Научная статья на тему 'Системы менеджмента качества как требования к организациям, осуществляющим деятельность в области безопасности объектов строительства'

Системы менеджмента качества как требования к организациям, осуществляющим деятельность в области безопасности объектов строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONSTRUCTION ACTIVITIES / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / КАЧЕСТВО / QUALITY / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулалиев Ф.А., Ивахнюк Г.К., Трофимов И.В.

Рассмотрена новая технология работы, позволяющая учитывать требования потребителя на всех стадиях производства изделий, для всех элементов качества предприятия и, таким образом, резко повысить степень удовлетворенности потребителя, снизить затраты на проектирование и подготовку производства изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM FOR CONSTRUCTION HAZARDOUS INDUSTRIAL OBJECTS

The article describes а new technology which allows to take into account the requirements of the customer at all stages of production of products for all the quality elements of the enterprise and, therefore, dramatically increase customer satisfaction, reduce the cost of design and manufacture of products.

Текст научной работы на тему «Системы менеджмента качества как требования к организациям, осуществляющим деятельность в области безопасности объектов строительства»

ЭКОНОМИКА, СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

Ф.А. Абдулалиев;

Г.К. Ивахнюк, доктор химических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. И.В. Трофимов.

Санкт-Петербургский государственный Технологический институт (Технический университет)

Рассмотрена новая технология работы, позволяющая учитывать требования потребителя на всех стадиях производства изделий, для всех элементов качества предприятия и, таким образом, резко повысить степень удовлетворенности потребителя, снизить затраты на проектирование и подготовку производства изделий.

Ключевые слова: строительная деятельность, проектная деятельность, стандартизация, качество, менеджмент качества

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM FOR CONSTRUCTION HAZARDOUS INDUSTRIAL OBJECTS

F.A. Abdulaliev; G.K. Ivakhnyuk.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. I.V. Trofimov.

Saint-Petersburg state Technological institute (Technical university)

The article describes а new technology which allows to take into account the requirements of the customer at all stages of production of products for all the quality elements of the enterprise and, therefore, dramatically increase customer satisfaction, reduce the cost of design and manufacture of products.

Keywords: construction activities, project activity, standardization, quality, quality management

С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный Закон РФ от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым оформление строительных лицензий прекращено [1].

Регулирование строительной деятельности в области архитектурного проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции, а также инженерных изысканий для строительства теперь осуществляют саморегулируемые организации (СРО).

В соответствии с Постановлением Правительства от 19 ноября 2008 г. № 864, государственный контроль за деятельностью СРО в сфере строительства и ведения реестра саморегулирующихся организаций возлагается на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Для осуществления строительной и проектной деятельности организация обязательно должна быть членом СРО. Членам СРО выдается свидетельство о допуске к определенным видам работ. С 1 января 2010 г. без такого допуска организация не имеет права осуществлять проектную и строительную деятельность.

Саморегулируемые организации осуществляют следующие основные функции:

- разрабатывают и устанавливают требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО, в том числе требования к вступлению в СРО;

- применяют меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами СРО, в отношении своих членов;

- образуют третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

- осуществляют анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в СРО в форме отчётов, в порядке, установленном уставом СРО или иным документом, утверждённым решением общего собрания членов СРО;

- представляют интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- организуют профессиональное обучение, аттестацию работников - членов СРО или сертификацию произведённых членами СРО товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

- обеспечивают информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывают информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящими федеральными законами и внутренними документами СРО.

СРО для создания внутренних стандартов качества приняли стандарты ИСО (ISO 9000). Стандарты ИСО имеют широкое распространение во всем мире и адаптированы к российским условиям (ГОСТ Р ИСО 9001-2008), так как ГОСТы и СНиПы не имеют зарубежных аналогов и в зарубежных странах не учитываются [2].

Международная организация по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization, ISO) занимается выпуском стандартов.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. 25 национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 г. (расформирована в 1942 г.), и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 г. Фактически её работа началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР 23 сентября 2005 г. и вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово «юод» - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «ИСО».

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Официальными языками являются: английский, французский и русский.

На сегодняшний день в состав ИСО входит 164 страны. Российскую Федерацию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов - членов. Кроме них членство в ИСО может иметь статус «член-корреспондент», таковыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 45) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Необходимо подчеркнуть, что ИСО не сертифицирует и не выдает сертификаты. ИСО только разрабатывает стандарты. Сертификацию на соответствие стандартам ИСО могут проводить только аккредитованные организации.

Правилами саморегулирования может устанавливаться требование о наличии аттестации специалистов, повышении квалификации и наличии сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных при осуществлении добровольного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сертификации.

Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001 необходим не только для получения допуска СРО. Сертификация 9001-2008 позволяет обратить внимание на себя крупных компаний, а значит, выиграть больше выгодных конкурсов или тендеров. Стандарты ИСО серии 9001 ориентируют организации на постоянное улучшение деятельности и наиболее полное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон.

Стандарты ИСО охватывают всю строительную отрасль и смежные с ней производства: строительные материалы и конструкции, проектно-сметную документацию, все этапы строительного производства. Так же учитываются проблемы энергоэффективности зданий, обеспечения доступности инвалидам и др. [3-7].

Стандарты ИСО не являются обязательными к применению в соответствии с российским законодательством. Но на основе стандартов ИСО разрабатываются стандарты РОСТ Р, обязательные к применению на территории России, так как содержатся в Перечне национальных стандартов и сводов правил, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Термины и определения в области управления качеством

Качество (quality) - степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

Система менеджмента качества (quality management system) - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Политика в области качества (quality policy) - общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Цели в области качества (quality objective) - то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества.

Менеджмент качества (quality management) - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Планирование качества (quality planning) - часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

Управление качеством (quality control) - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Обеспечение качества (quality assurance) - часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Улучшение качества (quality improvement) - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Характеристика качества (quality characteristic) - присущая продукции, процессу или системе характеристика, относящаяся к требованию.

Руководство по качеству (quality manual) - документ, определяющий систему менеджмента качества организации.

Одним из методов управления качеством является Методология «Развертывание функции качества» (QFD).

QFD (Quality Function Deployment - развертывание функций качества, РФК) - это экспертный метод, использующий табличный метод представления данных, причем со специфической формой таблиц.

Основная идея технологии РФК заключается в понимании того, что между потребительскими свойствами («фактическими показателями качества» по терминологии К. Ишикавы) и нормируемыми в стандартах, технических условиях параметрами продукта («вспомогательными показателями качества» по терминологии К. Ишикавы) существует большое различие.

Вспомогательные показатели качества важны для производителя, но не всегда существенны для потребителя. Идеальным случаем был бы такой, когда производитель мог проконтролировать качество продукции непосредственно по фактическим показателям, но это, как правило, невозможно, поэтому он пользуется вспомогательными показателями.

Технология РФК - это последовательность действий производителя по преобразованию фактических показателей качества изделия в технические требования к продукции, процессам и оборудованию.

Основным инструментом технологии РФК является таблица специального вида, получившая название «домик качества». В этой таблице удобно отображать связь между фактическими показателями качества (потребительскими свойствами) и вспомогательными показателями (техническими требованиями).

Основные этапы технологии РФК:

- разработка плана качества и проекта качества;

- разработка детализированного проекта качества и подготовка производства;

- разработка техпроцессов.

Таким образом, такая технология работы позволяет учитывать требования потребителя на всех стадиях производства изделий, для всех элементов качества предприятия и, таким образом, резко повысить степень удовлетворенности потребителя, снизить затраты на проектирование и подготовку производства изделий.

С 22 августа 2012 г. Российская Федерация стала 156 страной - членом Всемирной торговой организации. И сегодня нам необходимы конкурентно способные организации на мировом рынке.

Литература

1. Градостроительный кодекс Рос. Федерации от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ. Доступ из Информационно-правового портала «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 11.03.2013).

2. Наус-консалдинг: [сайт]. URL: http://www.icc-iso.ru. (дата обращения: 11.03.2013).

3. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с изменениями от 9 мая 2005 г.). Доступ из Информационно-правового портала «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 11.03.2013).

4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ. Доступ из Информационно-правового портала «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 11.03.2013).

5. О техническом регулировании: Федер. закон Рос. Федерации от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ. Доступ из Информационно-правового портала «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 11.03.2013).

6. О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска: Постановление Правительства Рос. Федерации от 31 марта 2009 г. № 272. Доступ из Информационно-правового портала «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 11.03.2013).

7. Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах: Приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404. Доступ из Информационно-правового портала «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 11.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.