о —

f

l

Пафта .... 3— 5% 1 i -3 О О £ V J3> s ! Маслянистых но-

уд. в. 725 - 745 гонов 6,!0 — 7Ш

• Осветит, хасл . 20—25% Освотпт. м. 19.0Ь%—0,а,„ литр на топну

> а J о Газовое х. 23,„%—0„Го

Газовое масд. . 15—20% Светлое м. . 8,„%—о„.,0

У А- п- (),Я40--в7„

Смазочн. масл. 15—2о,! 0 Смазочное м. —'

УД- «•' Цас5-9Ю * 1 6„57о—0 о.о

Тверд, параф. . 7— 9% № 2 9>95%-0|0|,

Мл г.-ни параф. 3— 5% Цилпидр. м. 1;о:%—0,9

Побочные про- Парафф. . . 2„,н%— 0>;)10

дукты .... 2— 3%

Пода, газ п по- Сало . . . 3,„%—0,,7о

тери .... 25—30% Кокс . . . ;•%,% -

Бензинов несколько сорт.

тд. в. 0,„0—0,п9 . Ахмначн.вод. 10% -

Газа .... 2„°/0

1 Кокса . . . б,5%

;ермансиая.

Шведская.

Американская

(канадская).

Сербская.

Масла 4„—10,в% Досдм.

воды . 6,5—10,.% Газа . 13,4 21,9%

Легк. и. 18—30% Тяж.*. 2,„—40,5% Параф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

масла СО—29,,% Кокса 15,-,—24,,% Параф-

фина . 2,*— 4,0% Газ 17,,-22,5%*)

*) Пихпрег». Вестник Инженеров 1917 г.'

Из 1 тонны сланца подучается:

58 клгр. моторного масла для Дизелей . 5%

2 клгр. бсп-зпиа . . . 0|9%

Оклгр.сульфата . . . 0„%

30 клгр. серы **)

Пафта . . 9|в97° у. в. 0,72

1егк. м. . 10,57° о у. в. 0,79

Тяжел, м. 14,.,,% у. в. 0,910

Парафин . 7,54%

Выход масляных потопов: 200—210 литр, на тонну.

Разгонка:

Светлое масло . у. в. 810-820.. 30°.

Промежуточное к. у. в. 840—865.. 4.s“ ,

Смазочное масго . т.в. S80—885..15л0. ’

Нараффнн . 14,,%,

**) Stahl -fEisen 1912 р. стр. 1073.

•агшоэ

ЦГИК[ТПИОК01Ч>

Таблица

Характеристика смол, полученных из русских горючих сланцев.

Фокин, Демидов, Вяхире», Вальгис и Кинд работали со смолой, полученной из Эстляндского куккерсита; Бердников и , Зарембо из Веймариского сланца.

Конгастеицэя.

Уд. вес.

Фокин.

Бязиоеть по Энглеру при 20°—7}li.

0,920-915 при -г 15°С

У глерод

Водород

Авот

Сера

Кислород

Теплоте. способ.

Т**г»ер вспышки.

ЙО.,7

Ю,

О, as

Среднее из 2 аиашзов.

Для азота данных: пе приведено.

Уо7о кал.

12°

/ Бердников. Вальгис КИНД

Демидов. Вяхирев. Смола, полученная ирн гонке: Смола светплыш- # Смола, полученная в печи с Зарембо.

I без пара. | 11 с' парой. газовая. ли утр. обогрев.

Вязкость по Энглеру:

V -f-20*...3,;,—7,sl | 28,S5 1 0,9

0,965 0.977 0,946 0,946—999 1 0,999 0.974 J ,0669 прп -| ).5°С 4 0,9783

83,17 ^1 >0ti 81,50

10,30 9j79 Лба 8».

— 1)91 0 ->C8 2j17

— Лц7 — —

N,+0, ©ь 4,07 Лзо ‘Лю

9724 1)71Г "9867

28л—48,5 69° И 2°

Фракцнонировка.

00-100° 3,,/Д 0,719 100-150* 7,во7о 0,708 150-200° 7* % 0,820 200-250° И,,//. 0,875 250-3.01 13,7о°/о 0.034 3.0-323° — 078

остаток &0,coVi> J »005 Легкое ыасло г. в.и,771 50- 75° V I 76-100° 3„%[ ОЛЮ 100-115° 7„7oJ 115-330° 1«>,/*/0 0,701 120-140’ 10,.//, 0,770 110-150° 12://д —

J „0-100° J5,„y. 0,702 100-J 70° 10,,% 0,799 выше 170;

и остаюк J3,;>% 0,820 Дымят. 11,80, пог.н,-ijiav.v 30 ж.гого и.

Шотлапдский способ перетолки.

Обычная нафта Тяжелая нафта. Гари. м. 0,7850 , , 0,8? 00 Газов, м. 0,8400 , „ 0,8500

Смяночиос м/ J6 1 0,840 .Ns 2 0,9 ;о Jfi 3 0,920 № 4 0,945 1$ 5 О/ '50 Параффан.

о,/7о

0,,/Уе

а о/ ‘•10 / •)

2,о%

Л/V о 2,//:.

4,/Л

4»' /о

4„7о

Л» /о

Ч О/

«М* /Л

0„

следы

Т 7

13„ 18,,

84,,

следы

Ра&гонкь;

ДО 701 2,9,;% 0.607 80-100» Wo 0.673 117-ПОо *,-% 0,727 143—150° .‘>,Б% 0,761 ICO-190" 6.8% 0,815 210—240> 7,„о-о 0,830 2С7—v?70 * 7,я% 0,Ь7г> остаток 6Я,<д% Г0-1'1

Газгоика по Энглеру:

Начало каисипя: 37-40°

Нам. перегонки. 76-80°

до 15U0.. 9,/А. 1оО—1 / о0.. о,//0 175-200°.. б„% 200-225°.. 7,//о 225-250®.. 7.//,. 2оО-275°.. 7,5°/., 276-300°..lOjS’Vo остаток п потери 48,//„

00°

90° 2,/'Л

о,/7с

2,//с %% 7,„7. 8,.7,

о о/

Wli /л

40°

85° 13,//о

5»7.

0,,7о

%%

«,Л.

5,s%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10,о7о

Из с-юлы получено; Легк. м. . 28®-',, 0,‘.*480

«V/о ^»7с

Tice данные иычтчены как средние из 0-тн опытов.

'Галс. м. . Нафталин Пса . . .

1(.о, 1 00-14

, 4 «,*

• 5В%

Разгонка легкого ма,-сл.*. с дефлегматором:

4Г>—ЮОо Ю,ьо „ О S>?02 100— 12Г»о 18.0" -, 0,8-.-Sa 1-25 — 1 Г-0- iS.% 0,'.>! 63 150—185» 1 byj0 a 0,9698 1К5-200 \ ... о,, иол у гв. 200-225"! ’-‘с , ирод.

22.")—2500 2,р- . 1,0040 Бензола получено 1.^' „ но расчету на смолу. Тиофена и бензоле 1.-“р

Рапгониа из медного куба с дефлегматором.

до ПО".. 21йив % 140 — 100®., „ ,

КО—170°.. 1.7<1 , , 170—180®.. 1.3-й „ э 189—И-О".. l.0i! * я

100 — 206".. 1.77S я я

20от‘2о0°. 1%0 , *

О. Т/ЮС.. 70,105 я в

Пссл.юв. фракции до 20<". Получен „чероенн- уд. в. 0.8135, темпер. в< и:пи кн 23°С.

Иссл-*доиан легкий погон смолы, полученный п иечп »• наружный о о-греаом;

Смола д*ет:

ЛеГК. М. . . . 1Ь° с Сролн.мЛ 30-Т.Ч«. М. .) ‘

татиа . П.торн

50

• Ь'“/о

Получеп ,бе.ионп“ ,д. в.0.7>8ир:|-ф-15лС тми. вс и. — 2%j°v.'

Элемент, состаг; C-lO.^o Н-12„%

О,- W° о

Л* 1/3.

НЕФТЯНОЕ И СЛАНЦЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО.

исследовать, при каких условиях возможно возобновление оставленного производства на новых принципах.

И это тем болео уместно, что'наша страна обильна запасами самых разнообразиях шипов битуминозных ископаемых. s

Подобные образования встречаются не только в центральном районе среди угольных отложений подмосковного бассейна, но занимают еще обширные площади на севере в извест-

ном ухтинском районе („доманики*) и обнаружены даже бли8 Петербурга**1).

х \ В. В альте.

’) Со времени жаппсаипя*, датируемой автором статьи пиж. Фокина п особенно за последние 2 года наиопилось иного новых данных о пределах распространения о России различного рода бятумннозпнх образований н возможностях их промышленного использования, п в настоящее время общая картина соответствующих реосурсов страны представляется носравнонио более внушительной.—Ред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.