Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаров Олег Сергеевич

Статья посвящена проблеме нормативного обеспечения информационной безопасности. Определены актуальные проблемы систематизации законодательства в данной области. Выработаны параметры, характеризующие развитость национальной правовой системы и законодательства в области обеспечения информационной безопасности. Дана оценка современному состоянию законодательства Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC VIEW ON THE REGULATORY PROVISION OF INFORMATION SECURITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article focuses on the issue of regulatory information security. The current problems of systematization of legislation in this area have been identified. Parameters have been developed that characterize the development of the national legal system and information security legislation. The current state of the legislation of the Republic of Belarus has been assessed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

Информационное право

СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

МАКАРОВ Олег Сергеевич,

доктор юридических наук, доцент, директор Белорусского института стратегических исследований. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена проблеме нормативного обеспечения информационной безопасности. Определены актуальные проблемы систематизации законодательства в данной области. Выработаны параметры, характеризующие развитость национальной правовой системы и законодательства в области обеспечения информационной безопасности. Дана оценка современному состоянию законодательства Республики Беларусь.

Abstract: The article focuses on the issue of regulatory information security. The current problems of systematization of legislation in this area have been identified. Parameters have been developed that characterize the development of the national legal system and information security legislation. The current state of the legislation of the Republic of Belarus has been assessed.

Ключевые слова: информационная безопасность, законодательство, правовое обеспечение информационной безопасности, нормативные правовые акты, информационные ресурсы, система законодательства.

Keywords: information security, legislation, legal provision of information security, legal acts, information resources, the system of legislation.

Ведущими российскими теоретиками информационного права обоснованно доказывается сформированность отрасли информационного законодательства, а нормативное обеспечение информационной безопасности характеризуется наличием «своеобразного юридического режима»1. Однако во многих государствах - участниках СНГ нормативное обеспечение информационной безопасности на национальном и международном уровнях сохраняет лакуны правовой мысли. Современное нормотворчество «залатывает» вызванные скачками информатизации новые социальные отношения, в связи с чем изобилует несистемными однодневными актами, часто технического характера.

По нашему мнению, проблема нормативного обеспечения информационной безопасности во многих государствах -участниках СНГ, в том числе, в Республике Беларусь заключается в том, что в этой сфере не проводилась систематизация законодательства и нормы хаотично «размазаны» по разным сферам и отдельным нормативным правовым актам.

Однако при реализации намерения упорядочения нормативного массива в области информационной безопасности законодатель неминуемо сталкивается с проблемой критерия систематизации законодательства2.

По нашему мнению, предшествующая систематизации оценка состояния существующего нормативного обеспечения информационной безопасности государства должна учитывать ряд параметров3. К их числу следует отнести:

Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Т. А. Поляковой, А. А. Стрельцова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 325 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс. С. 66-67

2 Т.А.Полякова предлагает систематизировать законодательство в области обеспечения информационной безопасности на основе теоретической конструкции комплексных институтов законодательства (Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Т. А. Поляковой, А. А. Стрельцова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 325 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс. С. 69).

3 О принятии Рекомендаций по совершенствованию и гармонизации националь-

ного законодательства государств - участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности: Постановление МПА СНГ, 23 ноября 2012 г., № 38-20 // Информационный бюллетень МПА СНГ. - 2013, № 57. Часть 2. - С. 161.

1) охват нормативного обеспечения всех сфер информационной безопасности, образующих интегрированное состояние информационной безопасности, таких как: защита информационных ресурсов; обеспечение государственной политики в информационной сфере; обеспечение безопасности КВО ИТИ; противодействие деструктивному информационному воздействию; противодействие преступлениям в информационной сфере; обеспечение безопасности международного информационного обмена.

2) степень юридической силы нормативных актов, регулирующих отношения в сфере информационной безопасности (на современном этапе развития информационного законодательства минимально достаточным может быть признан подход, требующий, чтобы каждая из названных выше категорий информационных отношений была урегулирована законом);

3) конституционная закрепленность отношений, возникающих по поводу защиты базовых прав и интересов взаимодействующих субъектов4;

4) регламентация системы субъектов обеспечения информационной безопасности и нормативное закрепление их функций и полномочий;

5) нормативное закрепление ответственности за нарушение норм, регулирующих отношения в области информационной безопасности;

6) имплементация в национальное законодательство модельных законов и рекомендательных актов в области информационной безопасности и ратификация основных международных соглашений в данной сфере.

Практическое применение сформированной выше конструкции позволит определить уровень нормативно-правового обеспечения информационной безопасности государства и готовность ее правовой системы к дальнейшему генезису информационных отношений.

Примером может служить конституционная закрепленность свободы доступа граждан к информации о деятельности государства.

В русле заявленного подхода проведено изучение нормативного обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь. Обзор результатов исследования позволяет проследить развитость законодательства, а также пробелы национального нормотворчества в данной области. Предложенная при этом классификация норм может являться отправной точкой для систематизации законодательства.

Нормативное обеспечение международной информационной безопасности. Беларусь активно участвует в инициативах по обеспечению международной информационной безопасности. Так, в 2013 году подписано двустороннее белорусско-российское соглашение о сотрудничестве в сфере обеспечения международной информационной безопасности1. В ноябре того же года подписано Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности2. 1 апреля 2019 года в Республике Беларусь вступило в силу Соглашение о сотрудничестве государств - членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности3. 25 октября 2019 года решением Совета глав правительств СНГ утверждена Стратегия обеспечения информационной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств4.

Обеспечение информационной безопасности в Республике Беларусь. Как уже указывалось, в Республике Беларусь нормы, регулирующие конкретные аспекты информационной безопасности, инкорпорированы в отраслевое законодательство. Специальные нормативные правовые акты об обеспечении информационной безопасности сводится исключительно к законам о ратификации международных соглашений в денной области. Единственным специальным правовым актом, регулирующим вопросы информационной безопасности, является Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 года №1 «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь»5. Информационной безопасности в прямой постановке касаются также акты технического регулирования6.

Нормативное закрепление прав в информационной сфере. Законодательство Республики Беларусь в качестве одного из способов правового обеспечения информационной безопасности предусматривает закрепление неотчуждаемых

1 Закон Республики Беларусь от 04.01.2015 N 234-3 "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности"

2 Закон Республики Беларусь от 14.07.2014 № 179-3 "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности"

3 Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 27 апреля 2018 г. № 149 «Об утверждении международного договора».

4 http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=6162

5 http://president.gov.by/uploads/documents/2019/1 post.pdf

6Например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от

15.05.2013 № 375 "Об утверждении технического регламента Республики Бела-

русь "Информационные технологии. Средства защиты информации. Информаци-

онная безопасность" (ТР 2013/027/ВУ)"

прав на нематериальные блага7, в том числе, такие неимущественные «информационные» права, как право на тайну8, право во на защиту информации9, права на результаты интеллектуальной деятельности10. Защита указанных прав осуществляется не только посредством их признания11, но и обеспечивается ответственностью за их нарушение12. Также правовой мерой обеспечения информационной безопасности является признание конституционного права на информацию и закрепление свободы сбора, обработки и распространения информации13. Кроме этого, в целях обеспечения безопасности в процессе информационного взаимодействия законодательство регламентирует права и обязанности субъектов отношений14.

Нормативное регулирование обеспечения информационной безопасности в СМИ. С развитием коммуникационных технологий начал обосабливаться институт правового обеспечения СМИ, так называемое «медиа-право»15. В рамках данного института нормативное обеспечение информационной безопасности реализуется посредством законодательного закрепления ряда запретов16. Кроме этого, в республике созданы организационно-правовые механизмы предупреждения распространения посредством СМИ деструктивной информации17.

7 Статья 151 Кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З "Гражданский кодекс Республики Беларусь"

8 Статья 28. Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. ("Конституция Республики Беларусь 1994 года" (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004))

Статья 31. Права и обязанности субъектов информационных отношений по защите информации. Статья 32. Защита персональных данных (Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З "Об информации, информатизации и защите информации") 10 Статья 51. Интеллектуальная собственность охраняется законом. ("Конституция Республики Беларусь 1994 года" (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004))

1 Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 N 2181 -XII "О товарных знаках и знаках обслуживания", Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З "Об авторском праве и смежных правах", Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 N 160-З "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы", Закон Республики Беларусь от 13.04.1995 N 3725-Х11 "О патентах на сорта растений", Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 N 214-З "О правовой охране топологий интегральных микросхем", Закон Республики Беларусь от 17.07.2002 N 127-З "О географических указаниях", Закон Республики Беларусь от 16.11.2010 N 190-З "О наименованиях географических объектов"

12 Статья 201. Нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь").

13 Статья 33. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Статья 34. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Статья 40. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Статья 50. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения ("Конституция Республики Беларусь 1994 года" (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004)).

Статья 36. Право на получение, хранение и распространение информации (Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З "О средствах массовой информации") Статья 6. Право на информацию (Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З "Об информации, информатизации и защите информации")

14 Глава 8 Права и обязанности субъектов информационных отношений. Ответственность за нарушение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации (Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З "Об информации, информатизации и защите информации")

15 См., например, Петрова Н., Якубенко В. Медиа-право. - М. 2007. - 276с.

16 Статья 38. Информация, распространение которой в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах запрещено (Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З "О средствах массовой информации"). Статья 10. Общие требования к рекламе (Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З "О рекламе")

7 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.10.2008 N 1571 "Об экспертных комиссиях по предотвращению пропаганды порнографии, насилия

Концептуальным принципом безопасности белорусского информационного общества является запрет цензуры, включающий в себя запрет на ограничение свободы информации (особенно касающейся безопасности граждан), запрет на монополизацию СМИ и воспрепятствование их деятельности1. Данный запрет облечен в конституционную форму2 и обеспечен уголовной ответственностью в случае нарушения3.

С учетом того, что информационная безопасность включает в себя и безопасность самих средств массовой информации, как основного источника коммуникации общества, - нормативное регулирование информационной безопасности предусматривает и положения, защищающие деятельность СМИ4. Кроме этого, нормативно регулируется обеспечение информационной безопасности от таких рисков, как использование СМИ в деструктивных целях (например, для нарушения избирательных прав5).

Нормативное регулирование обеспечения информационной безопасности в сети Интернет. Новыми и наиболее сложными для правого регулирования отношениями является социальное взаимодействие в сети Интернет. Правоотношения во всемирной сети еще далеки от окончательного формирования. Трансграничный характер отношений сталкивается с барьерами правовых семей. Обществом пока не согласованы границы правового опосредования свободы взаимоотношений. Однако в этих условиях общество уже сформулировало и облекло в правовую и даже нормативную формы (на уровне международных соглашений и национального законодательства) основные запреты, формирующие основу обеспечения информационной безопасности в сети Интернет. Среди них запрет на распространение посредством сети Интернет деструктивной либо ложной информации6, запрет на использование сети Интернет для совершения компьютерных преступлений7. В то же

и жестокости". Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.08.2014 N 810 "Об экспертных комиссиях по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма"

1 Статья 5. Свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Статья 6. Недопустимость монополизации средств массовой информации Статья 7. Недопустимость незаконного ограничения свободы массовой информации (Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З "О средствах массовой информации")

2 Статья 33. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение ("Конституция Республики Беларусь 1994 года" (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004))

3 Статья 197 («преследование граждан за критику»), статья 198 («воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»), статья 268 («сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды»), статья 308 («несообщение информации об опасности для жизни людей») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь")

4 Статья 39 («защита источника информации») (Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З «О средствах массовой информации»)

5 Статья 46 («использование средств массовой информации в предвыборной кампании, при проведении референдума»), статья 149 («агитация за или против отзыва члена Совета Республики») (Кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 N 370-З "Избирательный кодекс Республики Беларусь")

6 Часть 2 статьи 188 («клевета»), часть 2 статьи 343 («изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера»), часть 2 статьи 343-1. («изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего»), статья 367 («клевета в отношении Президента Республики Беларусь») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь")

7 Статья 212 («хищение путем использования компьютерной техники»), статья

349 («несанкционированный доступ к компьютерной информации»), статья 350

(«модификация компьютерной информации»), статья 351 («компьютерный сабо-

время, правовое обеспечение безопасности строится не только на запретах. В таких новых для общества отношениях, как «сетевые» большую роль играют законодательно закрепленные правила правомерного использования сети Интернет, включающие реализацию государственной политики в коммуникационной среде, архитектуру общественного взаимодействия, обеспечение прав и интересов субъектов отношений8 и ответственность за нарушение правил правомерного использования сети Интернет 9

Нормативное регулирование обеспечения информационно-психологической безопасности. Деструктивное информационное воздействие на общество и государственные институты является одной из основных потенциальных угроз национальной безопасности Республики Беларусь10. Распространение информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде государств рассматривается как угроза информационной безопасности в международных правовых актах, заключенных Беларусью, Россией11 и в рамках ШОС12.

Для понимания сущности деструктивного (вредного) информационно-психологического воздействия на население и государство в целом возможно воспользоваться Рекомендациями по сближению и гармонизации законодательства государств-членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасности13 и констатировать, что это - влияние через

таж»), статья 352 («неправомерное завладение компьютерной информацией»), статья 353 («изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети»), статья 354 («разработка, использование либо распространение вредоносных программ»), статья 355 («нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь"). Статья 22.6 («несанкционированный доступ к компьютерной информации) (Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях")

8 Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 N 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет", Указ Президента Республики Беларусь от 23.01.2014 N 46 "Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 N 644 "О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет" (вместе с "Положением о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь"), Постановление Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.02.2015 N 6/8 "Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет"

9 Статья 22.16 («нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет») (Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях")

10 Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 окт. 2010 г., №575 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

11 О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2015 г., № 234-3 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017. (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 9 января 2015 г. N 2/2232).

2 Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16 июня 2009 года [Электронный ресурс] / Законодательство стран СНГ. - Режим доступа:

Ьазе.8рт!огт.ги/зИом^ос.^?гдп=28340. - Дата доступа: 06.05.2017. 13 Постановление ПА ОДКБ «О проекте Рекомендаций по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационно-коммуникационной безопасности [Электронный ресурс] /

массовое общественное сознание на политические и социально-экономические процессы в государствах, государственные органы и организации этих стран в целях ослабления их обороноспособности, нарушения общественной безопасности, принятия заведомо невыгодных решений, заключения заведомо невыгодных международных договоров, ухудшения отношений с другими государствами, создания внутренней социально-политической напряженности, формирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, разрушения традиционных духовных и нравственных ценностей, создания препятствий для нормальной деятельности государственных органов, а также причинения иного ущерба национальной безопасности.

Предупреждение деструктивного информационно-психологического воздействия на население не может эффективно осуществляться исключительно затруднением деструктивных информационных потоков, дозированием вредной информации или иными ограничительными мерами, поскольку они, как правило, малоэффективны с технической точки зрения и почти никак не регулируются на межгосударственном уровне. В этих условиях важнейшим средством обеспечения информационной безопасности становится правовое регулирование. В первую очередь, посредством введения запретов на осуществление информационно-психологического воздействия и ответственности за такую противоправную деятельность, как деструктивная про-паганда1, призывы и иное побуждение к совершению преступлений и антисоциальных деяний2, распространение ложной ин-формации3, сокрытие общественно важной информации4, публичные оскорбления, унижение чести и достоинства5.

Нормативное регулирование защиты информационных ресурсов. Обеспечение безопасности информационных ресурсов является одной из важнейших составляющих обеспечения информационной безопасности. В правовой методологии кроме института тайн защита информационных ресурсов осуществляется посредством ряда регламентов, а также запретов, связанных с обеспечением правовой принадлежности инфор-

ПА ОДКБ. - Режим доступа: http://www.paodkb.ru/upload/iblock /c07/rekomendatsii-po-sblizhen.-i-garmoniz.-natsion.-zak_va-gos. - Дата доступа: 06.05.2017.

Статья 123 («пропаганда войны»), статья 130 («разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь"), Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.10.2008 N 1571 "Об экспертных комиссиях по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости"

2 Статья 146 («склонение к самоубийству»), статья 361 («призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь")

3 Статья 188 («клевета»), статья 249 («дискредитация деловой репутации конкурента»), статья 250 («распространение ложной информации о товарах и услугах»), статья 257 («обман потребителей»), статья 340 («заведомо ложное сообщение об опасности»), статья 350 («модификация компьютерной информации»), статья 369-1 («дискредитация Республики Беларусь»), статья 400 («заведомо ложный донос»), статья 401 («заведомо ложное показание») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь")

4 Статья 268 («сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь")

5 Статья 189 («оскорбление»), статья 369 («оскорбление представителя власти»)

(Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Респуб-

лики Беларусь")

мации, ее доступности и целостности (неизменности) 6.

Нормативное обеспечение безопасности информационных ресурсов также включает в себя обеспечение безопасности архивного дела и делопроизводства. Под безопасность в данном случае понимается не только надежность функционирования систем документооборота7, но обеспечение реализации основных интересов личности, общества и государства, связанных с документированной информацией. В первую очередь, это обеспечение доступности документов8, обеспечение их сохран-ности9, защита информации в электронном документообороте10.

Нормативное регулирование института тайн. В правовом обеспечении информационной безопасности институт тайн является одним из древнейших и наиболее устоявшихся. Защита конфиденциальности информации рассматривается как один из столпов обеспечения информационной безопасности. В связи с этим развитость нормативного регулирования тайн отчасти отражает уровень обеспечения информационной безопасности в целом.

Институт тайн в национальном законодательстве Республики Беларусь представлен, в первую очередь, конституционно закрепленной тайной личной (частной) жизни11, включая тайну корреспонденции12 и тайну телефонных переговоров13.

Ряд ведущих исследователей в области тайноведе-ния высказываются о необходимости конституционного закрепления государственных секретов, как необходимого балансира свободы информации14. В то же время, в Республике Беларусь

6 Статья 28 («основные требования по защите информации»), статья 29 («меры по защите информации»), статья 30 («организация защиты информации») (Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З "Об информации, информатизации и защите информации"). Указ «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации" (вместе с "Положением о технической и криптографической защите информации в Республике Беларусь")» Статья 22.7 («нарушение правил защиты информации), статья 22.8 («незаконная деятельность в области защиты информации») (Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях")

7 Указ Президента Республики Беларусь от 20.09.1996 N 373 "Об утверждении Положения о Национальном архивном фонде Республики Беларусь, а также сети государственных архивных учреждений Республики Беларусь". Статья 22.11 («нарушение законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства») (Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях")

8 Статья 204 («отказ в предоставлении гражданину информации») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь"). Статья 22.10 («незаконный отказ в доступе к архивному документу») (Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях")

9 Статья 24 («обеспечение сохранности документов Национального архивного фонда») (Закон Республики Беларусь от 25.11.2011 N 323-З "Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь")

10 Статья 23 («назначение и применение электронной цифровой подписи») (Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 N 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи")

1 Статья 28 Конституции Республики Беларусь 1994 года" (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004), статья 18 («информация о частной жизни физического лица и персональные данные») (Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З "Об информации, информатизации и защите информации"), статья 179 («незаконные собирание либо распространение информации о частной жизни») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь")

12 Статья 203 («нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь"), статья 13 («тайна почтовой связи») (Закон Республики Беларусь от 15.12.2003 N 258-З "О почтовой связи")

13 Статья 54 («тайна телефонных и иных сообщений») (Закон Республики Беларусь от 19.07.2005 N 45-З "Об электросвязи")

4 Юсупов РМ, Вус М.А. Институт государственной тайны: постсоветское пространство // Управленческое консультирование - №4. - 2017. - С. 8-13

данная идея прямой практической реализации не получила. Однако легитимность государственных секретов подтверждена решением Конституционного Суда1. Необходимо также отметить значительную нормативную развитость и детализацию отношений в области государственных секретов (включая нормативное обеспечение международного сотрудничества2). Как и юридическую полноту ответственности за правонарушения в данной сфере3.

Так же законодательно регулируется использование коммерческой тайны4 и ее защита5. Нормативно закреплены категории банковской тайны6, служебной информации ограниченного распространения (ДСП)7, налоговой тайны8, тайны голосования9. Регламентируется ответственность за разглашение врачебной тайны10, тайны усыновления11, тайны следст-12

венных действии12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельного внимания заслуживает такой вид информации ограниченного распространения, как персональные данные. Отнесение персональных данных к тайнам достаточно условно, поскольку в основе их природы лежит не свойство конфиденциальности информации, а режим ее использования, учитывающий интересы личности. В Республике Беларусь за-

1 "О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О государственных секретах" Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 08.07.2010 N Р-487/2010 // "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 05.08.2010, N 185, 6/917

2 Например, Закон Республики Беларусь от 23.10.2014 N 195-З "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном обеспечении сохранности секретной информации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 года", Закон Республики Беларусь от 08.01.2004 N 265-З "О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о взаимном обеспечении защиты государственных секретов Республики Беларусь и государственной тайны Российской Федерации"

3 Статья 356 («измена государству»), статья 358 («шпионаж»), статья 373 («умышленное разглашение государственной тайны»), статья 374 («разглашение государственной тайны по неосторожности»), статья 375 («умышленное разглашение служебной тайны») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь"), статья 22.15 («разглашение служебной тайны по неосторожности») (Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях")

4 Закон Республики Беларусь от 05.01.2013 N 16-З "О коммерческой тайне",

5 Статья 254 («коммерческий шпионаж»), статья 255 («разглашение коммерческой тайны») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь"), статья 22.13 («разглашение коммерческой или иной тайны») (Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях")

6 Статья 121 («банковская тайна») (Кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 N 441-З "Банковский кодекс Республики Беларусь")

7 Статья 18-1. Служебная информация ограниченного распространения (Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З "Об информации, информатизации и защите информации"; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783 «О служебной информации ограниченного распространения» Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.08.2014, 5/39265

8 Статья 29 («налоговая тайна») (Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 N 166-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь"), Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.09.2004 N 1149 "Об утверждении Положения о порядке хранения сведений, составляющих налоговую тайну, доступа к ним и их разглашения"

Статья 9 («тайное голосование») (Кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 N 370-З "Избирательный кодекс Республики Беларусь")

10 Статья 178 («разглашение врачебной тайны») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь")

11 Статья 136 («тайна усыновления») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 278-З "Кодекс Республики Беларусь о браке и семье"), статья 177 («разглашение тайны усыновления (удочерения)») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь")

12 Статья 407 («разглашение данных дознания, предварительного следствия или

закрытого судебного заседания»), статья 408 («умышленное разглашение сведе-

ний о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного

процесса») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный

кодекс Республики Беларусь")

конодательное закрепление персональных данных специальным нормативным актом находится в процессе разработки13, однако существующих норм достаточно для правового закреп-

14

ления данной категории14.

Нормативное регулирование безопасности информационных систем. Понятием «информационная безопасность» охватывается защищенность информационных систем, включающих системы передачи данных. Правовое регулирование в области связи и коммуникаций отличается обособленностью, трансграничным характером (правовым модератором выступает Международный союз электросвязи) и спецификой регулирования (основными источниками являются акты технического регулирования - стандарты и кодексы устоявшейся практики).

В Республике Беларусь нормативное обеспечение безопасности систем электросвязи традиционно базируется на системе запретов15, обеспеченных ответственностью за их не-исполнение16. Аналогично нормативно обеспечивается безопасность компьютерной сети17 и почтовой связи18.

Помимо обеспечения безопасности коммуникационных систем белорусский законодатель в поле правового внимания удерживает безопасность информационной инфраструктуры в целом. Организационное и правовое обеспечение безопасности концептуально информационной инфраструктуры основано на градировании ее объектов (по критериям «ценность» - «опасность»). В этих целях используется распространенный подход критически важных объектов информатизации19.

Законодательство о противодействии преступле-

13 Проект закона о персональных данных (Ь|йрз://ргауо.Ьу^оситепУ?д|^=3941 &р0=2019023001)

14 Статья 32 («защита персональных данных») (Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З "Об информации, информатизации и защите информации"), статья 31 («защита персональных данных. Правовой режим персональных данных, содержащихся в регистре») (Закон Республики Беларусь от 21.07.2008 N 418-З "О регистре населения")

15 Закон Республики Беларусь от 19.07.2005 N 45-З "Об электросвязи", Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.2016 N 98 "О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 N 1055 "Об утверждении Правил оказания услуг электросвязи", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.06.2014 N 563 "Об утверждении Правил оказания услуг специальной связи", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 N 1054 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за электросвязью в Республике Беларусь"

16 Статья 372 («нарушение правил охраны линий связи») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь"), статья 22.2 («нарушение порядка регистрации, приобретения, ввоза на территорию Республики Беларусь радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»), статья 22.3 («нарушение установленных норм на параметры излучения, правил использования радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»), статья 22.4 («нарушение правил охраны линий и сооружений связи»), статья 22.5 («самовольное использование сетей электросвязи») (Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях")

17 Статья 355 («нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети») (Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З "Уголовный кодекс Республики Беларусь")

18 статья 35 («ответственность операторов почтовой связи»), статья 36 («ответственность пользователей услуг почтовой связи») (Закон Республики Беларусь от 15.12.2003 N 258-З "О почтовой связи")

19 Указ Президента Республики Беларусь от 25.10.2011 N 486 "О некоторых мерах по обеспечению безопасности критически важных объектов информатизации" (вместе с "Положением об отнесении объектов информатизации к критически важным и обеспечении безопасности критически важных объектов информатизации"), Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2012 N 293 "О некоторых вопросах безопасной эксплуатации и надежного функционирования критически важных объектов информатизации" (вместе с "Порядком защиты критически важных объектов информатизации по отраслевому принципу")

ниям против информационной безопасности. Нормативное обеспечение информационной безопасности основывается не только на криминализации общественно опасных деяний, создающих угрозу интересам личности, общества и государства в информационной сфере, но и закреплением норм, создающих условия для эффективного противодействия данным преступлениям в силу их латентности, технической обусловленности и соразвития с процессами информатизации (Статья 43 («обязанности операторов электросвязи и поставщиков услуг электросвязи при проведении оперативно-розыскной деятельности») (Закон Республики Беларусь от 19.07.2005 N 45-З "Об электросвязи"). Статья 24-1 («обязанности операторов почтовой связи при взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность») (Закон Республики Беларусь от 15.12.2003 N 258-З "О почтовой связи"), Указ Президента Республики Беларусь от 05.01.2015 N 4 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия операторов почтовой связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность", Указ Президента Республики Беларусь от 28.11.2013 N 527 "О вопросах создания и применения системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.08.2014 N 810 "Об экспертных комиссиях по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма" , Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2001 N 475 "Обутверждении Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации", "Протокол о взаимодействии государств -членов Организации Договора о коллективной безопасности по противодействию преступной деятельности в информационной сфере" (Подписан в г.Москве 23.12.2014)).

Заключение. Законодательство Республики Беларусь, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, соответствует уровню нормативного регулирования данной сферы в государствах - участниках СНГ. Также национальное законодательство в области обеспечения информационной безопасности отвечает темпам информатизации белорусского общества. Отечественное регулирование обеспечения информационной безопасности концептуально и Библиография:

нормативно совместимо с подходами сопредельных государств (как участников СНГ, так и иных партнеров), что создает основу для международного взаимодействия. При этом современное белорусское законодательство в области обеспечения информационной безопасности это не калька с зарубежных аналогов, а оригинальная, теоретически обоснованная совокупность нормативных актов.

В то же время, нормативное регулирование обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь сепаратно развивается по нескольким направлениям: обеспечение информационной безопасности в СМИ, обеспечение информационной безопасности в сети Интернет, обеспечение информационно-психологической безопасности, регулирование института тайн, регулирование безопасности систем связи, техническая защита информации, безопасность архивного дела и делопроизводства. Данные направления располагают собственными системами законодательства (от законов до подзаконных актов). Каждая из систем имеет оригинальный понятийный аппарат и собственную теоретическую основу. Нормотворчество по ним обеспечивается разными государственными органами.

В результате, при общей урегулированности отношений, в Республике Беларусь, как и в большинстве других стран Содружества, пока не сформирована целостная система нормативного обеспечения информационной безопасности.

Так же в национальном информационном законодательстве смешаны позитивные и охранительные нормы. В результате, каждый законодательный акт (например, об информатизации, СМИ или связи) содержит зачатки правового регулирования безопасности, без выделения специальных субъектов («своими силами»), без определения их прав и полномочий, без разделения процессов информационного развития и обеспечения безопасности. С другой стороны, в Уголовном кодексе множество норм, касающихся ответственности за совершение преступных деяний в информационной сфере не обеспечено позитивными нормами, определяющими правила поведения.

Изложенное подвигает к внесению предложений о развитии положений Концепции информационной безопасности Республики Беларусь, посредством разработки и принятия базового специального Закона «Об обеспечении информационной безопасности Республики Беларусь», интегрирующего нормативное регулирование обеспечения информационной безопасности.

Бачило И.Л. О причинах и мотивах правонарушений в области расовых, этнических, национальных и религиозных отношений / И.Л. Бачило // Государство и право. - № 3. - 2013. - С. 33-43.

Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Т. А. Поляковой, А. А. Стрельцова. — М.: Издательство «Юрайт», 2016. — 325 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс. Петрова Н., Якубенко В. Медиа-право. - М., 2007. - 276 с.

Систематизация и кодификация информационного законодательства / Отв. ред. И.Л. Бачило. Сб. науч. работ. - М.: ИГП РАН - Изд-во «Канон+», 2015 - 216с. - С. 7-12.

Юсупов Р.М., Вус М.А. Институт государственной тайны: постсоветское пространство // Управленческое консультирование - 2017. - №4. - С. 8-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.