Научная статья на тему 'Скотоводство как основной вид экономической деятельности жителей Каралал (союз вольных общин нагорного Дагестана)'

Скотоводство как основной вид экономической деятельности жителей Каралал (союз вольных общин нагорного Дагестана) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
493
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ ВОЛЬНЫХ ОБЩИН НАГОРНОГО ДАГЕСТАНА / КАРАЛАЛ / СКОТОВОДСТВО / ОТРАСЛЬ / ХОЗЯЙСТВО / ЖИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азизова Пасихат Магомедовна

В статье отмечается, что наряду с земледелием, другой основной отраслью хозяйства жителей Каралала, являющейся такой же древней, как и земледелие и развивавшейся в теснейшей связи с ним, было скотоводство. Археологи и историки склоняются к тому, что в те же времена (XIII-XV вв.) скотоводство у жителей Каралала и у других народностей Дагестана явно уступало земледелию. Конечно, и прежде, с самых древних времен, наблюдалась первенствующая роль земледелия. Убедительно это доказано в исследованиях дагестанских археологов и этнографов. К этому можно добавить и мнение археологов и лингвистов о том, что имеются убедительные свидетельства о весьма раннем окультуривании в Дагестане местных злаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скотоводство как основной вид экономической деятельности жителей Каралал (союз вольных общин нагорного Дагестана)»

УДК 94

Азизова Пасихат Магомедовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Дагестанского государственного института народного хозяйства тел.8 9288722338

Скотоводство как основной вид экономической деятельности жителей

КАРАЛАЛ (СОЮЗ ВОЛЬНЫХ ОБЩИН НАГОРНОГО ДАГЕСТАНА)

Pasikhat M. Azizove

candidate of historical Sciences associate professor at the Department of theory and history of state and law, Dagestan State Institute of National Economy ph. 8 9288722338

Cattle breeding

AS A MAIN TYPE OF

economic activity of

KARALAL INHABITANTS (UNION OF FREE COMMUNITIES OF MOUNTAINOUS DAGESTAN)

Аннотация. В статье отмечается, что наряду с земледелием, другой основной отраслью хозяйства жителей Каралала, являющейся такой же древней, как и земледелие и развивавшейся в теснейшей связи с ним, было скотоводство.

Археологи и историки склоняются к тому, что в те же времена (XIII-XV вв.) скотоводство у жителей Каралала и у других народностей Дагестана явно уступало земледелию. Конечно, и прежде, с самых древних времен, наблюдалась первенствующая роль земледелия. Убедительно это доказано в исследованиях дагестанских археологов и этнографов. К этому можно добавить и мнение археологов и лингвистов о том, что имеются убедительные свидетельства о весьма раннем окультуривании в Дагестане местных злаков.

Ключевые слова: Союз вольных общин Нагорного Дагестана, Каралал, скотоводство, отрасль, хозяйство, житель.

Annotation. Alongside agriculture, the other main industry of the Caralal inhabitants, which is as old as agriculture and growing in close connection with it, is cattle breeding. Archaeologists and historians, in general, tend to believe that in the same time (XIII-XV cc.) cattle breeding of Karalla residents and other nations of Dagestan was clearly inferior to agriculture. Of course, since the most ancient times agriculture has had a primary role. Added to this is the opinion of the linguists that there is strong evidence of a very early domestication of local cereal grains in Dagestan.

Keywords: Union of free communities of Mountainous Dagestan, Caralal, husbandry, industry, agriculture, resident.

Наряду с земледелием, другой основной отраслью хозяйства жителей Каралала, являющейся такой же древней, как и земледелие и развивавшейся в теснейшей связи с ним, было скотоводство.

Археологи и историки, в общем, склоняются к тому, что в те же времена (XIII-XV вв.) скотоводство у жителей Каралала и у других народностей Дагестана явно уступало земледелию. Конечно, и прежде, с самых древних времен, наблюдалась первенствующая роль земледелия. Убедительно это доказано в исследованиях дагестанских археологов и этнографов. К этому можно добавить и мнение археологов и лингвистов о том, что имеются убедительные свидетельства о весьма раннем окультуривании в Дагестане местных злаков. Вместе с тем, отсутствуют аналогичные свидетельства относительно пород домашнего скота, особенно

овец и коз. Зато есть доказательства того, что наши древние предки раньше приручили различные виды скота, которые лучше подходили к оседлому земледельческому укладу жизни, в первую очередь это крупный рогатый скот. Овцы и козы привлекли их внимание явно позже. Крупный рогатый скот являлся рабочей силой для обработки пахотной земли и давал навоз, необходимый для удобрения полей.

Крупный рогатый скот играл важную роль в экономической жизни у жителей Каралала, обеспечивал горца мясом, молочными продуктами и сырьем для домашнего производства. У жителей Каралала, и в особенности в его горных обществах, где не было достаточного количества земли, преобладало разведение коров, ибо они играли важную роль в обеспечении горца пищей. Быков разводили повсеместно.

225

Крупный рогатый скот был местной породы -малорослый и малоэффективный, что объяснялось как суровыми горными условиями, бедностью покосов, нехваткой сена в зимнее время, так и отсутствием правильной селекции. Горная корова весила 100-120 килограмм и давала максимум 350-400 литров молока за лактационный период. Но преимуществом её была неприхотливость к кормам и приспособленность к местным условиям. Уход за крупным рогатым скотом (молочным) считался женским делом. За рабочим скотом ухаживали мужчины. Зимой в течение 4-5 месяцев крупный рогатый скот содержали дома на стойловом содержании. Кормили его мякиной и сеном. С весны и до наступления холодов крупный рогатый скот пасли около селения на общественных пастбищах общественные пастухи, которых нанимали сельские общества ещё до наступления весны. Количество пастухов зависело от величины общества - в крупных селениях их нанимали для каждого квартала или части селения, в маленьких обществах - для всего джамаата.

Как и в других местах, в каждом Каралалском обществе из крупного рогатого скота составляли несколько стад. Из бычков составляли одно стадо, из молочного скота - отдельно, из телят и ослов - отдельно и т. д.

Стада коров и телят рано утром выгоняли на общественные пастбища, расположенные вблизи селения, а вечером пригоняли домой.

Рабочий скот днём и ночью держали на общественных пастбищах до сельскохозяйственных работ. В период разгара работ их обычно пасли вблизи селения, и притом на самых лучших пастбищах. Стада же коров в эти времена года отгоняли дальше от селения, ближе к горным пастбищам. Весной до начала сельскохозяйственных работ и осенью после окончания их бывало наоборот. Дома крупному рогатому скоту в летнее время давали свежую траву, которую приносила с собой каждая хозяйка, возвращаясь вечером с полевых работ. Доили коров, как правило, два раза в день - утром перед перегоном их на пастбища и вечером после возвращения их с пастбища. Если же корова давала мало молока, доили её только один раз в день.

Плата, которую получал общественный пастух, была не маленькая. Каждое хозяйство за пастьбу в стаде одной коровы давало пастуху за сезон по нескольку мерок (сах1а) зерна. Кроме того, за пастьбу каждой коровы хозяева их по очереди давали пастуху по два хлеба.

В связи с хозяйственной специализацией, относящейся ко времени образования крупных территориальных сел и складывания устойчивых крупных политических объединений, происходят определенные изменения в животноводстве. Для ряда общин, расположенных в горах, где природные условия были менее благоприятны для земледелия, характерным становится преобладание овцеводства. Преимущественно разводили аварских и андийских овец, коз, лошадей дагестанской породы, ослов.

Овец имели не все хозяйства. Как показывают сохранившиеся сведения, владельцами овец в каждом обществе являлись наиболее состоятельные хозяйства. Основная масса общинников либо вовсе не имела овец, либо имела всего по несколько голов, которые содержались только для личного потребления. Указывали на это и отдельные авторы XIX в. Так, говоря о дагестанских народах вообще, в середине XIX в. Н. Абельдяев писал, что «овец только богатые имеют значительное количество, прочие же вовсе не держат или имеют их только по несколько штук».

В среднем на одно хозяйство приходилось от 2 до 9 овец. Если учесть, что овцы в основном находились у немногих общинников, то можно утверждать, что животноводство в Каралале являлось смешанным, хотя основную роль в экономической жизни играл крупный рогатый скот.

Содержанием и уходом за овцами занимались сами овцевладельцы. Пасли овец наёмные рабочие-чабаны (ихьа). Их нанимали не джамааты, как пастухов для пастьбы крупного рогатого скота, а сами владельцы овец.

Богатые овцеводы насильственно захватывали или скупали за бесценок пастбищные земли и скот сельских обществ. За аренду пастбищ их владельцам или джамаату (обществу) общинники, имевшие скот, платили по пять рублей за каждые 200 баранов. Многие сёла, не имевшие своих, главным образом, зимних пастбищ, вынуждены были арендовать их за высокую плату на плоскости Дагестана, в частности, в шам-хальстве Тарковском. За пользование зимними пастбищами приходилось отправлять от 4 до 5 овец с каждой сотни. Поэтому многие уздени -общинники и даже целые общества, не имевшие своих зимних пастбищ, скот свой вынуждены были не отгонять, а держать на пригревах-солнечных склонах окрестных гор. Не имея скота и земли, многие общинники вынуждены были продавать свою рабочую силу. Труд чабана считался унизительным. Старший или главный чабан назывался «удаманом». Это был более или менее зажиточный чабан, опытный овцевод. Нанимался он скотовладельцем на договорных условиях. В его обязанности входили наём и руководство чабанами, аренда зимних пастбищ. На каждую отару (1500 овец) удаман нанимал 5-6 чабанов, т.е. в среднем на каждые 300 голов овец нанимался один чабан. В основном в своей массе чабаны не имели своего скота, жили в нужде, труд их оплачивался низко. Чабан получал в месяц от 300 голов баранты - одного барана, еду, одежду. Эксплуатация труда чабанов приносила скотовладельцам большой доход. Прежде чем стать квалифицированным чабаном, необходимо было пасти несколько лет ослов, телят и т.д.

В обязанность чабана, кроме пастьбы скота, вменялось доение овец, приготовление сыра, стрижка, лечение и охрана скота. Квалифицированный чабан за свой тяжелый труд получал в год до 10 баранов, шубу, 20 килограммов шерсти. Подростки служили в роли подпасков. Они стерегли овец ночью на кутанах (рорч1ухъан). Нанимали чабанов на

226

круглый год - с апреля до апреля. Наиболее ответственными периодами в работе чабанов были периоды проведения осеменения, весеннего окота, стрижки, время перехода с зимних пастбищ на летние (с 15 мая до ноября), а затем на зимние пастбища (с ноября до мая). Перегон скота был сопряжен с немалыми трудностями, особенно весною, когда в стаде имелось много ягнят. Главную трудность составляла переправа через горные реки. С прибытием на летние пастбища каждая отара в 3-4 тысячи овец занимала свой участок, на котором оставалась в продолжение мая и июня месяцев. Затем скот перегоняли на другой участок. Так продолжалось до осени. С её наступлением начинался перегон скота с летних пастбищ на зимние (кутаны).

Стрижка овец производилась два раза в год -весной и осенью. Но осенняя стрижка, которая начиналась по возвращении с пастбищ, была

Литература:

1. Азизова П.М. Краткие сведения о союзе вольных обществ нагорного Дагестана «Кара-лал». Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск № 10-2014.

2. Мусаева А.Г. Вопросы социально-экономического развития народов Нагорного Дагестана в трудах российских исследователей. ГСЭОН № 102014.

3. Мусаева А.Г. Земледелие как одна из приоритетных областей сельского хозяйства горцев Нагорного Дагестана. ГСЭОН выпуск № 82014 г.

4. Мусаева А.Г. Социально-экономические причины отходничества в Нагорном Дагестане во 2 пол. XIX - начале XX веков. ГСЭОН 2014.№ 6.

6. Мусаева А.Г. Преобразования в хозяйственноэкономической Дагестане во второй половине -XIX начале XX веков. Махачкала.

главной, т.к. осенняя шерсть являлась важнейшей статьёй дохода овцеводства. В связи с этим день стрижки, как и день таврения, отмечается торжественно. О нём заранее извещали, собирались соседи, родственники. Один или двое мужчин ловили и подавали баранов, другие стригли: хороший работник мог постричь за день 50-60 голов. Стригалям не платили ничего - это было обоюдное одолжение. Но зато после окончания работы их угощали сытой едой и бузой. К этому времени обычно приурочивалась и расплата с чабанами. Овечья шерсть для скотоводов приносила доходы.

Хотя овцы и не давали больших доходов, они кормили и одевали семью горца круглый год. Кроме того, что овцы давали сырье для домашнего производства разнообразных шерстяных и кожаных вещей, овцевладельцы излишек шерсти продавали для покрытия различных хозяйственных нужд.

Literature:

1. Авгоча P.M. Brief information about the Union of free communities of Mountainous Dagestan «Karalal». Humanitarian, Socio-economic and Social Sciences. № 10.2014.

2. Musaeva A.G. Issues of socio-economic development of the people of Mountainous Dagestan in the works of Russian researchers. Humanitarian, Socio-economic and Social Sciences. № 10.2014.

3. Musaeva A.G. Land cultivation as a primary area of agriculture of Mountainous Dagestan inhabitants. Humanitarian, Socio-economic and Social Sciences. № 8.2014.

4. Musaeva A.G. Socio-economic reasons of seasonal work in Mountainous Dagestan in the 2-nd half of IXX - beginning of XX cc. Socio-economic and Social Sciences. № 6.2014.

5. Musaeva A.G. Transformation of economic activities in Dagestan in the 2-nd half of IXX - beginning of XX cc. Makhachkala.

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.