СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ
ЗАЩИТЫ.
Федоров А.С.1, Радечко Л.Е.2, Жидков А.Н.3, Лазарев Г.А.4, Зайцев Н.В.5
1Федоров Андрей Сергеевич - магистрант;
2Радечко Людмила Евгеньевна магистрант;
3Жидков Анатолий Николаевич магистрант;
4Лазарев Геннадий Андреевич магистрант;
5Зайцев Николай Владимирович магистрант, кафедра пожарная безопасность зданий и автоматизированная система пожаротушения, Санкт-Петербургский
университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург
Аннотация: возможности создания единого информационного пространства при возникновении ЧС во многом базируются на использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий, гибком сочетании традиционных и новых методов сбора, обработки, анализа и обобщения информации для осуществления управления. В статье предлагается повысить пожарную безопасность социальных объектов на примере образовательных организаций, на основе систем мониторинга противопожарной защиты здания.
Ключевые слова: системы мониторинга, проектирование системы мониторинга, автоматическая система противопожарной защиты, программно-аппаратный комплекс.
Введение
Ведение современного управления в ЧС (1) обеспечивается широким внедрением программно-аналитических средств обработки информации, наличием современных средств обеспечения безопасности информации в сочетании с открытостью и достоверностью информации баз данных, открытостью каналов связи.
Качество мониторинга чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабы.
От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования (3) во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Станция мониторинга относится к классу проблемно-ориентированных систем информационной поддержки принятия решений; может рассматриваться как система, построенная на базе программно-технических средств и предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени.
Системы мониторинга предусмотрены для дистанционного сбора информации с объектов о состоянии оборудования и происходящих событиях. Системы используют многообразные каналы связи для оперативного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожар, авария, проникновение посторонних и т. д).
Систему мониторинга составляют:
1. пульт централизованного наблюдения, на базе персонального компьютера. На пульт сводится информация от всех объектов, обрабатывается дежурным оператором, принимается решение о реагировании и отдается команда соответствующему подразделению.
2. ретрансляторы (при необходимости). Применяют для территориального расширения системы;
3. объектовые приборы с коммуникаторами. Осуществляют функции охранной и пожарной сигнализации, контроля состояния технологических процессов, и пр.
Системы мониторинга используют в качестве канала передачи извещений различные виды связи (радиоканальные системы, проводные линии городской телефонной сети, GSM-канал, Ethernet и т.д.).
Набирают популярность структурированные системы мониторинга. Организуется несколько пультов наблюдения, которые располагаются на разных ее уровнях и выполняют разные задачи. Так пульты нижнего уровня собирают информацию с объектов и обеспечивают оперативность реагирования на тревожные события. Далее, они передают информацию о событиях и действиях персонала на вышестоящий пульт централизованного наблюдения (ПЦН) - городского масштаба. Вышестоящие ПЦН служат для контроля действий подведомственного персонала, сбора статистических данных и последующего анализа.
Построение системы мониторинга начинается на этапе проектирования. Сущность проектирования системы мониторинга заключается в создании функциональной модели работы или в планировании всей технологической цепочки получения информации. Так как все этапы получения информации взаимосвязаны, недостаточное внимание к разработке какого-либо этапа может привести к резкому снижению ценности получаемой информации. На основании анализа построения национальных систем
формируются основные требования к проектированию таких систем, которые предусматривают основные этапы:
1) определение задач системы мониторинга и требований к информации, необходимой для их выполнения;
2) создание организационной структуры сети наблюдений и разработка принципов их проведения;
3) построение сети мониторинга;
4) разработка системы получения данных информации и представления информации;
5) создание системы проверки полученной информации на соответствие исходным требованиям и пересмотр, при необходимости, системы мониторинга.
При проектировании систем мониторинга (5) учитывается объем и качество исходной информации. Она должна включать наиболее подробные данные о пространственно-временной изменчивости показателей установленного оборудования.
При расширении имеющихся систем АПЗ (2, 7) и установке минимально необходимого оборудования для передачи сигнала возникают проблемы совместимости нового оборудования с установленным. В таком случае можно интегрировать имеющуюся систему, позволяющую передавать сигнал, либо изменить систему, установив оборудование с нужными функциями, с дальнейшим перепрограммированием системы. То есть совместить оборудование различных производителей на уровне сухих контактов, даже при интеграции устройства, предающего сигнал (контроллера, коммуникатора).
Объектами контроля и управления являются:
1. инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) зданий и сооружений;
2. подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:
- теплоснабжение: центральное отопление, вентиляция и кондиционирование;
- водоснабжение и канализация;
- электроснабжение;
- газоснабжение;
- инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;
- лифтовое оборудование;
- система голосового оповещения;
- система охранной безопасности;
В состав системы должны входить следующие компоненты:
- комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);
- многофункциональная кабельная система;
- сеть передачи информации;
- система сбора и обработки информации;
- административная система.
В комплекс контролирующих средств должны входить:
- сейсмодатчики;
- аналоговые и (или) цифровые датчики контроля всевозможных технологических параметров;
- водо-, газо- и электросчетчики;
- датчики аварий с дискретными сигналами;
- датчики контроля наличия всевозможных взрывчатых и радиоактивных веществ и т.д.
В качестве исполнительных устройств могут использоваться технические средства, обеспечивающие автоматическое, автоматизированное или ручное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).
В многофункциональную кабельную систему включаются:
- кабеле - несущие конструкции;
- электрические и слаботочные кабели;
- коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).
В систему сбора и обработки информации входят:
- серверы ввода-вывода;
- локальная и (или) глобальная вычислительные сети;
- рабочие станции диспетчеров;
- программный комплекс.
В административную систему входят:
- организационная структура, обеспечивающая эксплуатацию здания;
- эксплуатационно-техническая и распорядительная документация;
- документация, регламентирующая взаимодействие с ЕДДС.
Рис.1. Организация функционирования системы мониторинга систем жизнеобеспечения объекта защиты.
Смонтированная система мониторинга позволяет осуществить передачу сигнала на пульт ЕДДС-112 без участия человека, так как объектовое оборудование подключено к выделенному каналу передачи информации и одновременно осуществляется дублирование канала передачи информации (4). Контроль состояния оборудования осуществляется в реальном масштабе времени, с заранее определенным интервалом.
Эффект от создания системы мониторинга:
- Повышение надежности и безопасности инфраструктуры объектов
- Оптимизация инженерного оборудования
- Снижение стоимости комплекса инженерных систем
- Управление из единого диспетчерского центра
- Сокращение затрат на эксплуатацию
- Сокращение затрат на страхование.
В целом, система мониторинга разрабатывается для достижения следующих целей (6):
1) недопущение гибели людей и сокращение реального ущерба при возникновении ЧС (аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий) благодаря более раннему их обнаружению и реализации спланированного противодействия;
2) обеспечение оперативного реагирования подразделений МЧС России различного уровня на поступающие сигналы о возникновении ЧС, контроль за действиями персонала;
3) усиление ответственности за обеспечение работоспособности инженерно-технических систем противопожарного, экологического и технического контроля;
4) оптимизация затрат на выезды подразделений МЧС путем применения технических средств и организационных мероприятий, сокращающих количество выездов на ложные вызовы;
5) прогнозирование возможностей возникновения ЧС и выработка методик по противодействию и недопущению ЧС;
6) создание дополнительной сети для управления ГО и оповещения.
Вывод: применение предложенных средств позволит достичь своевременной передачи данных о возгораниях на объекте защиты, а также других происшествиях и ЧС.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
3. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794;
4. Концепция по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1240-р;
5. Приказ МЧС России от 26 августа 2009 г. № 496. "Об утверждении положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
6. Приказ №483 от 2001-11-12 (МЧС России) "Об утверждении Положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
7. СП 486.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности.