М. В. Белова
СКРИПИЧНОЕ ДЖАЗОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Когда говорят об искусстве джаза, редко возникает ассоциация со скрипичным исполнительством. При этом традиции скрипичного джаза имеют глубокие корни и почти вековую историю. В начале 20-х гг. XX столетия скрипки, наряду с другими смычковыми инструментами, объединенными в группы, стали появляться в первых составах эстрадных и джазовых оркестров. Как солирующий инструмент в джазе, скрипка развивалась достаточно медленно и долгое время в этом плане отставала от традиционно-джазовых инструментов: трубы, фортепиано, саксофона. Очевидно, подобное состояние было обусловлено минимумом информации и длительным отсутствием какой-либо обучающей и информирующей литературы. Нельзя сказать, что положение сегодня значительно изменилось. И если для привычно джазовых инструментов имеется и постоянно пополняется обширная отечественная и зарубежная популярная педагогическая литература, то скрипка в этом отношении обделена. Методическое пособие Э. Кунина «Скрипач в джазе» [1], посвященное формированию навыков скрипичной импровизации, является единственным отечественным фундаментальным трудом, доступным сегодня в образовательных целях.
Тем не менее джазовое скрипичное исполнительство активно развивалось, неоднократно удивляя разнообразием стилей и направлений, безграничными техническими исполнительскими возможностями и реформами. В наши дни интерес к этому виду искусства растет изо дня в день, о чем свидетельству-
ют новые джазовые фестивали, в которых участвуют солисты-скрипачи, постоянно действующие мастер-классы. Созданы джазовые колледжи мастеров этого жанра, появляется, хотя и небогатый, учебный и исполнительский репертуар. Проблемы, связанные с развитием скрипичного джазового исполнительства в нашей стране, находятся на начальной стадии изучения и разработки. Цель данной статьи - восполнить пробел в области названного вида современной музыкальной культуры с учетом последних достижений в исполнительской практике.
Первыми среди джазовых оркестрантов стали известны скрипачи-импровизаторы Стаф Смит, Джо Венут-ти, Стефан Граппелли, их принято считать старейшинами традиционного скрипичного джаза. Период XX - начало XXI вв. представлен рядом выдающихся музыкантов-скрипачей, творчеству некоторых из них и будет уделено внимание в данной работе.
Известно, что первой скрипичной импровизацией мы обязаны Никколо Паганини. Воспоминания современников составили впечатления о нем как о скрипаче с необыкновенной энергией, который ослеплял своим мастерством исполнителя и импровизатора, на его концертах люди падали в обморок от созданной им «электрической» атмосферы. Результат исполнительской деятельности Н. Паганини вдохновил будущих композиторов и музыкантов, а ныне и наших современников на решительное совершенствование и расширение границ скрипичных исполнительских возможностей.
101
В течение своей жизни Паганини играл на уникальных инструментах А. Страдивари и А. Гварнери, многие считали, что именно в этом кроется его успех. После смерти Паганини эти музыкальные инструменты были демонтированы, исследованы и собраны заново. Как оказалось, никакого демонизма в них нет. Только необыкновенный труд самого скрипача, его действенная натура, безграничная фантазия сделали Н. Паганини одним из величайших музыкантов всех времен.
Развитие скрипичного джазового исполнительства и большой интерес к нему привели к поиску новых выразительных возможностей самого инструмента с помощью микрофонов и звукоснимателей, к поиску специфических, новаторских идей в конструкции. Стремление увеличить звуковую мощь и выразительность акустической скрипки привело к созданию нового инструмента -электрической скрипки. Вначале она использовалась в определенных случаях в составах эстрадных оркестров, затем все чаще в сольных выступлениях джазовых музыкантов. Ныне жизнеспособность электрических инструментов очевидна: многие скрипачи уже владеют игрой на них, многие желают обучаться игре.
Первым королем скрипичного джаза является Стефан Граппелли. В середине 20-х гг. XX столетия его имя было на устах многих любителей джаза. Вначале он музицировал в эстрадных танцевальных оркестрах Парижа, затем постепенно стал выступать в малых составах и соло. Большое влияние на творчество Граппелли оказал музыкант Джанго Рейнхардт, с участием которого была сформирована группа «Quintette du Hot Club de France». До этого времени С. Граппелли одинаково хорошо играл на фортепьяно и скрипке, но любовь к
последней, ее импровизационные возможности полностью захватили его. Развитие звукозаписывающей индустрии дало возможность всем любителям джаза в мире познакомиться с творчеством С. Граппелли, сделав его по-настоящему популярным музыкантом, демонстрирующим новый, интригующий звук солирующей скрипки. Незадолго до Второй мировой войны Граппелли обосновался в Лондоне, где сотрудничал с Джорджем Шерингом.
Послевоенные годы оказались для С. Граппелли временем творческого затишья - возрождение Европы привело к временной потере слушателей и, как следствие, его популярности. Позже, делая совместные программы со скрипачами С. Смитом и Д. Венутти, С. Граппелли был окружен вниманием к своему творчеству и интересом профессионалов к джазовому исполнительству. Для него настало время безграничных инструментальных возможностей в джазе, полного признания его творчества коллегами, поклонения публики. В начале 70-х гг. прошлого столетия британское телевидение показало запись концерта Граппелли с классическим скрипачом Иегуди Менухиным. Этот великолепный дуэт двух великих музыкантов и концерты, которые они позже устраивали вместе, имели огромный успех. Однако пиком его карьеры было выступление в 1973 г. на фольклорном фестивале в Кембридже в сопровождении Диза Дислея и Дэнни Райта. Стефан Граппелли стал сенсацией. Все последующее время, в течение 1980-1990 гг., музыкант находился в непрерывном турне по миру, выступая в самых престижных залах Великобритании, Европы, США.
Жана-Люка Понти считают преемником С. Граппелли. Понти - из ведущих французских джазовых музыкан-
тов, получил классическое скрипичное образование в Национальной Парижской консерватории; приобщился к джазу, играя на кларнете (этому его учил отец) в джазовом оркестре колледжа. Познакомившись с творчеством Майлса Дэвиса и Джона Колтрейна, музыкант начал осваивать теноровый саксофон, но скоро почувствовал необходимость собственного творческого выражения в джазе на своем главном инструменте - скрипке. Вначале это было не легко, поскольку к тому времени скрипка еще не обрела законного места в джазе. Успех Понти был стремительным, уже в 1966 г. в возрасте 22 лет он выпустил свой первый сольный альбом «Jazz Long Playing». Ничего подобного до этого никто не слышал, и критика сразу единогласно объявила его первым скрипачом джаза в стиле фьюжн. В 1968 г. в Базеле имя Понти прозвучало наряду с именами всемирно известных джазовых скрипачей Свена Асмуссена, Стефана Грапелли, Стафа Смита. Альбом, который они записали вместе, получил название «Встреча на высшем скрипичном уровне». Популярность Ж.-Л. Понти росла. Он сотрудничал с Элтоном Джоном, получил приглашение в Америку от Фрэнка Заппы. После переезда в Америку Понти много и плодотворно работал: регулярно записывал новые альбомы, основал новое направление джаз-рока в Америке, стал первым джазовым музыкантом, сделавшим видеозапись. Первые гастроли в России Жана-Люка Понти прошли в рамках мирового турне «Тур-2000», а его гастроли в Санкт-Петербурге -крупнейшее событие в культурной и светской жизни, которое надолго запомнилось всем, кому посчастливилось услышать выступление прекрасного музыканта.
Музыкальным явлением нашего времени считают обладателя титула «лучший джазовый скрипач мира» французского музыканта Дидье Локвуда. Страсть к инструменту перешла к нему от отца. Началом блестящей творческой карьеры можно считать первую премию, которую Д. Локвуду вручили в 16 лет в Национальной консерватории Франции, где он получил классическое скрипичное образование. Спустя некоторое время у музыканта обнаружились явные склонности к импровизации, к большой музыкально-исполнительской свободе.
Встреча с мастерами джазовой игры С. Граппелли, Д. Брубеком окончательно сориентировала Д. Локвуда в выборе своего исполнительского жанра.
Сегодня Дидье Локвуд - обладатель нескольких «золотых» дисков. Им создана блестящая скрипичная импровизационная школа, достигнуто уникальное звучание инструмента, что стало основой джазовой французской школы. В отличие от других джазовых скрипачей, Локвуд играет на старом акустическом инструменте, оснащенном звукоснимателем. Его собственный музыкальный опыт заставил изменить взгляд на музыкальное образование. В консерватории ему виделось одностороннее воспитание виртуозной техники скрипача в ущерб любой личной творческой способности. При этом Д. Локвуд никоим образом не отрицал необходимости приобретения фундаментальной техники, которую дает классическое образование; считает, что современному музыканту следует (при желании) параллельно изучать все музыкальные стили и направления, а ритмические, гармонические понятия импровизации должны стать частью воспитательного курса. Эти размышления отразились в опубликованном в 2002 г. педагогическом труде «Cordes et ames».
В 2004 г. Дидье Локвуд отметил 30-летие своей артистической карьеры. В течение этих лет он записал около 30-ти альбомов в Европе и США, дал более 3 тыс. концертов по всему миру (первый концерт в России состоялся 4 ноября 2002 г. в Саратовской филармонии), организовал множество джазовых фестивалей и проектов, отмечен многочисленными музыкальными наградами. Им написан ряд симфонических произведений: концерт для скрипки с оркестром «Чайки», Концерт для фортепиано с оркестром, цикл из 13 мелодий для голоса и симфонического оркестра; созданы две оперы, а также музыка для кино и современного танца. По случаю своего юбилея музыкант написал автобиографию «Profession jazzman - La vie impro-visee».
В списке лучших музыкантов, составленном знаменитым джазовым издательством «Даун Бит», есть имя Д. Локвуда, основателя знаменитого Центра музыки под Парижем, в котором учатся музыканты со всей Европы, названного в его честь.
Интересно творчество одного из наиболее молодых и одаренных современных скрипачей и композиторов Америки Марка О’Коннера, широко признанного талантливого музыканта своего поколения. Музыкальная деятельность его весьма многогранна. О’Коннеру удается совмещать любовь к классической музыке, неподдельный интерес к творчеству современных, авангардных авторов с необыкновенной страстью к джазу. Своим искусством игры он демонстрирует глубокие познания в области множества музыкальных стилей и жанров. Наибольшее влияние на формирование его джазо-эстрадного направления оказали встречи со С. Граппелли и техасским скрипачом Бенни Томсоном, чье
исполнительство проникнуто богатыми народными традициями Америки. В процессе совместного музицирования с этими музыкантами М. О’'Коннер окончательно определился в своем джазовом исполнительском стиле.
О’Коннер - обладатель премии Грэмми (февраль 2001 г.), автор двух скрипичных концертов и нескольких сонат; является основателем всемирно признанной скрипичной джазовой школы (штат Техас), где обучает разным музыкальным исполнительским стилям способных учеников со всего мира. Музыкант регулярно дает мастер-классы и проводит семинары в школах и высших музыкальных учебных заведениях, поддерживает многие организации, которые проявляют заботу о музыкальном образовании.
Давид Голощёкин - один из наиболее известных отечественных джазовых исполнителей-скрипачей. Первым сильным впечатлением, оказавшим серьезное влияние на выбор его профессиональной деятельности, была музыка в исполнении оркестра под управлением Олега Лундстрема. Произведения Глена Миллера, которые исполняли в тот день, были наполнены джазовыми элементами и стали откровением для юноши. Достаточно рано у него обнаружилась уникальная способность играть на разных инструментах: фортепиано, скрипке,
трубе, саксофоне. Однако первое приглашение на работу он получил в знаменитый в то время оркестр Иосифа Вайнштейна в качестве пианиста. Эта работа стала для музыканта джазовой консерваторией [2]. В 1968 г. Давид Голощёкин основал собственный оркестр, для принятия такого решения - посвятить себя музыке «загнивающего капитализма» в то время требовалось большое мужество. Но времена менялись, и джазовое искус-
ство из подполья и запрета вышло на самые известные сцены страны. Давид Г о-лощёкин возглавляет первую и пока единственную Филармонию джазовой музыки в Санкт-Петербурге. Он получил почетное звание народного артиста России, записал десяток CD с различными исполнительскими составами, получил премию «Золотой Аполлон» от Фонда им. П. И. Чайковского, является желанным гостем наиболее представительных международных фестивалей в Америке и Европе.
Д. Голощёкин - абсолютный приверженец джазовой классики в своем исполнительстве [3]. Пять лет назад музыкант организовал ставший сразу одним из самых престижных в Европе международный летний джазовый фестиваль
«Свинг “Белые ночи”», куда ежегодно съезжаются звезды мирового джаза, а также конкурс для молодых исполнителей «Осенний марафон».
Во всем мире в последнее время наблюдается небывалый интерес к скрипичному джазовому исполнительству и поиску новых, еще не раскрытых возможностей этого инструмента в джазовой музыке. Выразительный музыкальный язык, тембровое богатство инструмента, реальные перспективы творчества в джазе уже привлекли многих профессиональных музыкантов. Как никогда стремительно растет число желающих профессионально обучаться джазовому мастерству. А это предполагает знакомство с историей, теорией и практикой джаза.
1. Кунин, Э. И. Скрипач в джазе / Э. И. Кунин. - М.: Совет. композитор, 1988.
2. Немзер, А. Запоздалое свидание / А. Немзер // Рус. журн. - 2004. - № 1.
3. Шамис, Р. Давид Голощёкин. Скрипка. Джаз / Р. Шамис // Народ мой. - 1999. -№ 12.
105