Д. Д. Новгородова
СКРЫТЫЙ ГЕРОЙ. INVISIBLE HERITAGE
В статье приведена идентификация латинского эпиграфа к Каталогу Гревингка (1846) - одного из Минеральных каталогов Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН,). По сохранившимся источникам дается краткий очерк развития отношений человека и «миря камня» в истории Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН.
Ключевые слова: Константин Гревингк, Минеральный кабинет, Минералогический музей Ферсмана, история минералогии, минеральный каталог.
Самый ранний том рукописного Каталога Гревингка1 (1846) из архива Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН начинается латинским эпиграфом:
«Multum egerunt, qui ante nos fuerunt, sed non peregerunt [Sen. epist. 64, 9, 1-2]; multum adhuc restât operis, multimque restabit, nec ulli conservatori Musei h. mineralogici [italic - DN] praecludetur occasion aliquid adhuc adijciendi [Sen. epist. 64, 7, 5-7]. Die XV m. Martis MDCCCXLVIII» (Grewingk Band IV 1846: 1) (Гебель: 2).
Автору статьи удалось обнаружить источник цитаты. Молодой ученый Константин Гревингк, только приступивший к работе хранителя Минералогического музея Императорской академии наук, соединил вместе две фразы Сенеки из «Нравственных писем к Луцилию» и от себя добавил к ним нового «героя» -хранителя Императорского минералогического музея.
Появление подобного эпиграфа в музейном каталоге (по сути инвентарной книге), среди немецких названий минералов и горных пород, перечня витрин и шкафов, библиографических отсылок к минералогическим статьям - этого бесконечного космоса музейной работы (учета, сверки, этикетажа etc.) - способно тронуть любого музейного сотрудника. Не случайно спустя
1 Гревингк, Константин Иванович (Constantin Caspar Andréas von Grewingk, 1819-1887) - геолог и минералог, выпускник Дерптского университета (1842), защитивший докторскую диссертацию в Йене (1843), ученый хранитель Минералогического музея Императорской академии наук (1846-1854), профессор геологии и минералогии в Дерпте (с 1854), академик Императорской академии наук.
двадцать лет другой хранитель Минералогического музея2 аккуратно переписал цитату в свою первую рабочую тетрадь (поставив под ней имя своего предшественника - Constantinus Gre-wingk) (Гебель: 2).
«Посторонние» личные записи, тем более такие эмоциональные, и не на полях, а вынесенные в эпиграф, совершенно не характерны для служебных архивов Минералогического музея РАН, и в частности, для каталогов. «Минеральные каталоги», нумерованные списки минералогической коллекции Минерального кабинета Кунсткамеры (а позже и коллекции Минералогического музея академии наук) писались на латинском, немецком, русском языках; в разное время информация в них структурировалась по-разному, однако с самого начала правилом для каталожных записей стал формат таблицы (в самом простом случае это графа порядкового номера и графа с описанием образца). Каталог Георги единственный начинается с предисловия, в котором кратко изложена история музейного собрания (Index 1786-1789), но все остальные ограничиваются только заглавием.
Каталог Гревингка замечателен и во многих других отношениях, но его всестороннее описание требует отдельного исследования. Необычность записи Гревингка, открывающей каталог, и удивление, которое она вызывает, заставляют задуматься о том, что такое минералогический музей и какое место в нем занимает человек.
Непосредственность и свежесть записи молодого Гревингка отсылают нас к самому началу истории минералогического музея и самой науки минералогия в России. Первая опись коллекции Минерального кабинета Кунсткамеры, Минеральный каталог 1745 года (Catalogus minerarum 1745; Ломоносов 1954), написан очень увлекательно и очень пристрастно. У составителей каталога не вызывала никаких сомнений уместность в описаниях минералогических раритетов ссылок на научные труды предшественников, собственных оценок и мнений о ценности того или иного образца, иногда довольно неожиданных сравнений (неожиданных, но точных - яркость описания образцов в Минеральном каталоге до сих пор вызывает восхищение): «Vertebrae balaenarum, panem petrefactum referents» (Ломоносов
2 Гебель, Адольф Фридеманович (Friedemann Adolph Goebel, 18261895) - геолог, с 1861 год ученый хранитель Минералогического музея Императорской академии наук.
1954: 55) - в русском переводе «Позвонки китовы наподобие гнилого хлеба» (Ломоносов 1954: 225). В Минеральном каталоге минералы не просто хорошо описаны и точно названы, о многих из них рассказывается - и рассказывается мастерски.
Эта особенность, в свою очередь, напоминает о статьях в Примечаниях к Санкт-Петербургским ведомостям; один из составителей Минерального каталога И. Г. Гмелин был его активным автором. Научные статьи в этом журнале насыщены ссылками на имена и сочинения современных и древних авторов, и написаны столь живым и увлекательным языком, что читать их и сейчас - удовольствие. Например, статья «О морских червях», от которой не ждешь ничего особенного и просматриваешь по необходимости, начинается как хороший приключенческий роман: «Морские черви в наибольшем презрении между всеми прочими не секомыми гадинами имеются, и им редко такая честь делается, чтоб о них кто говорил или писал; Но они в Голландии о себе говорить, писать и стараться больше заставили, нежели как бы то сильный неприятель учинить мог» (О морских червях 1733: 109). Примечательны и следы научных скандалов и сплетен в статьях: в многочисленных ссылках на труды ученого иезуита Атанасия Кирхера нередки едкие комментарии, например «можно ли Кирхерианскому кабинету совершенно поверить, в разсуждении того, что оной уже во многих обманствах обличен?» (Триполитанское известие 1729: 47).
Однако «человеческое» довольно быстро начинает исчезать из мира камней и науки о минералах: «простым человеческим чувствам» - прекрасного, смешного, любопытного, страшного -минералогия больше ничего не говорит. Функциональность и назначение минеральных каталогов также меняются: сначала это почти энциклопедии с отсылками к научным трудам и знаменитым примерам, затем - строгая опись предметов.
В 1779 году И. Бакмейстер описывает экспозицию Минеральных кабинетов Кунсткамеры (после пожара 1747 года Кунсткамера была устроена по новому, минералогическая коллекция расширилась и занимала уже три «особенных кабинета») и замечает: «Но как сии предметы больше обращают на себя внимание знатока, нежели прельщают взор простых зрителей [выделено - ДН]; то для красы за благо признано укласть потолок обоих сих покоев раковинами и минералами наподобие цветных пучков, водометов и других прикрашенных золотом» (Бакмейстер 1779: 165). Этот же прием используется в
экспозиции минералогической коллекции Кунсткамеры и спустя пятнадцать лет (к причудливым украшениям на потолке минеральных кабинетов к тому времени был добавлен специально «составленный из разных раковин и морских каменнорастений ниш, подобие грота представляющий» (Беляев 1793: 78). К концу XVIII века минералогическая экспозиция Кунсткамеры уже привычно разделяется на две части: для знатоков и для «простых зрителей»; полагается, что в части профессиональной нет и не может быть ничего интересного не минералогу. Такое разделение в минералогических музеях неявно сохраняется и до сегодняшнего дня: в обыденном сознании укоренилось представление о красоте того или иного экспоната как его единственной ценности, однако это, конечно, не так. Уже в XVIII веке понимали, что «тайна» камня заключена у него внутри. Образцы минералогического музея - это не просто «самые красивые камни в мире», но только специалист способен увидеть структуру и оценить смысл научной экспозиции целиком.
Постепенное изменение стиля описаний, хорошо прослеживаемое в эволюции «минеральных каталогов» Кунсткамеры, показывает как происходило разделение мира человека и мира камня. Язык и строй описания, такой живой в Минеральном каталоге 1745 года, сменяется все более лаконичными записями, обращенными исключительно к специалистам, понимающим «язык минералогии».
Меняются и пространственно-временные элементы описаний. В то время указания на географическое место и время находки становятся все более значимыми, появляются все более точные указания на месторождения, от ранних к поздним каталогам география человека довольно быстро замещается географией минерала, место названий городов занимают названия месторождений, а исторические ссылки - почти исчезают.
То же - с именами. Минералогическая терминология развивается и оттачивается, названий минералов становится все больше (все больше новых открывается, появляются их разновидности, хранители начинают заботиться о широком охвате и полноте коллекции), имен людей - все меньше (включая дарителей и коллекционеров; хотя у Севергина в его Обозрении и встречаются отсылки к именам, но они, если можно так выразиться, носят «политический», а не систематический характер: Севергин упоминает только известные имена). Также
исчезают ссылки на сторонние источники, и, конечно, упомянуть при описании образца какую-нибудь идею или рассказать историю - становится и вовсе неуместным.
Академику Севергину принадлежит очень красивая и наиболее артикулированная концепция минералогического (и шире - естественнонаучного) музея: «Созерцание природы, раз-сматривание различных ея произведений, прилежное вникание в качества их и виды, составляет упражнение коль приятное, толь и полезное для всякого людей состояния. Но чтобы объять всю оных обширность, для того потребно предпринимать либо многотрудныя и отдаленныя путешествия, либо иметь собрания оных, расположенныя в приличном порядке, с показанием рода их, вида, названия, отличия от других, и места рождения. Но как первое не для всякого удобовозможно; то явствует, коль драгоценны должны быть сии последния, то есть сохраняемыя их собрания. Оныя, можно сказать, составляют в Естественной Истории почти тоже, что Географическия карты в землеописании, ибо как по сим последним усматриваем мы на небольших листах обширныя земель пространства с городами их, селами, деревнями, реками, озерами, морями и пр. Так в правильно расположенном собрании естественных тел обозреваем мы как бы единым взглядом, произведения почти всего земнаго шара с отличиями их, изменениями по климату, по месторождению, по местоположению, по влиянию почвы, и пр. Что сказано здесь о естественных телах вообще, то разуметь должно в особенности о ископаемых телах» (Севергин 1814: 3-5).
Но на этой карте минерального мира - в минералогическом музее - нет человека. С XVIII века и до сегодняшнего дня основной принцип экспозиции минералогического музея - систематический, согласно принятой минералогической классификации (всеобщей системе минералов - той или иной). На всем протяжении XVIII века логика минералогии постепенно вытесняла из концепции минералогического музея логику гуманитарную; также постепенно приходило понимание того, что мир минералов - мир особый, «не человеческий». Царство камня -это, конечно, царство смерти. Минеральное вещество - не просто не живое, оно враждебно живому (по известной догадке кристаллографа академика Н. В. Белова пятерной симметрией, невозможной в минеральном мире, живое защищается от окаменения, кристаллизации - агрессии минерального вещества). Камни,
растущие в человеке: камни почек и желчного пузыря, зубной камень etc. - знаки болезни.
Живое потеряло свое место в Минеральном царстве (в XVIII веке это место было неоспоримо, ученый иезуит Атанасий Кирхер находил естественным описывать в своем знаменитом геологическом сочинении (Kircher 1664-1665), не только окаменелости, вулканы и минералы, но и живых обитателей Подземного мира: людей, животных, демонов). Может быть поэтому минералогические и геологические исследования перестали быть приключениями, опасными для жизни (они остались приключениями ума - но немногих образованных лиц).
Впервые соединил эти два мира - человека и камня - академик и директор Минералогического музея А. Е. Ферсман (его знаменитое издание «Очерки по истории камня» стало настольной книгой в каждом музее геолого-минералогического профиля). До него в минералогическом музее история коллекций не была предметом специального изучения. Примечательно, что даже ссылки на более ранние описания конкретных образцов в музейных же каталогах и на источники поступления встречаются только дважды - в каталогах Георги (Index 1786-1789 ) и Гревингка (Grewingk Band I-IV 1846-1857). И. Г. Георги помещает в каталог специальную графу с названием старого каталога и ссылкой на номер образца в нем; также Георги разработал систему буквенных отсылок к каталогам, которые он, и позже К. И. Гревингк, использовали на музейных этикетках (на некоторых старых этикетках такие обозначения сохранились и до сегодняшнего дня).
Константин Гревингк приложил много усилий к тому, чтобы разобрать коллекции музея и каждый образец снабдить ссылкой к определенному собранию и человеку. В четырехтомном рукописном Каталоге Гревингка есть очерк истории музея, библиография научных работ по минералогии и ссылки на научные источники, история поступления в музей в составе частных коллекций, планы экспозиции, перечень хранителей музея, их подписи и даже образцы музейных номеров и этикеток, относящихся к разным периодам истории. Эта работа не была доведена до публикации. Исследования истории музея продолжил А. Ф. Гебель, однако так же не довел до конца. В настоящее время количество статей, посвященных истории Минералогического музея РАН и истории его коллекций (в том числе и малоизвестных) постоянно растет. «Невидимое наследие» -
проблеск человеческого в мире камня; произвола, выбора и свободы в царстве строгих законов - очевидно, является одним из самых удивительных и неоцененных сокровищ в обширном и знаменитом собрании Минералогического музея РАН. На фоне серьезных минералогических изысканий гуманитарные исследования становятся естественной и неотъемлемой частью музейной работы, однако до появления цитат из Луция Аннея Сенеки в наших каталогах - еще долгий путь.
Литература
Catalogus minerarum 1745 - Catalogus minerarum // Musei Imperialis Petropolitani Vol. 1, Ps. 3: Qua continentur res naturalis ex regno minerali. СПб.: Typis Academiae scientiarum Petropolitanae, 17411745. Vol. 1. Ps. 3. 1745. Grewingk Band I 1854-1857 - Grewingk C. I. Band I. Das Mineralogische Museum der Academie der Wissenschaften in St. Petersurg. 1854-1857 // Архив Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Дело б/н. 70 л.
Grewingk Band II 1846 - Grewingk C. I. Band II. Das Kaiserlich -Russische Mineralogische Museum der Academie der Wissenschaften in St. Petersburg. August 1846 // Архив Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Дело б/н. 90 л. Grewingk Band III - Grewingk C. I. Band III. Beschreibung der in den Mittelschraenken unter Glas befindlichen Schaustusen // Архив Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Дело б/н. 39 л. Grewingk Band IV 1846 - Grewingk C. I. Band IV. Allgemeine Ausnahme des Mineralien Cabinets der K. R. Akademi d. Wissenschaften in St. Petersurg. 1846 // Архив Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Дело б/н. 78 л. Index 1786-1789 - Index Lithophylacei Rossici Musei Academiae scienta-rum Petropolitanae. Georgi's Katalog der russischen Mineralien und Gesteine (1786-1789), Copie des Georgischen Originale) // Архив Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Д. б/н. 50 л. Kircher 1664-1665 - Kircher Athanasius. Mundus subterraneus. T. 1-2. Amstedoldami: Joannem Jansonium & Elizeum Weyerstraten, 16641665.
Бакмейстер 1779 - Бакмейстер И. Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и Истории Натуральной Санктпетербургской Императорской Академии Наук, изданной на французском языке Иоганном Бакмейстером Подбиблиотекарем Академии Наук, а на Российский язык переведенной Василием Костыговым. СПб.: Типография морского шляхетского кадетского Корпуса. 1779. 191 c. Беляев 1793 - Беляев О. П. Кабинет Петра Великаго или Подробное и обстоятельное описание восковаго его величества изображения, военной и гражданской одежды, собственноручных его изделий и прочих достопамятных вещей, лично великому сему монарху принадлежавших, ныне в Санктпетербургской императорской кунст-
камере сохраняющихся: С присовокуплением к ним достоверных известий и любопытных сказаний / Издано трудами и иждивением надзирателя Императорския Кунст-камеры Осипа Беляева. Ч. 1. СПб.: При Императорской Академии наук, 1793. Гебель - Гебель А.Ф. Сведения, собранные Гебелем о минералогических коллекциях, поступивших в Академию наук с XVIII по 1872 год. Материалы для истории Минералогического музея // СПб филиал Архива РАН. Ф. 25. Оп. 1. № 144. 96 л. Ломоносов 1954 - Ломоносов М.В. Минеральный каталог //Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 5. Труды по минералогии, металлургии и горному делу 1741-1763 гг. М.; Л.: Изд. АН СССР. 1954. С. 7-241.
Новгородова 2011 - Новгородова Д. Д. Три каталога из Архива Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН // Новые данные о минералах. Издание Минералогического Музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Вып 46. М., 2011. C. 114-123. Новгородова 2013 - Новгородова Д. Д. От Музея Готтвальда к Минеральному каталогу Кунсткамеры // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XVII (чтения памяти И. М. Трон-ского). Материалы Международной конференции, проходившей 24-26 июня 2013 г. / Отв. редактор Н. Н. Казанский. СПб.: Наука, 2013. С. 636-653.
Триполитанское известие 1729 - Триполитанское известие о превращении города в камень // Исторические, Генеологические и Географические Примечания в Ведомостях... 1729 года. Части: VI -с. 22-24; VII - с. 25-28; XII - с. 45-48. В Санктпетербурге. 1729. О морских червях // Примечания на Ведомости. 1733 года. Части
XXVIII-XXXIII - с. 109-134. В Санктпетербурге. 1733. Севергин 1814 - Севергин В. М. Обозрение Минерального кабинета Императорской Академии наук // Технологический журнал. СПб.: при Имп. акад. наук. 1814. Т. 11. Ч. 1. С. 3-115.
D. D. Novgorodova. A concealed hero. Invisible heritage
The article gives the identification of the Latin epigraph in one of the catalogue of the Fersman Mineralogical museum RAS - The Grewingk Catalog ( 1846). The article talks about the unexpected Latin epigraph as a rare manifestation humanity in the world of stone. By surviving sources the author gives a brief outline of the development of relations of human and «the world of stone» in the history of the Fersman Mineralogical Museum RAS.
Key words: Constantin Grewingk, Mineral cabinet, Fersman mineralo-gical museum, history of the mineralogy, Mineral catalogue