Научная статья на тему 'Ситуационное управление в сфере тарифного регулирования коммунального комплекса региона'

Ситуационное управление в сфере тарифного регулирования коммунального комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОК КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / SWOT-АНАЛИЗ / ТАРИФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моглячев Александр Владимирович

Рассматривается использование когнитивного подхода при реализации тарифной политики региона в сфере водоснабжения и водоотведения на примере Самарской области.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моглячев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author considers the usage of cognitive approach in realization of region pricing policy in the sphere of water supply and water removal as exemplified by Samara region

Текст научной работы на тему «Ситуационное управление в сфере тарифного регулирования коммунального комплекса региона»

УДК 621.5:519

Моглячев А.В.

Ситуационное управление в сфере тарифного регулирования

коммунального комплекса региона

Недовольство тарифной политикой, проводимой в регионе, как со стороны потребителей, так и со стороны организаций коммунального комплекса, во многом вызвано тем, что для всех участников рынка коммунальных услуг остаются неясными инструменты, используемые при установлении предельных индексов роста цен (тарифов), и, как следствие, устанавливаемые тарифы. Не меньше вопросов возникает и по расчету тарифов в связи с его закрытостью и сложностью, отсутствием у федеральных и региональных органов регулирования непосредственного контакта с потребителями и производителями услуг водоснабжения и водоотведения (ВиВ), а также в связи с трудностями оценки влияния тарифов на экономику региона и отдельных предприятий. Выходом из сложившейся ситуации может стать обоснованная долгосрочная тарифная политика, которая будет способствовать налаживанию рыночных отношений в сфере услуг ВиВ, стабильному обеспечению потребителей водой и поступательному развитию отрасли. Основные цели реализации тарифной политики приведены на рис. 1.

В этом отношении когнитивный подход является эффективным дополнением к традиционным инструментам, когда требуется активное участие экспертов в соответствующих предметных областях. Именно поэтому в технологию когнитивного анализа предлагается включить методы структуризации и обработки информации, средства когнитивного моделирования си-

туации, используя в качестве методической основы принципы ситуационного управления при реализации тарифной политики.

Под ситуационным управлением понимают управление, основанное на выявлении проблемных ситуаций и преобразовании имеющейся информации в управленческие решения, обеспечивающие их преодоление [4]. Задача такого управления - реагирование на критические ситуации, т. е. управляющее воздействие на объект управления с целью минимизировать влияние критических ситуаций на его функционирование и саму возможность их возникновения. Для управления в тарифной политике в сфере ВиВ региона критической ситуацией является прекращение подачи воды потребителям из-за отсутствия средств на производство, что может вызвать крайне негативные социально-экономические последствия.

Сущность концепции ситуационного управления в тарифной политике в сфере ВиВ сводится к следующему: каждому типу конкретной ситуации на рынке услуг ВиВ должна соответствовать своя процедура управления (сценарий) со своими критериями и методами принятия решения. В методе ситуационного управления обеспечиваются формирование модели объекта управления, построение процедуры управления им и поиск целесообразных решений по управлению. Метод ситуационного управления применяется тогда, когда сложность объекта управления и особенности решаемой задачи не позволяют строить математическую модель и ставить

Рис. 1. Основные цели реализации тарифной политики

традиционную задачу, а также когда управление осуществляется в основном в условиях неопределенности и слабой структурированности проблемы. В таком случае возникает необходимость применения эвристических процедур использования качественной информации.

Система ситуационного управления должна дать ответ на следующие вопросы:

- как изменятся тарифы на услуги ВиВ в следующем году, если прогнозируется рост цен на ресурсы;

- как повлияет увеличение тарифов на услуги ВиВ на возмещение выпадающих доходов организациям коммунального комплекса и на уровень собираемости платежей за коммунальные услуги.

Для того чтобы определить, каким образом факторы воздействуют друг на друга, применяется технология SWOT-анализа.

Установив связи между факторами тарифной политики, необходимо определить вид связи и ее силу (интенсивность). Определение вида связи (положительная или отрицательная) зависит от вида внешнего воздействия на субъект (возможность или угроза). Классификация воздействий производится с помощью SWОТ-анализа на этапе описания проблемной ситуации.

Одной из часто используемых методик проведения SWOT-анализа является методика с форматом в виде четырехпольной таблицы [3] (табл. 1).

На следующем этапе проводится количественный анализ с использованием системы балльной оценки.

Данную матрицу рекомендуется использовать экспертам, для того чтобы снизить негативное влияние слабых сторон и максимально эффективно использовать сильные стороны регулируемой сферы деятельности.

Таблица 1

Матрица четырехпольного SWOT-анализа

Сильные стороны сферы ВиВ Возможности сферы ВиВ

1. Относительно постоянный спрос на услуги 2. Законодательно закрепленная обязанность потребителей оплачивать потребленные услуги 3. Наличие квалифицированных кадров 1. Обновление основных фондов за счет введения надбавок к платежам потребителей 2. Локально-монопольное положение организаций 3. Невозможность потребителей заменить или отказаться от потребления услуг

Слабые стороны сферы ВиВ Угрозы сферы ВиВ

1. Высокий уровень постоянных издержек 2. Высокий уровень износа основных фондов 3. Низкая обеспеченность потребителей приборами учета услуг 1. Снижение собираемости платежей потребителей (в основном населения) в условиях финансово-экономического кризиса 2. Снижение объема реализации услуг 3. Принятие регулирующим органом решения о заморозке тарифов в условиях кризиса

Например, результаты исследований показали, что при сложившейся в Самарской области структуре затрат на производство и реализацию услуг водоснабжения увеличение цены на электроэнергию вызывает ответный прирост цен на сырье и материалы, работы и услуги, топливо, а значит, изменяет и стоимость других элементов затрат, входящих в общую себестоимость.

Рис. 2. Основные факторы роста тарифов на услуги ВиВ

После уточнения наличия связей между элементами себестоимости, их вида и силы для построения когнитивной модели формирования тарифов предлагается использовать импульсный подход.

Импульсом называется изменение значения вершины v в момент времени t + 1 под влиянием множества факторов когнитивной модели при условии, что в предыдущий момент времени ее значение было равно v(t).

Рассмотрим, как различные факторы влияют на изменение цен (тарифов). Можно выделить следующие основные факторы роста тарифов на услуги ВиВ.

В качестве примера рассмотрим случай, когда в роли внешнего импульса выступает рост

тарифа на электроэнергию, при этом рост тарифа на услуги организации коммунального комплекса (ОКК) в сфере ВиВ в следующем регулируемом периоде должен обеспечить безубыточное функционирование ОКК. Безубыточное функционирование означает установление экономически обоснованных тарифов (ЭОТ), определяемых на основе производственных программ и финансовых потребностей ОКК, необходимых для выполнения производственной программы по регулируемым видам деятельности.

Динамика установленных и экономически обоснованных тарифов и реализации полезного отпуска услуг ВиВ в Самарской области представлена на рис. 3 и 4.

9.00

8,00

7.00

ms 6,00

ю ^ & о 5,00

Тариф, т 4.00 3.00 2.00 1.00 0.00

■ I

II

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Рис. 3. Динамика установленных и экономически обоснованных тарифов на водоснабжение в городской местности Самарской области □ - средний; В - экономически обоснованный

Рис. 4. Динамика реализации полезного отпуска услуг ВиВ по городской местности Самарской области В - реализация воды; □ - введенные стоки

Таблица 2

Варианты индекса роста тарифов на товары и услуги ОКК в сфере водоснабжения по городской местности в зависимости от изменения цен на электроэнергию, %

Показатели Варианты изменения стоимости ресурсов

1 2 3 4 5 6

Увеличение тарифа на электроэнергию 0 10 15,0 20 25,0 30

Увеличение затрат по элементам себестоимости:

затраты на оплату труда 0 0 0 0 0 0

отчисления на социальные нужды 0 0 0 0 0 0

ремонт и техническое обслуживание 0 4,0 6,0 8,0 10 12,0

амортизацию 0 0 0 0 0 0

цеховые расходы 0 4,8 7,2 9,6 12,0 14,4

прочие прямые расходы 0 3,2 4,8 6,4 8,0 9,6

общеэксплуатационные расходы 0 4,0 6,0 8,0 10 12,0

Индекс изменения тарифов на товары и услуги ОКК в сфере водоснабжения 107,8 113,0 115,6 118,2 120,8 123,4

Индекс изменения тарифов на товары и услуги ОКК в сфере водоснабжения по городской местности представлен в табл. 2.

Соотношение роста тарифов на электроэнергию и воду представлено на рис. 5.

Согласно результатам исследований, 25 %-е увеличение тарифа на электроэнергию, при условии

достижения экономически обоснованного уровня тарифов для бездотационного функционирования, приводит к увеличению стоимости 1 м3 воды на 21 и 34 % соответственно по городской и сельской местности. При увеличении тарифа на услуги ВиВ на 1 р./м3 впадающие доходы организаций коммунального комплекса снижаются на 1,4 млрд р.

145,0 140,0 135,0 130,0

о

•е а

5 125,0 й н о о а л и и ш о

а

^

120,0 115,0 110,0 105,0 100,0

1

3 4 5 6

Вариант изменения стоимости ресурсов

Рис. 5. Зависимость роста тарифов на воду в городской местности от роста тарифов на электроэнергию: 1 - электроэнергия; 2 - услуги ОКК в сфере водоснабжения

1

2

ю ^

л к

и

о

«

о

X

о

«

§

й i

и

tfl

ю

о

1500 1000 500 0

-500 -1000 -1500 -2000 -2500

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.10

1.15

1.25

1.30

10.00 9.00 8.00 7.00

С1

S

,00 > г 00

4оо ^

с?

н

3.00 2.00 1.00

0.00

Индекс роста

Рис. 6. Зависимость размера выпадающих доходов ОКК по услугам ВиВ в 2010 году по Самарской области от уровня роста тарифов: □ - введенные стоки; В - реализация воды; —•--выпадающие доходы

Зависимость выпадающих доходов ОКК от индекса роста тарифов в сфере ВиВ представлена на рис. 7.

Увеличение тарифов ОКК в сфере ВиВ на 21 % в условиях финансово-экономического кризиса впервые за последние 5 лет приводит через взаимосвязь факторов к уменьшению фактического уровня оплаты услуг ВиВ, по оценкам экспертов, на 1,8 %, притом что платежеспособность населения остается практически неизменной, тогда как ее уменьшение компенсируется бюджетной поддержкой населения.

Подтверждается также необходимость соотнесения темпов роста тарифов на услуги ВиВ с темпами роста доходов и бюджетной поддержки населения, причем не только со средними показателями по региону, но и с показателями по отдельным группам населения.

Сегодня теоретическому развитию и практическому применению инструментария когнитив-

ного моделирования посвящены работы многих российских ученых. Наиболее актуальной областью исследований является разработка систем поддержки принятия решений с использованием когнитивной технологии. Основным направлением здесь можно назвать разработку подсистем структуризации знаний, так как применяемые алгоритмы структуризации зачастую плохо поддаются формализации, подвержены влиянию субъективного фактора и, как следствие, не могут быть автоматизированы.

Представленные нами результаты использования когнитивной технологии для целей реализации тарифной политики в сфере ВиВ региона еще раз подтверждают актуальность создания подобных систем, которые в перспективе будут способствовать выработке обоснованных, стратегически грамотных управленческих решений на региональном и федеральном уровнях.

список литературы

1. Боровиков В.П., Ивченко Г.И. Прогнозирование в системе STATISTICA в среде WINDOWS. М.: Финансы и статистика, 1999. 442 с.

2. Ерофеев Е.Л., Чернов А.Г., Ротарь В.Г., Лукьянец А.А., Шумский А.А. // Регион: экономика и социология. 2005. № 3.

3. Гайденко Т.А. Маркетинговое управление. 3-е изд. М.: Эксмо, 2008. 512 с.

4. Чекинов Г.П., Чекинов С.Г. Ситуационное управление: состояние и перспективы // Информационные технологии. 2004. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.