Научная статья на тему 'Системы оповещение на опасных объектах: ЛСО, осо и СОУЭ'

Системы оповещение на опасных объектах: ЛСО, осо и СОУЭ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1309
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы оповещение на опасных объектах: ЛСО, осо и СОУЭ»

СЕКЦИЯ № 5

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, СВЯЗИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЕ НА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ:

ЛСО, ОСО И СОУЭ

Бросалова Л.А., Кокурин А.К., канд.ист.наук, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново

Многие трагические события при авариях и катастрофах являются следствиями пожаров и взрывов. Пожар техногенного характера на опасном объекте способен нанести значительный материальный урон предприятию и привести к возникновению угрозы здоровью или жизни людей. Так, при аварии на химически опасном объекте возможно образование токсичного облака химически опасного вещества, которое может распространиться на близлежащую территорию, на которой, в свою очередь, могут проживать люди. Поэтому сегодня при широком использовании в промышленном производстве опасных веществ и высокой вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вопросы создания, реконструкции и поддержания в постоянной готовности систем оповещения являются весьма актуальными.

Системы оповещения на объектах (предприятиях) можно классифицировать на два вида - системы оповещения гражданской обороны и противопожарной защиты.

К первому виду относятся:

- локальные системы оповещения (ЛСО), создаваемые на опасных объектах, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей;

- объектовые (организаций) системы оповещения (ОСО), используемые в организациях, на которых последствия аварий не выходят за пределы предприятия и не угрожают вблизи проживающему населению [1].

ЛСО создаются для своевременного оповещения об опасности не только объектовых аварийно-спасательных формирований, персонала и руководящего состава гражданской обороны и объектового звена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) самого объекта, где произошла чрезвычайная ситуация, но и руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, находящихся вблизи, а также населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Задача ОСО - доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта и объектовых сил и служб гражданской обороны.

Ко второму виду систем оповещения на объекте относится система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), которая создаётся в целях обеспечения своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очерёдности эвакуации из зданий и сооружений.

В СП 133.13330.2012 указано, что СОУЭ представляет собой «комплекс организационных мероприятий и технических средств (территориальных, локальных и объектовых систем оповещения, подвижных средств звукоусиления, уличной звукофикации)». Зафиксированное в пункте 3.2 НПБ 104-03 требование, что «при проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность её сопряжения с системой оповещения гражданской обороны», отменено с 2008 года, и ныне указано, что СОУЭ должна проектироваться только «с целью обеспечения безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре» [2].

Тем не менее, у проектировщиков и заказчиков систем оповещения остаются вопросы возможности взаимозаменяемости ЛСО (ОСО) и СОУЭ или использования отдельных элементов той или другой системы в целях одновременного оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации или/и о пожаре в здании как персонала объекта, так и при необходимости проживающего вблизи объекта населения.

Однако, СОУЭ и ЛСО, ОСО имеют различное функциональное назначение и могут быть задействованы по различающимся друг для друга причинам. Различие функциональных назначений диктует различие способов построения ЛСО, ОСО и СОУЭ. Первые две системы оповещения представляют собой организационно-техническое объединение технических средств оповещения (то есть специально разработанных технических устройств, осуществляющих передачу, обработку, приём сигналов, распоряжений и информации оповещения), каналов связи, сетей вещания в целях обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до населения, должностных лиц, органов управления и сил гражданской обороны [3]. В СОУЭ входят такие технические средства оповещения как звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.

Построение ЛСО, ОСО, СОУЭ осуществляется в виде отдельных независимых систем, но допускается использование СОУЭ в качестве ОСО РСЧС при доукомплектовании их специальными автоматизированными устройствами сопряжения с каналами передачи сигналов включения устройств оповещения и информации оповещения о чрезвычайных ситуациях людей, находящихся на территории объекта[4].

Полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны невозможно. Под возможностью сопряжения ЛСО или ОСО с СОУЭ может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения -

звуковых и речевых пожарных извещателей для передачи сигналов гражданской обороны. Например, в зданиях, оснащённых СОУЭ 3-5 типов (то есть с обязательным речевым оповещением), можно не создавать распределительную сеть проводного вещания. Можно установить абонентский громкоговоритель в помещении с круглосуточным пребыванием оперативного (дежурного) персонала, отвечающего за применение СОУЭ. Сигнал от сети проводного вещания в этом случае можно подать на данный громкоговоритель и на соответствующий аудиовход системы СОУЭ.

Сегодня зачастую при осуществлении территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации надзорных и контрольных функций за выполнением организациями установленных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта при проверке наличия и состояния готовности ЛСО, должностное лицо надзорного органа МЧС России, не обладая полномасштабным объёмом технических знаний, и не имея достаточного представления об особенностях организационно-технического построения ЛСО, может быть введён в заблуждение относительно предъявляемой к проверке на объекте надзора системы оповещения. Нередко владельцы опасных объектов (умышленно или неосознанно) выдают за ЛСО объектовую систему оповещения или СОУЭ. Поэтому инспекторам надзорных органов необходимо иметь чёткое представление о СОУЭ, ЛСО и ОСО, знать их принципиальные отличия, заключающиеся в особенностях функционального назначения.

Список использованной литературы

1. СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс».

2. Приказ МЧС России от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс».

3. ГОСТ Р 42.3.01 2014 Технические средства оповещения населения Классификация. Общие технические требования // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс».

4. СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.