Научная статья на тему 'Скрытая этнография'

Скрытая этнография Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
469
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ш. ДЖ. БЛЭКМЕН / СКРЫТАЯ ЭТНОГРАФИЯ / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ / S.J. BLACKMAN / HIDDEN ETHNOGRAPHY / SOCIOLOGY OF YOUTH / METHODS OF SOCIOLOGICAL STUDIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Луков Валерий Андреевич

В статье представлена энциклопедическая статья о «скрытой этнографии». Этот термин был введен британским культурологом и социологом Ш. Дж. Блэкменом для обозначения такого способа получения социологической информации, который предполагает эмоциональное сближение исследователя и его респондентов, включая и преодоление барьеров, устанавливаемых этическими нормами научного сообщества. Материал подготовлен для электронной энциклопедии «Социология молодежи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hidden ethnography

This is a short overview of the notion of ‘hidden ethnography' introduced by British sociologist and cultural scholar Shane J. Blackman to describe a new method of obtaining sociological data. This method implies an emotional rapprochement between the observer and the respondents, which also involves overcoming the barriers established by the ethical norms of the scholarly community. The article originally appeared in “Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia”.

Текст научной работы на тему «Скрытая этнография»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

DOI: 10.17805/zpu.2016.3.26

Скрытая этнография*

В. А. Луков (Московский гуманитарный университет)

Представлена энциклопедическая статья о «скрытой этнографии». Этот термин был введен британским культурологом и социологом Ш. Дж. Блэкменом для обозначения такого способа получения социологической информации, который предполагает эмоциональное сближение исследователя и его респондентов, включая и преодоление барьеров, устанавливаемых этическими нормами научного сообщества. Материал подготовлен для электронной энциклопедии «Социология молодежи». Ключевые слова: Ш. Дж. Блэкмен; скрытая этнография; социология молодежи; методы социологии

Скрытая этнография (англ. 'hidden ethnography') — термин, введенный британским культурологом и социологом Шейном Дж. Блэкменом (род. 1976) для обозначения такого способа получения социологической информации, который предполагает эмоциональное сближение исследователя и его респондентов, включая и преодоление барьеров, устанавливаемых этическими нормами научного сообщества.

Блэкмен — автор ряда эмпирических исследований по проблемам повседневной жизни молодежи «низшего класса», молодежных субкультур, сексуальному поведению молодежи, выполненных в рамках качественной стратегии (Блэкмен, 1992, 1995, 1996).

В своей обобщающей статье по вопросу о скрытой этнографии (Blackman, 2006) автор отмечает, что в социологии движение к признанию значимости эмоций в рамках исследования шло медленно. Лишь с начала 1990-х годов — с так называемого рефлексивного поворота после опубликования книги Пьера Бурдье и Лоика Ва-кана «Приглашение в рефлексивную социологию» (Bourdieu, Wacquant, 1992) — утверждается понимание значения этого аспекта для более реалистичного проведения и описания результатов качественных исследований. В этой связи в данной публикации Блэкмен представил тот аспект этнографических исследований среди

* Подготовлено при поддержке РГНФ (проект «Социология молодежи: Электронная энциклопедия», грант № 15-03-12019в).

The article was prepared with support from the Russian Foundation for the Humanities (Project title: "Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia", Grant No. 15-03-12019в).

молодежи, которые опираются на эмпирические данные, ранее не опубликованные, «так как их можно считать слишком спорными» (Blackman, 2006: 699). Автор утверждает, что «качественная работа в социологии должна учитывать существование скрытой этнографии, чтобы продвинуть вперед понимание того, как проводятся исследования и построенная на них теория» (там же).

Таким образом, скрытую этнографию, по Блэкмену, составляют те эмпирические данные, которые не публикуются проводившими исследование учеными в силу их противоречивости. Она становится следствием, с одной стороны, специфики методов социологии, оставляющих за бортом информацию об эмоциональной стороне контактов исследователя с респондентами, а с другой — неясности в научном сообществе относительно допустимости определенных способов сбора некоторой личной информации по этическим причинам. Рассматривая эту сторону исследовательской практики на материалах качественных исследований жизни молодежи (как собственных, так и ряда других авторов, начиная от известных исследований, проведенных с применением метода включенного наблюдения, — «Аутсайдеры» Г. Беккера, «Общество с уличных перекрестков» У. Уайта, «Шайки» Ф. Трэшера, также, между прочим, дающими картины жизни определенных групп молодежи), Блэкмен концентрирует свое внимание на том, что изымаемая из отчетов информация личностного свойства существенна для понимания подлинной реальности молодежной среды. Но ее получение нередко связано с установлением таких контактов, которые могут не приветствоваться академическими кругами и даже приводить к практикам социального исключения в отношении ученых, в них признающихся. Речь идет о контактах, которые предполагают снятие или сокращение дистанции исследователя и респондентов путем участия в выпивках, потребления наркотиков, установления сексуальных контактов и т. д. Даже если речь идет о почти невинных занятиях (не секс, а лишь флирт и т. п.), это все порождает немалые проблемы сбора и представления данных, особенно если учесть, что многие исследователи молодежи сами молоды и эмоционально заряжены на аудиторию своих научных экзерсисов. Блэкмен приводит примеры, когда ему для получения информации о жизни молодых бездомных и безработных в Брайтоне пришлось выпить с ними пива в пабе, а в итоге увидеть в «неблагополучных» молодых людях способности, сравнимые с теми, что есть у лучших учеников колледжей. Или признается в своем романтическом увлечении девушкой из круга изучаемой им группы школьниц 16-17 лет, что в результате позволило получить личные документы (стихи в том числе) для исследовательских целей. Ссылаясь на позицию других социологов (Gearing, 1995), Блэкмен утверждает, что сексуальные фантазии, мечтания — нормальная часть полевой работы, которая исследователем должна быть осмыслена в целях самоограничения и соблюдения этики взаимоотношений с респондентами.

В целом концепция скрытой этнологии поднимает один из ключевых вопросов исследования, выполняемого в качественной стратегии. Продуктивность для науки такого исследования в значительной степени определяется тем доверием, которое возникает между ученым и респондентом, когда дистанция между ними должна быть максимально сокращена. Но этическая составляющая здесь всегда окажется значительнее, чем собственно научная, поскольку молодежные исследования имеют дело с людьми, жизненные позиции которых не устоялись, а эмоцио-

нальное восприятие исследователя во многом определяется не только его физическими и умственными свойствами, но и тематикой тех бесед, которые он ведет с молодыми людьми, и самим фактом интереса к их внутренней жизни, где еще так много неясного им самим.

Исследования, проведенные с учетом фактора скрытой этнографии, имеются и в отечественной социологии молодежи (Луков, Агранат, 2005; Нормальная молодежь..., 2005; Латышева, 2010).

Лит.: Blackman, S. J. (1992) Pro-school pupils: a case study on ''boffin'' girls and boys inside and outside school // Youth and Policy. No. 32. P. 1-9; Blackman, S. (1995) Youth: positions and oppositions — style, sexuality and schooling, Aldershot: Avebury Press. 269 p.; Blackman, S. (1996) Drugs Education and the National Curriculum, Home Office, Drugs Prevention Paper 11, Central Drugs Prevention Unit: Home Office London. 74 p.; Blackman, S. J. (1996) Has drug culture become an inevitable part of youth culture? A critical assessment of drug education // Educational Review. No. 48 (2). P. 131-142; Blackman, S. J. (2006) "Hidden ethnography": Crossing emotional borders in qualitative accounts of young people's lives // Sociology. Lnd. Vol. 41. No. 4. P. 699-716; Bourdieu, P., Wacquant, L. J. D. (1992) An Invitation to Reflexive Sociology. Chicago & London: University of Chicago Press. XIV, 332 p.; Gearing, J. (1955) Fear and loving in the West Indies: Research from heart (as well as the mind) // Taboo / Ed. by D. Kulick, M. Wilson. Lnd.: Routledge. P. 186-218; Луков, В. А., Агранат, Д. Л. (2005) Курсанты: Плац. Быт. Секс: Социологическое и социально-психологическое исследование. М. : Флинта : Наука. 272 с.; Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики (2005) / под ред. Е. Омельченко. Ульяновск: Изд-во Ульяновск. гос. ун-та. Ч. 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты. аутентичные свидетельства за и против «нормализации». 139 с.; Латышева, Т. В. (2010) Молодежные субкультуры: основания ти-пологизации : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 31 с.

Дата поступления: 25.08.2016 г.

HIDDEN ETHNOGRAPHY V. А. Lukov (Moscow University for the Humanities)

This is a short overview of the notion of 'hidden ethnography' introduced by British sociologist and cultural scholar Shane J. Blackman to describe a new method of obtaining sociological data. This method implies an emotional rapprochement between the observer and the respondents, which also involves overcoming the barriers established by the ethical norms of the scholarly community.

The article originally appeared in "Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia"

Keywords: S. J. Blackman; hidden ethnography; sociology of youth; methods of sociological studies

REFERENCES

Blackman, S. J. (1992) Pro-school pupils: a case study on ''boffin'' girls and boys inside and outside school. Youth and Policy, no. 32, pp. 1-9.

Blackman, S. (1995) Youth: positions and oppositions style, sexuality and schooling. Aldershot, Avebury Press. 269 p.

Blackman, S. (1996) Drugs Education and the National Curriculum, Home Office, Drugs Prevention Paper 11, Central Drugs Prevention Unit: Home Office London. 74 p.

Blackman, S. J. (1996) Has drug culture become an inevitable part of youth culture? A critical assessment of drug education. Educational Review, no. 48 (2), pp. 131-142.

Blackman, S. J. (2006) "Hidden ethnography": Crossing emotional borders in qualitative accounts of young people's lives. Sociology, vol. 41, no. 4, pp. 699-716.

Bourdieu, P. and Wacquant, L. J. D. (1992) An Invitation to Reflexive Sociology. Chicago & London, University of Chicago Press. XIV, 332 p.

Gearing, J. (1955) Fear and loving in the West Indies: Research from heart (as well as the mind). In: Taboo, ed. by D. Kulick and M. Wilson. London, Routledge. Pp. 186-218.

Lukov, V. A. and Agranat, D. L. (2005) Kursanty: Plats. Byt. Seks: Sotsiologicheskoe i sot-sial'no-psikhologicheskoe issledovanie. Moscow, Flinta, Nauka. 272 p. (In Russ.).

Normal'naia molodezh': Pivo, tusovka, narkotiki (2005), ed. E. Omel'chenko. Ul'ianovsk, Izd-vo Ul'ianovsk. Gos. Un-ta. Chast' 2: Postoronnim vkhod ne vospreshchen: Narrativy, dnevniki, artefakty... autentichnye svidetel'stva za i protiv «normalizatsii». 139 p. (In Russ.).

Latysheva, T. V. (2010) Molodezhnye subkul'tury: osnovaniia tipologizatsii: Abstract of Diss. ... Candidate of Sociology. Moscow. 31 p. (In Russ.).

Submission date: 25.08.2016.

Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президент Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия), академик Международной академии наук педагогического образования. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: [email protected]

Lukov Valery Andreevich, Doctor of Philosophy, Professor, Director, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Honored Scientist of the Russian Federation; Vice President, International Academy of Science (Innsbruck, Austria); Full member, International Teacher's Training Academy ofScience. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.