Научная статья на тему 'Первые коллекции Кунсткамеры: собрание Христофа Готтвальда'

Первые коллекции Кунсткамеры: собрание Христофа Готтвальда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУНСТКАМЕРА / ПЕТР I / ХР. ГОТТВАЛЬД / КОЛЛЕКЦИИ / МИНЕРАЛЫ / РАКОВИНЫ / АРТИФИЦИАЛИИ / КАТАЛОГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Копанева Наталья Павловна

В статье описываются печатные и рукописные документальные источники, позволяющие реконструировать состав коллекции немецкого натуралиста Христофа Готтвальда (1636─1700), приобретенной Петром I в 1716 году в Данциге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Копанева Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first collections in St. Petersburg Kunstkamera: the collection of Chr. Gottwald

The article describes documentary sources – printed and manuscript, by which we could reconstruct the collection of Chr. Gottwald, bought by Peter I in Danzig.

Текст научной работы на тему «Первые коллекции Кунсткамеры: собрание Христофа Готтвальда»

ПЕРВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КУНСТКАМЕРЫ: СОБРАНИЕ ХРИСТОФА ГОТТВАЛЬДА1

Резюме: В статье описываются печатные и рукописные документальные источники, позволяющие реконструировать состав коллекции немецкого натуралиста Христофа Готтвальда (1636—1700), приобретенной Петром I в 1716 году в Данциге.

Ключевые слова: Кунсткамера, Петр I, Хр. Готтвальд, коллекции, минералы, раковины, артифициалии, каталог

Истории приобретения Петром I частных собраний, поступивших в Кунсткамеру, уделяется в научной литературе довольно пристальное внимание. Нельзя не отметить большую и плодотворную работу по выявлению и атрибуции таких предметов, проведенную научной российско-нидерландской группой, готовившей выставку «Петр Великий и Голландия» (1997—1998) в Эрмитаже и Амстердамском историческом музее, и прежде всего, Йозин ван хет Реве (Амстердам) и Олега Яковлевича Неверова (Санкт-Петербург). Однако до сегодняшнего дня остается нерешенной довольно серьезная проблема: не всегда есть возможность определить, что конкретно, попредметно, включали в себя эти коллекции: не на все приобретённые собрания были составлены каталоги или описи, и не все каталоги или списки сохранились до нашего времени.

В этом отношении исключение составляет собрание анатомических препаратов и гербарий Фредерика Рюйша. Анатомическое собрание было описано самим Рюйшем в изданных им «Tesauras». В настоящее время Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН совместно с Библиотекой Амстердамского университета реализуют проект

1 Данная статья является исправленным и дополненным вариантом публикации: Копанева Н. П. Первые коллекции Кунсткамеры: собрание Хр. Готтвальда // Петровские реликвии в собраниях России и Европы: Материалы III Международного конгресса петровских городов. Санкт-Петербург, 8-10 июня 2011 года. СПб: Европейский дом, 2012. С. 266-271. В дальнейшем при необходимости цитирования ссылки прошу давать на этот исправленный и дополненный вариант.

по атрибуции предметов анатомического собрания петербургской коллекции амстердамского анатома, приобретённой Петром I. Большая работа проведена по изучению состава^собрания аптекаря Альберта Себы, которому посвящена книга Й. ван хет Реве, изданная в 2006 году на голандском языке (Driessen van het Reve 2006).

Собрание немецкого натуралиста Христофа Готтвальда2 (1636-1700) было приобретено Петром I после смерти сына коллекционера Й. Х. Готтвальда (1670-1713) в 1716 году в Данциге. Д. Д. Новгородова приводит убедительные данные о приобретении собрания Готтвальда в 1714, а не 1716 г. (Новгородова 2010: 133-137).

Отметим, что Данциг в то время славился своими коллекционерами и собраниями раритетов, прежде всего, естественнонаучных (Naturalia). Можно вспомнить, например, богатейшее собрание естественнонаучных предметов отца и сына Брейнов. В одном из ранних описаний Кунсткамеры читаем: «В 1716 году прибыл к ней [в Кунсткамеру] <...> гданского доктора Готвальда минеральный кабинет» (Библиотеки и кунсткамеры 1744: 6). И. Бакмейстер эту коллекцию описывает так: в 1716 году приобретено собрание «доктора Готвальда, которое большого частью состояло в минералах, раковинах и драгоценных камнях купно с великим числом всяких цветов и видов янтарей, между которыми во многих кусках заключаются насекомые или другие царств животных и растений предметы» (Бакмейстер 1779: 109). Осип Петрович Беляев в путеводителе по Кунсткамере отмечал: «В сем же [1716] году доставлено из Данцига от доктора Готвальда изрядное собрание, состоящее по большей части в минералах, раковинах, драгоценных камнях и великом числе янтарей, содержащих внутри себя некоторые породы насекомых и предметы животных и растений» (Беляев 1800: 4-5). Но о составе коллекции из этих сведений по сути ничего не было известно.

Попробуем определить круг источников, которые позволят провести документальную реконструкцию собрания Готтвальда, приобретённое Петром и поступившее в Кунсткамеру.

2 Есть два варианта транскрибирования имени вой^аМ. В XVIII и XIX веках писали «Готвальд», в современных работах используется написание «Готтвальд», которого придерживаюсь и я в настоящей статье. В цитатах же оставляю авторское написание.

Как и многие коллекционеры, Готтвальд, врач по образованию, был довольно богатым человеком (он был торговцем). После смерти Хр. Готтвальда его сын Иоганн (167G-1713), тоже врач, продолжал пополнять коллекцию. Хр. Готтвальдом был составлен каталог коллекции - «Museum Gottwaldianum», который собиратель готовил к изданию, сам вырезал гравюры с изображениями раритетов своей коллекции: анатомические препараты, медицинские инструменты, разнообразные моллюски, рыбы. Каталог был издан после смерти собирателя небольшим тиражом в 1714 г., но не был пущен в продажу. Нам известно лишь несколько экземпляров этого редкого издания. В 17S2 году Иоганн Шрётер (1735-1SGS), знаток конхилиологии и минералогии, переиздал таблицы Готвальда, снабдив их текстом (Schroter 17S2).

Доступные экземпляры издания «Museum Gottwaldianum», отличающиеся набором и расположением входящих в него гравюр, рассматриваются нами как один из источников для документальной попредметной реконструкции собрания Хр. Готтвальда. Всего известно 111 гравюр к изданию. Один из экземпляров «Museum Gottwaldianum» находится в Библиотеке Зоологического института РАН и описан в 1976 г. Кириллом Борисовичем Юрьевым (Юрьев 1976: 67-74).

Сначала исследователь атрибутировал книгу «Kupfern zum Museum Gottwaldianum» (Гравюры к музею Готвальда), которая была без титульного листа и состояла из 4S гравированных таблиц с изображением раковин и других морских животных. К. Б. Юрьев нашёл описание этой книги в указателе зоологической литературы Энгельмана (Engelman 1S46: 5). Но известно, что «Museum Gottwaldianum» был издан в 1714 году в Гдыне, в двух томах, содержащих 49 и 62 таблицы (Cobres 1781: SG5-S1G). И действительно, в Библиотеке Академии наук К. Б. Юрьев обнаружил второй том этого издания с 62 гравюрами. В первом томе была плохо читаемая надпись на форзаце: «Возможно, эти таблицы куплены Петром Великим с собранием Готвальда?» (Юрьев 1976: 69). Вряд ли в этом можно сомневаться.

Среди гравюр одного из изданий есть портрет Хр. Готтваль-да и изображение его кабинета, то есть комнаты с расположенными там коллекциями. Это «просторная комната с двойным итальянским окном. Стены и потолок покрыты богатой резьбой. Под потолком развешены экзотические плоды и рога животных. Слева, за драпировкой, - дверца, в которую ведёт маленькая лесенка. На дверце надпись: «Museum Anatomicum». Справа от дверцы стоит монтированный скелет человека, слева

висит таблица с изображением мочеполовой системы женщины. Еще левее расположены зоологические экспонаты: черепа животных, тушки птиц, в том числе райских, омары, заспиртованные в банках ящерицы и т. д.» (Юрьев 1976: 69-7G). На других гравюрах изображены анатомические препараты и инструменты, раковина, морские животные. Гравюры не подписаны, но рядом с каждым предметом, изображённом на них, проставлен номер. Следовательно, описания объектов собрания были.

Приобретённая Петром I и поступившая в Кунсткамеру коллекция Готтвальда отличалась от того, что демонстрировал напечатанный в 1714 г. каталог. В Петербург из собрания Готт-вальда поступили не только раковины, но и коллекция минералов, которые не изображены на известных гравюрах. Однако в Отделе рукописей Библиотеки РАН находится другой источник для изучения приобретённого Петром собрания Готтвальда -рукопись «Musei Gottwaldiani Pars prima». Это описание минералов из собрания Готтвальда на немецком языке, составленное по шкафам и ящикам, в которых минералы находились уже в Петербурге, в Кунсткамере. Описание выполнено на семи листах с оборотами. Прерванное на седьмом номере образца минерала из одного из ящиков оно явно не полное. Его продолжение находится в Архиве Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана в Москве, о чём мне было сообщено научным сотрудником этого Музея Дарьей Дмитриевной Новгородовой, за что я ей искренне благодарна.

Другим источником для изучения собрания Готтвальда, казалось, должен был стать первый опубликованный каталог Кунсткамеры «Musei imperialis Petropolitani vol. I-II». Но в каталожных описаниях крайне редки ссылки на источник поступления предметов в Кунсткамеру. Более того, известно, что каталог минералогического собрания Кунсткамеры в 1731 году начал составлять И. Г. Гмелин. Вот что он писал по этому поводу: «<...> я пожелал написать минеральный каталог императорского музея, мне показалось целесообразным слить воедино имевшиеся различные коллекции» (Гмелин 1954: 658). То есть до 1731 г. собрание минералов хранилось по коллекциям, по собирателям, пока И. Г. Гмелин не слил их воедино. А среди них, писал Гмелин, была «коллекция данцигского врача Готвальда», которая составляла к тому времени главную, хотя и, по мнению Гмелина, не самую замечательную часть минерального собрания Кунсткамеры. Таким образом, Гмелин перед написанием каталога рассортировал все имевшиеся минералы по

выработанной им системе и описал их без указания на источник поступления.

В коллекции Готтвальда, о чем свидетельствуют некоторые из гравюр, были и «артифициалии», то есть сделанные из раковин и минералов разные предметы, отделанные золотом и серебром. Вряд ли Пётр I мог пройти мимо того, что сделано трудом и талантом человека. Свидетельством тому является составленный в Академии наук реестр предметов из золота и серебра, составленный по требованию императорского двора в 173G^ годы. Эта «Роспись золотым и серебряным вещам и дорогим каменьям, которые хранятся при императорской кунсткамере» использовалась при составлении латинского каталога Кунсткамеры с тем исключением, что в печатном каталоге имя собирателя не указывалось. В «Росписи» же на русском языке отмечался и источник поступления. Таким образом, мы узнаем, что вместе с «натуралиями» коллекции Готтвальда были куплены и хранились в Кунсткамере: кубок из темноцветного агата, «золотом оправлен»; чашечка из сардоникса; ложка хрустальная «с корольковою ручкою, золотом и камнями украшенная» (к этому описанию добавлено примечание «Польши король Иоанн III оную употреблял»); ожерелье с пронизками сердоликовыми. Если соотнести эти описания с опубликованным каталогом Кунсткамеры на латинском языке, то мы можем выйти еще на один источник изучения собрания Готтвальда. Это так называемый «Нарисованный музей» - коллекция акварельных рисунков, выполненных учениками Рисовальной палаты Петербургской Академии наук в 173G-175G^ годы (Нарисованный музей: 2GG3, 2GG4).

На рисунках рядом с изображенными предметами указан номер шкафа, в котором они хранились в музее. По этим номерам мы можем определить и указанные в «Росписи» предметы из собрания Готтвальда.

Таким образом, имеющиеся опубликованные и рукописные сведения об «изрядном собрании» доктора Готтвальда дают возможность провести документальную попредметную реконструкцию этой коллекции, состоявшую из раковин, минералов, янта-рей - Naturalia, и художественных предметов, созданных из раковин и минералов, - Artificialia.

Несмотря на то, что в XVIII веке собрание Готтвальда в составе Кунсткамеры оценивалось петербургскими учёными по-разному, его реконструкция является важным шагом в деле изучения истории Кунсткамеры как музея энциклопедического типа, чьи фонды использовались и формировались благодаря деятельности Петербургской Академии наук.

Литература

Бакмейстер 1779 - Бакмейстер И. Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной Санктпетербургской Императорской Академии наук изданной на французском языке Иоганном Бакмей-стером подбиблиотекарем Академии наук а на российской язык переведенной Василием Костыговым. Напечатан в типографии морского шляхетного кадетского корпуса 1779 года.

Беляев 1800 - Беляев О. П. Кабинет Петра Великого. СПб., 1800. Т. II. С. 4-5.

Библиотеки и кунсткамеры 1744 - Палаты Санктпетербургской имп. Академии наук, библиотеки и кунсткамеры. СПб., 1744. С. 6.

Гмелин И. Г. Замечание, необходимое для понимания минеральных каталогов // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1954. Т. 5. С. 658-661. Перевод на рус. яз. А. И. Доватура.

Нарисованный музей 2003, 2004 - «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук. 1725-1760. Под ред. Р. Кистемакер, Н. П. Копаневой, Д. Мейерс, Г. В. Вилинбахова. Т. 1. СПб., 2003; Т. 2. СПб., 2004.

Новгородова 2010 - Новгородова Д. Д. Флорентийские мозаики «Минерального каталога» в собрании Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН // Словарь языка М. В. Ломоносова. Гл. редактор акад. Н. Н. Казанский. СПб., 2010. 133-137.

Юрьев 1976 - Юрьев К. Б. Христофор Готвальд, его коллекция и книга // Рукописные и редкие печатные книги в фондах библиотеки АН СССР. Л., 1976. С. 67-74.

Cobres 1781 - Cobres J. P. Deliciae Cobresiana. Buchersammlung zur Naturgeschichte. Bd 2. Augsburg, 1781.

Driessen van het Reve 2006 - Driessen van het Reve J. J. De Kunstkamera van Peter de Grote. De Hollandse inbreng, gereconstrueerd uit brieven van Albert Seba en Johann Daniel Schumachet uit de jaren 17111752. Hilversum, 2006.

Engelman 1846 - Engelman W. Bibliotheca historico-naturalis. Vol. 1. Leipzig, 1846.

Schroter 1782 - Schroter J. S. Musei Gottwaldiani testaceorum, stellarum marinarum et coralliorum. Nuremberg. 1782.

N. P. Kopaneva. The first collections in St. Petersburg Kunstkamera: the collection of Chr. Gottwald

The article describes documentary sources - printed and manuscript, by which we could reconstruct the collection of Chr. Gottwald, bought by Peter I in Danzig.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.