Научная статья на тему 'Анализ промысловых потерь времени при ведении рыбодобывающей деятельности в многовидовой промысловой системе - промысловая зона рыбохозяйственного бассейна'

Анализ промысловых потерь времени при ведении рыбодобывающей деятельности в многовидовой промысловой системе - промысловая зона рыбохозяйственного бассейна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫСЛОВАЯ СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / FISHING SYSTEM / PRODUCTION COSTS / NON-PRODUCTION COSTS / WATER BIOLOGICAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисиенко Светлана Владимировна, Иванко Нина Сергеевна

Рассматриваются особенности работы добывающих судов на промысле. Основное внимание уделено промысловым затратам времени, которые оказывают значительное влияние на объем вылова. Рассмотрена структура затрат времени при проведении промысла и описаны производственные и непроизводственные потери на примере данных по вылову и работе судов в 2018 г. в Северо-Курильской зоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лисиенко Светлана Владимировна, Иванко Нина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FISHING TIME LOSSES WHEN CONDUCTING FISHING ACTIVITIES IN A MULTI-SPECIES FISHING SYSTEM - COMMERCIAL ZONE OF THE FISHING BASIN

The article considers the features of the work of mining vessels in the field. The main attention is paid to fishing time expenditures, which have a significant impact on the volume of catch. The structure of time spent during fishing is considered and production and non-production losses are described on the example of data on the catch and operation of vessels in 2018 in the North Kuril zone.

Текст научной работы на тему «Анализ промысловых потерь времени при ведении рыбодобывающей деятельности в многовидовой промысловой системе - промысловая зона рыбохозяйственного бассейна»

ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО. АКУСТИКА

УДК 639.2

Н.С. Иванко, С.В. Лисиенко

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет,

690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б

АНАЛИЗ ПРОМЫСЛОВЫХ ПОТЕРЬ ВРЕМЕНИ ПРИ ВЕДЕНИИ РЫБОДОБЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МНОГОВИДОВОЙ ПРОМЫСЛОВОЙ

СИСТЕМЕ - ПРОМЫСЛОВАЯ ЗОНА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО БАССЕЙНА

Рассматриваются особенности работы добывающих судов на промысле. Основное внимание уделено промысловым затратам времени, которые оказывают значительное влияние на объем вылова. Рассмотрена структура затрат времени при проведении промысла и описаны производственные и непроизводственные потери на примере данных по вылову и работе судов в 2018 г. в Северо-Курильской зоне.

Ключевые слова: промысловая система, производственные затраты, непроизводственные затраты, водные биологические ресурсы.

N.S. Ivanko, S.V. Lisienko ANALYSIS OF FISHING TIME LOSSES WHEN CONDUCTING FISHING ACTIVITIES IN A MULTI-SPECIES FISHING SYSTEM -COMMERCIAL ZONE OF THE FISHING BASIN

The article considers the features of the work of mining vessels in the field. The main attention is paid to fishing time expenditures, which have a significant impact on the volume of catch. The structure of time spent during fishing is considered and production and non-production losses are described on the example of data on the catch and operation of vessels in 2018 in the North Kuril zone.

Key words: fishing system, production costs, non-production costs, water biological resources.

Производственный процесс ведения добычи водных биологических ресурсов в многовидовой промысловой системе - промысловая зона рыбохозяйственного бассейна - осуществляется в условиях большой неопределенности и имеет ярко выраженный вероятностный и стохастический характер. На него оказывают влияние как управляемые, так и неуправляемые факторы, которые в одних случаях полностью восприимчивы и эластичны к применяемым управляющим воздействиям, в других - слабореагируемы или нереагируемы в целом. К таким факторам относятся, например, гидрометеоусловия района промысла, биологическое состояние объекта добычи, промысловая доступность ресурса, структурно-видовой состав улова и др. [1, 2]. Наряду с этим, сама работа рыбодобывающего флота как технической составляющей процессов лова сопряжена с наличием дополнительных сопутствующих факторов, которые тем или иным способом оказывают влияние на непрерывность и бесперебойность осуществления названного производственного процесса.

Перечисленные особенности формируют особый подход к определению длительности производственного цикла, который является основополагающим в формировании организации работы всей многовидовой промысловой системы - промысловая зона рыбохозяйствен-ного бассейна, эффективность которой оценивается, прежде всего, количественными показателями ведения рыбодобывающей деятельности - объемом добычи водных биологических ресурсов [3].

В этой связи одним из основополагающих и системообразующих компонентов в процессе совершенствования системной организации рыбодобывающей деятельности в многовидовой промысловой системе - промысловая зона рыбохозяйственного бассейна, требующих анализа и учета, является исследование промысловых затрат (промысловых издержек), создающих «препятствия» рыбодобывающему процессу.

При ведении системной рыбодобывающей деятельности совокупностью промысловых единиц - добывающих судов - являются сведения о ходе промысла. Такие сведения носят общее название - данные промысловой статистики о работе добывающего судна, которые, в зависимости от периода производственного процесса, формируют следующие виды отчетности: судовое суточное донесение (ССД), оперативная и статистическая отчетности, промысловый журнал, рейсовый отчет [4]. Все перечисленные источники промысловой информации имеют своей целью осуществление планирования промысловых материальных потоков и потребностей исследуемой системы, проведение анализа принимаемых решений по продвижению промысловых потоков, управленческий контроль за производственными процессами и обеспечение интеграции участников промысловой цепочки «добыча-переработка-транспорт-сбыт».

Каждое ССД содержит подробные сведения о деятельности добывающего судна во время рейса. В них содержится информация о местоположении судна, объемах добычи ВБР, выпуске продукции и прочем, в том числе и о затратах календарного времени. Именно в затратах календарного времени указана фактическая деятельность судна. Эти затраты времени содержат как производственные затраты (время лова, время оперативного поиска и т.д.), так и непроизводственные (время ожидания ГСМ, метеоусловия и т.д.). Анализ структуры временных затрат при нахождении судна на промысле и представляет интерес.

В течение рейса судно находится в одном из 5 возможных состояний: на промысле, следование в порт, следование на промысел, стоянка в порту, судно вне эксплуатации.

В течение суток на судне выполняются различные технологические (производственные) и непроизводственные операции по добыче, общее количество которых зависит от места нахождения судна, его состояния, метеорологических условий в районе промысла и прочих условий.

Для исследования в данной работе была взята Северо-Курильская зона, подразделяющаяся на Тихоокеанскую и Охотоморскую подзоны.

Промысловая зона представляет собой многовидовую промысловую систему, элементами которой являются объекты промысла. Все добываемые промысловые объекты делятся на две группы: объекты, на которые накладывается строгое ограничение по объему добычи в виде общего допустимого улова, и квотируемые объекты. В рассматриваемом периоде в Се-веро-Курильской зоне велась добыча 22 видов водных биологических ресурсов (ВБР), на часть которых устанавливается общий допустимый улов (ОДУ).

Добыча объектов промысла ведется добывающими судами с соответствующей технологией промысла. Всего за весь период в Северо-Курильской зоне работали 124 добывающих

судна. Весь добывающий флот Северо-Курильской зоны представлен крупнотоннажными судами, такими как БМРТ, РТМ, РТМС, среднетоннажными судами, такими как СРТМ, СЯМ, СТР, КЛС, СДСне и малотоннажными, такими как РС, УПБ, КРПС. В среднем в течение одного месяца в 2018 г. в Северо-Курильской зоне работали 54 добывающих судна. Структурный состав флота каждый месяц различный, но основная доля (более 50 %) приходится на БМРТ и СТР. Пример структурного состава флота, работавшего в апреле месяце, представлен на рис. 1.

Рис. 1. Состав флота, работавшего в Северо-Курильской зоне в апреле 2018 г. Fig. 1. The composition of the fleet operating in the North Kuril zone in April 2018

Время нахождения добывающего судна на промысле представлено четырьмя составляющими: фактическое время промысла, время перехода между районами промысла и для по-грузочно-разгрузочных работ, время выполнения погрузочно-разгрузочных работ и прочие затраты времени:

t = t +1 +1 +1

пром лов ход груз прочие э

где tnpaM - время промысла, сут; tnoe - фактическое время лова, сут; txod - время перехода

между районами и подрайонами промысла и для проведения погрузочно-разгрузочных работ, сут; tгруз - время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, сут; tnpo4ue - прочие

работы, сут.

Для проведения исследования был выбран период с января по декабрь 2018 г. За этот год работы в Северо-Курильской промысловой зоне фактическое время лова всеми судами составило 73,1 % от всего времени нахождения на промысле (рис. 2).

январь - декабрь 2018 г.

12,25%

прочие

Рис. 2. Структура времени промысла за период январь-декабрь 2018 г. Fig. 2. Structure of fishing time for the period January-December 2018

Количество суток, в течение которых велась добыча ВБР в Северо-Курильской промысловой зоне всеми судами, представлено в таблице. Так, на промысле в апреле месяце находилось 53 судна, суммарное время лова всеми судами составило 262,8 сут.

Время промысла, сут

The fishing season, day

Месяц Время промысла t лов Время перехода tход Время погрузо-разгрузочных работ t груз Прочие работы t прочие Время промысла t пром

Январь 82,17 24,53 5,53 80,37 192,59

Февраль 85,58 25,87 4,75 64,79 181,00

Март 104,46 22,46 0,36 35,64 162,93

Апрель 262,80 79,85 8,20 40,34 391,20

Май 330,05 56,96 8,38 57,33 452,72

Июнь 539,28 113,10 29,35 75,42 757,15

Июль 303,58 38,05 13,14 17,10 371,87

Август 543,39 69,44 20,75 33,45 667,02

Сентябрь 703,61 91,82 19,71 64,48 879,62

Октябрь 480,39 46,62 12,80 68,59 608,40

Ноябрь 248,21 37,10 6,67 50,59 342,57

Декабрь 99,37 22,35 0,40 45,72 167,85

Всего 3782,90 628,15 130,03 633,81 5174,89

Фактическое время лова - это время таких операций, как непосредственно лов, оперативный поиск объектов промысла, прочее время лова и прочие промысловые затраты. Среднее время лова примерно равно среднему времени выполнения оперативного поиска объектов промысла (рис. 3).

Рис. 3. Сравнение времени лова и времени оперативного поиска Fig. 3. Comparison of fishing time and operational search time

Время перехода включает время следования к месту промысла, время перехода к месту выгрузки продукции, время перехода между районами промысла, время перехода для получения снабжения топливом и время для перехода после выгрузки рыбопродукции.

Наименьшие затраты времени - это выгрузка готовой продукции, если это судно с законченным производственным циклом (добывающе-обрабатывающее судно), или мороженого (охлажденного) сырца или полуфабриката для добывающего судна и бункеровка судна. За рассмотренный период доля времени за месяц на данный вид работ составила от 0,22 до 4 %, а в целом за весь период составила 2,5 %.

Прочие затраты времени при работе в море представляют наибольший интерес. Перечень работ, на которые может быть затрачено время, можно представить следующими основными блоками:

- ремонтные работы: ремонт судовых механизмов, ремонт промвооружения, ремонт орудий лова;

- вынужденное ожидание: ожидание ГСМ, ожидание перегруза, ожидание снабжения, ожидание разрешения на лов;

- хозяйственная деятельность: прием и обработка рыбы, рабочие указания руководителя, хозяйственные работы, оформление официальных документов;

- метеоусловия;

- спасательные работы: аварийно-спасательные работы, медпомощь.

Структура затрат времени за весь период всеми судами представлена ни рис. 4.

Рис. 4. Структура прочих затрат времени Fig. 4. Structure of other time expenditures

Наибольший удельный вес (54,2 3%) составляют метеоусловия - это неблагоприятные метеорологические условия для промысла, т.е. наибольшие потери возникают из-за неуправляемых факторов, влиянием которых на промысел стохастично. Если рассмотреть влияние метеоусловий на промысел в каждом месяце отдельно, то видно, что в осенне-зимний период идет небольшое увеличение времени простоя по метеоусловиям по сравнению с летне-весенним периодом (рис. 5).

Рис. 5. Время простоя по метеоусловиям Fig. 5. Downtime due to weather conditions

В среднем каждый месяц все суда вместе теряют по гидрометеорологическим условиям около 28,6 сут.

Второй по величине удельный вес (26,1 %) относится к ремонтным работам на судне во время его нахождения на промысле.

Вынужденное ожидание и хозяйственные работы на судне, не связанные с производственной деятельностью, занимают 9,11 и 8,68 % соответственно.

На основе проведенного структурирования и анализа издержек рыбодобывающего флота при осуществлении рыбодобывающей деятельности в многовидовой промысловой системе -промысловая зона рыбохозяйственного бассейна - сформулирован вывод о безусловном наличии в исследуемой системе производительных и непроизводительных затрат, оказывающих негативное влияние на длительность промыслового времени, выражающееся в уменьшении количественных показателей рыболовства - объемов вылова водных биологических ресурсов.

В целях дальнейшего совершенствования процессов ведения добычи водных биологических ресурсов и системной организации всего рыбодобывающего процесса необходимо проведение моделирования производственного процесса ведения рыбодобывающей деятельности в динамической постановке оптимизационный задачи.

Список литературы

1. Лисиенко С.В. Теоретические основы формирования логистического подхода как методологии совершенствования организации и управления промысловыми системами при ведении добычи ВБР// Рыб. хоз-во. 2013. № 5. С. 75-78.

2. Лисиенко С.В. Концептуальный подход к совершенствованию организации ведения добычи водных биологических ресурсов в контексте развития общей теории промышленного рыболовства (на примере Дальневосточного региона) // Вестн. АГТУ. Серия: Рыб. хоз-во. 2014. № 1. С. 18-28.

3. Лисиенко С.В. О многовидовом рыболовстве в контексте совершенствования системной организации ведения промысла ВБР // Рыб. хоз-во. 2013. № 4. С. 34-41.

4. Лисиенко С.В. Организация и планирование промышленного рыболовства: учеб. пособие. М: Моркнига, 2012. 230 с.

Сведения об авторах: Лисиенко Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: lisienkosv@mail.ru;

Иванко Нина Сергеевна, аспирант, старший преподаватель, e-mail: ivns@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.