Научная статья на тему 'Скрытое знание как основа для интуиции'

Скрытое знание как основа для интуиции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
555
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / СКРЫТОЕ ЗНАНИЕ / КРИПТОГНОЗА / INTUITION / HIDDEN KNOWLEDGE / CRYPTOGNOSIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильев Алексей Александрович

Проблема интуиции рассматривается в философии с античности, но до сих пор нет единообразия в понимании того, как она возникает. В статье рассматривается влияние накопленных в сознании субъекта знаний на интуицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hidden knowledge as base for intuition

The article is devoted to the phenomenon of intuition. The problem is considered since intuition in philosophy from ancient times, but so far, there is no uniformity in the understanding of how it occurs. The article examines the impact of the accumulated knowledge in the mind of the subject on intuition.

Текст научной работы на тему «Скрытое знание как основа для интуиции»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 141

Васильев Алексей Александрович

Российская академия правосудия, г. Нижний Новгород

[email protected]

СКРЫТОЕ ЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИНТУИЦИИ

Проблема интуиции рассматривается в философии с античности, но до сих пор нет единообразия в понимании того, как она возникает. В статье рассматривается влияние накопленных в сознании субъекта знаний на интуицию. Ключевые слова: интуиция, криптогноза, скрытое знание.

Что есть интуиция? На протяжении многих веков мыслители пытались найти ответ на этот вопрос и давали различные определения. Приведем некоторые из них.

Декарт. «Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание (сопсерШт) ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, а значит, и более достоверным, чем сама дедукция» [2, с. 84]. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения, без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания.

Кант. Интуиция используется как первичное понятие по отношению к осознанию вещей, оно является непосредственным потому, что не зависит от посредства понятий. Он различал интуицию эмпирическую, постигаемую через ощущение, и чистую интуицию универсалий для познания априорных истин, таких неощущаемых сущностей, как время и пространство.

Шопенгауэр. Интуиция - чистое восприятие сущности, «вещи в себе».

Бергсон. Интуиция есть инстинкт, она возникает непосредственно, без предварительного научения как определяющей формы поведения.

Словарь русского языка [11]. Интуиция - безотчетное стихийное, непосредственное чувство, чутье, основанное на предшествующем опыте и подсказывающее правильное понимание способности постижения истины непосредственным путем, без обоснования ее при помощи доказательств.

Словарь иностранных слов [10]. Интуиция - это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте.

Советский энциклопедический словарь [12]. Интуиция - постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помо-

щью доказательств. Сформировавшаяся на основе процесса существующего опыта субъективная способность выходить за его пределы путем мыслительного схватывания (озарения) или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

Философский энциклопедический словарь [13]. Интуиция - рассматривание, видение, созерцание, а также духовное видение, вроде вдохновения, понимание, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления (рефлексии), непосредственное переживание действительности.

Следует обратить внимание на то, что термин «интуиция» происходит от латинского слова тШНш, которое буквально означает «созерцание», «усмотрение», «видение». Но все эти обозначения следует отличать от «смотрения», ведь «смотреть» и «видеть» различаются между собой не только в психофизиологии акта, но и объективно, т.е. по своим объектам. Различие это показывает в своей работе К.А. Свасьян: «Вы смотрите на страницу, на текст, на предложения, слова, буквы, знаки препинания... Теперь я снова спрашиваю Вас: что Вы видите? Если Вы будете настаивать, что видите Вы буквы, Вам, бесспорно, удастся разглядеть всю книгу, но прочитать ее Вы вряд ли сумеете. <...> Для того чтобы видеть, надо <.> смотреть. Но, смотря на одно, мы видим как раз другое, если наша способность видеть является не разновидностью глазения, а рассчитана на осмысленное понимание» [9].

Если определять интуицию как момент непосредственного видения (созерцания) истины без предварительного логического обоснования, то для того чтобы видеть истину (смысл), нужно уже обладать некоторым объемом знаний.

Из всех приведенных в начале статьи определений видно, что различные толкования интуиции имеют нечто общее. Это, во-первых, подчеркивание момента непосредственности интуитивного познания, достижимого без предшествующего рассуждения (в отличие от опосредованного, дискуссионного характера логического мышления). Во-вторых, уверенность в правильности результата (достоверность, безоговорочная несомненность, очевидность), как бы ничем не оправданная (ни-

какими умозаключениями), и, в-третьих, значимость предварительного накопления знаний (длительная подготовка ума, предшествующие знания и опыт) [1].

Можно выделить четыре типа преобразования знания:

1. От одних чувственных образов к другим чувственным образам (чувственное познание).

2. От одних понятий к другим понятиям (логическое познание).

3. От наглядных образов к новому понятию (концептуальная интуиция).

4. От понятий к новым чувственно-наглядным образам (эйдетическая интуиция) [4].

В.Р. Ирина и А.А. Новиков отмечают, что на уровне чувственного и логического познания происходит накопление так называемой криптогнозы или скрытого знания. Д. Майерс в своей работе «Интуиция» указывает на то, что невозможно возвратиться к предыдущему мнению, после того как мы узнали итог. Это похоже на рассматривание далматинца на классической фотографии Р.С. Джеймса (см. рис. 1). Вы видите, как он обнюхивает землю в центре кадра? Как только ваш разум узнал об этом, ваши знания контролируют вашу интерпретацию настолько сильно, что практически невозможно вернуться к предшествующему состоянию и «не видеть собаку».

Наша неспособность видеть не через призму имеющейся у нас информации была названа «проклятие знания» [7, с. 87]. В основе любого трудового действия лежит целевая установка, на базе которой в центральной нервной системе создается конкретная программа действий, реализующаяся в системно организованном поведенческом акте. Это действие называется динамическим стереотипом. Динамический стереотип отвечает за точность и своевременность реакции организма на привычные раздражители, т.е. вырабатывается автоматизм действий, что особенно важно в формировании различных трудовых навыков. Человек не тратит время и энергию на лишние действия, он делает все

Рис. 1.

так, как нужно, не задумываясь, потому что он уже знает, как и что нужно сделать, он уже накопил свою профессиональную криптогнозу.

Динамический стереотип имеет место не только в физическом труде, он присутствует и в интеллектуальной деятельности. Когда процесс мышления неожиданно активизируется какой-либо внутренней или внешней, незначительной на первый взгляд, информацией, происходит резкий скачок эмоционального напряжения, в динамическом стереотипе происходит за короткое время структурная перестройка, и человек оказывается обладателем нового знания [6].

Следует отметить, что новое знание не всегда является истинным, но это не отменяет его интуитивного происхождения. Поскольку интуитивное знание основывается на ранее полученном и скрытом знании, то и степень его достоверности будет поставлена в зависимость от накопленного субъектом знания. Этот процесс мы можем сравнить с собиранием пазла: если у нас есть все фрагменты, то мы соберем всю картинку, если какие либо фрагменты отсутствуют, то и картинка будет неполной. Архимед, Ньютон, Менделеев, Броун и др. накопили достаточное количество знаний (фрагментов пазла), прежде чем получили интуитивное озарение тех вопросов, которыми они были озадачены в тот момент.

Юридическая деятельность как вид интеллектуального труда также не обходится без интуиции, основанной на скрытом знании. Юридическая деятельность весьма многообразна, она может проявляться в правотворчестве, в правоприменении, в правоисполнении, но ключевым моментом всегда будет субъект, обладающий профессиональными юридическими знаниями. Я.А. Пономарев называл интуицию мостом из «Психического» в «Социальное» [8, с. 7], юридическая деятельность является этому ярким примером. В процессе правотворчества внутреннее содержание одного субъекта, его моральные качества и накопленные знания обретают общеобязательную форму правовых норм. Интуиция в данном процессе играет не последнюю роль. А.С. Кармин писал: «Общество есть не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни» [5], условия жизни меняются, появляются новые общественные отношения, которые необходимо урегулировать нормами права. Когда возникает необходимость в законодательном урегулировании возникших общественных отношений, законодатель может лишь интуитивно догадаться о конечном результате своей деятельности, интуитивно предвидеть некий идеальный образ еще не созданной нормы. Он, законодатель, имеет цель и намерение урегулировать возникшие общественные отношения, для этого он должен проделать большую аналитическую работу, но

в начале этой работы лежит интуитивная догадка о конечном результате. Весь дальнейший процесс создания нормы будет опираться на уже накопленные, скрытые знания законотворца.

Ещё одним ярким примером влияния скрытых знаний на проявление интуиции является деятельность судьи. Как отмечает Р.М. Грановская, в юриспруденции от судьи требуется знать не только «букву», но и «дух» закона. Он должен выносить приговор не только в соответствии с заранее предписанным количеством доказательств, но и согласно «внутреннему убеждению», поскольку в законе, наряду с однозначной «буквой», присутствует и интуитивный «дух» [1]. Судья является носителем профессиональной криптогнозы, которой выступает его профессиональное юридическое правосознание, набор фрагментов пазла. Однако вся юридическая деятельность и деятельность судьи имеют особенность, которую очень хорошо сформулировал И.А. Ильин: «То, что “сейчас” и “здесь” - право, то “завтра” и “здесь” или “сейчас” и “там” - уже не право; запретное сегодня - позволено завтра и, может быть, вменено в обязанность через месяц; организованный интерес становится силою и провозглашает “справедливым” то, что завтра будет ниспровергнуто “случайным” стечением обстоятельств» [3, с. 166]. Т.е. юридические нормы не являются постоянными, они возникают, изменяются, отменяются и становятся историей, что приводит к необходимости постоянного самообучения и периодической ломке динамического стереотипа. Судья должен постоянно не только обновлять свои знания, но и вытеснять устаревшие стереотипы деятельности.

Таким образом, интуиция возникает не на голом месте, она нуждается в предварительно полученном знании. Объем и качество полученного ранее знания влияют на достоверность нового знания, полученного интуитивным путем. У юриста, который периодически использует один и тот же набор знаний, рассматривает схожие юридические дела, вследствие накопления профессиональной криптог-нозы, возникает интеллектуальный динамический стереотип. Появление данного динамического стереотипа позволяет быстрее принимать решения по схожим делам. Решение принимается столь быстро, что носит интуитивный характер. Интуиция не является чем-то сверхъестественным, она выступает как один из методов познания, который проявляется в любой интеллектуальной сфере.

Библиографический список

1. Грановская P.M. Интуиция и искусственный интеллект. - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1991. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ddong.narod.ru/gran/index.htm

2. Декарт Р. Правила для руководству ума // Сочинения в 2 т. / пер. с лат. и франц. Т. 1. / сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. - М.: Мысль, 1989. -654 с.

3. Ильин И.А. О сущности правосознания // Теория права и государства / под ред., предисл. В.А. Томсинова. - М.: Издательство «Зерцало», 2003. - 400 с.

4. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. - М.: «Наука», 1978. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/imov01/

5. Кармин А.С. Общество в свете системного подхода // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители». Вып. 4. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// anthropology.ru/ru/texts/karmin/kagan_04.html

6. Кулик Б.А. Феномен нового знания: постижение истины или сотворение мифа? - М. : Российское гуманистическое общество, 2003. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://logic-cor.narod.ru/fenom0.htm

7. Майерс Д. Интуиция / пер.с англ. И.И. Мал-кова. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 256 с.

8. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. - М.: Политиздат, 1967. - 256 с.

9. Свасьян К.А. Феменологическое познание. Пропедевтика и критика. - Ереван: АН Армянской ССР, 1987. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/svask01/index.htm

10. Словарь иностранных слов / под ред. А.Г. Спиркина. - М., 1986. - 608 с.

11. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //feb -web. ru/feb/mas/mas-ab c/0encyc. htm

12. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М. : Советская энциклопедия, 1989. - 1600 с.

13. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 2006. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.