Научная статья на тему 'Скрытый герой. Invisible heritage'

Скрытый герой. Invisible heritage Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТАНТИН ГРЕВИНГК / МИНЕРАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ / МИНЕРАЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ФЕРСМАНА / ИСТОРИЯ МИНЕРАЛОГИИ / МИНЕРАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ / CONSTANTIN GREWINGK / MINERAL CABINET / FERSMAN MINERALO- GICAL MUSEUM / HISTORY OF THE MINERALOGY / MINERAL CATALOGUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новгородова Дарья Дмитриевна

В статье приведена идентификация латинского эпиграфа к Каталогу Гревингка (1846) одного из Минеральных каталогов Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН,). По сохранившимся источникам дается краткий очерк развития отношений человека и «миря камня» в истории Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Новгородова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A concealed hero. Invisible heritage

The article gives the identification of the Latin epigraph in one of the catalogue of the Fersman Mineralogical museum RAS The Grewingk Catalog ( 1846). The article talks about the unexpected Latin epigraph as a rare manifestation humanity in the world of stone. By surviving sources the author gives a brief outline of the development of relations of human and «the world of stone» in the history of the Fersman Mineralogical Museum RAS.

Текст научной работы на тему «Скрытый герой. Invisible heritage»

Д. Д. Новгородова

СКРЫТЫЙ ГЕРОЙ. INVISIBLE HERITAGE

В статье приведена идентификация латинского эпиграфа к Каталогу Гревингка (1846) - одного из Минеральных каталогов Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН,). По сохранившимся источникам дается краткий очерк развития отношений человека и «миря камня» в истории Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН.

Ключевые слова: Константин Гревингк, Минеральный кабинет, Минералогический музей Ферсмана, история минералогии, минеральный каталог.

Самый ранний том рукописного Каталога Гревингка1 (1846) из архива Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН начинается латинским эпиграфом:

«Multum egerunt, qui ante nos fuerunt, sed non peregerunt [Sen. epist. 64, 9, 1-2]; multum adhuc restât operis, multimque restabit, nec ulli conservatori Musei h. mineralogici [italic - DN] praecludetur occasion aliquid adhuc adijciendi [Sen. epist. 64, 7, 5-7]. Die XV m. Martis MDCCCXLVIII» (Grewingk Band IV 1846: 1) (Гебель: 2).

Автору статьи удалось обнаружить источник цитаты. Молодой ученый Константин Гревингк, только приступивший к работе хранителя Минералогического музея Императорской академии наук, соединил вместе две фразы Сенеки из «Нравственных писем к Луцилию» и от себя добавил к ним нового «героя» -хранителя Императорского минералогического музея.

Появление подобного эпиграфа в музейном каталоге (по сути инвентарной книге), среди немецких названий минералов и горных пород, перечня витрин и шкафов, библиографических отсылок к минералогическим статьям - этого бесконечного космоса музейной работы (учета, сверки, этикетажа etc.) - способно тронуть любого музейного сотрудника. Не случайно спустя

1 Гревингк, Константин Иванович (Constantin Caspar Andréas von Grewingk, 1819-1887) - геолог и минералог, выпускник Дерптского университета (1842), защитивший докторскую диссертацию в Йене (1843), ученый хранитель Минералогического музея Императорской академии наук (1846-1854), профессор геологии и минералогии в Дерпте (с 1854), академик Императорской академии наук.

двадцать лет другой хранитель Минералогического музея2 аккуратно переписал цитату в свою первую рабочую тетрадь (поставив под ней имя своего предшественника - Constantinus Gre-wingk) (Гебель: 2).

«Посторонние» личные записи, тем более такие эмоциональные, и не на полях, а вынесенные в эпиграф, совершенно не характерны для служебных архивов Минералогического музея РАН, и в частности, для каталогов. «Минеральные каталоги», нумерованные списки минералогической коллекции Минерального кабинета Кунсткамеры (а позже и коллекции Минералогического музея академии наук) писались на латинском, немецком, русском языках; в разное время информация в них структурировалась по-разному, однако с самого начала правилом для каталожных записей стал формат таблицы (в самом простом случае это графа порядкового номера и графа с описанием образца). Каталог Георги единственный начинается с предисловия, в котором кратко изложена история музейного собрания (Index 1786-1789), но все остальные ограничиваются только заглавием.

Каталог Гревингка замечателен и во многих других отношениях, но его всестороннее описание требует отдельного исследования. Необычность записи Гревингка, открывающей каталог, и удивление, которое она вызывает, заставляют задуматься о том, что такое минералогический музей и какое место в нем занимает человек.

Непосредственность и свежесть записи молодого Гревингка отсылают нас к самому началу истории минералогического музея и самой науки минералогия в России. Первая опись коллекции Минерального кабинета Кунсткамеры, Минеральный каталог 1745 года (Catalogus minerarum 1745; Ломоносов 1954), написан очень увлекательно и очень пристрастно. У составителей каталога не вызывала никаких сомнений уместность в описаниях минералогических раритетов ссылок на научные труды предшественников, собственных оценок и мнений о ценности того или иного образца, иногда довольно неожиданных сравнений (неожиданных, но точных - яркость описания образцов в Минеральном каталоге до сих пор вызывает восхищение): «Vertebrae balaenarum, panem petrefactum referents» (Ломоносов

2 Гебель, Адольф Фридеманович (Friedemann Adolph Goebel, 18261895) - геолог, с 1861 год ученый хранитель Минералогического музея Императорской академии наук.

1954: 55) - в русском переводе «Позвонки китовы наподобие гнилого хлеба» (Ломоносов 1954: 225). В Минеральном каталоге минералы не просто хорошо описаны и точно названы, о многих из них рассказывается - и рассказывается мастерски.

Эта особенность, в свою очередь, напоминает о статьях в Примечаниях к Санкт-Петербургским ведомостям; один из составителей Минерального каталога И. Г. Гмелин был его активным автором. Научные статьи в этом журнале насыщены ссылками на имена и сочинения современных и древних авторов, и написаны столь живым и увлекательным языком, что читать их и сейчас - удовольствие. Например, статья «О морских червях», от которой не ждешь ничего особенного и просматриваешь по необходимости, начинается как хороший приключенческий роман: «Морские черви в наибольшем презрении между всеми прочими не секомыми гадинами имеются, и им редко такая честь делается, чтоб о них кто говорил или писал; Но они в Голландии о себе говорить, писать и стараться больше заставили, нежели как бы то сильный неприятель учинить мог» (О морских червях 1733: 109). Примечательны и следы научных скандалов и сплетен в статьях: в многочисленных ссылках на труды ученого иезуита Атанасия Кирхера нередки едкие комментарии, например «можно ли Кирхерианскому кабинету совершенно поверить, в разсуждении того, что оной уже во многих обманствах обличен?» (Триполитанское известие 1729: 47).

Однако «человеческое» довольно быстро начинает исчезать из мира камней и науки о минералах: «простым человеческим чувствам» - прекрасного, смешного, любопытного, страшного -минералогия больше ничего не говорит. Функциональность и назначение минеральных каталогов также меняются: сначала это почти энциклопедии с отсылками к научным трудам и знаменитым примерам, затем - строгая опись предметов.

В 1779 году И. Бакмейстер описывает экспозицию Минеральных кабинетов Кунсткамеры (после пожара 1747 года Кунсткамера была устроена по новому, минералогическая коллекция расширилась и занимала уже три «особенных кабинета») и замечает: «Но как сии предметы больше обращают на себя внимание знатока, нежели прельщают взор простых зрителей [выделено - ДН]; то для красы за благо признано укласть потолок обоих сих покоев раковинами и минералами наподобие цветных пучков, водометов и других прикрашенных золотом» (Бакмейстер 1779: 165). Этот же прием используется в

экспозиции минералогической коллекции Кунсткамеры и спустя пятнадцать лет (к причудливым украшениям на потолке минеральных кабинетов к тому времени был добавлен специально «составленный из разных раковин и морских каменнорастений ниш, подобие грота представляющий» (Беляев 1793: 78). К концу XVIII века минералогическая экспозиция Кунсткамеры уже привычно разделяется на две части: для знатоков и для «простых зрителей»; полагается, что в части профессиональной нет и не может быть ничего интересного не минералогу. Такое разделение в минералогических музеях неявно сохраняется и до сегодняшнего дня: в обыденном сознании укоренилось представление о красоте того или иного экспоната как его единственной ценности, однако это, конечно, не так. Уже в XVIII веке понимали, что «тайна» камня заключена у него внутри. Образцы минералогического музея - это не просто «самые красивые камни в мире», но только специалист способен увидеть структуру и оценить смысл научной экспозиции целиком.

Постепенное изменение стиля описаний, хорошо прослеживаемое в эволюции «минеральных каталогов» Кунсткамеры, показывает как происходило разделение мира человека и мира камня. Язык и строй описания, такой живой в Минеральном каталоге 1745 года, сменяется все более лаконичными записями, обращенными исключительно к специалистам, понимающим «язык минералогии».

Меняются и пространственно-временные элементы описаний. В то время указания на географическое место и время находки становятся все более значимыми, появляются все более точные указания на месторождения, от ранних к поздним каталогам география человека довольно быстро замещается географией минерала, место названий городов занимают названия месторождений, а исторические ссылки - почти исчезают.

То же - с именами. Минералогическая терминология развивается и оттачивается, названий минералов становится все больше (все больше новых открывается, появляются их разновидности, хранители начинают заботиться о широком охвате и полноте коллекции), имен людей - все меньше (включая дарителей и коллекционеров; хотя у Севергина в его Обозрении и встречаются отсылки к именам, но они, если можно так выразиться, носят «политический», а не систематический характер: Севергин упоминает только известные имена). Также

исчезают ссылки на сторонние источники, и, конечно, упомянуть при описании образца какую-нибудь идею или рассказать историю - становится и вовсе неуместным.

Академику Севергину принадлежит очень красивая и наиболее артикулированная концепция минералогического (и шире - естественнонаучного) музея: «Созерцание природы, раз-сматривание различных ея произведений, прилежное вникание в качества их и виды, составляет упражнение коль приятное, толь и полезное для всякого людей состояния. Но чтобы объять всю оных обширность, для того потребно предпринимать либо многотрудныя и отдаленныя путешествия, либо иметь собрания оных, расположенныя в приличном порядке, с показанием рода их, вида, названия, отличия от других, и места рождения. Но как первое не для всякого удобовозможно; то явствует, коль драгоценны должны быть сии последния, то есть сохраняемыя их собрания. Оныя, можно сказать, составляют в Естественной Истории почти тоже, что Географическия карты в землеописании, ибо как по сим последним усматриваем мы на небольших листах обширныя земель пространства с городами их, селами, деревнями, реками, озерами, морями и пр. Так в правильно расположенном собрании естественных тел обозреваем мы как бы единым взглядом, произведения почти всего земнаго шара с отличиями их, изменениями по климату, по месторождению, по местоположению, по влиянию почвы, и пр. Что сказано здесь о естественных телах вообще, то разуметь должно в особенности о ископаемых телах» (Севергин 1814: 3-5).

Но на этой карте минерального мира - в минералогическом музее - нет человека. С XVIII века и до сегодняшнего дня основной принцип экспозиции минералогического музея - систематический, согласно принятой минералогической классификации (всеобщей системе минералов - той или иной). На всем протяжении XVIII века логика минералогии постепенно вытесняла из концепции минералогического музея логику гуманитарную; также постепенно приходило понимание того, что мир минералов - мир особый, «не человеческий». Царство камня -это, конечно, царство смерти. Минеральное вещество - не просто не живое, оно враждебно живому (по известной догадке кристаллографа академика Н. В. Белова пятерной симметрией, невозможной в минеральном мире, живое защищается от окаменения, кристаллизации - агрессии минерального вещества). Камни,

растущие в человеке: камни почек и желчного пузыря, зубной камень etc. - знаки болезни.

Живое потеряло свое место в Минеральном царстве (в XVIII веке это место было неоспоримо, ученый иезуит Атанасий Кирхер находил естественным описывать в своем знаменитом геологическом сочинении (Kircher 1664-1665), не только окаменелости, вулканы и минералы, но и живых обитателей Подземного мира: людей, животных, демонов). Может быть поэтому минералогические и геологические исследования перестали быть приключениями, опасными для жизни (они остались приключениями ума - но немногих образованных лиц).

Впервые соединил эти два мира - человека и камня - академик и директор Минералогического музея А. Е. Ферсман (его знаменитое издание «Очерки по истории камня» стало настольной книгой в каждом музее геолого-минералогического профиля). До него в минералогическом музее история коллекций не была предметом специального изучения. Примечательно, что даже ссылки на более ранние описания конкретных образцов в музейных же каталогах и на источники поступления встречаются только дважды - в каталогах Георги (Index 1786-1789 ) и Гревингка (Grewingk Band I-IV 1846-1857). И. Г. Георги помещает в каталог специальную графу с названием старого каталога и ссылкой на номер образца в нем; также Георги разработал систему буквенных отсылок к каталогам, которые он, и позже К. И. Гревингк, использовали на музейных этикетках (на некоторых старых этикетках такие обозначения сохранились и до сегодняшнего дня).

Константин Гревингк приложил много усилий к тому, чтобы разобрать коллекции музея и каждый образец снабдить ссылкой к определенному собранию и человеку. В четырехтомном рукописном Каталоге Гревингка есть очерк истории музея, библиография научных работ по минералогии и ссылки на научные источники, история поступления в музей в составе частных коллекций, планы экспозиции, перечень хранителей музея, их подписи и даже образцы музейных номеров и этикеток, относящихся к разным периодам истории. Эта работа не была доведена до публикации. Исследования истории музея продолжил А. Ф. Гебель, однако так же не довел до конца. В настоящее время количество статей, посвященных истории Минералогического музея РАН и истории его коллекций (в том числе и малоизвестных) постоянно растет. «Невидимое наследие» -

проблеск человеческого в мире камня; произвола, выбора и свободы в царстве строгих законов - очевидно, является одним из самых удивительных и неоцененных сокровищ в обширном и знаменитом собрании Минералогического музея РАН. На фоне серьезных минералогических изысканий гуманитарные исследования становятся естественной и неотъемлемой частью музейной работы, однако до появления цитат из Луция Аннея Сенеки в наших каталогах - еще долгий путь.

Литература

Catalogus minerarum 1745 - Catalogus minerarum // Musei Imperialis Petropolitani Vol. 1, Ps. 3: Qua continentur res naturalis ex regno minerali. СПб.: Typis Academiae scientiarum Petropolitanae, 17411745. Vol. 1. Ps. 3. 1745. Grewingk Band I 1854-1857 - Grewingk C. I. Band I. Das Mineralogische Museum der Academie der Wissenschaften in St. Petersurg. 1854-1857 // Архив Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Дело б/н. 70 л.

Grewingk Band II 1846 - Grewingk C. I. Band II. Das Kaiserlich -Russische Mineralogische Museum der Academie der Wissenschaften in St. Petersburg. August 1846 // Архив Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Дело б/н. 90 л. Grewingk Band III - Grewingk C. I. Band III. Beschreibung der in den Mittelschraenken unter Glas befindlichen Schaustusen // Архив Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Дело б/н. 39 л. Grewingk Band IV 1846 - Grewingk C. I. Band IV. Allgemeine Ausnahme des Mineralien Cabinets der K. R. Akademi d. Wissenschaften in St. Petersurg. 1846 // Архив Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Дело б/н. 78 л. Index 1786-1789 - Index Lithophylacei Rossici Musei Academiae scienta-rum Petropolitanae. Georgi's Katalog der russischen Mineralien und Gesteine (1786-1789), Copie des Georgischen Originale) // Архив Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Д. б/н. 50 л. Kircher 1664-1665 - Kircher Athanasius. Mundus subterraneus. T. 1-2. Amstedoldami: Joannem Jansonium & Elizeum Weyerstraten, 16641665.

Бакмейстер 1779 - Бакмейстер И. Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и Истории Натуральной Санктпетербургской Императорской Академии Наук, изданной на французском языке Иоганном Бакмейстером Подбиблиотекарем Академии Наук, а на Российский язык переведенной Василием Костыговым. СПб.: Типография морского шляхетского кадетского Корпуса. 1779. 191 c. Беляев 1793 - Беляев О. П. Кабинет Петра Великаго или Подробное и обстоятельное описание восковаго его величества изображения, военной и гражданской одежды, собственноручных его изделий и прочих достопамятных вещей, лично великому сему монарху принадлежавших, ныне в Санктпетербургской императорской кунст-

камере сохраняющихся: С присовокуплением к ним достоверных известий и любопытных сказаний / Издано трудами и иждивением надзирателя Императорския Кунст-камеры Осипа Беляева. Ч. 1. СПб.: При Императорской Академии наук, 1793. Гебель - Гебель А.Ф. Сведения, собранные Гебелем о минералогических коллекциях, поступивших в Академию наук с XVIII по 1872 год. Материалы для истории Минералогического музея // СПб филиал Архива РАН. Ф. 25. Оп. 1. № 144. 96 л. Ломоносов 1954 - Ломоносов М.В. Минеральный каталог //Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 5. Труды по минералогии, металлургии и горному делу 1741-1763 гг. М.; Л.: Изд. АН СССР. 1954. С. 7-241.

Новгородова 2011 - Новгородова Д. Д. Три каталога из Архива Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН // Новые данные о минералах. Издание Минералогического Музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Вып 46. М., 2011. C. 114-123. Новгородова 2013 - Новгородова Д. Д. От Музея Готтвальда к Минеральному каталогу Кунсткамеры // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XVII (чтения памяти И. М. Трон-ского). Материалы Международной конференции, проходившей 24-26 июня 2013 г. / Отв. редактор Н. Н. Казанский. СПб.: Наука, 2013. С. 636-653.

Триполитанское известие 1729 - Триполитанское известие о превращении города в камень // Исторические, Генеологические и Географические Примечания в Ведомостях... 1729 года. Части: VI -с. 22-24; VII - с. 25-28; XII - с. 45-48. В Санктпетербурге. 1729. О морских червях // Примечания на Ведомости. 1733 года. Части

XXVIII-XXXIII - с. 109-134. В Санктпетербурге. 1733. Севергин 1814 - Севергин В. М. Обозрение Минерального кабинета Императорской Академии наук // Технологический журнал. СПб.: при Имп. акад. наук. 1814. Т. 11. Ч. 1. С. 3-115.

D. D. Novgorodova. A concealed hero. Invisible heritage

The article gives the identification of the Latin epigraph in one of the catalogue of the Fersman Mineralogical museum RAS - The Grewingk Catalog ( 1846). The article talks about the unexpected Latin epigraph as a rare manifestation humanity in the world of stone. By surviving sources the author gives a brief outline of the development of relations of human and «the world of stone» in the history of the Fersman Mineralogical Museum RAS.

Key words: Constantin Grewingk, Mineral cabinet, Fersman mineralo-gical museum, history of the mineralogy, Mineral catalogue

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.