Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ'

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система управления / медицинские организации / персонал / пациенты

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оспанова Сауле Турсынгалиевна

В данной статье рассматриваются вопросы организации канадской системы здравоохранения. В организации здравоохранения Канады существует пять групп-это правительство провинций и территорий, федеральное правительство, врачи, медсестры и смежные медицинские работники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ»

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

Оспанова Сауле Турсынгалиевна, Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Казахстан

Е-таИ: saule_2013@bk.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы организации канадской системы здравоохранения. В организации здравоохранения Канады существует пять групп-это правительство провинций и территорий, федеральное правительство, врачи, медсестры и смежные медицинские работники.

Ключевые слова: система управления, медицинские организации, персонал, пациенты.

Канадская система здравоохранения финансируется государством и состоит из пяти основных групп: правительства провинций и территорий, федеральное правительство, врачи, медсестры и смежные медицинские работники. Роли этих групп различаются во многих аспектах. Правительства провинций и территорий несут ответственность за управление и предоставление медицинских услуг, включая некоторые аспекты рецептурной помощи, а также за планирование, финансирование и оценку предоставления больничной помощи и медицинских услуг [1]. Например, Британская Колумбия продемонстрировала свою приверженность своей программе здравоохранения, увеличив финансирование на 6,7 миллионов канадских долларов в сентябре 2003 года, чтобы улучшить набор, удержание и обучение медсестер по всей провинции [2]. В мае 2003 года было также объявлено, что 30 новых мест будут выделены для подготовки практикующих медсестер в Университете Британской Колумбии и Университете Виктории [2]. Недавно Министерство здравоохранения и долгосрочного ухода Онтарио объявило о финансировании дополнительных должностей практикующих медсестер в сообществах. Кроме того, большинство провинций и территорий Канады перенесли требования к поступлению в академию для дипломированных медсестер на уровень бакалавриата, одновременно увеличив продолжительность программ для лицензированных практикующих медсестер, чтобы удовлетворить растущую

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

сложность потребностей в уходе за пациентами. В нескольких провинциях и территориях также было увеличено количество мест в медицинских школах, предназначенных для студентов, желающих стать семейными врачами [3].

У федерального правительства есть и другие обязанности, в том числе установление национальных стандартов здравоохранения и обеспечение соблюдения этих стандартов законодательными актами, такими как Закон о здравоохранении Канады [1]. По конституции провинции несут ответственность за оказание медицинской помощи в соответствии с Законом о Британской Северной Америке (ВКА); провинции и территории должны соблюдать эти стандарты, если они хотят получать федеральное финансирование для своих программ здравоохранения [4]. Федеральное правительство также оказывает непосредственную помощь определенным группам, включая ветеранов и коренные народы, через Отделение здравоохранения коренных народов и инуитов. Другая роль федерального правительства заключается в обеспечении защиты от болезней и содействии вопросам здравоохранения [1]. Федеральное правительство демонстрирует свою финансовую приверженность кадровым ресурсам Канады в сфере здравоохранения, обещая передать средства провинциям и напрямую финансировать различные области. Например, в Соглашении об обновлении системы здравоохранения 2003 года федеральное правительство предоставило провинциям и территориям трехлетний фонд диагностического/медицинского оборудования в размере 1,5 млрд канадских долларов. Это использовалось для поддержки специализированного обучения персонала и оборудования, которое улучшило доступ к финансируемым государством услугам [2].

Третья группа - частные врачи - как правило, не работают на государство, а являются самозанятыми и занимаются частной практикой. Они оказывают финансируемую государством помощь гражданам Канады. Врачи согласуют график оплаты своих услуг с правительствами своих провинций, а затем подадут свои претензии в провинциальный план медицинского страхования, чтобы получить возмещение [1]. Роли медсестер заключаются в оказании помощи отдельным лицам, группам, семьям, сообществам и группам населения в различных условиях. Их роль требует сильных, последовательных и знающих лидеров, которые вдохновляют других и поддерживают профессиональную сестринскую практику. Лидерство является важным элементом высококачественной профессиональной среды, в которой медсестры могут оказывать высококачественную сестринскую помощь [5].

В большинстве канадских организаций здравоохранения медсестры управляют как уходом за пациентами, так и отделениями ухода за пациентами внутри организации. Медсестры уже давно признаны посредниками между

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

пациентом и организацией здравоохранения [6]. В ситуациях оказания помощи они обычно выполняют координирующую роль для всех услуг, необходимых пациентам. Они должны иметь возможность управлять и обрабатывать сестринские данные, информацию и знания для поддержки оказания помощи пациентам в различных условиях [6]. Факторы на рабочем месте, наиболее ценимые медсестрами, включают автономию и контроль над рабочей средой, способность инициировать и поддерживать терапевтические отношения с пациентами, а также отношения сотрудничества с врачами на уровне отделения [7].

Помимо врачей и медсестер, в процессе оказания медицинской помощи участвует еще много специалистов. В число смежных специалистов здравоохранения могут входить фармацевты, диетологи, социальные работники и кураторы, и это лишь некоторые из них. Хотя основное внимание уделяется врачам и медсестрам, существует множество проблем, которые затрагивают и других поставщиков медицинских услуг, включая проблемы на рабочем месте, объемы практики и влияние изменения способов предоставления услуг [8].

Более того, поскольку здравоохранение становится настолько технологичным, система здравоохранения нуждается в растущем количестве высокоспециализированных и квалифицированных технических специалистов [8]. Таким образом, мы можем увидеть различные роли, которые играют эти пять групп, и то, как они работают вместе, формируя канадскую систему здравоохранения.

Канада отличается от других стран, таких как Соединенные Штаты Америки, по множеству причин, одной из наиболее важных из которых является Закон о здравоохранении Канады. Как упоминалось ранее, Закон о здравоохранении Канады устанавливает национальные стандарты здравоохранения в Канаде. Закон о здравоохранении Канады гарантирует, что все канадские граждане, независимо от их платежеспособности, будут иметь доступ к медицинским услугам в Канаде. «Цель Закон о здравоохранении Канады состоит в том, чтобы гарантировать, что все имеющие на это право жители Канады имеют разумный доступ к застрахованным медицинским услугам на основе предоплаты, без прямых взиманий в пункте обслуживания» [6].

Два наиболее важных положения Закон о здравоохранении Канады гласят: «Разумный доступ застрахованных лиц к необходимым с медицинской точки зрения больничным и врачебным услугам не должен ограничиваться финансовыми или другими барьерами» и «В медицинских услугах не может быть отказано на основании дохода, возраста, состояния здоровья». статус или пол» [1]. Эти два утверждения определяют заметные различия между канадской

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

и американской системами здравоохранения. То есть охват населения Канады гораздо шире. Кроме того, в Канаде наблюдается стремление к более тесному сотрудничеству, междисциплинарному групповому подходу к оказанию медицинской помощи; это поднимает множество новых проблем, одна из которых будет связана с успешной передачей знаний внутри этих команд [9].

Эффективное управление знаниями, включающее передачу знаний, все чаще признается важнейшим аспектом основы организации для долгосрочного, устойчивого и конкурентного преимущества [11]. Несмотря на то, что здравоохранение в Канаде в основном некоммерческое, по-прежнему существует необходимость в разработке и внедрении эффективных методов управления знаниями. Введение междисциплинарных медицинских групп в канадских больницах является относительно новым явлением, и их связь с политикой и программами управления знаниями правительств и администраций больниц поднимает важные вопросы о том, как такие команды будут работать и в какой степени они могут добиться успеха в решении более сложных проблем. сложные аспекты управления знаниями, такие как передача неявных знаний. Мультидисциплинарный подход, как правило, фокусируется на конкретных профессиональных дисциплинах, при этом планирование здравоохранения осуществляется в основном сверху вниз и в нем доминируют медицинские работники. Обычно есть ведущий специалист (обычно врач), который определяет уход и, при необходимости, направляет пациента к другим медицинским специалистам и смежным специалистам (помощникам, вспомогательным работникам). Пациент, как правило, мало вовлечен в направление и характер медицинской помощи. Междисциплинарная медицинская помощь - это подход, ориентированный на пациента, при котором все участвующие стороны, включая пациента, вносят свой вклад в принимаемые решения.

Литература по командной работе и исследования практики работы в больницах, связанной с многопрофильными командами, показывают, что междисциплинарные команды сталкиваются с огромными проблемами [9], поэтому многопрофильная командная работа будет продолжать оставаться жизненно важной частью системы здравоохранения. Однако целью этой командной работы должна быть не замена одного поставщика медицинских услуг другим, а скорее рассмотрение уникальных навыков, которые каждый из них привносит в команду, и координация применения этих навыков. Клиентам необходимо обратиться к медицинскому работнику, наиболее подходящему для решения их проблемы [10].

Некоторые проблемы, касающиеся канадской государственной системы здравоохранения, были выявлены в докладе Мазанковского, который был

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

инициирован премьер-министром Альберты Ральфом Кляйном в 2000 году.С тех пор возникло множество проблем, которые обсуждались среди канадцев.

Одним из наиболее спорных, например, является возможность введения двухуровневой медицинской системы. Один уровень предлагаемой новой системы будет полностью финансироваться государством за счет налоговых поступлений и будет служить той же цели, что и нынешняя система, финансируемая государством. Второй уровень будет частной системой и будет финансироваться потребителями [1]. Однако Закон о здравоохранении Канады и Канадская ассоциация медсестер критически относятся к любым реформам, которые представляют угрозу для системы общественного здравоохранения.

Следует отметить, что, хотя Канада претендует на одноуровневую систему, непосредственная близость частного платного здравоохранения в Соединенных Штатах на самом деле создает второй уровень с оплатой по мере использования для богатых канадцев.

Кроме того, многие медицинские услуги, такие как большинство рецептов и стоматологическая помощь, в основном финансируются отдельными лицами и/ или частными лицами или планами страхования, оплачиваемыми работодателем.

Важно осознавать различия между предлагаемой двухуровневой системой и нынешней системой здравоохранения. В настоящее время государственная система здравоохранения покрывает все необходимые с медицинской точки зрения процедуры, а частный сектор обеспечивает 30% таких областей, как стоматологическая помощь. Благодаря новой системе как государственная, так и частная медицинская помощь будет предлагать все услуги, и у канадцев будет возможность выбирать между ними. Предложение о двухуровневой системе важно, поскольку оно выдвигает на первый план несколько важных вопросов, которые беспокоят многих канадцев, главным образом, доступ к системе и снижение затрат. Многие канадцы считают, что нынешняя государственная система не является устойчивой и что двухуровневая система заставит государственную систему стать более эффективной и результативной, учитывая конкуренцию частного сектора. Однако двухуровневая система не рассматривается, поскольку большинство канадцев против идеи приватизированной системы [1].Никаких предложений, показывающих, как система, финансируемая из частных источников, будет обеспечивать такое же качество услуг за те же затраты, что и нынешняя система, финансируемая государством, не поступило.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://primeminister.kz/ru/news/ reviews/razvitie-turkestanskoy-oblasti-v-2019-godu-ekonomika-zanyatost-turizm

2. Sadrul Islam Sarker, Mohammad Rafiul Azam Khan. Classical and neoclassical approaches of management: Anoverview // Journal of Business and Management. - 2013. - Vol. 14. - Iss. 6. - P. 1-5.

3. Mikhail Grachev, Boris Rakitsky. Historic horizons of Frederick Taylor's scientific management // Journal of Management History. - 2013. - Vol. 19. - Iss: 4. -P. 512-527.

4. Hindy Lauer Schachter. The role played by Frederick Taylor in the rise of the academic management fields // Journal of Management History. -2010. - Vol. 16. - Iss. 4. - P. 437-448.

5. Fariss-Terry Mousa, David J. Lemak. The Gilbreths' quality system stands the test of time // Journal of Management History. - 2009. - Vol. 15. - Iss. 2. - P. 198215.

6. Daniel A. Wren, Arthur G. Bedeian, John D. Breeze. The foundations of Henri Fayol's administrative theory // Management Decision. - 2002. -Vol. 40. - Iss. 9. - P. 906-918.

7. Carl A Rodrigues. Fayol's 14 principles of management then and now: a framework for managing today's organizations effectively // Management Decision. - 2001. - Vol. 39. - Iss. 10. - P. 880-889.

8. Вергилес Э.В. Анализ принципов управления Анри Файоля. - М., 2001. - 28 с.

9. Daniel A.Wren, Arthur G. Bedeian. The Evolution of Management Thought. - 6th ed. John Wiley&Sons, Inc. - 2009. - P. 283-309.

10. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. - М.: Триада, ЛТД, 2011. -

495 с.

11. J.M. Thompson, "Health Services Administration" in S. Chisolm (Ed.) // The Health Professions: Trends and Opportunities in U.S. Health Care, 2007.

»

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.