Научная статья на тему 'Системотехнические решения комплексного мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов в энерго-транспортной инфраструктуре России'

Системотехнические решения комплексного мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов в энерго-транспортной инфраструктуре России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СЕТИ / MANAGEMENT / MONITORING / INTELLIGENT NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов Е. Л., Барикаев Е. Н.

Рассматриваются проблемы формирования информационно-технического комплекса мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов с увеличением объемов автоматизации и повышением количественных и качественных характеристик сбора, обработки, хранения, распределения информации в энерго-транспортной инфраструктуре России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логинов Е. Л., Барикаев Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMS ENGINEERING SOLUTIONS OF INTEGRATED MONITORING OF TRANSPORTATION FUEL AND ENERGY RESOURCES ENERGY TRANSPORT IN INFRASTRUCTURE OF RUSSIA

The article is devoted to the problems of the formation of awareness-technical complex monitoring transportation of energy resources with an increase in automation and increase of quantity and quality of data collection, processing, storage and distribution of information in the energy and transport infrastructure Russia.

Текст научной работы на тему «Системотехнические решения комплексного мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов в энерго-транспортной инфраструктуре России»

СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТИРОВКИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ЭНЕРГО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РОССИИ

Е.Л. ЛОГИНОВ

доктор экономических наук, Заместитель генерального директора Института экономических стратегий

Е.Н. БАРИКАЕВ кандидат экономических наук, доцент Научная специальность: 05.13.01 — Системный анализ, управление и обработка информации

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования информационно-технического комплекса мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов с увеличением объемов автоматизации и повышением количественных и качественных характеристик сбора, обработки, хранения, распределения информации в энерго-транспортной инфраструктуре России.

Ключевые слова: управление; мониторинг; интеллектуальные сети.

SYSTEMS ENGINEERING SOLUTIONS OF INTEGRATED MONITORING OF TRANSPORTATION FUEL AND ENERGY RESOURCES ENERGY TRANSPORT

IN INFRASTRUCTURE OF RUSSIA

E.L. LOGINOV

doctor of economics deputy director general of Institute of economic strategy

E.N. BARIKAYEV candidate of economic sciences, senior lecturer

Annotation. The article is devoted to the problems of the formation of awareness-technical complex monitoring transportation of energy resources with an increase in automation and increase of quantity and quality of data collection, processing, storage and distribution of information in the energy and transport infrastructure Russia. Key words: management; monitoring; intelligent networks.

В последний период в электроэнергетике мира и России идет активная работа по внедрению «интеллектуальных сетей» (smart grid). В США и Западной Европе уже реализуется ряд крупных и еще больше мелких проектов по переходу электроэнергетики и ЖКХ на «интеллектуальные сети». В последний период США озвучили ряд новых проектов в сфере глобальных информационно-мониторинговых сетей: Cisco Planetary Skin — система планетарного мониторинга: букв. — «кожа планеты», Central Nervous System for the Earth: букв. — «центральная нервная система Земли» и т.п.

В этих условиях Президент и Правительство РФ поставили министерствам, ведомствам и также

энергетическим корпорациям нашей страны задачу по разработке и реализации проектов по переходу электроэнергетики России на «интеллектуальные сети». Реализуется также ряд аналогичных проектов в других отраслях, включая сегментивные проекты Электронного правительства, grid — системы, облачные вычисления и т.п.

При этом формирование в нашей стране комплекса «интеллектуальных сетей» в различных секторах электроэнергетики закономерно ведет к созданию нового системно-структурного образования, которое можно назвать конвергентной информационной платформой, так как она конвергентным образом объединяет телематические, вычислительные

и информационные сервисы. Хотя различные проявления конвергентной информационной платформы, объединяющей телематические, вычислительные и информационные сервисы уже реально наблюдаются с середины первого десятилетия ХХ! в., ее комплексное научное исследование еще только начинается. Особенно яркие черты конвергентной информационной платформы в системах управления энерго-транспортной энергетической инфраструктурой в нашей стране проявляются в Единой энергетической системе России (ЕЭС России).

Существующие научные разработки в этой области пока не сформировали комплексной модели повышения качества и надежности систем управления, исключающей возможность перехвата управления объектами энерго-транспортной энергетической инфраструктуры, тем более в условиях формирования конвергентной информационной платформы с сегментами интеллектуальных сетей в энерго-транспортной инфраструктуре [1].

Степень безопасности и надежности управления в рамках складывающейся конвергентной информационной платформы в целом не может быть определена на основе ее сегментов, а критические функции не могут быть заранее описаны или предсказаны в достаточной степени [2].

Однако, имеется достаточно большое количество смежных исследований и программных разработок, которые могут быть использованы (разработка интеллектуальных веб-роботов, активных софтверных агентов, программных мультиагентных сред, соответствующих инструментальных средств, технологий моделирования систем активных объектов и т.п.).

Сложность решения данной проблемы заключается в ее многогранности, так как требует рассмотрения в комплексе различных аспектов: организационных, технических, управленческих, информационных и т.д., а так же учета стохастичности (неоднозначности) и нелинейности как самих попыток перехвата управления, так и факторов, влияющих на их протекание во времени и пространстве. Попытка совместного рассмотрения этих проблем требует в свою очередь разработки новых концепций с использованием современных достижений научной мысли, в том числе с нацеленностью на преодоление существующих сегодня барьеров (тех-

нических, ведомственных и пр.) для эффективной совместной работы различных организационно-информационных структур, имеющих отношение к работе систем энерго-транспортной инфраструктуры. Разработка теоретических основ повышения качества и надежности управления сложными системами, к которым, в частности, относится Единая энергетическая система России является одной из важнейших научных проблем.

Формирование в нашей стране комплекса «интеллектуальных сетей» в различных отраслях электроэнергетики закономерно ведет к созданию нового системно-структурного образования, которое можно назвать конвергентной информационной платформой, объединяющей телематические, вычислительные и информационные сервисы в энер-го-транспортной инфраструктуре.

На основе развития информационных систем нового поколения с сегментом конвергентной информационной платформы, объединяющей телематические, вычислительные и информационные сервисы в энерго-транспортной инфраструктуре, возможен итоговый выход российской энергетики на новое качество управления путем формирования многоуровневой совокупности информационных систем управления с увеличением объемов автоматизации и повышением количественных и качественных характеристик сбора, обработки, хранения, распределения информации, используемых для принятия управленческих решений; т.е. будет осуществлен переход различных сегментов энергетики в России к интеллектуальным информационным системам с базовым сегментом конвергентной информационной платформы, объединяющей телематические, вычислительные и информационные сервисы в энерго-транспортной инфраструктуре.

Сложившаяся к настоящему моменту общая структура информационных систем в энергетике нашей страны крайне разнородна по широкой совокупности технических и иных параметров и характеристик, что крайне сдерживает процесс повышения надежности управления, создает уязвимость от попыток перехвата управления по интеллектуальным (активно-адаптивным) сетям из-за рубежа, что требует повышения качества и надежности систем управления для обеспечения в обычных и чрезвычайных условиях максимально возможной надеж-

ности и качественно новой управляемости с полным циклом автоматизации управления [3].

При этом, традиционные представления об управленческо-технологическом пространстве не вполне подходят для конвергентной информационной платформы, объединяющей телематические, вычислительные и информационные сервисы в энерго-транспортной инфраструктуре. Если для конкретного сервера и возможно установить точное местоположение, то определить строгие границы глобальной активно-адаптивной сети в целом нельзя. Во многих случаях серьезные проблемы может вызвать и попытка пространственно локализовать определенный информационный объект в рамках интеллектуальной энергетики, что особенно характерно для российских энергетических корпораций, имеющих распределенные технологические (в том числе информационные) объекты как в нашей стране, так и за рубежом [4].

Возможность решения перечисленных задач и проблем заключается в создании информационно-технического комплекса мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов, встроенного в системы автоматического регулирования и управления ЕЭС России для выявления транспортировки топливно-энергетических ресурсов, опосредующих попытки перехвата управления по интеллектуальным (активно-адаптивным) сетям. Глобальной целью автоматизации в сфере мониторинга функционирования объектов оперативно-диспетчерского и автоматического управления энергосистемами в рамках конвергентной информационной платформы в энерго-транспортной инфраструктуре является обеспечение комплексной информационной, методологической и программно-технологической поддержки процессов обеспечения возможности принятия решений руководством и специалистами государственных органов и энергетических компаний в рамках возложенных на них функций [5].

Модель конвергентной информационной платформы, объединяющей телематические, вычислительные и информационные сервисы в энерготранспортной инфраструктуре, ориентирована на интеграцию в рамках единой информационной среды различных проблемно-ориентированных информационных систем, сервисов и данных (баз данных,

баз знаний и т.д.) с организацией стандартизированной консолидированной точки доступа к ним пользователей различных категорий с учетом их полномочий для решения задач обработки знаний и принятия решений [6].

До сих пор управление электроэнергетикой состояло из нескольких практически независимых потоков: потоков данных, потоков электроэнергии и осуществления управленческих действий. Сейчас можно объединить потоки данных и электроэнергии и включить их в единую систему, которая позволит соединить движение данных и информации с процессами управления на основе объектов оперативно-диспетчерского и автоматического управления энергосистемами с особо точным поддержанием координации процессов генерации, передачи и распределения электроэнергии в энерго-транспортной инфраструктуре.

Требуется достижение рационального компромисса между всеми принимаемыми локальными решениями при конфигурировании информационных взаимосвязей отдельных агентов информационных воздействий в интересах выбранной глобальной функциональной цели безопасного и устойчивого развития «интеллектуальных сетей» в аспекте оперативно-диспетчерского и автоматического управления энергосистемами с особо точным поддержанием координации процессов генерации, передачи и распределения электроэнергии в энерго-транспорт-ной инфраструктуре.

С точки зрения обеспечения эффективного и надежного функционирования, в архитектуру конвергентной информационной платформы, объединяющей телематические, вычислительные и информационные сервисы в энерго-транспортной инфраструктуре, следует включить следующие компоненты, составляющие инвариантное ядро:

1) подсистему мониторинга текущих параметров, которые обеспечивают формирование текущего наблюдаемого состояния конвергентной информационной платформы в энерго-транспортной инфраструктуре;

2) подсистему диагностики попыток перехвата управления по интеллектуальным (активно-адаптивным) сетям, которая на основании данных системы мониторинга будет идентифицировать причину аномалии и определять текущее состояние энерго-

транспортной энергетической инфраструктуры в энерго-транспортной инфраструктуре;

3) подсистему анализа текущих характеристик, которая на основании информации, полученной от подсистемы диагностики попыток перехвата управления, производит оценку функциональных возможностей конвергентной информационной платформы, объединяющей телематические, вычислительные и информационные сервисы в энерго-транспортной инфраструктуре в изменившейся ситуации;

4) подсистему оценки текущего плана управления телематическими, вычислительными и информационными сервисами в энерго-транспортной инфраструктуре, которая анализирует влияние ухудшения функциональных характеристик систем управления на достижимость текущей поставленной цели и, в случае непригодности существующего плана, выдает соответствующее предупреждение;

5) интеллектуальный агент, который с учетом возникших изменений в состоянии конвергентной информационной платформы в энерго-транспорт-ной инфраструктуре, осуществляет перепланирование или корректировку плана работы телематических, вычислительных и информационных систем.

Прикладная часть должна включать следующие основные модули:

систему мониторинга в реальном времени элементов и процессов в конвергентной информационной платформе в энерго-транспортной ин-фра-структуре;

систему моделирования, распознавания и анализа глобальной текущей ситуации и поддержки принятия решений при попытках перехвата управления по интеллектуальным (активноа-даптивным) сетям и в нормальных режимах; ф систему прогнозирования в реальном времени развития нарушений во времени и распространения нарушений по взаимодействующим подсистемам в конвергентной информационной платформе в энерго-транспортной инфраструктуре; ф интеллектуальный агент реального времени для корректировки плана работ при возникновении попыток перехвата управления по интеллектуальным (активно-адаптивным) сетям и оптимизации решений на основе аппаратов планирования для оперативно-диспетчерского управления;

ф интерфейс для выдачи рекомендаций операторам для стабилизации технологического процесса управления в энерго-транспортной энергетической инфраструктуре в энерго-транспорт-ной инфраструктуре; ф решатель реального времени для выдачи оперативному персоналу рекомендаций: выдача рекомендаций по парированию возникших попыток перехвата управления по интеллектуальным (активно-адаптивным) сетям; выдача заключения о возможности (правильности) применения управляющих воздействий в данной текущей ситуации;

подсистему отображения текущей ситуации в конвергентной информационной платформе в энерго-транспортной инфраструктуре; интерфейсы пользователей в конвергентной информационной платформе в энерго-транспорт-ной инфраструктуре.

Общую задачу оптимизации информационной системы конвергентной информационной платформы, объединяющей телематические, вычислительные и информационные сервисы в энерго-транс-портной инфраструктуре, можно условно разделить на две взаимосвязанные подзадачи: оптимизации организационной структуры, а также систем управления объектами ЕЭС России и информационных потоков в них.

Задачи взаимосвязаны потому, что оптимизируя организационную структуру, а также системы управления, мы изменяем распределение информационных потоков, а анализ информационных потоков может привести к выводу о необходимости изменения организационной структуры и архитектуры телематических, вычислительных и информационных сервисов.

Таком образом, предложенный интеллектуальный аппаратно-программный комплекс мониторинга управляющих транзакций обеспечивает существенное улучшение достигнутых и создание новых функциональных свойств управления процессами поддержания стабильности энергосистем в существенно усложнившихся условиях функционирования сейчас и в перспективе, в том числе с учетом перехода к интеллектуальной энергетике с элементами [сегментами] интеллектуальных сетей (smart grid), несущих в себе как положительные эффекты,

так и дополнительные сегментные и системные риски и объективные проблемы технологического и организационного характера.

Литература

1. Апканеев А.В., Логинов Е.Л. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной отрасли // Вестник экономической интеграции, 2010. №7. С. 47—52.

2. БарикаевЕ.Н. Бизнес-планирование в условиях криминализации кредитно-финансового сектора экономики // Образование. Наука. Научные кадры., 2009. 34. С. 76—80.

3. Барикаев Е.Н., Саудаханов М.В. Значение нефтегазового комплекса для экономики России // Вестник Московского университета МВД, 2008, № 9. С. 49—50.

4. Логинов Е.Л. «Интернет вещей» как аттрактор объективной экономической реальности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010. № 18. С. 30—34.

5. Логинов Е.Л., Логинова М.М. Императивы трансформации глобального финансового управления в посткризисный период // Финансы и кредит, 2012. № 16. С. 2—7.

6. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Новые тренды силового

форматирования экономической реальности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, № 13. С. 11—18.

References

1. Apkaneev A.V., Loginov E.L. Strategic ways for enterprise management of the nuclear industry // Journal of Economic Integration, 2010. № 7. P. 47—52.

2. Barikaev E.N. Business Planning in the criminalization of the credit and financial sectors of the economy // Education. Science. Brainpower., 2009. 34. P. 76—80.

3. Barikaev E.N., Saudahanov M.V. The value of oil and gas industry for the economy of Russia // Moscow University Bulletin Ministry of Internal Affairs, 2008. № 9. P. 49—50.

4. Loginov E.L. «Internet of things» as an attractor objective economic reality // National interests: priorities and security, 2010. № 18. P. 30—34.

5. Loginov, E.L., Loginov M.M. The imperatives of the global transfor-mation of financial management in the post-crisis period // Finance and Credit, 2012. № 16. C. 27.

6. LoginovE.L., LoginovA.E. New trends in the economic reality of the power formatting // National interests: priorities and security, 2010. № 13. P. 11—18.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.В. ЧИПИГА

соискатель кафедры Конституционного (государственного) и международного права Научная специальность: 20.02.03 — Военное право; военные проблемы международного права

Научный руководитель: профессор кафедры Конституционного (государственного) и международного права Военного

университета, доктор юридических наук Каламкарян Р.А.

E-mail:[email protected]

Аннотация. Исследуется и определяется место международных договоров, в частности Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, среди источников российского права; приводится анализ правовых позиций юристов и норм права касательно Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Ключевые слова: Конституция РФ, международное право, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

THE EUROPEAN CONVENTION ON PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND

FUNDAMENTAL FREEDOMS IN LEGAL SISTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

I. V. CHIPIGA

competitor of chair of the Constitutional (state) and international law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.