Научная статья на тему 'СИТУАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

СИТУАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронцова М.В.

В статье рассматривается роль работы с ситуациями в подготовке будущего социального работника. Дается характеристика трудной жизненной ситуации. Представлены функциональные характеристики ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИТУАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Воронцова М.В., к.п.н.

доцент РГСУ Россия, г. Таганрог СИТУАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Аннотация. В статье рассматривается роль работы с ситуациями в подготовке будущего социального работника. Дается характеристика трудной жизненной ситуации. Представлены функциональные характеристики ситуации.

Ключевые слова: ситуация; трудная жизненная ситуация С.Ю. Самохвалова под профессиональным воспитанием понимает «педагогическое взаимодействие, организованное в контексте жизнедеятельности студента и направленное на развитие основ самоорганизации личности посредством создания событийных ситуаций в учебно-воспитательной, научно-исследовательской, социокультурной и профессиональной деятельности, обеспечивающих постижение принципов жизни» [курсив наш - МВ.] [3]. Эта позиция представляется нам целесообразной и с точки зрения подготовки социальных работников, так как специалисты социальных служб в своей профессиональной практике имеют дело с конкретными ситуацией и случаем. Отнюдь не случайно Г. Гамельтон сформулировал сущность профессиональной социальной работы в виде емкой формулы, отражающей ее «троекратный образ»: «личность-в-ситуации».

Под ситуацией (от лат. зНиаНо - положение) понимают сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. В психологии под ситуацией обычно понимают внешние условия, а также внутренние состояния субъекта, побуждающие и опосредующие его активность в определенных пространственно-временных границах. Вместе с тем ситуация может пониматься и как производное активности человека, то есть условия и обстоятельства, возникающие вследствие целенаправленной, осознанной или нецеленаправленной, неосознанной активности, а также как состояние субъекта в условиях неопределенности.

Ряд авторов справедливо утверждают, что на самом деле любая жизненная (в том числе и трудная) ситуация связана с тем, что внешние условия и обстоятельства жизнедеятельности неизбежно определенным образом воспринимаются, переживаются и интерпретируются человеком. Таким образом можно утверждать, что ситуация всегда имеет интенциональное «наполнение», так как любое восприятие и интерпретация ситуации определяется мотивационно-целевыми структурами личности. Поэтому оценка человеком ситуации как трудной, проблемной или критической есть такой результат работы интенциональности сознания, в котором нарушаются сложившиеся ценностные иерархии и отношения, становится невозможной актуализация базовых ценностей [1].

В самом деле, жизненные трудности - неизбежный и закономерный элемент во взаимодействиях человека с окружающим миром. Но в одних ситуациях человек может испытывать эмоциональный подъем, азарт, преодолевая препятствия, - и в этом случае трудности закаляют личность, делают ее более устойчивой. В других ситуациях человек оказывается частично или полностью дезориентирован, «выбит из колеи жизни», проявляя неспособность к волевому импульсу, направленному на преодоление трудностей. В центре внимания специалистов и социальных служб находятся, прежде всего, вторые ситуации. Отсюда, трудная жизненная ситуация в контексте социальной работы должна пониматься не только как совокупность неблагоприятных внешних по отношению к личности условий, но и как негативно эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, представляющие в восприятии человека сложную социальную или психологическую проблему, настоятельно требующую своего решения или преодоления. От трудной жизненной ситуации человек оказывается не в состоянии «уйти», он не может ее игнорировать, но и разрешить ее посредством имеющихся в его диапазоне возможностей он также не может. Такая ситуация нарушает сложившуюся адаптацию человека к окружающей среде, дезадаптирует его, настоятельно требует активизации адаптивных механизмов, поиска новых поведенческих моделей, но этих внутренних адаптационных ресурсов оказывается недостаточно, чем и обосновывается необходимость участия извне.

Л. Росс и Р. Нисбетт указали, что всякая жизненная ситуация может быть охарактеризована посредством «трех китов»: а) анализа каузальных связей не только очевидных, то есть «лежащих на поверхности», но и тех, которые неочевидны и, на первый взгляд, представляются несущественными; б) установления нюансов субъективной интерпретации человеком ситуации, которая не является ни зеркальным ее отражением, ни продуктом произвольного «конструирования реальности» познающим субъектом, а есть продукт именно взаимодействия, столкновения человека и обстоятельств, условий жизнедеятельности; в) анализа взаимодействия человека и ситуации как «внутренне напряженных систем», устойчивость которых обеспечивается сложным балансом большого количества разнонаправленных сил, находящихся в состоянии динамического равновесия. Нарушения этого равновесия вызывают лавинообразное высвобождение психической энергии, которые для внешних наблюдателей могут показаться неожиданными и необъяснимыми [2].

Вот почему разрешение трудной жизненной ситуации является результатом «встречной» активности, со-действия: помощи извне и деятельности самих нуждающихся субъектов. Понятно, что в оценках степени трудности одной и той же ситуации интенциональные позиции социального работника и клиента могут не только не совпадать, но даже быть диаметрально противоположными. Например, подросток даже вполне

благоприятные ситуации и поведение людей, стремящихся ему оказать реальную помощь, может воспринимать как смутные, плохо дифференцируемые, но угрозы и, наоборот, ситуации, в которых проявляются реальные угрозы его жизни, здоровью и психической стабильности, - как вполне благоприятные, а субъектов, имеющих имплицитный агрессивный замысел в отношении ребенка, как вызывающих доверие.

Наряду с интенциональными особенностями субъектов и общностей, а также осуществляемых ими действий, аналитическая активность специалистов в сфере социальной работы должна охватывать форму, пространственно-временные и функциональные характеристики ситуации.

Форма ситуации практически всегда носит комплексный характер, то есть она порождается сочетанием причин, как правило, действующих и развивающихся в течение некоторого времени. Эта мысль представляется нам чрезвычайно важной, так как подводит к пониманию того, что простые и одномоментные решения, как правило, не могут привести к реальному разрешению трудной жизненной ситуации. На этой основе появляется возможность прогноза развития ситуации и отдаленных во времени ее последствий, принятия решений, направленных на подготовку человека к проблемным обстоятельствам жизнедеятельности, повысив его социальную и психологическую устойчивость к возможным изменениям.

Пространственно-временные координаты ситуации очерчиваются социально-демографическими особенностями субъектов, временными рамками их включения в ситуацию, динамическими характеристиками в развитии ситуации и включенных в нее субъектов и др. Очевидно, что всякая ситуация разворачивается в некоторой социокультурной среде, порождающей специфические социальные взаимодействия субъектов.

В отличие от пространства, среда имеет некоторые пределы, отграничивающие ее от других сред. Благодаря этим границам, как справедливо отметил В.И. Слободчиков, среда определенным образом позиционирует себя по отношению к внешнему пространству, выстраивая, например, оппозиционные, аккомодационные, ассимиляционные и др. отношения с ним. Состав среды отражает способ их организации.

Функциональные характеристики ситуации определяют черты ее влияния на внутренний мир и активность человека и общностей. При этом с точки зрения ценностей социальной работы профессиональное значение имеют три вектора анализа:

а) особенности социализации, социального развития, воспитания, наличие социального «иммунитета» личности к негативным девиациям и др.;

б) технологии диагностики, прогностики, моделирования, проектирования, программирования, планирования социальных процессов и явлений;

в) возможности адаптации, анимации, компенсации, консультирования, контроля, коррекции, мобилизации, патронирования, поддержки, помощи, посредничества, пропаганды, просвещения, профилактики, реабилитации, стабилизации, терапии, экспертизы и др.

Компетентность специалиста, в конечном счете, определяется тем, удается ли ему выделить в конкретике типические черты, схематизировать ситуацию, «привязать» ее к другим, сходным по некоторому набору отличительных признаков ситуациям. Тогда специалист в новом и уникальном будет способен увидеть черты хорошо знакомого, что и позволит ему выработать и реализовать адекватные ситуации профессиональные реакции. Вот почему работа с проблемными, трудными ситуациями и случаями должна найти достойное место в процессе подготовки будущих социальных работников, обеспечивая, таким образом, органичный «сплав» информационного багажа и профессионально-аналитического опыта.

Использованные источники:

1. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора //Психология с человеческим лицом /под. ред. Д.А.Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.

2. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект-Пресс, 1999.

3. Самохвалова С.Ю. Методологические и теоретические аспекты исследования воспитания в системе высшего профессионального образования //Известия Южного Федерального Университета. 2008. № 3. С. 48-58.

Галимуллина Н.М., кандидат исторических наук

доцент

доцент кафедр истории и связей с общественностью Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева Россия, г. Казань

ПРИМЕНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭССЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

В статье анализируются особенности формирования общекультурных компетенций у студентов технических направлений с помощь метода написание эссе на историческую тему.

Ключевые слова: педагогический метод, общекультурные компетенции, эссе, средство оценки компетенций.

The article analyses the peculiarities of the formation of intercultural competence of students in technical areas with the help of the method of writing an essay on a historical theme.

Keywords: pedagogical method, intercultural competence, essays, competence assessment tool

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.