Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ'

СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системы мониторинга / проектирование системы мониторинга / автоматическая система противопожарной защиты / программно-аппаратный комплекс.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Федоров Андрей Сергеевич, Радечко Людмила Евгеньевна, Жидков Анатолий Николаевич, Лазарев Геннадий Андреевич, Зайцев Николай Владимирович

возможности создания единого информационного пространства при возникновении ЧС во многом базируются на использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий, гибком сочетании традиционных и новых методов сбора, обработки, анализа и обобщения информации для осуществления управления. В статье предлагается повысить пожарную безопасность социальных объектов на примере образовательных организаций, на основе систем мониторинга противопожарной защиты здания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Федоров Андрей Сергеевич, Радечко Людмила Евгеньевна, Жидков Анатолий Николаевич, Лазарев Геннадий Андреевич, Зайцев Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ»

СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ

ЗАЩИТЫ.

Федоров А.С.1, Радечко Л.Е.2, Жидков А.Н.3, Лазарев Г.А.4, Зайцев Н.В.5

1Федоров Андрей Сергеевич - магистрант;

2Радечко Людмила Евгеньевна магистрант;

3Жидков Анатолий Николаевич магистрант;

4Лазарев Геннадий Андреевич магистрант;

5Зайцев Николай Владимирович магистрант, кафедра пожарная безопасность зданий и автоматизированная система пожаротушения, Санкт-Петербургский

университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Аннотация: возможности создания единого информационного пространства при возникновении ЧС во многом базируются на использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий, гибком сочетании традиционных и новых методов сбора, обработки, анализа и обобщения информации для осуществления управления. В статье предлагается повысить пожарную безопасность социальных объектов на примере образовательных организаций, на основе систем мониторинга противопожарной защиты здания.

Ключевые слова: системы мониторинга, проектирование системы мониторинга, автоматическая система противопожарной защиты, программно-аппаратный комплекс.

Введение

Ведение современного управления в ЧС (1) обеспечивается широким внедрением программно-аналитических средств обработки информации, наличием современных средств обеспечения безопасности информации в сочетании с открытостью и достоверностью информации баз данных, открытостью каналов связи.

Качество мониторинга чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабы.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования (3) во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Станция мониторинга относится к классу проблемно-ориентированных систем информационной поддержки принятия решений; может рассматриваться как система, построенная на базе программно-технических средств и предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени.

Системы мониторинга предусмотрены для дистанционного сбора информации с объектов о состоянии оборудования и происходящих событиях. Системы используют многообразные каналы связи для оперативного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожар, авария, проникновение посторонних и т. д).

Систему мониторинга составляют:

1. пульт централизованного наблюдения, на базе персонального компьютера. На пульт сводится информация от всех объектов, обрабатывается дежурным оператором, принимается решение о реагировании и отдается команда соответствующему подразделению.

2. ретрансляторы (при необходимости). Применяют для территориального расширения системы;

3. объектовые приборы с коммуникаторами. Осуществляют функции охранной и пожарной сигнализации, контроля состояния технологических процессов, и пр.

Системы мониторинга используют в качестве канала передачи извещений различные виды связи (радиоканальные системы, проводные линии городской телефонной сети, GSM-канал, Ethernet и т.д.).

Набирают популярность структурированные системы мониторинга. Организуется несколько пультов наблюдения, которые располагаются на разных ее уровнях и выполняют разные задачи. Так пульты нижнего уровня собирают информацию с объектов и обеспечивают оперативность реагирования на тревожные события. Далее, они передают информацию о событиях и действиях персонала на вышестоящий пульт централизованного наблюдения (ПЦН) - городского масштаба. Вышестоящие ПЦН служат для контроля действий подведомственного персонала, сбора статистических данных и последующего анализа.

Построение системы мониторинга начинается на этапе проектирования. Сущность проектирования системы мониторинга заключается в создании функциональной модели работы или в планировании всей технологической цепочки получения информации. Так как все этапы получения информации взаимосвязаны, недостаточное внимание к разработке какого-либо этапа может привести к резкому снижению ценности получаемой информации. На основании анализа построения национальных систем

формируются основные требования к проектированию таких систем, которые предусматривают основные этапы:

1) определение задач системы мониторинга и требований к информации, необходимой для их выполнения;

2) создание организационной структуры сети наблюдений и разработка принципов их проведения;

3) построение сети мониторинга;

4) разработка системы получения данных информации и представления информации;

5) создание системы проверки полученной информации на соответствие исходным требованиям и пересмотр, при необходимости, системы мониторинга.

При проектировании систем мониторинга (5) учитывается объем и качество исходной информации. Она должна включать наиболее подробные данные о пространственно-временной изменчивости показателей установленного оборудования.

При расширении имеющихся систем АПЗ (2, 7) и установке минимально необходимого оборудования для передачи сигнала возникают проблемы совместимости нового оборудования с установленным. В таком случае можно интегрировать имеющуюся систему, позволяющую передавать сигнал, либо изменить систему, установив оборудование с нужными функциями, с дальнейшим перепрограммированием системы. То есть совместить оборудование различных производителей на уровне сухих контактов, даже при интеграции устройства, предающего сигнал (контроллера, коммуникатора).

Объектами контроля и управления являются:

1. инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) зданий и сооружений;

2. подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

- теплоснабжение: центральное отопление, вентиляция и кондиционирование;

- водоснабжение и канализация;

- электроснабжение;

- газоснабжение;

- инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

- лифтовое оборудование;

- система голосового оповещения;

- система охранной безопасности;

В состав системы должны входить следующие компоненты:

- комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);

- многофункциональная кабельная система;

- сеть передачи информации;

- система сбора и обработки информации;

- административная система.

В комплекс контролирующих средств должны входить:

- сейсмодатчики;

- аналоговые и (или) цифровые датчики контроля всевозможных технологических параметров;

- водо-, газо- и электросчетчики;

- датчики аварий с дискретными сигналами;

- датчики контроля наличия всевозможных взрывчатых и радиоактивных веществ и т.д.

В качестве исполнительных устройств могут использоваться технические средства, обеспечивающие автоматическое, автоматизированное или ручное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).

В многофункциональную кабельную систему включаются:

- кабеле - несущие конструкции;

- электрические и слаботочные кабели;

- коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).

В систему сбора и обработки информации входят:

- серверы ввода-вывода;

- локальная и (или) глобальная вычислительные сети;

- рабочие станции диспетчеров;

- программный комплекс.

В административную систему входят:

- организационная структура, обеспечивающая эксплуатацию здания;

- эксплуатационно-техническая и распорядительная документация;

- документация, регламентирующая взаимодействие с ЕДДС.

Рис.1. Организация функционирования системы мониторинга систем жизнеобеспечения объекта защиты.

Смонтированная система мониторинга позволяет осуществить передачу сигнала на пульт ЕДДС-112 без участия человека, так как объектовое оборудование подключено к выделенному каналу передачи информации и одновременно осуществляется дублирование канала передачи информации (4). Контроль состояния оборудования осуществляется в реальном масштабе времени, с заранее определенным интервалом.

Эффект от создания системы мониторинга:

- Повышение надежности и безопасности инфраструктуры объектов

- Оптимизация инженерного оборудования

- Снижение стоимости комплекса инженерных систем

- Управление из единого диспетчерского центра

- Сокращение затрат на эксплуатацию

- Сокращение затрат на страхование.

В целом, система мониторинга разрабатывается для достижения следующих целей (6):

1) недопущение гибели людей и сокращение реального ущерба при возникновении ЧС (аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий) благодаря более раннему их обнаружению и реализации спланированного противодействия;

2) обеспечение оперативного реагирования подразделений МЧС России различного уровня на поступающие сигналы о возникновении ЧС, контроль за действиями персонала;

3) усиление ответственности за обеспечение работоспособности инженерно-технических систем противопожарного, экологического и технического контроля;

4) оптимизация затрат на выезды подразделений МЧС путем применения технических средств и организационных мероприятий, сокращающих количество выездов на ложные вызовы;

5) прогнозирование возможностей возникновения ЧС и выработка методик по противодействию и недопущению ЧС;

6) создание дополнительной сети для управления ГО и оповещения.

Вывод: применение предложенных средств позволит достичь своевременной передачи данных о возгораниях на объекте защиты, а также других происшествиях и ЧС.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

3. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794;

4. Концепция по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1240-р;

5. Приказ МЧС России от 26 августа 2009 г. № 496. "Об утверждении положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

6. Приказ №483 от 2001-11-12 (МЧС России) "Об утверждении Положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

7. СП 486.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.