Научная статья на тему 'СИСТЕМООПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НОРМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА: ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, МЕСТО И РОЛЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА'

СИСТЕМООПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НОРМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА: ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, МЕСТО И РОЛЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРАВА / SYSTEM OF LAW / НОРМА ПРАВА / RULE OF LAW / ДЕКЛАРАЦИЯ / DECLARATION / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ДЕФИНИЦИЯ / DEFINITION / ЦЕЛИ / PURPOSES / ЗАДАЧИ / OBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов Андрей Васильевич

В статье рассматриваются проблемы выделения специализированных норм права и их особой разновидности - системоопределяющих правовых норм. Анализируется место и роль рассматриваемой группы норм в системе специализированных норм. Обосновывается деление системоопределяющих норм на виды в зависимости от их функционального назначения и выделение таких видов норм, как учредительные (декларативные) нормы или нормы-объявления, нормы принципы, определительно-установочные нормы (нормы-цели и нормы задачи), дефинитивные нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System-defining specific norms of Russian law: it''s legal nature, place and role in system of Russian law

In this article the author considers problems of separation of specific rules of law and its special variety - system-defining legal norms. He analyses place and role of considered group of norms in system of specific rules of law. The author reasons the separation of system-defining norms into types according to its functional purpose and its division into constitutive (declarative) rules or rules- announcements, rules- principles, defining and adjusting rules ( rules - purposes and rules - objects), definitial rules.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМООПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НОРМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА: ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, МЕСТО И РОЛЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА»

СИСТЕМООПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НОРМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА: ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, МЕСТО И РОЛЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

БАРАНОВ Андрей Васильевич,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, административного права Юридического института Томского государственного университета,

старший преподаватель кафедры теории права юридического факультета Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. E-mail: avb1968@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются проблемы выделения специализированных норм права и их особой разновидности - системоопределяющих правовых норм. Анализируется место и роль рассматриваемой группы норм в системе специализированных норм. Обосновывается деление системоопределяющих норм на виды в зависимости от их функционального назначения и выделение таких видов норм, как учредительные (декларативные) нормы или нормы-объявления, нормы принципы, определительно-установочные нормы (нормы-цели и нормы задачи), дефинитивные нормы.

In this article the author considers problems of separation of specific rules of law and its special variety - system-defining legal norms. He analyses place and role of considered group of norms in system of specific rules of law. The author reasons the separation of system-defining norms into types according to its functional purpose and its division into constitutive (declarative) rules or rules- announcements, rules- principles, defining and adjusting rules ( rules - purposes and rules - objects), definitial rules.

Ключевые слова: система права, норма права, декларация, принципы, дефиниция, цели,

задачи.

System of law, rule of law, declaration, principles, definition, purposes, objects.

В юридической науке отсутствует единство позиций как по вопросам определения понятия специализированных норм права и их места в системе норм права, так и в отношении самой системы специализированных норм. Большинство авторов ограничивается простым перечислением видов этих норм . При этом следует отметить, что в представленных этими авторами перечнях различно не только количество видов специализированных норм, но и сами их наименования. Лишь некоторые ученые определяют систему рассматриваемых норм и дают их классификацию .

1 Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С. 626; Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М., 2007. С. 431.

2 Кожевников В.В., Мартыненко М.В. Специализированные нормы современного российского права: юридическая природа, классификация и место в системе правовых норм / В.В. Кожевников,

Для того, чтобы определить что представляет система специализированных правовых норм, следует вывить ее элементы, т.е. установить, что же относится к числу специализированных норм права. Исследование отдельных видов специализированных норм права, проводимое многими учеными - специалистами, как в общей теории права, так и занимающимися изучением отдельных отраслей - позволяет им достаточно определенно относить их к числу правовых норм. О нормах-декларациях говорил, в частности, М.В. Баглай . Принципы права в ка-

М.В. Мартыненко // Современное право. 2014. № 4. С. 7; Кузнецова О.А. Специализированные нормы российского гражданского права: теоретические проблемы: дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2007.

3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Баглай. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. С. 23.

честве правовых норм выделяют С.С. Алексеев, В.Н. Карташов, Л.С. Явич, Е.Г. Комиссарова и др. Определительно-установочные нормы (нормы-цели и нормы задачи) в качестве самостоятельного вида правовых норм выделяет, например, В.К. Бабаев2. Нормативная природа законодательных дефиниций признается такими исследователями, как Ю.А. Тихомиров, С.С. Алексеев, Г.В. Мальцев и др.

Коллизионные нормы в качестве правовых рассматривают З.А. Незнамова и Н.А. Вла-сенко4. Оперативные (темпоральные) нормы выделяет Д.Н. Бахрах .

Нормы-фикции анализирует К.К. Пань-ко, подчеркивая, что они, «...как и другие нормы права, закрепляются в нормативно-правовых актах (законах) и выступают общеобязательными предписаниями»6. Презумпции как правовые нормы исследовал Д.И. Щекин, отмечая, что «норма права является родовым понятием, а правовая презумпция - видовым»7.

Очевидно, что роль специализированных правовых норм не может рассматриваться, как осуществление ими права непосредственного регулятивного и охранительного воздействия. Следовательно, встает вопрос о месте этих норм в механизме правового регулирования. Эффективное правовое регулирование предполагает существование упорядоченной, стабильной, способной к самосовершенствованию и са-

1 Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х т. Т. 1. М.: Юрид. лит-ра, 1981. С. 98; Явич Л.С. Право развитого социализма: сущность и принципы. М.: Юрид. лит-ра, 1978. С. 33; Комиссарова Е.Г. Принципы в праве и основные начала гражданского законодательства: Автореф. дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. Екатеринбург. 2002. С. 8 и др.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. 2-е изд. М.: Юристъ. 2007. С. 406.

3 Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учебное и научно-практическое пособие. М., 2000. С. 243; 29. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М.: Юрид. лит-ра, 1971. С. 105; Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2013. С. 709.

4 Незнамова З.А. Коллизии в уголовном праве: Дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. УрГЮА. Екатеринбург, 1995. С. 350; Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве: Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. Свердловск, 1982. С. 13.

5 Бахрах Д.Н. Три способа действия во времени новых правовых норм и три способа прекращения действия старых норм // Государство и право. 2005. № 9. С. 5-12.

6 Панько К.К. Фикции в уголовном праве (в сфере законотворчества и правоприменении): Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. Ярославль, 1998. С. 99.

7 Щекин Д.И. Юридические презумпции в налоговом праве:

Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М. Изд-во «Пресс», 2002. С. 41.

мосохранению системы правового регулирования. Назначение специализированных норм -«обеспечение надлежащего функционирования системы законодательства на этапе реализации нормативных предписаний. На их основе в системе законодательства происходят процессы саморегуляции, самоуправления, обеспечивается функционирование и взаимодействие нормативных предписаний. Применительно к системе законодательства их роль заключается в установлении дополнительных системосохраняющих связей между нормативными предписаниями»8. То есть, специализированные нормы выполняют в механизме правового регулирования особые специфические функции, не совпадающие непосредственно ни с предоставлением прав, ни с установлением обязанностей, ни с закреплением правовых запретов.

В самом общем виде можно определить, что специализированные нормы права призваны выполнять в системе права функции определи-тельно-обеспечительного характера. Такое назначение специализированных норм предопределяется качественно разноплановым воздействием этих норм на правовую действительность. Как представляется, в механизме правового регулирования роль специализированных норм проявляется в том, что такие их разновидности как учредительные нормы, нормы-цели, нормы-принципы, нормы-дефиниции выполняют систе-моопределительную функцию, т.е. именно они определяют характер, содержание и назначение всей системы правового регулирования, связывают элементы этой системы в единое целостное образование. Они служат ориентиром для законодателя, на их основе принимаются все иные нормы права. Но следует иметь в виду, что системоопределительная роль их проявляется не только на этапе правотворчества, но и на стадии правореализации. Не только создание правовых предписаний, но и само действие правовых норм, их реализация, должны происходить в строгом соответствии с теми параметрами, которые задает рассматриваемая группа норм.

Такие же разновидности специализированных норм, как коллизионные, оперативные

8 Чернобель Г.Т. Формализация норм права // Советское государство и право. 1979. № 4. С. 34.

нормы, нормы-презумпции и нормы-фикции играют в правовом регулировании обеспечительную, обслуживающую роль. Это проявляется в том, что они выполняют в правовом регулировании системообеспечивающие и системоадапти-рующие функции. Так, коллизионные и оперативные нормы, определяя порядок действия других норм, обеспечивают нормальное состояние и устойчивость нормативно-правовой системы. Нормы-презумпции и нормы-фикции, преодолевая юридические и фактические неопределенности, упрощают систему права, адаптируют взаимодействие ее элементов, делают ее действие более оперативным и эффективным.

Именно функциональное назначение специализированных норм является тем критерием, который позволяет выделить их в особую систему и отграничить от других видов норм права, а также определить элементы (подсистемы) этой системы.

Система специализированных норм достаточно многообразна и разнообразна. Она включает нормы, выполняющие в системе правового регулирования качественно различные, но, в то же время, взаимообусловленные и взаимоопределяющие функции. Содержание этих функций проявляется в том, что специализированные нормы оказывают системоопреде-ляющее (декларации, принципы, дефиниции, определительно-установочные нормы), систе-мообеспечивающее (коллизионные и оперативные нормы) и системоадаптирующее (презумпции и фикции) воздействие на систему права в целом и на формирование и состояние отдельных отраслей и институтов права в частности.

Наиболее важное значение в системе специализированных норм права, как представляется, имеют системоопределяющие правовые нормы.

Назначение рассматриваемой группы норм заключается в том, что они, по сути, определяют, формируют систему права, объединяют множество норм в единое целостное образование, в единую систему, связывают ее элементы, определяют их место в этой системе. Эту группу специализированных норм составляют учредительные (декларативные, нормы-объявления) нормы, нормы-принципы, оп-ределительно-установочные нормы (нормы-це-

ли и нормы задачи), дефинитивные нормы.

Учредительные нормы, их еще в литературе называют нормы-начала или декларативные нормы, представляют собой предписания, закрепляющие основные устои правовой действительности, определяют основы существующего общественного строя, общие моральные, политические, идеологические основы законодательства и т.д. То есть декларативные нормы закрепляют «общие» «основные» начала права. Конечно же, далеко не любой нормативно-правовой акт должен включать нормативные положения, закрепляющие правовые декларации, определяющие программные установки, цели, мотивы пути, направления правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений. Вряд ли в таких обоснованиях нуждаются акты текущего правотворчества, само принятие которых предполагает возможность их изменения либо замены в случае изменения регламентированных ими общественных отношений. В первую очередь подобные положения должны, как представляется, включаться в конституционные акты и органические законы. Именно в учредительных нормах, содержащихся, как правило, в преамбулах нормативно-правовых актов, находит свое выражение правовая идеология современной России. Следует отметить, что существующее в юридической науке мнение о том, что учредительные нормы могут содержаться только в преамбулах нормативно-правовых актов, не совсем точно отражает природу и назначение этих предписаний. Как представляется, декларативные нормы могут находить свое закрепление и непосредственно в статьях этих актов. В качестве примера можно сослаться на ст. 1 Конституции РФ, провозглашающую Россию как демократическое, федеративное, правовое государство.

Учредительные нормы выполняют в механизме правового регулирования особую функцию. Особое функциональное назначение рассматриваемых норм выражается в том, что они непосредственно не регулируют поведение субъектов, а интегрируют общезначимые, моральные, политические идеологические ценности в правовую материю, придают этим ценностям правовую форму. При этом, необходимо иметь ввиду, что декларативные нормы провоз-

глашают не непосредственные, а конечные це-

1

ли правового регулирования .

Нормы-принципы представляют собой особую разновидность системоопределяюших правовых норм. Правовые принципы отличаются от учредительных норм, как формой своего выражения, так и функциональным назначением. Именно в нормах-принципах идеологические основы, выраженные в учредительных нормах, находят свое развитие. О.Е. Рычагова отмечает особую системообразующую роль норм-принципов в системе права: «Если правовые нормы не случайны, то они должны быть обусловлены какими-то принципами»2. По сравнению с декларативными (учредительными) нормами для норм-принципов характерна большая степень конкретизации содержащихся в них требований. Однако, по отношению ко всем иным нормам нормы-принципы обладают наибольшей степенью общности. Несомненно, содержание норм-принципов гораздо глубже и богаче, чем норм, устанавливающих «типичные» правила поведения: они «являются своего рода эталонами, «локаторами», позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств непосредственно регулятивных норм объективным законам общественного

3

развития» .

Назначение норм-принципов заключается в том,чтобы упорядочивать, иерархизиро-вать все иные правовые нормы. Они выступают в качестве определенного механизма саморегуляции в праве, имеющем своей целью обеспечение взаимосвязи и взаимодействия отдельных составных частей системы права. Они выступают своего рода «носителями интегра-тивного» в системе права и, следовательно, «высшим выражением свойственных ей нормативных начал»4.

Определительно-установочные нормы -это правовые предписания, определяющие цели и задачи правового регулирования, действия

1 Апт Л.Ф. Формы выражения и изложения правовых норм в нормативных актах. Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 1973. С. 10.

2 Рычагова О.Е. Системообразующие факторы права. О.Е. Томск. Изд-во Томск. ун-та, 2003. С. 48.

3 Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное пра-вопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. С. 214.

4 Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М.: Госюриздат, 1960. С. 385-386.

конкретных нормативно-правовых актов (в отличие от учредительных норм, определяющих конечные идеологические морально-политические цели правового регулирования).

Определительно-установочные нормы не формулируют непосредственно правило поведения, не устанавливают конкретных моделей прав и обязанностей субъектов. Они представляют собой своего рода программные положения, конечно же, не столь высокого порядка, как учредительные нормы. Если декларативные нормы задают конечные цели действия права как такового, то определительно-устано-вочные нормы определяют базовые для конкретной отрасли права ценности, назначение действия того или иного нормативно-правового акта, устанавливают этапы, направления и способы регулирования конкретных групп общественных отношений. Формируясь в рамках соответствующих отраслей, подотраслей и институтов права, они определяют содержание норм этих структурных элементов системы права, формируют их систему, связывая эти нормы в единое целое.

Норма-цель закрепляет далеко не любые, а лишь наиболее важные и значимые с точки зрения законодателя социальные потребности и интересы в определенной сфере жизни общества, удовлетворить которые он считает возможным и необходимым именно при помощи и на основе их правовой регламентации и регулирования.

Нормы-цели и нормы-задачи, как правило, находят свое закрепление в начальных статьях нормативно-правовых актов. Примером могут служить ст. 1 УИК РФ «Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации», ст. 2 УК РФ «Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации».

Значение норм-целей заключается в их способности интегрировать вокруг себя иные правовые нормы, определяя их содержание.

Значимую роль в определении и формировании системы права играют дефинитивные нормы.

В отличие от других правовых предписаний дефиниции обладают повышенной информативностью, так как в достаточно сжатой, концентрированной, и, в то же время, обобщаю-

щей форме характеризуют то или иное правовое понятие, определяют его родовые, видовые, функциональные и иные признаки.

Многообразие точек зрения поводу того, что же представляет собой правовая дефиниция с точки зрения ее внешнего формального выражения и закрепления в тексте нормативно-правового акта можно свести к двум основным позициям: одни авторы1 признают их особой разновидностью правовых норм, другие2 же отрицают саму возможность признания их, хотя бы и особыми, специализированными, правовыми нормами. Как представляется, правовая дефиниция, будучи помещенной в правовую материю, т.е. выраженной в тексте нормативно-правового акта, получив в нем строго определенную форму языкового выражения, приобретает характер правовой нормы.

В современной системе правового регулирования дефинитивные нормы, дающие определения правовых понятий, связывают в единое целое все нормы содержащие термин, определяющий эти понятия. По мысли А.П. Заеца, нормы-дефиниции «выступают соединительной тканью определенной структуры

законодательства, обеспечивают надежную связь нормативных предписаний определенных видов между собой. Они являются дополнительными связями, обслуживающими со-

3

держательные предписания» . Как правило, дефинитивные нормы непосредственного регулирующего воздействия на поведение субъектов не оказывают. Они нацелены на разграничение, различение и идентификацию правовых понятий. Занимая относительно небольшое место в тексте нормативно-правового акта, эти нормы оказывают существенное воздействие на его реализацию и, следовательно, эффективность действия.

Таким образом, системоопределяющие нормы права являются наиболее общими в системе специализированных норм. Без их связывающего, формирующего, воздействия система права вряд ли смогла бы существовать. В системе права они занимают определяющее место и поэтому, по общему правилу, должны закрепляться в общей части нормативно-правовых актов (если речь идет о системе законодательства) или в общей части отрасли права (если речь идет о системе права).

1 Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учебное и научно-практическое пособие. М., 2000. С. 243; Байтин М.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Изд-во «Юристъ». 2001. С. 369; Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2013. С. 709 и др.

2 Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания в праве // Советское государство и право. 1978. № 3. С. 114; Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юрид. литра, 1981. С. 70-71 и др.

3 Заец А.П. Система советского законодательства (Проблемы согласованности). Киев. Изд-во «Наукова думка», 1987. С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.