Научная статья на тему 'Системы управления проектами для поддержки учебного процесса'

Системы управления проектами для поддержки учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
184
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Штанюк Антон Александрович

Рассматривается использование современных программных средств управления проектами (redmine, taskjuggler) для организации учебного процесса в рамках ИТ-дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Штанюк Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы управления проектами для поддержки учебного процесса»

Штанюк А.А.

НИУ Высшая школа экономики (Нижегородский филиал),

доцент shtan@land.ru

Системы управления проектами для поддержки

учебного процесса

Аннотация

Рассматривается использование современных программных средств управления проектами (redmine, taskjuggler) для организации учебного процесса в рамках ИТ-дисциплины.

Управление проектами

В современных условиях перед преподавателями компьютерного цикла дисциплин стоит задача организации и поддержки работы студентов в рамках курса с привлечением современного программного обеспечения. Уходят в прошлое спешно составленные файлы с заданиями, напечатанные на листках бумаги формулировки задач, бумажные ведомости с плюсами и оценками. Появляется необходимость публикации заданий в локальной или глобальной сетях, возможность поддержки обратной связи, осуществления контроля за выполнением заданий и своевременного информирования о ходе учебного процесса. Многие для этих целей привлекают обычную электронную почту, но она не является специализированным средством и может рассматриваться только как средство связи между преподавателями и студентами. Есть другой подход, который заключается в развёртывании и использовании корпоративных информационных систем типа moodle или e-learning. Эти системы могут быть и коммерческими и бесплатными, но часто и они слишком универсальны и сложны для развёртывания или обучения и лучше подходят для организации учебной деятельности ВУЗа или его подразделения, чем для отдельных дисциплин.

В последнее время в глобальной сети стали появляться сообщения об использовании специальных программных средств управления проектами для работы студентов и контроля за результатами их работ, причём терминология, используемая в процессах разработки программного обеспечения (задания, версии, трудоёмкость, календарный график и пр.) подходит для различных сторон деятельности студентов и их конечного труда.

В качестве таких систем рассматриваются следующие:

• Redmine (http://redmine.org)

• Taskjuggler (http://taskjuggler.org)

Выбор данных систем обусловлен несколькими обстоятельствами,

среди которых следует отметить:

• свободное распространение по лицензии GNU;

• достаточно энергичное развитие, регулярный выход новых версий;

• поддержка календарных графиков (диаграмм Ганта);

• работа по технологии «клиент-сервер» (redmine) и возможности автоматизации (taskjuggler);

• встроенная поддержка работы с системами управления версиями (VCS) у redmine;

• наличие свободного хостинга в сети (redmine);

• Возможности систем не дублируются, а дополняют друг друга. Redmine

Система Redmine изначально создавалась для организации работы команды программистов над проектом (рис. 1). Можно создавать несколько проектов и устанавливать между ними иерархические связи.

Основы организации данных и алгоритмизация

I Обзор

Обзор

Действия Оперативный план Задами Новая задача Диаграмма Ганта Календарь Новости Документы \Viki

id Задачи

• Вид: 0 открыто / О

• Feature; 91 открыто / 92

• Support: 1 открыт / 1

Просмотреть все задачи | Календарь | Диаграмма Ганта

$ Участники

Manager: Anton Shtanyuk

Developer: Алексей Владимирович Горюнов, Алиса Гарегиновна Мартиросян, Андрей Алексеевич Галочкин, Андрей Сергеевич Андрианов, Анна Дмитриевна Яушкина, Анна Сергеевна Анфилова, Антон Павлович Поздеев, Валерий Александрович Фролов, Владислав Андреевич Черкасов, Грант Тигранович Ананян, Дамир Ильгизович Канафеев, Дарья Александровна Боровкова, Дмитрий Александрович Цыкунов, Евгений Владимирович Головятенко, Евгений Дмитриевич Колчин, Екатерина Евгеньевна Гусева, Елизавета Алексеевна Байдакова, Елизавета Владимировна Плотникова, Елизавета Игоревна Бурдаева, Иван Николаевич Шляпкин, Илья Александрович Ерохин, Кирилл Артурович Бабурин, Ксения Александровна Рябова, Максим Дмитриевич Чугунов, Михаил Алексеевич Самойлов, Михаил Валерьевич Митрофанов, Никита Александрович Мухин, Никита Сергеевич Путихин, Оксана Сергеевна Доронина, Полина Андреевна Дуднова, Юрий Олегович Саляев

Рис. 1. Обзор проекта в redmine Преподаватель является администратором проекта и для каждой дисциплины создаёт новый проект. Далее ему необходимо настроить следующие элементы:

• Действия. Здесь должны быть перечислены виды деятельности студентов (анализ задания, составление алгоритма, кодирование, отладка,...).

• Хранилище. Указывается система управления версиями для хранения кода программ студентов (SVN, CVS, GIT,..).

• Категории задач. Для учебного процесса это могут быть лекции, практики и другие виды занятий.

• Версии. Обычно под версией понимают задание практической работы или практическую работу в большом курсе с несколькими работами.

• Участники. Для того чтобы студенты могли выполнять свои работы их необходимо включить в проект как участников. Предлагаются роли: менеджер, разработчик. Менеджер может создавать новые

задачи и назначать из разработчикам. Оправдано использование роли менеджер преподавателем или несколькими преподавателями, ведущими курс.

• Модули. Здесь определяются разделы курса, доступные всем участникам. Можно отметить: задачи, учёт времени, новости, документы, файлы, wiki, хранилище, форумы, календарь, диаграмма Ганта.

• Трекер. Является основой для классификации задач в проекте и представляет собой вид деятельности в проекте. Для большинства случае можно создать трекер «занятие» для отслеживания действий студентов на занятиях по дисциплине или «самостоятельная работа» для работы дома.

• Статусы задач. Определяют текущее состояние задачи. Наиболее распространённая последовательность значений статусов: новая, в работе, завершена, обратная связь, закрыта.

Основной единицей работы в проекте является задача, которая является конкретным заданием конкретному студенту. Благодаря версиям, задачи группируются по практическим работам и отображаются на вкладке «оперативный план» (рис. 2).

Домашняя страница Моя страница Проекты Помощь

Основы организации данных и алгоритмиза

Обзор Действия

Задачи Новая задача Д|>

_ Оперативный план _

Оперативный план

Работа 01. Инструменты исследования алгоритмов

31 Задач (1 закрыт — 30 открыто)

Связанные РёзНлге #2 РеаШге #2: РааШге #2; |РеаШге #2! РеаШге #2: Реа^ге #2; РеаШге #2; РеаЬиге #2' РеаШге #2' Реа^ге #2' РёйШге #2' РеаШге #2' РеаШге #2' РеаШге #2'

01-Ананян-работа-1

02-Андрианов-ра6ота-1 04-Галочкин-работа-1 □5-Горюнов-работа-1

08-Колчин Евгений-работа-1

09-Митрофанов-работа-1

10-Плотникова-работа-1

11-Путихин-работа-1

12-Саляев-работа-1

13-Тихонова(Бурдаева)-работа-1

14-Цыкунов-работа-1

15-Чугунов-работа-1

16-Яушкина-работа-1

17-Анфилова-работа-1

Рис. 2. Оперативный план После создания задачи получают статус «новая». Студент, начиная работу над задачей, меняет её статус на рабочий и благодаря этому, на вкладке оперативного плана отображается текущая картина по задачам всех студентов. Завершив работу, студент снова меняет статус задачи, оповещая преподавателя о необходимости проверки и выставления оценки. Если в работе допущены ошибки, преподаватель извещает об этом студента, выставляя статус «обратная связь». И так продолжается до тех пор, пока задача не получает статус «закрыта» и по ней выставляется

оценка.

Для обмена материалами можно использовать хранилище с системами контроля версий или механизм прикрепления рабочих файлов прямо на странице задачи. Замечания, комментарии и индивидуальная переписка по конкретной задаче осуществляется там же.

Наиболее наглядным отображением текущего состояния учебного процесса является диаграмма Ганта, которая отображает задачи и статус их выполнения на календарной сетке (рис. 3).

¡El Fea □ Fea

И Fea ЕЗ Fea

И Fea И Fea В Fea

В Fea Ф Работа

В Fea В Fea В Fea

И Fea В Fea В Fea В Fea a Fea В Fea В Fea

Рис. 3. Диаграмма Ганта

Она полезна как преподавателям, следящими за количеством завершённых и завершённых задач, так и для студентов, отслеживающих своё «состояние» на оси времени и временные рамки выполняемых работ.

В redmine есть возможность составления отчётов для оценки трудоёмкости выполняемых работ. Выполняя задачи, студенты указывают затраченное время, которое суммируется и отображается в виде сводной таблицы, предоставляя преподавателю возможность оценивать сложность заданий.

И, наконец, redmine — расширяемая система за счёт дополнений, написанных на языке ruby. Можно устанавливать дополнительные модули, расширяющие стандартные возможности системы.

TaskJuggler

Другая интересная система управления проектами называется taskjuggler и её возможности дополняют и расширяют redmine. Прежде всего, описание проекта taskjuggler задаётся в виде текстового файла, который может быть сформирован как обычным текстовым редактором, так и автоматическим программным способом. Данный файл обрабатывается специальным транслятором и на выходе получаются веб-документы с отчётами по интересующим пользователя системы данным. Этот транслятор может периодически запускаться на сервере и автоматически обновлять предоставляемую студентам и преподавателям информацию.

На основе данных о работах, формируется календарный план-график с диаграммой Ганта (рис. 4).

Приведём пример записей о работах, выполняемых студентами в

ге #418 ге #419 ге #420 иге #421 ге #422 ге #423 ге #535 ге #537

03, Процедуры Schei

26-Поздеев-работа-2

27-Рябова-работа-2

28-Самойлов-работа-2

29-Фролов-работа-2

30-Чс

-рабо-

31-Шляпкин-работа-2

06-Доронина-работа-2

07-Еро* ин-работа-2

ге #519 ге #520 ге #521 ге #522 ге #523 ге #524 ге #525 ге #526 ге #527 иге #528

01-Ананян-работа-2

02-Андрианов-рабо"

03-Байдакова-рабо-

04-Гг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эабот;

05-Горюнов-работа-З

□8-Колчин-работа-З

О 9-Митрофанов-ра бота-3

10-Плотникова-работа-З

11-Путижин-работа-З

12-Оаляев-работа-З

рамках проекта.

task t11 "Ковалёв С.А. Работа №1" { start 2012-09-19 #end 2012-09-25 note "Отлично"

task "Выполнение" { start 2012-09-19 end 2012-09-23 complete 100} task "Проверка" { start 2012-09-23 end 2012-09-25 complete 100 }

}

task t12 "Никифорова А.А. Работа №1" { start 2012-09-19 end 2012-09-31 note "Удовлетворительно"

journalentry 2012-09-29 "опоздание" {alert yellow }

task "Выполнение" {start 2012-09-19 end 2012-09-29 complete 100}

task "Проверка" {start 2012-09-29 end 2012-09-31 complete 100 }

}

Рис. 4. Календарный план в taskjuggler После создания отчёта по работам можно увидеть список проверенных работ, а также не выполненных или непроверенных работ (рис 5,6).

Успеваемость на 2012-10-01

Итоги ЯЦ ПИ ПЩ | '.Г ДНЯ | СИПЛШИЯ НД НЕДЕЛЮ | ДВШШШШЩВ ДВОВеВШ! | 2

Name Начало Конец Completion Alert Note

S Ковалёв С.А. Работа Hsl 2012-09-19 2012-09-25 100% h Green Отлично

@ Выполнение 2012-09-19 2012-09-23 100% h Green

Ö Проверка 2012-09-23 2012-09-25 100% T* Green

0 Никифорова A.A. Работа N»1 2012-09-19 2012-10-01 100% I Yellow Удовлетворительно

F") Выполнение 2012-09-19 2012-09-29 100% ^ Green

0 Проверка 2012-09-29 2012-10-01 100% P* Green

[^Васильев H.H. Работа Н?1 2012419-19 2012-09-30 50% ^ Green

0 Выполнение 2012-09-19 2012-09-30 100% P* Green

Рис. 5. Отчёт по выполненным заданиям

В отчётах можно отметить работу студента, который прислал задание на проверку, но не получил пока оценку.

Успеваемость на 2012-10-01

Итоги до сегодняшнего дня | Ситуация на неделю ¡Завершённые проверки

Name Начало Конец Completion Alert Note

0Васильев H.H. Работа Н»1 2012-09-L9 2012-09-30 50% ^ Green

0 Проверка вшвшшш ¿012-09-19 0% Г Green

0 Ковалёв С.А. Работа №2 2012-09-26 2012-10-01 0% F Green

0 Выполнение 2012-10-01 2012-10-01 0% P* Green

0 Проверка 2012-10-01 2012-10-01 0% ^ Green

Никифорова A.A. Работа №2 2012-09-26 2012-10-01 0% ^ Green

0 Выполнение 2012-10-01 2012-10-01 0% ^ Green

0 Проверка 2012-10-01 2012-10-01 0% ^ Green

@Васильев H.H. Работа Hs2 2012-09-26 2012-10-01 0% F Green

0 Выполнение 2012-10-01 2012-10-01 0% h Green

0 Проверка 2012-10-01 2012-10-01 0% ^ Green

Рис. 6. Отчёт по невыполненным заданиям

Выводы

Современные системы управления проектами могут использоваться в учебном процессе благодаря своим функциональным возможностям и терминологии, легко подстраиваемой под различные предметные области. Учитывая возможность работы в сети, отсутствие лицензионных отчислений и расширение за счёт модулей, они могут стать надёжными помощниками в работе преподавателей и студентов высшей школы.

Литература

1. Страница Википедии: Redmine. http://ru.wikipedia.org/wiki/Redmine

2. Страница Википедии: TaskJuggler. http://ru.wikipedia.org/wiki/TaskJuggler

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.