Скитники Алдана (по роману Камиля Зиганшина «Золото Алдана») Евдокимова О. Г.
Евдокимова Оксана Геннадьевна / Evdokimova Окзапа Оепжф'еупа - учитель русского языка и литературы, кафедра русского языка и литературы, магистратура по направлению: педагогическое образование, Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
Аннотация: в статье рассматривается вопрос религиозного раскола, уходящего своими корнями в 17 век. Анализируется книга Камиля Зиганшина «Золото Алдана», которая повествует о жизни старообрядческой общины, поселившейся в алданском нагорье.
Ключевые слова: скитник, старообрядцы, раскол.
Церковная реформа, начатая патриархом Никоном в середине 17 века, способствовала расколу русского государства. Приверженцев старой веры (а их оказалось почти треть населения страны) в результате гонений причислили к преступникам. Их называли невеждами, обрекали на церковное наказание за то, что они не желали изменять своей вере. Чтобы спастись от преследований, староверы отправились в леса и болота. Люди оставляли всё, кроме старинных икон и печатных книг, и на «новой земле» бережно воссоздавали «старую Русь».
В последние годы резко возрос интерес к старообрядцам. Многие стали писать статьи, книги, посвящённые их истории и культуре.
В XX веке выходят в свет трилогия А. Черкасова «Хмель» о старообрядцах Сибири, роман О. Крючковой «Старовер», «Таёжный тупик» В. Петрова об истории семьи Лыковых, роман в 3-х книгах В. Личутина «Раскол». Тема в них звучит одна: русский религиозный раскол - национальная драма. Из далёкого прошлого предки словно хотят предупредить нас, они взывают к добру, пытаясь оградить нас от бед, напоминают о важных страницах истории России.
Настоящим подарком для читателей стал роман башкирского писателя и путешественника Камиля Зиганшина «Золото Алдана», напоминающий летопись старообрядцев Забайкалья. Его эпическая дилогия повествует о жизни старообрядческой общины, которая зародилась в XIX веке в Ветлужских лесах, а затем переселилась в Алданское нагорье. Мы наблюдаем жизнь не одного поколения старообрядцев, обладающих выносливостью, волей, стойкостью. Они стараются жить в полном согласии с миром, и в этом им помогает духовная гармония. «Скитники, коренные народы Восточной Сибири, тайга, лесное зверьё и птицы - образные пласты романа, с помощью которых К. Зиганшин создаёт в своём произведении суровую, но прекрасную страну, в которой человек живёт в гармонии с окружающим миром, сохраняет чистоту своей души, постигает тайны Природы и заповеди Бога» [4].
Герои произведения преодолевают трудный путь ради спасения веры. Устраиваясь в труднодоступных местах, они валят лес, расчищают под пашни землю. Чтобы сберечь для будущего урожая зерно, ограничивают себя в еде. Невольно задаёшься вопросом: где черпают силу эти изнурённые люди? И автор даёт однозначный ответ: вера в Бога, трудолюбие, дружеская поддержка помогают выдержать все испытания, выпавшие на их долю. «Удаление от мира и его греховной суеты, физический труд, молитвы, земные поклоны до изнурения, строгий пост, чтение книг старого письма, беседы с праведниками общины мало-помалу открывали перед Варлаамом всю глубину и гуманность почитаемой этими людьми древнего православия» [3, с. 15].
Вера у старообрядцев - это обязательная черта человека. Также в систему нравственных ценностей входят почитание старших, уважение к окружающим, добросовестное отношение к труду, честность, порядочность. Во время вынужденного переселения, поисков Беловодья ярко проявились такие качества людей, как товарищество, готовность помочь в беде.
Для духовности старообрядцев очень важным является культ природы. Поэтому при выборе места для поселения руководствовались не только удачным расположением, но и красотой окружающей природы.
Огромных усилий стоило общине обустройство в лесных дебрях Забайкальского края. Преодолев тяжелейший путь через Север, с утра и до самого заката заготавливали лес для будущего строительства. После схода снега расчищали делянку для посевов. Подняв небольшие дома, зажили поселенцы-староверы в трудах и молитвах. Вот как об этом говорит сам автор: «Терпишь бедствие - все бросаются спасать тебя, голоден - разделят с тобой последний ломать хлеба. Взаимовыручка -непреложный закон этих суровых мест - иначе не выжить, и не удивительно, что в душах сибиряков столько сострадания и сердечности» [3, с. 36]. Во-вторых, они верили в бога: «Соль горькая, а люди не могут без нее. Может и тяжела наша ноша, но с ней умрем, а не поступимся, ибо наша вера непорочна, со Христа не правлена. Мы с ней родились, с ней и на суд Господний взойдем» [3,с. 74].
Детей своих воспитывали в строгости и послушании, учили любить природу. Примечателен эпизод, когда Корней камнем сбил с дерева рябчика. Никодим укоризненно глянул на Корнейку: «Запомни - сказал он внуку - сам себя губит, кто живое не любит, нестоящее это дело живую жизнь под живот подлаживать, лучше доброе дело творить. Больных, к примеру, на ноги ставить. Тогда благодать и в душе поселится» [3, с. 99].
Главный герой, Корней, чувствует и понимает таёжных зверей, и они платят ему любовью. Не раз приходится беркуту Рыжику, рыси Лютому спасать мальчика от верной смерти. Показывая, как общаются люди общины с животными, автор подводит читателя к мысли о том, что «...через Природу Создатель, одухотворяя человека, пробуждает в его душе любовь и совестливость» [3, с. 13].
Интересными для читателя являются страницы романа, в которых Зиганшин знакомит с бытом и традициями якутов и эвенков. Описание кочевой жизни придаёт особенный колорит произведению. Например, в главе «Эвенки» рассказывается не только о быте и обычаях этого народа, но и об их представлениях о жизни. Корней, помогавший эвенкам лечить оленей, расспрашивал охотника Хэгды обо всём. Хэгды был убеждён, что всё на земле происходит по воле Духов: «Есть Добрый Дух и есть Злой Дух. Добрый Дух весну, лето на землю посылает. Кормит всех. Ягоде, орехам помогает уродиться, зверям детёнышей растить. А злой Дух холодную зиму на землю шлёт, реки сушит, тайгу сжигает или, наоборот, всё водой заливает. Добрый и Злой Духи друг дружке не уступают: «...то один верх возьмёт, то другой...» [3, с. 160]. Эти народы живут в мире с природой, они трепетно относятся ко всему живому. Автор показывает нам их добродушными, открытыми, заботливыми людьми, которые почитают обычаи и традиции, стараются сохранить связь времён.
Роман Камиля Зиганшина «Золота Алдана» привлекает читателя простым и понятным языком, образным словом. Чувствуется любовь и восхищение автора природой описываемого края. В книге можно найти ответы на все интересующие вопросы. Человек показан в слиянии с природой, звучит актуальная проблема современности - экология. Природа в романе предстаёт живым организмом, она одухотворяет людей, пробуждает в душах добро и любовь. Смысл жизни человеку даёт труд, который является осознанным, а не принуждённым. Нравственные заповеди староверы чтут, благодаря божественным книгописаниям.
Поднимается в романе и проблема воспитания подрастающего поколения. «Нет важнее дела, чем вырастить и воспитать детей так, чтобы они продолжали жить в любви, по заповедям Христа...».
События истории, пересказанные автором, рассматриваются им через жизнь общины, её отдельных членов. Как и его герои, он считает, что вера поможет преодолеть невзгоды. Только благодаря ей староверы не впали в отчаяние, смогли сохранить нравственную чистоту. «Роман стал гимном жизни и всему живому. Камиль Зиганшин не просто растворил своих героев в природе, он показал, что такое подлинное счастье для человека» [2]. По словам критика В. Бондаренко, «Камиль Зиганшин открыто воспевает и проповедует этот уже забытый многими из русских, скрытный и недоступный мир древлеправославия. Он видит в нем надежду на наше общее будущее» [1].
Литература
1. Зиганшин К. Ф. Золото Алдана: роман в 2 книгах. Москва: Престиж Бук, 2014. 608 с.
2. Бондаренко В. Алданские скитники // Бельские просторы, 2015. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bp01.ru/public.php?public=4456/ (дата обращения: 18.09.2016).
3. Замлелова С., Зиганшин К. Ф. «Золото Алдана» // Бельские просторы, 2012. №10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bp01.ru/public.php?public=2608/ (дата обращения: 10.09.2016).
4. Прокофьева И. Человек и живая, разумная Природа. Дилогия К. Ф. Зиганшина «Золото Алдана» // Бельские просторы, 2014. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bp01.ru/public.php?public=3552/ (дата обращения: 15.08.2016).