УДК 62-523.8
СКОРОСТНЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ
Асрорхон Акмалхонович Хамзаев НамИСИ, доцент, [email protected]
Хошимова Дилдора Олим кизи [email protected]
Annotatsiya. Maqolada avtomobilning tezlik xususiyatlari to'g'risida ma'lumot berilgan. Avtotransport vositalarining tortish va tezlik xususiyatlari ularning ko'rsatkichlarini asosiy (standart) sifatida qabul qilingan qiymatlar yoki boshqa transport vositalarining shunga o'xshash ko'rsatkichlari bilan taqqoslash yo'li bilan baholash usullari keltirilgan.
Аннотация. В статье представлена информация о скоростных характеристиках автомобиля. Приведены методы оценки тягово-скоростных характеристик транспортных средств путем сравнения их показателей со значениями, принятыми в качестве базовых (стандартных) или аналогичных показателей других транспортных средств.
Abstract. The article provides information about the speed characteristics of the car. Methods are presented for assessing the traction and speed characteristics of vehicles by comparing their indicators with the values accepted as basic (standard) or similar indicators of other vehicles.
Ключевые слова: автомобиль, скорость, ускорение, тяга, двигатель, эксперимент, топливо, коленчатый вал, дорожное покрытие, шина.
Kalit so'zlar: avtomobil, tezlik, tezlanish, tortish kuchi, dvigatel, tajriba, yonilg'i, tirsakli val, yo'l qoplamasi, g'idirak.
Key words: car, speed, acceleration, traction, engine, experiment, fuel, crankshaft, road surface, tire.
Скоростными свойствами (СС) АТС называют совокупность свойств, определяющих возможные по характеристике двигателя или сцеплению ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей, ускорений и предельных углов подъема в различных условиях эксплуатации.
Тягово-скоростные свойства АТС оценивают, сравнивая их показатели со значениями, принятыми в качестве базовых (стандартных), или с аналогичными показателями других автомобилей. Показатели тягово-скоростных свойств могут определяться расчетным путем или экспериментально. Задача определения тягово-скоростных свойств расчетным путем может быть выполнена двояко:
- определение показателей СС по заданным конструктивным параметрам автомобиля в конкретных дорожных условиях. Этот метод называют анализом или проверочным тяговым расчетом автомобиля.
- определение конструктивных параметров автомобиля, обеспечивающих получение заданных СС в заданных дорожных условиях. Этот метод называют синтезом или проектировочным тяговым расчетом автомобиля.
Проверочный тяговый расчет и экспериментальное определение СС можно проводить не только для новых автомобилей, но и для автомобилей, находящихся в эксплуатации. В этом случае оценка их технического состояния или качества определяется по степени соответствия показателей нормируемым или паспортным, указываемым в технической характеристике автомобиля заводом-изготовителем.
Основные оценочные показатели СС АТС оговорены в ГОСТ 33997-2016 «Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний». К ним относятся следующие:
Qurilish va Ta 'lim ilmiy jurnali 3-jild, 3-son https://jurnal.qurilishtalim.uz
1. Максимальная скорость движения, Утах, км/ч.
2. Условная максимальная скорость, Утах усл, км/ч.
3. Время разгона на пути 400 и 1000 м, I, с.
4. Время разгона до заданной скорости, t, с.
5. Скоростная характеристика «разгон - выбег», Уа = / (Б, £).
6. Скоростная характеристика на высшей и предшествующей передачах.
Уа = / (Б, Ъ
7. Скоростная характеристика на дороге с переменным продольным профилем Уа= /
(Утах, доп.).
Помимо перечисленных основных оценочных показателей на практике используется ряд дополнительных:
1. Минимальная устойчивая скорость движения автомобиля, Уа тщ, км/ч.
2. Максимальный угол преодолеваемого подъема, %.
3. Установившаяся скорость на затяжных подъемах, Уа уст, км/ч.
4. Ускорение на передачах при разгоне, Л, м/с.с.
5. Сила тяги на крюке, Ркр., н.
6.Длина динамически преодолеваемого подъема, Бдин, м.
Максимальная скорость движения Уа тах определяется при движении на высшей передаче по специальному измерительному участку при полной подаче топлива с наибольшей установившейся скоростью. По технико-эксплуатационным требованиям к грузовым автомобилям и автопоездам общего назначения нижний предел Уа тах должен быть для одиночного автомобиля полной массы, не менее 100 км/ч, для автопоезда - не менее 80 км/ч.
Условная максимальная скорость Уа тах усл это средняя скорость автомобиля на последних 400 м при его разгоне с места на участке 2000 м с полной подачей топлива и начале переключения передач при номинальной частоте вращения пе^ коленчатого вала двигателя. Этот показатель определяет верхний предел скоростных свойств на ограниченном пути.
Время разгона на пути 400 и 1000 м и до заданной скоростиопределяют при тех же условиях, что и Уа мах усл.
Скоростная характеристика «разгон - выбег» определяется зависимостями Уа= / (¿) или Уа=/ (Б), полученными при разгоне с места с полной подачей топлива до Уа тах на пути 2000 м и выбеге до остановки. При разгоне переключение передач осуществляется при номинальной частоте вращения пеN коленчатого вала двигателя. Параметры движения (путь, скорость и время) регистрируются с помощью измерительной аппаратуры. Делитель при разгоне не используется.
Скоростная характеристика «разгон на высшей и предшествующей передачах» определяется зависимостями Уа= / (^ и Уа= / (Б) при разгоне на высшей и предшествующей передачах. Разгон осуществляется от минимально устойчивой скорости на данной передаче до скорости, соответствующей номинальной частоте вращения пN коленчатого вала двигателя при полной подаче топлива.
Скоростная характеристика на дороге с переменным продольным профилем является частью комплексной топливно-скоростной характеристики.
Эта характеристика представляет собой зависимость средней скорости Уа ср от заданной максимально допускаемой скорости Уа доп при движении по специальной скоростной дороге автополигона. При определении каждой точки этой характеристики движение происходит с возможно большей, но не превышающей в каждый раз задаваемую Уа доп, скоростью. Для грузовых автомобилей Уа доп задается от 30 км/ч до максимальной кратно десяти. По скоростной характеристике на дороге с переменным продольным профилем подсчитывают и наносят на график осредненный показатель
Qurilish уа Та '¡Ш Итгу ]игпаИ
3-рМ, 3-8оп 257
https://iurnal.qurilishtalim.uz
(средне интегральная величина), характеризующий общий скоростной уровень АТС.
Минимальная устойчивая скорость движения АТС V min определяется на низшей передаче и характеризует способность автомобиля двигаться с наименьшей скоростью.
Максимальный угол преодолеваемого подъема i max это максимальный уклон, который может преодолеть автомобиль по условию тяги двигателя при движении на низшей передаче в основной и дополнительной коробках передач. По ГОСТ Р52280-2004 для грузовых одиночных автомобилей полной массы i max должен быть не менее 25%, для автопоездов - 18%.
Установившаяся скорость на затяжных подъемах V уст определяется на заданном подъеме определенной длины. По ГОСТ Р 52280-2004 грузовые автомобили полной массы при движении по сухому твердому ровному покрытию должны преодолевать подъем с уклоном 3 % протяженностью не менее 3 км при установившейся скорости не менее 35 км/ч.
Ускорения на передачах при разгоне J характеризуют потенциальные возможности автомобиля при обгонах. Определяются максимальные и средние значения ускорений на всех передачах.
Сила тяги на крюке Ркр определяется для всех передач и характеризует способность автомобиля к буксированию прицепа.
Длина динамически преодолеваемого подъема £дин определяется на подъеме определенного уклона при движении на высшей передаче.
Основными оценочными параметрами (критериями) скоростных свойств автомобиля являются максимальные скорости движения в различных дорожных условиях и максимальные ускорения в этих условиях, определяющие время, необходимое для увеличения скорости в определенном интервале, и пути, проходимого автомобилем за это время. Наиболее употребительными и достаточными для сравнительной оценки являются следующие показатели:
1) максимальная скорость; 2) условная максимальная скорость; 3) время разгона на пути 400 и 1000 м; 4) время разгона до заданной скорости; 5) скоростная характеристика разгон-выбег; 6) скоростная характеристика разгона на высшей передаче; 7) скоростная характеристика на дороге с переменным продольным профилем; 8) минимальная устойчивая скорость; 9) максимальный преодолеваемый подъём; 10) установившаяся скорость на затяжных подъёмах; 11) ускорение при разгоне; 12) сила тяги на крюке; 13) длина динамически преодолеваемого подъема.
Динамичность автомобиля является одним из важнейших свойств, определяющих такой важный эксплуатационный показатель, как средняя скорость движения, хотя этот показатель зависит и от других эксплуатационных свойств автомобиля (плавность хода, управляемость, тормозные свойства, проходимость).
Указанные выше оценочные показатели могут быть найдены либо экспериментальным путем, либо расчетным.
В задачу теории эксплуатационных свойств входит изучение методик как экспериментального, так и расчетного способов.
Применительно к изучению скоростных свойств автомобиля эта задача может быть сформулирована так: по заданным конструктивным параметрам автомобиля и дорожным условиям найти показатели, характеризующие скоростные свойства автомобиля.
Обратную задачу, которая может быть сформулирована так: найти конструктивные параметры автомобиля, обеспечивающие в заданных дорожных условиях заданные тяговые свойства, - называют тяговым расчетом автомобиля.
Конструктивными параметрами, определяющими тяговые свойства автомобиля, являются:
Qurilish va Ta 'lim ilmiy jurnali
3-jild, 3-son
258
https://jurnal.qurilishtalim.uz
а) характеристики двигателя; б) характеристики трансмиссии (передаточные числа, количество передач, диапозон передаточных чисел и КПД); в) параметры обтекаемости;
г) массовые параметры автомобиля (масса, распределение веса по осям);
д) характеристики колес (размеры шин, параметры, характеризующие потери мощности при качении).
ЛИТЕРАТУРА
1. Байбобоев Н. Г., Хамзаев А. А., Абдуллаев К. Совершенствование технологии и средств машинной уборки топинамбура с помощью применения картофелекопателей //Научное знание современности. - 2017. - №. 6. - С. 43-47.
2. Bayboboyen N. G., Khamzayev A. A., Rahmonov Kh T. Calculation of kinetic energy of a bar elevator with centrifugal separation //Herald of Ryzan State Agrotechnological University. - 2015. - Т. 2. - С. 19-21.
3. Arslanovich E. A., Akmalkhonovich K. A. Ensuring The Safe Movement of Vehicles on Mountain Roads //Genius Repository. - 2023. - Т. 26. - С. 65-69.
4. Bayboboyev N. G., Hamzayev A. A. The results of the laboratory types of the topinambar worker in the new construction //Scientific-technical journal. - 2018. - Т. 22. - №. 2. - С. 51-56.
5. Gulamovich B. N. et al. Sh. Akbarov; Creation of the Construction of the Digger-Loader with a Centrifugal Separation //International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - Т. 24. - С. 6790-6794.
6. Temirov S. U. Substantiation the Parameters of Universal Operating Element on Row Crop Cultivator //Int. J. Advanced Research in Science, Engineering and Technology (IJARSET). - 2019. - Т. 6. - №. 2. - С. 8154-8156.
7. Xamzaev A. et al. Calculation of the technological process of soil separation with a loosening drum. - 2022.
8. Akmalkhonovich H. A. THEORETICAL ANALYSIS OF SEPARATION OF POTATO TUBERS FROM SOIL IN A BELT-ROD ELEVATOR //International Journal of Engineering Research. - 2024. - Т. 3. - №. 1. - С. 1-6.
9. Байбобоев Н. Г., Хамзаев А. А. Уборка топинамбура с помощью картофелекопателей //Научное знание современности. - 2017. - №. 3. - С. 24-27.
10. O'G'Li, M. Z. T., Qoviljonovich, I. S., Akmalxonovich, X. A., & O'G'Li, M. A. A. (2024). Dvigatel elektron boshqaruv tizimida ko 'p darajali diagnostika tizimini eksperimental o 'rganish usuli. Строительство и образование, 3(1), 148-151.
Qurilish va Ta 'lim ilmiy jurnali
3-jild, 3-son 259
https://jurnal.qurilishtalim.uz