УДК 612.828
СИСТЕМОГЕНЕЗ И ХАРАКТЕР ЦЕЛОСТНОСТИ САМОКОНТРОЛЯ ЗА ТОЧНОСТЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ СПОРТСМЕНОВ
Е.В. Задорина, А.В. Белоедое, С.В. Аверьянов ЮУрГУ, г. Челябинск
Авторами экспериментально показано, что архитектоника системогенеза, вскрывающая суть и характер регуляции целостности самоконтроля за точностью реализации движений спортсменов представляет собой психофизиологическое звено в виде системного функционального образования.
Ключевые слова: психомоторика единоборцев, психофизиологическое звено механизмов управления движениями, точность реализации движений спортсменов.
Актуальность. Ретроспективный анализ работ, характеризующий историю развития представлений о функциональных системах и системном подходе в решении проблем изучения механизмов регуляции движений человека, начиная с начала XX века до настоящего времени, вскрыл особенности становления и развития современного научного повествования в определении функциональной системы как объективной основы отражения физиологических механизмов регуляции психомоторики человека [1,4, 6, 8]. Тем не менее, при наличии весьма существенного объема исследований, описывающих физиологические механизмы регуляции психомоторики спортсменов, раскрывающих физиологическую картину деятельности центрального регуляторного звена психомоторики единоборцев, парасимпатических и симпатических звеньев регуляции движений в спорте [2, 3, 5, 10], до сих пор не до конца понятны вопросы системогенеза и сути физиологических механизмов регуляции целостности движения человека при осуществлении им собственно спортивной техники, особенно сложных, комплексных элементов точностных движений. Не ясна архитектоника функциональной системы организации целостности самоконтроля за точностью реализации движений в спорте, в том числе - в ударных видах единоборств. Таким образом, выявление архитектоники системогенеза и вскрытие сути и характера физиологических механизмов регуляции целостности самоконтроля за точностью реализации движений боксеров своевременно и актуально.
Организация и методы исследования. Предварительные тензометрические исследования шли по стандартным методикам [9], при этом анализировались показатели реакции опоры ног, силы удара и времени рассогласования удара и постановки ноги на опору. Далее 59 спортсменов были разделены на 4 однородные группы так, чтобы каждая из них содержала в себе равное в пропорциональном отношении количество боксеров раз-
личной квалификации: две экспериментальные и две контрольные. В 1-ю экспериментальную (п 14. где 4 человека - II разряда, 4-1 разряда, 3 -КМС, 3 - МС) и 1-ю контрольную (п = 17, где 5 человек - II разряда, 4-1 разряда, 4 - КМС, 4 -МС) группы вошли боксеры, которые выполняли удар с опережающей постановкой вышагивающей ноги на опору. Во 2-ю экспериментальную (п = 12, где 3 человека - II разряда, 3-1 разряда, 3 - КМС, 3 - МС) и 2-ю контрольную (п = 16, где 4 человека -II разряда, 4-1 разряда, 4 - КМС, 4 - МС) - с запаздывающей. На данном этапе согласно квалификационных групп-участниц эксперимента по методикам [9] учитывались следующие показатели: возраст, стаж занятий, время рассогласования (с), сила удара (кг/кг веса). Здесь для выявления функциональной картины влияний развития целостности самоконтроля на динамическую характеристику ударной техники единоборцев в учебнотренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена разработанная нами витагенная модель технологии развития целостности самоконтроля за точностью реализации движений единоборцев. Данное внедрение шло в виде эксперимента и продолжалось 9 месяцев. Всего было проведено 128 специальных занятий, базовыми средствами осуществления которых являлись унифицированные упражнения, которые выполнялись, главным образом, в подготовительной и заключительной частях УТЗ. В качестве средств срочной информации для визуального контроля одновременно в двух плоскостях применялось зеркало и монитор с камерой, передающий изображение в сагиттальной плоскости и находящийся в поле зрения спортсмена, а также видеозаписи движения, просмотр и разбор которых проводился сразу по окончании занятий. Для контроля времени постановки ноги на опору и временем касания цели, а также силой удара применялось специально разработанное для этих целей техническое устройство, состоящее из двух тензодинамоплатформ под
Проблемы двигательной активности и спорта
левую и правую ноги, и настенная тензоплатформа фасеточного типа. Запись тензограмм опорных реакций и силы удара проводилась на светолучевом осциллографе КМ-21 на светочувствительную бумагу УФ-67 при скорости 100 мм/с.
На начальном этапе в первой экспериментальной группе занимающиеся выполняли упражнение поэтапно: сначала выполнялся удар, а затем, чтобы предотвратить падение - шаг, т.е. с запаздывающей постановкой ноги на опору. Во второй экспериментальной группе испытуемым также было предложено выполнение упражнения и тоже поэтапно, но с ранней постановкой ноги на опору. Удары выполнялись как левой, так и правой руками, в голову и туловище, в атакующей и контратакующей форме, со скоростью 70-80 % от максимальной. Это позволяло спортсменам визуально контролировать движения на мониторе и в зеркале. Время рассогласования сознательно было увеличено. Сила удара произвольно менялась. На втором этапе выполнения упражнения испытуемым было рекомендовано паузу сокращать. Данная рекомендация была сделана с целью исследования изменений выполнения удара с одновременной постановкой ноги на опору. При этом скорость выполнения упражнения оставалась в пределах 80 % от максимальной до максимальной. На третьем этапе ставилась задача научиться выполнять упражнение без зрительного контроля. Занимающиеся выполняли удары с закрытыми глазами и сверяли свои мышечные ощущения с результатами инструментального контроля.
При выявлении изменений точности восприятия временных интервалов (ВВИ) и дифференцирования мышечных точностных усилий (ТУ) боксеров по стандартным методикам [5, 10] в формирующей части исследования обследовалось 2 группы спортсменов в возрасте от 18 до 25 лет включительно, общей численностью 59 человек, где в первую (контрольную) группу (п = 33) вошли спортсмены, в чей учебно-тренировочный процесс не была внедрена витагенная модель, во вторую (экспериментальную) группу (п = 26) - была.
При исследовании динамики показателей ЦТ в меняющихся условиях спортивной деятельности, связанной с вариативностью (ростом и снижением) психических и физических нагрузок, согласно подходам и способам, имеющим место в науке [2, 3], определялось влияние сбивающих факторов (СФ) на помехоустойчивость (ПУ) движений спортсменов. Так, исследовалась динамики целого ряда показателей точностных действий (ТД) (Р; 5Р, Т %) и определялась степень влияния СФ (АР; 8 %) на реализацию целевой точности. Было определено две группы наблюдения и два этапа обследований. В первую группу наблюдения (п = 33) вошли спортсмены контрольной группы, а во вторую (п = 26) -экспериментальной. Возраст участников варьировал от 18 до 25 лет включительно. Технология получения и обработки статистических показателей
основывалась на широком применении различных методов математической статистики [7]. Результаты считались статистически значимыми при р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение.
Проведенные нами предварительные тензометри-ческие исследования на спортсменах различной квалификации показали, что удар может выполняться в трех вариантах: с ранней, одновременной и запаздывающей постановкой левой ноги на опору. Одновременная с ударом постановка ноги на опору отмечена преимущественно только у единоборцев КМС и МС. Выявлена тесная отрицательная статистически значимая взаимосвязь между временем рассогласования и силой удара в раннем (I—II разряды г = -0,74, р < 0,05; КМС-МС г = -0,83, р < 0,01) и средняя статистически значимая взаимосвязь в позднем вариантах (I—II разряды г = -0,6, р < 0,03; КМС-МС г = -0,59, р < 0,01). Вертикальная составляющая реакции опоры левой ноги при ранней и одновременной ее постановке на опору у наблюдаемых различной квалификации носит плавный характер, что свидетельствует о постепенном переносе веса тела (общего центра массы - ОЦМ) на левую ногу. При запаздывающем же варианте она резко возрастает до значительных величин. Это объясняется тем, что в момент удара ОЦМ находится за пределами площади опоры (впереди), т.к. сохраняется опора только на правую ногу, а после удара, чтобы не потерять равновесие, единоборец ставит ногу на опору и при этом вертикаль, опущенная из ОЦМ, проецируется на площадь опоры левой ноги. В связи с этим вертикальная составляющая реакции опоры левой ноги при позднем варианте больше, чем при раннем (I—II разряды t = 12,24, р < 0,01; КМС-МС t = 7,23, р < 0,01). Результаты второго этапа исследования показали, что единоборцы экспериментальных и контрольных групп были однородны не только по возрасту, стажу занятий боксом, квалификации, но и времени рассогласования и силе удара (время ti = 1,52, р > 0,05; t2 = 1,75, р > 0,05; удар ti = 0,57, р > 0,05; t2 = 1,14, р > 0,05). Результаты третьего этапа исследования показали, что в 1-й экспериментальной группе время рассогласования значительно снизилось по сравнению с контрольной группой (t = 28,12, р < 0,01), а сила удара увеличилась (t = 7,23, р < 0,05). По сравнению с исходными данными время рассогласования уменьшилось (t = 6,52, р < 0,05), а сила удара увеличилась (t = 8,45, р < 0,001). Во 2-й экспериментальной группе время рассогласования, по сравнению с контрольной группой, также снизилось (t = 30,0, р < 0,01), а сила удара практически осталась без изменений (t = 0,91, р > 0,05).
Далее для определения структурно-функциональных особенностей мышечных реакций и динамики точностных действий единоборцев контрольной и экспериментальных групп в меняющихся условиях спортивной деятельности было
решено исследовать динамику ВВИ у квалифицированных боксеров, их ТУ на динамометре, а также ЦТ с определением степени влияния ПЭН на её реализацию. Изучение динамики точности восприятия временных интервалов показало, что спортсмены 1-й группы (контрольной) в условиях турнира быстро «перегорают». Причем, как показали настоящие исследования, данный процесс (состояние) отмечается уже за 15 минут до выступления (рис. 1).
Анализ дифференцирования мышечных усилий выявил, что ТУ на динамометре у спортсме-
нов 1-й (контрольной) группы выше в стандартных условиях за 15 минут до выполнения задания, а ниже - за этот же период времени в условиях турнирных состязаний, а также спустя 15 минут после выполнения задания в стандартных условиях, нежели чем у спортсменов 2-й (экспериментальной) группы (рис. 2).
Такое относительное повышение ТУ спортсменов 2-й группы за 15 минут до выполнения задания в условиях турнирных состязаний можно объяснить более низким уровнем их нервно-мышечного возбуждения.
1,500-Ґ^
1,000
0,500-
0,000
-0,500
-1,000
-1,500
утром
за 15 мин спустя 15 мин
Условные
обозначения:
■ стандартные 1-ая В турнир 1-ая □ стандартные 2-ая В турнир 2-ая
Рис. 1. Динамика точности восприятия временных интервалов (в мс) у боксеров контрольной (1-я) и экспериментальной (2-я) групп в условиях повышения степени экстремальности ситуации
1,200-,
1,000
0,800-
0,000
утром
за 15 мин
спустя 15 мин
Условные
обозначения:
■ стандартные 1-ая В турнир 1-ая И стандартные 2-ая В турнир 2-ая
Рис. 2. Динамика точности усилий на динамометре (в граммах) у боксеров контрольной (1-я) и экспериментальной (2-я) групп в условиях повышения степени экстремальности ситуации
Проблемы двигательной активности и спорта
Динамика показателей целевой точности боксеров контрольной и экспериментальных групп показала, что среднегрупповой показатель ЦТ у единоборцев 1-й группы во второй части исследования составил 45,4 %, что ниже исходного уровня на 3,5 % (см. таблицу). Показатель ЦТ 2-й группы во второй части исследования составил 74,2 %, что ниже исходного уровня на 1,3 %.
В психофизиологических механизмах управления двигательными качествами, манифестирующими полученную динамику значений и связанными с имеющейся в нашем случае реализацией ЦТ единоборцев, особую роль играют общие принципы организации ЦНС спортсменов. Сигналы о результате действия поступают в нервный центр с помощью сети рецепторов: кожных рецепторов прикосновения и давления; проприорецеп-торов мышц и суставов. Так с помощью афферентных проекционных путей осуществляется наиболее жесткая нервная афферентация.
Линейное распространение возбуждений обеспечивает передачу последних от периферических специализированных рецепторов через различные ядра головного мозга вплоть до коры большого мозга. Проекционный лемнисковый путь передает возбуждения в головной мозг от кожных рецепторов давления и прикосновения, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Так возбуждение от рецепторов поступает в задние столбы спинного мозга, затем через ядра продолговатого мозга и вентробазальный комплекс таламуса достигает соматосенсорной области коры большого мозга, обеспечивая целостность реализации контроля за точностно-целевым движением.
Выводы
1. Разработанная и апробированная нами ви-тагенная модель объективно повышает эффективность ударной техники в боксе и сокращает сроки
обучения сильному удару при выполнении его в передвижениях.
2. Анализ структурно-функциональных особенностей мышечных реакций и динамики точностных действий единоборцев контрольной и экспериментальных групп научно-экспериментально доказал объективность предложенной нами вита-генной модели, где среднегрупповой показатель
ЦТ у спортсменов контрольной группы с увеличением ПЭН составил 45,4 %, что ниже исходного уровня ЦТ на 3,5 %. Данный показатель у боксеров экспериментальной группы в условиях ПЭН составил 74,2 %, что ниже исходного уровня на 1,3 %; степень влияния ПЭН на ЦТ по абсолютному уменьшению вероятности Р попаданий в контрольной группе в стандартных условиях и в условиях ПЭН осталась неизменной. Та же степень с той же точки зрения оценки в экспериментальной группе уменьшилась на 0,07 единиц по сравнению с исходным уровнем, определенным в стандартных условиях; степень влияния ПЭН на ЦТ по относительному уменьшению вероятности Р попаданий в экстремальных условиях изменилась у спортсменов экспериментальной группы на 7,5 % в сторону уменьшения. Тот же показатель у представителей контрольной группы в тех же условиях поднялся незначительно - всего на 0,3 % по сравнению с уровнем, определенным в стандартных условиях.
3. Архитектоника системогенеза, вскрывающая суть и характер физиологических механизмов регуляции целостности самоконтроля за точностью реализации движений боксеров представляет собой психофизиологическое звено в виде системного функционального образования.
Литература
1. Амосов, Н.М. Теоретические исследования физиологических систем. Математическое моде-
Показатели целевой точности боксеров контрольной и экспериментальной групп в меняющихся условиях двигательной деятельное™
Показатели В стандартных условиях В условиях повышенной эмоциональной напряженности
1 группа 2 группа 1 группа 2 группа
Среднестатистическая вероятность попадания в цель -заданную область (Р) 0,69 0,85 0,67 0,86
Максимальное значение вероятности попаданий в цель -заданную область, в группе (Ртах) 0,78 0,93 0,76 0,87
Стандартное отклонение среднестатистической вероятности попаданий в заданную область (5Р) 0,12 0,08 0,14 0,08
Целевая точность группы (Т) % 48,9 75,5 45,4 74,2
жирование / Н.М. Амосов, Б.Л. Палец, Б.Г. Агапов. — Киев: Наукова думка, 1987. - 245 с.
2. Елисеев, Е.В. Помехоустойчивость организма спортсмена: структура, механизмы, адаптация: монография / Е.В. Елисеев. - Челябинск: Экодом, 2003. — 357 с.
3. Ивойлов, А.В. Помехоустойчивость движений спортсмена / А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. —108 с.
4. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С. Каган. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-324 с.
5. Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте /
В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. —176 с.
6.Русалов, В.М. Биологические основы индивидуальных различий / В.М. Русалов. - М.: Наука, 1996.-316 с.
7. Садовский, Л.Е. Математика и спорт / Л.Е. Садовский, А.Л. Садовский. - М.: Наука, 1985. -190 с.
8. Судаков, КВ. Общая теория функциональных систем/КВ. Судаков. -М.: Медицина, 1984.-224 с.
9. Уилмор, Дж.Х. Физиология спорта и двигательная активность / Дж. X. Уилмор, Д.Л. Костил; пер. Н.Г. Карпеева. -Киев, 2006. —504 с.
10. Худадов, Н.А. Психологические факторы надежности спортсмена / Н.А. Худадов // Психология спорта высших достижений. - М., 1989. —
С. 122-125.
Поступила в редакцию 20 сентября 2008 г.