Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ ИНВЕСТОРАМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ'

СИСТЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ ИНВЕСТОРАМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КОМПЕНСАЦИИ ИНВЕСТОРАМ / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ / ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уличкина Инна Александровна

Данная статья посвящена рассмотрению сложившихся особенностей правовых аспектов защиты прав инвесторов за рубежом. Отмечается, что системы компенсации инвесторам являются самостоятельным элементом финансовой стабильности, предназначенным для возмещения возможных потерь на финансовом рынке. Рассматриваются принципы и критерии классификации систем компенсации инвесторам. Раскрываются два подхода к администрированию систем компенсации инвесторам. Приводятся модели финансового регулирования. Рассматриваются объекты и финансовые инструменты, на которые распространяется действие систем компенсации инвесторам. Затрагивается вопрос сумм и сроков выплат компенсации инвесторам в разных странах. Приводятся примеры оснований для выплаты компенсации. Отмечаются некоторые аспекты российской практики в области защиты прав инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTOR COMPENSATION SYSTEMS: COMPARATIVE ANALYSIS OF FOREIGN AND RUSSIAN PRACTICES

This article is devoted to the consideration of the existing features of the legal aspects of protecting the rights of investors abroad. It is noted that investor compensation systems are an independent element of financial stability, designed to compensate for possible losses in the financial market. The principles and criteria for classification of investor compensation systems are considered. Two approaches to the administration of investor compensation systems are disclosed. Models of financial regulation are given. The objects and financial instruments that are subject to the effect of investor compensation systems are considered. The issue of amounts and terms of compensation payments to investors in different countries is touched upon. Examples of grounds for payment of compensation are given. Some aspects of Russian practice in the field of protecting the rights of investors are noted.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ ИНВЕСТОРАМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ»

Системы компенсации инвесторам: сравнительный анализ зарубежной и российской практики

Уличкина Инна Александровна,

ассистент Департамента банковского дела и финансовых рынков Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: IUlichkina@fa.ru

Данная статья посвящена рассмотрению сложившихся особенностей правовых аспектов защиты прав инвесторов за рубежом. Отмечается, что системы компенсации инвесторам являются самостоятельным элементом финансовой стабильности, предназначенным для возмещения возможных потерь на финансовом рынке. Рассматриваются принципы и критерии классификации систем компенсации инвесторам. Раскрываются два подхода к администрированию систем компенсации инвесторам. Приводятся модели финансового регулирования. Рассматриваются объекты и финансовые инструменты, на которые распространяется действие систем компенсации инвесторам. Затрагивается вопрос сумм и сроков выплат компенсации инвесторам в разных странах. Приводятся примеры оснований для выплаты компенсации. Отмечаются некоторые аспекты российской практики в области защиты прав инвесторов.

Ключевые слова: инвестиции, финансовые рынки, финансовые инструменты, компенсации инвесторам, центральные банки, инструменты возмещения.

Прежде всего раскроем необходимость и актуальность исследования. Следует отметить, что российская финансовая система является, безусловно, банкоцентричной. Законодательство в банковской сфере сформировалось практически одновременно с переходом экономики Российской Федерации от административной модели к рыночной. Своевременно были приняты основные федеральные законы, касающиеся регулирования деятельности Центрального банка РФ и коммерческих банков. То есть банковская сфера довольно быстро получила законодательное обеспечение, что позволило ей начать развиваться весьма скорыми темпами.

И, хотя закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ был принят также через довольно небольшой промежуток времени (а именно 22 апреля 1996 г.), существовал ряд факторов, которые существенно подрывали доверие к финансовому рынку. Не будем углубляться в историю различных афер, связанных с ценными бумагами на заре рыночной экономики: достаточно упомянуть «разгул» финансовых пирамид, а также, по сути, всероссийский обман населения с ваучерами.

Во многом «исторической памятью» российского населения и объясняется то, что финансовые рынки в РФ, так же, как и институты инвестирования, развиты достаточно слабо по сравнению с зарубежными странами. Однако в последние годы такая ситуация имеет устойчивую тенденцию к переломным изменениям. Постепенное снижение ставок по банковским депозитам, наблюдавшееся до февраля 2022 года, побудило владельцев свободных капиталов искать иные сферы вложения свободных денег. Причем, на эту тенденцию во многом повлияла и пандемия. Каким же образом, зададимся вопросом, связаны данные процессы? Ответ достаточно прост: повсеместные локдауны, карантин, нахождение на самоизоляции привели к тому, что у людей появилось больше свободного времени и, как следствие, повышение интереса к торгам на финансовых рынках.

Особенно явно этот процесс стал заметен в России. Причем настолько, что этим обеспокоился Центробанк. Как известно, согласно российскому финансовому законодательству, инвесторы подразделяются на квалифицированных и неквалифицированных. Так вот, рост числа последних стал настолько бурным, что Банк России с некоторых пор ввел обязательное тестирование при входе неквалифицированных инвесторов на финансовый рынок. Пока сложно оценить результаты такой меры, поскольку недостаточно накопленного

сз о

со £

m Р

сг

от А

опыта. Но в любом случае можно утверждать, что законодательство (нормативно-правовые акты) в данной сфере продолжает совершенствоваться.

И это вполне объяснимо. Ведь банковские депозиты физических лиц защищены Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ. В случае отзыва лицензии у коммерческого банка сумма страхового возмещения по вкладу физического лица составляет в настоящее время 1 млн 400 тыс. рублей (с учетом накопленных процентов) в рамках договора банковского вклада в одном банке. Иначе говоря, руководствуясь известным принципом рыночной экономики «не кладите все яйца в одну корзину», вкладчик вполне может обезопасить все свои средства, разместив их в разных банках. Вполне логично предположить, что такие механизмы защиты прав инвесторов должны существовать и на финансовом рынке.

И, да, такие механизмы действительно существуют. Некоторые особенности российской практики будут рассмотрены далее. А пока обратимся, прежде, к международному опыту и рассмотрим возможные модели защиты прав инвесторов в разных странах (как развитых, так и развивающихся). Соответствующее исследование проводили аналитики Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Прежде всего отметим, что так называемые системы компенсации инвесторам являются самостоятельным элементом финансовой стабильности в стране. Они предназначены для возмещения потерь инвесторам в случае причинения им убытков в результате недобросовестных или некомпетентных действий финансовых посредников (таких, как брокеры, различные фонды, внебиржевой уличный рынок и т.д.) на финансовых рынках.

Для начала немаловажно отметить, что системы компенсации инвесторам (СКИ) предназначены для защиты их вложений именно от мошеннических действий, операционных ошибок, халатности профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.п. Также в некоторых случаях могут быть оспорены некомпетентные действия, неверные советы, недобросовестная практика профессиональных участников рынка ценных бумаг. То есть потери, приведшие к обесценению вложений в ценные бумаги, обусловленные действием рыночных факторов, не предполагают компенсации.

Наличие СКИ в стране является одним из ключевых требований Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) для обеспечения защиты инвесторов (принцип 32 Целей и Принципов регулирования на рынке ценных бумаг IOSCO). В Европейском союзе с 1997 года дей-^ ствует специальная Директива 97/9/ЕС о системах = компенсации инвесторам (далее - Директива ЕС), е обязывающая все государства-члены иметь СКИ. й Всего СКИ существуют более, чем в 50 странах. ° Как уже отмечалось выше, СКИ существуют Ц как в развитых (США, Швейцария, Великобри-

тания, Австралия, Канада, Япония) странах, так и в развивающихся (Малайзия, Китай, Турция, Сербия, Южная Корея и др.). В некоторых странах одновременно действует несколько систем. Например, в Канаде их три: две федеральных и одна региональная. В Германии их также три, но в основе их лежат не географические критерии, а субъектные. В Нидерландах - две, в основе классификации - клиентоориентированный подход.

По сложившейся в мире практике в основном применяются два подхода к администрированию систем компенсации инвесторам. Их отличие заключается в субъектах администрирования. Наиболее часто встречается вариант, когда администратором системы служит организация, управляющая системой страхования депозитов. Такой подход применяется, к примеру, в Бельгии, Южной Корее, Греции, Дании, Великобритании, Литве и др. Второй же вариант предполагает, что системой компенсации инвесторам управляют сторонние организации, созданные, к примеру, в качестве саморегулируемых (при страховых компаниях, фондовых биржах, брокерских ассоциациях и т.д.). Такой подход весьма известен и популярен в маркориентированных (во главе системы - финансовые рынки, не банки) финансовых системах: в США, Канаде, Люксембурге, Чехии, Индии, Китае и др.

Общее, что объединяет организаторов-администраторов СКИ - это то, что во всех странах они подотчетны местному финансовому регулятору. Как известно, существует несколько моделей финансового регулирования. Возможен вариант секторального регулирования (несколько организаций регулируют каждая свою сферу), модель «двойного пика» (разделение регулирования банковской системы и финансового рынка) и мегаре-гулятор. В каждом случае администраторы СКИ подотчетны конкретному органу.

Рассмотрим подробнее, на какие же объекты распространяется действие СКИ. Существует несколько возможных схем. В большинстве стран СКИ направлены, прежде всего, на защиту прав непрофессиональных инвесторов-физических лиц (Болгария, Гонконг, Сингапур). В некоторых государствах к ним добавляются и средства предприятий малого бизнеса (Великобритания, Греция, Чехия). Однако в развитых странах защите подлежат и средства юридических лиц-непрофессиональ-ных инвесторов (Австралия, Италия, Испания). Это лишь малая часть примеров, отражающая особенности объектов защиты прав инвесторов.

При этом из числа защищаемых СКИ профессиональных и институциональных инвесторов исключаются крупные компании, органы власти и международные организации, лица, аффилированные с компанией - профессиональным участником рынка, и лица, которые способствовали ее несостоятельности. Также в число защищаемых субъектов не включаются профессиональные участники рынка - брокеры, дилеры, инвестиционные банки. В качестве очевидного примера мож-

но привести банкротство одного из крупнейших инвестиционных банков в США, Lehman Brothers, в сентябре 2008 года. Его действия на финансовом рынке были признаны недобросовестными. Непрофессиональные инвесторы при этом получили определенные компенсации, но сам финансовый институт рухнул.

Как правило, системы компенсации инвесторам предполагают довольно стандартный набор инструментов возмещения. А именно - это инвестирование в ценные бумаги, средства на брокерских счетах (для операций с ценными бумагами). Но в системах некоторых стран предусмотрен более широкий набор инструментов финансового рынка, по которым инвестор может получить компенсацию. К примеру, некоторые СКИ включают в число подлежащих компенсации еще и инвестиции в производные финансовые инструменты, полисы страхования и вложения в паевые фонды. По нашему мнению, данные финансовые инструменты сами по себе являются высокорисковыми, поэтому возмещение по ним нельзя в полной мере назвать рациональным.

Следующий вопрос, который мы затронем, это размер компенсаций. Почти во всех странах установлены определенные лимиты по возмещению потерь инвесторам. Одной из немногих стран, где компенсация потерь инвесторам не имеет ограничений - это Китай. Во многом это можно объяснить особенностями китайского экономического строя, который характеризуется неким сращиванием высокой социальной составляющей с развитой рыночной экономикой. Следует отметить, что из пятерки крупнейших банков в мире четыре являются китайскими. Отсюда следует, что китайская система компенсации инвесторам обладает, с одной стороны, гораздо большими финансовыми возможностями, но, с другой стороны, финансовое законодательство КНР выстроено таким образом, что права инвесторов максимально защищены.

Согласно Директиве ЕС, минимальная сумма компенсации в Евросоюзе составляет 20 тыс. евро. В то же время предусмотрено, что СКИ вправе выплачивать не всю сумму потерь, а в пределах 90%. Если же говорить о суммах компенсаций, выраженных в долларах США, на 1-месте находится Канада, где сумма компенсации составляет 765 тыс. долларов. На 2-м - США с максимальной суммой в 500 тыс. долларов. 3-е место делят Великобритания и Венгрия с суммой в 111 тыс. долларов.

Далее приведем примеры того, что же является основанием для выплаты компенсаций. В данной области также существует несколько подходов. Так, в некоторых странах основанием является решение надзорного органа или суда о невозможности участников компенсационной схемы выполнения своих обязательств перед клиентами (Германия, Франция, Чехия).

В ряде стран сам факт отзыва лицензии у компании, которая предоставляла финансовые услу-

ги, будет являться основанием для предъявления претензий со стороны инвесторов. Такой подход применяется в Японии и Венгрии.

Еще один пример европейской практики - Ирландия. В этой стране основанием для выплаты компенсации служит не только признание инвестиционной компании несостоятельной (банкротом), но и ситуация, когда компании запрещено возвращать деньги либо инвестиционные инструменты инвесторам по решению суда.

В США и Канаде практика выплаты компенсаций инвесторам имеет общие черты. Так, в Канаде выплаты компенсаций начинаются в случае признания компании, предоставляющей финансовые услуги, несостоятельной. А в США основанием выплаты убытков инвесторам служит ситуация, когда профессиональный участник рынка ценных бумаг признается неспособным исполнять свои обязательства перед клиентами. То есть денежные средства и (или) ценные бумаги, принадлежащие клиентам, отсутствуют на их счетах в соответствующих компаниях.

Еще одной особенностью выплаты компенсаций инвесторам, отличающей ее от системы страхования вкладов, служит отсутствие четких сроков таких выплат. Если в рамках системы страхования вкладов такой срок составляет, как правило, 7 дней, то по системе компенсации инвесторам в большинстве стран срок определен в три месяца. В Китае, к примеру, это 3-6 месяцев. В США -от 1 до 2-х месяцев.

Что касается источников финансирования фонда выплат СКИ, ими, как и в системе страхования вкладов, являются взносы ее членов. Существует также три варианта перечисления взносов: почти в 70% случаев используется авансовая система (ex-ante). В 15% используется последующая система (ex-post). В остальных 15% применяется комбинированная система. Также различаются критерии и методики определения размера взносов. Но, как правило, в их основе могут находиться такие показатели, как объем клиентских доходов, выручка, комиссионный доход, уровень риска.

Таким образом, по результатам исследования международного опыта можно сделать выводы о том, что СКИ весьма разнообразны, поскольку не существует единых четких рекомендаций по их внедрению и функционированию. В исследованиях Всемирного банка особо подчеркивается, что при внедрении в стране СКИ не стоит брать некий готовый ее образец и экстраполировать на отдельную страну. В каждой стране СКИ должна быть адаптирована к конкретной социально-экономической ситуации.

А как же обстоят дела в России в области защиты прав инвестора? Данный вопрос требует отдельного исследования. В 1997 году был подписан соответствующий документ под названием «Конвенция защиты прав инвестора». Эта конвенция устанавливала основные правовые основы и правила инвестирования на территории подписавших ее стран. Подписали данный документ все страны-

сз о со от m Р от

от А

члены СНГ. Однако практически сразу Россия начала заключать двусторонние соглашения с каждой из этих стран, не координируя их содержание ни между собой, ни с Конвенцией в целом. По существу, уже с конца 1990-х годов существовали две системы независимо друг от друга. Получалась некая правовая коллизия: существовал общий документ, которым никто не руководствовался, а также отдельные двусторонние соглашения, которые в целом работали. В результате в 2007 году был подписан Указ о выходе России из Конвенции.

Законодательное обеспечение защиты прав инвесторов на российском финансовом рынке регулируется Федеральным законом от 5 марта 1999 года № 46-фЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Целью данного закона указано обеспечение государственной и общественной защиты прав юридических и физических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. Также законом регулируется определение порядка выплаты компенсаций и иных форм возмещения ущерба инвесторам-физическим лицам. В статье 19 данного закона указано, что в случае причинения ущерба инвесторам-физическим лицам в результате противоправных действий участников рынка ценных бумаг компенсационные выплаты осуществляются из федерального компенсационного фонда, созданного в форме некоммерческой организации. Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена выплата компенсации непрофессиональным инвесторам-физическим лицам, как и в модели, применяемой в странах, рассмотренных выше (Болгария, Гонконг, Сингапур).

В настоящее время также ведется работа над законопроектом № 76910-7 «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах». Отметим, что пока он прошел только первое чтение, хотя был внесен на рассмотрение в Госдуму достаточно давно.

Также Банком России анонсирована работа над концепцией гарантирования полисов инвестиционного страхования жизни граждан (ИСЖ). Данное направление получило широкое распространение на финансовом рынке. Так, по данным Банка России по итогам 2021 года взносы на ИСЖ возросли на 20% по сравнению с предыдущим годом и составили 219,4 млрд рублей. Однако первый квартал 2022 года показал отрицательную динамику: сборы по ИСЖ сократились на 34,4%, причем выплаты превысили сборы. Тому есть ряд причин. Во-первых, резкое увеличение ключевой ставки и последовавший за ним рост инфляции. Во-вторых, повышение ставок по банковским де-^ позитам «оттянуло» средства с рынка ИСЖ. Кро-= ме того, нельзя не отметить геополитический кри-е зис и снижение горизонта планирования потрещу бителя. Данные факторы потребуют изменения ° продуктовой линейки страховых компаний и пере-ав стройки бизнес-процессов в целом.

Негативные факторы, связанные с санкциями в отношении РФ, уже привели к затруднениям выплат по полисам ИСЖ. Страховые компании большую часть своих средств вкладывали в зарубежные активы, счета которых, как известно, заморожены в иностранных депозитариях. Вследствие этого клиенты не могут получить выплаты по уже завершенным договорам ИСЖ. Заблокированные суммы оцениваются как весьма значительные. Хотя Банк России в своем пресс-релизе заявил, что данная проблема отслеживается им в рамках превентивного поведенческого надзора, меры по разрешению возникшей ситуации указаны не были.

В целях обеспечения устойчивости российского финансового рынка ЦБ РФ оперативно принял решение о запрете коротких продаж ценных бумаг, а также временный запрет по продаже ценных бумаг брокерами по поручению нерезидентов. О компенсации потерь инвесторов при этом Банк России не заявлял.

Таким образом, следует отметить, что в России пока не создана целостная система компенсации инвесторам. Работают лишь отдельные межправительственные соглашения, и в этой связи данный вопрос требует дальнейшего исследования.

Литература

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N306^3 (последняя редакция) // Консультант плюс - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358796/ (дата обращения: 11.05.22).

2. Системы компенсаций инвесторам - международный опыт // Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.asv.org.ru/ download/?type=document&id=147952 (дата обращения: 10.05.22).

3. Доклад для общественных консультаций «Создание системы гарантирования на рынке ценных бумаг» // Банк России - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cbr.ru/Content/Docu-ment/File/50683/Consultation_Paper_171130.pdf (дата обращения: 15.05.22).

4. Директива 97/9/ЕС о системах компенсаций инвесторам - [Электронный ресурс]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/1997/9/oj (дата обращения: 13.05.22).

INVESTOR COMPENSATION SYSTEMS: COMPARATIVE ANALYSIS OF FOREIGN AND RUSSIAN PRACTICES

Ulichkina I.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

This article is devoted to the consideration of the existing features of the legal aspects of protecting the rights of investors abroad. It is noted that investor compensation systems are an independent element of financial stability, designed to compensate for possible losses in the financial market. The principles and criteria for classi-

fication of investor compensation systems are considered. Two approaches to the administration of investor compensation systems are disclosed. Models of financial regulation are given. The objects and financial instruments that are subject to the effect of investor compensation systems are considered. The issue of amounts and terms of compensation payments to investors in different countries is touched upon. Examples of grounds for payment of compensation are given. Some aspects of Russian practice in the field of protecting the rights of investors are noted.

Keywords: investments, financial markets, financial instruments, compensation to investors, central banks, reimbursement instruments.

References

1. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On the Securities Market" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated July 31, 2020 N306-FZ (last edition) // Consultant plus - [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358796/ (date of access: 05/11/22).

2. Compensation systems for investors - international experience // State Corporation "Deposit Insurance Agency" - [Electronic resource]. - URL: https://www.asv.org.ru/download/?-type=document&id=147952 (date of access: 05/10/22).

3. Report for public consultations "Creating a guarantee system in the securities market" // Bank of Russia - [Electronic resource]. -URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/50683/Consul-tation_Paper_171130.pdf (date of access: 05/15/22).

4. Directive 97/9 / EC on investor compensation schemes - [Electronic resource]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/1997/9/ oj (date of access: 05/13/22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.