Научная статья на тему 'О повышении эффективности осо и ЛСО, как наиважнейших элементов, обеспечивающих безопасность людей при чрезвычайных ситуациях'

О повышении эффективности осо и ЛСО, как наиважнейших элементов, обеспечивающих безопасность людей при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4048
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О повышении эффективности осо и ЛСО, как наиважнейших элементов, обеспечивающих безопасность людей при чрезвычайных ситуациях»

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСО И ЛСО,

КАК НАИВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

О.В. Кочнов, заместитель генерального директора, Группа компаний ЭСКОРТ, г. Москва

Цель статьи - очертить круг основных трудностей, возникающих при проектировании систем оповещения СОУЭ 3, 4, 5 типов, предложить ряд организационных мероприятий, повышающих эффективность систем речевого оповещения, в том числе ОСО и ЛСО, применяемых в зданиях и сооружениях с высоким нормативным показателем.

На пути повышения эффективности систем оповещения высоких типов, лежит ряд трудностей со стороны организационных мероприятий. Так, например, имеет место противоречие, касающееся расчета «времени эвакуации» и необходимости такого расчета. На основании требований пожарной безопасности к СОУЭ, изложенной в СП3, а также в пункте 7 статьи 84 Федерального закона РФ № 123-ФЗ «СЭОУЭ должна сохранять работоспособность в течение времени эвакуации при пожаре». Время эвакуации фигурирует при расчете времени резервирования КТС в течение тревожного режима, а также при разработке сложных алгоритмов оповещения. Проектировщики искренне не понимают, кто должен выдавать (откуда брать) данный параметр и на каком этапе он рассчитывается. Мы с вами (с МЧС) понимаем, что на данный момент имеется серьезнейшее разъяснение - законодательство разработанное органами МЧС, согласно которому: Расчет времени эвакуации осуществляется на основании Федерального закона РФ № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Приказом С.К. Шойгу № 389 от 30/08/09 утверждена методика «определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов пожарной функциональной опасности» и из чего следует необходимость расчета рисков, а, следовательно, и времени эвакуации. Однако, п. 3 статьи 6, Федерального закона РФ № 123-ФЗ «Технический регламент» гласит: «При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется», что противоречит Федеральному закону РФ № 184-ФЗ.

Темпы и масштабы современного строительства заставляют обратить более пристальное внимание на СОУЭ 5 типа. Одной только фразы «координированное управление» совершенно не достаточно. Большинство проектных организаций стараются не связываться с 5 типом по причине непонимания задач и требований. Отсутствие четких требований к 5 типу порождает произвол в плане, как интерпретации, так и конкретной реализации. Прикрытие новомодными понятиями такими, как «интеграция» или «инновация», не повышает безопасности людей, для обеспечения которой требуется существенная доработка к организационной части.

Четкие требования к организационной части автоматически предъявляются и к комплексу используемых технических средств. Российский производитель готов идти в ногу с законодательством, способен решать самый сложных круг задач минимальными средствами. Например, в зданиях с высоким нормативным показателем требуется реализация сложного алгоритма оповещения, к которому необходимо предъявить как минимальные (нынешние, СОУЭ 4 типа), так и повышенные, соответствующие высокому типу (СОУЭ 5 типа), требования. В высотных зданиях одновременно с эвакуацией посетителей из зоны пожара должна начаться эвакуация из верхних этажей здания, что при различии текстов требует, как минимум, двухканальной реализации от технических средств. Сложный алгоритм потому и называется сложным, что должен (и может) строиться с учетом корректировки, учитывающей конкретную динамику. В этой связи еще раз всплывает необходимость расчета времени эвакуации.

Решение подобного рода задач не представляется возможным без использования цифровых технологий. Активное внедрение цифровых, в том числе, сетевых технологий началось уже давно. Сетевые технологии буквально «врываются» в область безопасности, однако, четких требований относительно их использования еще не существует. Основные требования должны касаться, прежде всего, каналов связи. Даже в локальных (не говоря о глобальных) сетях присутствует большое количество средств, требующих обязательной сертификации в пожарных органах. Зачастую этого не происходит из-за отсутствия четких разграничений ответственности. Производители систем безопасности обходятся известной пословицей «о претензиях к пуговицам», а при этом во всей (сетевой) структуре взаимодействия присутствуют «бреши», не позволяющие говорить о какой-либо надежности.

К повышению эффективности ОСО и ЛСО

На сегодняшний день системы оповещения (СО) активно внедряются и используются в различных сферах, связанных с обеспечением безопасности людей - пожарной безопасности зданий и сооружений, безопасности людей при возникновении ЧС, в программе «Безопасный город» и мн. др. Важность систем оповещения в современных условиях нельзя недооценивать, т.к. они являются конечным элементом в цепи безопасности, посредником между КТС и людьми.

Важным моментом является тот факт, что основные требования, предъявляемые к ОСО и ЛСО, изложенные в Федеральном законе РФ № 123-Ф3, СП 133.13330.2012 совпадают с требованиями, предъявляемыми к системам оповещения о пожаре, относительно которых на сегодняшний день накоплен богатый опыт.

Одним из основных вопросов, волнующих большинство проектировщиков ЛСО и ОСО независимо от региона, является вопрос (грамотной, оптимальной) стыковки оборудования регионального (ЦСО) и локального (ЛСО и ОСО) уровней. Причина трудности связана с отсутствием информации по оборудованию, используемому в качестве ЦСО.

Мы, как производители, находясь в той же зависимости,

сконцентрировались на решении двух задач - задачи стыковки систем на т.н. «контактном уровне» («сухой контакт» + линейный аудио-сигнал) и построении высокоприоритетных систем, что и оказалось востребованным.

В 2014 оборудование ROXTON было сертифицировано на предмет сопряжения с системой централизованного оповещения (ЦСО) регионального уровня РАСЦО, разработанной ФГУП РСВО и используемой в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из основных задач, которые при этом предстояло решить, была задача четкой отработки приоритетов с обязательным возвратом системы в состояние, предшествующее так называемому «перехвату». Таким образом, в рамках очерченных задач понятие «многоприоритетности» оказалось наиважнейшим.

Специфика ОСО, как объектовой системы, и особенно ОСО, как системы оповещения населения, предъявляет к оборудованию такое важное требование, как «многоканальность». Без возможности одновременной трансляции различной звуковой или речевой информации по различным каналам невозможно представить какую-либо крупную (распределенную) систему.

Таким образом, список основных требований, предъявляемых к ОСО и ЛСО, можно сформировать, исходя из решения следующих задач:

- оптимизации, в плане стыковки ЛСО и ОСО с системами ЦСО по различным каналам связи (аналоговым, цифровым, беспроводным);

- повышения эффективности за счет расширения приоритетности;

- повышения функциональности за счет многоканальности;

- полной интегрируемости на контактном, протокольном (RS-232/422/485, DANTE, Modbus и т.д.) и сетевом уровнях (IP, SIP);

- обеспечение высокой надежности, контролируемости и резервируемости

КТС;

- необходимости использования только сертифицированного, в том числе сетевого, оборудования;

- приоритетными считать системы, имеющие возможность (позволяющие) дублировать функции ЦСО по альтернативным каналам связи, как на аппаратном, так и программном уровнях.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что повышение безопасности людей, находящихся внутри зданий и сооружений, может быть обеспечено сбалансированным взаимодействием организационных мероприятий и технических средств, достижение которого возможно только при эффективном взаимодействии различных звеньев - Органов МЧС, Проектных организаций и Производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.