Научная статья на тему 'Ситуационность бытия: концептуальные принципы'

Ситуационность бытия: концептуальные принципы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
498
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / СИСТЕМА / БЫТИЕ / НЕБЫТИЕ / СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СИТУАЦИОННОСТЬ БЫТИЯ / СИТУАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА / SITUATION / SYSTEM / BEING / NONBEING / SITUATIONAL APPROACH / SITUATIONALITY OF BEING / SITUATIONAL WORLD-VIEW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Солодухо Натан Моисеевич

Проводится системное обобщение ситуационных идей, отнесённых к миру в целом. Нетрадиционная трактовка ситуационных представлений позволяет вскрыть философскую сущность концепта «ситуация» и сформулировать концептуальные принципы ситуационности бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article summarizes situational ideas associated with the world as a whole. Nonconventional interpretation of situational ideas makes it possible to reveal the philosophical essence of the situation concept and to formulate conceptual principles of the situationality of being.

Текст научной работы на тему «Ситуационность бытия: концептуальные принципы»

_____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 154, кн. 1 Гуманитарные науки

2012

УДК 111+140.8+167/168

СИТУАЦИОННОСТЬ БЫТИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Н.М. Солодухо Аннотация

Проводится системное обобщение ситуационных идей, отнесённых к миру в целом. Нетрадиционная трактовка ситуационных представлений позволяет вскрыть философскую сущность концепта «ситуация» и сформулировать концептуальные принципы ситуационности бытия.

Ключевые слова: ситуация, система, бытие, небытие, ситуационный подход, ситуа-ционность бытия, ситуационная картина мира.

С выходом двух коллективных работ «Ситуационность бытия» [1] и «Ситуационная картина мира» [2] возникает необходимость систематизации обобщённых ситуационных идей, отнесённых к миру в целом. Концептуализация ситуационных представлений на философском уровне требует сделать несколько шагов в сторону от традиционного толкования ситуации. Это позволит по достоинству оценить онтологическое значение феномена ситуации и понять сущностный смысл ситуационности бытия.

Прежде всего необходимо перейти от популярной словарной трактовки ситуации как сочетания условий и обстоятельств (что выражает весьма ограниченный внешний смысл ситуации) к её более глубокому пониманию: ситуация как совокупность факторов, определяющих состояние и изменение объектов [1, с. 7]. При этом формально мы недалеко уходим от традиционного определения ситуации, поскольку условия и обстоятельства и есть те факторы, которые формируют объект и задают его состояние (слово “situatia” в переводе с латинского означает «положение», «обстановка», «состояние»). Определить состояние объекта, например некоторой системы, означает задать её существенные параметры, которые определяются составными компонентами и их структурным отношением, что, собственно говоря, и характеризует свойства системы и её интегративную характеристику - качество. Это со статической стороны. Со стороны динамической ситуация задаёт направление изменения или временного сохранения данной системы. Причём трансформации в системе будут определяться как исходной ситуацией, так и меняющейся расстановкой ситуационных факторов, то есть изменениями существующей ситуации.

Введение понятия «фактор» в определение ситуации весьма существенно, так как оно позволяет раскрыть детерминирующую роль ситуации: слово “factor”

в переводе с латинского означает «делающий», «производящий». Отсюда становится ясно, что именно выступает движущей силой формирования и развития объектов - различные факторы. Производящая функция факторов указывает на сущностный характер ситуаций, на их причастность к бытийному уровню действительности и их субстанциальную значимость.

Приведённое определение ситуации не только снимает «поверхностное» представление о ней, но и расширяет понимание сферы действия ситуационных факторов. Когда ситуация определялась как условия и обстоятельства, то подразумевался внешний её характер. В предложенной трактовке учитывается двусто-ронность проявлений ситуации. Иначе говоря, факторы могут быть как внешними, так и внутренними, и следовательно, необходимо говорить как о внешних, так и о внутренних ситуациях в отношении выделенного объекта. Внутренняя ситуация определяется расстановкой содержательных элементов объекта и, таким образом, связана с его структурой.

Необходимо также преодолеть одностороннее понимание ситуации, которое получило распространение в ряде научных направлений и сфер деятельности: менеджменте, экономике, психологии, педагогике и др. Здесь с понятием ситуации и производных от него понятий (ситуационный подход и анализ, ситуа-ционность и др.) связываются представления о случайном, единичном, временном, динамичном, неопределённом и т. п. Вместе с тем в различных научных и ненаучных контекстах мы сталкиваемся с представлениями об амбивалентном проявлении ситуаций, которые могут быть: случайными и необходимыми, единичными и общими, кратковременными и длительными, динамичными и застойными, неопределёнными и определённо-ограниченными и т. д. Всё это позволяет говорить о внутренне противоречивом характере ситуации как таковой, поэтому в общем случае не следует абсолютизировать лишь одну грань ситуаций. Соответственно, и ситуационный подход, и ситуационный анализ, и понятие ситуационности следует трактовать с учётом отмеченной противоречивой сущности феномена ситуации. Как же это можно учесть?

Следуя традиционному одностороннему пониманию ситуации, её надо противопоставить системе как объекту, характеризующемуся устойчивостью, структурностью, иерархичностью, определённой граничностью (выделенностью в окружающей среде), целостностью как интегративным свойством и др. Этот набор качеств, как правило, не отвечает популярному представлению о динамичности и неповторимости ситуации, что обычно заставляет противопоставлять ситуацию системе как её диалектической противоположности. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что ситуация включает в себя как несистемные, так и системные качества, что следует принять во внимание в отношении ситуационного подхода (анализа) и понятия ситуационности. Таким образом, ситуационность содержит в себе две стороны: ситуативную и системную. Ситуативная сторона ситуационности объединяет такие признаки, как случайность, единичность, временность, динамичность, неопределённость и т. п. Эта традиционная сторона ситуативности заключена в самой ситуационности -мимолётности и преходящем характере многих проявлений, обычно связываемых с ситуацией в целом. Тем не менее ситуации могут быть охарактеризованы

системными параметрами: целостностью и устойчивостью, структурностью и иерархичностью, граничностью и закономерностью, - о чём уже было сказано выше.

Распространённое представление о ситуации и ситуационном подходе как феномене только частнонаучном или междисциплинарном также нуждается в переосмыслении. В силу ряда обстоятельств эти понятия не только уже перешли в разряд общенаучных, но и обрели философскую содержательность.

Применённое к категориям «мир», «бытие», «небытие», «субстанция» и другим, понятие «ситуация» обретает категориальное звучание. С помощью этого понятия оказывается возможным построить новую ситуационную картину мира, объяснить формы взаимосвязи бытия и небытия, понять сущность нон-субстан-циальной трактовки действительности и др. В истории философии известны факты, главным образом связанные с экзистенциализмом (К. Ясперс, М. Бубер, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр) и с постмодернизмом, включения понятия ситуации в философский контекст таких представлений, как «исторические ситуации», «экзистенциальные ситуации», «пограничные ситуации» и др. Ситуационный характер человеческой истории, ситуационное проживание каждого дня, каждой минуты человеческой жизни позволяют говорить о ситуационности исторических событий и ситуативности повседневности. Ситуации подготавливают и наполняют смыслом со-бытия. Всё это подводит к пониманию ситуационности бытия.

Ситуацию следует оценивать как интегративную характеристику мира, тогда мир представляется сотканным из ситуаций. К пониманию мира, данному Л. Берталанфи, - мир есть система систем - необходимо добавить: мир есть ситуация ситуаций, или мир есть система ситуаций. Мир предстаёт в виде гигантской ситуации, складывающейся от взаимодействия разнообразных разноуровневых и разнокачественных ситуационных факторов, что приводит в конечном счёте к некоторому ситуативному динамическому балансу, называемому наличным миром. Этот баланс можно трактовать постмодернистски как запутанное корневище (ризому) без конца и без начала, где всё есть вход и выход и нет середины и порядка, а мир есть хаосмос. Но в этом ситуационном балансе можно видеть и классическую системную иерархию, и законы природы, и упорядоченную самоорганизацию космоса.

Амбивалентный характер ситуации позволяет усматривать в этой категории особое сочетание, диалектический сплав таких философских категорий, как случайность и необходимость, единичное и общее, возможность и действительность, неопределённость и определённость, объективность и субъективность и др. При этом понятие ситуации не сводится к указанным всеобщим характеристикам мира. С помощью этих философских категорий на основе понятия ситуация становится возможным под новым ракурсом увидеть пространственный и временной аспекты реальности. Содержание ситуации раскрывает механизм становления, показывает структуру процессуальности.

Взаимодействие совокупности факторов, образующих ситуацию, создаёт условия изменения реальности - действительность предстаёт подвижной многообразной потенциальностью. Системная устойчивость дополняется изменчивостью. Ситуация как локальная пространственная вспышка своей динамикой

нацелена на становление нового и заключает в себе временность возникшего и существующего.

Следующим необходимым шагом должно стать преодоление инерции мышления философии бытия и выход на простор иной парадигмы - философии небытия. Если традиция европейской философии приучила к мысли о вечности бытия, невозможности возникновения самой реальности существования и не-уничтожимости сущего как такового, то восточная философская традиция (индийская и китайская) допускает возникновение бытия из небытия, отдаёт дань онтологической пустоте, предполагает чередование эпох существования и несуществования.

Предлагаем усилить представления восточной мысли европейской логикой обоснования [3].

Диалектико-метафизический аргумент заключается в том, что традиционно называемые в качестве субстанции материя (материалистами) и дух (идеалистами и теологами) не отвечают требованию субстанциальности: быть само-сущим и не нуждаться в чём-либо другом для своего существования (Дамаскин). Полагая материю и дух бытийствующими, мы должны признавать, что нечто бытийствующее в любой форме, бытие вообще требуют для своего реального существования внешней детерминации. И только небытие (ничто) не нуждается для своего существования (несуществования) ни в какой внешней причине: так, для того чтобы ничего не было, ничего и не требуется. И потому только небытие (ничто) в полной мере обладает субстанциальной атрибутивностью.

Логико-методологический аргумент состоит в соотнесении понятий «Всё» и «Ничто» с учётом формально-логического закона обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Такое сопоставление позволяет сделать логический вывод: «Ничто во Всём». Философия небытия указывает на универсальность небытия (ничто), которое как неизменный атрибут присутствует во всём, во всех нечто всего сущего. Небытие присутствует в каждом предмете как реальное отсутствие в нём всего другого, небытие отграничивает предметы друг от друга, тем самым дифференцируя бытие как всё реально сущее. Небытие делает бытие другим и различным. Такая неотъемлемая всеобщность и существенность небытия - реальный признак его мировой субстанциальности.

Онтологический аргумент заключается в понимании небытия как онтологической неопределённости: небытие не проявлено в известных формах бытия, каковыми являются материя, дух, сознание. Исходное небытие должно представлять собой онтологическую неопределённость, которая в силу своей неустойчивости может самопроизвольно переходить в состояние онтологической определённости, чем собственно и является бытие. То, что всякая неопределённая система с неизбежностью имманентно переходит в свою противоположность, методологически подсказано законами комплекса информационно-кибернетических наук.

Раскрывая генетическую, причинную связь небытия и бытия, обязательно надо сказать о виртуальной структуре небытия, образуемой совокупностью ни-что-форм, которая обнаруживается постфактум с образованием структуры бытия из совокупности возникающих нечто-форм, составляющих многообразное нечто сущего. Причём наличие виртуальной ничто-структуры небытия не делает

его бытием, так как каждый элемент этой структуры есть лишь предшествующее реальное отсутствие той нечто-формы, которая появляется в бытии.

Говоря о ситуационности, не следует ограничиваться пластом феноменальных проявлений, с которыми обычно связывают случайный характер ситуаций, надо проследить ситуационность бытия на онтологическом и метафизическом уровнях (подробнее об этом см. [1, с. 12-14]).

На метафизическом уровне бытие, как всё реально существующее, изначально ситуационно. Эта ситуационность означает, прежде всего, производность бытия по отношению к небытию. Производность есть результат некоторой детерминации. Однако детерминация допускает различный характер производно-сти следствия причиной и проявлений закономерности этой производности. Так, детерминация может носить как необходимый, так и случайный характер, быть вполне определённой и неопределённой, иметь главный факторный элемент и не иметь определённой выделенной факторности и т. п. Учитывая онтологическую неопределённость исходного небытия, следует предположить в нём «непрограммируемость» начала процесса «кристаллизации» бытия: это касается и места, которое в небытии выступает как «невыделенная» бесконечность, и времени, которое здесь проявляет себя как «незаинтересованная» началом отсчёта вечность. Эта метафизическая производность рождения бытия в лоне небытия совпадает с произвольностью и не может быть охарактеризована иначе, как чистая спонтанность, как случай выброса, как флуктуация. В этом метафизическая ситуативная ситуационность (закономерная сингулярность и необходимая случайность) бытия как целого.

Рассматривая исходное небытие в рамках философии небытия, следует учитывать его субстанциальный характер, его связь с абсолютными характеристиками мира. Казалось бы, субстанциальный статус небытия как абсолюта должен был приводить к представлениям о его неизменности, статичности и стабильности, о его сущностной необходимости и замкнутости на себя. Однако единство противоположных абсолютов, превращающих небытие в Ничто, создаёт условия возможности диалектической ситуации перехода Ничто в «своё другое», то есть в Бытие. Эта ситуация потенциально подготавливается и подпитывается виртуальной структурой небытия, состоящей из ничто-форм. И с появлением бытия и его нечто-форм (сущего) небытие внутренне расчленяется на небытие-до-бытия и на небытие-после-небытия [3, с. 46].

На онтологическом уровне ситуационность бытия прежде всего означает ситуационность спонтанного объективного «выбора» реализации того или иного вида бытия, а именно: материального, идеального (духовного) или дуального (и материального, и идеального одновременно). При этом ситуационность реализованного бытия как реально существующего вещественно-предметного или/и образно-предметного мира выражается в двух аспектах - системном и ситуативном (как двух основных проявлений ситуационности). С одной стороны, потенциальная системность бытия как мира несёт в себе возможность последовательного систематического развёртывания, образования пространственной и временной структуры, продуцирования компонентов феноменального формообразования относительно устойчивого бытийно-предметного многообразия. С другой стороны, постоянно проявляющаяся ситуативность заставляет предметное

бытие изменяться и обновляться, образуя череду сменяющихся состояний различных процессов, что не даёт застояться сложившимся системам.

На феноменологическом уровне ситуационность бытия означает реализацию онтологической потенциальности системного и ситуативного характера. Эти онтологические аспекты ситуационности бытия по отношению к феноменам сущего выражают устойчивость и динамичность, стабильность и нестабильность, определённость и неопределённость, сущностную необходимость и случайность проявления, принципиальную законосообразность и конкретную реали-зованность, общностную повторяемость и единичную неповторимость и другое, - словом, всё то, что делает мир бытия и системным и ситуативным одновременно.

Особое внимание здесь надо обратить на то, что бытие как граница, как переход от небытия-до-бытия к небытию-после-бытия проявляется в качестве ситуации (а в пространстве - цепи ситуаций), которая постфактум оценивается как событие (со-бытие) бытия. Отношение внутренней ситуации к внешним ситуациям позволяет выявить событие как таковое и соотнести его с другими событиями, а протяжение пространственной цепи ситуаций во времени создаёт и системно закрепляет событийное поле бытия.

Глубинный смысл ситуации по отношению к социальному бытию заключается в том, что последнее сплетается из совместного множества единичных со-бытий, рождение которых происходит в лоне складывающихся ситуаций. Ситуация предшествует событию, выступает его основой и является его возможностью и действительностью. Без ситуации событие бесплотно (от «плоть») и бесплодно. Ситуация как сочетание действующих факторов есть внутренняя основа, содержание и структура события [1, с. 12-14].

Таким образом, нетрадиционная трактовка ситуационных представлений позволяет вскрыть философскую сущность концепта «ситуация» и сформулировать концептуальные принципы ситуационности бытия.

Summary

N.M. Solodukho. Situationality of Being: Conceptual Principles.

This article summarizes situational ideas associated with the world as a whole. Noncon-ventional interpretation of situational ideas makes it possible to reveal the philosophical essence of the “situation” concept and to formulate conceptual principles of the situationality of being.

Key words: situation, system, being, nonbeing, situational approach, situationality of being, situational world-view.

Литература

1. Ситуационные исследования / Под общ. ред. проф. Н.М. Солодухо. - Казань: Изд-во Казан. гос. тех. ун-та, 2011. - Вып. 3: Ситуационность бытия (По материалам меж-дунар. науч.-филос. конф.). - 165 с.

2. Ситуационные исследования / Под общ. ред. проф. Н.М. Солодухо. - Казань: Изд-во Казан. гос. тех. ун-та, 2011. - Вып. 4: Ситуационная картина мира (По материалам междунар. науч.-филос. конф.). - 155 с.

3. Солодухо Н.М. Философия небытия. - Казань: Изд-во Казан. гос. тех. ун-та, 2002. -145 с.

Поступила в редакцию 27.09.11

Солодухо Натан Моисеевич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.