Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ: СТРУКТУРНО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

СИСТЕМЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ: СТРУКТУРНО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ДИСПРОПОРЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ИНОСТРАННЫЕ БИЗНЕС-ПАРТНЕРЫ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тертышникова Маргарита Павловна

Любое государство стремится вкладывать в развитие своей экономики не только свои средства, но и привлекать иностранные инвестиции. Это позволяет открывать новые производства, а также привлекать передовые технологии и опыт иностранных специалистов. В данной статье рассматриваются проблемы развития систем совместного предпринимательства в Российской Федерации на новейшем историческом этапе. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникшие и сложившиеся в процессе деятельности совместных предприятий с участием иностранного капитала. Цель исследования - научно обосновать современное положение совместного предпринимательства в России. Для достижения поставленной цели проведен структурно-количественный анализ показателей развития совместного предпринимательства в макрорегионах (федеральных округах) России, выявлены межрегиональные и внутрирегиональные диспропорции, определены факторы, негативно влияющие на развитие совместных форм ведения бизнеса в стране. На основе полученных данных выявлено, что за рассматриваемый период произошло снижение количества совместных предприятий на территории Российской Федерации. Иностранные инвесторы опасаются вкладывать свои средства в долгосрочные инвестиции из-за нестабильной экономической обстановки в стране. Наличие санкций также не добавляет инвестиционной привлекательности. Анализ активности совместного предпринимательства по регионам показал, что только единицы имеют разработанные программы развития участия иностранного капитала в совместных предприятиях. Остальные практически не развиваются в этом направлении. В результате выполненной работы автором сформулированы меры поддержки и стимулирования развития совместного предпринимательства в стране в целом и в отдельных регионах России, в частности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMS OF JOINT ENTREPRENEURSHIP IN THE REGIONS OF RUSSIA: STRUCTURAL, QUANTITATIVE AND DYNAMIC ANALYSIS

Any state strives to invest not only its own funds in the development of its economy, but also to attract foreign investment. This makes it possible to open new production facilities, as well as attract advanced technologies and experience of foreign specialists. This article discusses the problems of the development of joint entrepreneurship systems in the Russian Federation at the latest historical stage. The subject of the study is the organizational and economic relations that have arisen and developed in the course of the activities of joint ventures with the participation of foreign capital. The purpose of the study is to determine the current situation of joint entrepreneurship in Russia. To achieve this goal, a structural and quantitative analysis of the indicators of the development of joint entrepreneurship in macro-regions (federal districts) was carried out Interregional and intraregional imbalances have been identified, factors negatively affecting the development of joint forms of doing business in the country have been identified. As a result, based on the data obtained, it was revealed that during the period under review there was a decrease in the number of joint ventures on the territory of the Russian Federation. Foreign investors are afraid to invest their funds in long-term investments due to the unstable economic situation in the country. The presence of sanctions also does not add to the investment attractiveness. An analysis of the activity of joint entrepreneurship by region showed that only a few have developed programs for the development of foreign capital participation in joint ventures. The rest are practically not developing in this direction. As a result of the work performed, the author formulated measures to support and stimulate the development of joint entrepreneurship in the country as a whole and in certain regions of Russia in particular

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ: СТРУКТУРНО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 334.72

DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-2-109-119

СИСТЕМЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ: СТРУКТУРНО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

SYSTEMS OF JOINT ENTREPRENEURSHIP IN THE REGIONS OF RUSSIA: STRUCTURAL,

QUANTITATIVE AND DYNAMIC ANALYSIS

Любое государство стремится вкладывать в развитие своей экономики не только свои средства, но и привлекать иностранные инвестиции. Это позволяет открывать новые производства, а также привлекать передовые технологии и опыт иностранных специалистов. В данной статье рассматриваются проблемы развития систем совместного предпринимательства в Российской Федерации на новейшем историческом этапе. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникшие и сложившиеся в процессе деятельности совместных предприятий с участием иностранного капитала. Цель исследования - научно обосновать современное положение совместного предпринимательства в России. Для достижения поставленной цели проведен структурно-количественный анализ показателей развития совместного предпринимательства в макрорегионах (федеральных округах) России, выявлены межрегиональные и внутрирегиональные диспропорции, определены факторы, негативно влияющие на развитие совместных форм ведения бизнеса в стране. На основе полученных данных выявлено, что за рассматриваемый период произошло снижение количества совместных предприятий на территории Российской Федерации. Иностранные инвесторы опасаются вкладывать свои средства в долгосрочные инвестиции из-за нестабильной экономической обстановки в стране. Наличие санкций также не добавляет инвестиционной привлекательности. Анализ активности совместного предпринимательства по регионам показал, что только единицы имеют разработанные программы развития участия иностранного капитала в совместных предприятиях. Остальные практически не развиваются в этом направлении. В результате выполненной работы автором сформулированы меры поддержки и стимулирования развития совместного предпринимательства в стране в целом и в отдельных регионах России, в частности

Ключевые слова: совместное предпринимательство, совместное предприятие, диспропорции, федеральный округ, субъект федерации, иностранные инвестиции, развитие регионов, иностранные бизнес-партнеры, динамика развития, анализ статистики

Any state strives to invest not only its own funds in the development of its economy, but also to attract foreign investment. This makes it possible to open new production facilities, as well as attract advanced technologies and experience of foreign specialists. This article discusses the problems of the development of joint entrepreneur-ship systems in the Russian Federation at the latest historical stage. The subject of the study is the organizational and economic relations that have arisen and developed in the course of the activities of joint ventures with the participation of foreign capital. The purpose of the study is to determine the current situation of joint entrepre-neurship in Russia. To achieve this goal, a structural and quantitative analysis of the indicators of the development of joint entrepreneurship in macro-regions (federal districts) was carried out Interregional and intraregional imbalances have been identified, factors negatively affecting the development of joint forms of doing business in the country have been identified. As a result, based on the data obtained, it was revealed that during the period under review there was a decrease in the number of joint ventures on the territory of the Russian Federation. Foreign investors are afraid to invest their funds in long-term investments due to the unstable economic situation in the country. The presence of sanctions also does not add to the investment attractiveness. An analysis of the

М. П. Тертышникова, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону mpsaratsyn@gmail.com

М. Tertyshnikova, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don

109

© M. П. Тертышникова, 2022

activity of joint entrepreneurship by region showed that only a few have developed programs for the development of foreign capital participation in joint ventures. The rest are practically not developing in this direction. As a result of the work performed, the author formulated measures to support and stimulate the development of joint entrepreneurship in the country as a whole and in certain regions of Russia in particular

Key words: joint entrepreneurship, joint venture, imbalances, federal district, subject of the federation, foreign investments, regional development, foreign business partners, development dynamics, statistical analysis

Для развития экономики страны актуальным является привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов путем организации совместных предприятий как позитивного фактора осуществления экономических реформ и преодоления инвестиционного кризиса. Проблеме создания и развития совместных предприятий как формы прямого иностранного инвестирования уделяется большое внимание, а объем привлеченных инвестиций рассматривается как один из важнейших показателей благополучия национальной экономики [8].

Объектом исследования выступают совместные предприятия, функционирующие на территории РФ.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникшие и сложившиеся в процессе деятельности совместных предприятий с участием иностранного капитала.

Цель исследования - научно обосновать развитие совместного предпринимательства в регионах России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести структурно-количественный анализ компаний с долей иностранной собственности;

- провести динамический анализ предприятий с долей иностранного капитала;

- выявить проблемы развития совместного предпринимательства в Российской Федерации в целом и в зависимости от региона, в частности.

Методологической основой работы являются аналитический, описательный, статистический, сравнительный и структурно-функциональный, динамический методы исследования.

Степень разработанности проблемы развития совместного предпринимательства характеризуется отражением ее фундаментальных аспектов в трудах отечественных экономистов: В. Бублика, А. Гарина, С. Гут-

ника, А. Денисова, Л. Киселева, Н. Ребик, В. Рыбалкиной, К. Семенова, Е. Смирновой, П. Стровского, Г. Семеко, Ю. Фоминой, А. Щедрина и др.

Наиболее удобной статистической базой для анализа показателей развития систем совместного предпринимательства в России в настоящее время являются официальные данные Росстата, публикуемые ежегодно в сборниках «Регионы России. Социально-экономические показатели». Представленные в них данные позволяют дать оценку общим объемно-количественным и динамическим параметрам развития систем совместного предпринимательства в Российской Федерации в новейшее время [5; 7; 9].

Исходя из данных Росстата, всего на территории Российской Федерации на конец 2019 г зарегистрировано и действовало более 3,828 млн предприятий различных форм собственности. При этом из общего числа предприятий количество тех, чья форма собственности является совместной (российской и иностранной), составило в 2019 г чуть более 35 тыс. ед. по всей территории страны (табл. 1).

В пропорциональном отношении на долю совместных российско-зарубежных предприятий в Российской Федерации приходится минимальная доля - всего 1 %.

Это даже меньше, чем количество предприятий со 100 %-ным иностранным участием: таковых в России почти в три раза больше, чем совместных предприятий, - 94,076 тыс. ед., т. е. почти 2 % от общего числа функционирующих в экономике страны компаний (рис. 1).

Для оценки того, насколько типичной является такая ситуация с уровнем развития совместного предпринимательства для России новейшего времени, целесообразно рассмотреть показатель количества совместных предприятий в стране в динамике за ряд последовательных лет (2017-2019) (рис. 2).

Таблица 1 / Table 1

Распределение организаций России по формам собственности, по данным на конец 2019 г., ед. / Distribution of organizations in Russia by type of ownership as of the end of 2019, units

Страна/ Country Всего предприятий и организаций / Total enterprises and organizations Государственных/ State Муниципальных/ Municipal Частных / Private Общест. и религ. организаций (объединений)/ Public and religious organizations Иностранных/ Foreign Совместных (российская и иностранная) / Together (Russian and foreign) Прочие формы собственности / Other forms of ownership

Российская Федерация / Russian Federation 3826895 94304 184572 3261008 134112 94076 35111 23712

Иностранная

2%

Общественных и религиозных организаций (объединений) 4 %

Совместная российская и иностранная 1 %

Прочие формы собственности 1 %

Государственная

2 %

Муниципальная

5 %

Частная

85 %

Рис. 1. Соотношение количества предприятий различных форм собственности в экономике России в 2019 г., % / Fig. 1. The ratio of the number of enterprises of various forms of ownership in the Russian

economy in 2019, %

35S05

35111

r.

ZD13

2019

Рис. 2. Динамика количества предприятий совместной (российской и иностранной) формы собственности в экономике России в 2017-2019 гг., ед. / Fig. 2. Dynamics of the number of enterprises of joint (Russian and foreign) forms of ownership in the Russian economy in 2017-2019, units

Данные Росстата свидетельствуют о том, что в сфере развития систем совместного предпринимательства России наблюдаются негативные процессы: сектор совместных предприятий сжимается, количественный состав совместных предприятий уменьшается.

При этом в последние годы темпы сокращения примерно одинаковые. Так, если в 2018 г. сектор совместного предпринимательства количественно уменьшился на 12,1 % по сравнению с 2017 г, то в 2019 г - на 11,8 % по сравнению с 2018 г. В целом за три года с 2017 по 2019 гг. общее количество совместных предприятий в России сократилось на 22,5 %, т. е. более чем на 1/5.

Эта крайне негативная тенденция может свидетельствовать о том, что, во-первых, потенциальные зарубежные бизнес-партне-

ры теряют интерес к развитию совместных предприятий на территории нашей страны; во-вторых, не действуют или действуют неэффективно внутренние российские механизмы поддержки и стимулирования систем совместного предпринимательства; в-третьих, в экономике страны существуют серьезные факторы риска для развития совместного российского и зарубежного бизнеса, и эти риски осознаются предпринимательским сообществом как на территории России, так и за ее пределами [2; 4;10].

Данные Росстата позволяют оценить ситуацию с развитием систем совместного предпринимательства в региональном разрезе, а именно в разрезе макрорегионов РФ -федеральных округов. Исходные данные для анализа в опоре на показатели 2019 г представлены в табл. 2.

Таблица 2 / Table 2

Общее количество совместных предприятий на территории федеральных округов РФ на конец 2019 г., согласно данным Росстата, ед. / The total number of joint ventures in the federal districts of the Russian Federation at the end of 2019, according to Rosstat data, units

Название федерального округа / Name of the federal district Количество совместных предприятий, ед. / Number of joint ventures, units.

Центральный федеральный округ/ Central Federal District 19014

Северо-Западный федеральный округ/ North-Western Federal District 5894

Южный Федеральный округ/ Southern Federal District 3127

Северо-Кавказский федеральный округ/ North Caucasus Federal District 406

Приволжский федеральный округ/ Volga Federal District 2436

Уральский федеральный округ/ Ural Federal District 1188

Сибирский федеральный округ/ Siberian Federal District 1532

Дальневосточный федеральный округ/ Far Eastern Federal District 1514

Итого/ Total 35111

Как следует из данных Росстата, представленных в табл. 2, лидерами по общему количеству совместных предприятий, действующих на их территории, в России являются, что вполне ожидаемо, столичные регионы, т. е. Центральный и Северо-Западный федеральные округа. На их долю в совокупности приходится более двух третей от общего количества совместных предприятий, действующих в стране в новейший период ее истории (рис. 3).

В целом на два столичных федеральных округа - Центральный и Северо-Западный -приходится почти 25 тыс. совместных пред-

приятий (24908 ед. из 35111 ед.). Это позволяет сделать вывод о том, что в количественном отношении совместное предпринимательство в стране развивается диспропорционально. Основными центрами притяжения для иностранных предпринимателей служат столичные регионы, тогда как периферийные регионы, особенно Северо-Кавказский федеральный округ, не привлекают зарубежных партнеров как территории ведения совместного предпринимательства.

В целом можно говорить, что диспропорции в региональной структуре развития систем совместного предпринимательства

в России определяются рядом объективных факторов: во-первых, близостью столичных регионов к центрам принятия административных и финансовых решений; во-вторых, более развитой логистической инфраструктурой; в-третьих, более качественным и насыщенным кадрами рынком труда, позволяющим с наименьшими затратами привлекать в штат совместных предприятий более ква-

лифицированных и опытных специалистов. Кроме того, не менее значимым фактором, особенно для зарубежных партнеров и инвесторов, желающих участвовать в совместном бизнесе в России, является наличие в столичных регионах явно выраженной заинтересованности властей в поддержке и развитии совместного предпринимательства.

"Уральский федеральный округ

4 %

Прнволжскпл федеральный округ

Северо-КаЕказскнн федеральный округ

Сибирский федеральный округ

4 %

V

Дальневосточный федеральный округ

Южный Федеральный

округ

9 %

Центральный федеральный округ

Север о-За падн ы й федеральный округ

17 %

Рис. 3. Распределение предприятий совместной формы собственности по макрорегионам (федеральным округам) в России на конец 2019 г., % / Fig. 3. Distribution of jointly owned enterprises by macroregions (federal districts) in Russia at the end of 2019, %

4 %

7 %

i %

54 %

Так, в Московской области - одном из ключевых субъектов федерации на территории Центрального федерального округа - еще в 2001 г принята инвестиционная программа по развитию агропромышленного комплекса, где одним из базовых условий достижения программных целей названо «создание организационно-экономических условий и реализация проектов создания совместных предприятий и организаций в отраслях агропромышленного комплекса Московской области, в том числе новых и модернизированных производств» [1].

В Санкт-Петербурге акцент на развитии совместного предпринимательства сделан в государственной программе «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы», где ключевой целью поддержки процесса создания совместных предприятий на территории региона определена необходимость

выпуска и продажи конкурентоспособной продукции».

В последние десятилетия процесс создания совместных предприятий в той или иной мере затронул все российские регионы, однако ряд из них, по сравнению с Центральным и Северо-Западным федеральными округами, выглядит аутсайдерами данного процесса [3].

Среди давно входящих в состав России макрорегионов безусловным аутсайдером развития совместного предпринимательства является Северо-Кавказский федеральный округ На его долю приходится лишь 1 % от общего числа совместных предприятий. В количественном отношении, по данным Рос-стата на конец 2019 г, это всего 406 предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди субъектов федерации в составе Северо-Кавказского федерального округа худшие показатели развития систем со-

вместного предпринимательства у Республики Ингушетии и Карачаево-Черкесской Республики - 14 и 17 компаний (на конец 2019 г соответственно (табл. 3).

Наиболее благополучная ситуация среди регионов Северо-Кавказского федерального округа - в Ставропольском крае (156 совместных предприятий) и Республике Дагестан (105 совместных предприятий).

В то же время анализ показателей развития совместного предпринимательства за

2017-2019 гг. показывает, что даже в относительно благополучных регионах Северо-Кавказского федерального округа ситуация развивается негативно.

Так, в Ставропольском крае количество совместных предприятий за три анализируемых года сократилось с 214 до 156 ед., то есть на 27,1 %. Снижение отмечено и в Карачаево-Черкессии - на 22,7 %, Северной Осетии-Алании - на 13,5 %, Кабардино-Балкарии - на 12,7 %, Ингушетии - на 6,7 % (рис. 4).

Таблица 3 / Table 3

Общее количество совместных предприятий на территории субъектов РФ в составе Северо-Кавказского федерального округа на конец 2019 г., согласно данным Росстата, ед. / The total number of joint ventures on the territory of the constituent entities of the Russian Federation as part of the North Caucasian Federal District at the end of 2019 according to Rosstat data, units

Субъект РФ/ Subject of the Russian Federation Количество совместных предприятий, ед./ Number of joint ventures, units

Республика Дагестан / Republic of Dagestan 105

Республика Ингушетия / Republic of Ingushetia 14

Кабардино-Балкарская Республика / Kabardino-Balkarian Republic 48

Карачаево-Черкесская Республика / Karachay-Cherkess Republic 17

Республика Северная Осетия - Алания / Republic of North Ossetia -Alania 32

Чеченская Республика / Chechen Republic 34

Ставропольский край / Stavropol Territory 156

Итого/ Total 406

Рис. 4. Динамика количества предприятий совместной (российской и иностранной) формы собственности в экономике Северо-Кавказского федерального округа в 2017-2019 г., ед. / Fig. 4. Dynamics of the number of joint (Russian and foreign) enterprises in the economy of the North

Caucasus Federal District in 2017-2019, units

Некоторый рост отмечен в двух регионах Северо-Кавказского федерального округа -Республике Дагестан (на 8,2 % в 2019 г. относительно показателей 2017 г.) и в Чеченской Республике (на 21,4 %).

Одной из главных причин слабого развития совместного предпринимательства в Ингушетии, Карачаево-Черкессии и большинстве других регионов Северо-Кавказского федерального округа является близость к конфликтным зонам Северного Кавказа, где активные, в том числе вооруженные, столкновения прекратились сравнительно недавно. Другой причиной является вызванный сложившейся ситуацией низкий уровень до-

Региональным аутсайдером является Курганская область. Здесь отмечается более чем десятикратное отставание от лидера УрФО (Свердловской области) по числу совместных предприятий: по данным на конец 2019 г. действовала 41 ед.

Рис. 5 наглядно показывает глубину внутрирегионального разыва в уровне развития систем совместного предпринимательства в Уральском федеальном округе, а также демонстрирует общую динамику развития ситуации в сфере совместного предпринимательства в макрорегионе.

Анализ данных, представленных на рис. 5, позволяет говорить, что и в Уральском федеральном округе даже в относительно благополучных регионах ситуация с совместным предпринимательством развивается негативно. Это выражается, во-первых, в снижении общего количества совместных предприятий в субъектах РФ в составе УрФО; во-вторых, в отсутствии роста в регионах, где уровень развития совместного предпринимательства является крайне низким как в об-

верия иностранных инвесторов к создаваемым в регионе коммерческим проектам [6].

Помимо Северо-Кавказского федерального округа крайне недостаточно развиты системы совместного предпринимательства в Уральском федеральном округе (табл. 4).

Наиболее благополучно выглядит ситуация в Свердловской области, которая является региональным лидером УрФО по количеству созданных и функционирующих совместных предприятий: по данным на 2019 г их было более пятисот (541 ед.). Хорошие показатели отмечены в Тюменской и Челябинской областях (324 и 282 совместных предприятия соответственно).

щероссийском, так и во внутрирегиональном разрезе (Курганская область).

Расчеты показывают, что в Курганской области в составе УрФО ситуация в сфере совместного предпринимательства характеризуется стагнацией (нет прироста, но нет и падения). Во всех прочих субъектах в рамках УрФО ситуация складывается негативно. Так, в Челябинской области за 2017-2019 гг количество совместных предприятий сократилось с 370 до 282 ед., то есть на 23,8 %; в Тюменской области - на 19,4 %; в Свердловской области -на 14,1 %.

Негативная динамика развития совместного предпринимательства в Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах не является уникальной, если рассматривать ее в общероссийском контексте. Скорее, она демонстрирует общероссийский тренд, поскольку в подавляющем большинстве федеральных округов России в 2017-2019 гг. численность совместных предприятий не росла, а сокращалась (табл. 5, рис. 6).

Таблица 4 / Table 4

Общее количество совместных предприятий на территории субъектов РФ в составе Уральского федерального округа на конец 2019 г. согласно данным Росстата, ед. / The total number of joint ventures on the territory of the constituent entities of the Russian Federation as part of the Ural Federal District at the

end of 2019 according to Rosstat data, units

Субъект РФ / Subject of the Russian Federation Количество совместных предприятий, ед. / Number of joint ventures, units

Курганская область / Kurgan region 41

Свердловская область / Sverdlovsk region 541

Тюменская область / Tyumen region 324

Челябинская область / Chelyabinsk region 282

ед.

700 ■ 600 ■ 500 ■ 400 ■ 300 ■ 200 ■ 100 ■ 0 ■

630

574

41 40 41

Курганская область Свердловская область Тюменская область Челяоинская область

Рис. 5. Динамика количества предприятий совместной (российской и иностранной) формы собственности в экономике Уральского федерального округа в 2017-2019 г., ед. /Fig. 5. Dynamics of the number of enterprises of joint (Russian and foreign) forms of ownership in the economy of the Ural

Federal District in 2017-2019, units

Таблица 5 / Table 5

Динамика общего количества совместных предприятий на территории федеральных округов РФ в 2017-2019 гг., согласно данным Росстата, ед. / Dynamics of the total number of joint ventures in the federal districts of the Russian Federation in 2017-2019, according to Rosstat data, units

Год / Year ЦФО / CFD СЗФО / NWFD ЮФО / SFD СКФО / NCFD ПФО / VFD УрФО / UFD СФО / SFD ДВФО / FEFD

2017 25609 7543 3790 468 2960 1443 2102 1371

2018 21901 6629 3559 421 2787 1270 1667 1571

2019 19014 5894 3127 406 2436 1188 1532 1514

ед

70000

:;;"r. Sr. ч^г.

СКФО

ПФО

УрФО

СФО ДВФО

Рис. 6. Динамика сокращения сектора совместного предпринимательства в России в макрорегиональном разрезе (по федеральным округам) в 2017-2019 гг. / Fig. 6. Dynamics of the reduction of the joint venture sector in Russia in the macroregional context (by federal districts) in 2017-2019

Парадоксальным является тот факт, что наибольшее сокращение числа совместных предприятий за анализируемый трехлетний период отмечено в тех федеральных округах России, где наибольшая концентрация совместных предприятий и до недавнего времени системы совместного предпринимательства развивались активно и весьма успешно.

Это касается Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Так, в Центральном федеральном округе с 2017 по 2019 гг. прекратили работу более четверти совместных компаний (сегмент сократился на 25,8 %).

В Северо-Западном федеральном округе снижение численности совместных предприятий оказалось чуть меньшим, однако

вторым по величине в России - на 21,9 %. Тройку регионов-антилидеров по количеству прекративших свою деятельность совместных предприятий возглавляет Сибирский Федеральный округ: за 2017-2019 гг. ушли с рынка почти треть совместных компаний, их численность упала на 27,1 % (рис. 7).

На фоне в целом стабильной общероссийской тенденции поступательного сжимания сектора совместного предпринимательства особняком стоит Дальневосточный федеральный округ, где за исследуемый трехлетний период количество совместных предприятий не только не сократилось, но, наоборот, существенно выросло - на 10,4 % (рис. 7).

Парадоксальность ситуации состоит в том, что, с одной стороны, на долю Дальне-

.5 -

.0 -

5 -

0 -

О -

0 -

5 -

:0 -

;5 -

■0 -

восточного федерального округа приходится лишь 4 % общего количества совместных предприятй России, с другой, именно здесь на фоне общего падения количества совместных предприятий их количество заметно растет. Одним из определяющих факторов, позитивно влияющих на этот показатель в регионе, является близость территорий Дальневосточного федерального округа к азиатским рынкам, прежде всего, китайскому. Второй значимый для зарубежных инвесторов фактор - это ожидаемое вскоре распространение режима свободного порта Владивосток (СПВ) с особыми нормами таможенного налогового и административного регулирования на всю территорию Дальневосточного федерального округа.

Рис. 7. Динамика изменения количества предприятий совместной (российской и иностранной) формы собственности в разрезе федеральных округов России в 2017-2019 г., ед. /Fig. 7. Dynamics of the change in the number of enterprises of joint (Russian and foreign) form of ownership in the context

of federal districts of Russia in 2017-2019, units

Однако в Дальневосточном федеральном округе присутствует ряд факторов, де-мотивирующих бизнесменов создавать совместные предприятия. Это, в частности, чрезмерная административная нагрузка на бизнес. На это указывает, например, А. Крутиков, заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. В одном из своих интервью по итогам Восточного экономического форума он отметил, что «административная среда на Дальнем Востоке гораздо более агрессивная, чем в другой части страны», и здесь «в 2,5 раза административная нагрузка на инвесторов выше, чем в регионах - лидерах национального рейтинга».

С ним согласны и другие эксперты. Так, Е. Мякотникова, корпоративный директор

Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, подчеркнула, что по такому показателю, как «среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридического лица или индивидуальных предпринимателей в год», «на Дальнем Востоке ситуация хуже, чем в целом по стране».

Этой же позиции придерживается и Б. Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации. Он констатировал, что на Дальнем Востоке «разных форм контроля в два-четыре раза больше, чем в других регионах РФ». Особенно высокую контрольно-надзорную активность в регионе проявляют Росрыболовство, Россельхознадзор и Рос-природнадзор.

В силу высокой, подчас избыточной административной нагрузки на бизнес в Дальневосточном федеральном округе процесс создания новых совместных предприятий идет менее активно, чем это следовало бы ожидать от приграничного региона. Значительная часть предпринимателей уходит в тень или работает полностью нелегально.

Выводы. Обобщая результаты анализа, можно констатировать следующие общие черты развития систем совместного предпринимательства в России на новейшем этапе ее истории:

- во-первых, выраженную диспропорциональность, которая проявляет себя как в межрегиональном, так и во внутрирегиональном разрезе;

- во-вторых, повсеместную деградацию сектора совместного предпринимательства в России, за исключением отдельных дальневосточных регионов вследствие устойчивого и сильного снижения общего количества совместных предприятий.

Эти особенности современной ситуации в сфере совместного предпринимательства России делают актуальным вопрос о при-

нятии государством необходимых мер поддержки и стимулирования развития совместного предпринимательства в стране в целом и в отдельных регионах России, в частности. В РФ необходимыми мерами могут стать: обеспечение стабильности законодательства о прямых иностранных инвестициях и совместном предпринимательстве, недопущение принятия законов и иных актов, ухудшающих положение иностранных инвесторов в России, отказ от «санкционной войны» с западными странами, ориентация внешней политики Российской Федерации на построение гармоничных партнерских взаимоотношений с различными европейскими странами, принятие государственных и региональных целевых программ поддержки совместного предпринимательства в России на средне- и долгосрочной перспективе. Важно преодолевать внутренние препятствия, сдерживающие создание совместных предприятий, и на государственном уровне принимать меры по межрегиональному выравниванию процессов развития систем совместного предпринимательства в Российской Федерации.

Список литературы _

1. Воробьева Н. В., Сериков С. С., Тенищев А. В. Рейтинговая оценка регионов страны по уровню развития совместного предпринимательства // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2018. № 1. С. 8.

2. Лабунский В. В., Плохотнюк Ю. В. Совсместное предпринимательство как форма реализации потенциала предприятия // Вестник Приднестровского университета. Физико-математические и технические науки. Экономика и управление. 2018. № 3. С. 158-162.

3. Ли М. Выявление и классификация факторов развития совместного предпринимательства в приграничных регионах // Инновационное развитие экономики. 2019. № 2. С. 143-148.

4. Льянова С. А. Характеристика совместного предпринимательства в России // Инновационное развитие и потенциал современной науки: материалы междунар. (заочной) науч.-практ. конф. / под общей редакцией А. И. Вострецова. Нефтекамск: Мир науки, 2020. С. 101-104.

5. Сапожникова Н. Г., Кирдяшева Е. С. Учёт совместного предпринимательства // Вестник Воронежского государственного университета. Экономика и управление. 2019. № 1. С. 74-78.

6. Тюрина Ю. Г., Троянская М. А. Развитие предпринимательства на приграничных территориях и совместное использование трансграничных ресурсов // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9, № 4. С. 323-338.

7. Чернявская И. М. Концепция развития совместного предпринимательства как специфической формы трансфера технологий // Экономический вестник университета. 2020. № 44. С. 136-143.

8. Mashkina N. A., Belyaeva O. V., Chernykh Z. V. The investment climate in Russia: analysis of the inflow of foreign capital into the economy //4th International multidisciplinary scientific conference on social sciences fnd arts sgem. Sofia, 2017. С. 861-866.

9. Rayimbaev C. K., Yusupov A. S., Shamshidinov U. T. The mechanism of participation of state and foreign capital in the investment provision of large companies // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 129, № LNNS. С. 1581-1587.

10. Ryazanova O. E., Nazarova E. V. Foreign experience of social investment for usage and development of human capital // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. Т. 8, № 1. С. 186-191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References _

1. Vorobeva N. V., Serikov S. S., Tenishev A. V. VestnikInstituta druzhbynarodovKavkaza (Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym hozyajstvom). Ekonomicheskie nauki (Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus (Theory of economics and management of the national economy). Economic sciences), 2018, no. 1, p. 8.

2. Labunsky V. V., PlokhotnyukYu. V. VestnikPridnestrovskogo universiteta. Ekonomikaiupravlenie (Bulletin of the Pridnestrovian University. Economics and Management), 2018, no. 3, pp. 158-162.

3. Li M. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki (Innovative development of the economy), 2019, no. 2, pp. 143-148.

4. Lyanova S. A. Innovatsionnoe razvitie i potentsial sovremennoy nauki: materialy mezhdunarodnoy (zaochnoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii. pod obshchey redaktsiey A. I. Vostretsova (Innovative development and the potential of modern science. Materials of the International (correspondence) scientific and practical conference. under the general editorship of A. I. Vostretsov), 2020, pp.. 101-104.

5. Sapozhnikova N. G., Kirdyasheva E. S. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie (Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management), 2019, no. 1, pp. 74-78.

6. Tyurina Yu. G., Troyanskaya M. A. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo (Economics, entrepreneurship and law), 2019, vol. 9, no. 4, pp. 323-338.

7. Chernyavskaya I. M. Ekonomicheskiy vestnik universiteta (Economic Bulletin of the University), 2020, no. 44, pp. 136-143.

8. Mashkina N. A., Belyaeva O. V., Chernykh Z. V. 4th Internationalmultidisciplinary scientific conference on social sciences fnd arts sgem (4th International multidisciplinary scientific conference on social sciences fnd arts sgem). Sofia, 2017, pp. 861-866.

9. Rayimbaev C. K., Yusupov A. S., Shamshidinov U. T. Lecture Notes in Networks and Systems (Lecture Notes in Networks and Systems), 2020, vol. 129, no. LNNS, pp. 1581-1587.

10. Ryazanova O. E., Nazarova E. V. Journal of Advanced Research in Law and Economics (Journal of Advanced Research in Law and Economics), 2017, vol. 8, no. 1, pp. 186-191.

Информация об авторе _ Information about the author

Тертышникова Маргарита Павловна, аспирант, кафедра экономики региона, отраслей и предприятий, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, совместное предпринимательство, информационные технологии в экономике, цифровая экономика, экономические системы. mpsaratsyn@gmail .com

Margarita Tertyshnikova, postgraduate, Economics of the Region, Industries and Enterprises department, Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don. Russia. Scientific interests: regional economy, joint venture, information technology in the economy, digital economy, economic systems

Для цитирования_

Тертышникова M. П. Системы совместного предпринимательства в регионах России: структурно-количественный и динамический анализ //Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 2. С. 109-119. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-2-109-119.

Tertishnikova M. Systems of joint entrepreneurship in the regions of russia: structural, quantitative and dynamic analysis // Transbaikal State University Journal, 2022, vol. 28, no. 2, pp. 109-119. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-2-109-119.

Статья поступила в редакцию: 14.12.2021 г. Статья принята к публикации: 25.01.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.