Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ'

СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
899
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
управленческие решения / человеческие ресурсы / управление проектами / бизнеспроцессы. / management decisions / human resources / project management / business processes.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашова И.В., Терещенко Т.А.

С помощью анализа основных факторов, влияющих на правильное планирование ресурсов и принятие решений в задачах управления проектами на предприятиях, в статье показана целесообразность использования системы поддержки принятия решений. В среде жесткой конкуренции успеха достигают те предприятия, которые выбрали надежную стратегию развития, обладают системой управления, способной разрабатывать, принимать и реализовывать быстрые и правильные управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECISION SUPPORT SYSTEMS

By analyzing the main factors affecting the correct planning of resources and decision-making in project management tasks at enterprises, the article shows the feasibility of using a decision support system. In an environment of fierce competition, success is achieved by those enterprises that have chosen a reliable development strategy, have a management system capable of developing, making and implementing quick and correct management decisions.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ»

ECONOMIC SCIENCES

СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Балашова И.В.

к.э.н, доцент, зав. кафедрой экономики и управления Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

Терещенко Т.А. к.э.н, доцент кафедры финансов и кредита Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

DECISION SUPPORT SYSTEMS

Balashova I.

Ph.D., Associate Professor, head of the Department of Economics and Management of the Krasnodar branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Tereshchenko T.

Ph.D., Associate Professor Department of Finance and Credit Krasnodar branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Аннотация

С помощью анализа основных факторов, влияющих на правильное планирование ресурсов и принятие решений в задачах управления проектами на предприятиях, в статье показана целесообразность использования системы поддержки принятия решений. В среде жесткой конкуренции успеха достигают те предприятия, которые выбрали надежную стратегию развития, обладают системой управления, способной разрабатывать, принимать и реализовывать быстрые и правильные управленческие решения.

Abstract

By analyzing the main factors affecting the correct planning of resources and decision-making in project management tasks at enterprises, the article shows the feasibility of using a decision support system. In an environment of fierce competition, success is achieved by those enterprises that have chosen a reliable development strategy, have a management system capable of developing, making and implementing quick and correct management decisions.

Ключевые слова: управленческие решения, человеческие ресурсы, управление проектами, бизнес-процессы.

Keywords: management decisions, human resources, project management, business processes.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения задач повышения эффективности управления проектной деятельностью, что выражается возможностью наглядной формы представления информации о задачах каждого сотрудника и выработки прогнозов вероятных решений или альтернатив.

Вопросы повышения эффективности управления проектами и принятия решений в определенной степени освещены в работах отечественных и зарубежных специалистов, а также ученых в области управления проектами и принятия решений. Анализ научных статей подтверждает, что их практическое применение использует более широкий диапазон возможностей посравнению с системами управления принятием решений, которые реализованы в задачах управления проектами на данный момент.

Анализ научных трудов демонстрирует, что их практическая деятельность рассматривает более широкий выбор возможностей в сравнении с уже разработанными на текущий момент системами поддержки принятия решений в управлении про-

ектами. Результаты проведенного анализа позволяют в области управления проектами показать расхождение между потребностью улучшения управленческого процесса эффективного принятия решений за счет применения экспертной оценки и отсутствием инструментов, которые способствовали бы оперативному совершению данного управления.

Отсюда следует, что совершенствование процесса управления проектами в организации осуществимо с помощью внедрения новых технологий и инструментов, обеспечивающих объективную аналитику данных с построениеммодели предполагаемого развития событий и разрешение ситуаций, связанных скачеством оценки проектных решений. Поэтому информационная система должна применяться в видеинструмента поддержки принятия решений с целью сбора, оптимизации, анализа данных, выявления ошибок в настоящем и прогнозирования дальнейшего хода развития проекта с учетом гипотетических вариантов.

Сегодня понятие «системы поддержки приня-

тия решений» можно определить как компьютерную систему, которая с помощью сбора и анализа огромного объема информации, может воздействовать на процесс принятиярешений и прогнозировать наиболее оптимальный вариант дальнейших действий. Руководители, используя интерактивные системы, получают доступ кдостоверной информацию из первоисточников, могут проанализировать данные и определить существующие на текущий момент бизнес-модели с целью решения конкретных задач. Системы поддержки принятия управленческих решений позволяют отследить за всеми происходящими в настоящее время активностями, получить отчет ссравнительными значениями финансовых показателей, предсказать прибыль компании при возможном внедрении нового решения, а также наглядно увидеть все альтернативные пути решения. Поддержка принятия решений выполняет, в первую очередь, функцию помощника лицу, принимающему решение.

Основные задачи информационной системы:

- оценка возможных альтернатив, руководствуясь приоритетами пользователя и условий внешней среды;

- помощь сотруднику при анализе и оценке объективной составляющей, предоставление глубокого видения сложившейся управленческой ситуации, выявление ограничений, возникающих во внешней среде;

- анализ последующих последствий в случае принятия текущего решения;

- поиск наиболее подходящих решений, то есть генерация списка вероятных вариантов;

- определение приоритетов лица, принимающего решения, а именно выявление и сортировка предпочтений, учет неопределенности исходных данных в решениях и установления его преимуществ;

- выбор наилучшего, по мнению руководителя, варианта.

Можно отметить пять главных задач, которые решает система поддержки принятия решений: ввод, сбор, хранение, обработка и анализ данных. Система поддержки принятия решений является инструментом, демократизирующим процесс анализа и визуализации данных. Пользователю системы для более производительного применения необходимо обладать профессиональными компетенциями в этой области. Соответственно, такая система предоставляет лишь аналитику данных в соответствующем виде (таблицы, диаграммы, графики, отчеты и т. п.) для изучения и анализа.

Выделим некоторые факторы, оказывающие наибольшее влияние насложность разработки и реализации проекта:

- цель, которая будет иметь значение для бизнеса;

- продолжительность реализации;

- стоимость разработки и реализации;

- опыт реализации подобного проекта у исполнителей;

- иметь определенные человеческие и нечеловеческие ресурсы;

- величина или масштаб проекта.

Данное положение заставляет применять в работе имеющиеся на сегодняшний день развитые программные средства. Широкое и эффективное применение этих средств стало одним из ключевых факторов развития и успеха компании в условиях жесткой конкуренции. Совсем недавно большую популярность и востребованность получили автоматизированные информационные системы - так называют совокупность стандартов, процедур, персонала, программных средств, сведений, реализованных для задач обработки,оптимизации, вывода и хранения информации.

Как правило, это Корпоративные информационные системы (Еntеrprisе Rеsourcе Planning, ERP).

Такие системы состоят из набора технологий, задача которых - вовлечь несколько приложений, которые применяются в компании, в единый процесс, данные приложения предприятия используют для задач планирования, сбора, хранения и управления. Все части этого типа системы объединены в единой базе данных, которая хранит все финансовые и материальные потоки транзакции, которые направлены на выполнение в короткий срок. Основная функция ERP систем - это планирование базовых операций, которые необходимы для выполнения твердых заказов.

Ключевыми задачами систем ERP-класса является повышение общей производительности компании за счет сокращения количества собственноручных операций, сбора и аккумуляции данных, а также упорядочивания бизнес-процессов внутри организации. Нынешняя тенденция почти во всех областях промышленности характеризуется систематическим увеличением состава продукции и изготовлением ограниченного ассортимента. С позиции планирования наблюдается усложнению процессов и увеличению размерности кортежа входных переменных.

Между тем, внедрение корпоративных информационных систем в работу предприятия достаточно сложная задача, потому, что у верхнего уровня руководства компании не имеется инструментов сбора и анализа данных для того, чтобы принять оптимальное решение по проектным вопросам. Именнопоэтому рекомендуется интегрировать системы поддержки принятия решений (СППР) к уже существующим системам на предприятиях, тем самым увеличив скорость работы с данными, поиска альтернативных решений и их воздействия на проект.

В исследованиях системы классифицируются по основным группам:

Уровень пользователя.

1) Пассивные. Система обрабатывает данные, представляя пользователю структурированную информацию и отчеты, но конкретное решение прини-маетсячеловеком.

2) Активные. Активная система выводит потенциальное решение на основе обработанной информации, предлагает возможные варианты действий.

3) Кооперативные. Система предлагает руководителю вероятные решенияи альтернативы, позволяет вносить изменения, дополнять условия или повышать их качество. Эта процедура длится до того, пока не будет получено согласованное решение. В таких ситуациях обрабатываются различные модели,что в итоге помогает принять самое оптимальное решение.

Концептуальный уровень.

а) Управляемые сообщения (Communication-Driven DSS), в основном,ориентированы на пользователей, которые нацелены на решение общей задачи.

б) Управляемые данные (Data-Driven DSS), направлены обработку полученной информации.

в) Управляемые документы (Document-Driven DSS), реализуют поиск и управляют информацией, которая не имеет заранее заданной модели данных.

г) Управляемые знания (Knowledge-Driven DSS), помогают совершать процессы, основываясь на правила, факты и процедуры.

д) Оперативные СППР рассчитаны для быстрого реагирования на любые изменения в области управления финансовыми процессами предприятия.

е) ИС стратегического плана позволяют руководителям решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Главная цель - сравнение происходящих в мире изменений с существующим потенциалом компании.

ж) Управляемые модели, они строятся на математических представлениях. Обычно используют OLAP-системы для построения математических моделей, которые позволяют выполнять сложный анализ данных, в этом случае систему поддержки принятия решений можно причислить к группе гибридных систем.

Ключевые параметры информационных систем поддержки принятия решений:

- построены так, чтобы пользователь мог манипулировать программным иаппаратным обеспечением и управлять им с помощью пользовательского интерфейса, вводить входные и выходные запросы;

- включают в себя удобное программное обеспечение и интуитивно понятный интерфейс;

- гибки, быстро адаптируемые и хорошая скорость реакции;

- используют инструментальные CASE-средства (Computer Aided Software/System Engineering) и сложный анализ;

- способны изменяться и добавлять новые данные;

- пользователем может быть любой человек, даже плохо разбирающийся вкомпьютерах.

Максимальная результативность будет достигнута при правильном использовании ресурсов, независимо от их назначения. Использование человеческого капитала в бизнесе - это методы и инструменты, с помощью которых можно наиболее эффективно, с минимальными затратами сотрудничать с наемным персоналом, получать ожидаемую выгоду, и это именно то, с чем лицу, принимающему

решения, приходится работать. Правильное распределение задач в проекте является частью процесса руководства и управления проекта, что находится сложным процессом, при котором требуется сбор и обработка данных, а дальше учет общей стратегии развития компании и стратегических интересов участников и, конечно, принятие решения. Акцент делается на первые шаги в реализации проекта -инициации и планировании материальных ресурсов.

Существует несколько методов оценки эффективности сотрудников, которые можно математически рассчитать.

Нужно отметить, что все методы решений задач динамической идентификации построены на основе процедур, направленных на анализ проблемы и подбор ее решения специалистами. Результат проектной деятельности и эффективность работы является ключевым фактором развития компании на конкурентном рынке. Умение прогнозировать оптимальное время для выхода товара на рынок и исполнение поставленных задач внутри самого проекта создает среду для эффективного управления трудовыми ресурсами. Помимо этого, показатели эффективности должны быть четко продуманы и максимально адаптированы под конкретные проекты, для этого были определены базовые критерии у сотрудников:

- суммарное количество решенных задач сотрудника;

- количество успешно выполненных предыдущих проектов;

- время, затрачиваемое для решения одной задачи сотрудником;

- приоритет решенных задач сотрудника.

При принятии решений следует учитывать

определенные факторы, которые прямо или косвенно отражаются на выборе финального решения. Рассмотрим основные из них:

1. Индивидуальные особенности и оценки менеджера. Все управленческиерешения показывают достоинства людей в тех вопросах, которые каса-ютсяхорошего и плохого, и базируются на системе ценностей.

Анализ исследований доказывает, что ценностные тенденции воздействуют на способ принятия решения руководителем. Один из первых трудов, который был про исследование ценностей американских руководителей, выявило, что в их базе ценностей виден очевидный крен в сторону экономики, финансов и науки в отличие от социальных и эстетических факторов. По утверждению Джорджа Ингленда, управляющий, который делает ставку на максимальную прибыль, в большинстве случаев, не инвестирует средства в ремонт столовой и комнаты отдыха сотрудников. Напротив, менеджер, который не пренебрегает состраданием к своих подчиненным, скорее всего, решиться надостойное увеличение заработной платы, чем пойдет на понижение ради получения дополнительных средств на финансирование научной области.

2. Весомое значение имеет культурное разно-

образия, но встречаются и схожие культурные ценности руководителей из разных стран. Например, управленцы из Австралии больше признают «мягкий» метод по руководству и уделяют существенное значение своему персоналу; руководители из Южной Кореи акцентируют внимание на силе и не воспринимают трудности посторонних; японцы выражают уважение к высшему рангу и обладают сильной преданностью организации.

3. Среда. Во время принятия решения нужно предусматривать возможные убытки и степень определенности, чтобы верно спрогнозировать результат. Приоценивании вариантов и принятии решений управляющий должен уметь предугадывать вероятные решения в разных условиях обстоятельствах. Данные обстоятельства систематизируются как условия определенности, риска или неопределённости.

Значит, принятие решения осуществляется в состоянии, когда менеджер уверен в последствиях каждого из предложенных альтернативных вариантов выбора. В этих условиях существует лишь единственная альтернатива.

Решения, которые принимаются в условиях риска, включают в себя те, показатели которых нельзя назвать определенными, но можно спрогнозировать вероятность каждого варианта.

Решение осуществляется в состоянии неопределенности, когда нет способа оценить возможность допустимых результатов.

4. Информационные ограничения. Достаточная и полная информация для принятия эффективного решения недоступна или финансово невыгодна. Стоимость информации складывается из таких составляющих как время менеджера и персонала, которое было потрачено на сбор данных, а также других издержек, к примеру, анализ рынка, оплата программных продуктов, услуги консультантов и т.п. Поэтому управляющему необходимо принять решение, велика ли выгода от дополнительных данных.

Если какие-то данные получить по низкой цене сложно, но в ближайшее время ожидается такая возможность, самое верное для руководства - это отложить на определенный срок принятие решения. Стоит выделить, что время не есть самый критический момент, и убытки от задержки могут быть перекрытыпользой от принятия более эффективного решения, опираясь на дополнительную информацию.

5. Поведенческие лимиты. Оказывают влияние на принятие решения факторы, которые осложняют межличностные и внутриорганизационные коммуникации. Часто бывает, что управленцы с разных сторон рассматривают существование и уровень проблемы, что влечет за собой конфликтные ситуации в процессе принятия решений.

6. Негативные последствия. Выгода в одном месте почти всегда оборачивается потерей в другом. Ставка на продукт более высшего сорта требуетиз-держек; одни потребители останутся удовлетворены, другие же предпочтут более дешевый аналог.

Такие негативные последствия стоит брать во внимание при принятии решения. Проблема заключается в оценке минусов и плюсов в целях достижения наибольшего эффекта.

7. Взаимозависимость решений. В компании все принимаемые решения между собой взаимосвязаны. Одно ключевое решение обязательно может заставить принять множество других менее важных решений. Весомые решениявлекут за собой последствия для предприятия в целом, а не только для отдельного подразделения. Умение прогнозировать, как оперируют и взаимодействуют все решения в системе управления, задача не из простых.

Проанализировав основные факторы для правильного планирования ресурсов и принятий решений в задачах управления проектами на предприя-тиях,нами показана целесообразность использования системы поддержки принятия решений.

В современных условиях с каждым днем возрастают требования к компьютерным автоматизированным системам для принятия управленческих решений в крупных компаниях. Работа менеджеров становится все более сложной из-за быстрого увеличения информационных потоков, изменившихся условий рыночной экономики и острой борьбы за качество выпускаемой продукции. В среде жесткой конкуренции успеха достигают те предприятия, которые выбрали надежную стратегию развития, обладают системой управления, способной разрабатывать, принимать и реализовывать быстрые и правильные управленческие решения.

Процессы принятия решений, которые подразумевают выбор одного конкретного варианта из ряда представленных, встречаются нам каждый день на протяжении всей жизни. Большинство своих каждодневных решений человек совершает машинально, так как они происходят благодаря условным рефлексам, накопленным с опытом. Но бывают случаи, когда люди испытывают трудности в процессе выбора одного конкретного варианта. Это происходит, когда человек оказывается или в новой для себя обстановке, где он делает выбор, или имеет дело с незнакомым до этого момента объектом, или у него недостаточное количество информации для принятия обдуманного решения.

Одной из основных проблем организации считается вопрос принятия эффективных решений, а также их воздействия на процесс управленияпроек-тами, что довольно часто происходит из-за продолжительности жизненного цикла проекта или внесения изменений в список участников проекта. С целью решения этой проблемы требуется средство автоматизации сбора и анализа данных, а также составления отчетов и просмотра предлагаемыхреше-ний существующей проблемы проекта.

От зарождения идеи проекта до окончания работы команды руководителям необходимо принимать решения, чтобы компания постоянно развивалась. Действия, принимаемые при планировании и выполнении проекта, различаются по сложности и масштабу. Чаще всего, решения представляют из себя некий выбор из ряда вариантов. В тоже время каждая альтернатива включает в себя больший или

меньший риск провала, неудачи, пустой траты ресурсов, усилий ивремени. В связи с этим миссией руководителя проекта и членов проектной команды является оценка альтернативных решений, как с точки зрения ресурсных и временных аспектов, так и с точки зрения рисков срыва или выполнения работ с ненадлежащим качеством [2, с.567].

В практике управления проектами зачастую можно увидеть проекты, которые завершаются с нарушением сроков, с превышением бюджета при невыполнении первоначальных целей, неудовлетворенностью клиента итоговымрезультатом. Какие-то проекты и вовсе останавливаются на полпути или же закрываются. Разрешением таких проблем является внедрение программных продуктов.

Система поддержки принятия решения, в основном, это интерактивная автоматизированная система, задачей которой является помощь пользователю в правильном использовании данных и механизмов для идентификации и решения поставленных проблем. Информационная система должна уметь взаимодействовать с интерактивными запросами, выполнять поставленные задачи и быть простой для использования.

Информационная поддержка процедуры принятия решений, в той или иной степени, базируется на методе изучения различных объектов при помощи демонстрации их содержимого и структуры в определенном виде, на получении советов и рекомендаций, посылаемых самим пользователем и на составлении алгоритмов для процесса решения задач.

Формализация методов генерации решений, оценка их эффективности и координация являются исключительно трудной задачей. Данный вопрос стал актуальным и начались интенсивные работы над его решением с возникновением вычислительной техники.

Принятие решений допустимо на основе знаний об объекте, о протекающих в данный момент или возможных в дальнейшем процессах в нем суче-том критерием эффективности принимаемых управленческих решений. На этапе реализации решения принимаются меры для конкретизации выбранного решения и доведения его до исполнителей, формируется модель принятия решений, вносятся поправки и оценивается полученный результат от выполнения решения.

Сегодня возможности программных разработок улучшаются, при том, чтоцена продукта почти не повышается. Современные системы позволяют получить легкий доступ к информации, которая собирается из различных источников, а также объединиться с другими компьютерными системами. В каждой компьютерной системе имеются отчеты, которые доступны для всех уровней управления.

Главными требованиями задач управления являются:

- обеспечение достижения целей системы более высокого уровня иерархии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проверка наличия ресурсов;

- установка на достижение поставленных результатов деятельности иразвития предприятия;

- расчет ожидаемых показателей и выявление основных задач;

- использование результатов анализа эффективности деятельности.

Процесс принятия решений имеет ряд трудностей из-за разнообразия и аспектов: которые требуют принятия следующих бизнес-процессов - финансового, инвестиционного, производственного, управленческого и прочего, а также многочисленности параметров внутренних и внешних функций бизнес-проекта компании [1, с.9]. Данные факторы ставят перед лицом, принимающим решения, сложную задачу.

Чтобы решение этих задач было максимально эффективно, требуется использовать системный метод, который должен иметь следующие инструменты:

- математические модели, наглядно показывающие содержательную сторону основных характеристик;

- методы и способы анализа определенных математических моделей, позволяющих обработку информации, извлеченную из них, с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов;

- программных решений, численно реализующих указанные методы и алгоритмы анализа и удовлетворяющих возможность лица, принимающего решение, анализировать и визуализировать информацию в автоматизированномформате.

Обычно, в крупных компаниях есть подразделения, которые можно представить в виде множества проектов. Каждый из этих проектов курирует руководитель или лицо принимающее решение, которое отслеживает выполнение в рамках сроков и бюджета, требований к качеству результата. Увеличивается количество денежных переводов внутри организации, однако, внешние трансакции получают экономию.

Деятельность крупных компаний сопровождается выполнением большогоколичества различных проектов, для управления которыми требуются инструменты, позволяющие эффективно организовать проектную деятельность,поэтому делегирование является одним из основ развития организационных управленческих структур.

Благодаря грамотному соотношению процессов централизации и децентрализации, учитывая такие факторы, как масштаб предприятия, внешний мир, технология производства, в организации ста-новитсявозможным достижение высоких показателей. Процесс принятия решений в низших звеньях должен быть дополнением всей системы управления.

Список литературы

1. Балашова И.В., Терещенко Т.А. Управление интеллектуальным капиталом организации. Деловой вестник предпринимателя. 2021. №2 2 (4).С.9-11.

2. Балашова И.В., Тюпляева В.А. Развитие научных подходов к управлению рисками. В сборнике: Наука и образование: актуальные вопросы, проблемы теории и практики. Сборник научных трудов Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. 2020. С. 561-567.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.