Научная статья на тему '«Скоропись человеческого духа» (о метафоре в поэтическом тексте)'

«Скоропись человеческого духа» (о метафоре в поэтическом тексте) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
480
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ / ТРОП / МЕТАФОРА / ПЕЙЗАЖ / ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ / THEORY OF LITERATURE IN THE SCHOOL COURSE OF LITERATURE / TROPE / METAPHOR / LANDSCAPE / COLOUR PALETTE OF A LITERARY WORK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куликова Елена Юрьевна

В статье представлена система уроков, отрабатывающая навыки анализа тропов в поэтическом тексте. Анализ метафоры выполнен на материале поэзии Фета и Тютчева, показаны принципы построения художественного пространства в произведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shorthand of the Human Spirit (On Metaphor in a Poetic Text)

The article features a system of lessons developing the skills of analyzing tropes in a poetic text. Metaphor analysis is based on poetry by Tyutchev and Fet. The principles of designing the inner space of a literary work are outlined.

Текст научной работы на тему ««Скоропись человеческого духа» (о метафоре в поэтическом тексте)»

ГОТОВИМСЯ К УРОКУ

Е.Ю. Куликова

«СКОРОПИСЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА»

О МЕТАФОРЕ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

Предлагаемый материал представляет собой своего рода «конспекты» уроков для преподавателей литературы, работающих с учащимися 5-7 классов. Теоретическое изложение соединяется с вопросно-ответной системой, причем в скобках дается предполагаемый вариант ответа на заданный учителем вопрос. Ответы не претендуют на абсолютную полноту и предполагают продолжение диалога с учениками.

Цель данных методических рекомендаций -дать учителю возможность заняться со школьниками основами литературоведения, ввести в их лексикон некоторые теоретические понятия, с которыми учащиеся смогут работать, рассматривая художественный текст.

Помимо анализа литературных произведений, на уроках применяется анализ произведений изобразительного искусства - картин «Женевское озеро. Г лион» Ильи Машкова, «Солнечные пятна на инее» Архипа Куинджи, «Февральская лазурь» Игоря Грабаря.

Урок № 1

В поэтическом языке часто используются тропы - поэтические обороты, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле.

Одним из тропов языка является метафора. Метафорическим выражение становится тогда, когда употребляется в переносном значении. В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с другим на основании общего для них признака. Еще Аристотель писал: «Слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство (в природе)». Так как это образное выражение, основанное на сравнении, то можно сказать, что метафора в различных формах присутствует во всяком поэтическом тропе. Наша бытовая речь тоже пестрит метафорами: идет дождь, он потерял голову, горящие глаза, кровь с молоком и т.д. Поэтическая метафора отличается от бытовой метафоры своими свежестью и новизной:

Запах розы и запах локона,

Шелест шелка вокруг колен...

(М. Цветаева)

Елена Юрьевна Куликова — кандидат филологических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета (г. Новосибирск).

Гребни волн поднялись в небеса...

(Н. Г умилев)

Мерцаньем призрачных растений Взор лебедей заворожен .

(Ю. Т ерапиано)

О роли метафоры писал Б. Пастернак: человек «вы1нужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями. Это и есть поэзия». Для Пастернака метафора - своеобразная скоропись человеческого духа, вызванная необходимостью для поэта «написать целую вселенную», то есть вместить в поэзию весь мир.

Можно выделить такую разновидность метафоры, как олицетворение - это стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов автор наделяет их человеческими чувствами, мыслями и речью:

Устало все кругом: устал и цвет небес,

И ветер, и река, и месяц, что родился,

И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что наконец свалился.

(А. Фет)

А. Фет описытает мир природы так, как будто это не просто живой, но воистину человеческий мир: «устать», оказытается, может и небо, и ветер, и река, и месяц, и даже ночь! Лес в стихотворении Фета спит, подобно человеку, а листок «сваливается», словно от усталости, с ветки дерева. Такое описание позволяет нам увидеть мир природы одушевленным, близким и переживающим то же, что и мы сами.

Рассмотрим стихотворение Н. Заболоцкого «Гурзуф», написанное в 1949 году.

В большом полукружии горнык пород,

Где, темные ноги разув,

В лазурную чашу сияющих вод Спускается сонный Г урзуф,

Где скалы, вступая в зеркальный затон,

Стоят по колено в воде,

Где море поет, подперев небосклон,

И зеркалом служит звезде, -

Лишь здесь я познал превосходство морей

Над нашею тесной землей,

Услышал медлительный ход кораблей И отзвук равнины морской.

Вопросы и задания

• Как в стихотворении Заболоцкого пред-ставленыг город Гурзуф, скалы, море, звезда?

Поэт показывает эти образы в виде людей: сонный Гурзуф опускает в воду темные ноги; скалы, подобно людям, «стоят по колено в воде»; море, как певец, поет; а звезда, точно кокетливая девушка, смотрится в зеркало

• Назовите метафорыг и олицетворения, которыге использует поэт.

«Темные ноги» Гурзуфа, сам Гурзуф «сонный»; скалы вступают «в зеркальный затон» и «стоят по колено в воде»; «море поет» и подпирает небосклон, море - зеркало для звезды; «отзвук равнины морской» - то есть вода звучит, точно музыка; у кораблей «медлительный ход».

• С какой целью Заболоцкий создает подобную картину, зачем использует метафорыг и олицетворения?

Поэт видит, как все в природе и мире связано воедино, будто бы неживые явления - море, звезда, скалы, город - оказываются в стихотворении олицетворенными, одушевленными.

• На картине художника Ильи Машкова «Женевское озеро. Глион» изображены горы, окружающие небольшое озеро. Машков - мастер натюрмортов. Его картины всегда красочные, яркие, по раскраске порой напоминают русские расписные подносы. В пейзаже «Женевское озеро» тоже присутствуют фольклорные элементы. Какое впечатление создается у вас, когда вы1 смотрите на картину Машкова?

Это веселый пейзаж, яркий и эмоциональный. Он весь переливается разными красками.

• Выделите разные цвета, через которые Машков передает нам свое видение гор и озера.

Горы и вода - голубые, с небольшими вкраплениями белого цвета; кроны деревьев на берегу зелено-желтые, стволы - коричневые. В глубине, у самой кромки воды, виднеются крыши домов -красные, а сами домики белые. В картине Машкова нет ни одного мрачного оттенка, краски как будто брызжут и заражают радостью.

• Что напоминают вам зеленыге купыг деревьев?

По своему они похожи на хорошо подошедшее тесто: они слегка «шевелятся», как будто «дышат».

• Как Машков изобразил горыг ?

Горы нарисованы так, будто бы это рисунок ребенка. В то же время мы понимаем, что перед нами настоящая картина.

• Могли быг выг сопоставить стихотворение Заболоцкого «Гурзуф» и пейзаж Машкова?

И Заболоцкий, и Машков описывают горы и воду - озеро у подножия. В стихотворении это мир загадочный, напоминающий человеческую

жизнь: Гурзуф опускает ноги в озеро, которое становится зеркалом для звезды. На картине Машкова мир видится радостным: горы кажутся, скорее, не таинственными, а светлыми, яркими, привлекательными. Чувствуется, что горы огромные, тяжелые, но не мрачные. В воде отражаются кроны деревьев и вершины гор. Эти два произведения одновременно и похожи, и не похожи. Сюжет их как будто одинаковый, но каждый автор изображает свой мир по-разному.

Задания для самостоятельной работыг

1. Найдите в стихотворениях русских поэтов метафоры и олицетворения, объясните их значение.

2. Посмотрите несколько картин художников, на которых изображены горы и водное пространство - озера или реки. Могли бы вы выбрать среди них какой-либо пейзаж, более всего близкий стихотворению Н. Заболоцкого «Гурзуф»?

Урок № 2

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою...» описыгвается прекрасный зимний лес. Посмотрим, какие тропыг помогают читателю увидеть его внутреннюю жизнь.

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит -И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -Не мертвец и не живой -Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой -В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Вопросы и задания

• Какую картину нарисовал Тютчев?

Поэт создал чудесную картину зимнего леса,

как будто бы застывшего в своей необыкновенной жизни

• Как у читателя рождается восприятие чудесного, волшебного леса?

Тютчев с самого начала своего текста задает волшебный образ: лес «околдован Чародейкою Зимою». Поэт подчеркивает сказочность описания словами «чудной жизнью», «сном волшебным», дважды повторяется слово «околдован».

• Какие метафорыг и олицетворения использует поэт?

Тютчев употребляет такие метафоры: лес «сном волшебным очарован», «окован цепью

пуховой», поэт указывает на «ослепительную красу» леса. Все стихотворение пронизано олицетворениями: «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит»; «Чудной жизнью он (лес) блестит»; лес «очарован, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой»; «солнце... мещет на него свой луч косой»; «в нем ничто не затрепещет, он весь вспыхнет и заблещет.»)

• Объясните смысл употребления метафор и олицетворений в данном тексте.

Тютчев видит лес живым, точнее, поэт пишет: «не мертвец и не живой». Это лес застывший, заколдованный, как человек, которого зачаровала волшебница. Поэт видит Чародейку Зиму, чувствует «чудную», тайную жизнь леса, который замер в своей стеклянной неподвижности.

• Что обозначает слово «мещет»?

Тютчев пишет о том, как лучи солнца падают на зимний лес. Солнце не просто мечет лучи, а именно «мещет», метает, как стрелы.

• Как вам кажется, печальныгй образ создал поэт в своем стихотворении или нет?

Прежде всего, это образ красивый. Лес поражает своей таинственностью и удивительной прелестью. Немного грустно от того, что он неподвижен и нем - его укрывает «неподвижная и немая» бахрома снега, но зато этот лес будто сказочный, поэтому необычайно привлекательный.

• Какие цвета можно выгделить в описании леса?

Основной цвет, конечно, белый, серебристый, потому что это цвет зимы и снега: «снежная бахрома», лес «блестит», «окован легкой цепью пуховой». Но блеск и сияние лесу придает еще солнце, так в картину вторгаются золотые, яркие тона: «Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой»; «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой».

• Как Тютчев рисует цветовую палитру текста: прямо назыгвает оттенки или косвенно - через предметыг и образыг, которыге несут на себе определенный цвет?

Прямого называния цвета в стихотворении вообще нет, есть только упоминание снега, даже не снега, а «снежной бахромы» или «легкой цепи пуховой». Также образ солнца вводит золотые тона, подчеркивает сияние белого снега.

• Почему поэт выгбирает именно такой способ описания леса?

Когда не называются конкретные цвета, в нашем воображении возникают разные картины, одна другой живописнее. И лес Тютчева - совсем не обычный зимний лес, а как будто рожденный из сказки, из чуда, из удивительного воображения поэта.

• Посмотрим на картину Архипа Куинджи «Солнечныге пятна на инее». Эта картина нахо-

дится в Русском музее г.Санкт-Петербурга. Художник был мастером световых эффектов, которыми заинтересовался еще в молодости, когда работал в фотографическом ателье. Илья Репин писал о Куинджи в 1913 г.: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи -художник света».

Куинджи предпочитал таинственность и сказочность в изображении мира: это было созвучно настроениям искусства конца XIX столетия. В пейзаже конца века ценились выражение душевного состояния и особая атмосфера одухотворенности природы.

• «Солнечныге пятна на инее» - картина зимнего леса.

Каким изобразил Куинджи зимний лес?

Лес на картине светлый и немного таинственный. Кажется, что солнце пронизывает его насквозь, от этого создается радостное настроение.

• Почему картина назыгвается «Солнечныге пятна на инее»?

Художник подчеркивает, что его полотно посвящено не изображению зимних деревьев, а солнечному свету, который наполняет собой воздух, сугробы, поляну, верхушки деревьев. Все покрывает легкий слой инея, сияющий под лучами солнца)

• Как построено пространство картины ?

Куинджи углубляет пространство за счет довольно большого просвета между засыпанными снегом елями, сквозь этот просвет видны горы и дальние кроны деревьев. На переднем плане выделены крупные ветки огромных елей, укрытых снежными шапками.

• Можно ли назвать поляну, нарисованную Куинджи, сказочной?

Поляна и окружающие ее ели, шапки снега, иней, который покрывает как будто весь мир, солнце, освещающее этот чудесный уголок, - все это кажется сказочным и волшебным. Можно подумать, что добрая фея так украсила лес.

• Напоминает ли вам картина Куинджи стихотворение Тютчева «Чародейкою зимою...»?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти два произведения похожи светлым настроением, с которым переданы впечатления от зимнего леса. И поэт, и художник освещают свои картины солнечным светом. Оба леса - не мрачные и застывшие, а какие-то легкие, почти воздушные. У Тютчева лес «окован легкой цепью пуховой», а у Куинджи покрыт нежным, сияющим от солнца слоем инея.

• Рассмотрим картину Игоря Грабаря «Февральская лазурь», написанную в 1904 г. Картина находится в Третьяковской галерее в Моск-

ве. Одна из особенностей творчества Грабаря -то, что художник не смешивал краски на палитре, а раздельно накладывал их на холст.

Какой цвет определен уже в названии пейзажа Грабаря?

Лазурный цвет доминирует над всеми цветами картины. Хотя все полотно необыкновенно яркое и солнечное.

• Проанализируйте цветовую гамму полотна.

Грабарь изобразил березовую рощу. Фоном для картины служит лазурный - насыщенносиний цвет, цвет неба, которому много места уделено в картине. Снег показан нежно-голубым, с белыми пятнами, тени от деревьев голубые, немного ярче снега. Стволы у берез бело-розоватые, а кроны - красновато-багровые. Кое-где на стволах виднеются маленькие черные пятнышки. Иней на деревьях можно сравнить с розовым жемчугом, застывшим на ветках. Лес на заднем плане будто багряный от лучей солнца

• Почему краски на картине такие яркие, и солнце настолько сияющее?

Это февраль - последний месяц зимы, и природа уже не такая грустная и тусклая, как настоящей зимой. Февральская лазурь - почти весенняя лазурь.

• Как организовано пространство картины ?

Бульшая часть холста заполнена изображением лазурного неба, на фоне которого показаны высокие березы с багряными кронами. Лес вдали кажется маленьким, но очень ярким, густым, залитым солнечным светом. Такое ощущение, что художник рисовал картину, стоя прямо под березами и глядя вверх и вдаль.

• Как изображеныг березы на холсте?

Березы прорисованы отчетливо, видна каждая веточка, почти каждая чешуйка на коре. Ку-инджи рисует совсем не так, у него мы видим

шапки снега, очертания предметов мягкие и размытые. Грабарь же все очертания делает удивительно четкими.

• Как выг считаете, какой из двух пейзажей ближе стихотворению Тютчева «Чародейкою зимою.»?

Каждая из картин по-своему напоминает стихотворение Тютчева. У Грабаря пейзаж более открытый, менее таинственный, но зато более яркий и более наполненный светом: каждая березка будто переливается от лучей солнца, и последние строки стихотворения созвучны этой картине («Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой - в нем ничто не затрепещет, он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой»). Зато у Куинджи лес более загадочный, «околдованный» Чародейкою Зимою. Так и чувствуется, что «под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит».

Задания для самостоятельной работы

1. Найдите зимние пейзажи у русских художников (например, в творчестве Н. Гончаровой, Н. Крымова, К. Юона, И. Левитана и др.).

2. Проанализируйте особенности стиля выйранных вами художников. Как видят они русскую зиму, какие детали на их полотнах кажутся вам значимыми?

Обучая школьников анализу метафор и олицетворений в художественном тексте, учитель вводит детей в мир тропов поэтического языка, помогает им глубже погрузиться в произведение, увидеть оригинальность каждой фразы и отдельного слова. А умение смотреть на картины и выделять в целостных пейзажах элементы, образы, детали, изобразительные эпизоды не только расширит кругозор учеников, но и откроет им необыкновенный мир живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.