Научная статья на тему 'Ситком как дискурс деградации духовных ценностей (эвокативный анализ телевизионных ситуационных комедий)'

Ситком как дискурс деградации духовных ценностей (эвокативный анализ телевизионных ситуационных комедий) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
497
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТКОМ / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОЛЕ / ЭВОКАТИВНОСТЬ / ИНВОКАЦИЯ / ПРОФАНАЦИЯ / SITCOM / CONCEPTUAL FIELD / EVOCATIVITY / INVOCATION / PROFANATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Беданокова Зулейхан Кимовна, Гаврилова Белла Алексеевна

Предпринято исследование когнитивно-семантических особенностей текстов массовой культуры с целью выявления концептуально обусловленных единиц и их функционального и эстетического потенциала. Материалом исследования послужила вербальная составляющая ситуационных комедий как активно развивающегося сегмента современной телекоммуникации в виде диалогов, реплик, отличающихся непрямым говорением, двусмысленностью. Методика изучения сложных семантических форм основана на нарративном и эвокативном анализе, в ходе которого рассмотрен ряд стереотипов, активно функционирующих в ситкомах и обоснована концептуальность антонимичных понятий «образованность невежество», «культура грубость, пошлость» посредством диалогов с контаминированным смыслом в ситуационных комедиях. Результаты исследования обладают теоретической значимостью, заключающейся в выявлении противопоставленных векторов смыслопорождения и репрезентации сложных семантических форм инвокации и профанации. Полученные данные позволили прийти к выводу о том, что концептуальное поле низких начал противопоставлено не только формой выражения, но и аномальностью формы содержания, которая даже для жанра массовой культуры избыточна. Практическая ценность исследования заключается в разработке типологии стереотипов, репрезентированных в ситкомах, воспринимаемых телезрителем и способствующих в конечном итоге деградации его духовных ценностей, какую бы реальность они ни транслировали. В итоге установлено, что интеллектуальный и культурный посыл автора текста ситкома трансформируется в шаблон и стереотип в сознании современного обывателя, что безусловно создаёт условия для деградации духовности и языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITCOM AS A DISCOURSE OF THE DEGRADATION OF SPIRITUAL VALUES (EVOCATIVE ANALYSIS OF TELEVISION SITUATION COMEDIES)

A study of cognitive-semantic features of texts of mass culture is undertaken in order to identify conceptually determined units and their functional and aesthetic potential. The material of the study was the verbal component of situation comedies as an intensely developing segment of modern telecommunication in the form of dialogues and remarks characterized by indirect speech, ambiguity. The methodology of studying complex semantic forms is based on narrative and evocative analysis, during which a number of stereotypes, actively functioning in sitcoms, are considered. Also the conceptuality of antonymical concepts "education ignorance", culture rudeness, platitude" is justified through dialogues with contaminated meaning in situation comedies. The results of the study have theoretical significance, lying in identification of opposed vectors of meaning generation and representation of complex semantic forms of invocation and profanation. The obtained data have led to the conclusion that the conceptual field of dishonorable attitudes contrasts not only with the form of expression, but also with the anomalous form of content, which is excessive even for the genre of mass culture. The practical value of the study lies in developing a typology of stereotypes represented in sitcoms perceived by the TV viewer and contributing ultimately to the degradation of spiritual values, whatever reality they broadcast. As a result, the intellectual and cultural message of the author of the sitcom text is transformed into a template and stereotype in the consciousness of the modern resident, which certainly creates conditions for the degradation of spirituality and language.

Текст научной работы на тему «Ситком как дискурс деградации духовных ценностей (эвокативный анализ телевизионных ситуационных комедий)»

УДК 81'37:[004:316.77-021.475.4] ББК 81.053.1 Б 38

Беданокова З.К.

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Гаврилова Б.А.

Магистрант филологического факультета Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Ситком как дискурс деградации духовных ценностей (эвокативный анализ телевизионных ситуационных комедий)

(Рецензирована)

Аннотация:

Предпринято исследование когнитивно-семантических особенностей текстов массовой культуры с целью выявления концептуально обусловленных единиц и их функционального и эстетического потенциала. Материалом исследования послужила вербальная составляющая ситуационных комедий как активно развивающегося сегмента современной телекоммуникации в виде диалогов, реплик, отличающихся непрямым говорением, двусмысленностью. Методика изучения сложных семантических форм основана на нарративном и эвокативном анализе, в ходе которого рассмотрен ряд стереотипов, активно функционирующих в сит-комах и обоснована концептуальность антонимичных понятий «образованность - невежество», «культура - грубость, пошлость» посредством диалогов с конта-минированным смыслом в ситуационных комедиях. Результаты исследования обладают теоретической значимостью, заключающейся в выявлении противопоставленных векторов смыслопорождения и репрезентации сложных семантических форм инвокации и профанации. Полученные данные позволили прийти к выводу о том, что концептуальное поле низких начал противопоставлено не только формой выражения, но и аномальностью формы содержания, которая даже для жанра массовой культуры избыточна. Практическая ценность исследования заключается в разработке типологии стереотипов, репрезентированных в сит-комах, воспринимаемых телезрителем и способствующих в конечном итоге деградации его духовных ценностей, какую бы реальность они ни транслировали. В итоге установлено, что интеллектуальный и культурный посыл автора текста ситкома трансформируется в шаблон и стереотип в сознании современного обывателя, что безусловно создаёт условия для деградации духовности и языка. Ключевые слова:

Ситком, концептуальное поле, эвокативность, инвокация, профанация. Bedanokova Z.K.

Doctor of Philology, Professor of Russian Language Department, Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Gavrilova B.A.

Master's Degree Student of the Faculty of Philology at Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Sitcom as a discourse of the degradation of spiritual values (evocative analysis of television situation comedies)

Abstract:

A study of cognitive-semantic features of texts of mass culture is undertaken in order to identify conceptually determined units and their functional and aesthetic potential. The material of the study was the verbal component of situation comedies as an intensely developing segment of modern telecommunication in the form of dialogues and remarks characterized by indirect speech, ambiguity. The methodology of studying complex semantic forms is based on narrative and evocative analysis, during which a number of stereotypes, actively functioning in sitcoms, are considered. Also the conceptuality of antonymical concepts "education - ignorance", culture -rudeness, platitude" is justified through dialogues with contaminated meaning in situation comedies. The results of the study have theoretical significance, lying in identification of opposed vectors of meaning generation and representation of complex semantic forms of invocation and profanation. The obtained data have led to the conclusion that the conceptual field of dishonorable attitudes contrasts not only with the form of expression, but also with the anomalous form of content, which is excessive even for the genre of mass culture. The practical value of the study lies in developing a typology of stereotypes represented in sitcoms perceived by the TV viewer and contributing ultimately to the degradation of spiritual values, whatever reality they broadcast. As a result, the intellectual and cultural message of the author of the sitcom text is transformed into a template and stereotype in the consciousness of the modern resident, which certainly creates conditions for the degradation of spirituality and language.

Keywords:

Sitcom, conceptual field, evocativity, invocation, profanation.

Формирование новой парадигмы образования в современной школе и косвенно, и непосредственно разделило обучение и воспитание на самостоятельные, не взаимозависимые и не взаимообусловленные процессы. На наш взгляд, для подрастающего поколения это не прошло незамеченным, потому как неосознанно, но вполне очевидно ниша воспитательного процесса быстро заполнилась и, к сожалению, не всегда прогрессивным и позитивным. Нарушение самого главного принципа педагогики - неразрывность дидактики и воспитания - привели к серьёзному кризису в образовательной системе как высшей, так и средней школы.

Новые формы коммуникации, основанные на высокоинтегриро-ванных цифровых и медийных технологиях (Интернет, интерактивное телевидение и т.п.), стали главным «воспитателем» молодого поколения, формирующим менталитет социума

в духе «общества потребления». Если не учитывать небольшой сегмент школьников и студентов, стремящихся к элитарному типу культуры, то в современном обществе средства массовой коммуникации ориентируют и вполне «успешно» в соответствии с афоризмом «Хлеба и зрелищ!». Массовая культура отражает этот дух и поддерживается бурно развивающейся телеиндустрией, главным требованием которой является занимательный сюжет и интрига. Погоня за рейтингом при создании многочисленных сериалов и телепрограмм более ориентирована на стимул «для достижения цели все средства хороши», и как результат - низкое качество из-за нарушения журналистской этики, искажение фактов в документальном кино и использование манипулятивных практик, обусловленных коммер-цилизацией массмедиа [1]. «Уровень коммуникативной культуры в

современных СМИ настолько упал, арсенал средств художественной выразительности настолько оскудел, что не приходиться говорить ни об их эстетической ценности, ни об изящной словесности. Воспроизводимые образы картины мира, в том числе языковой, объединяет общий признак - массовость. Упрощение современной медиакультуры отражает духовную деградацию нашего поколения, живущего в эпоху «эстетического холокоста»» [2: 246]. Ориентация на развлекательный характер исключила в большинстве произведений постановки вопроса о смысле жизни и её ценностях, став, таким образом, продуктом массовой культуры, манифестирующей этот стереотип мышления, поведения. В отечественном кинематографе за последние два десятилетия наблюдается большое разнообразие жанров и видов кинопродукции, но наибольшее беспокойство вызывают ситкомы.

Объектом нащего анализа стали так называемые ситкомы, или ситуационные комедии. Для справки: Ситуационная комедия, или ситком (англ. situation comedy, sitcom) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия. Сегодня ситком — это вполне устоявшийся формат телевизионного сериала со множеством своих непреложных правил, в числе которых длина серии, составляющая обычно 22 (22-25) минуты, закадровый смех и статус-кво ситуации (герои и их обстоятельства очень редко претерпевают изменения от серии к серии, даже если сериал длится несколько лет) [3].

Исходим из того, что при изучении медиаконтента используется нарративный анализ, при котором коммуникация рассматривается как текстовое событие, в лучших версиях как «сказка» со своими героями и злодеями [4]. Нарративный анализ способствует выявлению нескольких видов стереотипов,

характеризующих 1) структуру сюжетной линии, 2) поведение героев (наиболее важное для когнитивного анализа), 3) тенденцию к противопоставлению при формировании концептуальных полей. Современные методики когнитивного анализа коммуникативного пространства предопределили такую речеязыко-вую категорию как эвокативность, одним из оснований которой является контаминация биполярного концептуального пространства или эвокацией «высоких» и «низких» концептуальных полей. На примере речевых форм наблюдается противопоставление «высоких» полей с доминированием таких понятий, как интеллект, образованность, культура, любовь, деньги, радость, которые противопоставлены «низким» полям, обобщающимся в понятиях невежество, грубость, пошлость, алчность, секс, пессимизм. При этом наблюдается контаминация и блен-динг как внутри концептуального поля, так и между противопоставленными полями:

1) У тебя в жизни будет много женщин, но ту, которой отомстил, ты не забудешь никогда;

2) — Милый, мне не спится! Знаешь, что поможет мне заснуть?

— Точный удар в челюсть! (любовь, секс - грубость)

3) — Да, Ген, я стану отцом, что скажешь?

— Что скажу? Тебе хана! Ты покойник, твоя жизнь закончилась, поздравляю!

— Да ладно, Ген, дети - это прекрасно! Ну ты только представь себе: первое агу, первое «папа», первые шаги...

— Да-да-да-да... А теперь ты представь, как по ночам будешь разгружать вагоны, чтоб заработать ему на подгузники, а ему будет глубоко накакать на твои усилия. Причем в буквальном смысле. (любовь, семья, дети - пошлость);

4) — Откуда берутся дети?

— От бутылки водки и двух озабоченных подростков (любовь, дети - пошлость)

В каждом из этих диалогов актуализируются безусловно высокие начала, идеалы, мечты, выраженные, можно сказать, через вечные вопросы, ответы на которые знают все, и эти вопросы приближаются по своему значению к риторическим. Поэтому игра с ними намеренна и часто эффективна, так как контекстная антонимия способствует реализации аттрактивной, воздействующей функции, возвращая героев в мир реальности. Одна из главных функций эвокативных языковых форм - смехотворчество, противопоставление и подмена высокого и низкого начал, балансирование между «ангелом» и «бесом», между прошлым и будущим. Актуализация этих противоположностей реализуется через парадоксальность формы плана содержания и в «аномальности» формы плана выражения, двусмысленность и эквивокация как соединение и открытость к интерпретативному, вторичному семиогенезу [5].

Наблюдения дискурса ситкомов наталкивают нас на выводы о том, что все сериалы условно делятся на 1) «героические», где сюжет разворачивается по стереотипу «народной сказки», в которой главный герой ищет своё успешное место в жизни и экстраполирует свои жизненные ценности, принципы, убеждения на подопечных и окружение (речь идет о сериалах «Интерны», «Физрук», «Дылды» и под.) и 2) «коллективные», так как в этих ситкомах одновременно развиваются несколько сюжетных линий, и делается попытка заложить в сюжет интригу, однако стремление к «правде жизни» или достоверности, натуральности, как правило, сводится к передаче самых обыденных приземлённых устремлений (сериалы «Счастливы вместе», «Универ», «Воронины», «Сваты»): сдать экзамен, познакомиться с объектом симпатий, заработать деньги и т.д.. Проблема этих сериалов не в том, что они лишены высоких идей и понятий, а в том, что зрителю предлагается прожить вместе с

героями такую суетливую жизнь, в которой практически не проглядывает позитивная цель: хочется сдать экзамен, но готовиться и получить оценку честно, по заслугам герой не торопится; познакомиться и вступить в отношения с объектом симпатий, а только потом разобраться любовь это или нелюбовь и т.д.. На эту канву авторы ситкомов нанизывают диалоги и реплики, отличающиеся претензией на остороумие:

1) Да и имейте в виду, теперь я буду курить траву, как все рэперы. Мам, где у нас укроп?

2) Слезы, сопли, слюни — женские жидкости, а мужские — коньяк, вискарь и на утро минералка.

3) Вы же в общаге. Здесь водки, как звёзд на небе.

4) Пьём как в девятом классе, быстро и много, чтоб накрыло уже на дискотеке.

5) Я ещё не так стар, чтобы дружить с женщинами!

6) Я не первокурсница, можно без прелюдий.

7) Это твоя тёлка — телка, а моя телка — девушка!

8) Ну, что ты копаешься, как восьмиклассник с бюстгальтером!

9) — Почему, когда я поступал, мне никто не сказал, что на филологическом нужно так много читать?

— Это было написано на дверях приёмной комиссии. Ты просто не прочитал...

Дискурс ситуационных комедий имеет большой воспитательный потенциал, потому что в каждом сериале создана модель человеческих, социально значимых отношений, которые по идее и должны были реализоваться в концептуальном пространстве, которое мы обозначили как инвокация, поскольку она связана с интуитивными, иногда подсознательными (имплицитными) знаниями [6], соотносимая с высокими нравственными началами, религией, мифотворчеством [7] и отличается мифологизацией. Но, как видим, реализовано находящееся

в оппозиции к верованиям концептуальное пространство инстинктов, негации, ёрничества, которое в этой системе координат получает название профанация и реально наблюдается практически в каждом ситкоме. Эти реплики довольно точно намечают основные переживания и потребности общества, которые лаконично переданы в одной фразе из ситкома «Счастливы вместе»: Сиськи, пиво и жратва — наши лучшие друзья! Итак, концептуальное поле низких начал противопоставлено не только формой выражения, но и аномальностью формы содержания, которая даже для жанра массовой культуры, на наш взгляд, избыточна. Основан такой вывод на типологии стереотипов, репрезентированных в ситко-мах, воспринимаемых телезрителем и способствующие в конечном итоге деградации его духовных ценностей, какую бы реальность они ни транслировали:

1. Деловая женщина непривлекательна. Например, Таня, героиня второго плана сериала «Универ», очень целеустремлённая, с консервативными моральными принципами, отличница. По умолчанию считается непривлекательной и является объектом насмешек. В сериале «Счастливы вместе» Лена, сотрудница банка и убежденная карьеристка, также считается весьма непривлекательной женщиной. Герои сериала неоднократно напоминают ей об этом в грубой сатирической манере. Так, она получает прозвище Лена-полено.

2. Блондинки глупые. Алла («Универ»), Света («Счастливы вместе»), Маша («Реальные пацаны») являются архетипом глупой и красивой «блондинки».

3. Смысл жизни - деньги. Герои представленных сериалов постоянно нуждаются в деньгах, пытаются получить деньги за любую, чаще мелкую работу.

4. Честный труд непопулярен. Олигарх, отец главного героя, всячески препятствует своему сыну в стремлении жить самостоятельно

и пытается решить его проблемы не самым честным путем, так как считает, что «деньги решают все», и каждый раз ему об этом говорит в саркастической форме («Универ»). Семья главного героя Гены Букина считает его неудачником, т.к. он работает продавцом обуви и имеет маленькую зарплату. Подруги Леры (девушка главного героя) считают Колю неудачником, поскольку он имеет скромную зарплату и не является представителем «золотой молодежи».

5. Дети и материнство воспринимаются героями как что-то нежелательное. В сериалах «Универ» и «Реальные пацаны» молодые мамы и их дети считаются чем-то непривлекательными, из-за чего становятся объектом насмешек. В сериале «Счастливы вместе» главный герой и его жена не занимаются воспитанием детей, свои проблемы и неудачи они переживают без помощи родителей.

Также мы определили стереотипы, которые воспроизводятся во многих сериях, выше обозначенных сериалов:

Прослеживается негативное отношения к людям нетрадиционной ориентации.

Большая часть диалогов героев сводится к пошлостям на тему секса.

Мужчины утрированно увлекаются любыми женщинами.

Мужчины обязательно употребляют алкоголь.

Все обманывают.

Анализ и рассмотрение вербальной составляющей текстового материала ситкомов прежде была реализована в концепции М.М. Бахтина об амбивалентности смеха и карнавала [8], вдохновение, воодушевление, то экспирация, профанация - это высвобождение инстинктов, «приниженная сублимация» по Фрейду [9]. Строить творчество на приниженной сублимации, подменяя ею настоящую полнокровную жизнь, и есть путь к деградации, что не может быть допустимым.

Примечания:

1. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.

2. Шушанян Н.С. Современные массмедиа как форма пропаганды новых ценностей: лингвокультурологический аспект // Современные СМИ как отражение аксиологических ориентиров общества: материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 мая 2018 г.: сборник статей / отв. ред. О.Е. Павловская. Краснодар, 2018. 303 с.

3. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/

4. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Москва: Лабиринт, 2001. 144 с.

5. Беданокова З.К. Эвокативность как свойство и жанр импликативной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. Майкоп, 2015. Вып. 4 (168). С. 21-27.

6. Ермакова Е.В. Имплицитность в художественном тексте (на материале русскоязычной и англоязычной прозы психологического и фантастического реализма). Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2010. 200 с.

7. Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). М.: Едиториал УРСС, 2003. 304 с.

8. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и словесная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Художественная литература, 1990. 543 с.

9. Фрейд З. Остороумие и его отношение к бессознательному. Москва: Университетская книга, 1997. 319 с.

References:

1. Aronson E., Pratkanis A.R. Age of Propaganda: The Everyday Use and Abuse of Propaganda. St. Petersburg: Prime-EUROSNAK, 2003. 384 pp.

2. Shushanyan N.S. Modern mass media as a form of propaganda of new values: a linguoculturological aspect // Modern mass media as a reflection of the axiological guidelines of society: proceedings of the International Scientific and Practical Conference, May 24-25, 2018: collection of articles / executive ed. by O.E. Pavlovskaya. Krasnodar, 2018. 330 pp.

3. Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/

4. Propp V.Ya. Morphology of a fairy tale. Moscow: Labyrinth, 2001.144 pp.

5. Bedanokova Z.K. Evocativness as a property and genre of implicative communication // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maikop, 2015. Iss. 4 (168). P. 21-27.

6. Ermakova E.V. Implicitness in a literary text (based on the material of Russian-language and English-language prose of psychological and fantastic realism). Saratov: Publishing House of Saratov University, 2010. 200 pp.

7. Rezhabek E.Ya. Myth thinking (cognitive analysis). M.: URSS Editorial, 2003. 304 pp.

8. Bakhtin M.M. Works of F. Rabelais and the verbal culture of the Middle Ages and the Renaissance. Moscow: Khudozh. lit., 1990. 543 pp.

9. Freud Z. Jokes and their relation to the unconscious. Moscow: Universitetskaya kniga, 1997. 319 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.