Научная статья на тему 'Ситуативность – основа моделирования благоприятных ситуаций при реализации технических приемов в спортивной борьбе, и как частная теория'

Ситуативность – основа моделирования благоприятных ситуаций при реализации технических приемов в спортивной борьбе, и как частная теория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАТИВНОСТЬ / ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / БЛАГОПРИЯТНЫЕ СИТУАЦИИ / ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТИПЫ СИТУАЦИЙ / ЧАСТНАЯ ТЕОРИЯ СИТУАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалов Рашат Зигангирович

При организующей основе тактических, технико-тактических приемов сформировалась система четырех типовых ситуаций, которые способствуют реализации единиц техники: при тактике ведения поединка, тактике подготовки технических приемов, тактике участия в соревновании и системе соревнований, которым соответствуют четыре раздела стратегии и тактики борьбы. В своей комбинации данная система ситуаций представляет пятую смешанную группу. К числу конфликтных ситуаций относится и понятие тактического риска, требующей научного анализа и разработки тактических рекомендаций по обоснованному выбору тактического риска или ее минимизации в ходе поединка. Из-за большого объема технико-тактических действий создать их типологию невозможно. Типологизации благоприятных ситуаций способствуют хрестоматийные биомеханические закономерности двигательного состава захватов, других технико-тактических действий, защитных технических действий, атакующих контратакующих, стилями ведения борьбы и стратегии, тактики участия в соревнованиях и системе соревнований, объединенных группой типовых благоприятных ситуаций. Далее формируются подтиповые ситуации: программируемые и спонтанные. Типологизация благоприятных ситуаций, пронизывая все разделы теории борьбы, является научно обоснованной базой динамического моделирования планируемых поединков и формирования частной теории ситуативности в борьбе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Situational essence is the basis for modeling of favorable situations at realization of techniques in wrestling, and as the private theory

At organizing the basis of tactical, technical and tactical methods in the theory of the struggle the system of four typical favorable conditions has been formed that facilitate the implementation of the technique types: duel tactics, technique preparation tactics, and tactics of participation in the competition and the competition system, which correspond to four areas of strategy and tactics. In its combination this system represents a fifth mixed group. To the number of conflict situations is carried the tactical risk, requiring the development of scientific analysis and tactical advice on reasonable tactical choice or its minimization during the fight. Because of the amount of technical and tactical actions, it is impossible to create their typology. Typology of favorable situations is contributed with textbook biomechanical movement patterns of seizures, other technical and tactical actions, protective technical actions, attacking counterattacking, styles of fighting and strategy, tactics of participation in competitions and competition system, joint by group of the favorable situations. Sub typical situations are formed further: programmable and spontaneous. Typology of favorable situations, permeating all aspects of the theory of struggle, is a science-based framework of the dynamic simulation of the planned fights and formation of private situational theory in the struggle.

Текст научной работы на тему «Ситуативность – основа моделирования благоприятных ситуаций при реализации технических приемов в спортивной борьбе, и как частная теория»

развитию индуцированных состояний / С.В. Клаучек, В.В. Деларю // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 2. - С. 123-128.

7. Максимова, Е.Н. Анализ состояния здоровья студентов - первокурсников за период 1999-2004 гг. / Е.Н. Максимова // Совершенствование физического воспитания сельского населения : материалы Всероссийской научно-практ. конф. - М. : [б. и.], 2005.

- С. 59-60.

8. Червякова, Е.Э. Проблемы состояния здоровья студентов педагогического вуза.// Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях : сб. науч. тр. - Волгоград, 2005. - С. 140-143.

9. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожностью Г. Д. Спилбергера / Ю.Л. Ханин ; Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1976. - 57 с.

REFERENCES

1. Baronenko, V.A. and Rapoport, L.A. (2003), Health and physical culture of the student, publishing house “Alpha”, Moscow, Russian Federation.

2. Gogunov, E.N. and Martyanov E.I. (2000), Psychology of physical training and sports, publishing center "Akademiya", Moscow, Russian Federation.

3. Doskin V.A., Lavrentyeva, L.S., Miroshnikov, M.P. and Sharay, V.B. (1973), “Psychology questions. Test of a differential self-assessment of a functional condition”, Psychology Questions, No. 6, pp. 141-146.

4. Kazantinova, G.M. and Andryushchenko, L.B. (2007), Health saving technologies for the students exempted from a practical training on discipline "Physical culture", publishing house “VolFAU”, Volgograd, Russian Federation.

5. Kazantinova, G.M. (2013), Psychophysiology of brainwork: monograph, publishing house “VolFAU”, Volgograd, Russian Federation.

6. Klauchek, S.V. and Delaryu, V.V. (1997), “Development of a screening method for detection of tendency to development of the induced conditions”, Psychological journal, Vol. 18, No. 2, pp. 123-128.

7. Maksimova, E.N. (2005), “Analyze of a state of health of first-year students during 1999-2004”, "Improvement of physical training of country people": materials All-Russian scientifically conference, Moscow, pp. 59-60.

8. Chervyakova, E.E. (205), “Problem of a state of health of student’s pedagogical high school”, Problems of modernization of educational process on physical culture in educational institutions, conference, publishing house “VolSACA”, Volgograd, pp. 140-143.

9. Khanin, Yu.L. (1976), (1976), Quick Start Guide to scale application by G.D. Spil-berger's jet and personal uneasiness, publishing house “Leningrad Scientific research institute physical cultures, Leningrad, USSR.

Контактная информация: tatyanavlasova1@gmail.com

Статья поступила в редакцию 18.03.2013.

УДК 796.8

СИТУАТИВНОСТЬ - ОСНОВА МОДЕЛИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ, И КАК ЧАСТНАЯ ТЕОРИЯ

Рашат Зигангирович Камалов, кандидат юридических наук, профессор, мастер спорта

международного класса СССР,

Институт экономики, управления и права, г. Казань

Аннотация

При организующей основе тактических, технико-тактических приемов сформировалась си-

стема четырех типовых ситуаций, которые способствуют реализации единиц техники: при тактике ведения поединка, тактике подготовки технических приемов, тактике участия в соревновании и системе соревнований, которым соответствуют четыре раздела стратегии и тактики борьбы. В своей комбинации данная система ситуаций представляет пятую смешанную группу. К числу конфликтных ситуаций относится и понятие тактического риска, требующей научного анализа и разработки тактических рекомендаций по обоснованному выбору тактического риска или ее минимизации в ходе поединка. Из-за большого объема технико-тактических действий создать их типологию невозможно. Типологизации благоприятных ситуаций способствуют хрестоматийные биомеханические закономерности двигательного состава захватов, других технико-тактических действий, защитных технических действий, атакующих контратакующих, стилями ведения борьбы и стратегии, тактики участия в соревнованиях и системе соревнований, объединенных группой типовых благоприятных ситуаций. Далее формируются подтиповые ситуации: программируемые и спонтанные. Типологизация благоприятных ситуаций, пронизывая все разделы теории борьбы, является научно обоснованной базой динамического моделирования планируемых поединков и формирования частной теории ситуативности в борьбе.

Ключевые слова: ситуативность, тактические приемы, технико-тактические приемы, благоприятные ситуации, динамическое моделирование, типы ситуаций, частная теория ситуативно-сти.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p81-87

SITUATIONAL ESSENCE IS THE BASIS FOR MODELING OF FAVORABLE SITUATIONS AT REALIZATION OF TECHNIQUES IN WRESTLING, AND AS THE

PRIVATE THEORY

Rashat Zigangirovich Kamalov, the candidate of jurisprudence, professor, master of sports of

the international class USSR,

Institute of Economy, Management and Law, Kazan

Annotation

At organizing the basis of tactical, technical and tactical methods in the theory of the struggle the system of four typical favorable conditions has been formed that facilitate the implementation of the technique types: duel tactics, technique preparation tactics, and tactics of participation in the competition and the competition system, which correspond to four areas of strategy and tactics. In its combination this system represents a fifth mixed group. To the number of conflict situations is carried the tactical risk, requiring the development of scientific analysis and tactical advice on reasonable tactical choice or its minimization during the fight. Because of the amount of technical and tactical actions, it is impossible to create their typology. Typology of favorable situations is contributed with textbook biomechanical movement patterns of seizures, other technical and tactical actions, protective technical actions, attacking counterattacking, styles of fighting and strategy, tactics of participation in competitions and competition system, joint by group of the favorable situations. Sub typical situations are formed further: programmable and spontaneous. Typology of favorable situations, permeating all aspects of the theory of struggle, is a science-based framework of the dynamic simulation of the planned fights and formation of private situational theory in the struggle.

Keywords: situational, tactical techniques, technique and tactical skills, dynamic modeling, types of situations, private theory of situations.

ВИДЫ СИТУАЦИЙ

Введение. В содержании раздела тактики борьбы наряду с системой тактических приемов, рекомендаций имеет место и понятию ситуации, их видов и роли которую она выполняет для стартового момента реализации технического арсенала борца. В литературе по спортивной борьбе ситуация рассматривается при проведении единиц техники, называемой ситуацией «благоприятной», а также возникающей стихийно и создаваемой специально в ходе схватки [5]. Спортивные единоборства проходят в конкретных условиях времени, места, окружающей обстановки соревнований, взаимосвязях с поведением других лиц, оказавшихся в сфере спортивной деятельности, под влиянием иных, порой

остающихся неизвестными для обоих, или одной из соперничающих сторон, факторов. Эта сложная система взаимосвязей, образующая ту конкретную обстановку, в которой оказываются спортсмены, тренеры, судьи, представители федераций различного уровня и иные специалисты вспомогательных служб в которых проходит соревновательный процесс, справедливо именовать ситуацией. В виде общей характеристики она может быть сформулирована как «система, значимой для принятия тактического решения, в ходе динамически меняющегося процесса схватки, обстоятельств, характеризующий ее текущий момент, имеющий прогностические и целевые задачи, связанные с тактикостратегическими и организационными действиями в ходе подготовки и участия в соревнованиях».

Практика учебно-тренировочной деятельности борца и его тренера на предсорев-новательном и соревновательном этапах предполагает анализ исходных данных, оценку и планирование тактико-стратегических целей в конкретном соревновании и череде соревнований, принятия и реализации при этом тактических решений структура которых состоит из ряда сложностей, которые необходимо разрешить.

1. Сложности психологического характера:

объективизация личной психологической готовности, состояния и психологической готовности соперников;

- анализ прежних схваток, психологию и характер их конфликтного противостояния;

- объективность визуального распознавания (диагностирования) ряда врожденных качеств соперников;

- особенности темперамента (экстраверсия, интроверсия), эмоциональной устойчивости, невротизм, агрессивность, общие способности, направленность, опыт, степень участия сознания, на которой формируются мотивационные, мировоззренческие, идейные свойства (смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость и твердость характера);

- ситуативные качества в разной степени, характерные каждому борцу отражающие оперативно-тактическое мышление при реализации тактико-технического арсенала.

Для диагностирования психологических качеств своего воспитанника, необходимо использование различных селективных определителей этих свойств. Практика использования этих тестов, обогатит в дальнейшем навыки визуального экспрессного диагностирования психологических качеств основных соперников и избирать наиболее эффективное тактико-психологическое воздействие на соперника (ситуация психологического диагностирования и выбору воздействия).

2. Сложности информационного характера: неосведомленность о спортивных качествах соперников, их намерениях. В литературе уже давно используются термины, используемые в военной литературе, такие как «разведка», «разведка боем», «предварительная разведка». Конечно, эти термины воспринимаются как условно применяемые, но каждая наука, учение должны формировать свою семиотику и начинать совершенствовать свой язык как можно раньше. В данном случае можно воспользоваться вполне подходящим термином диагностирование (от греческого: распознавание) спортивных, технико-тактических, кондиционных, координационных и иных качеств соперников. Проблема этого компонента заключается в том, что она связана с полным или частичным отсутствием информации о спортивных и иных качеств соперника, протяженности и условий подготовки, того как переносилась коррекция веса тела путем «сгонки», каков уровень аналитико-синтетического мышления, общей способности, насколько использует аналогию в тактике ведения схваток, проведения технико-тактических приемов, однообразно или разнообразно готовит благоприятную ситуацию для реализации технических действий, насколько развита у соперников наблюдательность, интуиция, сравнительный

анализ, эксперимент при апробации новых приемов, ситуативное моделирование, фиксирует ли соперник видеосъемкой схватки соперников. Сбор и накопление различной информации основан на их анализе логическими, общенаучными, организационными (планируемыми) приемами (ситуация логико-познавательного характера).

3. Сложности тактического характера: диагностика кондиционной подготовленности борца, технико-тактических приемов противодействия и контроль уязвимых действий соперника, сочетание этих компонентов обуславливает индивидуальный характер каждой ситуации в каждой технико-тактической фазе единоборства, а также наличием, в виду некоторой информационной неопределенности, выбора спортсменом одного из возможных тактических решений. К сложностям данной группы относятся и скоротечность поединка, что создает определенную напряженность между соперниками при неудачно складывающейся схватки. Ведение схватки с соперником с более высоким рангом рефлексии, поиском более рациональной тактической и технико-тактического воздействия против соперника, избравшего оборонительную тактику или встречную борьбу (ситуация выбора успешного тактического противодействия сопернику).

4. В теории борьбы единоборство относится к конфликтным ситуациям и по многим признакам к ним относится и ситуация тактического риска. В практической деятельности все перечисленные четыре группы ситуаций чаще всего встречаются не изолированно друг от друга, а в виде различных сочетаний и комбинаций, составляя пятую смешанную группу ситуаций. Для их преодоления в распоряжении команды борцов имеются силы и средства: логико-познавательные, психологические, тактические, организационные приемы (планирования, врачебный и психологический контроль, оборудование и тесты диагностики здоровья, психической устойчивости, методы релаксации организма и другие, как находящиеся в распоряжении, так и привлекаемые дополнительно) [2, 3]. В зависимости от соотношения трудностей в ситуациях, противостоящих борцу, и совокупности всех его ресурсов возникают простые или сложные ситуации при единоборстве. Наиболее значительными чертами простых ситуаций являются отсутствие вышеизложенных сложностей, отсутствие необходимости выбора тактического риска. Однако отсутствие определенных трудностей не обуславливает в единоборстве абсолютную простоту реализации тактических решений. В любой схватке борцу приходится преодолевать препятствия технического, тактического, психологического, силового характера, создаваемого соперником. Но они, как правило, преодолеваются борцом с более высоким рангом рефлексии, информационным, техническим и тактическим развертыванием. Так логико-познавательные трудности обычно преодолеваются путем последовательного применения «разведки боем» или наблюдением схваток соперников, рекомендациями тренеров, консультантов, достаточной для исходной информации. Но при несвоевременном производстве технико-тактических действий вследствие запаздывания со стартовым моментом реализации единиц техники, простая ситуация может трансформироваться в сложную. Особенно характерны к подобным негативным изменениям ситуации тактического риска, мотивированная или немотивированная ошибка судей.

Практике спортивного единоборства эти ситуации известны, но в теории борьбы исследованы в разной степени, так ситуация тактического риска требует научного анализа и выработки практических рекомендаций по успешному выбору борцом обоснованного риска или ее минимизации [2]. Этого же требует рассмотрения понятия ситуативности и построении ее типологий в единоборстве с целью ситуативного динамического моделирования. Ситуации психологического, тактического, информационного характера и тактического риска являются базовыми организующими началами для формирования типовых ситуаций. Из-за значительного объема технико-тактических действий в борьбе (по данным Ю.А. Воронина и др.1963) их количество достигает 22 тысяч создать их типологию невозможно.

Типологизации ситуаций способствуют работы А.Н. Ленца [5], дополненные

Г. С. Туманяном [6], позволившие на основе сложившихся общих четырех ситуаций, в которых проявляется тактическое мышление борца в соответствующих им четырех разделах стратегии и тактики борьбы, сформировать типовые ситуации создания благоприятных ситуаций, исходя из хрестоматийных биомеханических закономерностей двигательного состава захватов, защитных, атакующих, контратакующих действий, включая комбинации, стилями ведения схватки и стратегии, тактики участия в соревновании и череде соревнований. Г. С. Туманян уточнил предложенную Е.М. Чумаковым структуру соревновательной модели, объединив их в три части модели соревнований: оценки обстановки и прогнозирование, выбор основной и запасной моделей тактического плана и их коррекция и реализация тактического плана соревнования [6]. Следующим подтипом ситуативности являются ситуации реализации коронных приемов (программированные или домашние заготовки), творчески создаваемые против конкретных соперников и спонтанные, возникающие стихийно или осознано. В литературе по борьбе имеются работы по использованию в практике борьбы сбивающих (дезорганизующих) ситуаций [6]. Исходя из изложенного, сформировались шесть типовых и две подтиповые ситуации, которые могут подразделяться на простые и сложные, а по времени их создания на исходные, промежуточные и заключительные. Для построения благоприятной ситуации в динамической модели единоборства необходим интегративный подход тактических приемов, в том числе приемов, заимствованных из других областей знаний. К тому же типо-логизация ситуаций и создается в целях построения комплексных логически обоснованных моделей, приближенных к реально возможной ситуации в поединке, используемых спортсменами на базе индивидуальных ситуативных познаний логических, общенаучных, организационных, психологических приемов и реализуемые в практике борьбы как ситуативные в типовых и подтиповых ситуациях борьбы. Индивидуальный техникотактический, тактический арсенал каждого борца позволяет системно обосновать структуру подтиповой индивидуальной ситуативной подготовки спортсменов, где «любое решение опирается на конкретную ситуацию, прошлый опыт, интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние спортсменов. Без владения комплексным навыком ведения схваток борцы прекрасно владеющими атакующими, защитными и контратакующими действиями чаще проигрывают, чем выигрывают»[6]. Автором данной работы и предложена интегративная классификация тактических приемов ибо методами познания в прикладной деятельности являются приемы, операций [4]. Согласно широкому понятию методов познания была представлена в свет классификация тактических приемов, состоящая из логических (диалектических), общенаучных, организационных, психологических, используемых в качестве системного определителя спортивных и личностных качеств при единоборствах. Данная классификация познавательных приемов в единоборствах в свою очередь распределяются по родовым таксонам, которые имеют множество видовых приемов. Так, под логическими (диалектическими), общенаучными, психологическими, организационными приемами охватывается уровень интеллектуальной подготовки борцов, под тактическими, созданные в рамках теории борьбы, «оперативный интеллект» то, что охватывается понятием ситуативных качеств борца [3]. Таким образом, созданная трудами А.Н. Ленца классификация тактических приемов, трансформированная на современном этапе как типовые и подтиповые ситуации, в которых проявляется оперативно-тактическое мышление борцов и создаваемое на интеллектуальном уровне динамическое моделирование отражают интеграционные закономерности развития раздела тактики борьбы как стройной научно обоснованной ее системы, и обоснования формирования частной теории ситуативности в единоборствах.

ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ СИТУАТИВНОСТИ, ЕЕ НЕКОТОРЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВ СПОРТИВНОМ ЕДИНОБОРСТВЕ

Как известно положения теории и методики борьбы основываются на отдельных

положениях общей теории физического воспитания и спорта. Частная теория любой науки или учения должна соответствовать требованиям предмета, объекта, методов частной теории. Поскольку частная теория является подсистемой общей теории любой науки или учения, то ее предмет - это элемент части предмета общей теории, т.е. предмета теории спорта и теории борьбы, часть и притом большая часть одной из крупных отраслей спортивных единоборств. Отдельные теоретические построения только тогда могут быть объединены в частную теорию, когда они относятся лишь к строго определенной совокупности явлений, связанных между собой органически [1].

Предмет частной теории ситуативности. Поскольку частная теория ситуативности является подсистемой теории борьбы, и частью общей теории спорта, то ее предмет - это важнейшая часть предмета теории борьбы, т.е. научно-обоснованного учения о единоборствах. Таким образом, предметом частной теории ситуативности также являются исследование закономерностей биомеханических, психологических, интеллектуальных, физических и других организующих факторов, индивидуализирующих спортсменов, на которых и развивается теория и методика борьбы. Имеется и степень общности изучения этих закономерностей пусть и не всех, между теорией и методикой физвоспитания, спорта и теорией и методикой единоборств. От степени общности этих закономерностей, от их уровня зависит степень общности и уровень частной теории ситуативности единоборств. Если предметом раздела тактики борьбы является ее организующее начало предопределяющим конечный успех, то создание информационной модели типовых или под-типовых ситуаций единоборств является реализующей фазой единиц техники в процессе поединка, одной из задач теории ситуативности. Как было изложено выше, в теории борьбы сложились ситуации и предложены новые рекомендации по возможному созданию подтиповых ситуаций, позволяющие в дальнейшем совершенствовать и создавать новые тактические приемы по созданию благоприятных или преодолению неблагоприятных ситуаций. Эти задачи являются содержанием предмета и подчинено его структуре, отражает связи между разделами системы теории борьбы (техники, тактики и методики), формы проявления данных объективных закономерностей в той предметной области, которая и составляет объект познания частной теории ситуативности.

Объектом частной теории ситуативности единоборств являются учебнотренировочные и соревновательные процессы спортсменов по знанию и реализации закономерностей на основе вышеуказанных факторов, влияющих на успешность противоборствующих борцов с использованием современных методик обучения на этапах базовой и многолетней подготовки, усвоением типовых динамических моделей и на ее основе создавать подтиповые модифицированные ситуации, на основе собственных интеллектуальных и кондиционных качеств так и противодействующих соперников. В содержании частной теории объект выступает как научный факт, а предметная область - как совокупность таких научных фактов [1].

Методами типовых и подтиповых ситуаций единоборств является система познавательных приемов, как вышеизложенных, так и для применения в практике познания методов ее предметной области. Эта система может включать в себя методы, известные общей теории спорта, теории борьбы и знания иных наук, интегрированные в них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание частной теории ситуативности в единоборстве определяет во-первых, ее место в теории спорта и во-вторых, ее связи и отношения в системе частных теорий и положений, содержащихся в теории и методике борьбы, такими как: положения тактики, техники и методик внетренировочной, тренировочной деятельности, базовой и многолетней подготовки борцов, положения тактико-стратегической подготовки, ситуационного моделирования. Таким образом, учение о ситуациях на основе консолидации многочисленных знаний, полученные многолетними экспериментальными и теоретическими

исследованиями в различных разделах спортивной борьбы успешно реализуемы в теории и методике единоборств. Предложенная интегративная структура бинарной родовидовой классификации различных по источникам и природе тактических приемов позволит построить не только мысленную ситуационную модель, но и зафиксировать ее в соревновательных условиях в компактный системный определитель совокупных личностных и ситуативных качеств соперников, используя ее древовидную или табличную структуру, встроенную в электронные носители [3]. Всякое действие борца, направленное на достижение тех или иных целей, должна осуществляться после оценки ситуации (ситуативной оценки), как благоприятной или неблагоприятной. Анализ типологий ситуаций позволяет представить общее понятие ситуативности в борьбе, характеризовать направленность оперативно-тактического мышления в разделах стратегии и тактики борьбы. Это представляется и есть перспективное направление, связанное с модельно-информационным подходом. Наукой информатики и теорией управления метод ситуационного моделирования определяется как наиболее эффективный способ принятия рациональных решений. Теория ситуативности и родовидовая классификация тактических приемов является основой и для боевых искусств, бокса и фехтования, но на базе технико-тактических приемов, специфичных для этих единоборств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частная теории / Р.С. Белкин. - М. : Юридическая литература, 1987. - 272 с.

2. Камалов, Р.З. О закономерностях развития системы тактики спортивной борьбы / Р.З. Камалов // Вестник Казанского юридического института МВД РФ. - 2012. - № 3 (9). - С. 93-98.

3. Камалов, Р. З. Использование классификации тактических приемов как системного определителя спортивных и личностных качеств в соревновательной практике / Р. З. Камалов // Вестник Казанского юридического института МВД РФ. - 2012. - № 1 (7).

- С. 91-95.

4. Краткая философская энциклопедия. - М. : Прогресс, 1994. - 576 с.

5. Ленц, А.Н. Спортивная борьба : учебное пособие для тренеров / А.Н. Ленц. -М. : Физкультура и спорт, 1964. - 495 с.

6. Туманян, Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учебное пособие / Г.С. Туманян. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 592 с.

REFERENCES

1. Belkin, R.S. (1987), Criminalistics: problems, tendencies, prospects. The general and private the theory, publishing house “Law books”, Moscow, Russian Federation.

2. Kamalov, R.Z. (2012), “About laws of progress of system of tactics sports struggles”, Bulletin the Kazan legal college Ministry of Internal Affairs of RF, Vol. 9, No. 3, pp. 9398.

3. .Kamalov, R.Z. (2012), “Use of classification of tactical receptions as system determinant of sports and personal qualities Wrestlers in a competitive practice”, Bulletin the Kazan legal college Ministry of Internal Affairs of RF, Vol. 7, No. 1, pp. 91- 95.

4. The brief philosophical encyclopedia (1994), publishing house “Progress”, Moscow, Russian Federation.

5. Lenc, A.N. (1964), Wrestling: the manual for couches, publishing house “Physical culture and Sport”, Moscow, Russian Federation.

6. Tumanyan, G.S. (2006), School of skill of fighters, judoists and sambo-wrestling: the manual, publishing center “Academy”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: krz@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.03.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.