Научная статья на тему 'Гендерные стереотипы в семейных ситкомах на современном российском телевидении'

Гендерные стереотипы в семейных ситкомах на современном российском телевидении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1978
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / СЕМЕЙНЫЙ СИТКОМ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / GENDER STEREOTYPES / FAMILY SITCOM / MODERN RUSSIAN TELEVISION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маркова Арина Васильевна

Рассматриваются проблемы трансляции информации о гендерных стереотипах, актуальность гендерного подхода при анализе современных российских телевизионных семейных ситкомов. Высказывается предположение о возможном влиянии семейных ситкомов на формирование гендерных стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER STEREOTYPES AT FAMILY SITCOMS AT THE MODERN RUSSIAN TV

The article is devoted to the problems of information broadcast about gender stereotypes, actuality of gender approach at analysis of modern Russian family TV sitcoms. The author gives assumption about possible influence of family sitcoms on forming gender stereotypes.

Текст научной работы на тему «Гендерные стереотипы в семейных ситкомах на современном российском телевидении»

УДК 654

А. В. Маркова

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СЕМЕЙНЫХ СИТКОМАХ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

Рассматриваются проблемы трансляции информации о гендерных стереотипах, актуальность гендерного подхода при анализе современных российских телевизионных семейных ситкомов. Высказывается предположение о возможном влиянии семейных ситкомов на формирование гендерных стереотипов.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, семейный ситком, современное российское телевидение

The article is devoted to the problems of information broadcast about gender stereotypes, actuality of gender approach at analysis of modern Russian family TV sitcoms. The author gives assumption about possible influence of family sitcoms on forming gender stereotypes.

Keywords: gender stereotypes, family sitcom, modern Russian television

Современное российское телевидение, являясь сложным социокультурным феноменом, осуществляет, по словам исследователя

Н. В. Суленёвой, «множество ролей и функций по вовлечению гражданина в процесс наблюдения, сопереживания, анализа действительности» [9, с. 4]. Телевизионная реальность, хотя и является виртуальной, активно влияет на многие аспекты культуры реципиента. Этим обуславливается научный, в том числе культурологический, интерес к телевидению. На телевидении доминируют приоритеты «массовой культуры, продукция которой заполняет в значительном объеме эфирное время (ток-шоу, реалити-шоу, политические дебаты, сериалы, ситкомы)» [Там же, с. 6].

В данной статье предполагается проанализировать популярный жанр телевизионной развлекательной продукции - семейные сит-комы с точки зрения трансляции в них гендерных стереотипов. Ситкомами называют ситуационные комедии, длящиеся не более 30 минут, включая титры и рекламу. Рассматриваемые ситкомы выстраиваются вокруг событий в одной семье, сюжеты образуются за счет возникновения и разрешения конфликтов между ее членами. В качестве примеров для данного исследования взяты ситкомы, транслирующиеся на современном российском телевидении: «Воронины», «Моя прекрасная няня», «Кто в доме хозяин?». Выбор опреде-

лен каналом трансляции - СТС, который позиционирует себя в качестве канала для семейного просмотра, что в свою очередь повышает значимость представления гендерных стереотипов в телевизионной продукции, учитывая информационную, образовательную и воспитательную функции телевидения.

Согласно словарю гендерных терминов, гендерными стереотипами являются сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины [8, с. 62]. Исследования в данной области подчеркивают обусловленность появления таких стереотипов тем, что исторически половые различия доминировали над индивидуальными у мужчин и женщин как личностей. Наличие гендерных стереотипов заметно во многих философских, культурологических, психологических трудах (Аристотель, Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, В. И. Иванов, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов, П. А. Флоренский и др.). Обобщенно можно сделать вывод о бинарных оппозициях в данном вопросе: мужчинам приписывается разум, сознательность, логичность, абстрактность, инициативность, деятельность, динамичность, инструментальность; женщинам - интуитивность, конкретность, чувственность, рецептивность, страдательность, статичность, экспрессивность.

Семейные ситкомы, будучи продуктом массовой культуры, а значит и проявлением

103

массового сознания, транслируют устойчивые представления о «хороших» и «плохих» женщинах и мужчинах и взаимоотношении их ролей в том или ином обществе [8, с. 65]. Гендерные стереотипы в них отображают современные представления о предназначении мужчины и женщины. Ролевые модели поведения героев семейных ситкомов можно распределить на следующие типы. Женские образы: лидеры в семейных отношениях. В семейном ситкоме «Кто в доме хозяин?» главная героиня -преуспевающая бизнес-леди (кстати, наиболее распространенный гендерный стереотип на современном телевидении), нанимающая мужчину в качестве «домохозяйки». Развитие личных отношений между этими персонажами не отменяет доминирования женщины. В ситкоме «Моя прекрасная няня» главой семьи и добытчиком является мужчина. Однако эти черты представлены достаточно формально, экспози-ционно. Сущность мужского персонажа Шаталина определяет преобладающая модель поведения подростка. О подобном явлении, где в семейных ситкомах отец становится предметом насмешек остальных членов семьи в силу своей некомпетентности в вопросах воспитания детей и ответственного решения семейных проблем, рассуждают зарубежные исследователи Тимоти Хеннон (Т. Неппоп) и Элис Куваланка (Е. Киуа1апка) [12]. Они делают вывод, что такая трансляция, «навязывание» подобных гендерных стереотипов ведет к деформации семейных ценностей, дисбалансу в форме семейных взаимоотношений. Актуальность пристального внимания к данному явлению вызвана, по их мнению, тем, что телевидение является мощным источником для восприятия и принятия гендерных установок.

Возвращаясь к анализу ситкома «Моя прекрасная няня», следует отметить, что главная героиня, няня Вика, длительное время не является официальным членом семьи Шаталина. Но с первой серии она «забирает власть» в свои руки, создавая и решая конфликты, становясь настоящим полководцем в семейных баталиях Шаталиных. Аналогичным образом представлены женские типажи в семейном ситкоме

«Воронины». Главные героини являются домохозяйками: Галина Иванована - неработающая пенсионерка, Вера воспитывает троих детей. К слову, это тоже транслируемый гендерный стереотип современного телевидения: женщины - домохозяйки. Формальное доминирование мужчин опирается на следующее: Костя, муж Веры, содержит семью на свой заработок; его отец и муж Галины Ивановны, бывший военный, «руководит» семьей за счет «солдафонства». Однако основным приемом комического в данном семейном ситкоме является контраст - несоответствие внешнего и внутреннего. Женщины довлеют над мужскими персонажами: герой Костя инфантилен (не зря все его зовут «Костик»), на отца (на его грубость и шутки материально-телесного низа) реагируют как на неизбежность. С точки зрения трансактных отношений [2], отец находится в эгосостоянии «ребенок» - не заботится о мнении окружающих, их чувствах, преследуя исключительно свои цели. Женским аналогом Воро-нина-старшего можно назвать Антонину, мать главной героини семейного ситкома «Кто в доме хозяин?»: она не грубит, но как ребенок озабочена игрой, баловством, удовлетворением исключительно собственных интересов. И в том, и в другом случае власть сосредоточена в руках «настоящих» женщин, авторитарно решающих проблемы своих семей, несмотря на противоречия с иными персонажами.

Таким образом, гендерные стереотипы в семейных ситкомах на современном российском телевидении представляют устойчивые образы доминирующих в решении семейных проблем женщин. Женские персонажи могут являть типы успешной бизнес-леди или домохозяйки, но общей чертой становится активность и значительное превосходство над мужчинами в различных областях семейных отношений. Мужские персонажи наделены формальной властью, инфантильны по сути, подспудно принимают доминирование женщин. По нашему мнению, данное явление демонстрирует неизбежный процесс изменений гендерных стереотипов в массовой культуре. Достаточно вспомнить, что в ХХ в. в гендер-

104

ные стереотипы, транслируемые в массовой культуре, претерпевали значительные трансформации: идеал женщины менялся от патриархальной матери до типа «работницы и матери» [8, с. 65], от активистки - вновь к «естественному предназначению женщины», от сексуального объекта и домохозяйки - к бизнес-леди. Мужской идеал значительное время был сродни «суперменству», включал «сверхспособности», властность, умение сдерживать свои эмоции. Однако сейчас к этим характеристикам прибавляется (и, возможно, превалирует) возможность не только «тонко чувствовать», но и выражать свои эмоции, позволять себе быть ведомым женщиной, по крайней мере в решении значительной части проблем семейных отношений.

Изменения в социокультурном пространстве современного российского общества выражаются в трансформации статусов мужчин и женщин в различных, в том числе и приватных, сферах. Соответственно, можно говорить о влиянии гендерной парадигмы на формирование и трансформацию современных семейных ценностей. Переход от патриархальной культуры к биархатной предполагает баланс женского и мужского начал, их паритетное взаимодействие и являет потенциал для формирования новой гендерной культуры, в которой расширяются возможности для свободной самореализации индивида. Исследование этих проблем в контексте культурологического знания являет собой не только научный, но и общественный интерес.

1. Абдурагимова, Х. А. Структура и классификация семейных ценностей [Электронный ресурс] / Х. А. Абдурагимова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Режим доступа: http://www.jumal.org/articles/2008/psih11.html).

2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений / Эрик Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. - М.: Эксмо, 2009. - 352 с.

3. Герасимова, С. А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Светлана Анатольевна Герасимова. - СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2000. - 156 с.

4. Коган, И. Л. Гендерная культурология: культура пола и «пол» культуры / И. Л. Коган. - Мн.: Ковчег, 2003. - 336 с.

5. Культурология. XX век: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. - СПб.: Унив. кн.: Але-тейя, 1998. - 447 с.

6. Мисиров, Р. Б. Трансформация традиционных семейно-брачных ценностей в условиях современных социокультурных изменений: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Рустам Борисович Мисиров. - Нальчик, 2006. - 146 с.

7. Мур, Г. Феминизм и антропология / Г. Мур // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований» / отв. ред. О. А. Воронина. - М.: МЦГИ, 2000. - 398 с.

8. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой; региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». - М.: Информация - XXI век, 2002. - 256 с.

9. Суленёва, Н. В. Современная телевизионная режиссура в аспекте работы над художественным текстом: дис. ... д-ра культурологии: 24.00.011 / Наталья Васильевна Суленёва. - Ярославль, 2010. - 374 с.

10. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу: сб. / З. Фрейд; пер. с нем. Я. М. Когана, М. В. Вульфа; худ. обл. М. В. Драко. - Мн.: Попурри, 1998. - 496 с.

11. Шамсутдинова, М. О. Гендерная парадигма в контексте культурологического анализа процессов социокультурной самореализации современной российской женщины: дис. . канд. культурологии: 24.00.01 / Мария Олеговна Шамсутдинова. - Челябинск, 2005. - 176 с.

12. Hennon, T. Does Father Still Know Best? An Inductive Thematic Analysis of Popular TV Sitcoms [Electronic resource] / Timothy Hennon, Elise Kuvalanka // Miami University 2009 by the Men’s Studies Press, LLC. -Access mode: http://www.mensstudies.com.

Сдано 30.04.2013

1Q5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.