Научная статья на тему 'Слагаемые компоненты адаптации младшего школьника большого города'

Слагаемые компоненты адаптации младшего школьника большого города Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / YOUNGER SCHOOLBOYS / SCHOOL DESADAPTATION / ECOLOGY / URBAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сидельникова Наталья Юрьевна

Исследована проблемная область школьного образования — сложности адаптационных процессов детей младшего школьного возраста. Рассмотрены основные проявления и причины школьной дезадаптации в начальной школе в условиях большого города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Composed components of the schooboys adaptation in the condition of a big city

In article the problem area of school education — difficulties of schoolboys’ adaptable processes is presented. The main manifestations and the reasons of a school desadaptation are given in elementary school in the conditions of ecology of the big city.

Текст научной работы на тему «Слагаемые компоненты адаптации младшего школьника большого города»

СЛАГАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА БОЛЬШОГО ГОРОДА

Н.Ю. Сидельникова

Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 113093

Исследована проблемная область школьного образования — сложности адаптационных процессов детей младшего школьного возраста. Рассмотрены основные проявления и причины школьной дезадаптации в начальной школе в условиях большого города.

Ключевые слова: младшие школьники, школьная дезадаптация, экология, городская среда.

Подготовка и первые шаги в школьном образовании традиционно связывают с проблемой готовности ребенка к школе. «Под психологической готовностью к школьному обучению понимается определенный уровень морфофункциональ-ного и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения» [1].

Готовность ребенка к школьному обучению — интегральная характеристика, в которую входит определенный уровень состояния здоровья и психофизического развития. Огромное значение при этом имеет личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие. Успешность адаптационных процессов к школьной среде связана с развитием моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др. Это в значительной мере определяется индивидуальным уровнем структурно-функционального созревания коры больших полушарий и регуляторных структур мозга. Для определения уровня готовности к школе используются методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций, психологического развития, состояния здоровья и функционального развития. Важно отметить, что готовность к обучению не является абсолютным показателем, не имеет нормативных критериев и зависит от требований школы, объема и интенсивности учебной нагрузки, условий, направленности и дифференцированности обучения и других условий» [1].

Практика школьного преподавания в начальных классах показывает, что у детей примерно к 6—7 годам формируется психологическая готовность к обучению, в которую включены следующие функциональные и организационные уровни:

— психический уровень связан с общим психическим развитием ребенка (мышление, внимание, память, восприятие, творческие способности, развитие мелкой моторики и т.д.);

— социальный уровень связан с дальнейшей социализацией ребенка (желанием учиться, умением общаться и ладить со сверстниками, умением выполнять тре-

бования учителя и окружающей социальной среды, умением сопереживать, адекватно реагировать на замечания и похвалу взрослых, сверстников и т.д.);

— физический уровень связан с общим физическим развитием ребенка (умением бегать, прыгать, выполнять различные двигательные упражнения и согласованные сложные манипуляции и т.д.).

При поступлении в начальную школу продолжается развитие ребенка. Однако сложности, с которыми младшие школьники могут столкнуться в процессе обучения, у всех будут разные, в зависимости от того, какие психофизические функции и уровень социализации у ребенка еще не были сформированы к школе и какие навыки и умения ему необходимо сформировать. Важно знать состояние и динамику адаптационных процессов у ребенка, необходимо выявить критерии приспособительных механизмов ребенка к школьной среде и выработать само понимание сущности адаптации к школе.

На сегодняшний день существует много определений понятия «адаптация», которая рассматривается в разных науках (в педагогике, социологии, психологии, медицине и т.д.). «Адаптация — это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; соответствующая психосоциальным нормам выстроенная система отношений и общения с окружающими, способность к обучению, труду к организации досуга и отдыха» [3].

Для выявления непосредственно возникающих сложностей в школе, имеющих комплексное значение, важно рассмотреть такое понятие, как «школьная дезадаптация», которое означает «невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Она часто проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, а также в поведении, не согласующимся с принятыми дисциплинарными нормами» [6].

Обозначим основные проявления и причины школьной дезадаптации в начальной школе.

Проявления школьной дезадаптации в начальных классах часто схожи с симптомами нервно-психических нарушений: грызение ногтей, дрожание конечностей, сосание пальцев (ручек), расстройства желудочно-кишечного тракта, уединенность, упрямство, лживость, конфликтность, неадекватные страхи, чувство неполноценности и т.п. Основными причинами школьной дезадаптации можно назвать комплекс проблем, в частности:

— длительное психическое лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма ребенка (депривация);

— социально-образовательную запущенность при поступлении в школу;

— психосоматическую ослабленность ребенка;

— задержку развития отдельных психических функций ребенка;

— нарушения формирования учебных навыков младшего школьника;

— двигательно-моторные нарушения (сложности письма, координация движений);

— эмоциональные расстройства (неумение контролировать психоэмоциональные проявления при межличностной коммуникации);

— сложности в мотивационной сфере (неумение учиться без поощрений и наказаний);

— нейродинамические нарушения (различные поражения головного мозга, которые отражается на функции речи, письма и умственных способностях ребенка);

— личностные и характерологические особенности детей.

Все эти причины имеют социальные и биологические источники их развития. Однако по-прежнему недооценивается роль состояния экологии окружающей среды. Часто в условиях большого города наблюдается рост числа детей, которые имеют хронические заболевания или функциональные отклонения. В крупных городах, где атмосфера имеет высокий уровень загрязнения, в структуре заболеваемости болезни органов дыхания занимают лидирующее место [2]. В мегаполисах чаще встречаются разные дезадаптационные отклонения в состоянии здоровья детей школьного возраста — атопический дерматит, бронхиальная астма, онкология различной локализации, почечная патология, неврологические заболевания [4]. Какой именно орган или система пострадает, зависит от состава промышленных выбросов: соли тяжелых металлов (свинец, мышьяк, кадмий, ртуть) оказывают нефротоксическое действие, фенолы — гепатотоксическое и нефротоксиче-ское, хлор поражает дыхательные пути и т.д.

Следствием серьезной проблемы загрязнения больших городов является рождение детей с хронической интоксикацией и с врожденными аномалиями мочеполовой, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системы. Если ребенок живет в экологически неблагополучном районе, у него высокая вероятность малых аномалий развития. При этом клиническая картина заболевания нечеткая. Так как клинические симптомы при хронической интоксикации неспецифичны, ребенка лечат, как правило, без учета причин, вызывающих заболевание.

Связь между степенью загрязнения воздушного бассейна и уровнем успеваемости и здоровья детей начальной школы подтверждают и наши исследования, проведенные в течение 2008—2011 гг. на территориях московских школ (школа № 126 Юго-Западного административного округа и школа 1989 Юго-Восточного административного округа), которые находятся в разных по экологическому состоянию районах столичного мегаполиса. Результаты свидетельствуют о том, что значительно худшее экологическое состояние Юго-Восточного административного округа (район промышленной зоны, станции аэрации, нефтеперерабатывающий завод) прямо отражалось на качестве и объеме усвоения школьной программы младших школьников образовательного учреждения № 1989 по сравнению их одноклассниками школы № 126.

Было выявлено, что ухудшение качества воздуха учебных помещений, которое напрямую было связано с качеством воздуха окружающей среды района, ведет к понижению показателей усвоения учебного материала у детей на 23—27%.

Другими факторами, способствующими снижению качества воздуха, являются новые материалы, особенно полимеры, использование множества электронных устройств и т.д. и плохая вентиляция помещений. Показатель качества воздуха в исследуемых школах показал превышение содержания экологических токсинов (фенольные соединения, сернистый ангидрид, PM10), так как в целях экономии эксплуатация и техническое обслуживание систем вентиляции проводятся на низком уровне.

Нами также отмечена связь между качеством воздуха и аллергическими заболеваниями младших школьников. Сравнительный анализ заболеваемости детей младшего школьного возраста двух школ показал увеличение на 39,7% аллергических заболеваний школьников Юго-Восточного административного округа (школа № 1989) по сравнению с учащимися школы № 126.

Наши исследования взаимосвязи между загрязнением воздуха, степенью усвоения учебного материала и состоянием здоровья школьников подтверждаются данными масштабных исследований, проводившихся в Скандинавии, где было обследовано более 11 тыс. детей. В Дании были проведены исследования среди детей в возрасте до 10 лет. Им были предложены стандартные школьные задачи, при этом качество воздуха в исследуемых помещениях оставалось без дополнительной фильтрации. В другой группе детей занятия проводились в классах, где были установлены системы воздухоочистки с новыми фильтрами. В результате исследований был сделан вывод: школьники, занимающиеся в помещениях с дополнительной эффективной фильтрацией воздуха, имели более высокие показатели успеваемости, в среднем на 20%. Ученые, проводившие комплексные исследования качества внутренней среды, подчеркивали также необходимость учета и оптимальной увлажненности воздуха (35—60%), так как в пересушенном воздухе интенсивнее идет выброс и накопление токсинов и аллергенов во внутреннюю среду помещений.

Наши результаты подтверждают исследование влияния промышленных загрязнений атмосферного воздуха на соматическое здоровье школьников г. Кемерово [5]. Исследования показали, что аллергические симптомы были связаны с загрязненностью воздуха в помещениях, где дети проводят большую часть дня.

Анализируя литературу по данной проблеме, можно сказать, что трудности адаптации ребенка к школьной среде или школьная дезадаптация часто рассматриваются узко (усиление важности только психологической готовности или рассмотрение социально-экономических условий проживания ребенка). Данную проблему необходимо рассматривать комплексно, с учетом условий экологического состояния окружающей среды.

Несмотря на все трудности ребенка в школе, организм и психика ребенка вырабатывают определенные реакции на возникающие трудности. Здесь важно создать те необходимые условия (биосоциальные, экологические), которые будут положительно сказываться на динамике адаптационного процесса младшего школьника.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Безруких М.М., Фабер Д.А. Психофизиология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

[2] Вепринцев В.В., Насыбуллина Г.М., Плотко Э.Г. Субъективная оценка родителями здоровья младших школьников и ее сопряженность с загрязнением воздуха в районе расположения предприятия черной металлургии // Уральский медицинский журнал. — 2007. — № 11. — С. 52—56.

[3] Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. — 2010.

[4] Кувичкина М.В., Гусарова С.Е. Формирование уровня физического здоровья и заболеваемость школьников в условиях техногенного загрязнения окружающей среды // Вестник Брянского государственного университета. — 2011. — № 4. — С. 177—179.

[5] Максимов С.А., Волобуева К.С., Зинчук С.Ф., Куракин М.С. Влияние промышленных загрязнений атмосферного воздуха на соматическое здоровье школьников г. Кемерово // Медицина в Кузбассе. — 2007. — № 2. — С. 35—38.

[6] Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

COMPOSED COMPONENTS OF THE SCHOOBOYS ADAPTATION IN THE CONDITION OF A BIG CITY

N.Yu. Sidelnikova

The Peoples' Friendship University of Russia

Podolskoe shosse, 8/5, Moscow, Russia, 113093

In article the problem area of school education — difficulties of schoolboys' adaptable processes is presented. The main manifestations and the reasons of a school desadaptation are given in elementary school in the conditions of ecology of the big city.

Key words: younger schoolboys, school desadaptation, ecology, urban environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.