Вопросы экономики
системообразующая роль корпораций
в экономике
В. Л. ГОРБАЧЕВ, доктор экономических наук, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи
В. М. ЖЕЛТОНОСОВ, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа, статистики и финансов
Кубанского государственного университета
Ю. О. КОЛОТОВ, кандидат экономических наук, специалист Департамента финансов ОАО «Южная телекоммуникационная компания»
Корпорации являются системообразующими структурами в экономике страны. Становление в стране государственно-монополистических отношений, значительная монополизация федерального и региональных рынков обусловили особое внимание к вопросам регулирования и реформирования естественных монополий и компаний, обладающих доминирующим положением на рынке.
Главной основой российского экономического роста, несмотря на призывы к диверсификации экономики, остаются сырьевые и инфраструктурные отрасли. Именно в них сконцентрированы крупнейшие компании страны с наиболее значительными инвестиционными ресурсами и высокой производительностью труда.
Следует отметить, что в последние годы наблюдается усиление вклада крупных корпораций в экономику, и прежде всего в бюджетонаполне-ние, обусловленное значительной концентрацией производства и капитала, нарастанием транснациональных монопольных тенденций.
Роль корпораций в экономике страны наиболее наглядно выражена в отношении показателей объема продаж или выручки корпораций к валовому внутреннему продукту (ВВП). Так, 10 крупнейших частных компаний России в 2002 г. создали
более 25 % ВВП, а, по оценкам экспертов, крупные интегрированные структуры обеспечивают 85 % ВВП России [1].
Большая часть экспорта также осуществляется крупными отечественными корпорациями сырьевого сектора, поскольку значительная часть экономики связана с экспортом сырья, и в первую очередь — нефти и газа. Так, по данным ЦБ РФ, за период 1994 — 2003 гг. доля энергоресурсов в экспорте увеличилась с 38 до 55 %. [2].
Следовательно, крупнейшими налогоплательщиками должны быть нефтегазовые экспортеры. Однако, по мнению академика Д. С. Львова, две трети доходов нашей страны не зависят от человеческого труда и представляют собой рентные доходы от природных ресурсов, тем не менее 70 % налогов собирается с зарплаты россиян. Таким образом, представляется необходимой существенная корректировка налогового законодательства в целях переноса основного налогового бремени с физических лиц на крупные корпоративные структуры.
В экономике России особую роль играют компании, являющиеся естественными монополиями (ЕМ), этот сегмент представлен следующими корпорациями (табл. 1).
Таблица 1
субъекты естественных монополий в российской Федерации
Естественная монополия Сфера деятельности доля рынка, % Объем реализации в 2003 г., млрд руб. Объем реализации в 2004 г., млрд руб.
ОАО «АК» Транснефть» ОАО «АК «Транснефтепродукт» Транспортировка нефти и нефтепродуктов 93 30 114,2 8,0 142,9 9,4
ОАО «Газпром» Транспортировка газа 100 819,8 887,0
РАО «ЕЭС России» Услуги по передаче электрической и тепловой энергии 70 593,1 797,0
ОАО «РЖД» Железнодорожные перевозки 80 594,5 597,4
Группа компаний Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов — — —
ОАО «Связьинвест» ФГУП «Почта России» Услуги общедоступной электрической и почтовой связи 40 99 132,9 25,0 175,2 27,9
Источник: Финансовая отчетность компаний.
Значимость этого сегмента обусловлена монопольным владением инфраструктурой в базовых отраслях экономики страны, что позволяет обеспечивать системное единство экономики и создает основу для ее развития.
По данным Министерства экономического развития и торговли, за период с 2000 по 2004 г. цены ЕМ увеличились на 300 %. В 2005 г. предельный рост тарифов на газ составил 20 %, на электроэнергию — 10 %, на грузовые железнодорожные перевозки — 9 % [3]. В секторе электросвязи тарифы повысятся на 20—30 %. В итоге это приведет к увеличению затрат в промышленности за счет таких факторов на 3 — 3,5 %. Следует отметить, что многие монополисты при формальном соблюдении ограничений по отпускным ценам повышают тарифы на обслуживание, транспортировку и другие платежи. Вместе с тем ЕМ (в первую очередь ОАО «Газпром») предлагают полностью отказаться от практики установления цен для промышленных потребителей, что приведет к неконтролируемому росту цен в условиях монополии. Как следствие, рост тарифов ЕМ
%
35 30 25 20 15 10 5
_1_
_1_
_1_
_1_
_1_
Год
2001 2002 2003 2004 2005 Влияние тарифов ЕМ на уровень инфляции в стране
оказывает существенное влияние на общий уровень инфляции в стране (см. рисунок).
Существует несколько способов регулирования ЕМ: прямое государственное регулирование, торги за франшизу и ценовая дискриминация. В отечественной практике применяются прямое государственное регулирование (определение тарифов) и ценовая дискриминация (установление перекрестного субсидирования и применение практики льготных тарифов). При этом российским законодателям, специализирующимся на регулировании ЕМ, представляется целесообразным применение теории состязательных рынков — ЕМ сохраняются, но при этом создаются условия для появления на рынке новых игроков. Если монопольный поставщик завышает цены, потребитель должен иметь возможность найти другого [4]. Таким образом, фактически предлагается кардинально изменить существующую практику и отказаться от государственного регулирования и ценовой дискриминации в пользу франшизы.
Актуален вопрос о расширении списка ЕМ — данный процесс неоднозначен с точки зрения последствий для экономики страны в целом. С одной стороны, есть ряд естественно-монопольных субъектов хозяйствования, не являющихся таковыми с точки зрения законодательства («Тольяттиазот», «Каспийский трубопроводный консорциум», АО «Полиэф» и др.). В нефтяной отрасли произошла монополизация региональных топливных рынков. Так, по данным Российского топливного союза, минимум в четверти российских регионов доминирует та или иная крупнейшая нефтяная компания. С другой стороны, очевидно, что расширение списка ЕМ и соответственно ре-
гулирование их тарифов еще в большей степени приведет к увеличению затрат в промышленности и росту уровня инфляции в стране.
По мнению западных экспертов, в России государство расширяет свое влияние на экономику посредством владения контрольным пакетом в 20 крупнейших концернах страны. Кроме того, государство является крупнейшим игроком на рынке «слияний и поглощений» (дело «ЮКОСа»), что позволяет сделать вывод о развитии в России государственно-монополистических отношений. При этом глава Федеральной антимонопольной службы РФ отмечает особенно сильные позиции монополий на региональном уровне [5].
Так, на долю ЕМ приходится более 15 % ВВП России (2003 г. — 17,3 %, 2004 г. — 15,7 %). Для сравнения: во Франции, где сектор государственных предприятий в середине 80-х гг. прошлого века занимал ведущее место среди капиталистических стран, государственные предприятия обеспечивали 17 % ВВП. Следует отметить, что аналогичные процессы усиления государства в экономике страны имели место во всех экономически развитых странах (Великобритания, США, ФРГ, Франция, Япония) в прошлом веке. Тогда национализация осуществлялась в два этапа: в 1950-х (после окончания Второй мировой войны) и 1980-х гг. И только в конце 1980-х — 1990-е гг. правительства этих стран стали снижать вмешательство государства в экономику путем реализации частномонополис-тическому капиталу прибыльных государственных предприятий [6].
Следует отметить тот факт, что государственно-монополистические отношения на данном этапе позволяют создать крупные и мощные с финансовой точки зрения корпорации, о чем свидетельствует растущая зарубежная экспансия российских компаний. Так, если в 1999 г. число поглощений российских компаний иностранными в 3 раза превышало обратный процесс, а по объему сделок — в 23 раза, то в 2003 г. эти показатели стали близкими: количество поглощений российских компаний иностранными лишь в 1,2 раза по числу и в 2,5 по объему сделок превышало обратный процесс. В 2004 г. сохранялся исключительно высокий темп роста слияний и поглощений и увеличение общей стоимости сделок. Наметилась явная тенденция к росту инвестиций в зарубежные предприятия, большинство из которых совершались металлургическими конгломератами и нефтяными компаниями. Глобальные консолидации являются одним из немногих направлений развития для российских компаний, поскольку свободных
и привлекательных активов на внутреннем рынке практически не осталось.
О высокой степени монополизации экономики страны свидетельствуют данные о доли рынка и общих объемах реализации корпоративных структур, в 2004 г. занимающих доминирующее положение в России. Так, согласно расчетам корпорации, обладающие доминирующим положением на рынке страны, производят более 20 % ВВП России.
Таким образом, на долю естественных монополий (табл. 1) и корпораций, обладающих доминирующим положением, приходится более трети ВВП страны, а с учетом крупнейших нефтяных компаний (региональных монополистов) и компаний, предоставляющих услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов (не вошедших в табл. 1), вполне обоснованно можно утверждать, что около 50 % ВВП в Российской Федерации приходится на компании, обладающие монопольным или доминирующим положением на рынке. Государство — крупнейший собственник в России, ему принадлежит 44 % экономики, или более 50 тыс. предприятий (по состоянию на начало 2006 г.) [7]. При этом следует отметить, что после революции (в 1918 г.) завершилась масштабная национализация предприятий, в ходе которой 35 % всех предприятий страны, преимущественно крупных, стало подконтрольным государству [8]. Отсюда следует, что в современной российской экономике доля государства существенно выше, чем после проведения масштабной национализации предприятий в начале ХХ в.
На региональном уровне степень монополизации не менее значительна. Так, в Краснодарском крае практически во всех ключевых отраслях присутствуют компании, обладающие доминирующим положением. (табл. 2)
При отсутствии значительной сырьевой базы в регионе наибольшую долю в структуре ВРП Краснодарского края в 2003 г. занимают транспорт и связь (20,2 %), что подтверждает тезис об инфраструктур-но-сырьевой направленности экономики страны.
С учетом отмеченной монополизации рынка страны на первый план выходят вопросы реформирования естественных монополий в России, поскольку именно монопольная структура многих отраслей российской экономики делает ее неконкурентоспособной и сдерживает рост ВВП. На начало 2006 г. реструктуризация завершена только в одной инфраструктурной монополии — ОАО «Связьинвест», в РАО «ЕЭС» и ОАО «РЖД» реформирование продолжается.
Таблица 2
корпоративные структуры, занимающие доминирующее положение в краснодарском крае
компания Головная компания Отрасль доля рынка, %
ОАО «Южная телекоммуникационная компания» ОАО «Связьинвест» Телеком-муникации Традиционная телефония — 85 Интернет — 51
ОАО «Кубаньэнерго» РАО «ЕЭС России» Электро-энергетика Выработка электроэнергии — 36
ОАО «Роснефть-Краснодарнефтегаз»; ОАО «Роснефть-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» ОАО «Роснефть» Нефтяная и нефтегазовая Нефтедобыча — 87 Переработка нефти — 72
ЗАО «Кубань GSM» АФК «Система» Телеком-муникации Услуги мобильной связи — 70
ОАО «Черномортранснефть» ОАО «АК » Транснефть» Трубопровод-ный транспорт Транспортировка нефти — 90
ООО «Кубаньгазпром» ОАО «Газпром» Газовая Транспортировка газа — 100
Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги ОАО «РЖД» Транспорт Железнодорожные перевозоки — 80
«Росгосстрах-Юг» «Росгосстрах» Финансы Рынок страховых услуг — 50
Краснодарское отделение Юго-Западного Сбербанка России Сбербанк России Финансы Кредиты — 40 Вклады населения — 80
Источник: финансовая отчетность компаний.
В процессе реформирования РАО «ЕЭС» и ОАО «РЖД» предполагается осуществить постепенный переход от функционально-территориального принципа организации к организации управления и учета по видам деятельности.
Реформа РАО «ЕЭС» предполагает, что на базе четырех гидроэлектростанций и десяти теплоэлектростанций будут созданы оптовые генерирующие компании (ОГК). При этом государство сохранит контроль за транспортными магистралями, системным оператором, а также гидро-ОГК. Все остальные производственные мощности и инфраструктура электроэнергетики достанутся частным инвесторам. Однако на практике происходит дальнейшая монополизация электроэнергетики из-за растущей вертикальной интегрированности энергокомпаний (крупных поставщиков сырья), активно скупающих акции энергетических фирм («СУЭК», ОАО «Газпром» и др.).
Реформа ОАО «РЖД» предполагает разделение на две компании, отдельно на компанию, которая будет управлять инфраструктурой, и отдельно на компанию, которая будет осуществлять грузовые перевозки. При этом выделяются в виде дочерних обществ ремонтные виды деятельности, будет создана до 2007 г. федеральная пассажирская компания, создаются пригородные пассажирские компании, а также выделяются в отдельные «дочки» отдельные виды грузовых перевозок.
Следует отметить, что эти реформы осуществляются не по региональному принципу (в отличие от реформы ОАО «Связьинвест»), а объединяются технически совместимые активы, что подорвет основу энергетики и ж/д транспорта (деление на региональные АО-энерго и отдельные дороги). В итоге это приведет в энергетике к нарушению бассейнового принципа построения Единой энергетической системы страны, когда электростанции поочередно снабжают электричеством федеральные бассейны, расположенные в разных часовых поясах. На ж/д транспорте реформа приведет к усилению регионального монополизма перевозчиков, а также, в случае передачи прав владения инфраструктурой в частные руки, повышению аварийности (пример неудачной реформы в Великобритании).
В этой связи положителен опыт реформирования ОАО «Связьинвест», где на базе 72 отдельных региональных компаний электросвязи было создано 7 укрупненных межрегиональных компаний (МРК) в соответствии с Федеральными округами, а за ОАО «Ростелеком» была сохранена роль единого оператора междугородной и международной связи в стране. Первый год работы (2003 г.) МРК показал правильность выбранного подхода к реформированию отечественной системы фиксированной связи: выручка по сравнению с 2002 г. выросла на 26,1 %, рентабельность по прибыли от продаж составила более 35 %, объем капитальных вложений
увеличился на 69 %, введено более 3 млн номеров [9]. Кроме того, преимуществом является развитие МРК новых видов услуг связи, не подверженных регулированию со стороны государства.
В целом, очевидно, что цены на услуги ЕМ будут расти по мере продвижения реформы монополий и стремиться к мировому уровню. Вместе с тем необходимо отметить, что в перспективе антимонопольное законодательство будет изменено в сторону ужесточения ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке и картельный сговор (проекты ФЗ — «О защите конкуренции» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Представляется, что перечисленные меры позволят создать конкурентоспособную рыночную среду. При этом крупные корпорации будут продолжать выполнять значительную роль в экономике страны с одновременным снижением степени монополизма. В условиях экспансии глобального корпоративного капитала необходимо создание инновационных промышленных структур,
способных к органической адаптации с глобальным капиталом, в целях снижения топливно-энергетического экспорта.
Литература
1. Винслав Ю. Холдинги: и зло, и благо // Экономика и жизнь. — 2004. — № 47. — С. 1.
2. Как торгует Россия // «Коммерсантъ». 2004. № 6. С. 8.
3. Головачев В. Ценовые диспропорции // Экономика и жизнь. — 2004. — № 20. — С. 40.
4. Катренко В. С. Что делать с экономикой России? // Финанс. — 2003. — № 16. — С. 19.
5. Чижов М. Кто мешает бороться с монополистами? // Аргументы и факты. — 2005. — № 51. — С. 8.
6. Финансы капитализма: Учебник; Под. ред. Б. Г. Болдырева. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 384 с.
7. Всеобщая национализация // Аргументы и факты. — 2006. — № 4.
8. Верхотуров Д. Н. Экономическая революция Сталина. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. — 352 с.
9. Связьинвест. Годовой отчет 2003.