Научная статья на тему 'Скульптор Андрей Гаврилович Гамулин. Новосибирский эпизод творческой биографии (по материалам Бердского историко-художественного музея)'

Скульптор Андрей Гаврилович Гамулин. Новосибирский эпизод творческой биографии (по материалам Бердского историко-художественного музея) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
453
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ГАМУЛИН / СКУЛЬПТОР / БУТАФОР / НОВОСИБИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Келина Ирина Сергеевна

Имя талантливого скульптора Андрея Гавриловича Гамулина незаслуженно забыто нами, его потомками. А между тем А.Г. Гамулин ученик иностранных мастеров Дигранжа и Обера, член Союза художников СССР (с 1933 г.), автор скульптурных композиций и барельефов, украсивших здания и парки во многих городах нашей страны. География его творчества очень широка: Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новокузнецк, Кемерово, Рубцовск, Прокопьевск, Алма-Ата. Сохранились следы его творческого пребывания и в столице Сибири Новосибирске. В работе предпринята попытка на основе богатого архивного материала из фондов Бердского историко-художественного музея показать наследие А.Г. Гамулина на примере сохранившихся объектов, воскресить мир художественных образов талантливого мастера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sculptor Andrey G. Gamulin. Novosibirsk Episode in His Creative Biography (Based on Materials of Berdsk Historical and Art Museum)

The name of a talented sculptor Andrey G. Gamulin is undeservedly forgotten by us. Meanwhile, A.G. Gamulin was a pupil of foreigner masters who were invited to Saint-Peterburg (Digranzh and Auber). Since 1993 he was a member of the Union of Soviet Artists. Gamulin became an author of sculptures for buildings and parks in Tomsk, Novokuznetsk, Kemerovo, Rubtsovsk, Prokopevsk, Alma-Ata, Novosibirsk and other cities of the USSR. The author of the article makes an attempt to show A.G. Gamulin’s heritage using archival materials of Berdsk Historical and Art Museum. Spme of the sculptures have been saved by now, so their images can help to revive artistic world of the talented master.

Текст научной работы на тему «Скульптор Андрей Гаврилович Гамулин. Новосибирский эпизод творческой биографии (по материалам Бердского историко-художественного музея)»

ББК: 85.133(2)

И.С. Келина, г. Бердск (Новосибирская область)

Скульптор Андрей Гаврилович Гамулин. Новосибирский эпизод творческой биографии (по материалам Бердского историко-художественного музея)

Аннотация

Имя талантливого скульптора Андрея Гавриловича Гамулина незаслуженно забыто нами, его потомками. А между тем А.Г. Гамулин — ученик иностранных мастеров Дигранжа и Обера, член Союза художников СССР (с 1933 г.), автор скульптурных композиций и барельефов, украсивших здания и парки во многих городах нашей страны. География его творчества очень широка: Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новокузнецк, Кемерово, Рубцовск, Прокопьевск, Алма-Ата. Сохранились следы его творческого пребывания и в столице Сибири — Новосибирске. В работе предпринята попытка на основе богатого архивного материала из фондов Бердского историко-художественного музея показать наследие А.Г. Гамулина на примере сохранившихся объектов, воскресить мир художественных образов талантливого мастера.

Ключевые слова: Андрей Гаврилович Гамулин, скульптор, бутафор, Новосибирский театр оперы и балета.

Всякое знание не обременяет человека, а наоборот, ему легче ориентироваться в некоторых случаях.

А.Г. Гамулин

В 2014 г. исполняется 45 лет со дня смерти Андрея Гавриловича Гамулина — талантливого скульптора, имя которого незаслуженно забыто нами, его потомками. Памятная дата позволяет еще раз привлечь внимание к этой незаурядной личности.

Человек, чье имя внесено во Всемирный лексикон художников, изданный в Лейпциге в 2006 г., ученик иностранных мастеров Дигранжа и Обера, член Союза художников СССР (с 1933 г.), автор скульптурных композиций и барельефов, украсивших здания и парки во многих городах нашей страны. География его творчества очень широка: Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новокузнецк, Кемерово, Рубцовск, Прокопьевск, Алма-Ата. Сохранились следы его творческого пребывания и в столице Сибири — Новосибирске. Но знают ли об этом жители современного мегаполиса?

В Бердском музее хранится архив Гамулина, состоящий из документов, грамот, характеристик, фотографий, личных вещей. Все это передала его младшая дочь Антонина Андреевна уже после смерти отца. Особый интерес представляет рукопись воспоминаний Андрея Гавриловича и альбом с удивительными фотографиями авторских работ, иллюстрирующими широту творческой географии замечательного скульптора.

Вся жизнь Андрея Гавриловича, его творческий путь, полный встреч с известнейшими мастерами своего времени, у которых ему посчастливилось учиться, вполне может стать основой книги о том, как, несмотря на все трудности жизни, развивался его самобытный талант, приобретая новые формы и оттачивая грани мастерства. Тринадцатилетний мальчик из крестьянской семьи Тверской губернии попадает в Петербург, где в мастерских известнейших художников и скульпторов получает знания и опыт, которые раскрыли его талант, послужили хорошей школой и руководством в дальнейшей работе.

Андрей Гаврилович Гамулин родился 2 сентября 1882 г. в селе Заручье Тверской губернии. Кроме него в семье было еще трое детей. По воспоминаниям Андрея Гавриловича, жили бедно, отца он лишился рано. После окончания сельской школы мальчиков было принято увозить в город и отдавать в учение, чтобы они знали какое-то ремесло. Таким образом и Андрей Гамулин оказался

в Петербурге, куда его увез сосед, лепщик по профессии. «Он увез меня в Петербург и определил в скульптурную мастерскую сроком на 5 лет» [1]. Это время было для Андрея Гавриловича очень плодотворным в плане расширения кругозора, знакомства с мастерами, в нем подспудно шел процесс накопления знаний об искусстве, формировался художник. «Хозяин мастерской приглашал иногда на временную работу известных мастеров и мы, ученики, зорко наблюдали за их работой и учились у них» [1, с. 2].

В 1902 г. Андрей Гаврилович продолжил обучение в мастерской художника Дигранжа, которого описывает в своих воспоминаниях как хорошего рисовальщика и орнаментиста, знающего историю искусств и пользующегося большим доверием в аристократических кругах Петербурга. «Знания, которые я приобрел у Дигранжа, послужили мне на пользу через десятки лет» [1, с. 3].

У Дигранжа Гамулин проработал несколько лет, а потом попал в частную бутафорскую мастерскую итальянца Кроччи. Пребывание в этой мастерской, по словам Гамулина, «было хорошей школой, дало новые знания и через много лет было хорошим руководством при работе в театрах Томска, Новосибирска и других городов» [1, с. 5].

Характеризуя личность талантливого мастера, стоить отметить, что он постоянно чему-то учился, пробовал себя в разных техниках и направлениях, и все знания, которые получал, развивал в себе и применял на практике. Так было и в мастерской Обера — скульптора-анималиста, у которого в 1909 г. Гамулин работал и учился: «Здесь я работал как орнаменталист, но, находясь среди скульптур животного мира, я наблюдал, и для меня это было новое открытие. Я решил работать и учиться в этом направлении» [1, с. 7].

Во время пребывания в Петербурге Гамулин не только учился, но также «работал на ответственных работах по реставрации скульптур и орнаментов в Павловском и Мраморном дворцах, принимал участие в лепке моделей решетки сада Зимнего дворца». Ему довелось отделывать лепниной дома петербургских аристократов и даже участвовать в сооружении памятника Александру III, для которого Гамулиным были выполнены модели канделябров и скульптурные детали, размещенные на постаменте памятника [1, с. 10]. Огромный опыт, который приобрел Гамулин в Петербурге, расширил диапазон его творческих возможностей и позволил реализоваться ему как художнику, скульптору, бутафору, декоратору, в каждой работе которого просматривается самобытный талант и высокое мастерство.

После 1918 г. семья Гамулиных переезжает в Сибирь. Работа в сибирских городах — это особый этап в творческом росте Андрея Гавриловича — именно здесь он приобрел простор для воплощения своих идей, именно здесь были востребованы его опыт и знания. Он много занимается декоративно-оформительской работой. Получает заказы из соседних городов и выполняет их. Работает Гамулин плодотворно, стабильно. Монументальные композиции и выразительные рельефы Гамулина украшали улицы, площади и здания многих городов. Среди них — фонтан «Бурильщики» в Сталинске (Новокузнецке), барельефы Ленина и Сталина в Кемерово, композиция на тему национальных сюжетов для фасада Алма-Атинского театра оперы и балета.

В 1928 г. Андрей Гаврилович Гамулин приехал в Новосибирск, где ему предложили работу в театре «Красный факел». В справке, датированной 1935 г., говорится о том, что «товарищ Гамулин работал в Новосибирском Сибгостеатре «Красный факел» в качестве скульптора-бутафора с 15.IX.28 г. по 20.II.1935 г. За время его работы в С.Г.Т. относился честно, добросовестно к работе производственной, так же и общественной. Был ударником, премирован. И является членом Райсовета Дзержинского района» [4].

30 ноября 1934 г. в Новосибирске открылась вторая Западно-Сибирская краевая художественная выставка, на которой среди прочих были представлены и работы Андрея Гавриловича Гамулина. В Бердском музее хранится книга отзывов с этой выставки, в которой особо отмечен представленный на ней бронзовый письменный прибор на тему басен И.А. Крылова. Этот прибор, состоящий из 12 предметов, был выполнен мастером в 1913 г. и до 1930 г. находился у частного лица в Петербурге. Зрители высоко оценили произведение скульптора: «Нечего и говорить, что бронзовая иллюстрация Гамулина заслуживает самой восторженной оценки...». Некоторые высказывались о необходимости массового выпуска подобных изделий: «Работа Гамулина оставляет впечатление своей содержательностью исполнения, хорошо бы отливку его работы произвести в массовом про-

изводстве, они украсили бы письменный стол всякого культурного человека» [3].

В 1949 г. скульптор принял решение подарить письменный прибор на сюжет басен И.А. Крылова И.В. Сталину. Как отмечает в своей статье заведующая отделом металла ГИМ, кандидат исторических наук Л.А. Дементьева, «этот подарок был более чем удачен — басни Крылова были в числе любимых произведений Сталина» [2]. Комиссия Новосибирского Союза советских художников в составе М.А. Мочалова, В.В. Титкова, Л.Н. Огибенина, А.Н. Фокина, скульптора В.Ф. Штейн и представителя газеты «Советская Сибирь» В.В. Лаврентьева ознакомилась с письменным прибором, отметив его уникальность, интересный замысел и художественную трактовку: «Письменный прибор исполнен на достаточном профессионально-художественном уровне. Тов. Гамулин свой творческий труд «Письменный прибор» решил преподнести в дар И.В. Сталину в день его семидесятилетия. Со своей стороны комиссия, осмотрев работы скульптора Гамулина, приветствует и одобряет его начинание и подарок» [5]. Так прибор оказался на выставке подарков И.В. Сталину, а позднее — в коллекции бронзы отдела металла Государственного исторического музея, где хранится в настоящее время. В фондах Бердского музея находится тринадцатый предмет из этого письменного прибора — бронзовый нож для разрезания бумаги, по мотивам басни «Слон и Моська», который по неизвестным причинам не был отправлен в Москву. Со слов внука скульптора, Анатолия Викторовича Житковского, который проживает в Бердске, этот нож просто не понравился его деду, так как уровень художественного исполнения предмета, по мнению Гамулина, был не очень высок и мог испортить общее впечатление от гарнитура.

С 1944 г. А.Г. Гамулин работал в Новосибирском театре оперы и балета. Как пишет он в своих воспоминаниях, «здесь заканчивалось строительство оперного театра, и к его открытию мною были сделаны барельефы, вазы, канделябры и статуи для спектаклей. Для фойе были сделаны бюсты композиторов Чайковского, Мусоргского и Глинки» [1, с. 11]. В 1945 г. Гамулин был награжден почетной грамотой Новосибирского горисполкома за активное участие в создании художественного оформления Новосибирского театра оперы и балета. Такую же грамоту он получил через два года за участие в оформлении балета «Доктор Айболит».

Роль производственных коллективов театра была так же важна, как и творческих. Все, что требовалось для спектаклей, делалось прямо в здании театра. Большинство пришедших сюда молодых людей не знало специфики театрального производства, многие не имели никакой профессии. Работая в театральной бутафорской мастерской, Гамулин раскрылся как талантливый педагог, ставший для многих первым практическим учителем скульптуры.

Среди монументальных работ мастера стоит отметить статую «Пилот», созданную для клуба аэропорта, скульптурные композиции «Партизаны», «В дни революции» для Дома офицеров, статуи «Штурвальный комбайна», «На производстве», барельефы с изображением Гоголя на выставку, Луначарского для Книгоцентра и многое другое. В Новосибирске А.Г. Гамулин оставил свой след и как крупнейший мастер декоративно-прикладной архитектурной лепки: многочисленные капители, барельефы, лепные плафоны, которые создавали особую утонченность и изысканность внутреннего декора. Гамулин участвовал в оформлении вестибюля медицинского института; им были подготовлены гипсовые эмблемы для оформления топографического техникума.

Последние годы своей жизни Андрей Гаврилович Гамулин жил в г. Бердске у своей младшей дочери. Умер он 1969 г.

Знакомство с творчеством А.Г. Гамулина и его судьбой раскрывает нам личность человека импульсивного, увлекающегося, каждую работу которого отличает талант и высокое стремление к совершенству. К сожалению, творческое наследие мастера сохранилось лишь в незначительной мере. В коллекции Бердского музея оно представлено единичными образцами — это гипсовые панно «Фрукты» и «Цветы», бронзовый нож «Слон и Моська» из письменного гарнитура, пластилиновая скульптура «Горький на Капри». Некоторые работы находятся в Новой Зеландии, куда они были вывезены правнучками Андрея Гавриловича, совсем немногое хранится в семье Житковских.

На сегодняшний день сотрудники музея пытаются сохранить имя талантливого скульптора не только в истории г. Бердска, но и тех городов, в которых он работал, где осталось его творческое наследие. Есть идея создания виртуальной экспозиции, которая будет охватывать все места его творческого пребывания, с возможностью видеть сохранившиеся объекты, общаться, обмениваться

новыми сведениями и рассказывать об этом творческом человеке. Имя Андрея Гавриловича Гамулина не так хорошо известно людям, как он того заслуживает. Помимо этого в г. Бердске скоро появится мемориальная доска на доме, в котором последние годы жил скульптор.

К сожалению, большинство работ Андрея Гавриловича не сохранилось, но в памяти нашей, в исторической памяти тех городов, в которых он трудился, это имя должно остаться, в том числе и в летописи Новосибирска — города, с которым Гамулина связывали многие годы творческой деятельности.

Рис. 1. Андрей Гаврилович Гамулин Рис. 2. Бюст М.П. Мусоргского

для фойе Новосибирского театра оперы и балета

Рис. 3. Скульптура «Горький на Капри». Пластилин

Рис. 4. Письменный прибор на тему басен И. Крылова. Бронза. 1913 г.

Рис. 5. Нож для разрезания бумаги на тему басни «Слон и Моська». Бронза. 1913 г.

Рис. 6. Фрагменты декоративно-прикладной архитектурной лепки

Список использованных источников

1. Воспоминания А.Г. Гамулина. Архив Бердского историко-художественного музея.

2. Дементьева Л.А. Басни И.А. Крылова в бронзе // Горный журнал. Цветные металлы. Черные металлы. Обогащение руд. — 2008 г. — Специальный выпуск, посвященный Государственному историческому музею. — С. 53.

3. Отзывы о работе А.Г. Гамулина со Второй Краевой выставки живописи и скульптуры. Архив Бердского историко-художественного музея.

4. Справка № 00-2 на имя А.Г. Гамулина из местного комитета СИБГОСТЕАТРА «Красный Факел» от 02.03.1935 г. Архив Бердского историко-художественного музея.

5. Справка секретарю Новосибирского Областного комитета ВКП (б) тов. И.Д. Яковлеву от комиссии Новосибирского союза советских художников о письменном приборе А.Г. Гамулина. 1949 г. Архив Бердского историко-художественного музея.

УДК 93 + 931.1 ББК 6.3 +63.3 (2)

В.С. Кузеванов, г. Омск Научный руководитель: В.Г. Рыженко

Формирование Омского отделения Союза советских архитекторов

в 1930-1950-е гг.21

Аннотация

Архитектурные творческие объединения попадают в поле исследователей исторического профиля крайне редко, тем более региональные отделения крупных общественных организаций. Омское отделение Союза советских архитекторов впервые становится предметом специального исследования. В статье представлены сведения об Омском отделении ССА СССР, которые удалось найти в столичном и региональных архивах. Особое внимание уделяется деятельности архитекторов по функционированию отделения и активному участию членов Союза в архитектурной жизни региона.

Ключевые слова: Союз советских архитекторов, творческие объединения, сибирские архитекторы, советская архитектура, местные отделения Союза архитекторов.

На современном этапе развития интеллигентоведения существуют такие отряды технической интеллигенции, для которых требуется специальные подходы изучения. Одним из таких отрядов являются архитекторы-проектировщики. С одной стороны, профессионально архитекторы близки к строительным инженерам, поэтому их можно отнести к инженерно-технической группе. С другой стороны, не стоит забывать о творческом начале профессии. С учетом этих двух факторов в данной работе предлагается рассматривать деятельность архитекторов через призму социальной истории.

Общественные организации, созданные на профессиональной основе, могут стать уникальным объектом для социальной истории культуры. Профессиональная деятельность непосредственно обусловлена многими моментами: от идеологического настроения в коллективе до повседневной атмосферы. Общественное объединение - более свободная интеграция коллег по профессии, так как вступление в подобное сообщество носит добровольный характер, в особенности в регионе, а не в столице. Директивное создание омского объединения нежизнеспособно в автономном режиме, так как нужен центр создания. Сам факт создания организации в определенный исторический период

21 Работа выполнена при финансовой поддержке по гранту МУ-2/2014.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.