Obzor Orlovskoj gubernii za 1900 god.Orel, 1901; Obzor Orlovskoj gubernii za 1901 god.Orel, 1902; Obzor Orlovskoj gubernii za 1902 god. Orel, 1903; Obzor Orlovskoj gubernii za 1903 god Orel, 1904; Obzor Orlovskoj gubernii za 1905 god. Orel, 1906; Obzor Orlovskoj gubernii za 1906 god. Orel, 1907; Obzor Orlovskoj gubernii za 1907 god.Orel, 1908; Obzor Orlovskoj gubernii za 1908 god.Orel, 1909; Obzor Orlovskoj gubernii za 1909 god. Orel, 1910; Obzor Orlovskoj gubernii za 1910 god. Orel, 1911; Obzor Orlovskoj gubernii za 1911 god. Orel, 1912; Obzor Orlovskoj gubernii za 1912 god. Orel, 1913; Obzor Orlovskoj gubernii za 1913 god. Orel, 1914; Obzor Orlovskoj gubernii za 1914 god. Orel, 1915.
3. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. -Т. XXIX. Орловская губерния / Под ред. Н.А. Тройницкого. - СПб., 1904.
Pervaja Vseobshhaja perepis' naselenija Rossijskoj imperii 1897. Izdanie Central'nogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennih del. T. XXIX. Orlovska-ja gubernija / Pod red. N.A. Trojnickogo. - SPb., 1904.
4. Щекотихин Е.Е. Ратная слава Орловского края. - Орел, 2007. - С. 59.
Shhekotihin E.E. Ratnaja slava Orlovskogo kraja. - Orel, 2007. - S. 59.
Клевцова Оксана Владимировна к.и.н. доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина [email protected]
УДК 930:314
СИТУАЦИЯ С НАРОДНЫМИ ШКОЛАМИ ЕЛЕЦКОГО УЕЗДА ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ
УПОЛНОМОЧЕННОГО ЕЛЕЦКОЙ ЗЕМСКОЙ УПРАВЫ
М. ДИЕСПЕРОВА1
Аннотация: данная статья посвящена вопросу функционирования начальных народных школ на территории Елецкого уезда Орловской губернии во второй половине XIX в.
1 Статья выполнена при финансировании гранта РГНФ, проект № 15-11-48002
Основной целью исследования является более детальное знакомство с ситуацией в деле народного образования в провинциальных школах.
Автором предпринята попытка на основе архивных материалов и статистических данных провести анализ работы начальных народных школ, расположенных в сельской местности. При написании статьи был проанализирован отчет особо уполномоченного от земства г. М. Диесперова.
Ключевые слова и фразы: земство, начальная школа, учителя, инспекторская проверка, Елецкий уезд Орловской губернии.
Summary: This article focuses on the issue of functioning of primary public schools in the territory of Elets district Orel province in the second half of the nineteenth century.
The main purpose of this study is more detailed familiarization with the situation in the case of public education in provincial schools. This paper attempts on the basis of archival materials and statistical data to analyze the work of elementary public schools located in rural areas. When writing the article was analyzed the report particularly authorized from the Zemstvo, M. Diesperova.
Key words and phrases: the Zemstvo, primary school, teachers, inspection Elets district Orel province
На территории Орловской губернии еще до начала работы земской управы уже существовали учебные заведения для крестьянского населения. Первоначально народные школы посещали удельные и помещичьи крестьяне. На содержание школы с крестьянского населения собирался специальный сбор на училища. Удельным крестьянам необходимо было платить по 14 коп., но чаще всего данная сумма была значительно выше и доходила в некоторых уездах до 30 коп.
В 1866 г. 18 мая состоялось первое Орловское губернское земское собрание. Первоочередной задачей являлась проблема дефицита народных школ. После долгих совещаний было принято решение организовать одно-два училища. Материальные затраты правительство перекладывало на сельское общество и на родителей учеников. Планировалось собирать по 1 руб. с девочки и по 2 руб. с маль-
чика. Законоучителям надлежало проводить основную часть занятий и следить за работой учебного заведения.
После составления проект был передан на обсуждение уездных земств. Уездные земства приняли документ практически без изменений. Некоторые уезды, такие как Мценский и Севский, отказались материально поддерживать школы. Они мотивировали отказ тем, что крестьяне не в состоянии платить из-за тяжелого материального положения. Только Болховский уезд оказался безучастным к данному вопросу [3, с. 6].
Елецкое земство приняло в свое ведение все начальные школы. Земство готово было помогать учащимся пособиями, выделять деньги на ремонтные работы, нанимать сторожей, назначать жалование учителям, организовывать поставку учебных пособий при условии, что и крестьяне будут оказывать материальную поддержку.
Для организации контроля над школами Елецкого уезда 2 октября 1872 г. земская управа избирает на должность особо уполномоченного господина М. Ди-есперова [3, с. 8].
Диесперов отнесся к своей работе очень ответственно. В 1872 г. он представил отчет в земство, где подробнейшим образом изложил ситуацию в народном образовании. За отчетный год им было осмотрено 48 учебных заведений Елецкого уезда, предназначенных для крестьянства.
Диесперов представил развернутые данные о материальном положении школ, дал технические характеристики помещениям, в которых располагались учебные классы, проанализировал уровень подготовки учителей и качество преподавания.
В ходе проверки он посетил 3 частные школы, расположенные в селах Воронец, Архангельское и Измалково. Он подчеркивал значительное материальное положение, хорошую посещаемость и положительные успехи воспитанников [1, л. 16].
Основная часть инспектируемых школ располагалась в наемном помещении. Здания находились в удовлетворительном состоянии, но встречались случаи, когда Диесперов описывал ужасные условия, непригодные для обучения. Так, например, Никольское мужское училище до приезда инспектора располагалось в маленькой, грязной и неудобной избе, «не могло вмещать в себя должного воздуха», было сырое и темное [1, л. 22]. После того, как проверяющий обратился с хо-
датайством к церковнослужителям, было решено перенести школу в церковный дом возле церкви. Удалось даже добиться материальной поддержки сельского общества, которое согласилось пожертвовать на нужды школы 50 руб. [1, л. 23].
Диесперов сообщает еще о нескольких зданиях, которые также содержались в крайне грязном состоянии и имели плохую мебель. К таким относились школьные помещения Нижне-Воргольского училища Казацкой волости, [1, л. 28] Рождественское мужское и женское училище г. Елеца [1, л. 23], Злобинское [1, л. 33].
О Больше-Извальском училище, которое было расположено в доме священника А. Никольского, проверяющий сообщает, что эта школа «одна из тех, которая своею неудобностью порождает недоверие общества к делу обучения» [ 1, л. 28].
Крайний беспорядок был и в другом училище - Стегаловском женском. Местная учительница не фиксировала в журнале посещаемость занятий, учебные пособия практически полностью отсутствовали или находились в неудовлетворительном состоянии. Занятия велись плохо. В ходе проверки ученики показали крайне низкие знания. Хотя учительнице и предоставлялись бумага, чернила, жалование от земства, но свои обязанности она не выполняла и после проверки сразу же написала заявление об уходе [1, л. 21].
Встречались случаи, когда местная власть присваивала школьные помещения. Так, в Казьевском училище Ольховецкой волости школа располагалась при волостном правлении в двух комнатах. В одной из них проводились занятия, а во второй должен был квартироваться местный учитель П. Афонасьев. Но волостной старшина со своим помощником отобрали вторую комнату под свои нужды. Учитель за неимением денег ночевал либо в кладовой, либо в классе. Помещение содержалось в беспорядке, было грязным. Училище находилось без присмотра и без всякой помощи. Дети не охотно посещали уроки. На момент осмотра даже пытались совершить подлог. Из трех учеников, имеющихся в школе, один оказался более взрослым и уже ранее получил образование. Два других ученика не умели даже читать и писать. Самого учителя инспектор не видел, так как тот отправился по домам собирать детей на урок. Вообще качество работы данного учебного заведения было оценено как неудовлетворительное [1, л. 20].
Но ситуация в уезде не везде была столь плохой. Многие школы давали хорошие результаты и выглядели достойно. Примером служит Талецкое училище.
Многие школы находились под покровительством попечителей или их поддерживало крестьянское общество. Например, Архангельское училище получало учебные пособия от сельского общества ежегодно на сумму 40 руб. [2, л. 25]. Хмелинское училище располагалось в доме, пожертвованным А.И. Поповым. Помимо этого он жертвовал учителю чай, сахар и оплачивал расходы на освещение [1, л. 25]. А в Ольховецком училище священник Михаил Цветков получал освещение и отопление за счет сельского общества, которое ежегодно выделяло на эти нужды 125 руб. [1, л. 29].
Существовала проблема с неквалифицированными учителями. Каменское училище хотя и имело хорошее помещение, достаточное количество мебели и учебных пособий, но показывало плохие результаты по уровню грамотности. Местный учитель дьяк Скуридин имел слабые знания. Диесперов требовал от Управы, в случае появления свободной кандидатуры, немедленно уволить Скури-дина и взять нового учителя [1, л. 30].
Инспектор М. Диесперов особо выделил Грунино-Воргольское училище. Его попечителем был Т.В. Трусов. Школа не нуждалась в учебных пособиях. Школьное помещение удобное, имелось достаточное количество мебели. Несмотря на то, что местный учитель В. Херсонский хотя и не окончил духовные курсы, но «добросовестным исполнением своих обязанностей поставил школу по успехам в число лучших школ Елецкого уезда». Его ученики показали отличные результаты. Они хорошо разбирались в Символах веры, читали молитвы наизусть [1, л. 33].
По данным инспекторской проверки за 1872 г., в Елецком уезде в процессе обучения было задействовано 1740 мужчин и 141 женщина. В народных училищах трудилось 46 учителей. В школах имелось около 8280 учебных пособий, 70 классных досок и 67 счетов [1, л. 16].
Диесперов выделил три группы по качеству работы всех школ уезда. К первой относятся школы, которые принимают безграмотных детей и за три года обучают их Закону Божьему, грамоте, славянскому чтению, письму. На уроках в этих школах использовались наглядные методы обучения. К первому типу можно отнести: Афанасьевскую, Таньевскую, Знаменскую, Домовинскую, Архангель-
скую, Хмелинскую, Казацкую, Соловьевскую, Таленскую, Предтеченскую, Новотроицкую, Лавскую, Козинскую, Грунино-Воргольскую школы.
Ко второй группе были отнесены школы, ученики которых за три года научились более или менее сознательному чтению и рассказу. Это школы - Воро-нецкая, Рогатовская, Хитровская, Аргамаче-Паленская, Ливенская мужская и женская, Тербунская, Бурдинская, Чернавская мужская и женская, Ястребино-Колодезская, Стегаловская мужская, Альшанская, Телегинская, Александровская, Рождественская мужская и женская, Чернавская и Грызловская.
Школы третьей группы не давали своим ученикам ничего кроме того, что за три года они познавали механизмы чтения и умели писать только свою фамилию. К третьей группе Диесперов отнёс: Стегаловскую женскую, Казьевскую, Рождественскую, Извальскую, Каменскую, Слепухинскую, Злобинскую, Ольхо-вецкую и Никольскую школы [1].
Диесперов предлагал обратить внимание на образ учителя. Человек, желающий преподавать, должен подготовить себя к этой работе. Священнослужителям и дьякам довольно сложно проводить полноценные занятия, так как они исполняют еще и другие обязанности. Именно поэтому необходимо подготовить хороших учителей. С этой целью Диесперов предлагал организовать в каникулярное время специальные учительские курсы. Это «пробудит энергию учителей и принудит каждого к откровенному сознанию своих педагогических недостатков». Именно на курсах образцовой школы учителя познакомятся с новыми методиками.
Особое внимание стоит уделять детям, только окончившим курс наук. Их необходимо сопровождать, привлекать к дальнейшему просвещению.
Диесперов говорил о том, что школе нужны образованные и сочувствующие попечители, школа не должна испытывать недостатка в книгах, материальных ресурсах.
Некоторые предложения, выдвинутые Диесперовым, земство взяло на вооружение. Но идея организации образцовой школы не принесла ожидаемых результатов. Ей не удалось за три года повысить знания педагогов. Организованная учительская библиотека будет закрыта в 1875 г. из-за прекращения субсидирования. Отсутствие должного финансирования будет тормозить работу земства.
Таким образом, мы видим угасание интереса земства к вопросу организации школьного дела. Именно поэтому в 1876 г. должность уполномоченного от
земства перестанет существовать. А в 1898 г. губернским земским собранием даже будет принято решение ограничить материальную помощь низшим учебным заведениям из-за отсутствия средств в казне и сосредоточить внимание на отдельных областях [2, л. 2]. Проблема организации классных комнат в соответствии с гигиеническими и техническими нормами останется открытой вплоть до конца XIX в.
Список литературы Spisok literstury
1. Государственный архив Липецкой области. (ГАЛО) Ф. Ф-138. О. 1. Д. 7.
Gosudarstvennyj arhiv Lipeckoy oblasti. F. F-138. D.1. L. 7.
2. ГАЛО. Ф. Ф-138. О. 1. Д. 28.
GALO.F. F -138. D. 1. L. 28.
3. История начальной школы в Орловской губернии. Очерки деятельности уездных земств по народному образованию. - Орел, 1897.
Istoriy nachalnoy shkoly v Orlovskoy gubernii.Ocherki deytelnosti uezdnyh zemstv po narodnomu obrazovaniy. - Orel, 1897.
Рощупкин Алексей Юрьевич, аспирант
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
alex. roschupkin@rambler. ru
УДК 908
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ИСТОРИКА И.Д. БЕЛЯЕВА
В статье рассматривается краткая биография, научная и редакционная работа выдающего отечественного историка середины XIX в. И.Д. Беляева, в трудах которого нашли отражение ключевые вопросы русской истории допетровского периода. Будущий историк Иван Дмитриевич был выходцем из семьи священнослужителя, что послужило становлению его внутренних ценностей и развитию восприятия традиций и мировоззрения русского народа. В связи с этим Беляев в своих трудах обращался к рассмотрению отечественной истории не через изучение грандиозных событий или исследование крупных политических или