Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE И GOOGLECLASSROOM В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE И GOOGLECLASSROOM В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LMS MOODLE / GOOGLECLASSROOM / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурыгин Виктор Юрьевич, Краснова Любовь Алексеевна

Информационные и коммуникационные технологии становятся все более распространенными и в последнее время оказывают огромное влияние на развитие всех отраслей общества, в том числе и сферу образования. Во всем мире многие образовательные программы предлагают новые формы обучения, которые часто поддерживаются цифровыми технологиями. Переход к электронному обучению ускорился в связи с развитием пандемии COVID-19. В частности, электронное обучение, которое было принято образовательными организациями как часть «смешанного обучения», сегодня достаточно широко применяется наряду с традиционными формами обучения. При этом актуальной является проблема выбора образовательных платформ обучения, которые позволяют создавать образовательный контент, управлять образовательным процессом и предоставляют обучающимся полный репозиторий. Цель данной работы сосотоит в анализе и сравнении возможностейи платформ электронного обучения Moodle и GoogleClassroom, которые были использованы в качестве дополнения к традиционной системе обучения в процессе преподавания физики и смежных дисциплин. Исследование проводилось на базе Елабужского института Казанского федерального университета. В эксперименте приняли участие 70 студентов (2, 3 курс). Полученные результаты показывают, что продуманное сочетание различных цифровых инструментов и технологий открывает новые возможности для реализации результативного образовательного процесса. Результаты работы могут быть полезны преподавателям вузов, использующих дистанционные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOODLE AND GOOGLECLASSROOM LEARNING MANAGEMENT SYSTEMS IN UNIVERSITY EDUCATION

Information and communication technologies are becoming more widespread and have recently had a huge impact on the development of all sectors of society, including the education sector. Around the world, many educational programs offer new forms of education, which are often supported by digital technologies. The transition to e-learning has accelerated due to the development of the COVID-19 pandemic. In particular, e-learning, which was accepted by educational organizations as part of "blended learning", is widely used today along with traditional forms of education. At the same time, the problem of choosing educational learning platforms that allow you to create educational content, manage the educational process and provide students with a complete repository is urgent. The purpose of this work is to analyze and compare the capabilities of the e-learning platforms Moodle and GoogleClassroom, which were used as an addition to the traditional learning system in the teaching of physics and related disciplines. The study was carried out on the basis of the Yelabuga Institute of the Kazan Federal University. The experiment involved 70 students (2nd, 3rd year). The results obtained show that a thoughtful combination of various digital tools and technologies opens up new opportunities for the implementation of an effective educational process. The results of the work can be useful for teachers of universities using distance technologies.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE И GOOGLECLASSROOM В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

SHURYGIN Viktor Yurjevich and others Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

MOODLE AND GOOGLECLASSROOM LEARNING... 2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 378 i/'SnrVST- ©2021 Контент доступен по липеюииС.СВУ-ЫС 4.0

J - ' ' |(cc) \1J vS? This is an open access article under the

________i open access aiticle undei the CC BY-NC 4.Ó license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0065 fcw^TMTHl(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE И GOOGLECLASSROOM В ВУЗОВСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 6385-2749 AuthorID: 26210 ResearcherID: L-9596-2013 ORCID: 0000-0003-1418-2899 ScopusID: 7003375339

ШУРЫГИН Виктор Юрьевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) (423604, Россия, Елабуга, ул. Казанская, 89, e-mail: viktor_shurygin@mail.ru)

SPIN: 8498-3729 AuthorID: 355880 ResearcherID: V-2538-2017 ORCID: 0000-0002-2592-5267 ScopusID: 56027519700

КРАСНОВА Любовь Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) (423604, Россия, Елабуга, ул. Казанская, 89, e-mail: l.krasn@mail.ru) Аннотация. Информационные и коммуникационные технологии становятся все более распространенными и в последнее время оказывают огромное влияние на развитие всех отраслей общества, в том числе и сферу образования. Во всем мире многие образовательные программы предлагают новые формы обучения, которые часто поддерживаются цифровыми технологиями. Переход к электронному обучению ускорился в связи с развитием пандемии COVID-19. В частности, электронное обучение, которое было принято образовательными организациями как часть «смешанного обучения», сегодня достаточно широко применяется наряду с традиционными формами обучения. При этом актуальной является проблема выбора образовательных платформ обучения, которые позволяют создавать образовательный контент, управлять образовательным процессом и предоставляют обучающимся полный ре-позиторий. Цель данной работы сосотоит в анализе и сравнении возможностейи платформ электронного обучения Moodle и GoogleClassroom, которые были использованы в качестве дополнения к традиционной системе обучения в процессе преподавания физики и смежных дисциплин. Исследование проводилось на базе Елабужского института Казанского федерального университета. В эксперименте приняли участие 70 студентов (2, 3 курс). Полученные результаты показывают, что продуманное сочетание различных цифровых инструментов и технологий открывает новые возможности для реализации результативного образовательного процесса. Результаты работы могут быть полезны преподавателям вузов, использующих дистанционные технологии.

Ключевые слова: LMS Moodle, GoogleClassroom, цифровые технологии, электронное обучение.

MOODLE AND GOOGLECLASSROOM LEARNING MANAGEMENT SYSTEMS IN UNIVERSITY

EDUCATION

© The Author(s) 2021

SHURYGIN Viktor Yurjevich, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the

department of physics Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga Institute (branch) (423604, Russia, Elabuga, Kazanskaya street, 89, e-mail: viktor_shurygin@mail.ru) KRASNoVA Lyubov Alekseevna, candidate of of pedagogical sciences, associate professor of the

department of physics Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga Institute (branch) (423604, Russia, Elabuga, Kazanskaya street, 89, e-mail: l.krasn@mail.ru) Abstract. Information and communication technologies are becoming more widespread and have recently had a huge impact on the development of all sectors of society, including the education sector. Around the world, many educational programs offer new forms of education, which are often supported by digital technologies. The transition to e-learning has accelerated due to the development of the COVID-19 pandemic. In particular, e-learning, which was accepted by educational organizations as part of "blended learning", is widely used today along with traditional forms of education. At the same time, the problem of choosing educational learning platforms that allow you to create educational content, manage the educational process and provide students with a complete repository is urgent. The purpose of this work is to analyze and compare the capabilities of the e-learning platforms Moodle and GoogleClassroom, which were used as an addition to the traditional learning system in the teaching of physics and related disciplines. The study was carried out on the basis of the Yelabuga Institute of the Kazan Federal University. The experiment involved 70 students (2nd, 3rd year). The results obtained show that a thoughtful combination of various digital tools and technologies opens up new opportunities for the implementation of an effective educational process. The results of the work can be useful for teachers of universities using distance technologies. Keywords: LMS Moodle, GoogleClassroom, digital technology, e-learning.

ВВЕДЕНИЕ рая может быть использована вместе с традиционным

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- обучением, а в некоторых случаях полностью обеспе-ными научными и практическими задачами. Развитие чивать реализацию образовательного процесса на раз-цифровых технологий повлияло на все сферы жизни личных уровнях и направлениях подготовки. При этом общества за последние несколько лет и оказало зна- управление курсами осуществляется посредством ис-чительное влияние на сферу образования. Внедрение пользования различных образовательных платформ электронного обучения способствовало созданию ус- [2]. В этой связи обнажился ряд проблем, требующих ловий для расширения потенциала и возможностей об- отдельных исследований. Так, в контексте реализации разовательного пространства [1]. В настоящий период дистанционного образовательного процесса важным виртуальная среда обучения является системой, кото- аспектом является выбор оптимальных платформ об-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ШУРЫГИН Виктор Юрьевич и другие СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ...

учения, которые могут быть как с открытым исходным кодом, так и иметь коммерческую основу, и обладать различными потенциалом и функциональными возможностями в рамках создания информационно-развивающей среды обучения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Системы электронного обучения разнообразны и в рамках реализации образовательного процесса эффективны во многих отношениях. Отмечено, что вопрос эффективности электронного обучения не может касаться только людей или только технологий [3]. Он включает взаимодействие между преподавателями и обучающимися в координации с технологиями (т.е. стандарты и аспекты процессов, такие как содержание курса, технология, система управления обучением (LMS) и т. д.). Следовательно, это представляет собой достаточно сложный процесс, включающий взаимодействие вышеуказанных параметров.

Отмечается, что, хотя ИКТ представляют собой фундаментальное материальное условие для электронного обучения, они не имеют статистически значимого влияния на эффективность электронного обучения [4]. Точно так же сообщалось, что нет статистически значимых различий между классическим и онлайн-обуче-нием [5]. Однако, смешанная технология электронного обучения в LMS Moodle и очных лекций приводит к активизации самостоятельной работы студентов и повышению их успеваемости [6]. Кроме того, это способствует формированию и совершенствованию информационный компетентности студентов [7].

В настоящее время существует огромный пробел в исследованиях относительно вклада социально-демографических факторов учащихся в их академическую успеваемость. В этом направлении проведено очень мало исследований [8]. Из-за разрыва между поколениями подход, ориентированный на педагога, - не лучший подход для обучения. Это особенно актуально для учащихся, различающихся по способностям [9]. Следовательно, любые усилия по увеличению вовлеченности студентов в учебную деятельность могут привести к выявлению новых методик и подходов, которые необходимы для успешного использования той или иной платформы дистанционного обучения [10. 11].

В Казанском федеральном университете основными инструментами реализации дистанционных технологий в преподавании различных предметов являются LMS Moodle, GoogleClassroom, а в период пандемии MicrosoftTeams [12]. Авторами за последние семь лет разработаны, апробированы, и успешно используются электронные образовательные курсы в LMS Moodle по всем разделам физики и ряду смежных дисциплин. Структура этих курсов, методика и различные модели их использования для реализации смешанного обучения физике исследовались в ряде работ [6, 7, 12, 13]. Вообще, следует отметить, что LMS Moodle является самой популярной платформой в высшем образовании России [14-18]. Ее использует более 90% процентов ведущих вузов страны. Из первой десятки рейтинга российских вузов лишь СПбГУ отдает предпочтение Blackboard [12].

Особенности и возможности платформы GoogleClassroom подробно изучались работах ряда исследователей [19-22]. В работе [23] была предпринята попытка сравнительного анализа использования данных двух платформ для изучения иностранных языков. Авторы пришли к выводу, что преимущества и недостатки различных LMS необходимо изучать в контексте преподавания конкретных предметов.

По сравнению с традиционными формами обучения, преимущества электронного обучения за-

ключаются в уменьшении географических барьеров и использовании дистанционного обучения. Однако существует достаточно много ситуаций и проблем, которые делают электронное обучение неэффективным. Например, многие студенты теряют интерес к онлайн-курсам. Неучастие студентов в процессе обучения является первостепенным в высоких показателях отсева учащихся в онлайн-обучении. Необходимо, чтобы образовательный контент электронной учебной среды способствовал заинтересованности обучающихся, их активному и результативному участию в процессео-бучения, предоставлял преподавателям возможность реализации различных функций, обмен файлами, отслеживание успеваемости своих студентов и т. д., а студентам возможность поддерживать общение с однокурсниками и педагогами в любое время, когда это необходимо, с помощью форумов, чатов. Так, успешное усвоение курса физики определяется, прежде всего, правильной, методически грамотной подачей учебного материала, возможностью более гибкого управления учебным процессом посредством использования различных форм и платформ обучения [12].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Целью исследования является анализ и сравнение характеристик, индивидуальных особенностей образовательных платформ с открытым исходным кодом LMS Moodle и GoogleClassroom, а также обоснование особенностей их использования в процессе обучения физике и смежных дисциплин и экспериментальная проверка их эффективности.

В работе исследуется опыт кафедры физики Елабужского института Казанского федерального университета в системе подготовки бакалавров-педагогов при изучении физики. В исследовании приняли участие 70 студентов 2,3 курсов отделения математики и естественных наук,

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Методы исследования: теоретические методы, включающие анализ предмета исследования и его особенностей на основе изучения научно-технической и педагогической литературы; эмпирические методы по внедрению разработанных дистанционных технологий в учебный процесс, оценка их эффективности на основе опроса и анкетирования студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Как отмечено выше, в контексте реализации смешанного обучения физике в период с 2014 года авторами разработаны и используются в учебном процессе электронные образовательные курсы по всем разделам физики на площадках LMS MOODLE, GoogleClassroom. Курсы содержат все необходимые обучающие и контролирующие элементы, для эффективной дистанционной поддержки различных видов учебной деятельности студентов: изучения теоретического материала, отработки навыков и умений решать физические задачи, проводить учебные и исследовательские эксперименты. Данные платформы Moodle и GoogleClassroom имеют открытые исходные коды, позволяющие при необходимости вносить в них некоторые изменения.

GoogleClassroom - это платформа с открытым исходным кодом, разработанная Google, которая используется для электронного обучения. GoogleClassroom позволяет эффективно общаться между преподавателем и обучающимися во всем мире, что делает ее одним из самых популярных технологических инструментов обучения. Помимо этого, студенты также могут взаимодействовать друг с другом в онлайн-простран-стве. Так, например, работе [23] сделан вывод, что GoogleClassroom особенно удобен в изучении и преподавании английского языка.

Стандарт хорошей коммуникации зависит от раз-

SHURYGIN Viktor Yurjevich and others

MOODLE AND GOOGLECLASSROOM LEARNING...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

личных характеристик, таких как содержание сообщения, формат сообщения и время. GoogleClassroom соответствует всем стандартам и обеспечивает беспрепятственное общение. Преподаватели могут свободно предоставлять различные учебные материалы, давать студентам самостоятельные задания и предоставлять их оценку. Тем временем студенты могут размещать свои вопросы и получать консультацию. Кроме того, помимо возможности давать инструкции, делиться учебно-дидактическими материалами и образовательными ресурсами, преподаватели могут отправлять комментарии и отзывы своим обучающимся через GoogleClassroom, что в целом активизирует образовательный процесс и может существенно повлиять на получаемые результаты. Важным моментом является возможность создавать места для онлайн-дискуссий среди студентов.

Одними из преимуществ системы GoogleClassroom являются то, что интерфейс данной платформы довольно функционален и имеет достаточно быструю и удобную настройку и навигацию, возможность хранения данных и совместного использования ресурсов, что способствует экономия времени и т. д. [22].

Изучение курса физики в Елабужском институте КФУ реализовывалось с внедрением GoogleClassroom посредством следующих элементов. С помощью элемента ресурса «Лента» собирается и отображается актуальная информация по изучаемой теме: учебные материалы, видеоматериалы, объявления, комментарии пользователей. Элемент «Задние» позволяет добавлять различные учебные, контрольно-оценочные материалы в курс и распределять задания по темам в определенной последовательности. GoogleClassroom позволяет редактировать различные отправляемые студентами материалы в рамках заданий, студентам не нужно повторно копировать свои работы [21]. Эти инструменты полезны в случаях, когда возникают проблемы с грамотным оформлением работы в соответствии с определенными требованиями. В разделе «Пользователи» отображается список пользователей - обучаемых, присоединившихся к курсу (по коду или добавленных вручную). Важным элементом является электронный журнал, позволяющий отображать показатели и результаты выполненной работы. Открытый программный код системы позволяет вносить свои коррективы и управлять всем образовательным процессом, создавая индивидуальные траектории обучения студентов.

LMS Moodle также является платформой электронного обучения с открытым исходным кодом, которая используется различными образовательными учреждениями по всему миру более 15 лет и находится в постоянном развитии [12]. Данная платформа легко настраивается и доступна на разных языках. Она может быть легко установлена на сервере администратором, который затем предоставляет доступ педагогам и обучающимся. Для работы в системе может быть использовано любое устройство с подключением к Интернету.

Общение может осуществляться асинхронно через форумы или синхронизировано через чаты и личные сообщения.

Учебные элементы системы Moodle включают как относительно пассивные элементы (простая страница, файл, папка), так и активные (лекция, тест, задание и т.д.). Отдельно следует отметить, уникальные возможностями системы по организации тестового контроля знаний [24]. Так, последняя версия позволяет создавать тестовые задания 32 различных типов. Поэтому продуманно разработанный и структурированный банк тестовых заданий, в совокупности с возможностью формирования и различных настроек конкретного теста, позволяет сделать тестирование по настоящему действенным средством контроля знаний студентов [24-30]._

В процессе изучения курса физики с использованием Moodle разработанные курсы включали следующие элементы:

- метаданные (описание курса, цель, задачи, отводимое количество часов в рамках программы соответствующего направления подготовки);

- методические рекомендации по работе с курсом;

- глоссарий - электронный интерактивный словарь терминов и понятий. Наполнение данного элемента происходит в процессе работы с курсом при активном участии студентов;

- лекция - элемент, позволяющий размещать учебные материалы и оценивать степень их освоения

- задание- элемент, представленный различными контрольно-оценочными материалами в традиционной и нетрадиционной форме, задания с использованием взаимопроверки;

- тесты - элемент, позволяющий создавать разнообразные формы тестовых заданий, включая аналитические, графические, которые систематизированы в базе данных. Данный элемент позволяет реализовы-вать различные стратегии проведения тестирования.

- чат, вики - инструменты для совместной работы (примером вики является Википедия).

LMS Moodle позволяет реализовать различные педагогические сценарии дифференцированного обучения Управления курсом можно организовать в двух разных форматах, а именно в формате тем и еженедельно. Первый позволяет разделить курсы на уникальные темы и отделить их друг от друга, тогда как второй использует еженедельный блок в зависимости от его продолжительности.

Как уже отмечалось, Moodle и GoogleClassroom широко используются в системе образования и получили много положительных отзывов как от преподавателей, так и от студентов. Обе платформы являются основой поддержки смешанного формата обучения, который способствует расширению и перемещению существующей учебной среды в онлайн. Анализ результатов работы показал, что экспериментальные группы, которые использовали GoogleClassroom и Moodle в дополнение к традиционному обучению имели более высокие средние показатели успеваемости по сравнению с контрольными группами. Изучение результатов анкетирование и опроса показали, что у студентов вызывает интерес такая форма работы. Обе платформы имеют определенное сходство, а также различия в работе и функциональности. На основе анализа практической работы и результатов опроса студентов нами выделены следующие особенности двух изучаемых образовательных платформ.

На обеих платформах имеется возможность создать совместное взаимодействие между преподавателем и обучающимися до ожидаемого уровня. Обе платформы могут использоваться для создания необходимого количества аудиторий и курсов и могут управляться преподавателем в зависимости от поставленных цели, задач образовательного процесса, условий его реализации. Данные платформы помогают преподавателям более простым способом зачислять обучающихся, предоставляют возможность загружать такие ресурсы, как презентации PowerPoint, файлы PDF, текстовые файлы, изображения, аудио- и видеофайлы, анимации и т. д. В рамках осуществления контроля и оценки платформы позволяют создавать задания и оценивать выполненные задания. Особо значимым является то, что доступ к размещенным на платформах ресурсам обучающиеся получают круглосуточно без выходных при наличии подключения к Интернету. Обе платформы существенно расширяют границы образовательного пространства, способствуют управлению и активизации учебно-познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся.

_Данные системы имеют и некоторые различия,

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 23Q9-1754; e-ISSN: 2712-S474

ШУРЫГИН Виктор Юрьевич и другие СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ...

представленные в таблица 1.

Таблица 1 - Различия между Moodle

GoogleClassroom и

GoogleClassroom Moodle

Для создания курса и набора студентов преподавателям не требуется специальное обучение не является необходимым. Только специально обученные преподаватели с хорошим опытом работы в среде Moodle могут создавать курсы и эффективно набирать студентов.

Платформа достаточно простая, но эффективная. Платформа относительно сложная, но имеет больше возможностей для работы.

Частные веб-сайты не могут быть созданы, а количество параметров, которые можно редактировать, ограничено. Он включает в себя множество изменяемых опций в зависимости от наших потребностей. Часто используется для создания частных веб-сайтов, к которым могут получить доступ только люди, зарегистрированные в курсе.

Благодаря своей простоте не зависит от используемого устройства и хорошо работает как на компьютерах, так и на телефонах. Приложение Moodle хорошо работает на разных смартфонах, но оно сложнее. Для использования всех возможностей удобнее работать с настольными компьютерами и ноутбуками.

Существует около 10 надстроек, которые можно использовать для расширения и улучшения функциональности ресурсов. Несмотря на сложность, предлагается более тысячи дополнений.

Названия курсов не отображаются на главной странице. Названия курсов доступны на главной странице для облегчения к ним доступа.

Чтобы зарегистрироваться, учреждение должно зарегистрироваться на образовательный пакет. Это бесплатно с ограничениями. Поскольку это облачный сервис, у него есть ограничения на бесплатную версию.

Обладает возможностью создавать тестовые задания только четырех типов. Позволяет создавать тестовые задания 32 различных типов.

Обладает ограниченными возможностями по формированию и настройке тестов. Обладает широкими возможностями по формированию структурированного банка тестовых заданий и формированию и настройкам прохождения тестов.

Подходит для новичков в виртуальном обучении. Подходит более опытным и обученным пользователям из-за своей относительной сложности.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Проведенное исследование, анализ результатов опроса и анкетирования студентов по внедрению Googleclass или MoodleE-Learning позволяют сделать вывод о том, что современные цифровые инструменты и технологии при правильном их подборе и продуманном использовании позволяют создать эффективную коммуникативную образовательную среду для преподавателей и студентов.

Анализ опыта работа с данными платформами и выявленных характеристик свидетельствует не только об эффективности платформ в контексте расширения образовательного пространства, но и о наличии некоторых ограничений использования платформ в учебном процессе.

1. GoogleClassroom и Moodle могут использоваться учреждениями только до определенной степени. При увеличении нагрузки в бесплатной версии система начинает тормозить. Это создаст проблемы для существующих пользователей и мешает нормальной работе. Следовательно, системы качественно поддерживают ограниченное число пользователей.

2. Поскольку эти две платформы зависят от использования Интернета и потребности в соответствующих устройствах, проблема возникает, когда у студента нет к ним надлежащего доступа. Несмотря на то, что мы живем в эпоху технологий, у студентов в сельской местности есть определенные проблемы с доступом к Интернету.

3. Трудно представить себе полный переход на виртуальное обучение. Аудиторные занятия дают учащимся возможность хорошо общаться и изучать вещи, выходящие далеко за рамки академических знаний, в виртуальном же мире все это исчезает.

4. Особенностью курса физики, как и ряда других

естественнонаучных дисциплин, является то, что данная наука является экспериментальной. Поэтому учебный процесс по физике предполагает, как изучение теоретического материала и практические занятия по решению задач, так и выполнение большого объема лабораторных работ. Проведение лабораторных практикумов виртуально, в оторванности от реального лабораторного оборудования не способствует повышению качества учебного процесса.

Таким образом, основными ограничениями являются доступность компьютерных устройств и недостаточная пропускная способность, а также специфика физики, как учебной дисциплины.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Представляется, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе вуза. В будущем можно будет провести исследование, сравнивая функции платформ Googleclass и Moodle в рамках проведения конкретных форм занятий и организации соответствующих видов учебно-познавательной деятельности, чтобы получить более полные и конкретные результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксенова Г.Н., Кочергина И.А. Особенности дистанционного обучения в образовательном процессе //Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 12-15.

2. Зинина О.В., Оленцова Ю.А. Проблемы вуза в эру дистанционных образовательных технологий и их решение //Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 1(30). С. 57-59.

3. Cantabella, M., Martínez-España, R., Ayuso, B., Yáñez, J. A., Muñoz, A. Analysis of student behavior in learning management systems through a Big Data framework //Future Generation Computer Systems. 2019. V. 90. P. 262-272

4. Захарова И.Г. Методы машинного обучения для информационного обеспечения управления профессиональным развитием студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 9. С. 91-114.

5. Андреев А.А., Леднев В.А., Семкина Т.А. E-learning: Некоторые направления и особенности приме-нения // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 88-92.

6. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. 2015. № 8. С. 125-139.

7. Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Содержание и пути формирования информационный компетентности педагогов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 200-203.

8. Cavus, N., Alhih, M. S. Learning management systems use in science education // Procedia-Social and Be-havioral Sciences, 2014. V. 143. P. 517-520.

9. Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 1. С. 36-50.

10. Utemov, V. V., Khusainova, R. M., Sergeeva, M. G., Shestak, V. A. Full Packaged Learning Solutions for Studying Mathematics at School // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018. V.14, №12. Р. 1-13.

11. Минеева О.А., Ляшенко М.С. Борщевская Ю.М. Смешанное обучение как средство интенсификации обучения иностранному языку студентов магистратуры // Балтийский гуманитарный журнал.

2019. Т. 8, № 4(29). С. 115-119.

12. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Особенности использования дистанционных технологий при подготов-ке и проведении практических и лабораторных занятий по физике в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3(32). С. 213-216.

13. Krasnova L.A, Shurygin V.Y. Blended learning of physics in the context of the professional development of teachers // International Journal of Technology Enhanced Learning. 2020. V. 12, № 1. Р. 38-52.

14. Курдова М.А., Квасова А.С. Развитие электронной информационно-образовательной среды вуза - тре-бование современности // Уральский научный вестник. 2018. Т. 3, № 1. С. 022-026.

15. Ваганова О.И., СмирноваЖ.В., АбрамоваН.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием

16. Медведева О.А. Интерактивные возможности электронного учебного курса, разработанного на основе системы MOODLE // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4, № 1. С. 62-67.

17. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы MOODLE в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С.34-36.

18. Кравченко Г.В. Использование дистанционной среды MOODLE в образовательном процессе сту-дентов дневной формы обучения // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2 (78). С. 23-25.

19. Алтунин К.К. Разработка электронного образовательного ресурса в университете при помощи ин-струментов Google Site и MOODLE//Поволжский педагогический поиск. 2017. № 3 (21). С. 116-

SHURYGIN Viktor Yurjevich and others

MOODLE AND GOOGLECLASSROOM LEARNING..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

124.

20. Смирнов С.А. Организация дистанционной поддержки образовательного процесса с применением служб Google Apps for Education в комплексе с системой MOODLE // Школа будущего. 2012. № 1. С. 96-101.

21. Закиряев К.Э. Опыт внедрения электронного обучения в ИГУ им. К. Тыныстанова на примере MOODLE и Google Apps //Известия ВУЗов Кыргызстана. 2017. № 5-1. С. 34-35.

22. Миляева А.И., Богданова М.В. Дистанционный курс в среде Google Classroom // Теория и практика современной науки. 2019. № 11 (53). С. 222-225.

23. Barman B., Karthikeyan J. Facilitating ELT through Moodle and Google Classroom //Restaurant Business. 2019. V.118, № 10. P. 506-518.

24. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMS MOODLE // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 172-174.

25. Бакаева О.А., Тагаева Е.А. Организация тестового контроля знаний в учебной деятельности // Обра-зование и проблемы развития общества. 2019. №1(7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ organizatsiya-testovogo-kontrolya-znaniy-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.09.2020).

26. Кривоногов С.В. Разработка информационной системы для контроля и оценки знаний студентов // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 30-41.

27. Панюков Д.И., Панюкова Е.В. Система анализа цифровых кон-тентов в образовательной среде // Си-нергетика природных, технических и социально-экономических систем. 2018. № 15. С. 178-181

28. Седнев О.Г. Анализ существующих методов программирования для совершенствования учебного процесса //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2020. № 3 (62). С. 114-121

29. Горелик О.М., Григорова К., Малышева Е.Ю. Моделирование процесса обучения по интегрирован-ным образовательным программам // Информационные системы и технологии: управление и безопасность. 2016. № 4. С. 7-16

30. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 190-192.

Статья поступила в редакцию 20.05.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.