Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ'

СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА / АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ / ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Федоров А.С., Радечко Л.Е., Жидков А.Н., Лазарев Г.А., Зайцев Н.В.

возможности создания единого информационного пространства при возникновении ЧС во многом базируются на использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий, гибком сочетании традиционных и новых методов сбора, обработки, анализа и обобщения информации для осуществления управления. В статье предлагается повысить пожарную безопасность социальных объектов на примере образовательных организаций, на основе систем мониторинга противопожарной защиты здания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Федоров А.С., Радечко Л.Е., Жидков А.Н., Лазарев Г.А., Зайцев Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ»

1. Андреев Ю.А., Елфимова М.В., Мельник А.А., Ширинкин П.В., Батуро А.Н. О возможном подходе к оценке эффективности и востребованности профилактических мероприятий в области пожарной безопасности // Современные проблемы гражданской защиты. 2018. №2 (27). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vozmozhnom-podhode-k-otsenke-effektivnosti-i-vostrebovannosti-profilakticheskih-meropriyatiy-v-oblasti-pozharnoy-bezopasnosti (дата обращения: 19.04.2021).

2. Антонченко В.В. Проблемы профилактической работы в сфере обеспечения пожарной безопасности // Актуальные проблемы российского права. 2019. №1 (98). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-profilakticheskoy-raboty-v-sfere-obespecheniya-pozharnoy-bezopasnosti (дата обращения: 19.04.2021).

3. Методические рекомендации по предупреждению гибели и травматизма несовершеннолетних на пожарах. Документ от 30.03.2020 г. № 2-4-71-8. Документ от 30.03.2020 г.

4. Мировая пожарная статистика. Отчет № 22. N.N. Brushlinsky, M. Ahrens, S. V. Sokolov, P/ Wagner [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ctif.org/sites/default/files/ctifreport22_world _firestatistics_2017.pdf (дата обращения 04.06.2018 г).

5. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации [Текст]: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 19-21 декабря 2018 г.): [в 3 ч.] / Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет, Институт естественных и социально-экономических наук; под редакцией канд. хим. наук А. С. Хомченко. - Новосибирск: НГПУ, 2018. Ч. 2 [Текст]. 2018. С. 248.

6. Порошин А.А. Методические подходы к оценке результативности деятельности пожарно-спасательных подразделений МЧС России / А.А. Порошин, Е.В. Бобринев, Е.Ю. Удавцова, А.А. Кондашов, С.И. Рюмина // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2018. №1. C.31-34. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik. sibpsa. ru/wp-content/uploads/2018/v8/N8_31-34.pdf (дата обращения 04.06.2018 г).

7. Руководство по подготовке программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Письмо Заместителя Министра МЧС России С.А. Кададова от 10 января 2018 года № 43104-19.

8. Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения 04.06.2018 г).

СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ

Федоров А.С.1, Радечко Л.Е.2, Жидков А.Н.3, Лазарев Г.А.4,

Зайцев Н.В.5

1Федоров Андрей Сергеевич - магистрант;

2Радечко Людмила Евгеньевна - магистрант;

Жидков Анатолий Николаевич - магистрант;

4Лазарев Геннадий Андреевич - магистрант;

5Зайцев Николай Владимирович - магистрант, кафедра пожарная безопасность зданий и автоматизированная система пожаротушения, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Аннотация: возможности создания единого информационного пространства при возникновении ЧС во многом базируются на использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий, гибком сочетании традиционных и новых методов сбора, обработки, анализа и обобщения информации для осуществления управления. В статье предлагается повысить пожарную безопасность социальных объектов на примере образовательных организаций, на основе систем мониторинга противопожарной защиты здания.

Ключевые слова: системы мониторинга, проектирование системы мониторинга, автоматическая система противопожарной защиты, программно-аппаратный комплекс.

Введение

Ведение современного управления в ЧС (1) обеспечивается широким внедрением программно-аналитических средств обработки информации, наличием современных средств обеспечения безопасности информации в сочетании с открытостью и достоверностью информации баз данных, открытостью каналов связи.

Качество мониторинга чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабы.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования (3) во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Станция мониторинга относится к классу проблемно-ориентированных систем информационной поддержки принятия решений; может рассматриваться как система, построенная на базе программно-технических средств и предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени.

Системы мониторинга предусмотрены для дистанционного сбора информации с объектов о состоянии оборудования и происходящих событиях. Системы используют многообразные каналы связи для оперативного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожар, авария, проникновение посторонних и т. д).

Систему мониторинга составляют:

1. пульт централизованного наблюдения, на базе персонального компьютера. На пульт сводится информация от всех объектов, обрабатывается дежурным оператором, принимается решение о реагировании и отдается команда соответствующему подразделению.

2. ретрансляторы (при необходимости). Применяют для территориального расширения системы;

3. объектовые приборы с коммуникаторами. Осуществляют функции охранной и пожарной сигнализации, контроля состояния технологических процессов, и пр.

Системы мониторинга используют в качестве канала передачи извещений различные виды связи (радиоканальные системы, проводные линии городской телефонной сети, GSM-канал, Ethernet и т.д.).

Набирают популярность структурированные системы мониторинга. Организуется несколько пультов наблюдения, которые располагаются на разных ее уровнях и выполняют разные задачи. Так пульты нижнего уровня собирают информацию с объектов и обеспечивают оперативность реагирования на тревожные события. Далее, они передают информацию о событиях и действиях персонала на вышестоящий пульт централизованного наблюдения (ПЦН) - городского масштаба. Вышестоящие ПЦН служат для контроля действий подведомственного персонала, сбора статистических данных и последующего анализа.

Построение системы мониторинга начинается на этапе проектирования. Сущность проектирования системы мониторинга заключается в создании функциональной модели работы или в планировании всей технологической цепочки получения информации. Так как все этапы получения информации взаимосвязаны, недостаточное внимание к разработке какого-либо этапа может привести к резкому снижению ценности получаемой информации. На основании анализа построения национальных систем формируются основные требования к проектированию таких систем, которые предусматривают основные этапы:

1) определение задач системы мониторинга и требований к информации, необходимой для их выполнения;

2) создание организационной структуры сети наблюдений и разработка принципов их проведения;

3) построение сети мониторинга;

4) разработка системы получения данных информации и представления информации;

5) создание системы проверки полученной информации на соответствие исходным требованиям и пересмотр, при необходимости, системы мониторинга.

При проектировании систем мониторинга (5) учитывается объем и качество исходной информации. Она должна включать наиболее подробные данные о пространственно-временной изменчивости показателей установленного оборудования.

При расширении имеющихся систем АПЗ (2, 7) и установке минимально необходимого оборудования для передачи сигнала возникают проблемы совместимости нового оборудования с установленным. В таком случае можно интегрировать имеющуюся систему, позволяющую передавать сигнал, либо изменить систему, установив оборудование с нужными функциями, с дальнейшим перепрограммированием системы. То есть совместить оборудование различных производителей на уровне сухих контактов, даже при интеграции устройства, предающего сигнал (контроллера, коммуникатора).

Объектами контроля и управления являются:

1. инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) зданий и сооружений;

2. подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

- теплоснабжение: центральное отопление, вентиляция и кондиционирование;

- водоснабжение и канализация;

- электроснабжение;

- газоснабжение;

- инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

- лифтовое оборудование;

- система голосового оповещения;

- система охранной безопасности;

В состав системы должны входить следующие компоненты:

- комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);

- многофункциональная кабельная система;

- сеть передачи информации;

- система сбора и обработки информации;

- административная система.

В комплекс контролирующих средств должны входить:

- сейсмодатчики;

- аналоговые и (или) цифровые датчики контроля всевозможных технологических параметров;

- водо-, газо- и электросчетчики;

- датчики аварий с дискретными сигналами;

- датчики контроля наличия всевозможных взрывчатых и радиоактивных веществ и т.д.

В качестве исполнительных устройств могут использоваться технические средства, обеспечивающие автоматическое, автоматизированное или ручное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).

В многофункциональную кабельную систему включаются:

- кабеле - несущие конструкции;

- электрические и слаботочные кабели;

- коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы). В систему сбора и обработки информации входят:

- серверы ввода-вывода;

- локальная и (или) глобальная вычислительные сети;

- рабочие станции диспетчеров;

- программный комплекс.

В административную систему входят:

- организационная структура, обеспечивающая эксплуатацию здания;

- эксплуатационно-техническая и распорядительная документация;

- документация, регламентирующая взаимодействие с ЕДДС.

Рис.1. Организация функционирования системы мониторинга систем жизнеобеспечения

объекта защиты.

Смонтированная система мониторинга позволяет осуществить передачу сигнала на пульт ЕДДС-112 без участия человека, так как объектовое оборудование подключено к выделенному каналу передачи информации и одновременно осуществляется дублирование канала передачи информации (4). Контроль состояния оборудования осуществляется в реальном масштабе времени, с заранее определенным интервалом.

Эффект от создания системы мониторинга:

- Повышение надежности и безопасности инфраструктуры объектов

- Оптимизация инженерного оборудования

- Снижение стоимости комплекса инженерных систем

- Управление из единого диспетчерского центра

- Сокращение затрат на эксплуатацию

- Сокращение затрат на страхование.

В целом, система мониторинга разрабатывается для достижения следующих целей (6):

1) недопущение гибели людей и сокращение реального ущерба при возникновении ЧС (аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий) благодаря более раннему их обнаружению и реализации спланированного противодействия;

2) обеспечение оперативного реагирования подразделений МЧС России различного уровня на поступающие сигналы о возникновении ЧС, контроль за действиями персонала;

3) усиление ответственности за обеспечение работоспособности инженерно-технических систем противопожарного, экологического и технического контроля;

4) оптимизация затрат на выезды подразделений МЧС путем применения технических средств и организационных мероприятий, сокращающих количество выездов на ложные вызовы;

5) прогнозирование возможностей возникновения ЧС и выработка методик по противодействию и недопущению ЧС;

6) создание дополнительной сети для управления ГО и оповещения.

Вывод: применение предложенных средств позволит достичь своевременной передачи данных о возгораниях на объекте защиты, а также других происшествиях и ЧС.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

3. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794;

4. Концепция по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1240-р;

5. Приказ МЧС России от 26 августа 2009 г. № 496. "Об утверждении положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

6. Приказ №483 от 2001-11-12 (МЧС России) "Об утверждении Положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

7. СП 486.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.