Научная статья на тему 'Скитники Алдана (по роману Камиля Зиганшина "Золото Алдана")'

Скитники Алдана (по роману Камиля Зиганшина "Золото Алдана") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКИТНИК / СТАРООБРЯДЦЫ / РАСКОЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евдокимова Оксана Геннадьевна

В статье рассматривается вопрос религиозного раскола, уходящего своими корнями в 17 век. Анализируется книга Камиля Зиганшина «Золото Алдана», которая повествует о жизни старообрядческой общины, поселившейся в алданском нагорье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скитники Алдана (по роману Камиля Зиганшина "Золото Алдана")»

Скитники Алдана (по роману Камиля Зиганшина «Золото Алдана») Евдокимова О. Г.

Евдокимова Оксана Геннадьевна / Evdokimova Окзапа Оепжф'еупа - учитель русского языка и литературы, кафедра русского языка и литературы, магистратура по направлению: педагогическое образование, Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

Аннотация: в статье рассматривается вопрос религиозного раскола, уходящего своими корнями в 17 век. Анализируется книга Камиля Зиганшина «Золото Алдана», которая повествует о жизни старообрядческой общины, поселившейся в алданском нагорье.

Ключевые слова: скитник, старообрядцы, раскол.

Церковная реформа, начатая патриархом Никоном в середине 17 века, способствовала расколу русского государства. Приверженцев старой веры (а их оказалось почти треть населения страны) в результате гонений причислили к преступникам. Их называли невеждами, обрекали на церковное наказание за то, что они не желали изменять своей вере. Чтобы спастись от преследований, староверы отправились в леса и болота. Люди оставляли всё, кроме старинных икон и печатных книг, и на «новой земле» бережно воссоздавали «старую Русь».

В последние годы резко возрос интерес к старообрядцам. Многие стали писать статьи, книги, посвящённые их истории и культуре.

В XX веке выходят в свет трилогия А. Черкасова «Хмель» о старообрядцах Сибири, роман О. Крючковой «Старовер», «Таёжный тупик» В. Петрова об истории семьи Лыковых, роман в 3-х книгах В. Личутина «Раскол». Тема в них звучит одна: русский религиозный раскол - национальная драма. Из далёкого прошлого предки словно хотят предупредить нас, они взывают к добру, пытаясь оградить нас от бед, напоминают о важных страницах истории России.

Настоящим подарком для читателей стал роман башкирского писателя и путешественника Камиля Зиганшина «Золото Алдана», напоминающий летопись старообрядцев Забайкалья. Его эпическая дилогия повествует о жизни старообрядческой общины, которая зародилась в XIX веке в Ветлужских лесах, а затем переселилась в Алданское нагорье. Мы наблюдаем жизнь не одного поколения старообрядцев, обладающих выносливостью, волей, стойкостью. Они стараются жить в полном согласии с миром, и в этом им помогает духовная гармония. «Скитники, коренные народы Восточной Сибири, тайга, лесное зверьё и птицы - образные пласты романа, с помощью которых К. Зиганшин создаёт в своём произведении суровую, но прекрасную страну, в которой человек живёт в гармонии с окружающим миром, сохраняет чистоту своей души, постигает тайны Природы и заповеди Бога» [4].

Герои произведения преодолевают трудный путь ради спасения веры. Устраиваясь в труднодоступных местах, они валят лес, расчищают под пашни землю. Чтобы сберечь для будущего урожая зерно, ограничивают себя в еде. Невольно задаёшься вопросом: где черпают силу эти изнурённые люди? И автор даёт однозначный ответ: вера в Бога, трудолюбие, дружеская поддержка помогают выдержать все испытания, выпавшие на их долю. «Удаление от мира и его греховной суеты, физический труд, молитвы, земные поклоны до изнурения, строгий пост, чтение книг старого письма, беседы с праведниками общины мало-помалу открывали перед Варлаамом всю глубину и гуманность почитаемой этими людьми древнего православия» [3, с. 15].

Вера у старообрядцев - это обязательная черта человека. Также в систему нравственных ценностей входят почитание старших, уважение к окружающим, добросовестное отношение к труду, честность, порядочность. Во время вынужденного переселения, поисков Беловодья ярко проявились такие качества людей, как товарищество, готовность помочь в беде.

Для духовности старообрядцев очень важным является культ природы. Поэтому при выборе места для поселения руководствовались не только удачным расположением, но и красотой окружающей природы.

Огромных усилий стоило общине обустройство в лесных дебрях Забайкальского края. Преодолев тяжелейший путь через Север, с утра и до самого заката заготавливали лес для будущего строительства. После схода снега расчищали делянку для посевов. Подняв небольшие дома, зажили поселенцы-староверы в трудах и молитвах. Вот как об этом говорит сам автор: «Терпишь бедствие - все бросаются спасать тебя, голоден - разделят с тобой последний ломать хлеба. Взаимовыручка -непреложный закон этих суровых мест - иначе не выжить, и не удивительно, что в душах сибиряков столько сострадания и сердечности» [3, с. 36]. Во-вторых, они верили в бога: «Соль горькая, а люди не могут без нее. Может и тяжела наша ноша, но с ней умрем, а не поступимся, ибо наша вера непорочна, со Христа не правлена. Мы с ней родились, с ней и на суд Господний взойдем» [3,с. 74].

Детей своих воспитывали в строгости и послушании, учили любить природу. Примечателен эпизод, когда Корней камнем сбил с дерева рябчика. Никодим укоризненно глянул на Корнейку: «Запомни - сказал он внуку - сам себя губит, кто живое не любит, нестоящее это дело живую жизнь под живот подлаживать, лучше доброе дело творить. Больных, к примеру, на ноги ставить. Тогда благодать и в душе поселится» [3, с. 99].

Главный герой, Корней, чувствует и понимает таёжных зверей, и они платят ему любовью. Не раз приходится беркуту Рыжику, рыси Лютому спасать мальчика от верной смерти. Показывая, как общаются люди общины с животными, автор подводит читателя к мысли о том, что «...через Природу Создатель, одухотворяя человека, пробуждает в его душе любовь и совестливость» [3, с. 13].

Интересными для читателя являются страницы романа, в которых Зиганшин знакомит с бытом и традициями якутов и эвенков. Описание кочевой жизни придаёт особенный колорит произведению. Например, в главе «Эвенки» рассказывается не только о быте и обычаях этого народа, но и об их представлениях о жизни. Корней, помогавший эвенкам лечить оленей, расспрашивал охотника Хэгды обо всём. Хэгды был убеждён, что всё на земле происходит по воле Духов: «Есть Добрый Дух и есть Злой Дух. Добрый Дух весну, лето на землю посылает. Кормит всех. Ягоде, орехам помогает уродиться, зверям детёнышей растить. А злой Дух холодную зиму на землю шлёт, реки сушит, тайгу сжигает или, наоборот, всё водой заливает. Добрый и Злой Духи друг дружке не уступают: «...то один верх возьмёт, то другой...» [3, с. 160]. Эти народы живут в мире с природой, они трепетно относятся ко всему живому. Автор показывает нам их добродушными, открытыми, заботливыми людьми, которые почитают обычаи и традиции, стараются сохранить связь времён.

Роман Камиля Зиганшина «Золота Алдана» привлекает читателя простым и понятным языком, образным словом. Чувствуется любовь и восхищение автора природой описываемого края. В книге можно найти ответы на все интересующие вопросы. Человек показан в слиянии с природой, звучит актуальная проблема современности - экология. Природа в романе предстаёт живым организмом, она одухотворяет людей, пробуждает в душах добро и любовь. Смысл жизни человеку даёт труд, который является осознанным, а не принуждённым. Нравственные заповеди староверы чтут, благодаря божественным книгописаниям.

Поднимается в романе и проблема воспитания подрастающего поколения. «Нет важнее дела, чем вырастить и воспитать детей так, чтобы они продолжали жить в любви, по заповедям Христа...».

События истории, пересказанные автором, рассматриваются им через жизнь общины, её отдельных членов. Как и его герои, он считает, что вера поможет преодолеть невзгоды. Только благодаря ей староверы не впали в отчаяние, смогли сохранить нравственную чистоту. «Роман стал гимном жизни и всему живому. Камиль Зиганшин не просто растворил своих героев в природе, он показал, что такое подлинное счастье для человека» [2]. По словам критика В. Бондаренко, «Камиль Зиганшин открыто воспевает и проповедует этот уже забытый многими из русских, скрытный и недоступный мир древлеправославия. Он видит в нем надежду на наше общее будущее» [1].

Литература

1. Зиганшин К. Ф. Золото Алдана: роман в 2 книгах. Москва: Престиж Бук, 2014. 608 с.

2. Бондаренко В. Алданские скитники // Бельские просторы, 2015. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bp01.ru/public.php?public=4456/ (дата обращения: 18.09.2016).

3. Замлелова С., Зиганшин К. Ф. «Золото Алдана» // Бельские просторы, 2012. №10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bp01.ru/public.php?public=2608/ (дата обращения: 10.09.2016).

4. Прокофьева И. Человек и живая, разумная Природа. Дилогия К. Ф. Зиганшина «Золото Алдана» // Бельские просторы, 2014. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bp01.ru/public.php?public=3552/ (дата обращения: 15.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.