Научная статья УДК 639.2
https://doi.org/10.24143/2073-5529-2021-4-98-104
Ситуационно-сценарный подход к формированию издержек производственно-технологической деятельности добывающих судов в промысловом рейсе
Светлана Владимировна Лисиенко
Дальневосточный государственный техническийрыбохозяйственныйуниверситет, Владивосток, Россия, [email protected]
Аннотация. Повышение эффективности освоения водных биоресурсов добывающими судами напрямую зависит от совершенствования производственно-технологической деятельности в промысловых условиях, отличающихся своей неопределенностью. Как любой производственный процесс, производственно-технологическая деятельность рыбодобывающих судов связана с возникновением во всех стадиях (фазах) производственного процесса издержек, совокупность и структура которых зависит от промыслово-технологической системы добывающего судна. Стадии производственного процесса формируют основной материальный поток, обеспечивая его сквозное продвижение. Его эффективность существенно влияет на затраты и на управление промысловыми ресурсами и должна достигаться максимальным сокращением материальных потерь, в первую очередь, в процессе добычи сырья. Для этого необходимыми этапами являются исследование промысловых условий, в которых происходит производственно-технологический процесс в рамках добывающего судна, определение их структуры, вариативности, анализ структуры и состава промысловых издержек на всех фазах производственно-технологического процесса, разработка ситуационно-сценарного подхода к формированию производственно-технологической деятельности добывающих судов в промысловом рейсе. Издержки, возникающие во всех подсистемах (фазах) и действующие на постоянной основе на всем промысловом периоде, предлагается разделить на несколько типов издержек. Их взаимосвязанное и взаимообусловленное влияние может придать как общую детерминированность производственному процессу, так и усилить его разба-лансированность, увеличивая общие промысловые издержки добывающего судна в связи с возникновением дополнительных издержек, связанных с нестабильной промысловой обстановкой в промысловом районе. В этой связи производственная деятельность на рыбодобывающем судне осуществляется по сформированным промыслово-технологическим сценариям. Разработанная структурная схема совокупности промысловых издержек при движении основного материального потока по фазам промыслово-технологической системы добывающего судна дает полное представление об общих промысловых издержках рыбодобывающего судна при выполнении им одновременно процессов добычи и обработки водных биоресурсов при ситуационно-сценарном подходе к их формированию.
Ключевые слова: производственно-технологическая система, основной материальный поток, промыслово-техно-логический сценарий, ситуационно-сценарный подход, промысловые издержки, запас сырья, дефицит сырья, объем вылова, стохастичность и неопределенность промысла
Для цитирования: Лисиенко С. В. Ситуационно-сценарный подход к формированию издержек производственно-технологической деятельности добывающих судов в промысловом рейсе // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Рыбное хозяйство. 2021. № 4. С. 98-104. https://doi.org/10.24143/2073-5529-2021-4-98-104.
Original article
Situational-scenario approach to formation costs of production and technological activities of fishing vessels on voyage
Svetlana V. Lisienko
Far Eastern State Technical Fisheries University, Vladivostok, Russia, [email protected]
Abstract. Increasing the efficiency of tapping the aquatic biological resources by fishing vessels directly depends on the improvement of production and technological activities in the unpredictable field conditions. Like any production process, the production and technological activity of fishing vessels is associated with the occurrence of costs at all stages (phases) of the production process, the aggregate and structure of which depends on the fishing technological system of the fishing vessel. The stages of the production process form the main material flow, ensuring its end-to-end promotion. Its efficiency significantly affects the costs and management of field resources and should be achieved by minimizing material losses, primarily in the process of extracting raw materials. For this, it is necessary to study the
© ^HCHeHKO C. B., 2021
field conditions in which the production and technological process takes place within the framework of the production vessel, determine their structure, variability, analyze the structure and composition of production costs at all phases of the production and technological process, develop a situational and scenario approach to the formation of production and technological activities of fishing vessels on a fishing trip. The costs arising in all subsystems (phases) and operating on a constant basis throughout the entire fishing period are proposed to be divided into several types of costs. Their interrelated and interdependent influence can give both a general determinism to the production process and increase its imbalance, increasing the total fishing costs of a producing vessel due to the emergence of additional costs associated with an unstable fishing situation in the fishing area. In this regard, the production activity on the fishing vessel is carried out according to the formed fishing and technological scenarios. The developed block diagram of the totality of fishing costs during the movement of the main material flow through the phases of the fishing and technological system of a fishing vessel gives a complete picture of the total fishing costs of a fishing vessel when it simultaneously performs the processes of extraction and processing of aquatic biological resources with a situational-scenario approach to their formation.
Keywords: production and technological system, main material flow, production and technological scenario, situation-al and scenario approach, fishing costs, stock of raw materials, shortage of raw materials, catch amount, stochasticity and uncertainty of fishing process
For citation: Lisienko S. V. Situational-scenario approach to formation costs of production and technological activities of fishing vessels on voyage. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Fishing Industry. 2021;4:98-104. (In Russ.) https://doi.org/10.24143/2073-5529-2021-4-98-104.
Введение
Совокупность издержек, связанных с эксплуатацией рыбодобывающих судов, играет определяющую роль при выборе оптимального промыслово-технологи-ческого режима работы судна в контексте их сокращения с целью повышения эффективности освоения водных биоресурсов и напрямую связана с формой организации промысловой деятельности [1—4], причем изменение структуры и величины таких издержек напрямую зависит от характера ведения рыбодобывающей деятельности - суточного режима работы судов. Величина этих издержек определяется аналогично любой технико-экономической системе, т. е. режимом использования оборотных фондов, к которым относятся добытое сырье (вылов), полуфабрикаты (готовая продукция), основные и вспомогательные материалы, топливо, тара, промысловое снаряжение, орудия рыболовства и пр. Их структура зависит от производственной деятельности, осуществляемой добывающими судами в зависимости от их промыслово-технологической специализации [2, 5, 6]. Для обеспечения соблюдения основных принципов организации промыслового процесса - бесперебойности, ритмичности, параллельности - на рыбодо-бывающих судах формируются некоторые запасы таких фондов, которые становятся причиной возникновения дополнительных издержек, также требующих учета при оценке эффективности работы судна. Таким образом, совершенствование работы добывающего судна в промысловом рейсе напрямую зависит от совершенствования его производственно-технологической деятельности в промысловых условиях, отличающихся своей неопределенностью [2, 3, 7].
Постановка задачи
Стадии производственного процесса - от добычи рыбы до ее переработки и доставки - формируют основной материальный поток и обеспечивают его сквозное продвижение [8, 9]. Нерациональное использование добытого сырья оказывает отрицательное воздействие на другие элементы оборотных средств и на
эксплуатационно-производственные показатели
судов. Кроме того, в процессе добычи, являю- г
щейся первым этапом производственной дея- е
тельности добывающего судна, на котором начи- О
нается формирование материального потока, ак- .
туальность приобретает рациональная эксплуата- .
ция орудий рыболовства, промыслового снаря- Ц
жения и инвентаря, т. к. доля затрат на них в об- ее
щем объеме эксплуатационных затрат промыс- §
лового судна являются достаточно значимыми. с
Известно, что на затраты и на возможность полу- §
чения дохода в любом производственном процес- о'
се безусловное влияние оказывает эффективность р
материального потока [8-10]. Следовательно, при §
применении данного знания к оценке эффектив- ^
ности рыбодобывающего процесса, рассматрива- О
емого с точки зрения эффективности формирова- |
ния и последовательного движения основного О
потока материального потока - сырья, суще- С
ственно влияющего на затраты и на управление |
промысловыми ресурсами, должно достигаться а,
максимальное сокращение материальных потерь, О
отходов, в первую очередь - в процессе добычи С
сырья - промысловых объектов [8-10]. Для этого п
необходимым является исследование промысло- §
вых условий, в которых происходит производ- е
ственно-технологический процесс в рамках до- п
бывающего судна, определение их структуры, О
вариативности, анализ структуры и состава про- С.
мысловых издержек на всех фазах производ- §
ственно-технологического процесса, разработка V
ситуационно-сценарного подхода к формирова- е
нию производственно-технологической деятель- £
ности добывающих судов в промысловом рейсе. »
ее 5'
Методы и результаты исследования <
Для оптимизации промыслово-технологичес- |
кого режима добывающих судов в процессе О
планирования производственной деятельности V
добывающего судна с законченным производ- §
ственным циклом все издержки, возникающие в подсистемах (фазах) «добыча», «обработка», «хранение», сопровождающие производственно-технологический процесс на всем его протяжении, можно разделить на 3 типа: издержки, связанные с добычей биоресурсов (ИД), издержки, связанные с технологическим процессом обработки сырья в готовую продукцию или выпуска из сырья полуфабрикатов (ИО), издержки хранения добытого сырья и выпущенной рыбопродукции на борту промысловых судов (ИХ). Все издержки оказывают воздействие на результативность производственной деятельности рыбодобывающих судов на постоянной основе в течение всего промыслового периода. В этой связи они, как правило, носят запланированный характер.
Каждый вид издержек из обозначенных возникает на пути движения материального потока в производственно-технологической системе, встраивается в единую материалопроводящую цепь и создает «узкие» места, которые оказывают негативное влияние на непрерывность, бесперебойность, параллельность основного производственного процесса «добыча - обработка - хранение» [7-10]. Кроме того, их взаимосвязанное и взаимообусловленное влияние может, с одной стороны, придать общую детерминированность производственному процессу, с другой стороны, может усилить его разба-лансированность, увеличивая общие промысловые издержки добывающего судна в связи с возникновением дополнительных издержек, связанных с нестабильной промысловой обстановкой в промысловом районе.
С учетом недетерминированности и стоха-стичности рыбодобывающего процесса, ежесуточным результатом которого является количественная характеристика - объем суточного вылова, формирующая в промысловом рейсе основную количественную характеристику рыболовства - объем вылова, - производственная деятельность на рыбодобывающем судне может развиваться по трем промыслово-технологическим сценариям (ПТС).
Первый ПТС (ПТС 1) формируется в условиях промысла, когда объем суточного вылова (Д) соответствует суточной производительности (мощности) технологического оборудования обработки по всем запланированным видам продукции (О), т. е. Д = О.
Промысловая деятельность рыбодобывающе-го судна при втором ПТС (ПТС 2) предполагает превышение объема вылова над суточной производительностью (мощностью) технологического оборудования обработки по всем запланированным видам продукции, т. е. Д > О.
Третий ПТС (ПТС 3) складывается при условии недостижения объемом суточного вылова суточной производительности (мощности) технологического оборудования обработки по всем запланированным видам продукции или полным его отсутствием, т. е. Д < О.
На рис. 1 представлена схема формирования промыслово-технологических сценариев работы добывающего судна.
с
и
й ср
-е-
и
ч о
X
ч о
с
«
я я
&
я
о
и
О
я
Рис. 1. Схема формирования промыслово-технологических сценариев работы добывающего судна: ПО - промысловая обстановка стабильного характера (СПО), нестабильного характера (НПО); АД - запас сырья; Д' - первый поток сырья; УД - дефицит сырья; Д" - нехватка сырья; Х - мощности хранения продукции; Х' - мощности для хранения планового объема продукции; Х" - свободные мощности хранения
Fig. 1. Scheme of developing production and technological scenarios of the fishing vessel operation: ПО - sustained fishing
operation (СПО), unsustained fishing operation (НПО); АД - stock of raw materials; D' - first flow of raw materials; УД - shortage of raw materials; Д'' - lack of raw materials; X - storage capacity of products; Х' - planned production volume;
X'' - free storage capacity
При ПТС 1 мощности хранения рыбопродукции (Х) соответствуют плановому ее выпуску, обеспечивающему их планомерное заполнение. В этом случае промысловая обстановка (ПО) носит стабильный характер (СПО).
В ПТС 2 объем суточного вылова (Д) распределяется на два потока: первый поток сырья (Д') продолжает обеспечивать ежесуточный спрос обрабатывающих мощностей, т. е. Д' = О. Второй поток сырья, возникающий вследствие увеличения суточного вылова, формирует запас сырья (АД). Таким образом, Д = Д' + АД. Полученный запас сырья (АД) подлежит временному хранению, следовательно, в подсистеме «хранение» выделяется резерв мощностей для хранения сырья (АХ), создавая тем самым уменьшение таких мощностей для хранения планового объема продукции (Х'), т. е. Х' = Х - АХ. Такой ПТС формируется при неустойчивой (нестабильной) промысловой обстановке (НПО), причем чем дольше она будет продолжаться, тем больше будет нарастать дисбаланс в подсистемах «обработка» -«хранение».
В ПТС 3 может наблюдаться два варианта: первый - когда объема суточного вылова не хватает для плановой загрузки технологического оборудования обработки, второй - когда объем суточного вылова полностью отсутствует. В этих случаях возникает нехватка сырья (Д''), а также связанный в этим его дефицит (УД). Таким образом, Д'' = Д - УД. Одновременно в подсистемах «обработка» и «хранение» наблюдается «недогруз» технологических мощностей обработки, что становится причиной появления свободных мощностей хранения (Х''), т. е. Х'' > Х. По аналогии с ПТС 2 такой ПТС формируется при неустойчивой (нестабильной) промысловой обстановке. Устойчивая тенденция сохранения такой промысловой обстановки усиливает дисбаланс между названными подсистемами.
Таким образом, запас сырья (АД) или дефицит сырья (УД) возникают вследствие стохастичности и неопределенности производственного процесса по добыче биоресурсов, связанных либо с улучшением, либо с ухудшением промысловой обстановки, увеличением, снижением или отсутствием уловов, в том числе по причинам биологических факторов, погодных факторов и т. д. В этой связи управление материальными ресурсами в каждом производственном процессе предусматривает достижение некого баланса между нехваткой и избытком запасов в условиях неопределенности [10]. Следовательно, повышение эффективности управления промысловыми ресурсами при планировании производственных показателей промыслового рейса, а впоследствии и при ведении рыбодобыва-ющей деятельности на промысле по каждому из формирующихся в промысловом рейсе сценариев напрямую зависит от оценки и дальнейшего учета
всех возможностей в достижении баланса между нехваткой и избытком запасов в постоянно меняющихся условиях промысла.
В каждом из названных промыслово-техноло-гических сценариев в производственно-технологической системе рыбодобывающего судна в промысловом рейсе ежесуточно осуществляется промысло-во-технологический процесс (ПТП). Его основой является формирующийся ежесуточно промыслово-технологический режим (ПТР), состоящий из последовательно чередующихся производственных фаз: фазы «добыча» (ФД), фазы «обработка (ФО), фазы «хранение» (ФХ), фазы «сдача продукции» (ФСП). При работе добывающего судна в промысловом рейсе формирование основного производственного потока осуществляется по фазам единой материало-проводящей цепи «сырье - обработка - хранение -сдача продукции (С ^ О ^ Х ^ СП) с последовательным созданием и движением двух основных материальных потоков (МП): МП «рыбное сырье» -МП1, МП «продукция из рыбного сырья» - МП2, с. причем последовательное движение потока МП1 из §§ фазы «добыча» в фазу «обработка» приводит его о к переформатированию в материальный поток МП2, ^ который продолжает свое дальнейшее последова- ое тельное движение на следующие стадии производ- | ственного процесса. Движение названных матери- §' альных потоков в течение судосуток осуществляется | в наилучшем варианте при стабильной промысловой § обстановке последовательно-параллельно. Наряду ос этим, ситуационно, возникает и разновременное - Р как последовательное, так и параллельное - их дви- 3 жение с трансформацией или без нее. В обоих слу- & чаях весь ПТП сопровождается возникновением из- а держек на каждой его фазе, которые являются в од- | ном случае запланированными, в другом - внепла- О новыми или возникшими по ситуации в соответ- О ствии с ПТС. |
В первой - и основополагающей - фазе форми- Р
рования МП, обеспечивающей его дальнейшее не- 3
прерывное и последовательно-параллельное движе- &
ние к следующей фазе производственного процесса §
- «обработка», является фаза «добыча». В процессе 3
добычи биоресурсов постоянно присутствуют из- £
держки первого типа, связанные с эксплуатацией §О
орудий рыболовства и затратами топлива. При ис- 55
пользовании активных технологий лова топливные 1
затраты, по сравнению с иными технологиями, уве- &
личиваются. К постоянным издержкам добычи, ве- ре-
личина которых зависит от выбранного ПТР работы О
добывающего судна, относятся затраты на топливо, рр
орудия рыболовства, промвооружение и промин- §§
вентарь. Таким образом, в этой фазе формируются V
постоянные издержки (ИД). На последующих фа- |
зах: фазе «обработка», фазе «хранение», фазе «сдача о
продукции» - формируются, соответственно, посто- V
янные издержки ИО, ИХ, ИСП. Их совокупность >3
образует постоянные издержки - ПИ, которые являются составляющей общих промысловых издержек ОПИ. При установлении на промысле стабильной промысловой обстановки при ПТС1 постоянные издержки являются общими промысловыми издержками. В случаях нестабильной промысловой обстановки при ПТР сценария ПТС2 возникают дополнительные издержки, связанные с возникновением запаса сырья (ДИЗС), как издержки при обработке и хранении запасов сырья. При ПТР сценария ПТС3 возникают дополнительные издержки, связанные с наличием дефицита сырья (ДИДС),
формирующиеся при отсутствии сырья для передачи в обрабатывающую подсистему, т. е. когда спрос последней на сырье не может быть удовлетворен по причине ограниченности или отсутствия на данном этапе ресурсов сырья. В обоих случаях ОПИ состоят из постоянных и дополнительных издержек, т. е. ОПИ ПТС2 = ПИ + ДИЗС; ОПИ ПТС3 = ПИ + ДИДС.
На рис. 2 представлена структурная схема промысловых издержек при движении основного МП по фазам промыслово-технологической системы добывающего судна с учетом ситуационно-сценарного подхода к их формированию.
Рис. 2. Структурная схема промысловых издержек при движении основных материальных потоков по фазам промыслово-технологической системы добывающего судна с учетом ситуационно-сценарного подхода к их формированию: I - ПТС 1; II - ПТС 2; III - ПТС 3
Fig. 2. Block diagram of the production costs during the movement of the main material flows through the phases of the production and technological system of the fishing vessel taking into account the situational-scenario approach to their formation: I - ПТС 1; II - ПТС 2; III - ПТС 3
Смоделированная структура дает полное представление об общих промысловых издержках ры-бодобывающего судна при выполнении им одновременно процессов добычи и обработки водных биоресурсов при ситуационно-сценарном подходе к их формированию. Учитывая тот факт, что биотехнологические факторы, формирующие промысловую обстановку и оказывающие на нее прямое (как положительное, так и отрицательное) воздействие, придают ей стабильность или нестабильность, самой нестабильной фазой ПТП является фаза «добыча», на которой начинается формирование основного материального потока МП1. При этом переход промысловой обстановки из одного состояния в другое в прямом и (или) обратном
направлении СПО ^ НПО (см. рис. 1) может происходить не только с некоторой прогнозируемой периодичностью, но и непредсказуемо в течение одних суток. Следовательно, при планировании производственной деятельности рыбодобывающе-го судна с законченным производственно-технологическим циклом в промысловом рейсе важным остается обстоятельство обязательного учета всех сценариев развития промысловой обстановки и оценки возможности их применения.
Заключение
Управление промысловыми ресурсами при планировании производственной деятельности рыбо-добывающего судна и его издержек по каждому из
формирующихся в промысловом рейсе сценариев с целью повышения ее эффективности напрямую зависит, в первую очередь, от планирования ежесуточного объема вылова [1, 2, 10]. Для придания этому процессу детерминированности, связанной с поступлением сырья, на следующем этапе исследования производственно-технологического процесса необходимо провести оценку средневзвешенного
суточного вылова, провести оптимизацию промысловых издержек на всех стадиях промыслово-техно-логической системы с дальнейшими оценкой и учетом всех возможностей в достижении баланса между нехваткой и избытком запасов сырья в постоянно меняющихся условиях промысла.
Список источников
1. Мельников В. Н., Мельников А. В. Совершенствование общей теории промышленного рыболовства // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Рыбное хозяйство. 2010. № 1. С. 42-53.
2. Лисиенко С. В. Концептуальный подход к совершенствованию организации ведения добычи водных биологических ресурсов в контексте развития общей теории промышленного рыболовства (на примере Дальневосточного региона) // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Рыбное хозяйство. 2014. № 1. С. 18-28.
3. Андреев М. Н., Студенецкий С. А. Оптимальное управление на промысле. М.: Пищ. пром-сть, 1975. 288 с.
4. Лисиенко С. В. Проектирование организационных схем работы промысловых судов в многовидовой промысловой системе «Промысловая зона» на основе логистического подхода (на примере промысла дальневосточной сардины (иваси) в Южно-Курильской зоне Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна) // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Рыбное хозяйство. 2020. № 4. С. 102-112.
5. Лисиенко С. В., Иванко Н. С. Оптимизация рыбо-добывающей деятельности в многовидовых промысловых системах - промысловых зонах - в статическом их
состоянии с учетом биотехнологического дуализма (на примере Северо-Курильской зоны Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна) // Морские интеллектуальные технологии. 2021. № 4-1. С. 230-237.
6. Лисиенко С. В., Иванко Н. С. Планирование рей-сооборота добывающих судов // Морские интеллектуальные технологии. 2020. № 2-1. С. 200-206.
7. Мойсеенко С. С., Мейлер Л. Е. Рыбопромышленная логистика: моногр. Калининград: Изд-во БГРАФ, 2016. 74 с.
8. Лисиенко С. В. Индустриальная логистическая система «Промысловая зона» как объект системного исследования // Рыбное хозяйство. 2013. № 6. С. 14-17.
9. Лисиенко С. В. Системный подход к исследованию индустриальной логистической системы «Промысловая зона» - научная основа совершенствования организации ведения добычи водных биологических ресурсов // Рыбное хозяйство. 2016. № 5. С. 40-43.
10. Kuppulakshmi V., Sugapriya C., Nagarajan D. Economic fish production inventory model for perishable fish items with the detoriation rate and the added value under pentagonal fuzzy number // Complex Intel.Syst. 2021. N. 7. P. 417-428.
References
1. Mel'nikov V. N., Mel'nikov A. V. Sovershenstvovanie obshchei teorii promyshlennogo rybolovstva [Improving general theory of industrial fishing]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Rybnoe khoziaistvo, 2010, no. 1, pp. 42-53.
2. Lisienko S. V. Kontseptual'nyi podkhod k sovershenstvovaniiu organizatsii vedeniia dobychi vodnykh biologicheskikh resursov v kontekste razvitiia obshchei teorii promyshlennogo rybolovstva (na primere Dal'nevostochnogo regiona) [Conceptual approach to improving process of fishing aquatic biological resources in context of developing general theory of industrial fishing (case of the Far East region)]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Rybnoe khoziaistvo, 2014, no. 1, pp. 18-28.
3. Andreev M. N., Studenetskii S. A. Optimal'noe uprav-lenie na promysle [Optimal control over fishing process]. Moscow, Pishchevaia promyshlennost' Publ., 1975. 288 p.
4. Lisienko S. V. Proektirovanie organizatsionnykh skhem raboty promyslovykh sudov v mnogovidovoi promyslovoi sisteme «Promyslovaia zona» na osnove logisticheskogo pod-khoda (na primere promysla dal'nevostochnoi sardiny (ivasi) v Iuzhno-Kuril'skoi zone Dal'nevostochnogo ry-bokhoziaistvennogo basseina) [Design of organizational schemes for fishing vessels operation in multi-species fishing system "Fishing Zone" using logistic approach (case of Far Eastern sardine (Iwasi) fishery in South Kuril zone of Far
Eastern fishery basin)]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Rybnoe khoziaistvo, 2020, no. 4, pp. 102-112.
5. Lisienko S. V., Ivanko N. S. Optimizatsiia rybodo-byvaiushchei deiatel'nosti v mnogovidovykh promyslovykh sistemakh - promyslovykh zonakh - v staticheskom ikh sosto-ianii s uchetom biotekhnologicheskogo dualizma (na primere Severo-Kuril'skoi zony Dal'nevostochnogo rybokhoziaistven-nogo basseina) [Optimization of fishing activities in multi-species fishing systems - fishing zones - in their static state taking into account biotechnological dualism (case of North Kuril zone of Far Eastern fishery basin)]. Morskie intel-lektual'nye tekhnologii, 2021, no. 4-1, pp. 230-237.
6. Lisienko S. V., Ivanko N. S. Planirovanie reisooborota dobyvaiushchikh sudov [Planning voyage turnover of fishing vessels]. Morskie intellektual'nye tekhnologii, 2020, no. 2-1, pp. 200-206.
7. Moiseenko S. S., Meiler L. E. Rybopromyshlennaia logistika: monografiia [Fishing logistics: monograph]. Kaliningrad, Izd-vo BGRAF, 2016. 74 p.
8. Lisienko S. V. Industrial'naia logisticheskaia sistema «Promyslovaia zona» kak ob"ekt sistemnogo issledovaniia [Industrial logistics system "Industrial Zone" as object of systemic research]. Rybnoe khoziaistvo, 2013, no. 6, pp. 14-17.
9. Lisienko S. V. Sistemnyi podkhod k issledovaniiu in-dustrial'noi logisticheskoi sistemy «Promyslovaia zona» -
nauchnaia osnova sovershenstvovaniia organizatsii vedeniia 10. Kuppulakshmi V., Sugapriya C., Nagarajan D. Economic dobychi vodnykh biologicheskikh resursov [Systematic ap- fish production inventory model for perishable fish items with proach to studying industrial logistic system "Fishing Zone" as the detoriation rate and the added value under pentagonal scientific basis for improving organization of extraction of fuzzy number. Complex Intel. Syst., 2021, no. 7, pp. 417-428. aquatic biological resources]. Rybnoe khoziaistvo, 2016, no. 5, pp. 40-43.
Статья поступила в редакцию 04.10.2021; одобрена после рецензирования 12.10.2021; принята к публикации 10.11.2021 The article is submitted 04.10.2021; approved after reviewing 12.10.2021; accepted for publication 10.11.2021
»а Информация об авторе / Information about the author
pa
о
£ Светлана Владимировна Лисиенко - кандидат Svetlana V. Lisienko - Candidate of Economics,
g- экономических наук, доцент; заведующий кафедрой Assistant Professor; Head of the Department of Industrial
2 промышленного рыболовства; Дальневосточный государ- Fisheries; Far Eastern State Technical Fisheries
3 ственный технический рыбохозяйственный университет; University; Vladivostok, Lugovaya street, 52, b; Ц Владивосток, ул. Луговая, д. 52, б; [email protected] [email protected]
ч «
с
и
й ср
-е-
и
ч
с
«
я
О
И